30 июля 1950 г., № 21 (149)
	Двадцать восьмой том Сочинений
	Вышел в свет двадцать восьмой том Сочи-
нений В. И. Ленина. Произведения, опубли-
кованные в нем, были написаны Лениным в
период с 29 июля 1918 года до начала марта
1919 года. Эти произведения освещают вели-
кий опыт борьбы большевистской партии за
разгром. империалистских захватчиков. .иИ
внутренней контрреволюции, за укрепление
диктатуры пролетариата. Они ярко отражают
кипучую и разностороннюю деятельность
В. И. Ленина в исключительно трудных. усло-
виях, когда молодая Советская республика со
нсех концов была окружена врагами. Ленин
и Сталин возглавили дело зашиты социали-
стической Родины, Партия большевиков,
руководимая Лениным и Сталиным, подняла
ребочих и крестьян нашей страны на отече-
ственную войну против интервентов и бело-
гвардейцев и привела их к полной победе
над врагом. у

Е
	Советское государство с первого дня своего
существования ведет последовательную ре-
шительную борьбу за мир. Но эта борьба на-
талкивается на упорное противодействие им-
периалистов. «Мы хотели мира...— говорил
Ленин в речи 2 августа 1918 года.— Именно
за то, что Советская Роесия предложила
мир всему миру. на нае в феврале были дви-
нуты германские войска» (В. И. Ленин. Сочи-
	нения, т. 28, стр. 21—22). Выйдя из войны с.
	империалистической Германией; Советская
республика испытала натиск империализма
Антанты. «Теперь другая, англо-французская,
группа хищников бросается на’нас...» (стр. 12).
Империалисты США, Англии, Франции, Япо-
нии и. других государств, опираясь на
контрреволюционные силы внутри нашей
страны, развернули военную интервенцию
против республики Советов, чтобы восстано-
вить в нашей стране свергнутый эксплуата-
торский режим, погасить факел социализма,
зажженный в России, превратить ее в свою
колонию.

В. произведениях, помещенных в 28-м томе:
докладах и речах на рабочих собраниях, на
съездах Советов, заседаниях ВЦИК, Москов-
ской городской конференции РКП(б) и других
организаций В. И. Ленин дал глубокий анз-
лиз внутренней и международной обстановки
Советской республики, определил задачи пар-
тии и советской власти, наметил пути дости-
жения победы над врагом. Ленин разоблачил
реакционный союз, который заключили сверг-
нутые Октябрьской революцией экеплуата-
	торские классы с иностранными интервента-.
	ми для совместной борьбы против рабочих и
крестьян. Страстно и гневно бичевал Ленин
буржуазные и мелкобуржуазные партии,
вступившие в сговор се империалистами Ан-
танты за счет интересов Родины и народа.
Буржуазия и помещики, эсеры и меньшевики
предавали национальные интересы России,
так же как в наши дни буржуазия и правые
социалисты капиталистических стран преда-
ют интересы своих стран в угоду империали-
	стам США. «...Когда дело касается до классо-
	вых. прибылей,— писал Ленин,— буржуазия
продает родину и вступает в торгашеские
сделки против своего. народа с какими угодно
чужеземцами» (стр. 9). з .
Вскрыв всю глубину опасности, нависшей
над Советской республикой, Ленин поставил
задачу — «еще теснее сплотить пролетарские
ряды и создать такую орйанизацию, чтобы в
ближайшие недели все было посвящено ре-
шению ‘военного вопроса» (стр. 15). Вождь
партии и Советского государства проявлял
неустанную заботу об усилении Красной Ар-
мии. «Мы,— писал Ленин,— решили иметь ар-
мию в 1000000 человек к весне, нам нужна
теперь армия в три миллиона человек. Мы
можем ее иметь. И мы будем ее иметь»
(стр. 84). : . .
Указывая, что для победоносного ведения
войны против интервентов и белогвардейцев
нужен крепкий тыл, Ленин требовал оказа-
ния всесторонней помощи Красной Ap-
мии, снабжения ее людьми, вооружением,
продовольствием. «Пусть каждая организация
Советской‘ России не перестает ставить на
первом мёсте вопоос об армии» (стр. 106).
	Руководствуясь указаниями Ленина, пар-
тия и советская власть поставили всю работу
тыла Ha службу интересам фронта, пере
строили всю жизнь страны на военный лад,
В ноябре 1918 года был образован Совет
Рабоче-Крестьянской Обороны во главе е
Лениным. Фактически заместителем Ленина
в Совете Обороны был товарищ Сталин.
Ленин и Сталин строили и укрепляли Крас-
ную Армию и Советское государство ‘и орга-
низовывали сокруптительные удары по врагу.
Ленин советовался во Сталиным по важней-
шим вопросам политики Советского государ-
ства, по вопросам военной‘ стратегии и такти-
ки, Центральный Комитет партии и лично
Ленин направляли товарища Сталина на ре-
шающие фронты, и Сталин всюду обеспечи-
вал победу революции. Между Лениным и
Сталиным происходил обмен письмами, теле-
граммами, записками. Ряд новых документов,
впервые публикуемых в сочинениях
В. И. Ленина (записка И. В. Сталину по во-
просу о реорганизации Государственного
контроля и ответ И. В..Сталина на нее, теле
грамма И. В. Сталину и Ф. Э. Дзержинскому
в Глазов, телеграммы украинцам Самарщины
и Уфимскому губревкому, подписанные сов-
местно В. И. Лениным и И. В. Сталиным, а
также телеграмма главкому в Сернухов за
подписью Ленина, написанная рукой
И. В. Сталина), отражает великое содружество
Ленина и Сталина в деле руководства оборо-
ной страны и строительством Советского го-
сударетва в годы гражданской войны.
	Произведения Ленина, публикуемые в
28-м томе, в частности «Письмо к американ-
ским рабочим», речь о международном поло-
жении на УГ Всероссийском съезде Советов,
речь на рабочей конференции Пресненского
района, с исключительной силой и глубиной
разоблачают роль англо-американекого импе-
	риализма как злейшего врага свободы, мира.
	и прогресса. Ленинекие положения о подлой
роли англо-американского империализма и
‚сегодня сохранили все свое значение. Ленин
писал: «.,англичане и американцы выступают
_в качестве палачей и жандармов русской сво-
боды... агенты Вильсона... душат революцию
в Австрии, они играют роль жандармов, они
ставят ультиматум Швейцарии: не дадим
хлеба, если вы не вступите в борьбу с боль-
шевистским правительством. Они заявляют
Голландии: неа смейте допускать к cede
советских послов, иначе — блокада. У них
орудие простое — веревка голода» (стр. 188).
Как будто сегодня, когда империалисты
США угрозами заставляют ту же Голландию
и доугие страны вступать в агрессивные
антисоветские блоки, писаны эти слова!
	В. И. Левин срывает лицемерную маску с
американского империализма и обнажает его
звериное лицо как душителя свободы народов
и разрушителя культуры. «Идеализированная
демократическая республика’ Вильсона, —
указывал Ленин, - оказалась на деле формой
самого бешеного империализма, самого бес-
стыдного угнетения и удушения слабых и
малых народов» (стр. 169). В «Письме к аме-
риканеким рабочим» Ленин показал, что в
СПТА господствует кучка миллиардеров, а
весь народ — в рабстве”и неволе. Американ-
ские империалисты прикидываются защитни-
ками цивилизации и поборниками демокра-
тии. На самом деле они злейшие враги демо-
кратии и культуры. За четыре года ‘империа-
листической войны буржуазия  разруптила
	широкие массы, чем прежде, станут сами
строить государство и строить новую, хозяй-
ственную жизнь» (стр. 380).

В «Докладе на ИП Всероссийском съезде
профессиональных союзов 20 января 1919 го-
да», в статье «О задачах профсоюзов» Ленин
определил роль и значение профсоюзов в деле
коммунистического воспитания рабочих масс
и вовлечения их в социалистическое строи-
тельство. Ряд работ: речь на Г Всероссийском
съезде по просвещению, «О приеме в высшие
учебные заведения PCCP. Проект постано-
вления Совета Народных Комиссаров», пись-
мс «В Народный комиссариат просвещения»
и другие посвящены строительству новой,
советской культуры.

В. И. Ленин выдвигал в качестве важней-
шей задачи партии и советской власти комму-
нистическое воспитание трудящихся, борьбу
с пережитками капитализма в сознании лю-
Дей. Выполняя ленинские указания, больше-
вистская партия, комсомол, професюзы и дру-
гие общественные организации развернули
огромную работу по коммунистическому вос-
питанию трудящихся и вовлечению их в
активное социалистическое строительство.
Это обеспечило успешное построение социа-
лизма в СССР и обеспечивает постепенный
переход нашей страны от социализма к ком-
мунизму.

В 28-м томе опубликована известная статья
Ленина «О характере наших газет», которая
четко определила задачи большевистской пе-
чати в строительстве коммунизма. Ленин
требовал от газет, чтобы они глубоко вникали
в жизнь, тщательно проверяли и изучали
факты строительства новой жизни, конкретно
освещали положительный опыт, критиковали
недостатки, призывали учиться у хорошего.
«У нас,- писал Ленин,- мало воспитания
масс на живых, конкретных примерах и об-
разцах из всех областей жизни, а это - глав-
ная задача прессы во время перехода от ка-
гитализма к коммунизму» (стр. 80).
	$ =
В 28-й том вошла классическая работа
В. И. Ленина «Пролетарская революция и ре-
негат Каутский». Она является крупвым
	ма. Обобщая опыт Октябрьской революции и
первого года существования советской
власти, В. И. Ленин развивает в этой работе
учение о’ социалистической революции и дик-
татуре пролетариата.

Гениальный труд В. И. Ленина «Пролетар-
ская революция ‘и ренегат Каутский» своим
острием направлен против международного
оппортунизма. В момент, когда в странах
Европы нарастала пролетарская революция,
лидеры обанкротившегося И Интернационала
делали судорожные усилия отстоять экеплуа-
таторский буржуазный строй от революцион-
ного натиска масс. Каутский выпустил тогда
позорную брошюру о диктатуре пролетариата,
С лакейским угодничеством перед империа-
листами он извращал марксизм и, проповедуя
классовый мир, отвергал диктатуру пролета-
риата. Разоблачая Каутского, Ленин доказал
необходимость насильственного свержения
эксплуататореких классов, необходимость
	установления и укрепления диктатуры проле-
	тариата, необходимость разрушения оуржу-
азной государственной машины и замены ее
новым, советским государственным  аппара-
том. «Переход от капитализма к коммуниз-
му, — писал Ленин, — есть целая историческая
эпоха. Нока она ве закончилась, у эксплуата-
торов неизбежно остается надежда на реста-.
врацию, а эта надежда превращается в попыт-
ки реставрации» (стр. 233). Диктатура. проле-
тариата призвана пресечь эти попытки; она
необходима для подавления сопротивления
эксплуататоров, объединения всей Macchi
трудящихся и эксплуатируемых вокруг ра-
бочего класса для построения социализма и
полного уничтожения классов.

В работе «Пролетарская: революция и рене-
гат Каутский» В. И. Ленин дает глубокий ана-
лиз советской и буржуазной демократии и
вскрывает их коренную противоположность,
Показав истинную суть рассуждений Каут-
ekoro О «чистой» демократии, Ленин доказал,
что, пока существуют различные классы, де-
мократия носит классовый характер. Совет-
ская демократия является высшей формой
демократии. Советская власть дала впервые в
истории развитие и расширение демократии
для гигантского большинства населения, для
трудящихся. Буржуазная демократия, указы-
вал Ленин, «всегда остается —и при капитализ-
ме не может не оставаться —узкой, урезанной,
фальшивой, лицемерной, раем для богатых,
ловушкой и обманом для эксплуатируемых,
для бедных» (стр. 222). Буржуазные консти-
туции лишь формально провозглашают демо;
кратические права; они полны лазеек и огово-
рок, дающих возможность буржуазии исполь-
зовать войска против рабочих, ввести воен-
ное положение, лишать трудящихся избира-
тельных прави т. п. В условиях советского
строя, напротив, права граждан не только
провозглашены, но и гарантированы.

Характеристику совнётской демократии и
критику буржуазной Ленин дает и в других
произведениях, помещенных в 28-м томе:
sO «демократии» и диктатуре», «Письмо к ра-
бочим Европы и Америки», «Завоеванное и
записанное», а также в статьях и речах,
поесвяшенных задачам ПТ Коммунистиче-
ского Интернационала.

Жизнь полностью подтвердила леницскую
харавктьристику советской демократии, как
подлинной демократии для трудящихся, и
буржуазной «демократии», как фальшивой и
антинародной. За истекшие десятилетия со-
ветекая демократия неуклонно расширялась
и развивалась, достигнув невиданного. рас-
цвета, Советская демократия служит ‘интере-
сам мира и социализма, в то время как вур-
жуазная «демократия» прикрывает: захватни-
ческие цели империалистов и прокладывает
путь войне и фашизму. В 1918 году Ленин
отмечал, что в СИПТА. «за единое слово, призы-
	 вающее вк миру, толпа щовиниестов расетре-
	ливает людеи на улице» (стр. 337). Теперь пра-
вящие круги США с еще большей жесто-
костью, чем раньше, преследуют всякие про-
греессивные демократические движения,
нагло попирают права рабочих и громят их
организации, бросают в тюрьмы сторонников
мира. И эту империзлистическую политику
полицейских репрессий и. насилий, агрессии
и войны всемерно поддерживают современ-
ные каутские — правые сопиалиеты, беспо-
щадная борьба с которыми является важ-
нейшей задачей компартии,

eee .

в произведениях, помешенных в 28-м томе,
В. И. Ленин ярко раскрыл всемирно-истори-
ческое значение опыта большевистской пар-
тии. Он отмечал: «Большевизм стал мировой
теорией и тактикой международного проле-
тариата! Больымевизм сделал то, что перед
всем миром разыгралась стройная социали-
стическая революция...» (стр. 96). Пролетариат
России, руководимый большевиками, указал
средства освобождения рабочих всех стран.
Путь к социализму лежит через диктатуру
пролетариата. И всемирное рабочее движение,
несмотря на все трудности, пошло по этому
пути.

Произведения В. И. Ленина, в которых тео-
ретически обобщен гигантский опыт больше-
вистской партии, подняли марксизм на новую
ступень и являются могучим идейным ору-
жием коммунистических партий и трудящих-
	ся всего мира.

И. ПОМЕЛОВ.
		«почти всю европейскую культуру, довела
Европу до варварства, до. одичания, до. голо-
да» (стр. 52).

В. И. Ленин подчеркивал, что, выступив ор-
ганизаторами удушения советской власти,
первой социалистической республики, амери-
канские миллиардеры «открыли особенно тра-
гическую страницу в кровавой истории кро-
вавого империализма» (стр. 44). Урок, полу-
	ченный в Советской республике, ничему не.
	научил американских империалистов, и они
продолжают свое кровавое дело. Нажив-
шись на второй мировой войне еще больше,
чем на первой, империалисты США. нагло ве-
дут борьбу за установление мирового господ-
ства, бечено готовят новую войну против
СССР и стран народной демократии, осуще-
ствляют военную интервенцию в Корее и
других странах Азии. Но англо-американских
претендентов на мировое господство ждет та
же участь, что и ‘их предшественников.
Силы мира и демократии coppyt все. их *ер-
ные замыслы.

В своем письме В. И. Ленин указывал, что
американские пролетарии призваны «теперь
сыграть особенно важную роль, как неприми-
римые враги империализма американского,
самого свежего, самого сильного...» (стр. 44).
Ленин ставил задачу неуклонно крепить ме-
ждународную солидарность трудящихся. Долг
рабочего класса всех стран -—- защищать стра-
ну Советов, очаг социализма, цитадель мира
и демократии. Возглавляя великий демскра-
	тический лагерь, советская страна выполняет
	великую интернациональную задачу.

В. И. Ленин неустанно разоблачал социал-
демократических лидеров И Интернационала
как пособников империализма в расколе
единства рабочего класса, в подавлении рево-
люционного движения и свободы народов.
«Очевидно,-— писал Ленин,- история избрала
такой путь, на котором роль «рабозих лейте-
нантов капиталистического класса» должна
быть доведена до «последней черты» зверства,
низости и подлости» (стр. 412). Эти слова бьют
не в бровь›а в глаз ‘современным правым со-
циалистам, усердно помогающим англо-аме-
риканскому империализму душить свободу
народов, громить коммунистические партии,
	‚разбивать единство рабочего класса, разжи-
	гать новую мировую войну. Вопреки их уси-
лиям растут и крепнут силы революционного
рабочего движения и всего демократического
лагеря, возглавляемого СССР. В этом — залог
успеха в борьбе против англо-американских
поджигателей новой войны, за мир и лучшее
булушее человечества,
	заза
Ряд произведений, помещенных в 78-м томе,
	посвящен вопросам развития социалистиче-
	ской революции в деревне и отношения к
среднему крестьянству. Сюда относятся:
«Письмо к елецким рабочим», речь о годов-
шине революции на УТ Всероссийском чрез-
вычайном съезде Советов 6 ноября 1918 года,
речи к делегатам комитетов бедноты Москов-
ской области 8 ноября 1918 года и на Т Всерос-
сийском съезде земельных отделов, комитетов
бедноты и коммун 11 декабря 1918 года и дру-
гие.

Партия и советская власть создали прочную
спору в деревне в лице крестьянской бедноты.
Опираясь на крестьянскую бедноту, они раз-
вертывали социалистическое строительство
в деревне.

Комитеты бедноты были опорными пункта-
ми диктатуры пролетариата в деревне. Они
сыграли большую роль в борьбе с последним,
самым многочисленным эксплуататорским
классом — кулачеством. В обращении «Това-
рищи-рабочие! идем в последний, решитель-
ный бой» Ленин писал: «Кулаки -— самые
зверские, самые ‚грубые, самые дикие экс-
плуататоры, не раз восстанавлизавшие в
истории других стран власть помещиков, цаА-
	pen, попов; капиталистов» (стр. 39). С этими
	кровопийцами, грабителями народа необходи-
	ма беспонгадная борьба.
	_\В Отделе проипаноы и. аитауции
			ДЕК ВА
	ОТЧЕТ РЕДАКТОРА РЯЗАНСКОЙ ГАЗЕТЫ «СТАЛИНСКОЕ ЗНАМЯ»
	На днях в Отделе пропаганды и агитации
WK ВКП(б) был заслушан доклад редактора
рязанской областной газеты «Сталинское
знамя» В. Орлова об освещении вопросов сель-
ского хозяйства и партийно-политической ра-
боты на’ селе.

При обсуждении отчета было отмечено, что
рязанская областная газета слабо осве-
тает на своих страницах такие вопросы,
как повышение урожайности зерновых и тех-
нических культур, подъем культуры земле-
делия, внедрение травопольных севооборотов.
Редакция ‘мало ‘уделяет внимания развитию
общественного высокопродуктивного живот-
HOBOACTBA. . ;

В Разанской области mposezena Goanitan
работа по укрупнению мелких колхозов.

Сейчас партийные организации занимают-
ся организационно-хозяйственным укрепле-
нием колхозов, подбором руководящих кад-
ров, укреплением постоянных производствен-
ных бригад, расстановкой коммуниетов на
важнейших участках колхозного производ-
ства, организуют им помощь в налаживании
работы. Областная газета проходит мимо этих
важных вопросов.

Отмечено ‘также, что газета «Сталинское
знамя» слабо связана с сельскими партийны-
ми организапиями, неудовлетворительно
	В Отделе пропаганды и агитации ЦК
ВКП(б) ‘состоялось совещание, на котором
были заслушаны сообщения Главполиграфиз-
дата при Совете Министров СССР, Главного
управления по торговле культтоварами Цен-
тросоюза, Центрельного управления по рас
пространению и экснедированию печати Ми-
нистерства связи СССР о состоянии книжной
торговли на селе,

Выступающие отмечали, что первоочеред-
ной задачей книготоргующих организаций
является быстрое и своевременное доведение
книг и брошюр до читателя с учетом его за-
просов и экономики того или иного района.
Книготоргующие организации призваны обес-
печивать учебниками и учебными пособиями
широко разветвленную сеть партийного про-
свещения, народного образования, агротехни-
ческих школ и курсов.

На совещании отмечалось, что книготоргу-
ющие организации слабо продвигают книгу в
массы и не вделали необходимых выводов из
указаний правительства 06’ организации
книжной торговли на селе. Главполиграфиз-
дат все еще «намечает» мероприятия по во-
	освещает их деятельность, не вникает глубо-
ко в содержание их работы. Партийный отдел
редакции не имеет широкого авторского акти-
ва, всё материалы на партийные темы пишут-
ся штатными сотрудниками редакции.
Релакции газеты «Сталинское знамя» даны
	практические советы по улучшению освещс-

о Е
	К Г аа а Ча

ния вопросов организационно-хозяйственного
укрепления колхозов и массово-политической
работы среди сельского населения. Рекомен-
довано широко публиковать материалы о том,
как партийные и советские органы руководят
укрупненными  колхозами, помогают им
укреплять производственные бригады, подби-
рать и выдвигать на руководящую работу
наиболее подготовленных в политическом и
деловом отношении работников, налаживать
производственное планирование, учет и орга-
низацию труда, обеспечивать строительство
колхозных центров, хозяйственных построек,
культурно-бытовых учреждений и т. п.

На страницах газеты необходимо сиетема-
тически публиковать пропагандистские
статьи, консультации, ответы на письма чи-
тателей по вопросам организационно-хозяй-
ственного укрепления колхозов; широко осве-
тцать опыт новаторев колхозного производ-
ства и пропагандировать достижения пере
HOBO сельскохозяйственной науки.
	просам книжной торговли в стране. В течение
трех месяцев подготовлялся. договор о книж-
вой торговле с Центросоюзом. Союзпечать
также не привлечена к активному распро-
странению книг.

Особенно плохо поставлена торговля лите-
ратурой в системе потребительской коопера-
ции, призванной распространять книгу в сель-
ской местности. В торговой сети Центросоюза
скопился годовой запас литературы, своевре-
менно не отгруженной и не проданной,

Выступавшие критиковали Главполиграф-
издат за слабую организацию подготовки и
переподготовки работников книжных магази-
нов, призванных продвигать книгу в массы.

На совещании указывалось, что изучение
спроса населения на различные виды литера-
туры организовано плохо, имеются факты
Засылки литературы не по назначению, без
	учета требований читателей.
	Участники совешения обратили внимание
книготоргующих организаций на необходи-
мость принятия наиболее эффективных мер
для развертывания книжной торговли в стра-
He uM в особенности в сельской местности.
	О РАЗВЕРТЫВАНИИ КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ НА СЕЛЕ
	Когда плохо руководят партийным
	просвещением
	На Борзинекой районной партийной конфе-
ренции (Читинская область) произошел
любопытный случай. ‘Заведующий отделом
пропаганды и агитации райкома вкп(б)
т. Корж в своем выступлении критиковал
некоторых районных работников за их без-
заботное отношение к повышению своего
идейно-политического уровня. Казалось бы,
что можно возразить против этого выступле-
ния? Однако оно не ‘понравилось присут-
ствовавшему на конференции члену Читин-
ского . обкома ВКП(б) т. Башарову. (Он
заявил: «Заведующий отделом пропаганды
райкома ВКП(б) говорил здесь о высоких
материях и о том, что, дескать, т. Мулин
плохо разбирается в вопросах международ-
ной политики. Вопросами международной
политики занимаются дипломаты, и это вхо-
дит в их компетенцию, а нас, коммунистов,
в том числе и Мулина, надо учить не этим
высоким материям. Ему, Мулину, надо смот-
реть в инструкции о заготовках и правильно
проводить их в жизнь»,

К сожалению, так же относятся к делу
идейно-политического воспитания коммуни-
стов и некоторые другие партийные работни-
ки Читинской области. Секретарь одного из
райкомов партии т. Морозов на многочиелен-
ные просьбы работников отдела пропаганды
и агитации выступить с лекцией неизменно
отвечал ‘отказом, «Неужели ‘вам не извест-
но,—-журил он работников отдела пропаган-
ды, -что секретарю райкома некогда зани-
маться лекциями? Читать лекции- дело pa-
ботников отдела пропаганды райкома».

Нри таком ‘отногизнии к партийной пропа-
ганде неудивительно, что многие райкомы
ВКП(б) плохо руководят этим участком сво-
ей работы. Многие кружки и политшколы
Петровско-Заводского района не выполнили
	учебного плана, Районный семинар партий-
	но-хозяйственного актива по вопросам эко-
номики распался. Неудовлетворительно про-
веден учебный год также в партийных орга-
низациях Читинского, Калганского, Кырин-
ского, Акшинекого, Александрово-Заводского,
ЦТилкинского, Оловяннинского районов. В
ряде мест учебный! год был сокращен до
трех-четырех месяцев. Секретарь Акшин-
ского райкома ВКП(б) т. Валяев, руководя
кружком повышенного типа по изучению
«Краткого курса истории ВКП(б)», за два го-
да провел лишь десять занятий.

В прошлом учебном году занятия многих
школ и кружков проводились на низком
идейном уровые и зачастую сводились к то-
му, что пропагандист ставил вопросы, а слу-
шатели давали односложные ответы, Одно из
занятий в политшколе парторганизации Чи-
		мы АЕ ANT ‘
тинского ‘хлебозавода! свелось к следующей
«беседе».

Пропагандист: Пользовались ли какими-
нибуль правами рабочие и крестьяне в цар-
ской России? Слушатель: Нет. Пропагандист:
Продолжительность ‘рабочего дня была
какая? Слушатьль: 12 часов. Пропагандист:
За свой труд рабочие получали весе или нет?
Слушатель: Половину. В таком духе прошло
все занятие. Оно не обогатило слушателей но-
выми сведениями, не дало им глубоких зна-
ний. Е . .
Низкий уровень работы в системе партий-
ного просвещения объясняется тем, что об-
ком и райкомы партии не организовали необ-
ходимой работы с пропагандистами. Семина-
ры, являющиеся важным средством теорети-
ческого и методического руководства пропа-
гандистами, работали плохо. В Читинском,
Калганском, Петровско-Заводском, Кырин-
ском, Шахтаминском и ряде других районов
за весь учебный год проведено с пропаганди-
стами только по одному-два занятия, На
семинарах не уделялось внимание вопро-
сам методики и обмену опытом. Работа чаето
сводилась к чтению малоквалифицированных
лекций. Так, например, проводившиеся в Нер-
чинском районе объединенные семинарские
занятия для руководителей политшкол и
кружков превращались в «накачку» пропа-
гандистов. На занятиях лекции читались без
учета того, какие темы изучаются в школах
и кружках.
	Пропагандисты не раз сообщали в обком
партии о плохой работе семинаров. Но эти
сообщения оставались без всякого внимания.
Отдел пропаганды и агитации Читинского
обкома ВКП(б) за весь учебный год не про-
вел ни одного совещания руководителей рай-
онных семинаров пропагандистов и штатных
пропагандистов райкомов ВКП(б).

Мало помощи получают коммунисты, само-
стоятельно. изучающие историю’ й. теорию
большевизма. Лекторы обкома ВКП(б) читают
лекции главным образом о текущем моменте
и международном положении. По вопросам
марксистеко-ленинской теории лекции чита-
ются редко. Во многих парторганизациях не
проводятся теоретические собеседования x
консультации в помощь занимающимся по-
литическим самообразованием.

На областной партийной конференции ра-
бота отдела пропаганды и агитации обкома
ВКПСб) была подвергнута резкой критике,
Но за время, истекшее после конференции,
никаких улучшений в работе отдела не
произошло.

т. РОЖИН.
	Ленин отмечал, что жизнь полностью под-
теердила правильность большевистской Tak-
тики. «Вышло именно так, как мы говорили.
Ход революции подтвердил правильность на-
шего рассуждения: Сначала вместе со «всем»
крестьянством против монархии, против no-
мециков, против средневековья (и постольку
революция остается буржуазной, буржуазно-
	‚ демократической). Затем, вместе с беднейшим
	врестьанством, вместе с полупролетариатом,
вместе со всеми эксплуатируемыми, против
кацитализма, в том числе против деревенских
богатеев, кулаков, спекулянтов, и’ постольку
революция становится социалистическою»
	(erp. 216-470),
	Громадное значение для  победоносного
исхода гражданской войны и для успеха со-
циалистического строительства имел вопрос
о поведении среднего крестьянства, состав-
лявшего в результате проведения декрета о
земле.большинство крестьянского населения.
Середняцкие массы увидели, что победа бе-
логвардейцев и интервентов ведет к восета-
новлению ‘власти помещиков ‘и ‘отобранию
земли у крестьян, и в их настроении © осени
1918 года наступил поворот в сторону совет-
ской власти. Отмечая признаки этого поворо-
та, Ленин указывал на необходимость под-
держать и использовать его в интересах укре-
пления советской власти и развертывания
социалистического строительства. В ноябре
1918 года в статье «Ценные признания Пити-
рима Сорокина В. И. Ленин выдвинул до-
зунг соглашения, союза с средним крестьян-
ством. Ленин писал: «Уметь достигать согла-
шения с средним крестьянином — ни на ми-
нуту не отказываясь от борьбы с кулаком и
прочно опираясь только на бедноту — это за-
дача момента...» (стр. 111.

Выдвигая этот лозунг, Ленин исходил из
великой цели строительства социалистиче-
ского хозяйства, из необходимости перехода
к коллективному земледелию, к общественной
обработке земли, Он указывал, что этот пере-
ход невозможен сразу. ‹..Мы хотим больше
всего силой примера, силой привлечения к
улучшению хозяйства, действовать на массу
средних крестьян и рассчитываем лить на
	постепенное действие такого рода мер для
	этого глубокого и важнейшего переверо-
та в хозяйстве земледельческой России»
(стр. 323—324).

В ряде пезатаемых в 28-м томе работ, в
частности в докладе об отношении пролета-
риата к мелкобуржуазной демократии на
собрании партийных. работников Москвы
27 ноября 1918 года Ленин обосновывает отно-
шение революционного пролетариата к мелко-
буржуазной демократии в: связи с ее поворо-
том в сторону советской власти и указывает
пути привлечения интеллигенции, старых
специалистов к делу  социалистического
строительства,

Произведения В, И; Ленина, помещенные в
28-м томе, содержат и ряд других важнейших
указаний по вопросам ‘социалистического
строительства. Ленин указывал, что залогом
успешного ‘решения всех задач  строитель-
ства социализма является вовлечение самых
широких масс рабочего класса и всех дру-
гих слоев трудящихея в активную работу.
«Всякий раз, когда перед Советекой властью
в необыкновенно трудном деле строитель-
ства социализма встают трудности, Совет-
ская власть знает только одно средетво
борьбы с ними: обращение к рабочим, каж-
дый и каждый раз к более и более широким
слоям рабочих... социализм может быть по-
строен только тогда, когда в 16 и 100 раз более
	УЛУЧШИТЬ РАБОТУ С ПРОПАГАНДИСТАМИ
	Во многих партийных организациях Каре-.
	л9-Финской ССР в истекшем учебном году
не уделялось должного внимания. работе с
пропагандистами.

Важной формой повышения идейно-мето-
дической подготовки пропагандистов яв-
ляются постоянно действующие семинары.
Между тем в Петровском, Куркийокском,
Калевальском, Ведлозерском и других райо-
нах республики семинары пропагандистов
фактически не работали. В Олонецком и
других районах за весь учебный год было
проведено по два занятия семинаров. Не
имея достаточной предварительной подго-
товки и не получая помощи от семинаров,
многие руководители школ и кружков плохо
проводили свои занятия как с точки зрения
содержания, так и с точки зрения мотодики.
В большинстве кружков и тикол преобладал
вопросно-ответный метод.
	В ряде городов и районов слабо помогали
пропагандистам партийные кабинеты, Неко-
торые из них просто-напросто были закры-
ты. Заведующая парткабинетом Суоярвско-
го райкома партии т. Мельникова заявляет:
«Начиная с ноября месяца и до тепла, в
парткабинете никакой работы проводить
было нельзя из-за холода, и он в течение
всего учебного года был закрыт», Парткаби-
нет Питкярантекого райкома партии часто
был закрыт, так как заведующий парткабине-
том т. Владимиров использовался в качестве
уполномоченного райкома по различным
хозяйственным кампаниям.

Как и всюду, в Карело-Финской ССР ны-
нешним летом были проведены курсы сель-
ских пропагандистов. Они оказали извест-
ную помощь руководителям школ и круж-
ков, Однако серьезные недостатки в органи»
		зации курсов в республике снизили эффек-
тивность их работы. Некоторые райкомы
партии не провели должного отбора слуша-
телей на курсы и направили на них нёпод-
готовленных товарищей. Многие райкомы
послали слушателей на курсы с большим
опозданием, вследствие чего занятия на кур
сах начались с неполным составом. Самая ра-
бота шла не вполне организованно. Отдельные
слушатели пропускали занятия. Некоторые
преподаватели курсов слабо учитывали за-
просы слушателей, Преподаватели курсов
не пользовались наглядными пособиями
сами и не учили пропагандистов, как нуж-
но пользоваться ими в кружках и школах.

В настоящее время. при Петрозаводеком и
Сортавальском горкомах партии работают
трехмесячные курсы городских пропаганди“
стов.. Несмотря ‚ на большую значимость
этого мероприятия, отделы пропаганды. и
агитации партийных комитетов уделяютему
мало внимания; работа курсов в значитель-
ной мере предоставлена самотеку. В резуль
Tate этого посещаемость курсов крайне
низкая (есть слушатели, не посетившие ни
одного занятия), некоторые лекции были во-
все сорваны. На петрозаводских курсах
дважды не состоялись лекции т, Кондратье-
вой, так как собиралось 4—5 слушателей, На
курсах пропагандистов Сортавальского гор“
кома партии посещаемость многих занятий
не превьшала 40 проц, Качество лекций и
занятий контролируется слабо.

Отдел пропаганды и агитации ЦК КИ)
Карело-Финской ССР должен решительно
улучшить работу с пропагандиетскими кад*
рами и, в частности, наладить работу город-
ских курсов пропагандистов.
	С. КУЗНЕПОВ.