1  июля 1950 г. Ne 19 (147)

БТУРА и =

Больше внимания качеству занятий
° курсов. пропагандистов и
	Более трехсот слушателей месячных курсов
сельских пропагандистов при Воронежеком
обкоме партии собралось, чтобы прослушать
лекцию` старшего преподавателя кафедры по-
литэкономии областной партийной школы
т. Сибилева на тему «Ленинско-сталинская
теория империализма и социалистической ре-
волюции». Пропагандисты приготовились за-
писать главные мысли, факты; цифры, обоб-
щающие выводы лектора. Но лектор не оправ-
дал их надежд. Уже план лекции, предложен-
ный т, Сибилевым, на записывание которого
ушло свыше 20’минут, явно не соответство-
вал уровню подготовки слушателей, Еще боль-
ше это относилось к самбй лекции. Тов. Си-
билев излагал’ материал по старому конепек-
ту, не интересуясь составом аудитории и за-
просами собравшихся’ сельских пропаганди-
стов. То‘и дело лектор заявлял: «обострения
противоречий между производительными си-
лами и производственными отношениями ‘вам
	известны...», «отношение переменного капи-
	тала к постоянному вы знаете...»,, ‹историче-
ские тенденции“ капитализма вы предетав-.
ляете»... Лектор ссылался на’отдельные по-
‚ложения 1-го тома «Капитала» Маркса, ска-:
зал, что он не сомневается, что слушатели
курсов знают сущность полемики › между.
Марксом и Прудоном в работе Маркса: «Ни-
зцета философии» и т. д. А наряду с этими
‚ссылками лектор приводил огромное количе-
ство цифр. Понятно, что сельские пропаган-.
	мические преобразования произошли в Ham
шей стране. Лектор не назвал ни одного
имени передовика’ промышленности и сель-
ского хозяйства СССР. Такая сухая, оторван-
ная от жизни лекция ничем не обогатила ру-
ксводителей семинаров пропагандистов.

Слушатели курсов руководителей семина-

‘ров пропагандистов проявляют исключитель-
ный‘интерес к методике пропагандистской ра*
боты. В Учебном плане курсов предусмотре-
ны вопросы методики проведения занятий по
каждой теме программы политщкол и круж-
ков. Для чтения лекций по этим темам Во-
ронежский обком ВКП(б) привлек лучшие пре-
подавательские силы высших учебных заве-
дений, и многие из них хорошо справились
со своей задачей. К числу хороптих лекций
по вопросам‘ методики следует отнести лек-
цию кандидата исторических наук т. Жуко-
вой на тему «Борьба за создание социал-де-
мократической рабочей партии». Успех ee
`лекции объясняется прежде всего тем, что
т, Жукова советовалась с пропагандистами,
как лучше, интереснее построить лекцию. На-
оборот, лектор т. Краеснобородько понадеялся
только на самого себя; переоценил свои’ ви-
лы, в результате чего. не смог дать правиль-
ных ‘советов пропагандистам; многие слуша-
тели вполне обоснованно высказывали мето-
дические соображения, идущие вразрез с
советами т. Краснобородько.

Лекцию о методике проведения занятий на
тему «Партия большевиков в период перехо-
да на мирную работу по восстановлению Ha-
родного хозяйства» читал доцент Воронежско-
го инженерно-строительного института т. Кра-
веп. Он дал много ценных методических со-
ветов пропагандистам, указал примерные во-
просы, назвал литературу `для пропагандистов
и слушателей, отметил, каков должён быть
язык пропагандиста. Но т. Кравец сам не по-
казал образец проведения занятия. По его
мнению, занятие следует начинать со всту-
пительного рассказа, продолжительность ко-
торого должна быть 25—30 минут. В ответ на
возражения слушателей т. Кравец не по-
строил такой примерный вводный рассказ,
чтобы показать правильность. своего: предло-
жения, и 40 минут потратил на ‘советы, как
построить ‘рассказ в 25 минут, Е

Недостатки в содержании работы курсов
пропагандистов прежде всего объясняются
тем, что отдел пропаганды и агитации Во-
ронежского обкома ВКП(б) не осуществляет
руководства преподавателями. К чтению лек-
ций и проведению занятий на семинарах
‘пропагандистов в Воронеже привлечены
76 преподавателей высших учебных заве-
дений и областной партийной школы, лек-
торы обкома и горкома ВКГб). Между ними
распределены темы лекций, но планы и
конспекты лекций нигде не обсуждаются, ни-
кем не просматриваются. В целях улучшения
качества преподавания на! курсах надо было
создать учебно-методические группы’ из пре-
подавателей, на которых практиковать 06-
суждение планов лекций. и’семинарских за-
нятий. Воронежский обком ВКП(б) много сде-
лал для нормальной работы ‘курсов, Все слу-
штатели размещены в благоустроенных обще-
житиях. Курсы обеспечены хорошими
учебными аудиториями, литературой, нагляд-
ными пособиями, тетрадями. Неплохо органи-
зовано культурное обслуживание. Слушате-
ли просмотрели спектакли, концерты, были на

‚экскурсии на Воронежском заводе сельскохо-
зяйственного машиностроения. Однако на

‚содержание работы курсов Воронежекий обком
с‹нартии обращает. мало внимания, и это ска“
зывается на всей работе курсов.
	А. ЧУСОВИТИНА.
	НЕКОТОРЫМ. ВОПР

ЯЗЫКОЗНАНИЯ.
	„Гов.. Крашенинникова!
	Отвечаю на Ваши‘вопросы:‘“
	1. Вопрос. В Вашей статье убедительно по-
казано, что язык не есть ни базис, ни. над-
	стройка, Правомерно ли было бы считать, что.
	язык, есть явление, свойственное и базису и
надстройке, или же правильнее было бы ‘счи-
тать язык явлением промежуточным?
	Ответ. Конечно, языку, как обиественному’‘
	явлению, свойственно то общее, что присуще.
всем общественным явлениям, в том числе
базису и надстройке, а именно: он обслужи-
вает общество так же, как обслуживают его
все другие общественные явления, в том чи-
сле базис и надетройка. Но этим собственно и
исчерпывается то общее, что присуще всем
общественным явлениям.  Дальше начинают-
ся серьезные различия‘ между общественны-
ми явлениями.

Дело в том, что у общественных явлений,
кроме этого общего, имеются свои специфи-
ческие особенности, которые отличают их
друг.от друга и которые более всего важны
для науки. Специфические особенности бази-
са состоят в том, что он обслуживает обще-
ство экономически. Специфические особенно-
	сти надстройки состоят в том, что она обелу-
	живает общество политическими, юридиче-
скими, эстетическими и другими идеями и
создает для. общества соответствующие поли-
тические, юридические и другие учреждения,
	В. чем же состоят спенифические особенности.
	языка, отличающие его от других. обществен-
ных явлений? Они состоят в том, что языЕ
обслуживает общество, как средство общения
людей, как средство обмена мыслями в обще-
стве, как средство, дающее людям возмож-
ность понять друг друга и наладить совмест-
ную работу во всех сферах человеческой дея-
тельности, как в области производства, так и
в области экономических отношений, как в
области политики, так и в области культуры,
как в общественной жизни, таки в быту. Эти
особенности свойственны только языку, и
	именно потому, что они ‘свойственны только’
	языку, язык является объектом изучения са-
мостоятельной науки,- языкознания. Bes
этих особенностей языка языкознание поте-
ряло бы право на самостоятельное cynlectBo-
вание.

`Короче: язык нельзя причислить ‘ни к раз-
ряду ‘базисов, ни к разряду надстроек.

Его нельзя также причислить к разряду
«промежуточных» явлений между базисом
и-надстройкой, так как таких «промежуточ-
ных» явлений не существует.

Но может быть язык можно было бы причи-
слить к разряду производительных сил обще-
ства, к разряду, скажем, орудий производства?
Действительно, между языком’ и орудиями
производства существует некоторая аналогия:
орудия производства, так же как и язык, про-
являют своего рода безразличие к классам и
могут ‘одинаково обслуживать ‘различные
классы общества, как старые, так’ и новые.
Дает ли это обстоятельство основание для то-
	го, чтобы причислить язык к разряду орудий
	производетва? Нет, не дает. .

Одно время Н. Я. Марр, видя, что его фор-
мула — «язык есть надстройка над базисом», —
встречает возражения, рентил «перестроиться»
и объявил, что «язык есть орудие производ-
ства». Был ли прав Н. Я. Марр. причиелив
язык к разряду орудий производства? Нет, он
был безусловно не прав.

Дело в том, что сходство между языком и
орудиями производетва ‘иснерпывается той
аналогией, о которой я говорил только что. Но
зато между языком и орудиями производетва
существует коренная разница. Разница эта
состоит в том, что орудия производства. про-
	Omeem товарищу. bk. Прашенииниковой
	влияют ли классы на. язык, вносят ли опия
в язык свои специфические слова и выраже-
ния, бывают ли случаи, чтобы. люди при-
	давали одним и тем же словам. и выражениям.
	различное смысловое значение в зависимости
от классовой принадлежности?

Да, классы влияют на язык, вносят в язык
свои специфические слова и выражения и
иногда по разному понимают одни и те же
	слова и выражения. Это не подлежит сомне-
	нию.

- Из этого однако не следует, что ‚ специфиче-
  ские слова и выражения, ‘равно как. разли-
‚чие в семантике, могут иметь серьезное зна-
<чениев` для: развития единого общенародного
Языка, что они способны ‘ослабить его значе”

Ние или ‘изменить его характер.

`Во-нервых, таких специфических слов и
‚выражений, каки случаев различия в семан-
тике, до того мало в языке, что они едва
-ли составляют один процент всего языкового
материала. Следовательно, вся. остальная: по-
‘давляющая масса слов и выражений, как и
‘их. семантика, являются общими ‘для всех
	не существуют оторванно  от‘языка». В какой
мере, по Вашему мнению, языкознание дол-
жно заниматься смысловой стороной языка,
	семантикой и. исторической семасиологией и.
стилистикой, ‘или предметом языкознания
	должна быть только форма?

Ответ. Семантика (семасиология) является
одной из важных частей языкознания. Смы-
словая сторона ‘слов и ‘выражений имеет
серьезное значение в деле изучения языка.
Поэтому семантике (семасиологии) должно
‘быть обеспечено в’ ‘языкознании. ‘полебающее
ей ‘место, =

Однако, разрабатывая вопросы ‘семантики’ и
используя ее данные, никоим образом” нельзя
переоценивать ее . значение, и тем более =
‘нельзя злоупотреблять ею. Я имею в виду
некоторых языковедов, которые, чрезмерно
увлекаясь семантикой, пренебрегают ‘языком,
	‘как «непосредственной, действительностью_
мысли», неразрывно евязанной с мышлением,”
	отрывают мышление от языка и утверждают,
что язык отживает свой век, что МОЖНО: м
тись и без языка.

Обратите внимание на caerypuine олова
Н. Я. Марра:

«Язык существует, лишь поскольку он BBI-
является в звуках; действие мышления про*
исходит и без выявления... Язык (звуковой)
стал ныне уже сдавать свои функции новей-
	шим о изобретениям, побеждающим безогово-
	рочно пространство, а мышление идет в гору
от неиспользованных его накоплений в
	OT неиспользованных его накоилевии в
прошлом и новых стяжаний и имеет сместить
`и заменить полностью язык. Будущий язык-
	мышление, растущее. в евободной от природ-
ной материи технике, Перед ним`не устоять
никакому языку, даже звуковому, все-таки
связанному с нормами природы» (См. «Избран-
ные работы» Н. Я. Марра).

Если эту «труд-магическую» тарабарщину
перевести на простой человеческий язык, то
	можно притти к выводу, что;

а) Н. Я. Марр отрывает мышление:от языка;

6) Н. Я. Марр считает, что общение людей
можно осуществить и без языка, при помощи
самого мышления, свободного от «природной
материи» языка, . свободного от «норм при-
роллы»; .

5) отрывая. мышление от языка И «оевобо-
див» его от языковой «природной материи»,
Н. Я. Марр попадает в.болото идеализма. -

Говорят, что ‘мысли возникают в голове
человека до того, как они будут высказаны в
речи, возникают без языкового материала, без
языковой оболочки, так сказать, в оголенном
	виде. Но это совершенно неверно. Какие бы
	мысли ни возникли в голове человека, они
могут возникнуть и существовать лишь на
базе языкового материала, на базе языковых
терминов и фраз. Оголенных мыслей, евобод-
ных от языкового материала, свободных от
языковой «природной материи»-—не. суще-
ствует. «Язык есть непосредственная дей-
ствительность мысли» (Марко. Реальность
	мысли проявляется в языке. Только идеали-.
-сты могут. говорить о мышлении, не связан-.
	о мыш
	ном е «природной материей» языка,
	лении без. языка.
	классов оощества.. ‘ Bo диеты не могли усвоить весе это. Неудиви-
Во-вторых, специфические слова и выра-   тёльно; что после лекции не было никаких
жения, имеющие. классовый оттенок, исполь- вопросов,
	зуются в речи не по правилам‘ какой-либо
‚ «классовой». грамматики; которой не суще
ствует в природе, а по правилам грамматики
существующего общенародного языка.
Стало. быть, наличие специфических слов
и выражений и факты различия в семантике
языка не опровергают, а, наоборот, подтвер-
	ждают наличие и необходимость единого об-
	щенародного языка,

4. Вопрос. В своей статье Вы совершенно
‚ правильно. оцениваете Марра, как вульгари-
‚затора марксизма. Значит ли это, что лингви-
сты, в том числе и MBL,   молодежь, должны
отбросить. все лингвистическое наследие
Mappa, y Kovoporo sce же имеется ряд цен-
ных языковых исследований (0 них писали
в дискуссии тт. Чикобава; Сёнжеев и дру-
`гие)? Можем ли мы, подходя к Марру`кри-
‘тически, все же брать у него полезное и цен-
ное?

Ответ. Конечно, произведения H. Я. Mappa
состоят не только из ошибок. Н. Я. Марр до-
пускал грубейшие ошибки, когда он вносил
‚в. языкознание элементы марксизмав иска-
женном виде, когда он нытался создать само-
стоятельную теорию языка. Но у Н. Я.
Mappa ecTb отдельные, хорошие; талантливо
написанные произведения, где он, ‘забыв о
своих теоретических претензиях, добросове-
_CTHO .M, нужно сказать, умело исследует от-
дельные языки. В таких произведениях мож-
но найти не мало ценного и поучительного.
Понятно, что это. ценное и поучительное
‚должно быть взято у н. Я. Марра и. использо-
‚ вано.

5. Вопрос. Одной из основных причин за-
°стоя в советском языкознании многие линг-
‚висты считают формализм. Очень хоте-
„лось бы знать Ваше мнение о том, в чем
‚заключается формализм в языкознании и как
‚ его. преодолеть?.

Ответ. Н. Я. Марр и его ‚ зученики»  обвиня-

“OT B «формализме» всех языковедов: не раз-

деляющих «новое учение» Н. Я. Марра. Это,
	конечно, несерьезно и неумно.

Н. Я. Марр считал грамматику nyerow
«формальностью», а людей, считающих грам-
матический ‘строй основой языка— dopmaan-
“etaMn. Это и’ вовеё глупо. ^

Я думаю, что «формализм» выдуман автора-
ми «нового учения» для облегчения борьбы
со своими противниками в языкознании; -

Причиной застоя в советском‘ языкознании
является He ‚«формализм»,   изобретенный
Н. Я. Марром и его «учениками». а аракче-
евский режим и теоретические прорехи в
языкознании. Аракчеевский режим создали
«ученики» Н. Я. Марра.  Георетическую нераз-
бериху внесли в языкознание Н. Я. Марр и
его ближайшие соратники. Чтобы не было за-
стоя, надо ликвидировать и то и другое. Лик-
_видация этих язв оздоровит советское языко-
‚знание, выведет его на широкую дорогу и

` даст возможность советскому языкознанию
‚занять первое место в мировом языкознании,

29 июня 1950 г.
	свободу”
	тельно, что после лекции не было никаких
вопросов.

Лекция тов. Сибилева не Виа само-
состоятельной работы слушателей над темой.
Работники отдела пропаганды Воронежекого
обкома ВКП(б) не. проверили, с какой лек-
цией собирается выступить на курсах тов.
Сибилев, а он сам не готовился специально. к
данной лекции, отнесся к поручению обкома
формально, не интересуясь, принесет ли
пользу его лекция. .

Подобные факты имеют место и на ме
сячных курсах руководителей семинаров
пропагандистов при Воронежском обкоме
ВКП(б). Слушатели этих курсов в своем
большинстве—штатные пропагандистские ра-
ботники. Теоретическая подготовка их вы-.
ше, чем слушателей курсов ‘сельских пропа-
гандистов, Многие товарищи имеют выешее
	и незаконченное высшее образование. У них
	большой опыт пропагандистекой работы. Они
выступают с лекциями, докладами, руководят
семинарами и кружками. И вполне понятно,
‘что слушатели курсов руководителей семи-
наров пропагандистов предъявляют большие
требования к читаемым для. них лекциям.

Зав. ‘кафедрой марксизма-ленинизма. об-
ластной партийной школы т. Борзилов про-
чел лекцию «Советское социалистическое об-
щество», Лектор изложил план, состоящий
всего из трех вопросов: 1) Утопический со-
циализм, 2) Научный социализм, 3) Строи-
тельство социализма в СССР. Этот план да-
леко не отражал всего содержания назван-
ной темы, но слушатели надеялись, что хотя.
бы по этим. вопросам они ‘получат содержа-
тельную лекцию. Слушатели записали лите-
ратуру, названную. лектором, но записать что-
либо из содержания лекции т. Борзилова им
почти не пришлось. Лекция т. Борзилова све-
лась_-к сухому, академическому, оторванному
от жизни пересказу всем известных фактов,
событий, положений. Вопрос об утопическом
социализме был изложен очень поверхностно.
Известная характеристика утопического со-.
	пниализма, данная в «Манифесте Коммунисти-
	ческой партии», не была использована лекто-

ром. Неглубоко изложил т. Борзилов и вопрос _
о. строительстве социализма в СССР, не пока-.

зал на ярких фактах, какие социально-эконо-
	Короче; переоценка семантики и злоупо-
требление последней привели Н. Я. Марра. к
идеализму.

Следовательно, если уберечь семантику
	(семасиологию) от преувеличений и зло-
употреблений, вроде тех, которые допускают
	Н.Я. Марр-и некоторые, его ‹ученикиь, To.
	она может принести языкознанию большую
	пользу.
	RE

3. Вопрос. Вы совершенно справедливс
	состоит в том, что орудия производства. про-   ворите о томичто, идеж представления, нравы
изводят материальные блага, а язык ничего   и нравственные принципы у ‘буржуа ‘и’У
	зе производит или «производит» всего лишь
слова. Точнее говоря, люди, имеющие орудия
производства, могут производить‘ материаль-
ные блага, но те же люди, имея язык, но не
имея орудий производства, не могут произво-
дить материальных ‚благ. Не трудно понять,
что если бы язык мог производить материаль-
ные блага, болтуны были бы самыми богаты-
ми людьми в мире.

2. Вопрос. Маркс и Энгельс определяют
язык как «непосредственную  действитель-
ность мысли», как «практическое,.. действи-
тельное сознание». «Идеи, — говорит Маркс, —
		Журнал «Большевик» № 12.
	и нравственные принципы у „буржуа и У.
пролетариев прямо противоположны, Клаесо-
	вый! характер этих явлений безусловно отра-
зился на семантической сторонё языка (a
	иногда и на его форме-на словарном соста-
ве,-как правильно указывается ‘в’ Вашей
	статье). Можно ли, анализируя конкретный
языковый материал и, в первую очередь,
смысловую сторону языка, говорить о клас-
совой сушности выраженных им понятий,
особенно в тех случаях, когда речь идет о
языковом выражении не только мысли чело-
века, но и его отношения к действительности,
где особенно ярко проявляется его классовая
принадлежность?

Ответ. Короче говоря, Вы хотите знать, -=
	ПОМОШЬ ПРОПАГАНДИСТУ
	независ!
	СЕМИНАР ПО НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ
	Орловский обком ВКП(б) провел пятиднев-
ный семинар по научно-атеистической. пропа-
ганде. В работе семинара ‘приняло ‘участие
свыше 200 человек: заведующие отделами про-
паганды и агитации горкомов и райкомов
ВКП(б), председатели районных отделений
Всесоюзного общества ‘по распространению
политических и научных знаний, заведующие
городскими и районными отделениями куль-
турно-проеветительной работы и лекторы-
общественники. Участники семинара  обсуди-
ли вопрос о формах и методах научно-атеи-
стической пропаганды. —
	ства. В августе 1948 года такие выборы со-
стоялись. Они прошли не только на севере,
но и на юге страны.,Несмотря на террор ре-
акции, на выборах в южной части Кореи уча-
ствовало 717,52 проц. избиратёлей, а на севере,
где выборы проходили в условиях полной
свободы, 99,98 проц. Верховное Народное co-
брание, избранное подавляющим. большин-
ством корейского народа, провозгласило Ко-
рею народно-демократической республикой,
приняло конституцию республики и создало
правительство во главе с руководителем Тру-
довой партии-Ким Ир Сеном. В этом прави-
тельстве представлены партии и обществен-
ные организации обеих частей страны.

Конституция Корейской республики: за-
крепила победу народно-демократического
строя, оформила совершившиеся социально-
экономические преобразования, предостави-
ла трудящимся Кореи широкие демократи-
ческие права. Советское правительство в 1948
году вывело свои. войска. из Кореи, признало
Корейскую народно-демократическую респуб-
лику и установило с ней дипломатические. от-
ношения. Это явилось ярким проявлением
ленинско-сталинской внешней политики
СССР, основанной на уважении к суверени-
тету и независимости других народов.

В октябре 1948 года в своем приветствии
по поводу образования Корейской народно-
демократической республики товариит Сталин
писал: «Советское Правительство, неизменно
отстаивающее право корейского народа на со-
здание. своего единого независимого государ-
ства, приветствует образование Корейского
Правительства и желает ему успехов в его
деятельности на пользу национального. воз-
рождения и демократического развития Ко-
реи». : .

С провозглашением Корейской народно-де-:
мократической республики. Северная ‘Корея
еще быстрее пошла -по пути дальнейшего
подъема во всех областях. жизни. Корейский
народ успешно борется за. полное восстанов-
ление и дальнейшее развитие своего народ-
ного хозяйства. Государственные планы. на
1947 и 1948 годы были полностью выполнены.
Теперь успешно выполняется двухлетний. на-.
роднохозяйственный план на 1949—1950 гг.
Особенно быстро. развивается в Северной
Корее промышленность. Валовая продук-
ция. промышленности с 1946 по 1949 год
в Северной Корее увеличилась на.271,1 проц.,
производство. машин в 1949 г, по. сравнению
с 1944 годом — на 146,9 проц.;. продукция
легкой промышленности за тот же период
выросла на 52 проц, Больших успехов до-
стигло. сельское хозяйство Северной Кореи.
Валовой сбор зерновых культур в 1949` году,
несмотря на засуху, по сравнению с 1944 го-
дом увеличился на’ 29,8 ‘проц., а хлопка—на
236,5 проц, В Северной Корее созданы го-
сударственные хозяйства и машинопрокат-
ные станции, Коренным образом улучшилось
материальное положение трудящихся. Соглас-
	Для участников семинара ‘были прочитаны
лекции: «Марксизм-ленинизм о религии и пу-
тях ее преодоления», «Происхождение рели-
гии», «Сектантство и его реакционная роль»,
«Происхождение и классовая сущность хри-
стианства», «Наука и религия о происхожде-
нии человека», «Наука и религия о происхож-
дении жизни на земле», «Учение Сеченова и
Павлова о душевной деятельности человека»,
«Достижения мичуринской биологической
науки», «Об атеистическом воспитании уча-
щихся» и «Ватикан на службе англо-амери-
канского империализма». .
	о закону о труде, принятому Народным Ко-
митетом Северной Кореи, введены 8-часовой
рабочий день для взрослых рабочих, 5— б-ча-
совой рабочий день для подростков и вовсе
запрещен детский труд, предоставляются
ежегодные отпуска рабочим и осуществлен
ряд мероприятий по социальному‘ страхова-
нию: и охране труда.

Огромный размах приняло в Северной Ко-
рее ‘культурное строительство. В школах Се-
верной Кореи отменена японская система
преподавания. Все преподавание в школах
переведено на корейский язык. Если при
японском владычестве во всей стране было
1.496 начальных, средних и специальных
школ (вместе с японскими), в которых обу-
чалось 910.000 чел., то сейчас в Северной Ко-
рее имеется 5.244 стационарных учебных за-
ведения, в которых обучается свыше двух
миллионов ‘человек. Более одного ‘миллиона
человек обучается в забчных и вечерних ву-
зах, на технических курсах при заводах, в
616 средних и 1.762 начальных школах для
взрослых. Количество неполных и средних
школ выросло в 20 раз, а число учащихся в
них —в 23 ‘раза, количество техникумов -— в
12 раз, а студентов техникумов-в 10 раз. В
период японского господства в Северной Ко-
рее не было ни одного высшего учебного заве-
дения. Теперь их 15. В Северной Корее вво-
дится всеобщее начальное обучение. Увели-
чивается количество библиотек, театров; клу“
бов, растет издание газет; книг и журналов,
Большие успехи достигнуты ‘в области здра-
воохранения. Во всех районах Северной Ко-
реи созданы медицинские учреждения,  до-
ма отдыха, санатории. В стране ликвидиро-
ваны частые в прошлом эпидемии. a,

Takum образом, Народно-демократическая
Северная Корея за короткий срок существо-
вания добилась огромных достижений во всех
областях экономической, политической и
культурной жизни‘ и идет по пути дальней»
шего прогресса и процветания: .

‚ По-иному сложились дела в южной части
Кореи, оккупированной американскими вой-
сками. Американцы пришли туда не как осво-

аа аы РГ
	3 т EEE EEE EINES уда а AAR OCSU
бодители, а как новые угнетатели корейского
народа. Они использовали в ‘своих целях
AMOHCKMUR поло 42.0.0” ee
	полицию, сохранили
	колониальный аппарат, : японскую

ee eee
	орьбе за
		азных слоев населения, органы народной
власти Северной Корёи основываются на
прочном союзе рабочих и крестьян под руко-
водством рабочего класса.

СССР последовательно и настойчиво вы-
ступал в защиту национальных прав корей-
ского народа. Так было в 1945 году, когда
СССР отверг американский план превраще-
‚ния Кореи в «подмандатную» территорию.
Так было в 1947 году, когда СССР предложил
предоставить самим корейцам возможность
‚сформировать правительство. Так было ив
последующие годы.

За короткий период своего существования
народная демократическая власть ‘Северной
Кореи проделала огромную работу в деле
восстановления и развития разрушенного
народного хозяйства и улучшения матери-
ального благосостояния трудящихся. 3e
мельная реформа, проведенная в Северной
Корее, избавила крестьян от помешичьей,
феодальной эксплуатации. Впервые в исто-
рии Кореи реформа сделала трудящихся
крестьян хозяевами земли. В итоге земель-
ной реформы более 1 млн. га земли, принад-
лежавшей японским колонизаторам, поме-
щикам и национальным предателям, было
конфисковано и передано бесплатно беззе-
мельным и малоземельным крестьянам.
Вслед за. этим была проведена национализа-
ция важнейших отраслей промышленности,
транспорта, связи, банков, принадлежавших
японским империалистам и изменникам ко-
рейского народа. Все эти преобразования
обеспечили господствующее положение в нз-
родном хозяйстве государственному сектору
и открыли путь к дальнейшему успешному
демократическому развитию страны;
	Повернуть Корею на новый, демократиче-.
	ский путь развития стремились прогрессив-
ные силы не только Севера, но и Юга. Все
честные патриоты Кореи развернули борьбу
за создание единой демократической Корей-
ской республики. По инициативе самой мощ-
ной политической партии Кореи — Трудовой
партии — представители многочисленных пар-
тий и общественных организаций обеих ча-
стей страны, объединявщих в своих ря-
дах более 10 миллионов человек, в июне
1948 года приняли решение о проведении
всеобщих выборов в Верховное Народ-
ное собрание с целью провозглашения
единой демократической республики и созда-
ния единого центрального правитель-
	‚Героическая борьба корейского народа про-
тив американских интервентов стоит сейчас
в центре внимания всего мира. _ :

На протяжении своей длительной истории
корейский народ не раз вел тяжелую борьбу
с иноземными захватчиками, вторгавшимися
на корейскую землю, В конце ХУ1 века в Ко-
рею вторглась хороню вооруженная японская
армия. 6.лет продолжалась кровопролитная,
опустоптительная. война, но японцы таки не
смогли добиться своей цели: корейцы ‘изгнали
тогда захватчиков со своей земли.

В начале ХХ века после долгих усилий
империалистической Японии удалось ‘порабо-
тить корейский народ. Захватив Корею, япон-
цы полностью ликвидировали ее самостоя-
тельность; превратили Кореюв свою колонию.
Почти 40 лет японцы хозяйничали в Корее.
Они. установили там режим невиданного на-
силия и угнетения. Превратив. Корею в
сырьевой придаток своей империи, японские
империалисты выкачивали из нее продоволь-
ствие и сырье и всячески препятствовали ca-
мостоятельному развитию корейской нацио-
нальной экономики. Японцы стремились уни-
чтожить национальное самосознание корей-
ского народа, лишить. корейцев их культуры
и языка. Издание литературы на корейском
языке запрещалось. Захватчики принуждали
корейцев говорить только по-японски, вводи-
ли японские обычаи и нравы, жестоко: подав-
ляли всякие стремления корейцев к eBobone
и независимости.

В письме товарищу Сталину, под. кото»
рым подписалось около и миллионов > Kopel
цев, говорится:

«Сорок лет корейский народ не видел
волнца. Кромешная ‘ночь стояла‘над нашей
Родиной, и казалось, что ей не будет конца,
Но и в это тяжелое время мы не падали ду-
хом. Мы боролись за свое счастье. Лучшие
сыны нашей Родины падали под ударами
меча японских захватчиков, изнывали в
тюрьмах, умирали под страшными пытками,
	HO оставались непреклонными в борьбе за.
	свободу и независимость своей Родины.
Многострадальный народ наш не терял на-
дежды ‘на освобождение, на избавление от
японской неволи. Мысленным взором обра-
шались мы к Великой Советской стране. и
к Bam, дорогой. Иосиф Виссарионович, —

другу и учителю трудящихся всего мира, и

верили, что придет и для нас светлый день
	радости. И этот день наступил — великий день
освобождения - 15 августа 1945 года».

Советская Армия ‘освободила корейский на-
род от японского ига и открыла ему. путь
к строительству независимого демократи-
ческого государства, путь к новой, счаст-
ливой жизни. Освободившиеь от о инозем-
ного владычества, корейский народ а
вые установил.в стране свою власть,

6 сентября 1945 года, почти через: месяц по-
сле разгрома советскими войсками японской
армии, ‘после общей капитуляции Японии; в
южной части Кореи высадились” американ-
ские войска. В соответствии с размецением
	вооруженных сил вдоль 38-й параллели была
	установлена граница между двумя зонами: =
советской и америванской, между Северной и
Южной Кореей. `
	‚Корея занимает площадь в 220,7 тыс. кв. ки-
лометров _ с _ населением около 29 миллионов.
	человек. В Северной Корее оказалось 51 проц.
всей площади страны и 40 проц. всего насе-
ления. Северная часть Кореи более, чем
южная, носит промышленный характер. В ней
сконцентрирована большая часть энергетиче-
ских и минеральных ресурсов страны, почти
вся добыча железной руды, каменного угля,
подавляющая часть производства чугуна,
стали, цветных и редких металлов. Южная
Корея, наоборот, представляет собой преиму-
щественно аграрный район. В ней сосредо-
точено около 55 проц. всех посевных плоша-
	дей и не менее 65 проц. валового сбора зерно-
	вых культур в Корее. ‘
„Советские войска помогли в Северной Ko-
рее полностью ликвидировать японский коло-
ниальный режим. Корейскому народу
была предоставлена полная возможность
строить свою жизнь на новых, демократи-
ческих началах. В 1946 году на широких
демократических основах были проведены
выборы местных ‚народных комитетов, а
затем выборы и центрального органа власти —
Народного Комитета Северной Кореи. Это
были первые в истории Кореи демократиче-
ские выборы. В них участвовало 99,6 про-
цента. избирателей, Депутатами провинци-
альных, городских и уездных комитетов бы-
	ло изорано 3.459 человек, из.них рабочих—
	910 чел. крестьян-—1.256 чел, служащих -
1.056 чел. работников искусств и литерату-
ры-—311 чел., торговцев-—145 чел., предприни-
мателей-73 eA. религиозных деятелей -—
94 чел. и прочих —14 чел. Составленные из
	полобна oman CE MOPHO эксплуатируют их;
подобно своим предшественникам - японским
империалистам, американцы дущат корей-
ную экономику и культуру.
положение южной части Ко-
о ухудшается. Достаточно от-
ам насчитывается 4 ‘миллиона

реи непрерывн
метить, что т
безработных, .
МИН 00.
	че злавевие империа
Южной кое. ИМпериалисты насадили в
	EEE EO CARN eA ASTRA

Корее жестокий колониальный ре-