НОВИНКИ
	НА НАУЧНЫЕ ТЕМЫ
		НОВОЕ ДОСТИЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ БИОЛОГИ

_ 9
Г. ХРУЩОВ

Доктор биологических наук

&®
	наружили в полости разжижения желтка
под развивающимея эмбрионом так называе-
мые «желточные шары». Одни из них пред-
ставляют собой простое скопление желточ-
ных зерен, спаянных плазмой яйца, другие
содержат ядра и бесспорно представляют со-
бой клетки. До исследований О. Б. Лепешин-
ской большая часть цитологов и эмбриоло-
гов, следуя общегринятому положению «клет-
ка только от клетки», принимала безъядер-
ные «желточные шары» за неживые массы
питательного материала, а ядросодержащие-
либо за клетки, выпадающие из эмбриона
(у птиц) либо за изменившиеся спермато-
зоиды, проникшие в яйцеклетку в большом
количестве при оплодотворении (у рыб).
О. Б. Лепешинская тшательными исследова-
ниями показала, что ядерные «шары» разви-
ваются из б-зъядерных путем постепенного
развития в них характерных для клетки
структур, и прежде всего ядра. Те же про-
цессы развития клеток из желточных шаров
удалось наблюдать и вне организма в усло-
виях специальных опытов и получить при
этом документальное подтверждение на ки-
нопленке, заснятой через микроскоп.
	Это явилось неопровержимым доказатель-»
ством того, что новообразование клеток В»
организме происходит не только путем раз-ь
множения клеток, но и путем развития их,
непосредственно из неклеточного живого ве-,
шества. Таким образом, способными к разви-,
тию в организме являются не только клет-,
ки, но и клеточно-неорганизованное живое”
вещество.

Это открытие в дальнейшем О. Б. Лепе-
шинская подтвердила и в целом ряде дру-
гих исследований своих собственных и ево-
их учеников и сотрудников. Так, было по-
казано, что из живого вещества, выделенно-
го из очень просто построенного пресновод-
ного животного-—гидрыр-—путем его растира-
ния, а затем очищенного фильтрацией от
единичных клеток или их обломков, разви-
ваются занов@ клетки этого животного, фор-
мирующие начальные стадии развития це-
лого организма.

Далее многочисленные наблюдения О. Б.
Лепентинской показали, что в развивающем-
ся яйце ‘курицы первичные кровяные клет-
ки в так называемых «кровяных островках»
также развиваются из неклеточных желточ-
ных шаров. Наконец, в исследованиях за-
живления ран У взрослых животных О.Б. Ле-
пешпшинской было установлено, что клетки и
межклеточные структуры, восстанавливаю-
итие целость ткани, возникают из неклеточ-
ного вещества, заполняющего рану при кро-
воизлиянии. Эти наблюдения не только под-
твердили основные положения, развиваемые
О. Б. Лепешинской, но и показали, что и во
взрослом организме животных имеется жи-
вое вешество, способное развиваться в клетки.
	Все эти факты, которые следует признать
как крупное открытие в биологии, застав-
ляют подвергнуть коренному пересмотру об-
шепринятые представления о природе яйце-
клеток, с биологическом значении клеточно-
го деления, о природе и жизненных свой-
ствах внеклеточных веществ и структур в
организме. Эти данные вместе с тем помо-
гают более полно и более правильно понять
единство, взаимосвязь частей в организме,
его слаженность и приспособленность к усло-
виям существования. И, наконец, факты, до-
бытые О. Б. Лепешинской, устанавливающтиек
действительное новообразование клеток, а!
не только их размножение, и тем самым,
демонстрирующие структурные перерывы в
развитии, имеют большое значение для диа-
лектико-материалистического понимания про-
цессов развития в живой природе.

Однако на описанных открытиях не оста-
новилась научная творческая деятельность
О. Б. Лепаминской и работающего под ее
руководством коллектива. На днях закон-
чившееся совещание Биологического отде-
ления Академии каук СССР, посвященное
обсуждению работ О. Б. Лепешинской и ее
сотрудников, продемонстрировало дальней-
mee развитие ее идей и дальнейшее опро-
вержение реакционных догм вейсманизма и
вирховианства. После основного, насыщенно-
го большим теоретическим и эксперимен-
тальным материалом доклада О. Б. Лепешин-
ской, посвященного вышеизложенным BO-
просам, совещание заслушало еще два до-
клада, непосредственно развивающих новые
представления о живом веществе, происхож-
дении и развитии клеток.

О. Б. Лепешинская доложила ю своих рабо-
тах, показывающих развитие биологических
структур и клеток из микроскопически бес-
структурного белка яиц различных птиц..
Этими работами доказано, что белок яиц — не*
просто безжизненное питательное вешество,
как это было общепринято до сих пор, а жи-»
вое вещество, способное к развитию и форми-*
рованию ‘клеток. В докладе В. Г. Крюкова о‘
роли нуклеиновых кислот в образовании
биологических структур были изложены ре-.
зультаты целой серии экспериментов, выяс-
	няющих тонкий химический и физикохими-
	ческий механизм образования и развития
живых структур в микроскопически бесструк-
турных массах живого вещества. Эти доклады
показали, с какой принципиальностью, на-
стойчивостью и целеустремленностью шла и
продолжается работа ученого-большевика и
руководимого им коллектива.

Целый ряд лет непризнания, замалчивания
и даже опорочивания фактического материа-
ла со стороны некоторых ученых —защитни-
ков вирховианства не сломил воли исследова-
теля, убежденного в методологической, идей-
ной правоте и прогрессивности своего дела,
направленного на развитие передовой совет-
ской биологической науки. На совещании
коллектив новаторов науки BO главе с
О. Б. Лепешинской вышел во всеоружии,
представив большой и убедительный, выпол-
ненный ‘на высоком методическом уровне
экспериментальный материал.

Работы О.Б. Лепешинской и ее сотрудни-
	a

Советская биологическая наука, развивая
передовое материалистическое направление,
смело и решительно ломает старые тради-
ции, нормы и установки, тормозящие разви-
тие науки о жизни, и создает новые, прогрес-
сивные воззрения, вооружающие советских
людей мощным оружием преобразования
живой природы в интересах народа.

Примером подлинного новаторства в био-
логии является научная деятельность совет-
ского биолога, ученого-большевика Ольги
Борисовны Лепешинской. На протяжении
уже многих лет проф. О. Б. Лепешинекая
вместе с руководимым ею коллективом’ раз-
рабатывает важнейшие проблемы клеточ-
ной теории, проблемы происхождения и
развития клеток растительных и животных
организмов.

Клеточная теория, созданная в первой по-

ловине XIX века, явилась выдающимся
теоретическим обобщением в биологии, до-
казавшим единство органического мира и
этим самым легшим в основу учения о раз-
витии живой приролы — эволюции живот-
ных и растений. Ф. Энгельс указывал, что
клеточная теория, созданная Шванном и
Шлейденом, наряду с открытием закона
преврашения энергии и теории развития,
обоснованной Дарвином, явилась тем круп-
нейшим завоеванием науки, которое положи-
AQ конец господству метафизических и
идеалистических взглядов на природу и
открыло пути для диалектико-материали-
стического объяснения явлений природы.
_ Основоположники клеточной теории со-
вершенно правильно считали проблему про-
исхождения и развития клеток неотъемле-
мой составной частью самой теории. Шлей-
дену и Шванну принадлежит и первая по-
пытка ее разрешения в предложенном ими
учении о происхождении клеток в раститель-
ных и животных организмах из живой,
микроскопически бесструктурной массы.

Клеточная теория, крупнейшее завоева-
ние биологической науки ХХ века, в са-
мой основе которой лежит идея развития,
пришлась не по вкусу реакционерам от на-
уки и была ими изврашена и перекроена в
полном соответствии с их идеалистическими
и метафизическими взглядами.

Так же как вейсманисты — «неодарвини-
сты» по отношению к дарвиновскому учению,
так и «целлюляристы», начиная с середины
прошлого века, признав на словах теорию
Шлейдена и Шванна, приложили все стара-
ния, чтобы выхолостить ее, выбросить ее
материалистическую основу — идею разви-
тия. Особые усилия в этом направлении при-
ложил немецкий патолог. Р. Вирхов, созда-
тель так называемой «целлюлярной» (клеточ-
ной) патологии, один из наиболее реакцион-
ных предетавителей биологии и медицины
2Х века, ярый антидарвинист, жестоко рас-
критикованный Ф. Энгельсом.

Из теории, основанной на идее развития,
в руках Р. Вирхова клеточная теория пре-
вратилась  в застывшую сводку метафизиче-
ских догм и идеалистических трактовок био-
логических процессов.

В этом изврашенном виде, превратившись
в одну из важнейших основ реакционного
вейсманизма-морганизма, вирховианская кле-
точная теория завоевала господство в биоло-
гии и медицине, что явилось величайшим
тормозом, надолго задержавшим прогрессив-
ное развитие науки о жизни.

В науке капиталистических стран вирхо-
вианство в учении о клетке как основа био-
логии и медицины продолжает господство-
вать и по сей день, Пережитки вирховиан-
ства в нашей стране, проявляющиеся у не-
которых наших медиков и биологов, ^ встре-
чают сокрушительный стпор со стороны мно-
гих советских ученых, включившихся в ве-
ликое. дело развития прогрессивной совет-
ской биологии и медицины.

Заслугой О. Б. Лепешинской является
полное и всестороннее разоблачение реак-
ционной сущности всех положений вирхо-
вианства „в учении о клетке. Следуя
указаниям товариша Сталина о необходимо-
сти критики устаревтпих положений в науке,
последовательно применяя в трактовках био-
логических явлений ленинско-сталинское
учение о развитии, О. Б. Лепешинская в
своих работах на большом фактическом
материале полностью опровергает положе-
ния Вирхова, долгие годы признававшиес
непоколебимыми истинами. ;

Эти работы не только теоретически и
экспериментально опровергают реакционное
вирховианство, но и л знаменуют собой
новый этап в обосновании действительно
материалистической клеточной теории, от-
крывающей широкие перепективы для овла-
дения основными закономерностями органи-
ческого мира.

Все. основные догмы Р. Вирхова: «каждая
клетка только от клетки», «вне клетки нет
ЖИЗНИ», «жизнь начинается только с клетки»,
«организм есть сумма клеток», отрицающие
принцин развития, находят в трудах
О. Б. Ленешинской сокрушительную крити-
ку. Богатый фактический материал собствен-
ных исследований, на основе которого по-
строена эта глубоко принципиальная кри-
тика, показывает с полной очевидностью, что
догмы Вирхова не соответствуют действи-
тельности, привнесены в природу.

В недавно вышедшей вторым изданием
книге «Происхождение клеток из живого ве-
шества и роль живого вещества в организ-
ме» * О. Б. Лепешинская изложила теоре-
тические основы своих взглядов и дала опи-
сание и трактовку богато иллюстрированно-
му фактическому материалу своих экспе-
риментальных исследований. Этот труд яв-
ляется прекрасным примером принципиаль-
ной, непримиримой борьбы за передовую на-
уку.

О. Б. Лепешинская опровергает основные,
наиболее широко распространенные догмы
вейсманизма и вирховианства: «клетка толь-
ко от клетки» и «вне клетки нет жизни».

Наблюдения, уже давно проводившиеся
многими исследователями над развитием бо-
гатых желтком яйцеклеток птиц и рыб, об-
	* О. Б. Лепешинская. «Происхождение кле-
ток из живого вещества и роль живого ве-
щества в организме». Издательство Акаде-
мии медицинских наук СССР. 1950.
	Недавно советская общественность отме-
чала двадцатилетие со дня смерти Владими-
ра Маяковского. Не было газеты и журнала,
в которых бы не появились статьи, се лю-
бовью и гордостью говорящие о любимом
поэте советского народа, о значении его поэ-
зии в наши дни. «Почбил» память Маяков-
ского и журнал «Новый мир», опубликовав
«Заметки о поэтике Маяковского» Е. Усие-
вич. ;

Глубоко раскрыть поэтику Маяковского
со всеми ее особенностями — почетная зада-
ча критика. Какие же стороны поэтики Мая-
ковского привлекли автора «Заметок»? Что
заметила Е. Усиевич в поэтике Маяковского
и чем она сочла нужным поделиться с чи-
тателем?

Прежде всего она заметила, что читать
теоретические высказывания Маяковского по
вопросам поэзии — «не легкая работа», пото-
му что они, дескать, засорены «терминами
буржуазной эстетики и немарксистским
употреблением марксистской терминологии».
Далее Е. Усиевич заметила, что новое строе-
		ков, давшие так много нового в области
изучения свойств живого вещества, вызвали
большой интерес и внимание участников со-
вещания. :

В своих выступлениях все они единодушно
отметили большое значение работ О. Б. Лепе-
птинской в деле разоблачения и эксперимен-
тального опровержения пережитков реакци-
онного вейсманизма и вирховианства, стоя-
ших серьезным препятствием на пути разви-
тия прогрессивной материалистической био-
логии и медицины. Эти выступления отчет-
ливо показали также, как важны проблемы и
вопросы, поднятые и разретаемые О. Б. Ле-
пешинекой для различных конкретных отрас-
лей биологии и медицины. Об общем значе-
нии работ О. Б. Лепешинской для дальней-
шего развития прогрессивной биологии и ме-
дицины сказал академик А. И. Опарин В
своем вводном и заключительном слове.

В содержательном выступлении ака-
демик Т. Д. Лысенко показал, что новые дан-
ные, полученные 0. Б. Лепешинской в обла-
сти изучения происхождения и развития
клеток из живого вещества, являются круп-
ным вкладом в развитие теории советской
мичуринской биологии. Они помогают пра-
вильно осмыслить явления новообразования
в органическом мире, понять и объяснить
возникновение новых видов организмов в
недрах старого вида.

Академик Е. Н. Павловский проиллюстри-
ровал в своем выступлении все значение
взглядов и положений, развиваемых О. Б. Ле
пешинской, для зоологии и, в частности, для
правильного понимания жизненных явлений
в мире простейших.

Выступавшие на совещании цитологи и
гистологи отметили ценность большого фак-
тического материала работ О. Б. Лепешин-
ской и ее сотрудников и значение этих работ
для правильного понимания и объяснения
клеточных и тканевых процеесов в организ-
ме. В этих областях знания, как и в патоло-
гии, указывали выступающие, вирховианские
пережитки оставались до последних дней осо-
бенно прочными и крайне ограничивали рам-
ки исследований. Работы О. Б. Лепешинской
развернули перед цитологией и гистологией
широкие перспективы познания и овладения
процессами, совершающимися в тканевых си-
стемах организма, открыли по существу но-
вый объект исследования —неклеточное живо
вещество с его формообразовательными свой-
ствами. О значении работ О. Б. Лепешинской,
опровергающих основные реакционные догмы
Вирхова, говорили на совещании представи-
тели патологии (академик Н. Н. Аничков,
академик А. Д. Сперанский и другие). Они
отметили, что теоретические и эксперимен-
тальные данные О. Б. Лепешинской и ее
сотрудников настоятельно диктуют корен-
ной пересмотр ряда общепринятых пред-
ставлений в патологии и помогают правиль-
но понять и объяснить важнейшие патоло-
гические процессы, как, например, опухоле-
вый рост, явления дегенерации, атрофии,
перерождения и т. д.

Исключительный интерес и важное значе-
ние представляют работы лаборатории О. Б.
Лепешинской для микробиологии, имеющей
дело с наиболее проето организованными су-
ществами, их происхождением, развитием,
изменчивостью и жизнедеятельностью, о чем
сообщили на совещании микробиологи и ви-
русологи (Бошьян, Имшенецкий, Жуков-Ве-
режников, Тимаков, Рыжков). Микробиология,
столкнувшаяся в последние годы с пелым ря-
дом совершенно новых фактов, с неизвестны-
ми дотоле формами жизни, во взглядах, раз-
виваемых О. Б. Лепешинской, находит вер-
	вые пути для овладения закономерностями
	возникновения, развития и изменения разно-
образных форм микроорганизмов и вирусов.

Работы О. Б. Лепешинской, направленные
на вскрытие и объяснение ряда самых основ-
ных жизненных явлений, имеют прямое отно-
шение и важнейшее значение для генетики.
Об этом убедительно говорили на совещании
представители передовой советской мичурин-
ской науки о наследственности (Авакян, Глу-
щенко, Нуждин). Они отметили, что доетовер-
ные факты, полученные О. Б. Лепешинской и
ее лабораторией, наносят решающий удар по
хромосомной теории наследственности —этой
основе реакционного вейсманизма-морганиз-
ма. Вместе с тем эти факты являются неопро-
вержимым доказательством правоты передо-
вой мичуринской генетики с ее основным по-
ложением о наследуемости свойств, приобре-
тенных организмами в течение их жизни и
развития.

Проблема развития живого вещества и кле-
точной организации, разрабатываемая и
успешно разрешаемая О. Б. Лепешинеской,
стоит в прямой связи с наиболее актуальны-
ми проблемами биохимии, перед которой ра-
боты О. Б. Лепешинской и ее сотрудников по-
ставили новые конкретные задачи в деле раз-
работки вопросов происхождения живого ве-
щества, познания его свойств и закономерно-
стей его развития. Этим вопросам были по-
священы выступления биохимиков (академик
Опарин, Северин, Сисакян).

Ряд товарищей, выступая на совещании,
отметил большую философскую ценность
работ О. Б. Лепешинской, вклад, внесенный
этими исследованиями в разработку ленин-
ско-сталинского учения о развитии.

Многие из выступавших на совещании, да-
вая общую оценку фактического материала
и теоретических основ работ О. Б. Лепешин-
ской, приводили целый ряд примеров из об-
ласти своей специальности, прямо или кос
венно подтверждающих наблюдения и вы-
воды О. Б. Легешинской,

Совещание в своем решении единодушно
рекомендовало советским биологам, агробио-
логам и медикам широко развернуть разра-
ботку проблем развития живого вещества,
исследований неклеточных его форм и
использовать результаты исследований
О. Б. Лепешинской и ее сотрудников в ме
дицине и сельском хозяйстве.

Большой интересе и л отклик, который
ныне получили работы 0. Б. Лепешинской
среди советских ученых, оценивших эти
работы как крупное открытие в биологиче-
ской науке, — еще одно свидетельство роста
советской науки, науки, подхватывающей и
развивающей все новое и прогрессивное и
отметающей все старое и реакционное.
	А. С. СЕРАФИМОВИЧ. Из-
бранные сочинения в двух то-
мах. Том первый. Рассказы,
очерки, статьи. Государственное
издательство художественной
литературы. 1950 г. тираж
75.000 ‘экз., 651 стр, цена
14 руб. 50 коп.

Демьян БЕДНЫЙ. Знакомые
лица (сатирические стихи, бас-
ни, фельетоны, эпиграммы). Из-
дательство «Советский  писа-
тель». 1950 г., тираж 25.000 экз.
151 стр., цена 3 руб.

Юхан СЮТИСТЕ. Избранные
	стихотворения. Перевод с эс-
тонского. Государственное из-
дательство художественной ли-
тературы. 1950 г.) тираж
10.000 экз., 175 стр., цена 7 руб.
25 КОП.
	Эдуард МЯННИК. Рассказы.
Перевод < остоиского. Изда-
тельство «Советский писатель».
1950 г. тираж 30.000 экз,
197 стр., цена 5 руб. 50 коп:
	Хозяева трех гор. «Трехгор-
ad маи фактура» имени
	К. МАРКС. Гражданская вой-
на во Франции. Государствен-
ное издательство политической
100.000 экз., 96 стр., цена 1 руб.

К. МАРКС. Наемный труд и
капитал. Государственное изда-
тельство политической литера-
туры. 1950 г., тираж 150.000 экз.,
47 стр., цена 60 коп.

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС.
Манифест Коммунистической
партии. Государственное изда-
тельство политической литера-
туры. 1950 г.; тираж 100.000 экз.,
72 стр., цена   руб.

Ф. ЭНГЕЛЬС. Развитие со-
циализма от утопии к науке.
	Государственное — издательство
политической литературы.
1950 г. тираж 100.000 экз.,
	84 стр., цена 1 руб.

В. И. ЛЕНИН. О праве на-
ций на самоопределение. Госу-
дарственное издательство поли-
тической литературы. 1950 г.,
	Эм. КАЗАКЕВИЧ. Весна на
Одере (роман). Издательство
«Советский писатель». 1950 r.,
тираж 45.000 экз., 485 стр., це-
	ti pyoO
M.- TOPbKHA. Coépanne co-
	aR ee eg
тираж 150.000 экз., 68 стр., пе-
на 75 коп.

И. СТАЛИН. Вопросы ле-
нинизма (на башкирском языке).
Башгосиздат. Уфа. 1950 г., ти-
раж 4.500 экз., 642 стр., цена

6 руб.

чинений в тридцати томах.
Том 4-й. Повести, очерки, рас-
сказы. 1899—1900. — Государ-
ственное издательство художе-
ственной литературы. 1950 г.,
тираж 300.000 экз. 446 стр.,
цена 12 руб.

ная мануфактура» имени
Ф. 9. Дзержинского (литера-
турно-художественный сбор-
ник). Издательство «Советский
писатель». 1950 г., тираж
15.000 экз., 174 стр. цена

5 руб.
	ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
	Перо халтурщика
	В декабре 1949 г. писатель П. Северов,
приехав в Запорожье, предложил редакции
газеты «Большевик Запорожья» свой очерк
«Сталь» о сталеваре-скоростнике Филиппе
Пискареве. Мы опубликовали этот очерк.
Спустя некоторое время после отъезда ав-
тора, познакомившись с его книжкой «По-
коление Макара Мазая», мы убедились, что
счерк Северова являлся плодом халтурной
работы недобросовестного человека. Полови-
на его была в точности списана из книги,
вышедшей год назад.

Il. Северов работал по принципу: к чему
задумываться, если есть готовые образы и
формулировки; он трудился не пером, а нож-
ницами. .

В его книге написано:

«Сталь... От простой швейной иголки или
обычного канцелярского пера, от мельчай-
шей детали часового механизма до гигант-
ского прокатного стана или огромного. воен-
ного корабля, — все сделано, штамповано, вы-
ковано, выплавлено из стали... Сталь остает-
ся основой индустрии, она несет самую
болышую и ответственную нагрузку».

В очерке о Пискареве говорится:

«Сталь... От мельчайшей детали часового
механизма, от лезвия бритвы или’ обычной
швейной иголки до огромного блуминга, до
взлетевшей под звезды радиобашни, до мор-
ского гиганта—военного корабля,—все выко-
вано, штамповано, выплавлено из стали. Ос-
нова индустрии —сталь—несет на себе самую
высокую и ответственную нагрузку, и неда-
ром наш век называют стальным».

‚В книге сказано:

«Золотыми зорями полыхает Приазовье-—
это рождается сталь».

В очерке о Пискареве находим те же слова:

«...Золотыми зорями полыхает по ночам
Приднепровье... Это в доменном льется чу-
гун... Это в мартеновском рождается сталь».

В книге имеются такие строки:

«У этих громадных печей, под могучим,
медленно движущимся краном спокойный,
уверенный стоит Кучерин. Он в дружбе с
огнем. И огонь покорен его воле. Вот он бес-
страшно подходит к самой печи, не обращая
внимания на осыпающие его огненные брыз-
ги, и смотрит сквозь синее стекло на осле-
пительно кипящий стальной бурун... Только
движение руки, и ему послушны машины.
Только взгляд-и помошники на местах».

В очерке о Пискареве это выглядит так:

«В средоточии этого жаркого поединка с
металлом, в каскаде осыпающихся огненных
брызг, спокойный, уверенный стоит стале-
вар Пискарев. Он в дружбе с огнем. Огонь
	покорен его воле. Бесстрашно приближается
он к самой печи и смотрит сквозь синее стек-
ло в ослепительные вихри кипящей стали.
Летучая искра, пузырчатая накипь и шлак—
все говорит ему о течении плавки... Только
движение руки, и подручные уже поняли
ксманду, они бросаются выполнять приказ
	бригадира».
	Спустя пять месяцев после опубликования
очерка Северова в нашей газете-—29 апреля
1950 г. в республиканской газете «Правда
Украины» появился очерк П. Северова «Ско-
ростники». И на этот раз мы снова узнали
целые куски, заимствованные из книги и
из очерка «Сталь».

Вот абзац, наудачу взятый из. очерка,
опубликованного 5 декабря 1949 г. в нашей
газете;

«Бурлит, клокочет металл. В пролете ог-
ромного цеха легко и плавно скользит гро-
мадина мостового крана... Рассчитанно и чет-
ко движение завалочных машин. Нетороп-
ливо подвигается к мартену ковш, в котором
полыхает жаром расплавленный чугун, де-
сятки тонн металла, освобожденного из ру-
ды.. Весь цех озарен трепетным светом,
словно захлестнут волнами летучего огня...»

А вот как это подано в «Правде Украины»
29 апреля 1950 г.:

«Бурлит, клокочет в печи металл. В про-
лете огромного цеха легко и плавно дви-
жется черная громадина моетового крана.
Стремительно и четко движение завалочных
машин. Неторопливо к мартену приближает-
ся огромный ковш, в котором полыхает жа-
ром расплавленный чугун.
	На рабочей площадке у мартена-в цент-
ре этого сурового поединка с огнем - спокой-
ный, внешне неторопливый, но учитываю-
щий каждую быстролетную минуту, стоит
сталевар. И огонь, и эти могучие механизмы,
и полыхающая пламенем печь — все здесь
покорно его уверенной воле...»

Публикуя свой очерк в газете «Правда Ук-
раины», Северов использовал в апреле
1950 г. декабрьские данные, не дав себе тру-
да даже позвонить в Запорожье и уточнить
их. Между тем положение на заводе с тех
пор в корне изменилось. Филипп Пискарев
в то время уже три месяца работал не ста-
леваром, как пишет Северов, а мастером. A
редакция «Правды Украины», опубликовав
материал Северова, видимо, даже. не поинте-
ресовалась, когда он последний раз был в
Запорожье.
	Редакция газеты
«Большевик Запорожья».
	Пустопорожнее развлекательство
	Не так давно на страницах газеты «Совет-
ское искусство» был введен новый отдел —са-
	_тирический уголок «Реплики». Читатели оора-
	довались этому нововведению, надеясь, что
сатирический уголок оживит газету, придаст
ей более острый характер, поможет вскрыть
недостатки в работе театров, киностудий и
других учреждений искусства.

Однако чаяния читателей оказались тщет-
ными. Уже первые сатирические уголки пока-
зали, что в них наряду с единичными удач-
ными эпиграммами большей частью печа-
таются льстивые кулуарные реплики, взятые
напрокат из личных альбомов. Таковы, на-
пример, остроты А. Безыменского, посвя-
щенные артисту В. Якуту, поэту М. Светлову
и другим.

Читатели газеты были немало удивлены и
озадачены обращенным к ним призывом ре-
дакции «Советского искусства» сообщить,
существуют ли драматурги, критики, киноре-
жиссеры, литераторы, музыканты или худож-
ники, фамилии которых можно было бы по-
ставить в места, обозначенные точками в
одной из эпиграмм того же А. Безыменсксго.

В другой раз читатели с недоумением встре-
тили сообщение газеты о том, что артист
В. Хенкин не меньше, не больше, как «бог
	эстрады». «Он безусловно бог эстрады. Да ив
театре божество»,— пишет А. Безыменский.
В. Хенкин не остался в долгу ив № 24 «Со-
ветского искусства» ответил поэту стихо-
творным сочиненьицем под заголовком:
«Поговорим, как бог с богом». В нем есть
такие строчки: «Я и вы, два бога — пара,
Безыменский — бог сатиры»...

Нам кажется, что т. Безыменскому и его
знакомым, по меньшей мере, нескромно пуб-
лично подсаживать друг друга на небеса.

В № 28 газеты артист О. Абдулов объяв-
ляется... рыцарем шутки и сатиры, кумиром
столичных зрителей, сыном эфира и кино-
звездой, а художник Б. Ефимов именуется
бойцом, паладином, грозным витязем, кото-
рый «с полком врагов справляется один»,

Что касается мало-мальски острых эпи-
грамм, то они даются в сатирическом уголке
газеты без указания имен тех, кому посвя-
щены («Бывают такие критики...»).

Видимо, льстивые реплики нашли место на
страницах газеты «Советское искусство» по-
тому, что поэт А. Безыменский и другие пу-
тают личные альбомы с печатным обществен-

ным органом, а редакция, мягко говоря, не
замечает этого.
		Безответственная редакция
	Я постоянно читаю центральные газеты и
нашу республиканскую газету «Бурят-Мон-
гольская правда». Меня давно заинтересо-
вали странные совпадения многих статей,
помещаемых в нашей газете, со статьями,
ранее напечатанными в центральных газе-
тах. Вот, например, 18 апреля в нашей ra-
sere опубликована большая статья 3a
подписью бригадира полеводческой бригады
колхоза «1 мая» Байкало-Кударинского ай-
мака С. Конева «Как мы подготовились к
севу». Эта статья слово в слово повторяет
опубликованную в газете «Известия» за
19 марта 1950 г. статью «Полеводческая
бригада перед севом» бригадира полеводче-
ской бригады колхоза «Ударник второй пя-
	илетки» Чкаловской области Героя Социа-
листического Труда Павла Любченко.

Неужели редакция газеты «Бурят-Мон-
гольская правда» не могла найти в своей
республике хорошую полеводческую брига-
ду, что ей потребовалось приписывать поле-
водческой бригаде колхоза «1 мая» Бурят-
Монгольской АССР то, что делала полевод-
ческая бригада колхоза «Ударник второй
пятилетки» Чкаловской области? Редакция
подвела т, Конева и ввела в. заблуждение
своих читателей. Этот факт свидетельствует
о безответственном отношении редакции га-
зеты «Бурят-Монгольская правда» к ведс-
нию газеты и к вопросам проведения весен-
него сева в республике.
		ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ»
	«ОБЕЩАНИЯ ЖУРНАЛА «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ,
	Редакционная коллегия журнала «Профес-
сиональные союзы» обсудила напечатанную
в газете «Культура и жизнь» 21 мая с. г.
заметку Н. Рибковского «Обещания журна-
ла «Профессиональные союзы» и признала
критические замечания, данные в письме,
правильными.

Редакция журнала, открыв отдел консуль-
таций и начав помещать эти консультации,
в дальнейшем прекратила их публикование.
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
	Редколлегией журнала намечены практи-
ческие мероприятия и разработан план по-
мещения в журнале консультаций и справок
по вопросам истории и теории профдвижения
и профстроительства, а также материалов в
помощь политическому и экономическому
самообразованию профсоюзных кадров.
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
		Что заметил критик в поэтике Маяковского
	авторитетом Маяковского, за позой защитни-
цы Маяковского сквозит неприязнь к нему,
стремление принизить его значение и от-
вергнуть его роль как основоположника но-
вой поэтики и создателя нового стихосложе-
ния, .

Эта неприязнь открыто прорывается в кон-
це статьи. «У Маяковского есть недочеты»,
	«Маяковский ошибался не раз», «он страдал
	от своих ошибок», «он оплачивал ошибки», —
сообщает критик и дает. этим ошибкам
«объяснение». Ошибался, дескать, Маяковский
потому, что время тогда было неспокойное,
революционное, и не ясно было, что к чему.
Но разве не известно Е. Усиевич, что у рус-
ской революции был надежный компас —
марксистско-ленинское учение, что у нее был
твердый рулевой — большевистская партия,
что Маяковский руководствовался этим ком-
пасом, что он вдохновлялся идеями партии и
претворял их в художественные образы. Об
этом критик не счел нужным даже и упомя-
нуть в евоих «Заметках». .

. М. БОРОЗДИН.
		ние стихотворной строки, выработанное Мая-
KOBCKMM, «не является художественным прин-
ципом», что это лишь... «вепомогательное
средство для чтения стихов» и что вообще
«способ» этот «очень несовершенный». И, на-
конец, она заявила, что в «образцовые поэты»
Маяковский не годится, ибо он «не был поэтом
всеобъемлющим». Но почему же? — удивится
и возмутится читатель. Ведь не было темы
из жизни советского общества, которая не
нашла бы отражения в творчестве Маяков-
ского. Оказывается, не за это называет
Е. Усиевич поэтов «всеобъемлющими». Ока-
зывается, Маяковский не может претендовать
на это звание, так как он, по ее мнению,
закрыл для себя область песенного творче-
ства.

Но почему же только недостатки, и недо-
статки мнимые, заметила Е. Усиевич в поэ-
тике Маяковского? Во-первых, потому, что
поэтику она поняла формалистично, как
сумму профессионально-технических прие-
мов. Во-вторых, — и это самое главное — пото-
му. что за всеми расшпаркиваниями перед
	Адрес редакции: Москва, Старая площадь, дом 4, комн. 258.