ГУРА и ЖИЗНЬ
		Комитета ВКП(б)
р   ‚ Цена 50 коп.
	Накануне завершения учебного года
в системе партийного просвещения
		Подлесновском районе из 120 слуша-
телей только 12 не усвоили полно“
стью учебный материал; ‘остальные
товарищи показали хорошие знания
и глубокое усвоение пройденного
материала. : ‘

у за
	. Значительно организованнее, чем
в прошлом году, идет завершение
учебного года в Пензенской  обла-
сти. Обком партии 10 мая’ специаль-
но обсуждал вопрос о мерах YAY
шения марксистско-ленинского об-
разования. В течение апреля — мая
в обком были вызваны заведую-
щие отделами пропаганды и агита-
ции райкомов ВКП(б), с которыми
обсуждался вопрос о каждой полит-
школе и кружке, намечались. меры
по организованному завершению
учебного года. Вызов работников из
районов. посылка областных работ“
ников в районные. парторганизации
для оказания помощи, а также об-
суждение вопроса о марксистско-
ленинском образовании на пленуме
обкома — все это способствует более
организованному окончанию учеб-
	ного года в сети партийного просве-
	щения. .

В настоящее, время из 641 сель-
ской политшколы в 436 и из 850
кружков по истории партии в 649
проведены итоговые занятия.

В мае в целях обобщения и попу-
ляризации положительного опыта
работы обком партии проводит сове-
щание руководителей политшкол и
кружков по истории партии.
		Близится к концу учебный. год;
партийные организации развернули
большую работу по завершению за-
нятий во всех звеньях партийного
просвещения. В отличие от прош-
лых лег в этом TORY завершение
учебного года проходит более орга-
низованно. Повысились. идейный
уровень и качество итоговых заня-
тий, значительно сократилось число
политшкол и кружков, не выполнив-
ших учебный план в ycTaHOBAeH-
ные сроки. Слушатели политшкол и
кружков показывают высокую явку
	и активность на занятиях. Сеть пар-.
	тийного просвещения заканчивает
свою работу в сельских районах в
мае и в городах — в июне,
		Газета Отдела пропаганды и агитации Центрального

Воскресенье, 21 мая 1950 г.
	КУЛ

№ 14 (142)

Советский народ широко
отметил 150-neTHe co AHA
смерти А. В. Суворова
	Весь советский народ широко от-
метил 150-летие со длня смерти вели-
	кого русского полководца Алек-
сандра Васильевича Суворова.

18 мая в Москве, на площади Ком-
муны, был торжественно. заложен
памятник А. В. Суворову. В Цен-
тральном театре Красной Армии
состоялось торжественное заседа-
ние, посвященное памяти  про-
славленного полководца. В Ленин-
граде, на Красной площади, перед
Александро-Невской лаврой, у моги-
лы А. В. Суворова проведен. много-
численный митинг, в котором приня-
ли ‘участие воинские части, суво-
ровцы, нахимовцы и’ трудящиеся
города. = т

Торжественные заседания, посвя-
щенные памяти А. В..Суворова, со-
стоялись в. Киеве, . Севастополе,
Керчи, Фердосии, Ялте и многих
других городах страны.

Сотни тысяч людей посетили в
суворовские дни выставки, `посвя-
щшенные А. В. Суворову. , у
	ГУ пленум правления Союза
‚ советских композиторов СССР
	11 мая в Москве открылся 1У пле-
нум правления Союза советских ком-
позиторов.
	В повестке пленума стоят вопросы:
	О работе Украинской организации
композиторов (доклад  Г. Веревки, со-
доклад В. Кухарского).

О работе Белорусской организации
композиторов (доклад Н. Аладова,
содоклад Л. Книппера).

О работе Свердловской организа-
	ции композиторов (доклад В. Шело-
	кова, содоклад В. Власова).

Пленум заслушает доклад генераль-
ного секретаря Союза советских ком-
позиторов Т. Хренникова «Состояние
и задачи музыкальной критики».

Пленум обсудит сообщение Ha-
чальника Главного управления му-
зыкальных театров Комитета по де-
лам искусств при Совете Министров
СССР Н. Горяинова «O работе му-
зыкальных театров над постановками
новых советских опер».
	`В процессе работы пленума будут
прослушаны новые камерные и сим-
фонические произведения москов-
‚ских, украинских, белорусских и
свердловских композиторов.
	новым успехам советской школы!
	Академия педагогических наук обязаны повседневно
вооружать учителя передовой советской педагогической
	теорией и методикой.
	Вчера в школах страны начались переводные и вы-
нускные экзамены. Советская тикола подводит итоги
	напряженной и плодотворной работы за год.
	Б нашей стране школа окружена отеческой заботой и
вниманием большевистской партии и советского прави-
тельства. Народное образование получает все более ши-
рокий размах. Партия ‘и правительство неуклонно
претворяли и претворяют в жизнь поставленную в
1929 году товарищем Сталиным задачу: «..сделать прежде
всего начальное ‘образование обязательным для всех
граждан страны, без различия национальности, а по-
том — и среднее образование». Успешное осуществление
всеобщего начального обязательного обучения повсемест-
но и семилетнего обучения в промышленных городах
и поселках явилось важнейшей вехой на пути выпол-
нения этой задачи, крупнейшей победой культурной ре-
	волюции в нашей стране.
	#4
За истекшие двадцать лет в СССР резко возросло
количество школ и учащихся. Ныне в начальных, семи-
летних и средних школах, в техникумах и других спе-
циальных учебкых заведениях обучается свыше 36 мил-
лионов человек. В нашей стране успешно осуществляется
всеобтцее семилетнее обучевие. Выросла и окрепла сред-
		Заканчивая учебный год, органы народного образова-
ния, местные партийные и советские организации долж-
ны энергично развернуть подготовку к новому
1950/51 учебному году. Своевременная‘и образцовая под-
готовка каждой школы к учебным занятиям — необходи-
мое условие дальнейших успехов нашей школы, подъ-
ема ее работы на новую ступень.

В предстояшем учебном году значительно возрастет
количество учащихся, в особенности в 5—17-х классах. Все
дети от 7 до 14 лет будут охвачены всеобщим семилетним
обучением, что будет иметь большое значение в дальней-
шем повышении культурного уровня трудящихся нашей
страны. Расширение семилетнего обучения потребует
увеличения сетм семилетних и средних школ. В текущем
году ‘в союзных республиках будут построены тысячи
новых школ. Органы народного образования и строи-
тельные организации должны добиться того, чтобы стро-
ительство школ было завершено к началу учебного
года. Нетерпимо, что в ряде республик, краев и обла-
стей этому делу не уделяется должного внимания. Осэ-
бенно медленно идет строительство новых. школ в Кеме-
ровекой, Амурской, Московской, Калининградской обла-
		В Краснодарском крае в большин-
стве политшкол и кружков сельских
районов прошли итоговые занятия,
	 Голько неболъьъитая часть полит!кол
	и кружков не выполнила учебный
план, и занятия перенесены на
будущий год. Начались экзамены
по истории партии в районных пар-
тийных школах. В городской сети
партийного просвещения края в на-
стоящее ‘время идет повторение
пройденного материала, а в конце
мая начнутся итоговые занятия. В
помощь слушателям политшкол,
кружков, вечерних университетов
марксизма-ленинизма в большинстве
парткабинетов организовано ‘еже-
дневное чтение обзорных лекций.
	Саратовский обком: ВКП(б) принял
решение об организованном завер-
шении учебного года ети партий-
ного просвещения. В% большинство
районов области посланы работники
отдела пропаганды и агитации об-
кома ВКП(б) для оказания практи-
ческой помощи райкомам партии’в
деле правильного и организованно-
го завершения учебного года.

В отделе пропаганды и агитации
обкома партии были заслушаны
сообщения заведующих отделами
пропаганды и агитации Приволжеко-
го, Ворошиловского, Турковского
райкомов ВКП(б) о подготовке к
организованному завершению учеб-
ного Года. Проведенные итоговые
занятия в некоторых кружках и
политшколах свидетельствуют о вы-
сокой` организованности и ‘активно-
сти слушателей. Так, например, в
	Минувший год был для советской школы годом но-
вых достижений. Учащиеся были лучше обеспечены учеб-
никами и учебными пособиями. Только Министерством
просвещения РСФСР в 1949 году издано свыше 105 млн.
экземпляров школьных учебников. Значительно расши-
рилось издание художественной и научно-популярной
литературы для детей. Государственное издательство
детской литерагуры выпустило в прошлом году 37 млн.
		Советское учительство напряженно работает над повы-
шением качества знаний учащихся. Выросли мастера
педагогического труда, не имеющие в своих классах и
по своим предметам второгодников и дающие учащимся
прочные знания основ науки. У нас теперь немало школ,
где в течение ряда лет уже нет второгодников. Передовые
учителя своим опытом решительно опровергают ложные
«теории» о неизбежности второгодничества в школе. Со-
ветская школа может и должна преодолеть второгодни-
	Успехи советской школы огромны. Но нельзя удов-
летвориться достигнутым. Через школу проходит все
подрастающее поколение, миллионы будущих строите-
лей коммунизма. Любой участок коммунистического
строительства требует высокообразованных и культур-
ных работников, горячсе любящих свою социалистиче-
скую Родину, беззаветно преданных великому делу
Ленина — Сталина. Советская школа должна давать уча-
щимся все более прочные и глубокие знания основ пе-
редовой советской науки, вооружать их марксистско-
ленинским мировоззрением, воспитывать молодое поко-
ление стойким, бодрым, жизнерадостным, не боящимся
трудностей, способным преодолевать любые препятствия
	ца пути в KOMMYHUSMY.
	Важное значение в подготовке школ к новому учебно-
му году имеет своевременное снабжение их учебниками.
Нельзя добиться прочных и основательных знаний У
учащихся без обеспечения их доброкачественными учеб-
никами по всем предметам. Однако в ряде республик —
Туркменской, Узбекской, Молдавской, Киргизской ССР —
издание учебников идет крайне медленно. Очень плохо
обстоит дело с выпуском школьных учебников в Даге-
станской, Марийской, Северо-Осетинской, Чувашской и
Мордовской автономных республиках, в Тувинской и
Горно-Алтайской автономных областях. Министерства
просвещения и издательства должны принять необходи-
мые меры для обеспечения выпуска учебников к началу
занятий. Книготорговым организациям и органам народ-
ного образования следует позаботиться о том, чтобы вы-
пущенные учебники были во-время доставлены в школы.

Практика показывает, что органы народного образова-
ния все еще мало проявляют заботы о снабжении школ
учебными пособиями и лабораторным оборудованием.
Нельзя признать нормальным, что в ряде средних школ
нет физических, химических и биологических кабинетов.
Это’ приводит к снижению эффективности преподавания
физики, химии и биологии. Приборы, выпускаемые Глав-
учтехпромом Министерства просвещения РСФСР, часто
отстают от новейших достижений советской науки и тех-
ники. Совершенно неудовлетворительно обеспечено на-
глядными пособиями преподавание таких предметов, как
Конституция СССР, история, литература и география.

Как и в прошлые годы, сейчас между районами и обла-
стями развертывается социалистическое соревнование за
лучшую подготовку школ‘ к новому учебному году. 3a-
служивает всемерной поддержки инициатива трудящих-
ся Свердловска, Молотова и Челябинска, взявших обяза-
тельства своевременно отремонтировать существующие и
построить новые школы, создать все необходимые усло\*
вия для дальнейшего развития. всеобщего семилетнего
обучения и повышения качества учебно-воспитательной
работы. Широко развертывается строительство школ
силами общественности на Украине, в Белоруссии и в
других союзных республиках. В ряде республик и обла-
стей начинается социалистическое соревнование за от-
личную подготовку школ ‘к 1950/51 учебному году.
	Задача партийных и советских организаций — глубже
вникать в содержание учебно-воспитательной работы
школ, держать под неослабным контролем деятель-
ность всех местных организаций, от которых зависит
подготовка школ к новому учебному году, оказывать
всемерную помощь органам народного образования.
Нужно, чтобы наша печать — и центральная и местная —
систематически освещала положительный опыт работы
школ, подвергала острой критике тех, ‘кто проявляет
равнодушие к удовлетворению насущных нужд школы.

К началу нового учебного года каждая школа должна
иметь все необходимые условия для дальнейшего улуч-
шения своей работы по обучению и коммунистическо-
	му воспитанию советских детеи.
	Организованно заканчивают учеб-
ный год в Николаевской области
Украинской ССР. В основном все
политшколы и кружки выполнили
	учебный план и уложились в уста-
	новленные для них сроки учебы,
Многие райкомы партии для помощи
парторганизациям, которые далеко
расположены от районного. центра,
направляют на 5—6 дней группы
пропагандистов. Эти группы имеют
с собой наглядные пособия, геогра-
фические карты, библиотечку поли-
тической литературы, проводят лек-
ции, доклады и консультации в по-
мощь занимающимся политическим
самообразованием.:
	школу MpH WK BRAG).

тий союзных республик на рекомен-
дуемых в Высшую партийную шко-
лу и на заочное отделение школы
представляют в ректорат Высшей
партийной школы до 15 июня с; г.
следующие документы: заявление по-
ступающего, личный листок по учету
кадров, автобиографию, выписку из
постановления бюро о направлении
на учебу, утвержденную характери-
стику, копию документа об:образова-
нии, справку о состоянии здоровья и
две фотокарточки.

Члены ВКП(б), поступающие в
Высшую партийную школу no: Au
ным заявлениям, представляют те
же документы, за исключением вы-
писки из постановления ‘бюро пар-
тийного органа. :

Адрес Высшей партийной школы
	при ЦК ВКПСб): Москва, 471, Миус-
ская плошадь, дом 6.
	телей, много внимания райком партии уде-
ляет работе школьных партийных организа-
ций. При парткабинете райкома работает лек-
торий для учителей. Немалую заботу о школе
проявляют также многие райкомы и горкомы
Харьковской, Сталинской, Измаильской и
других областей.

Однако в работе школ УССР имеются и
весьма существенные недостатки, Все еще
не изжито до конпа в наших школах второ-
годничество. Многие отделы народного обра-
зования нё вникают глубоко в жизнь школ,
поверхностно контролируют работу ‘учителей
и директоров школ и недостаточно‘ изучают
и популяризируют опыт передовых учителей,
сумевших ‘добиться прочных знаний у уча-
щихся, полной  успеваемости. Еще много уча-
щихся не успевает по русскому и украинско-
му языкам, а также по математике. Низка
успеваемость школьников и по иностранным
языкам. Не изжит еще формализм в MeTomax
обучения.

Преодоление этих недостатков возможно
лишь путем дальнейшего повышения идейно-
политического, научного уровня и педагоги-
ческого мастерства учителя.
	Нетерпимым является невыполнение в ряде
районов республики закона о всеобщем обя-
зательном обучения.
	Большую работу предстоит выполнить Ми-
нистерству просвешения по укреплению co-
става руководящих работников школ: инспек-
торского ‘аппарата, директоров и заведующих
учебной частью школ.
	В существенной перестройке нуждается и
методическая работа с учителями. Ее нсобхо-
димо освободить от шаблона и формализма,
тормозящих творческую инициативу передо-
вых учителей. Центральным звеном в мето-
дической работе школы является повышение
идейности, научности и педагогической куль-
туры урока как основной формы организации
учебного процесса. Еще большее внимание
должно быть уделено идейно-политическому
воспитанию учительских кадров и повыше-
нию их деловой квалификации.
	Необходимо смелее привлекать научные
силы республики, а также учителей для фаз-
работки основных вопросов теории и практи-
ки работы школ. Министерство просвещения
стало на путь создания единого плана научно-
исследовательской работы и дальнейшего рас-
ширения практики помоши школам со сторо-
ны педагогических и учительских инсти-
тутов.
	Многотысячный отряд учителей Советской
Украины исполнен решимости добиваться
	‚все новых и новых успехов в деле коммуни-
	стического воспитания нашей молодежи. Под
руководством большевистской партии совет-
ское учительство с честью выполнит задачи,
поставленные перед ним великим Сталиным.
	Решающая роль в дальнейшем повышении качества
учебно-воспитательной работы школы принадлежит учи-
телю. От идейно-политической направленности работы
учителя, от его знаний и педагогического мастерства
зависят формирование ‘мировоззрения учащихся, их
убеждения, культурность и. образованность. Учитель
в советской стране поставлен на такую высоту, на..
которой он не стоял и не может стоять в любом буржуаз-
ном государстве. За выслугу лет и безупречную работу
десятки тысяч учителей награждены орденами и меда-
лями Советского Союза. Депутатами Верховного Совета
избраны 53 учителя. Советский народ доверил учителю
самое дорогое и ценное — воспитание подрастающего по-
коления строителей коммунистического общества. Свою
высокую роль учитель может выполнить только в том
случае, если будет неустанно повышать свой идейно-
политический уровень, совершенствовать педагогическое
мастерство, углублять и расширять свои знания.
	Советская педагогическая наука, как и любая наука
в нашей стране, непрерывно развивается и обогащается
новым, передовым опытом, накопленным советской шко-
лой и огромной армией учительства. Однако следует
сказать, что Академия педагогических наук РСФСР пока
очень мало сделала для научного обобщения и широкого
распространения лучшего педагогического опыта. Мини-
стерства просвещения, органы народного образования и
	 Трудящиеся Советской Украины под руко-
_водством партии Ленина-— Сталина, при брат-
ской помощи великого русского народа и дру-
гих народов нашей страны добились в пос-
левоенные годы больших успехов в деле вос-
становления и дальнейшего развития народ-
ного хозяйства и культуры республики.
	На новом подъеме находится школа Совет-
ской Украины. В настоящее время в респуб-
лике насчитывается 29.135 школ, в которых
обучается 6.500.000 учащихся, что превышает
довоенное ксличество школ и учащихся в
них. Только в условиях советского строя, в
братской семье социалистических наций
трудящиеся Советской Украины смогли так
быстро залечить раны, нанесенные фашист-
скими ордами нашей Родине. За послевоен-
ные годы восстановлено и построено свыше
2.350 школ; бюджетные ассигнования на на-
родное образование в Украинской ССР в
1949 г. составили 6 миллиардов рублей.
	Украинский народ проявил огромный энту-
зиазм в деле восстановления разрушенных и
строительства новых школьных зданий. На-
чатое по инициативе трудящихся Житомир-
ской области движение помощи школе приня-
ло широкий размах. Из года в год по приме-
ру житомирцев во многих селах и городах
республики проводятся массовые мероприя-
тия по подготовке школ к новому. учебному
году. Вот несколько цифр: в районах Жито-
мирской области в работе по благоустройству
школ в 1949 г. приняло участие 248.870 рабо-
чих, колхозников и служащих. Было электри-
фицировано 233 школы и 1.288 учительских
квартир, радиофицировано 528 школ. Школы
полностью были подготовлены к новому учеб-
ному году.

В нынешнем году трудящиеся г. Киева,
Киевской, Винницкой, Каменец-Подольской и
других областей УССР взяли на себя новые
социалистические обязательства по своевре-
менной подготовке школ к учебному году и
успешно их выполняют.
	Огромная работа по развитию школьного
дела проводится в западных областях Украи-
ны. До вхождения этих областей в состав
Украинской ССР в них насчитывалось всего
лить несколько десятков гимназий и ли-
цеев, в которых обучались дети помещиков,
духовенства, осадников и кулаков. Советская
власть широко открыла трудящимся путь к
просвещению. В нынешнем учебном году в
западных областях УССР работают 7.680 на-
чальных и средних школ, 112 техникумов,
25 высших учебных заведений, в том числе
университеты во Львове, Черновцах и
Ужгороде. Этим областям оказывается повсе-
дневная помошь в осуществлении закона о
всеобуче, в развертывании среднего образо-
вания и обеспечении школ квалифицирован-
ными педагогическими кадрами.
	06 очередном приеме слушателей ‘8 Высшую партийную

географии в объеме программы сред-
ней школы и по основам марксизма-
ленинизма в объеме программы выс-
ших учебных заведений.
Лопушенным KK, вступительным
	испытаниям в Высшую партийную.
	школу предоставляется для подготов-
ки к испытаниям двухмесячный от-
пуск с сохранением заработной пла-
ты по меФгу работы.

Поступающие в Высшую партий-
ную школу вызываются для сдачи
вступительных испытаний в Москву,
поступающие на заочное отделение
держат вступительные испытания в
отделениях и консультационных
пунктах щколы при обкомах, край-
комах и ЦК компартий союзных
республик. Вступительные испыта-
ния проводятся с 15 июля по 1 авгу-
	ста 1950 года.
	Обкомы, крайкомы и ЦК компар-
	С 15 мая 1950 года начинается оче-
редной прием слушателей в Выс-
шую партийную школу. при ЦК
ВКП(б) и на заочное отделение
Высшей партийной школы.

В Высшую партийную школу и на
заочное отделение принимаются чле-
ны ВКП(б) в возрасте до 40 лет,
имеющие законченное среднее обра-
зование и опыт руководящей пар-
тийной, советской и газетной работы.

Прием слушателей в Высшую пар-
тийную школу и на заочное отделе-
ние производится по рекомендациям
обкомов, крайкомов и ЦК компартий
союзных республик, а также по лич-
ным заявлениям членов ВКП(б),
желающих поступить в школу.

Поступающие в Высшую партий-
ную школу и на заочное отделение
держат вступительные испытания по
	истории CCCP,
	русскому языку,
		-Чколы Советской Украины _
	oo 9
Г. ПИНЧУК
	Министр просвещения УССР
ood
	Школы республики провели значительную
	работу по перестройке преподавания биоло-
	гии на основе мичуринекого учения. В шко-
лах работает более 18 тыс. кружков юных на-
туралистов-мичуринцев, которыми охвачено
около 500 тысяч комсомольцев, пионеров и
школьников.

Замечательные плоды дает тесное содруже-
ство школы с Героями Социалистического
Труда, передовиками социалистического зем-
леделия. Известные всему Советскому Союзу
мастера высоких урожаев Марк Озерный, Еле-
на Хобта и многие другие тесно связаны со
школой своего села, часто бывают в школе,
рассказывают детям о путях получения высо-
ких урожаев.

Серьезное внимание уделяется улучшению
физического воспитания учащихся. На Украи-
не созданы специальные факультеты физиче-
ского воспитания при ряде пединститутов и
открыто восемь педучилищ физической куль-
туры. На десятимесячных курсах переподго-
тавливается 2.500 преподавателей физкульту-
ры. Ежегодно тысячи учителей физкультуры
проходят месянные курсы переподготовки.
Улучшаются условия преподавания’ физкуль-
туры в школах; где нет ‘спортзалов, оборуду-
ются спортивные комнаты и спортплощадки.
	Материальная база школ неуклонно укреп-
ляется и улучшается. Создаются новые и по-
полняются старые кабинеты и лаборатории;
идет к концу ликвидация третьей смены,
сокращается двухеменная работа в школах
республики.
	Значительно улучшилась в республике
внешкольная и внеклассная работа с учащи-
мися. В послевоенные годы на Украине вос-
становлено и выстроено вновь 248 дворцов и
клубов пионеров, 63 детские технические и
сельскохозяйственные станции, 11 областных
экскурсионных станций, 42 спортивные шко-
лы, построены и вновь восстановлены 4 дет-
ские железные дороги. Свыше 2,5 млн. уча-
щихся обучается в различных кружках дет-
ских внешкольных учреждений.
	За последние годы на Украине расшири-
лось движение по изучению учащимися род-
ного края. Ежегодно сотни и тысячи учащих-
ся принимают участие в туристских походах
по родной стране,
	р
` Широко развернуто в республике строи-
тельство домов для сельских учителей. Мате-
риальная обеспеченность учителей значи-
тельно возросла в сравнении с довоенным пе-
риодом. Большая и плодотворная работа про-
водится по повышению идейно-политического
Уровня и деловой квалификации учителей.
Так, в текущем учебном году различными
формами марксистско-ленинской учебы охва-
чено свыше 230.000 учителей, системой повы-
шения квалификации -— 11.341 учителей, заоч-
но обучается в педагогических учебных заве-
дениях около 60.000 педагогов.

Советский учитель не ограничивает свою
работу только стенами школы. Он-активный
общественный деятель. Под руководством
партийных организаций учителя республики
ведут большую агитационно-пропагандист-
скую работу. Силами учителей-лекторов в
1949 году для населения прочитано 112.346 лек-
ций на политические и научно-популярные
темы. Учителя западных областей УССР дея-
тельно работают по ликвидации неграмотно-
сти и малограмотности среди взрослого насе-
ления. Только в течение прошлого учебного
года ими обучено 95.352 неграмотных и
	128.208 малограмотных.
	С целью ознакомления учителей западных
областей республики с достижениями социа-
листического строительства в стране ежегод-
но проводятся экскурсии по различным марш-
рутам. В июне прошлого года 976 учителей
этих областей побывали на промышленных
предприятиях, в культурно-просветительных
и учебных заведениях Киева, Харькова,
Днепропетровска, Запорожья, Одессы, на шах-
тах Донбасса. В этом году намечается прове-
сти такие же экскурсии в Москву, Ленинград,
на Кавказ и по Украине.

Болышое внимание в республике уделяется
снабжению школ учебниками, учебными и ме-
тодическими пособиями. Только в 1949/50
учебном году было издано 40 миллионов
экземпляров учебников. Значительные сред-
ства ассигнуются на приобретение наглядных
пособий для школьных кабиветов и литерату-
ры для библиотек. Специальным решением
Совета Министров УССР для пополнения
школьных библиотек в конце 1949 года допол-
нительно было отпущено 20 млн. рублей.

В 1949/50 учебном году Советская Украина
приступила к осуществлению всеобщего семи-
летнего обучения на селе и десятилетнего в
городах. Это мероприятие является новым
свидетельством расцвета советской школы и
народного образования на Украине. Из года
в год увеличивается сеть  семилетних
и средних школ в районах и областях респуб-
лики. Только в 1949/50 учебном году в селах
Украины количество семилетних школ увели-
чилось на 2.268 и средних-на 98. В предстоя-
чем учебном году в Украинской ССР будут
работать 12.202 семилетних и 2.972 средних
школы.

Окруженное вниманием партии, правитель-
ства и советской общественности, учитель-
ство Советской Украины ведет большую и
плодотворную учебно-воспитательную работу
в школах, неуклонно повышает качество зна-
ний учащихся, их успеваемость. Теперь в
республике. немало школ и учителей, добив-
итихся прочных знаний у учащихся при пол-
ной ликвидации второгодничества.

С каждым годом растет успеваемость уча-
щихся в школах республики. В этом учебном
году к предстоящим экзаменам подошли
без плохих оценок сотни средних и семилет-
них школ, тысячи начальных школ и десят-
ки тысяч учителей. Педагогические коллек-
тивы таких школ, как 78-я, 84-я и 94-я сред-
ние школы г. Киева, 126-я средняя школа
г. Харькова, Фурсянская семилетняя школа
Киевской области, и многих других добились
почти полной и высокой успеваемости уча-
щихся.
	Ближе стали к школам педагогические и
учительские ‘институты республики. Киев-
ский педагогический институт помогает тико-
лам и учителям Сталинского района г. Кие-
ва. В определенные дни в аудиториях инсти-
тута идут лабораторные занятия со школьни-
ками, читаются лекции для учащихся 10-х
классов г. Киева. Весьма ценную инициативу
проявляют Львовский, Николаевский, Вин-
ницкий и Нежинский институты по оказанию
помощи сельским школам. Широко внедряют-
ся в практику Педагогические чтения как
один из видов помощи школам со. стороны
педагогических институтов. В этом смысле
заслуживает внимания опыт Одесского педа-
гогического института, сумевшего вовлечь в
Педагогические чтения свыше 100 сельских
Учителей области.
	Однако большим недостатком Педагогиче-
ских чтений является то, что они проводятся
эпизодически и на недостаточном научном
уровне. Здесь нам безусловно была бы полез-
на помощь Академии педагогических наук

РСФСР,
	Большую помощь школам, органам народ-
ного образования‘и учителям оказывают пар-
тийные организации. Так, Лубенский райком
	КТЦб)У Полтавской области осуществляет
	мероприятия по повышению идейно-теорети-
ческого уровня учителей, секретари райкома
выступают с докладами ина совещаниях учи-