О чем говорят итоговые
занятия
	К концу учебного года парторганизация го-
рода Иванова пришла с серьезными достиже-
ниями в деле повышения идейно-теоретиче-
ского уровня коммунистов. Большинство ком-
мунистов города систематически занимается
	политической ‘учебой, Последние два года
были наиболее плодотворными в их учебе
Около 340 кружков, объединяющих более
четырех тысяч коммунистов, закончили изу-
чение «Краткого курса истории ВКП(б)». На-
чав заниматься осенью 1943 года, они довели
свою работу до конца. Почти все кружки,
приступившие к занятиям в октябре 1949 го-
meropyit BKTIG)>. а veer ore
большинетво поли о

* тщкол и кружков по изуче-
нию биографии И. В. Сталина.

Сейчас наступил заключительный этап в
работе сети партпросвещения — начались ито-
говые занятия кружков и школ. Городская
парторганизация провела значительную ра-
боту по подготовке к организованному завер-
шению учебного года. Этот вопрос обсуждал-
ся на собраниях партийного актива, состояв-
шихеся во всех районах города, а также на
партийных собраниях, на совещаниях заве-
дующих отделами пропаганды и агитации
райкомов ВКП(б), секретарей‘ парторганиза-
ций, пропагандистов и консультантов. Были
установлены сроки окончания занятий в
кружках и школах. В результате проделанной
работы большинство кружков и политшкол
организованно завершает учебный год;

Первые итоговые занятия показывают, что
большинство слушателей усвоило учебный
материал.  Так, слушатели кружка пропаган-
диста т. Грязновой на фабрике им. рабочего
Федора Зиновьева хорошо разбираются в
основных вопросах истории ВКП(б). И неуди-
вительно: этот кружок работал систематиче-
ски. За два учебных года не было ни одного
срыва или переноса занятий. Все слушатели
вели конспекты. Выполнив учебный план,
они под руководством пропагандиста повто-
рили пройденный материал. Первое итоговое
занятие кружка, состоявшееся 26 мая, прошло
при активном участии слушателей. Их вы-
ступления были обстоятельными и четкими,
дающими в основном правильное освещение
поставленных на обсуждение вопросов.

К сожалению, далеко не всюду итоговые за-
нятия организованы правильно и в должной
мере способствуют выявлению и закреплению
знаний слушателей. На фабрике им. Балапто-
ва пропагандист т. Басов итоговое занятие
превратил в экзамен. Пропагандист этой же
парторганизации т. Горелов вместо конкрет-
ных вопросов просил слушателей рассказать
содержание ‘целых тем. А пропагандист парт-
организации фабрики им. Дзержинского
т. Яровицын, наоборот, выдвинул перед слу-
шателями вопросы, далеко не отражающие
основное содержание пройденного материала.

Многие пропагандисты не выясняют, на-
сколько глубоко. слушатели усвоили вопросы
теории, изложенные в «Кратком курсе исто-
рии ВКП(б)». На некоторых итоговых заня-
тиях не было поставлено ни одного вопроса,
касающегося работ ХУЙТ съезда ВКП(б), Ве-
ликой Отечественной войны против исмецко-
фашистских захватчиков и борьбы партии за
восстановление и дальнейшее развитие
народного хозяйства в послевоенный период.

Горком и райкомы партии своевременно не
пресекли попытки некоторых секретарей
парторганизаций и пропагандистов ‘спешно
закончить работу кружков и школ. Выполнив
учебные планы, кружки и школы должны
уделить достаточно времени и внимания по-
вторению пройденного’. материала, . особеино
тёх тем, которые ‘были недостаточно глубоко
Усвоены. Но это зачастую не было сделано.
Хотя учебный год в системе партийного про-
свещения в городах заканчивается ‘к ‘концу
июня, некоторые кружки уже провели итого-
вые занятия, должным образом не подгото-
вившись к ним и уделив им всего-навсего
полтора — два часа. :

Так, например, кружок по изучению исто-
рии ВКП(б), которым руководит т. Зискинд
(комбинат искусственной подошвы), закончил
изучение последней темы учебного плана
17 мая, а уже 24 мая провел итоговое занятие.
Пропагандист и слушатели оказались к нему
неподготовленными. Тов. Зискинд явился на
итоговое занятие без продуманного плана.
Вопросы, поставленные им, носили в значи-
тельной степени случайный характер. Печать
спешки лежала на всем занятии. Пропаган-
дист не давал слушателям времени подумать,
требовал тут же ответить. И слушатели дава-
ли односложные ответы. Болыше половины
	Государственное издательство сельскохо-
зяйственной литературы приступило к выпу-
ску третьего издания Сельскохозяйственной
энциклопедия, В 1949 году вышел первый том
энциклопедии-—на буквы А-Е. Готовятся к
печати послелующие томы.

Переиздание Сельскохозяйственной энци-
клопедии после почти десятилетнего пэре-
рыва (второе издание вышло в 1940 году)
представляет собой значительное событие в
общественной жизни страны.

Особенно важно значение выхода-в свет но-
вого издания Сельскохозяйственной энци-
клопедии в связи с победой мичуринского на-
правления в биологической науке. Победа пе-
редового, мичуринского направления в биоло-
гии над реакционным вейсманистсеко-менде-
левским направлением открыла новые гори-
зонты для творческого применения научных
достижений в сельскохозяйственной практи-
ке. Работники социалистического сельского
хозяйства в тесном единении с учеными,
опираясь на достижения науки, с огромным
энтузиазмом осуществляют -программу даль-
нейшего подъема сельского хозяйства. Успеш-
но претворяются в жизнь величественный
план преобразования природы, а также трех-
летний план развития общественного колхоз-
ного и совхозного животноводства, представ-
ляющие собой составную часть сталинской
программы строительства коммунизма в на-
шей стране.

Работники сельского хозяйства —читатели
Сельскохозяйственной энциклопедии - хотели
бы видеть в ней настольную справочную
книгу, которая бы не только содержала сумму
знаний по определенным вопросам, но и отра-
жала последние достижения науки и прак-
тики.

К сожалению, первый tom Сельскохозяй-
ственной энциклопедии во многом не оправ-
дал ожиданий своих читателей.

Правда, по сравнению с предыдущим изда-
нисм том подвергся известной переработке.
В нем опубликован ряд новых ценных статей
и материалов по различным проблемам сель-
скохозяйственной науки и практики, на-
писанных видными учеными нашей страны.
Так, многое почерпнут читатели энциклопе-
дии из интересных, содержательных статей,
принадлежащих перу акад. Т. Лысенко, проф.
М. Чижевского, проф. ВБ. Столетова и других
авторов. Статьи этих авторов — 0 генетике, об
агробиологии, об акклиматизации и другие —
имеют несомненное научно-практическое зна-
чение.

Следует вместе с тем отметить, что ряд ма-
териалов первого тома Сельскохозяйственной
энциклопедии написан в отрыве от жизни,
от современных достижений сельскохозяй-
отвенной науки и практики, от опыта передо-
	виков сельского хозяйства.
	времени пропагандист говорил сам. занятие
было скомкано, проведено формально. Тем не
менее т. Зискинд объявил, что работа круж-
ка закончена. :

На фабрике «Трудовая коммуна» все круж-
ки и политшколы, за исключением одного,
закончили свою работу 19 мая. Из 260 круж-
ков и политшкол Ленинского района 121 про-
вели итоговые занятия уже к 25 мая. Таким
образом, учебный год в ряде парторганизаций
фактически. закончен досрочно, на месяц
раньше, чем рекомендовано.

Нет нужды доказывать, что такая спешка
наносит вред делу партийного просвещения.
Тщательно подготовленные, проведенные на
высоком идейном уровне и методически пра-
вильно, итоговые занятия являются важным
средством закрепления полученных знаний
слушателями. Они позволяют подвести итоги
работы кружка или политшколы в целом,
каждого коммуниста в отдельности, каждого
пропагандиста, выявить недостатки, сделать
выводы для дальнейшей работы сети партий-
ного просвещения.

Работники отделов пропаганды и агитации
горкома. и райкомов партии города Иванова
немало говорили о значении организованного
завершения учебного года и правильной орга-
низации итоговых занятий. Однако они не
приняли необходимых мер по оказанию кон-
кретной помощи пропагандистам и слушате-
лям в решении этой задачи. Такая важная
Форма помощи слущателям, как лекции по
пройденным темам, не практикуется. Осо-
бенно большая потребность имеется в лек-
циях по диалектическому и историческому
материализму, по 13-й и 14-й темам учебных
планов кружков по изучению «Краткого кур-
са истории ВКП(б».
	Отделы пропаганды и агитации горкома и
райкомов ВКП(б) не оказали методической
помощи пропагандистам в организованном
завершении учебного года. Правда, парткаби-
нет горкома ВКП(б) разработал «Основные
вопросы для повторения истории ВКП(б) в
кружках по изучению истории партии» по
дооктябрьскому и послеоктябрьскому периз-
дам. Всего этих «основных вопросов» насчи-
тывается 138. Такие же «основные вопросы»
были разработаны для политшкол. Этими
громоздкими вопросниками.и пользовались
многие пропагандисты как на повторных, тек
и на итоговых занятиях, что не помогало
правильно организовать занятия; внимание
слушателей не сосредоточивалось на узловых
вопросах учебных программ.
	Итоговые занятия, проведенные в школах
и кружках, говорят о том, что в Ивановской
городской парторганизации еще не все тико-
лы и кружки обеспечены квалифицироваяны-
ми пропагандистами. Некоторые руководите-
ли школ и кружков на занятиях нередко
допускают неточности и ошибки в изло-
жении вопросов учебной программы. Многие
пропагандисты особенно слабо владеют мето-
цикой проведения занятий, не умеют вы-
звать оживленный обмен мнениями, пробу-
дить активность слушателей. Вопросно-ответ-
ный метод проведения занятий не преодолен.
	Это объясняется тем, что горком и райкомы
партии города Иванова не ведут должной ра-
боты с пропагандистскими кадрами. Tpex-
месячные курсы городских пропагандистов
летом прошлого года были проведены. плохо.
Отделы пропаганды и агитации горкома ‘и
райкомов не обеспечили также нормальную
работу постоянно действующих семинаров
пропагандистов. Семинары были созданы
чрезвычайно громоздкими, объединяющими
70—90 м даже .150 пропагандистов. Посе-
шаемость их была низкой.

Работа семинаров пропагандиетов своди-
лась преимущественно к чтению лекций. На
некоторых из них не было организовано изу-
чение рекомендованных произведений клас-
сиков марксизма-ленинизма. К тому же
пропагандисты почти не получали на семи-
нарах методических указаний. Руководители
семинаров неё посещали занятий кружков и
школ, не изучали их. Между тем работа. се-
минаров пропагандистов может быть эффек-
тивной лишь тогда, когда она строится на
основе обобщения опыта школ и кружков и
творческого обсуждения вопросов слушате-
лями. ] . /

Решительно улучшить теоретическую и
методическую подготовку пропагандистских
кадров — таков главный вывод из итогов ра-
боты сети партпросвещения в 1949/50 учебном
году.

ИМ ПОМЕЛОВ.
			А новым успехам эстонской литературы
		pe Te Ve Ep’ En Or Sr GD @ @ BB @ GS B78 Ч
	Через два месяца Советская Эстония отме-
тит прекрасную, волнующую дату — десяти-
летие своего существования. Какие огром-
ные, впечатляющие перемены произошли за
	это время в нашей молодой республике: Из.
	нищей полуколонии, аграрно-сырьевого приз
датка крупных империалистических держав
Halla «малая» страна превратилась в страну,
строящую под руководством великой, непобе-
димой партии Ленина—Сталина коммунизм.
Больших успехов добилась молодая респуб-
лика в развитии индустрии, в социалистиче-
ском переустройстве сельского хозяйства и в
культурном строительстве. Народ Советской
Эстонии сформировалея в социалистическую
нацию, ‘обладающую новыми духовными ка-
чествами, новыми культурными ценностями.
Эстонская советская литература, помогая
народу глубже оценить великие перемены,
борясь против буржуазно-националиетиче-
ских извращений, сама созрела за эти десять
лет как литература социалистического pea-
лизма. Благотворное, решающее влияние на
расцвет нашей литературы оказали извест-
ные решения партии большевиков по идесло-
гическим вопросам.

Перелистывая в наше время книги, издан-
ные еще в буржуазной Эстонии, ощущаешь
с особой отчетливостью всю растленность и
подлость капиталистической культуры. Де-
шевая экзотика, порнографические романы,
произведения, уводящие читателя от острых
вопросов классовой борьбы,— вот какой ма-
кулатурой буржуазия забивала полки книж-
ных магазинов, пытаясь растлить и отравить
сознание народа. .

Светлый мир нашей социалистической дей-
‘ствительности в корне изменил всю тематику
эстонской литературы. Ныне центральной
фигурой в наших произведениях стал совет-
ский человек, пламенный патриот своей Ро-
дины, отдающий свой самоотверженный труд
на благо народа. Именно о новом человеке, о
пафосе созидания, о строительной энергии,
охватившей в наше время эстонскую нацию,
пишут свои книги лучшие советские писате-
ли Эстонии А. Якобсон, Э. Мянник, А. Хинт,
Р. Сирге, поэты Ю. Шмуул, Д. Вааранди,
М. Рауд и другие.

Высокая идейность, глубина содержания,

мение нарисовать наиболее типичное отли-

ают творчество А. Якобсона. Так же, как и
творчество лучших наших прозаиков и по-
этов, оно развивалось под благотворным
влиянием русской классической и передовой
советской литературы. Ожесточенная борьба
между старым, обреченным на гибель, и всс-
побеждающей новью — BOT содержание ero
итироко известных советскому читателю про-
изведений: «Жизнь в цитадели», «Борьба без
линии фронта», «Два лагеря». В этих пьесах
Аугуст Якобсон с выразительной силой
разоблачает миф о якобы возможной гармо-
нии классовых интересов в буржуазном об-
тцестве, вскрывает ложность реакционного те-
зиса об аполитичности науки и искусства.
Произведения писателя не раз напоминали
эстонскому народу о бдительности, о необхо-
димости непримиримой, решительной борьбы
со всевозможными космополитами, отщепен-
цами, ставшими прямой агентурой американ-
ской разведки.
	Естественно, что наши писатели, творящие
в эпоху социализма, стремятся отразить наи-
более значительные явления жизни молодой
Советской Эстонии: радостный творческий
труд рабочих и крестьян, переход крестьян-
ства от единоличного уклада жизни к обще-
ственному, расцвет колхозного строя. При по-
явлении в республике первых колхозов поэт
Март Рауд ‘выступял с ‘поэмой «Деревня
растет», рассказывающей о строительстве кол-
хозов. Борьбе’ старого и нового в: деревне по-
священа книга автора данной статьи «Свет в
Коорди». С произведениями, показывающими
переход эстонского крестьянства на социали-
стический колхозный путь развития, высту-
пили талантливые поэты Дебора Вааранди,
Юхан Шмуул, Феликс Котта и другие. Значи-
тельным произведением, показывеющим
жизнь рыболовецкой артели в Эстонии, яв-
ляется также пьеса писателя Ааду Хинта
«Куда идешь, товарищ директор?» Живо и
правдиво, сочным народным языком автор по-
вествует о борьбе честных труженикоз-рыба-
ков за процветание артели, о разгроме классо-
во враждебных элементов, пытавшихся нару-
тпить основы колхозного строя.
	Показу передовых людей промьишшленности, _
	трудового героизма молодой даровитыийи про-
заик Освальд Тооминг позвятил свою повесть
«Шахта живет», Автор поставил целью пока-
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	люционеров-большевиков — Виктора Кинги“
сеппа, Яана Креукса, Яана Томпа и других
народных героев, отдавших жизнь в борьбе за
победу дела коммунизма.

Очень мало уделяют внимания эстонские
	‘писатели производственной тематике — MAS
	ни на шахтах, заводах и фабриках. А ведь
промышленность Советской Эстонии бурно
развивается, появляются целые новые пре
мышленные районы, построены гигантские
заводы в сланцевом бассейне. Эстония сего-
дняшнего дня — республика с высокоразвитой
промышленностью.

Наши писатели А. Якобсон, А. Хинт, О. Тоо-
минг, Р. Сирге охотно обращаются в своих
произведениях к теме показа нового, к теме
бурного роста нашей социалистической про-
мышленности, к формированию нового чело-
века на социалистических стройках. Однако
показ «положительного героя» у этих писате-
лей нередко получается слабее, чем изобра-
жение отрицательного. Персонажи классовых
врагов, реакционеров, пытающихся воспре-
пятетвовать ходу истории, получаются у них
иногда ярче и активнее, чем персонажи,
являющиеся рупором нашей растущей социа-
листической нови. Задача эстонского совет-
ского литературоведения — указать на этот
недостаток авторам, принципиально и широко
осветить на страницах литературных органов
эту тему, научить на конкретных примерах
прозаиков и поэтов, как добиваться создания
полноценных, запоминающихся, ярких обра-
зов нового человека.

В эстонскую советскую литературу влива-
ются все новые силы. Большой популярностью
пользуются проводимые ежегодно республи-
канскими газетами и журналами конкурсы на
лучшие рассказы и очерки. Из премирован-
ных очерков, рассказов и стихотворений со-
ставлен, например, недавно изданный в Тал-
лине сборник «Боевое слово». Авторы напеча-
танных в нем литературных произведений —
в подавляющем большинстве впервые взяв-
шиеся за перо рабочие, учащиеся, колхоз-
ники, непосредственные участники строитель-
ства новой, социалистической Эстонии.

Такое пробуждение писательского творче-
ства у многих, прежде не занимавитихся им,
как и невиданный ранее интерес эстонских
трудящихся к современным литературным
творениям, свидетельствует, что в советской
литературе нашти рабочие и колхозники, сту-
денческая молодежь и интеллигенция увиде-
ли способ активного общественного воздей-
ствия на жизнь.

Идя по горячим следам событий, вызван-
ных социалистическими преобразованиями в
Советской Эстонии, наши литераторы создали
ряд удачных произведений. Но творческий
опыт показывает, что место писателя, образно
выражаясь, даже не в первой цепи стрелков,
а среди разведчиков. Как разведчик, который,
пытливо изучая местность, намечает путь для
наступательного движения пехоты, так и пи-
сатель обязан сегодня увидеть и показать
другим те ростки нового, которые в будущем
должны пышно заколоситься.
	Это необходимо тем более теперь, когда за-
дача нового, небывалого подъема промышлен-
ности стоит перед тружениками Советской
Эстонии, когда судьба будущего урожая на-
шей республики в руках народа, когда весь
народ вдохновлен грандиозным планом  пре-
образования‘ природы Эстонской ССР — осу-
шения ее территории. Нужно писать и печа-
тать произведения, улавливающие черты
завтрашнего дня, предвосхищенного во се
годняшних планах, которые превратятся в
реальные дела эстонского народа,
	С чувством радостного волнения пришли
эстонские писатели на всесоюзный смотр на-
шей литературы перед лицом братских наро-
дов и всей советской общественности. Декада
эстонской литературы в Москве — большое,
яркое событие в нашей культурной, жизни. И
подобно тому, как творчество лучитих прогрес-
сивных эстонских писателей прошлого у нас
одухотворялось влиянием передовой, револю-
ционной русской литературы, подобно тому,
как наши современные эстонские писатели
учатся правдивому высокоидейному искус-
CTEY У своих старших братьев, мы и теперь,
в творческие дни декады, обогащаемся идея-
ми, мыслями и опытом богатой многонацио-
нальной советской литературы. Благородная
задача эстонской советской литературы - со-
здавать полноценные, яркие произведения,
показывающие черты коммунизма в нашей
социалистической жизни.

Г. JIEBEPEAT
° ,
	зать рост и формирование характеров новых
людей. О. Тооминг ярко и убедительно пове-
ствует о трудовом коллективе рабочих, вос-
станавливающих шахту. Щагом вперед в
творчестве О. Тооминга. является его послед-
ний роман «Зеленое золото», посвященный
показу воплощения в жизнь сталинского пла-
на переделки природы в республике. Пафос
социалистического труда прекрасно передают
также стихи Д. Вааранди. О самоотверженной
работе комсомольцев на строительстве элек-
тростанции рассказывает поэма Ю. Шмуула
«Бригада-парней из Ярвесуу>. Среди поэтиче-
ских произведений выделяется талантливая
«Эстонская поэма» Ю. Шмуула, созданная к
70-летию товарища Сталина. Поэма написана
с подлинным вдохновением, захватывает чи-
тателя глубиной мысли, искренностью. Не-
смотря на отдельные недостатки, поэма — зна-
	чительное достижение нашей поэзии. В своих
	лучших рассказах «Лаг», «Винтик» и других
писатель Рудольф Сирге показывает новое
отношение к труду, патриотизм советских лю-
дей. Повести и рассказы Сирге неоднократно
переводились на русский язык, известны мас-
совому читателю нашей страны.
	Однако ответственная задача — создание
полноценных образов передовых людей про-
мышленности, показ трудового героизма —
требует от эстонских писателей еще больших
творческих усилий. Нередко в их произведе-
	ниях встречаются схематическая обрисовка
	харавбтеров, неумение по-настоящему широво
развить поставленную тему. Следует вспом-
нить, что в начале послевоенных лет у нас
в Эстонии появились отдельные произведе-
ния, аполитичные и формалистические по
своему духу, оторванные от живой действи-
тельности и борьбы советского народа за по-
строение коммунизма.
	Исторические постановления ЦК ВКПИСб) по
идеологическим вопросам помогли нам
вскрыть серьезные недостатки в нашей писа-
тельской работе, в частности, помогли изгнать
из эстонского советского литературоведения
таких «теоретиков», как Андрезен и его
«группка». Эта «группка» полностью разобла-
чена, однако, значит ли это, что и сейчас у нае
все благополучно на фронте литературозеде-
ния? Здесь следует отметить, что наша кри-
тика еще не всегда бывает достаточно прин-
ципиальна и беспристрастна в оценке новых
‘произведений как заслуженных авторов, так
и молодежи. В литературном ежемесячнике
«Лооминг» и других периодических эстонских
изданиях появляется еще мало статей, в ко-
торых критики вскрывали бы c большой
принципиальностью недостатки публикуе
мых произведений открывали бы писателю
путь к решительному! улучшению его лите-
ратурной продукции.

Совершенно правильно отмечались во вре-
мя обсуждения эстонской литературы в Союзе
писателей некоторые недочеты в последних
произведениях талантливого драматурга:
А. Якобсона. Его последняя пьеса «Строите-
ли», посвященная борьбе за большевистский
стиль руководства в социалистическом строи-
тельстве, несмотря на актуальность темы,
важность затронутых проблем, ниже его
прежних пьес в художественном отношении.
Даровитый писатель пытается очень большие,
социально заостренные проблемы искус-
ственно втиснуть в ставшую для него тради-
ционной форму «семейной драмы». Рисуя жи-
вую действительность розовой и. голубой
красками, сглаживая острые углы, остроту
противоречий в борьбе нового со старым,
А. Якобсон тем самым как бы невольно
снижает акгуальность поставленной темы.

Может быть, именно отсутствием широкого
товарищеского обсуждения, помощи в росте
авторам вызвано и то обстоятельство, что луч-
шие драматурги, как А. Хинт и другие, за по-
следнее время создали мало пьес, посвя-
щенных острым вопоосам современности.
	В узости тематики нередко упрекает чита-
	тель и эстонских проззиков и поэтов. Чита-
тель ждет от эстонской литературы показа
одной из центральных тем совстекой литера-
туры — великой роли большевистской партии
в жизни эстонекого народа, строящего комму-
‘низм в братской семье советских‘ народов.
Eure не нашли яркого художественного вопло-
щения в эстонской литературе образы рево-
	«Бабочки» занимает более восьми страниц, а
статья «Агролесомелиорация» — две страни-
цы. Статья «Газогенератор» изложена на
восьми страницах, а статья «Агротехника» —
на четырех страницах. Слову «Виноград» от-
ведено четырнадцать страниц и столько же
слову «Агрономия»,

Особо следует отметить, что радакционаця
коллегия Сельскохозяйственной энциклопе-
дии допустила ошибки в составлении словни-.
ка энциклопедии. Многие важнейшие слова
и понятия из области экономики сельского
хозяйства, сельскохозяйственной науки и
практики не включены в энциклопедию. Не
включены статьи по таким важным работам
В. И. Ленина, как «Аграрная программа со-
циал-демократии в первой русской револю-.
ции 1905—1907 годов»; «Аграрный вопрос и’
«критики Маркса», а также слова и понятия:
«Абсолютная рента»: «Агропропаганда»;
«Агрономический анализ»; «Всесоюзная ака-
демия сельскохозяйственных наук имени
В. И. Ленина»; «Аскания Нова»; «Ассимиля-
ция»; «Безенчукская государственная селек-
ционно-опытная станция»; «Вейсманизм»;
«Водоемы»; «Дифференциальная рента»; «До-
ходность колхозов» и другие. Зато в томе
помещены статьи, не имеющие никакого про-
изводетвенного значения. Это свидетель-
ствует об отсутствии направленности и целе-
устремленности в работе редакционной кол-
легии Сельскохозяйственной энциклопедии,

Таковы серьезные недостатки и ошибки
первого тома Сельскохозяйственной энцикло-
педии, которые во многом обесценивают это
издание.

Эти недостатки и ошибки стали возможны-
ми потому, что редакционный аппарат Сель-
скохозяйственной энциклопедии не обеспечил
тщательного, квалифицированного отбора и
редактирования статей для энциклопедии.
Редколлегия не привлекла в качестве авторов
новаторов социалистического сельского хо-
зяйсгва, не организовала научного обобщения
их опыта. Существенный пробел в работе ре-
дакции Сельскохозяйственной энциклопедии
состоит и в том, что она не практиковала
предварительного обсуждения среди деятелей
сельскохозяйственной науки и практики ста-
тей, предназначенных для энциклопедии.

Сельхозгиз обязан сделать из этого необхо-
димые выводы при составлении последующих
томов Сельскохозяйственной, энциклопедии,
Необходимо коренным образом перестроить
работу редакционного аппарата энциклопе-
дии, пересмотреть состав &е авторов. Работни-
ки социалистического сельского хозяйства
ждут полноценное справочное пособие; иони
	должны его получить.
В. ПЕРОВА.
	Серьезные недостатки первого тома
Сельскохозяйственной энциклопедии
	тельной переработки. К числу таких статей
принадлежит статья «Бюджеты» (автор В. Нем-
чинов). Эта статья оторвана от жизни, от се-
тодняшних задач бюджетного исследования
колхозов. Основное внимание автор уделяет
бюджетам единоличных крестьянских хо-
зяйств, подробно останавливаясь на библио-
графии по этому вопросу. В статье нет ни
одной свежей ‚мысли, ни одного дельного
предложения о новых методах исследования
бюджетов сельскохозяйственных артелей, нет
фактов и примеров, иллюстрирующих неук-
лонный рост доходов колхозного крестьянства
и его культурно-бытовых запросов.

В первом томе Сельскохозяйственной эн-
циклопедии опубликован ряд весьма поверх-
ностных статей, написанных без знания дела,
не дающих глубокой разработки того или ино-
го вопроса. Весьма слабой является статья
А. Турубинера «Договор машинно-тракторной
станции с колхозом». В статье не дается глу-
бокой политической и экономической оценки
сущности договорных взаимоотношений МТС
с колхозами, не показана организующая роль
МТС в экономике колхозов, ведушая роль го-
	‘’сударственной формы собственности в сель-
	ском хозяйстве.
	‘классические труды Мичурина и Бильямса
по вопросам! сельскохозяйственной науки,
Авторы многих статей замалчивают дости-
жения ряда деятелей отечественной агроно-
мической науки и в то же время превозно-
сят труды зарубежных ученых.
	В статье «Агрохимия» (автор А. Шестаков)
	ироко популяризируются работы зарубеж-‘
	ных агрохимиков Буссенго, Либиха и особо
подчеркивается, что их научные открытия
«имели весьма важное значение для разви-
тия учения о питании растений и для ре-
шения практических вопросов земледелия»
(стр. 100. Наряду с этим автор не счел нуж-
ным. упомянуть об одном из основателей
отечественной геохимии-В. И. Вернадском
и лишь вскользь охарактеризовал выдаю-
щиеся заслуги русских ученых П. А. Косты-
чева, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева в
области почвоведения и агрохимии. В реко-
мендательном списке литературы к статье
не называются научные труды П. А. Косты-
чёева, Д. И. Менделеева, но зато внимание
читателя вновь обращается к трудам Ж. Бус-
сенго, Ю. Либиха и других зарубежных авто-
ров.
	В статье «Агрономия» (автор В. Дмитриев)
приводятся отдельные критические замеча-
ния в адрес защитника плодосмена Либиха,
но вместе с тем говорится, что «научные до-
стижения Либиха являются одним из выс-
ших достижений западноевропейской бур-
жуазной эгрономической науки» (стр. 89).
	Деятельность некоторых зарубежных уче-
ных оценивается с буржуазно-объективист-
ских позиций, Так, в статье о Дарвине: не
дается ‘марксистско-ленинской оценки его
трудов, не рассматриваются ошибочные сто-
роны теории Дарвина, ничего не говорится о
том, что Дарвин разделял peaxunoHunte маль-
тузианские идеи,

В ряде статей Сельскохозяйственной эн-
циклопедии даются спорные и весьма пута-
ные рекомендации по вопросам агротехники.
Некоторые статьи написаны таким языком,
что читателю трудно в них разобраться.

Объем отдельных статей не соответствует
производственному значению рассматривае-
мого в них вопроса. Так, например, статья
	Наглядным подтверждением этому может
служить, например, статья «Агротехника» —
сдна из важнейших статей первого тома. Как
это ни странно, в данной статье ни слова не
сказано о преимуществах социалистической
системы хозяйства, впервые в истории чело-
вечества создавшей базу для научного веде-
ния сельского хозяйства и внедрения в зем-
леделие крупной машинной техники. Автор
статьи даже не упоминает слов «МТС» и
«Трактор», замалчивает новейшие достижения
в области механизации сельского хозяйства,
забывая о том, что именно эти достижения
сделали возможным внедрение многих прие-
мсв передовой агротехники на колкозных и
совхозных полях. В статье нет ни одного
примера из практики работы передовых кол-
хозов, МТС и совхозов, накопивтих ценный
агротехнический опыт.

‘Статьи «Аграрная программа большевист-
ской партии», «Аграрный вопрос», «Аграрная
политика в СССР» отличаются многословием,
повторяют одна другую и не обобщают того
нового, что внесено в теорию и практику со-
циалистического сельского хозяйства за по-
следние годы. В статье «Аграрный вопрос»
весьма пробтранно говорится о фашистской
аграрной политике, о состоянии аграрного во-
проса в Японии ив то же время ничего не
сказано об успехах в решении аграрного во-
проса в странах народной демократии.

Некоторые статьи первого тома Сельскохо-
зяйственной энциклопедии содержат ошибоч-
ные установки. В ряде статей допущены
извращения в освещении вопросов органи-
зации труда в колхозах, пропагандируется
идея превращения звеньев в самостоятель-
ную организационно-хозяйственную единицу.
Так, статьи «Аграрная политика в СССР»
(авторы И. Лаптев, И. Дорошев и М. Сулков-
ский) и «Бригада» (автор А. Шушаков) попу-
ляризируют звеньевую систему организации
труда в колхозах, в том числе и в зерновом
хозяйстве. Вопросы технического оснащения
сельского хозяйства, укрепления производ-
ственной бригады как основной формы орга-
низации колхозного труда, обобщения пере-
дового опыта работы бригад в этих статьях не
получили должного освещения.

зяйственной энциклопедии перепечатаны из
прежнего издания без сколько-нибудь значи-
	Во многих статьях по вопросам животно-
водства не дается развернутой оценки про-
дуктивных и племенных качеств той или
иной отечественной породы скота, приводят-
ся устаревшие цифровые данные, характе-
ризующие развитие животноводства и про-
дуктивность животных в довоенный перисд.

Существенным недостатком статей по во-
просам животноводства является их информа-
ционный характер. В таких статьях, как «Бе-
логоловый украинский скот» (автор С. Аза-
ров), «Буденновская порода лошадей» (авторы
В, Витт, М. `Рогалевич), «Ангорская коза»
{автор М. Леви) и ряде других, не обобщается
передовой опыт работы колхозных животно-
водческих ферм, племенных совхозов и пле-
менных рассадников по выведению новых
отечественных пород сельскохозяйственных
животных, укреплению кормовой базы, меха-
низации и электрификации трудоемких про-
цессов в животноводстве,

пиклопедии не нашли должного отражения