«Пит Джурлая» —волнуЮщЩее
кинойроизведение
	т,
ОБЗОР ПЕЧАТИ
	ГЛУБЖЕ ВНИКАТЬ В ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
ПРОИЗВОДСТВА
	За последнее время на страницах местных
газет все чаше и чаше появляются статьи
по вопросам зкономики и 0б экономическом
образовании кадров.

Недавно узбекская республиканская газе-
та «Правда Востока» напечатала содержа-
тельную статью о том, как организована
экономическая учеба кадров в Сталинском
районе гор. Ташкента. В этой статье приведе-
ны справедливые упреки в адрес райкома
партии, который, проявив инициативу в орга-
низации учебы, не использует всех возмож-
ностей для лучшей постановки пропаганды
экономических знаний.

Газета пишет: / /

«Проводимые. на предприятиях и на се-
минарах лекции принесли бы значительно
большую пользу, если бы они строились
дифференцирозанно для работников раз-
личных специальностей и в зависимости
от уровчи их знаний».

Такой же упрек следует сделать и ряду га-
зет. Их материалы по вопросам экономики
также общи, не учитывают аудитории, к ко-
торой они обращены.

6 мая тульская газета «Коммунар» высту-
пила со статьей кандидата экономических
наук А. Миневича о необходимости быстро-
го завершения комплексной механизации
шахты № 8. В этой статье говорится,
что шахта оснащена первокласеной горной
техникой, что на шахте есть и кадры, осво-
ившие новую горную технику, но... «дело с
механизадией подвигается медленно».

«Проходческий комбайн, да и другие ма-
шины, — сообщает газета, — используются
далеко не на всю мощность. Причина
этому... огромные простои, составляющие
на подготовительных участках 40—45 проц.
рабочего времени».

Приводя эти факты, автор статьи, а вме-
сте с ним и редакция не называют конкрет-
ных виновников. В статье говорится, что
нужно соблюдать график, улучшить работу
внутришахтного транспорта, механизиро-
вать вспомогательные работы на лавных
участках, наладигь ‘своевременную достав-
ку порожняка, крепежного леса... Хорошие
замечания! Но к кому они относятся? В статье
не названы лица, которые отвечают за рабе-
ту шахты.

Редакция тульского «Коммунара» немало
пишет о плохом использовании механизмов
на шахтах. Однако газета не напечатала ни
одной серьезной статьи о том, к чему при-
водит игнорирование механизмов, как
устранить простои на шахтах, как органи-
зовать техническую и экономическую учебу.

Работники редакции газеты «Коммунар»
пропускают в печать поверхностные и недо-
работанные статьи. Так, в статье доцента
И. Шехвица, опубликованной 1$ мая, редак-
ция уверяет своих читателей, что:

«модернизация одного только станочно-

го парка предприятий Тулы и области и

перевод даже части оборудования (подчер-

кнуто нами. Ан. Б.) на скоростные мето-
ды вскроют многие ‘неиспользованные
мощности и ‘дадут несколько миллиардов

(!) рублей годовой экономии».

Прямой противоположностью тульской га-
зете является одесская газета «Болыьпевист-
	ское знамя». Отдельные номера этой газеты,
выпущенные в мае, могут служить приме-
ром того, как надо освещать вопросы эконо-
мики. Всей стране известны подъемные
краны с маркой одесского завода имени Ян-
варского восстания. В текущем году завод
досрочно выполнил четырехмесячный план,
Но газету не услокоило сообщение о досроч-
ном выполнении плана. Завод не использует
всех своих возможностей для выпуска про-
дукции в большем количестве, чем преду-
смотрено планом. Редакция послала на этот
завод бригаду, которая организовала ряд
писем, всесторонне разбирающих работу
предприятия. «Резервы одного предприя-
тия» -— так озаглавлены эти письма. Их ав-
торы: кандидаты экономических наук
Ю. Лопатин и М. Гурович, доцент госуни-
верситхета инженер М. Рунов, инструктор
РК КПбб)У К. Захаров и журналист Е. Ма-
каров. Всего газетой помещено три таких
письма — 17, 19 и 20 мая.

В первом письме анализируется работа
завода за первый квартал 1950 г. Авторы
письма фактами доказывают наличие в ра-
боте завода штурмовщины. Убедительно, на
конкретных примерах, статья показывает,
как добиться ритмичной и планомерной
работы и что для этого надо сделать: разра-
ботать график, наладить бесперебойную
‘диспетчерскую службу, установить селек-
торную связь, внедрить конвейер, улучшить
снабжение и т. д. Во втором письме постав-
лен вопрос о техническом нормировании, о
трудовой дисциплине, об опыте новаторов,
о совершенствовании технологии, о социа-
листическом соревновании и культурном
досуге. Третье письмо посвящено оборачи-
ваемости оборотных средств и хозрасчету.

Все три письма содержат много фактов и
примеров. и обращены к конкретным AM-
цам.

Заканчивая освещение работы завода, га-
зета с полным осмованием делает правиль-
ный вывод:

«Завод имени Январского восстания. об-
ладает огромными, еще не использованны“
ми резервами для улучшения всех техни-
ко-экономических показателей своей дея-
тельности».

Газета с болышим знанием дела разобрала
работу завода, подсказала, что надо сделать
для организации планомерного выпуска про-
дукции,

Появление таких интересных и основа-
тельных материалов на страницах газеты
«Большевистское знамя» не случайно, Ре-
дакция из номера в номер освещает вопро“
сы экономики. знакомит с ними своих чи-
тателей. 16 мая она поместила ответ на во-
просы читателей об укреплении советского
рубля. 19 мая газета в передовой статье «За
строжайший режим экономии!» ставит перед
парторганизациями и руководителями пред-
приятий вопрос о строжайшем соблюдении
режима экономии, о необходимости овладе-
вать экономическими знаниями.

Местные газеты должны шире освещать на
своих страницах вопросы экономики про-
изводства, глубже вникать в существо осве-
щаемого вопроса.
		Художественный музыкальный фильм
«Цит Джургая» — несомненная удача совет-
ской кинематографии. Выпушенный в годы
войны Тбилисской киностудией, этот неза-
служенно забытый фильм вновь появился
на экранах. Авторы фильма. создали волную-
mee поэтическое произведение, в котором
высокая тема дружбы народов, верности Po-
дине и великому вождю товарищу Сталину
выражена страстно и убедительно. Фильм в
художественной форме повествует о собы-
тиях далекого прошлого и героических днях
Великой Отечественной войны, вызывает у
зрителя благородное чувство советского
патриотизма, помогает укреплению дружбы
между народами нашей страны.

Сюжетная линия фильма. проста.

Советские войска движутся к предгорьям
Кавказа для отпора наступающим фашиет-
ским полчищам. На пути они встречают ста-
ринную крепость, привратник которой рас-
сказывает бойцам древнюю грузинскую ле
генду о витязе Джургае — твердом и храб-
ром защитнике своей родины. Перед бойца-
ми проходят картины свадебного пира Джур-
гая, полюбившего красавицу пастушку. В
разгар пирь получена весть о нашествии
врага. Джургай оставляет молодую жену, со-
бирает народ и устремляется в бой с инозем-
ными захватчиками. Щит Джургая coxpa~
няет рыцаря от вражеских стрел и мечей.
Этот шит, епасший героя, становится народ-
ной реликвией, и народное воображение на-
деляет его свойствами живого существа.

„..Висит в долине Алазани
Щит древний витязя Джургая.
Лишь вспомнит он о поле брани,

: Щит дрогнет, сталью колыхая...
говорится в народном предании.

В серлцах советских бойцов запечатлева-
ются заключительные строки легенды:

Кто защищал страну родную,
Тому народ поет хваленье:

Он проживет не жизнь пустую,
А славу, доблесть в поколеньях.

Так в фильме перекинут мост от седой ста-
рины к нашей современности,

Весь фильм построен в основном на гру-
зинской музыке. Ее пленительная мелодика,
своеобразие гармонии и полифонии, совер-
тпенно неповторимые по яркости и свежести
кадансы ставят музыкальную культуру Гру-
зии на одно из первых мест в мировой му-
зыке.

Авторы Фильма отобрали музыкальный
материал как народного творчества, так И
творчества профессионального и сумели
продемонстрировать исключительно  высо-
кий уровень мастерства исполнителей,

Сюжетная ткань фильма позволила итиро-
ко представить различные жанры музы
кального искусства-от простой народной
сесни и несни массовой до симфоническо-
ораториальных произведений и больших
оперных форм основоположника грузинской
оперы 3. Палиашвили. Кроме грузинской му-
зыки, в фильм в качестве отдельных номе
ров включены и произведения других наро-
дов, среди которых исключительно сильное
впечатление производит отрывок «Проводы
масленипы» из оперы А. Серова «Вражья си-
ла» в отличном исполнении Украинского
певца Н. Частия.

«Щит Джургая» своеобразно и новаторски
решает проблему драматургии музыкально-
го фильма-концерта,. Музыка фильма не
просто иллюстрирует действие, а является
движущей его силой, и потому He будет
преувеличением сказать, что в этом отно
шении «Щит Джургая» открывает новые
страницы в области жанра музыкальных
кинокартин. Этот жанр, как правило, огра-
ничивался до сих пор рамками музыкаль-
ной комедии, полуоперетты И «не посягал»
на жанр оперы (малоудачный опыт экрани“
зации оперы «Черевички» не в счет).

Картина в титрах скромно названа кино-
концертом. Между тем авторы сценария
	Г Леонидзе, С. Долидзе и Д. Рондели, из во-
торых два последних являются и режиссе-
рами фильма, нашли такую форму построе-
ния, при которой в фильме достигнута еди-
ная. и притом нарастающая линия эмоцио-
нального напряжения. В этом смысле мож-
но говорить о симфоническом развитии
фильма, что является очень большой заслу-
гой сценаристов и режиссеров,

Музыка фильма представлена как творче-
ством классиков Грузинской музыки, покой-
ных 3. Палиашвили, М. Баланчивадзе (orm
па) и ныне здравствующего Д. Аракишвили,
так и творчеством более молодых комнози-
TOPCKMX сил, среди которых мы встречаем
имена А. Андриашвили, A. Баланчивадзе
(сына) и Г. Киладзе,

Из творческого. наследия 3. Палиашвили
выбраны для фильма его великолепные,
строгие и величественные хоры из ‘опер
«Абесалом и Этери» и «Даиси» и широко из-
вестная застольная песня из оперы «Даи-
cu», которую с блеском исполняет певец
Г. Григорашвили.

Есть произведения, красоты которых пости-
гаются с тем большей силой, чем больше их
узнаешь. Именно к Такому роду сочинений
следует отнести и оперы Палиашвили «Абе-
салом и Этери» и «Даиси», и режиссура кар“.
тины поступила вполне законно, отведя в
фильме основное место музыке из этих опер.

Музыка Палиашвили отлично исполнена
хором и оркесгром Тбилисского оперного те-
атра.

Исполнитель основной роли Джургая ар»
тист Д. Гамрекели — обладатель прекрасно“
го баритона — создал выразительный облик
народного героя. В дуэте из оперы «Шота
Руставели» композитора Д. Аракишвили, ис-
полняемом Джургаем со своей невестой Эте-
ри (арт. М. Джапаридзе), создан хороший ан-
самбль и исполнительски преодолен тот нат
‘лет некоторой салонности, который присуш
этому произведению. Артиет Л. Бадридзе,
исполняющий две роли, столь противополож-
ные, как. роль советского лейтенанта и ис-
панскогс певца, показал блестящее вокаль-
ное мастерство. В его исполнении такие от
личные друг от друга произведения, как
песня «Инли минди» (обработка комнозито-
ра К. Потсхверашвили), испанская песня
«Синьорина», равно как и песня Вано Му-
радели «Юность вождя», нашли превосход-
ного интерпретатора. Тепло и проникновен-
но исполняет песни А. Баланчивадзе и
В Соловьева-Седого артистка Кето Джапа-
ридзе.

Неизгладимое впечатление сставляет та-
неп «Хоруми» и особенно виртуозное мастер“
ство в этом танце В. Чабукиани.

Исполнение и солистов-певцов, и хора, и
сркестра, и хореографической группы, а так-
же и техническая запись музыки (звукоопе-
ратор В. Долидзе) накодятся на очень вы-
соком уровне, что, несомненно, будет спо-
собствовать успеху картины как в нашей
стране, так и за рубежом.

Есть в фильме некоторая затянутость, ко-
торую начинаешь ощущать в эпизодах, сле-
дующих за пиром у Джургая, Все оперные
эпизоды еняты в театральных декорациях,
и богатейшая природа Грузии показана, на
наш взгляд, недостаточно.

В пелом фильм «Щит Джургая» является
превосходным свидетельством расцвета на-
пионального искусства в нашей стране.
	Успешное ‘разрешение высокой темы на
национальном музыкальном материале от-
крываст‘ новые возможности. для советской
кинематографии. И мы ‘вправе ожидать, что
и другие наши республики последуют при-
меру Грузии и создадут свои музыкальные
кинопоэмы, в которых отразится величие
ленинско-сталинской национальной полити-
ки, раскрепостившей силы и таланты наро-
	дов СССР,
Ю_ ШАПОРИН.
		8 УНОейление нолХо308—
ОГО СТООНТОЛЬСТВ

колхозов и их организационно-хозяйственное
укрепление, зависит дальнейший подъем со-
пиалистического сельского хозяйства,
	Первейшей задачей колхозов является пол-
ное и своевременное выполнение их обя-
зательств перед государством и прежде всего
выполнение плана заготовок сельскохозяй-
ственных продуктов. Товарищ Сталин указы-
вает, что выполнение плана хлебозаготовок
является первой заповедью колхозов. В вы-
полнении колхозами их обязательств перед
государством находит свое яркое проявление
принцип правильного сочетания личных ин-
тересов колхозников с общественными, госу-
дарственными интересами. Полное и своевре-
менное выполнение этих обязательств — сви-
детельство силы колхозного строя, показа?
тель организационно-хозяйственной  крепо-
сти колхозов.

Важную роль в укреплении общественного
хозяйства колхозов и подъеме всех его
отраслей играют передовая сельскохозяй-
ственная наука и опыт новаторов сельского
хозяйства. В условиях советского социали-
стического строя имеются неограниченные
возможности BAH непрерывного развития
науки и внедрения ее достижений в произ-
водство. Мичуринская сельскохозяйственная
наука добилась крупнейших уссехов и ока-
зывает огромную помощь колхозам в наибо-
лее рациональном ведении хозяйства и под-
нятии его агротехнического и зоотехническо-
го уровня. Было бы, однако, неправильным
останавливаться на достигнутом. Необходимо
дальше творчески развивать сельскохозяй-
ственную науку и более широко внедрять ее
достижения, как и достижения мастеров вы-
соких урожаев и высокопродуктивного жи-
вотноводства в практику колхозного произ-
водства,

Партия и советское государство осуще
ствляют широкие мероприятия по подготовке
	и переподготовке колхозных кадров: пред?
седателей колхозов, бригадиров, заведую-
ших фермами, полеводов, животноводов
	ит. п. В государственных двухгодичных пи”
лах руководящих кадров колхозов и на ше
стимесячных курсах переполготовки предсе-
дателей колхозов обучается свыше 25 тысяч
человек, Свыше 75 тысяч председателей кол-
хозов прошло к началу весеннего ‘сева 1950
года курсы повышения квалификации. Однё-
ко необходимость повышения агротехниче
ского и зоотехнического уровня сельского хо-
зяйства и дальнейшего организационно-хо-
зяйственного укрепления колхозов предъяв-
ляет все более высокие гребования к руково-
дящим колхозным кадрам. Чтобы правильно,
со знанием дела руководить колхозами, необ-
ходимо иметь серьезную подготовку. Колхо-
зы-крупные, многоотраслевые, технически
сенашенные хозяйства, ведушиеся по плану,
на основе передовой советской науки. Во гла-
ве таких хозяйств должны стоять люди, хо-
рошо разбирающиеся в вопросах политики
коммунистической партии и советского госу-
дарства, обладающие большим практическим
опытом, агрономическими и зоотехническими
знаниями и умеющие применять эти знания
на практике в колхозном производстве.

Интересы колхозного лела требуют, чтобы
председатели колхозов’ имели сельскохозяй-
ственное образование. Необходимо всемерно
поошрять желание колхозников иметь у ру-°
ковБодства ‘колхозами агрономов, зоотехников
и других специалистов сельского хозяйства,
имеющих ‘высшее и среднее образование
и практический опыт по руководству сель-
ским хозяйством. Делом чести таких специа-
листов является непосредственная работа в
самом колхозном производстве, Надо еще
шире развернуть работу по подготовке и
переподготовке ныне работающих председа-
телей колхозов се тем, чтобы они получили
сельскохозяйственное образование.

Сила колхоза-в активности, инициативе и
самоотверженном труде всей масеы колхоз-
ников. Колхозом управляет общее собра-
ние его членов, а в ‘промежутках между
собраниями — правление и председатель кол-
хоза, избранные общим собранием, Вот поче-
му совершенно недопустимо, когда в некото-
рых колхозах общие собрания и заседания
правления проводятся нерегулярно, ревизи-
онные комиссии бездействуют, председатели
колхозов или правление сами, без участия
колхозников, решают все вопросы колхозного
хозяйства. Партия ведет решительную борьбу
е нарушениями демократических основ
управления колхозами, с попытками устра-
нить колхозников от участия в разрешении
вопросов колхозной жизни, :

Отчетно-выборные собрания, прошедитие в
колхозах в начале этого года, способствовали
выявлению и устранению недостатков в рабо-
те, мобилизации резервов для дальнейшего
подъема социалистического сельского хозяй-
ства, повышению активности колхозных масс,
развертыванию критики и самокритики. Кол-
хозные собрания являются школой коммуни-
стического воспитания колхозников и важ-
ным рычагом организационно-хозяйственного
укрепления колхозов. Активное ‘участие са-
мих колхозников в решении вопросов колхоз-
ной жизни, укрепление колхозной демокра-
тии поднимают чувство ответственности кол-
хозников за общественное хозяйство, за вы-
полнение колхозом государственных заданий.

Большевистское руководство колхозами яв-
ляется решающим фактором успешного реше-
ния стоящих перел ними задач. Дальнейшее
организационно-хозяйственное укрепление
колхозов невозможно без улучшения качества
руководства ими. Необходимо, чтобы партий-
ные организации постоянно и более конкрет-
но занимались  организационно-хозяйствен-
ным укреплением колхозов. Партийные орга-
низации должны усилить свои связи с колхо-
зами, знать все происходящее в колхозах, во-
время приходить на помощь отстающим,
находить новое в передовых колхозах и де-
лать их опыт достоянием всех колхозов. Долг
сельских партийных организаций — развер-
тывать критику и самокритику в колхозах,
непримиримо бороться с нарушениями Уста-
ва сельскохозяйственной артели, разъяснять
трудящимся задачи, стоящие перед сельским
хозяйством, мобилизовать и организовывать,
колхозное крестьянство на решение этих за-
дач. Особенно важно укрепить колхозные
партийные организации и повысить их ответ-
ственность за положение дел в колхозах,
	es a @

В нынешнем, 1950 году перед колхозами
стоят большие задачи в деле дальнейшего
повышения урожайности и увеличения про-
изводства всех сельскохозяйственных куль-
тур, повышения продуктивности и  всемер-
ного развития животноводства. Успехи,
достигнутые колхозами в 1949 году, огром-
ная материально-техническая помощь, ока-
зываемая колхозам со стороны государства,
повседневная забота партии, товарища
Сталина об организационно-хозяйственном
укреплении колхозов создали все необходи-
мые условия для еще более быстрого подъема
сопиалистического сельского хозяйства.
	Используя великие преимущества колхоз-
ного строя, всемерно укрепляя колхозы в
организационно-хозяйственном отношении,
коммунистическая партия и советское госу-
дарство ведут сельское хозяйство СССР к но-
	  вым успехам в борьбе за построение комму-

В послевоенный период советский народ
под руководством большевистской партии
добился новых выдающихся успехов в разви-
тии социалистического сельского хозяйства.
Превзойден довоенный уровень сельскохо-
зяйственного производства, повысилась куль-
тура земледелия, успешно осуществляются
сталинский план преобразования природы и
трехлетний план развития общественного
колхозного и совхозного продуктивного жи-
вотноводства.

Успехи сельского хозяйства СССР являют-
ся результатом постоянной заботы партии и
советского правительства об организационно-
хозяйственном укреплении колхозов. Колхоз-
ный строй в корне преобразил наше сельское
хозяйство, превратил его в самое крупное, са-
мое механизированное, самое продуктивное
хозяйство в мире. На базе колхозного строя
навсегда покончено с кулацкой кабалой и
нищетой в деревне и обеспечена зажиточная
жизнь крестьянства. Колхозный строй создал
все Уеловия для наиболее эффективного
использования земли, машинной техники, до-
стижений передовой сельскохозяйственной
науки, для непрерывного повышения произ-
водительности труда и увеличения сельско-
хозяйственной продукции.

То обстоятельство, что колхозы стали гос-
подствующей формой сельского хозяйства, не
уменьшило, а увеличило заботы партии и со-
ветского государства о развитии сельского хо-
зяйства, повысило руководящую роль комму-
нистов в борьбе за его подъем. «Колхозы, как
социалистическая форма организации хозяй-
ства, — говорит товариш Сталин, — могут пока-
зать чудеса хозяйственного строительства,
	если во главе их стоят действительные
революционеры, большевики, коммунисты»
’(М. Сталин. «Вопросы ленинизма», изд. 11-е,
‚ стр. 405).
	Еще в начальный период массового колхоз-
ного движения, в 1930 году, товариш Сталин
писал: «Теперь внимание работников должно
быть заострено на организационно-хозяй-
ственной работе колхозов в деревнях и се
лах» (Соч., т. 12, стр. 226).

Огромные задачи, стоящие перед партией и
советским государством в деле обеспечения
нового мощного подъема сельского хозяйства
и создания обилия продовольствия и сырья,
могут быть успешно решены лишь на базе
дальнейшего организационно-хозяйственного
укрепления колхозов.

x &
	Товарищ Сталин указывает, что сельскохо-
зяйственная артель является при нынешних
условиях единственно правильной формой
колхозного движения. «И это вполне понятно:
а) артель правильно сочетает личные, быто-
вые интересы колхозников с их обществен-
ными интересами, 6) артель удачно приспо-
собляет личные, бытовые интересы -— к обще-
ственным интересам, облегчая тем самым во-
спитание вчерашних единоличников в духе
коллективизма» (И. Сталин. «Вопросы лени-
низма», изд. Lll-e, erp. 468).

Задачи организационно-хозяйственного
укрепления колхозов требуют прежде всего
строгого соблюдения сталинского Устава
сельскохозяйственной артели — закона по-
строения нового общества в деревне.

Основой колхозного строя, как и всего на-
шего социалистического общества, является
общественная социалистическая  собствен-
ность на средства производства.

Устав сельскохозяйственной артели обязы-
вает колхозников охранять общественную
собственность, беречь колхозное — добро,
укреплять и расширять общественное хозяй-
ство колхозов. Партия и советское правитель-
ство ведут решительную борьбу за строгое
соблюдение Устава. Когда в ряде республик,
краев и областей были обнаружены факты
неправильного расходования трудодней, рас-
хищения общественных земель колхозов,
растаскивания колхозной собственности и
другие нарушения Устава  сельхозартели,
Советское правительство и ЦК ВКП(б) в сен-
тябре 1946 года приняли постановление «О ме-
рах по ликвидации нарушений Устава сель-
скохозяйственной артели в колхозах». На
основе этого постановления проделана боль-
шая работа по ликвидации нарушений
Устава.

Однако в некоторых республиках и обла-
стях (Киргизия, Таджикистан, Белоруссия,
Калужская область и др.) нарушения Устава
сельскохозяйственной артели до конца еще
не ликвидированы, продолжают иметь место
факты захвата общественных земель, расхи-
щения общественного скота. и продуктов,
растрат денежных средств, что наносит
серьезный ущерб общественному хозяйству
колхозов и подрывает основной источник
силы и крепости колхозного строя — обще-
ственную собственность. Необходимо довести
до конца исправление всех нарушений Устава
и впредь не допускать их повторения. В этом
заключается одно из решающих условий
дальнейшего укрепления колхозов, подъема
сельского хозяйства и роста материального
благосостояния колхозников.

Укрепление и развитие общественного хо-
зяйства артели и повышение материального
и культурного уровня жизни колхозников во
многом зависят от темпов накопления обе-
ственных неделимых фондов и правильного
использования денежных средств, отчисляе-
мых на их пополнение. Рост колхозного про-
изводства обеспечил значительное увеличе-
ние денежных доходов и создание больших
общественных накоплений, Отчисления кол-
хозов в неделимые фонды за последние 15 лет
увеличились в Т раз.

Дальнейшее укрепление и развитие обще-
ственного хозяйства колхозов, в частности
развитие общественного животноводства,
строительство животноводческих помещений,
электрификация, механизация работ и т: п.,
требует систематического, все возрастающего
накопления общественных средств колхозов,
ликвидации бесхозяйственности и расточи-
‚тельности, решительной борьбы за экономию.

Важнейшей мерой организационно-хозяй-
ственного укрепления колхозов является
строгое соблюдение социалистической дис-
пиплины труда. На первом Bcecow3Hom
съезде колхозников-ударников в 1933 году
товариш Сталин говорил: «Социализм требует
не лодырничанья, а того, чтобы все люди тру-
дились честно, трудились не На других, не на
богатеев и экеплоататоров, а на себя, на обще-

ство» (A. Сталин. «Вопросы ленинизма»,
изд. 11-е, стр. 418).

Устав сельхозартели требует от колхозни-
ков честно трудиться, строго соблюдать тру-
довую дисциплину. Подавляющее большин-
ство колхозников добросовестно выполняет
это требование, работает не покладая рук на
благо своего колхоза, советского государства,
социалистического общества. Миллионы кол-

хозников и. колхозниц соревнуются друг с

другом за образцовое проведение сельскохо-
зяйственных работ, за выполнение и перевы-
полнение норм выработки, Социалистическое
соревнование за высокий урожай и подъем
животноводства рождает Героев Социалиети-
ческого  Труда.
Однако до сих пор имеются колхозники, ко-
торые нерадиво относятся к общественному
труду и даже не выполняют ‘установленного
минимума трудодней. Необходимо создать в
каждом колхозе обстановку нетерпимости и
общественного презрения к тем, кто, нару-
	шая трудовую дисциплину, наносит ущерб
общественному хозяйству и интересам чест-
ных колхозников. Нужно добиться, чтобы
каждый колхозник работал добросовестно, в
полной мере принимал участие в обществен-
ном хозяйстве колхоза, выполнял и перевы-
полнял нормы выработки. Достигнув этого,
колхозы умножат общественное богатство,
наша страна быстрее получит то изобилие
продуктов, которое необходимо для перехода
к коммунизму.

В борьбе за повышение производительности
труда в колхозах особенно большое значение
имеет неуклонное осуществление постановле-
ния Совета Министров СССР от 19 апреля
1948 года «О мерах по улучшению организа-
ции, повышению производительности и упо-
рядочению оплаты труда в колхозах». Со-
гласно этому постановлению, распределение
доходов производится с учетом урожая,
собранного каждой бригадой. Колхозники
бригад, получивших более высокий урожай,
получают и более высокую оплату в виде до-
полнительного начисления трудодней за пе-
ревыполнение плана сбора урожая, и, наобо-
рот, с колхозников бригад, не выполнивших
‚плана сбора урожая, списывается часть трудо-
дней. Это создает большой стимул в борьбе за
повышение производительности труда и пере-
выполнение планов сбора урожая и продук-
тивности животноводства.
	Важнейшую роль в оргацизационно-хозяй-
ственном укреплении колхозов имеет пра-
вильная организация труда. Основной фор-
мой организации колхозного труда является
постоянная производственная бригада. Это
четко опрёделено в Уставе сельскохозяй-
ственной артели. Однако в колхозах Курской
и некоторых других областей вопреки Уставу
была допущена вредная практика организа-
ции обособленных звеньев е закреплением за
ними посевов зерновых культур, инвентаря,
рабочего скота. Это вело к эслаблению и лик-
вилации колхозной бригады и Фактически
дробило крупное коллективное земледелие на
мелкие производственные ячейки, затрудняя
применение крупной передовой машинной
техники.
	В настоящее время уровень механизации
сельскохозяйственных работ поднялся’ очень
высоко. Почти все производственные про-
пессы в зерновом хозяйстве выполняются
мошными, высокопроизводительными маши-
нами. В таких условиях существование
звеньев на зерновых культурах ослабляет
колхозы, тянет их назад и, по сути дела, на-
правлено против механизации сельского хо-
зяйства. Практика показывает, что на возде-
лывании некоторых технических, овощных и
других пропашных культур существует необ-
ходимость сохранения внутри бригады звень-
ев, поскольку производство этих культур пока
етте ‘недостаточно механизировано.
	Большое значение в деле организационно-
хозяйственного укрепления колхозов и обес-
печения нового подъема сельского хозяйства
имеет укрупнение мелких колхозов. Наличие
мелких, экономически слабых колхозов сдер-
живает дальнейшее развитие социалистиче-
ского сельского хозяйства,
	Мелкие колхозы по размерам закреплен-
ных за ними земель нё могут успешно раз-
вивать общественное хозяйство и исполь-
зовать Cc высокой производительностью
современную машинную технику. Мелкий
колхоз не имеет возможности создать высоко-
товарное общественное животноводство, все-
сторонне развивать колхозное производство,
развернуть необходимое строительство хо-
зяйственных построек и сооружений. Мелко-
му колхозу не под силу иметь агронома,
зоотехника и других специалистов. В таком
колхозе слишком велики затраты на содержа-
ние административно-обслуживаюшего перео-
	нала. Неудивительно, что доходы мелких кол-
	хозсв значительно ниже, чем доходы Еруп-
ных колхозов. По данным годовых отчетов
		каждый гектар пашни в.крупных колхозах
дал денежных доходов в 6,5 раза больше, чем
в мелких колхозах, а неделимые фонды круп-
ных колхозов — на каждый гектар пашни в
6,4 раза больше; чем в мелких. В более круп-
ных колхозах Московской области комбайны
работали в полтора-два раза производитель-
нее, чем в мелких, а производительность мо-
лотилки «МК-1100» в крупных колхозах была
Bp 2,4 раза выше, чем в мелких.
	В ряде областей мелкие колхозы на основе
добровольного желания самих колхозников
объединяются в более мощные хозяйства.
Укрупнение мелких колхозов будет способ-
ствовать дальнейшему, подъему сельского хо-
зяйства, всестороннему развитию колхозного
производства, при котором наряду с основны-
ми отраслями сельского хозяйства широко бу-
дут, сообразно с местными условиями, разви-
ваться дополнительные отрасли: садоводство,
пчеловодство, рыбоводство и др., а также спо-
собствовать поднятию производительности
труда, увеличению выпуска сельскохозяй-
ственной продукции, росту доходов колхозов
и колхозников.

* & &
	Могучим средством государственного ру-
ководства колхозным производством’ являют-
ся  машинно-тракторные станции. В после-
военный период ведущая роль МТС в
развитии колхозного производства особенно
возросла; количество МТС и их техническая
вооруженность значительно увеличились.
	Обладая передовой техникой, МТС являют-
ся решающей силой всестороннего развития
общественного колхозного хозяйства. Основ-
ной задачей машинно-тракторных станций
в настоящее время является повышение
урожайности в обслуживаемых колхозах,
дальнейшее улучшение использования ма-
шинно-тракторного парка, повышение каче-
ства тракторных работ и выполнение их в
лучшие агроеномические сроки. МТС при-
званы оказывать постоянную помощь кол-
хозам в организационно-хозяйственном отно-
шении путем агрономического обслужива-
ния, внедрения достижений сельскохозяй-
ственной науки, содействия в правильной
организации труда, в составлении производ-
ственных планов и приходо-расхолных смет,
введении правильного севооборота, в рас-
пределении доходов, подготовке колхозных
кадров и постановке учета, МТС несут ответ-
ственность за подъем урожайности, разви-
тие общественного животноводства, за под-
тягивание отстающих колхозов до уровня
передовых.
	Не все МТС в должной мере выполняют эти
задачи. Имеются факты недостаточно полного
и высокопроизводительного использования
тракторов и сельскохозяйственных машин,
неправильного планирования объема трак-
торных работ по колхозам, слабой помощи
МТС отстающим колхозам, безответственного
отношения некоторых руководителей МТС к
заключению и выполнению договоров и по-
полнительных соглашений с колхозами. До-
говор МТС с колхозом — это важнейший до-
кумент, который определяет практические
меры по обеспечению в колхозах высокого
урожая сельскохозяйственных культури
производственные взаимоотношения между
МТС и колхозом, От точного и своевременно-
го выполнения взаимных договорных обяза-
	тельств. между МТС и’ колхозами зависят   низма.
успешное развитие общественного хозяйства т