91 man 1950 r., Ne 14 (142)
	KHUGKHBIE НОВИНКИ
		В. И. ЛЕНИН. Сочинения,
Том 19 (на украинском языке).
Государственное — издательство
политической литературы
УССР. Киев. 1950 г., тираж
50.000 экз., 546 стр., цена 6 руб.
50 коп.

В. И. ЛЕНИН. Сочинения.
Том 13 (на латышском языке).
Латвийское государственное из-
дательство. Рига. 1950 г., тираж
50.000 экз., 467 стр., цена 6 руб.
50 коп.

В. И. ЛЕНИН. Сочинения.
Том 14 (на латышском ‘языке).
50.000 экз., 359 стр., цена 6 руб.
50 ксп.

В. И. ЛЕНИН. Рассказ о
ПП съезде РСДРП. Государст-
венное издательство политиче-
ской литературы, 1950 г., тираж
	150.000 экз. 19 стр, ва
30 коп.

И. В. СТАЛИН. Сочинения.
Том 10 (на грузинском языке).
Государственное издательство
Грузинской ССР. — Тбилиси.
1950 г, тираж 35.000 экз.,
	432 стр., цена 6 руб.
	К. СИМОНОВ. Суворов. 1109-
ма. Воениздат. 1950 г., 48 стр.,
цена 75 коп.

А. В. СУВОРОВ. Наука побе-
ждать.  Воениздат. 1950 г.
55 стр., цена 1 руб. 50 коп.

Л. РАКОВСКИЙ. Генералис-
симус Суворов.. Государствен-
ное издательство. художествен-
ной литературы. 1950 г., тираж
30.000`экз., 588 стр., цена 10 руб.

Александр Васильевич Суво-
ров. (Краткий биографический
очерк). Воениздат. 1950° r.,
	_46 стр., цена 75 коп.
	Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ,
Полное собрание сочинений в
пятнадцати томах. Том ХУ.
Письма 1877—1889 годов. Госу-
дарственное издательство худо-
жественной литературы. 1950 г.,
тираж 15.000 экз., 988 стр., це»
на 18 руб.

Ф. ХАСХАЧИХ. О познавае-
мости мира, Государственное
издательство политической ли-
тературы. 1950 г, тираж
100.000 экз., 95 стр., цена 1 руб.
25 коп.

Д. ТРОШИН. Диалектика
развития в мичуринской биоло-
гии. Государственное издатель-
ство политической литературы.
1950 г. тираж 20.000 экз.
160 стр., цена 2 руб. 10 коп.

Г. ЦАРЕВ. Парторганизация
завода во главе социалистиче-
ского соревнования. Государст-
венное издательство политиче-
ской литературы. 1950 г., тираж
50.000 экз., 56 стр., цена 70 коп.

Л. СКЛЕМИН. О политиче-
ском самообразовании коммуни-
стов. Государственное издатель-
ство политической литературы.
1950 ©, тираж 30.000 экз.,
64 стр., цена 85 коп. 3
	И. ЭРЕНБУРГ. За мир! Из-
	Обешания журнала
«Профессиональные
СОЮЗЫ»
	В № л 3 журнала «Профессиональные
союзы» за 1948 год редакция журнала опо-
вестила своих читателей, что на страницах
журнала вводится отдел консультаций.

Читатели журнала, в особенности -mpod-
союзный актив и пропагандисты низовых
профорганизаний, были весьма обрадованы
хорошим и полезным намерением редакции
журнала.

Помещенные в журнале в 1948 году кон-
сультации И. Борщенко—«Маркс и Энгельс
о роли профсоюзов в капиталистическом об-
цестве», «Ленин и Сталин © роли проф-
союзов в эпоху империализма» и 3. Штен-
дер «Профессиональные союзы в дДорево-
люционной России» безусловно` принесли
пользу профсоюзному активу. .

Но почему-то редакция журнала «Профес-
сиональные союзы» ограничилась помеще-
нием лишь трех вышеупомянутых Кон-
‚сультаций. В №1 журнала за 1949 год ре-
дакция журнала вновь провозгласила, что
«в связи с широко развернувшейся пропа-
гандой Устава профессиональных союзов
‚СССР, утвержденного Х съездом профсоюзов,
редакция намерена дать в помощь проф-
союзным кадрам ряд консультаций...»
	В этом же номере была помещена консуль”
тация к вводной части устава профсоюзов —
«Советские профсоюзы — активные участни-
ки строительства коммунистического обще-
ства», причем редакция предупредила, что
следующие консультации Зудут посвящены
другим разделам устава. Через два месяца
в № 9 журнала была помещена консультация
Е. Войтенко — «Члены профсоюза, их права и
обязанности». Но напрасно читатель искал
в №№ 10, И, 12 за 1949 год консультаций.
Их не было. Не появились дважды обещан-
ные консультации по истории и теории
профдвижения и по уставу профсоюза и в
журналах, вышедших в 1950 году (№№ 1, 2
и 3).

Спрашивается: зачем было обещать? А ко-
ли обешали, так надо обещанное дать.
	Профсоюзный актив проявляет большой
интерес к истории и теории ‘профсоюзов.
Чтобы этот интерес удовлетворить, надо
консультации по’ истории и теории проф-
движения помещать в каждом номере жур-
нала «Профессиональные союзы».

`Хорошо’ бы было, если бы редакция жур-
нала возоэновила печатание справок о важ-
нейптих исторических событиях развития со-
ветских профсоюзов и международного проф.
движения.
	Было бы полезно хотя бы изредка поме-
	щать материалы 06 опыте работы профпро-
пагандистов среднего звена и низовых проф-
организаций (обкомов и завкомов). Короче
говоря, хочется видеть в лице журнала
наставника, друга и помощника профакти-
виста в его пропагандистской работе, каким
пока журнал не является.
	Н. РИБКОВСКИИ.

Секретарь Ленинградского обкома
профсоюза рабочих машиностроительной
промышленности СССР.
	110 материалам зазеты
«Культура и жизнь»
	«Улучшить местное радиовещание»
	Комитет радиоинформации при Совете Ми-
нистров Союза ССР считает правильной
статью «Улучшить местное радиовещание»,

опубликованную в № 11 газеты «Культура и
жизнь».
	На заседании Комитета радиоинформации
при Совете Министров СССР был обсужден
доклад о работе Курского комитета радиоин-
формации и издан приказ, в котором отмеча-
ются серьезные недостатки в работе комите-
та, намечены мероприятия по их устранению.
Решен вопрос об укреплении руководства
Курского комитета радиоинформации.

Статья обсуждалась на партийном собра-
нии и на совещании работников отдела мест-

-ных комитетов. Разработаны меры по улуч-
шению руководства местными комитетами
радиоинформации, оказанию им повседнев-
ной помощи в, работе.
	Голос борцов за мир
	(По страницам журнала «Сторонники мира» на русском языке)
		Журнал «Сторонники мира», ‘издающийся
Постоянным комитетом Всемирного конгрес-
са сторонников мира, приобретает все боль-
шую. популярность. Неуклонно ‘повышается
его тираж. Еще не так ‘давно журнал выхо-
дил на одном — французском — языке, а ныне
он издается на семи языках: немецком, ан-
глийском, китайском, испанском, француз-
ском, португальском и русском. На русеком
языке вышло четыре номера журнала
(№1№ 7- 10). : ”
‚Растущая популярность журнала — это по-
пулярность дела, которое он пропагандирует
и за которое борется, дела мира во всем мире.
Со ‘страниц журнала звучат голоса борцов за
мир, голоса тех, которые полны решимости
отстоять дело мира, сорвать преступные пла-
ны полжигателей новой войны.
	В работе журнала принимают участие вы-
дающиеся деятели культуры, науки, искус-
ства и литературы всех стран мира, депута-
ты парламента, рабочие и крестьяне, студен-
ты, матери, борющиеся за счастье своих де-
тей, представители всех честных людей мира
без различия расы и национальности, полити-
ческих убеждений и религиозных верований.
	Журнал широко показывает растущее и
крепнущее движение сторонников мира во
всех концах земного шара. Франция и Алба-
ния,.Алжир и Аргентина, Бельгия и Австра-
лия, Австрия и Чили, Болгария и Канада,
Куба и Дания, Финляндия и Испания, Ан-
глия и Китай, — в странах с разным государ-
ственным строем, люди с разными политиче-
скими идеалами подписываются под воззва-
нием Постоянного комитета Всемирного кон-
гресса сторонников мира.о запрещении атом-
ного оружия и об объявлении военным пре-
ступником того правительства, которое пер-
вым применит против какой-либо страны это
оружие. Близкие каждому честному человеку
слова этого воззвания встречают горячую
поддержку во всем мире. Уже десятки мил-
лионов людей подписались под воззванием, и
каждый день приносит вее новые и новые
миллиены подписей, .

Перед читателем журнала pasneprumaeres
яркая картина того, как, сознавая огромную
опасность войны, которую готовят англо-аме-
риканские империалисты, простые люди всех
стран переходят к активным действиям в за-
щиту мира. Докеры Франции, Бельгии, Ита-
лии отказываются разгружать американское
оружие, железнодорожники задерживают по-
езда с оружием, весь трудовой народ солида-
ризируется с бастующими портовиками и же
лезнодорожниками.

Одноврёменно журнал шаг за шагом рас-
крывает темные дела поджигателей новой
войны. На их черном счету — человеконена-
вистничёские выступления и действия Тру-
мэна, Ачесона, Черчилля, Аденауэра и им
подобных, огромные военные расходы США
и маршаллизированных стран, транспорты
оружия лля грабительской войны во Вьетна-
Me, ремилитаризация Западной Германии,
освобождение Макартуром японских военных
преступников... ;

«Если бы понадобилось это сделать для бла-
га Соединенных Штатов и если бы на карту
была поставлена судьба демократических го-
сударств мира, я без колебаний еще раз при-
му решение применить атомную бомбу». Это
заявление ‘Трумэна, ‘сделанное 1 апреля
1949 года, особенно поражает своей дикостью,
будучи приведенным в журнале рядом с
пунктом из Устава Объединенных наций, в
котором говорится, что наролы Объединенных
наций преисполнены решимоети избавить
грядущие поколения от бедствий войны, про-
являть терпимость и жить вместе, в мире
друг с другом, как добрые соседи.

Агрессивная политика нынешних правите-
лей Соединенных Штатов Америки очевидна
для всего прогрессивного человечества. Ясна
она и передовым американцам. Американ-
ский журналист Иоганнес Стил заявляет co
страниц ‘журнала: «Слово «мир» — опасная
крамола. Вот высшая политическая «истина»
нынешних Соелиненных Штатов».
	В то время, как хваленая западная «демо-
кратия» старается задушить голос сторонни-
ков мира, СССР активно борется за мир. Аме-
риканиу Джону Рогге ничто не помешало в
качестве делегата Постоянного комитета Все-
мирного конгресса сторонников мира, высту-
пая в Кремле, развивать свои идеи. «Мое вы-
ступление в Кремле, — говорил Рогге на Сток-
	Всесоюзная выставка книги, графики и
плаката, организованная ко Дню печати
Главполиграфиздатом и Академией худо-
жеств, явилась смотром итогов работы наших
издательств, полиграфии, художников, дока-
зательством значительного улучшения каче-
ства печатных изданий и быстрого развития
издательского дела в стране.

Выставка показывает, что наши издатель-
ства и нолиграфические предприятия вполне
могут выпускать подлинно художественные
издания. Превосходно изданы Сочинения
В. И. Ленина и И. В. Сталина, альбом и вы-
ставка «И. В. Сталин» к 10-летию со дня его
рождения, ряд книг классиков русской и
мировой литературы, в том числе изданные
огромными тиражами сочинения Пушкина,
Гоголя, Лермонтова, Горького.
	Несомненный поворот произошел в изда-
нии и иллюстрировании лучших произведе-
ний советской литературы. Бесспорным до-
стижением советского иллюстративного
искусства являются‘ работы художников:
Кукрыниксов, П. Соколова-Скаля, В. Серова,
А. Пластова, В. Щеглова, Е. Кибрика, Б. Про-
рокова, О. `Верейского, А. Лаптева, А. Резни-
ченко, А. Горпенко, П. Жигимонта, молодых
графиков М. Клячко, Ф. Глебова и многих
других. — у

Немалые успехи есть в издании плакатов.
За последние годы выпущен ряд хорошо вы-
полненных больших репродукций с картин
А, Герасимова, Ф. Решетникова, В. Ефанова,
Ф. Шурпина, А. Лактионова и др.
	Общий объем многокрасочной печатной
продукции в 1948—1949 г.г. и первом квартале
1950 г. значительно превысил довоенный уро-
вень. За два с небольшим года издано до
1.500 названий плакатов, пофтретов, репродук-
ций общим тиражом более 80 млн. экземпля-
ров. В изданиях репродукций 1949 г. и в
плане изданий 1950 г. увеличено количество
произведений русского и советского искус-
ства. е

Выставка может и должна стать своеобраз-
ным институтом обобщения передового опыта
издательского дела. В связи © этим необходи-
мо отметить один из крупных недостатков
выставки — случайность в экспонировании
репродукций с картин русских и советских
художников. Выставка не дает представле-
ния ни о состоянии этого дела в целом, ни
о TOM, что еделано издательствами «Искус-
ство». «Советский художник», Государствен-
	ной Третьяковской галлереи, Академии худо-
	жеств и др. Между тем в издании репродук-
ций у ‘многих издательств наряду с общим
несомненным улучшением есть серьезные
недостатки. Плохо еще работает в области вы-
пуска репродукций издательство «Искусство».

Из произведений 1949 г. удостоенных
Сталинских премий, репродуцирована лишь
малая часть, причем количество, размер и
	гольмской сессии, можно сравнить с тем,
как если бы коммунист из Советского Союза,
явившись в конгресс, стал ‘цитировать слова
Маркса и Ленина».
	Делегация Постоянного комитета Бсемирно-
го конгресса сторонников мира нашла сочув-
ственный прием в СССР. Совсем иначе ветре-
тило делегацию Постоянного комитета прави-
тельство США. Оно отказало в визах членам
делегации, которая собиралась предложить
американскому парламенту высказаться по
двум вопросам: о запрещении атомной бом-
бы и прекращении гонки вооружений.
	Говоря об огромном размахе движения ето-
ронников мира, журнал отмечает и недостатки
этого движения в отдельных странах. Он ука-
зывает, что «имеются и такие страны, — к сча-
стью, их немного, -— где это движение как буд-
то застыло на месте и до сих пор имеет ха-
рактер узкой организации, оторванной от
широких народных масс». В чем причины
этой, узости? «Так, например, некоторые
наши английские друзья высказывают мне-
ние, что народ в их стране якобы не верит
в опасность новой войны». «Есть и другой
столь же ошибочный взгляд — убеждение,
что война неизбежна», высказываемый неко-
торыми американцами, явно ослепленными
бешеной пропагандой поджигателей войны.
«Оба эти мнения одинаково вредны для раз-
вития движения сторонников мира», —говорит
журнал. Но, как показывает. журнал, простой
народ Англии и Америки Cc каждым днем
все более убеждается в необходимости за-
шишать мир, крепить международную соли-
дарность сторонников мира.

«Мера, направленная против мира», — так
озаглавлены в последнем номере журнала ма-
териалы, выражающие возмущение всего пе-
редового человечества отстранением великого
ученого Жолио-Кюри с поста верховного ко-
миссара по вопросам атомной энергии. Жур-
нал указывает, что этому акту французского
совета министров предшествовало сообщение
	американского журнала о предстоящем сме
	шении .: Жолио-Кюри» послужившее руководя-
щим указанием американских хозяев их
французским лакеям, Отстранение от зани-
маемой должности Жолио-Кюри,/ говорится
в опубликованном в журнале коммюнике По-
стоянного комитета Всемирного конгресса
сторонников мира, «предстанет в   глазах
всех людей, борющихся за мир во всех стра-
нах, как явное посягательство на дело мира
и как подчинение врагам мира во всем мире».
	Продажная буржуазная пресса, угодничая
перед магнатами Уолл-стрита, выражает при-
творное «удивление» по поводу того, что обра-
шенные к народам и правительствам всех
стран предложения Постоянного комитета.
Всемирного конгресса сторонников мира
совпадают с теми предложениями, которые
были сделаны ранее в Организации Объеди-
ненных Наций представителями Советского
Союза.

«Но вполне естественно, — отвечает журнал
словами председателя бюро Постоянного ко-
митета Жолио-Кюри,- что предложения в
зашиту мира, разработанные Постоянным ко-
митетом Всемирного конгресса сторонников
мира от имени миллионов и миллионов чест-
ных и наделенных здравым смыслом людей,
фигурируют в числе предложений, внесенных
в ООН ‘великой страной, которая в течение
более чем 30 лет постоянно подтверждает
свое страстное стремление к миру».

Журнал «Сторонники мира» показывает, ©
какой быстротой и внушительностью растут
силы мира, в авангарде которых идет могу-
чий Советский Союз, возглавляемый великим
вождем и учителем всего передового челове-.
чества товарищем Сталиным.

«Поражение поджигателей войны так же
неизбежно, как неизбежно уничтожение хищ-
ника, возбудившего ненависть людей», — за-
являет журнал словами своего директора, ге-
нерального секретаря Постоянного комитета
Всемирного‘ конгресса сторонников мира
Жана Лаффита.

Журнал «Сторонники мира» делает боль-
птое, честное и справедливое дело, дело, ко-
торое близко и дорого сердцам всех наро-
	дов мира.
Лев ОШАНИН..
	Н. С. АРУЩЕВ. О некоторых
	вопросах длальнеишего организа-
	MHGHHO-XO3A иственного укрепле-
	ния колхозов. Государственное А. ВОИНОВ. Рассказы о ге- Е О Ея
издательство политической ли- нерале Ватутине. Детгив. лателяство. - «Советский = mHca-
тературы. 1950 г., тираж 900.000   1950 г. тираж 30.000 экз., тел»: - 1950 г, тираж 45,000 экз.

3 се кы gat
	188 стр., цена 5 руб.
		199 стр., цена 7 руб. 80 коп:
	ЗА ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ КРИТИКУ В НАУКЕ!
	Недавно состоялись собрания научных
коллективов Академии общественных наук
при ЦК ВКП(б) и Института философии Ака-
демии наук СССР, посвященные обсуждению
статей, опубликованных в партийной печати,
против опошления литературной. критики.
Осудив вульгаризаторские, схоластические
	рассуждения и рапповские методы литератур-
	ной критики, которыми проникнута статья
А. Белика «О некоторых ошибках в ли-
тературоведении», опубликованная в жур-
нале «Октябрь», выступавшие на собраниях
тт. М. Корнеев, П. Федосеев, М. Розенталь,
А. Любимова, И. Устинов и др. в Академии
общественных наук, Ц. Степанян, Д. Чесно-
ков, 3. Смирнова, И. Астахов, Н. Бурлакова и
другие в Институте философии приводили
факты недобросовестной, заушательской кри-
тики научных произведений, встречающиеся
еще на страницах некоторых наших журна-
лов.

Особенно резкой критике подверглась на
собраниях напечатанная в журнале «Совет-
ская книга» (№ 1, 1950 г.) рецензия В. Баска-
кова на книгу «Из истории русской филосо-
фии», подготовленную кафедрой истории рус-
ской Философии Московского Государствен-
ного. университета, и на книгу «Из истории
русской  материалистической философии»,
подготовленную ‘кафедрой истории филосо-
фии Академии общественных наук при ЦК
BKII(6).

В выступлениях тт. Степаняна, Федосеева,
Бурлаковой, Смирновой отмечалось, что ре-
цензия В. Баскакова по существу построена
на передержках, недобросовестном искаже-
нии содержания и смысла отдельных мест
книг. Вместо серьезного, критического разбо-
ра содержания рецензируемых книг, вскры-
тия действительных ошибок и недоетатков
В. Баскаков приписывает авторам статей мни-
мые ошибки, а затем критикует эти вымыш-
ленные им же самим оштибки.

В. Баскаков голословно обвиняет авторов
статей книги «Из истории русской филосо-
фии» в том; что они рассматривают русскую
материалистическую философию в отрыве от
антикрепостнической классовой борьбы в
стране. Всю аргументацию для своей рецен-
зии автор списывает из самой же рецензиру-
емой им книги, оттуда черпает он и цифры O
крестьянских восстаниях, умалчивая об этом
в своей рецензии. В статье о Герцене доказы-
вается, что в теории познания Герцен был ма-
териалистом. Вопреки этому т. Баскаков
утверждает, что будто бы статья рисует
Герцена в теории познания идеалистом. Та*
кую же передержку допускает рецензент при
разборе статьи о Чернышевеком. В книге
автор статьи о Чернышевеком выступает про-
тив отождествления философии Чернышев-
	ского с философией Фейербаха и убедительно
показывает, в чем выражалось превосходство
философии: Чернышевского над философией
Фейербаха, - а рецензент утверждает, что
будто бы в статье о Чернышевском филосо-
фия Чернышевского отождествляется с фило-
софией Фейербаха. В книге раскрывается, как
революционный демократизм Чернышевского
проявлялся в материализме, диалектике, соци-
ализме, эстетике. Рецензент же, извращая со-
держание статьи, утверждает, что в книге не
показан революционный демократизм Черны-
шевского. Статья об И. П. Павлове решитель-
но возражает против отождествления учения
И. П. Павлова с учением Геккеля. Вопреки
этому рецензент обвиняет автора статьи о
Павлове в том, что. в ней якобы отожде-
ствляется учение Павлова с учением Геккеля.
	Такие передержки и искажения мыслей
авторов допускает рецензент и mpH критике
остальных статей книги.

Недобросовестно отнесся рецензент и к раз-
бору статьи о Д. Писареве, помещенной в
«Ученых записках» Академии общественных
наук при ЦК ВКП(б). Придираясь к отдель-
ным фразам, рецензент не заметил основных
вопросов, которые поставлены в этой статье,
как, например, о приоритете Писарева перед
Геккелем и Мюллером в формулировании и
обосновании биогенетического закона разви-
тия, об особенностях социологических воззре-
ний Писарева, о no3HaBaTeAPHOM значении
искусства и т. д.

Выступавшие на собраниях отмечали, что
названные выше книги по истории русской
философии не свободны от некоторых недо-
статков, но в целом являются ценным посо-
бием по русской философии.

В изложении истории ‘русской философии
есть много важных вопросов, еще недоста-
точно изученных, требующих свободного об-
мена мнениями среди научных работников.
Но рецензии В. Баскакова не допуска-
ют такого обмена мнениями: его оценки
категоричны и претендуют на истину в по-
слелней инстанции,
	На собраниях научных коллективов Акаде-
мии общественных наук при ЦК ВКП(б) и
Института философии Академии наук СССР
отмечалась необходимость решительной борь-
бы с фактами недобросовестной, вульгариза-
торской критики, не имеющей ничего общего
с интересами партии и народа, насущная
необходимость ` более глубокого Усвоения
философскими работниками марксизма-
ленинизма, всемерного развития здоровой,
принципиальной, большевистской критики и
самокритики в советской литературе и науке.
	Г. ФЕДОРОВ.
А ОКУЛОВ.
		Yaayauume художественное качество
печатных изданий
	стущих требований народа. Качество боль-
шинства изданных репродукций еще очень
низко. И если в издании книг и плакатов за
эти годы достигнуты бесспорные успехи, то
в репродуцировании лучших произведений
русской и советской живописи таких успехов
почти нет.
	Ничтожно малое по сравнению с растущей
потребностью количество репродукций и их
низкое качество приводят к тому, что до сих
пор существует и находит сбыт низкопробная
халтура: всяческие базарные картиночки,
коврики, тарелочки, раскрашенные фуксином
пошлые фотографии.
	У нас есть все возможности дать народу
самые разнообразные по характеру и содер-
жанию высококачественные репродукции с
замечательных произведений русского и со-
ветского искусства. Наши издательства и му-
зеи должны и могут это сделать в самые
кратчайшие сроки. Эту большую и ответ-
ственную работу обязан организовать и воз-

главить Главполиграфизлат.
	Не все, к сожалению, благополучно и в 05-
ласти издания книги. Примером этого может
служить Гослитиздат (главный художник
Н. Ильин). В этом издательстве наметился пе-
релом в улучшении изданий советской лите-
ратуры, в частности произведений, удостоен-
ных Сталинских премий. Значительно повы-
силось качество массовой библиотеки, при-
влечены новые, молодые, талантливые худож-
ники. Активно работает художественный со-
вет издательства. Однако все это только нача-
ло перестройки, и ‚художественный уровень
оформления и иллюстрирования книг совет-
ских писателей пока что еще не высок. Ряд
ведущих наших художников не привлечен к
иллюстрированию советской литературы.
Имеется немало axton плохого оформления
КНИГ.
	Решения ЦК партии и критические высту-
пления в партийной печати помогли издатель-
ству детской литературы (главный художник
Б. Дегтярев) преодолеть ряд формалистиче-
ских извращений, испортивших многие кни-
ги, выпущенные издательством в прошлые
годы. В Детгизе работает сейчас группа при-
знанных мастеров книги, подлинных реали-
стов. Но черты формализма все еше имеют
место в иллюстрациях художников В. Фавор-
ского (книга Н. Кончаловской «Наша древ-
няя столица»), В. Конашевича (книга «Нена-
глядная красота» и «Сказки» Андерсена),
К. Кузнецова. (книга   «Русские народные
	детей на рисунках Б. Лебедева. В ряде книг
еще мало красочноети, плохо нарисованы
звери, природа, детали обстановки. Между
тем рисунки в детской книге должны раскры-
вать богатство и красоту мира детально и
точно: эскизность и эстетский субъективизм
в иллюстрациях детской книги особенно недо-
пустимы. Крупным недостатком  Детгиза
является и то, что круг работающих в нем
художников узок и замкнут.
	Среди книг издательства «Советский писа-
тель» (главный художник И. Николаевцев),
представленных на выставке, нет ни одной,
оформление которой полностью отвечало бы
современным высоким требованиям. Боль-
шинство обложек книг этого издательства
вызывает недовольство читателей своей серо-
стью и грубым шрифтом. Иллюстраций в
книгах издательства «Советский писатель»
нет. :
	Плохое оформление и иллюстрирование ря-
да книг объясняется еще и тем, что большая
группа издательств не имеет ни главных
художников, ни художественных  советдв.
Нет, например, главного художника и художе-
ственного совета в Сельхозгизе. Это издатель-
ство должно издавать хорошо иллюстриро-
ванную литературу. Книги и журналы Сель-
хозгиза должны нести в деревню высокую
художественную культуру, а они издаются
почти без участия художников.

Миллионными тиражами выпускается про-
дукция Учпедгиза, а книги его, например
«Родная речь», выходят с такими репродук-
циями картин И. Шишкина на обложке, что
становится горько и обидно за наших детей,
которым с замечательной картиной Шишкина
«Рожь» впервые приходится знакомиться по
этой невыносимо желто-голубой мыльной эти-
кетке. Учпедгиз слабо привлекает к оформле-
нию и иллюстрированию учебников наших
крупных художников.
	Нет главных художников и художествен-
ных советов в издательстве Академии наук
СССР (здесь отделом художественного офор-
мления руководит юрист Б. Прокофьев), в
Гостехиздате и многих других ведомствен-
ных издательствах. В этих издательствах кни-
ги выходят, хотя и солидными, но скучными,
как будто нарочно оформленные в мрачные,
стандартные обложки.

Заметно повысился общий ‘уровень офор-
	мления книг, выпускаемых республикански-
ми издательствами. В Беларуссии xopo-
шо изданы Сочинения В. И. Ленина и
И. В. Сталина и ряд книг художественной
	Телефоны: И 6-63-69. Д 3-30-52,
	литературы. Особенно красив макет обложки
книги С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звез-
ды» художника Е. Тарас, хотя обложки издан-
ных экземпляров книги значительно хуже
макета, и очевидно в этом виноваты не столь-
ко художники, сколько слабая техническая
	база издательства. Слабость полиграфической
	базы тормозит развитие издательского дела в
республиках Средней Азии.
	Латышское и литовекое издательства изда-
ют книги технически хорошо, но на некото-
рых выпускаемых ими книгах сказываются
еще формалистические влияния Западной
Европы; в книгах недостаточно содержатель-
ных иллюстраций, иногда имеет место пустое
украитательство.
	Причины недостатков наших печатных
изланий заключаются главным образом в
невнимательном отношении отдельных изда-
тельств и Главполиграфиздата к оформлению
книги. Имеющиеся кадры художников при
более правильной организации работы се ними
смогут вполне справиться с задачей улучше-
ния качества печатных изданий.
	Работа по иллюстрированию книг до сих пор
ведется во многих издательствах беспланово.
Планы оформления и иллюстрирования книг
в 1950 г. по-настоящему не конкретизированы,
не обсуждены общественностью. Художествен-
ные советы издательств в большинстве слу-
чаев работают плохо, часто они состоят только
из работников аппарата издательства («Совет-
ский писатель», Медгиз и др.) и работают в
отрыве от общественности. Комитет по делам
искусств, Академия. художеств и Союз худож-
ников до последнего времени почти не привле-
кались Главполиграфиздатом к обсуждению
изданий художественной и научной литера-
	туры,
	по вине производественного отдела издатель-
ства. В книге Н. Некрасова «Избранное» и в
книге «Повести Белкина» А. С. Пушкина ри-
сунки художника Д. Шмаринова совершенно
искажены, превращены в хаос грязных пятен
и линий. (В выпушенных издательством
«Искусство» книгах серии «Классики русско-
го и советского искусства» трудно узнать за-
мечательные произведения И. Репина, В. Су-
рикова и других художников, настолько они
далеки от подлинников. Это случилось и с
гравюрами И. Павлова в монографии о нем.
В Гослитиздате книга В. Лациса «Сын ры-
бака» с иллюстрациями художника В. Валд-
мана во многом испорчена печатью. Жур-
нал «Огонек» систематически искажает при
воспроизведении оригиналы художников,
особенно при печати офсетным способом...

Работа художника часто искажается произ-
водственными отделами издательств. Напри-
мер, при иллюстрировании «Евгения Онеги-
на» художником Ф. Константиновым зам. ди-
ректора по производственной части  Гослитиз-
дата С. Слоним совершенно исказил первона-
чальный план оформления тем, что механиче-
ски сократил вдвое количество сделанных и
принятых главным художником иллюстраций.
Система прохождения и утверждения ориги-
нала художника в издательствах, находящих-
ся в ведении Главполиграфиздата, излишне
громоздка ‘и бюрократична: рисунок худож-
ника, прежде чем быть напечатанным, дол-
жен визироваться подписями 35 человек.

Советское правительство укрепило и про-
должает укреплять материальную базу изда-
тельского` дела. Создан Главполиграфиздат,
четко и ясно определены его задачи, указаны
пути их решения.

Главполиграфиздат должен проявить боль-
шевистскую настойчивость и добиться серьез-
ного улучшения всего дела оформления и ил-
люстрирования книг и пропаганды лучших
произведений изобразительного искусства.

Надо провести широкие конференции
художников и читателей по вопросам каче-
ства оформления книг, плакатов и/ репродук-
ций, всесторонне обсудить Всесоюзную вы-
ставку книги, графики и плаката. Необходи-
мо также организовать в 1950 году экспери-
ментально-производетвенную мастерскую
цветной фототипии и лабораторию, оснащен-
ную новейшим репродукционным печатным
и переплетным оборудованием для создания
высококачественных эталонов --образцов всех
видов издательской продукции. Качество пе-
чатных изданий должно быть достойно наше-
го народа, строящего коммунизм.
	. : A. AP-KPABYEHKO.
: Д. НАЛБАНДЯН.
a a te
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
		Важнейшим вопросом в деле улучшения
иллюстрирования книг является привлечение
к этому делу широких кругов квалифициро-
ванных художников как старшего, так и мо-
лодого поколения. Издательствам и Главпо-
лиграфиздату следовало бы всемерно стиму-
лировать работу художников над советской
темой. До сих пор не упорядочены условия
работы художников в издательствах. Худож-
ник только в редких случаях имеет возмож-
ность ознакомиться с корректурным оттиском
своей работы и дать свои замечания и указа-
ния, но при этом нет никакой гарантии, что
весь напечатанный тираж будет соответство-
вать по качеству пробным и контрольным
экземплярам. В Детгизе, например, наряду с
хорошими, выпускаются явно плохие книги
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
	качество репродукций не удовлетворяют ра-! сказки»). Много кукольного в изображении
		Адрес редакции: Москва, Старая площадь, дом 4, комн. 258.