ON

БОЛЬШЕ. ИНИЦИАТИВЫ В РАБОТЕ КУЛЬТУРНО-
ПРОСВЕ ТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА СЕЛЕ!

Cert wpe ато
	Библиотека помогает
колхозу
	Наша МДавыдовская сельская библиотека
(Куровской район Московской области) стре-
мится оказать всемерную помошь дальней-
щему подъему колхозного. производетва, ос0-
бенно в связи с,укрупнением колхозов. Биб-
лиотека имела пять библиотечек-передвижек
в. колхозах. Теперь, после объединения пяти
колхозов в один мощный колхоз, эти пере-
движки остались в бригадах.

И свой основной фонд и библиотечки-
передвижки мы пополнили книгами и бро-
шюрами об опыте работы крупных колхозов,
имеющих большие хозяйственные успехи, об
их преимуществах перед мелкими колхозами.
Мы рекомендовали читателям важнейшую
литературу по этим вопросам, как общеноли-
тического и экономического характера, так и
беллетристику. Наряду с этим библиотека
организовала громкие читки. газетных мате-
риалов, рассказывающих об опыте работы
крупных колхозов.

`Наша сельская библиотека пришла на по-
мощь объединенному колхозу в улучшении
развития общественного животноводства. На
птицеферму привезли 600 птиц. Заведующий
фермой не знал норм кормления и особенно-
стей ухода за птицей в новых условиях содер-
жания. Тогда мы дали работникам птицефер-
мы книги, которые описывали, как нужно вс-
сти уход за птицей, Библиотекой было созва-
но совещание работников живстноводетва, на
котором прочитана лекция на тему «Сохра-
нение и уход за молодняком, пути и методы
повышения продуктивности животноводства
Ha основе мичуринского учения» и сделан
обзор книг, относящихся к этой теме. Тут же
были заполнены абонементы на новых чита-
телей и розданы книги. Собравшись в сле-
дующий раз, работники животноводства рас-
сказывали, что эти книги оказали им суще
ственную помощь, они почерпнули из книг
много полезного.

К сожалению, наша работа в помоль кол-
хозу часто тормозится тем, что отсутствует
необходимая литература. Хотелось бы; чтобы
выпускалось больше книг по вопросам кол-
хозного строительства и особенно ‘об опыте
работы укрупненных колхозов,

А. СЕЛЕЗНЕВА.
Заведующая Давыдовской сельской
библиотекой Московской области.
	Строительство колхозных
клубов
	«Живем мы богато, а клуба нет, кино бы-
вает ‘редко, собрания проводить негде...» —
говорили колхозники колхоза «Правда» Ка-
сумкентского района Дагестанской АССР.
И они решили построить на средства колхоза
свой колхозный клуб. Инициативу колхоза
«Правда» поддержал райком партии, На нпле-
нуме райкома было ‘решено призвать все
крупные, экономически мошные колхозы по-
следовать ‘примеру этого колхоза. Весной
1949 года колхозники Касумкентского района
обратились с письмом ко всем колхозникам,
работникам МТС и совхозов Дагестанской
АССР. Они. взяли в этом письме обязатель-
ство — построить. в районе 20 колхозных клу-
бон. ~
7С большим подъемом взялись” колхозники
Касумкентского района за выполнение свое-
го обязательства. На стройки колхозных клу-
бов вышли колхозники, колхозницы, моло-
дежь. Между колхозами. развернулось социа-
листическое соревнование по строительству
и благоустройству клубов.

Колхозники Касумкентского района пере-
выполнили‘ свое обязательство. 37 новых зда-
ний колхозных клубов украсили аулы. На
территории большинства клубов ‘разбиты
цветники, посажены деревья, часть клубов
построена посреди тенистых садов. В каждом
клубе есть зрительный зал, имеющий от 150
до 300 ‘мест, помещение для библиотеки и
читального зала, фойе, комната для занятий
кружков художественной самодеятельности.
И все это было построено самими колхозни-
ками, на средства самих колхозов.

В нынешнем году колхозники Касумкент-
ского района заканчивают строительство клу-
бов во всех остальных колхозах.
		Бажная задача сельских
лекториев ^^
	премии заведующую свиноводческой фермой
колхоза «Буденновец» А. Е. .Люскову.
Герой Социалистического Труда И, С. Кли-
мов (колхоз «Моряк») рассказал колхозникам,
как он добивается богатых урожаев. Обе эти
лекции передовиков вызвали большой инте-
рес у колхозников.

Однако так обстоит дело далеко не везде.
В большинстве районов пропаганда сельскс-
хозяйственных знаний не. удовлетворяет
растущих запросов сельского населения. Мало
лекций по сельскохозяйственной тематике чи-
тается в Амурской, Новосибирской, Ульянов-
ской, Астраханской, Грозненской, Калинин-
градской областях, Северо-Осетинской, Кабар-
динской и Дагестанской АССР. Многие лекции
специалистов сельского хозяйства страдают
существенными недостатками. Некоторые
лекторы, освещая отдельные вопросы агро-
техники и животноволпства, слабо разъясняют
основы учения И. В. Мичурина и Т. Д. Лы-
сснко. Недостаточно и не вполне правильно
пропагандируются достижения местных’ пе-
редовиков селъского хозяйства и опытных
научно-исследовательских учреждений. Глав-
ный недостаток состоит в том, что не пока-
зывается, как передовики сельского хозяй-
ства добились своих достижений.

В ряде областей и районов существуют
неправильные настроения, будто лекционную
пропаганду невозможно вести летом. На са-
MOM деле колхозники именно летом, когда они
на каждом шагу сталкиваются с различными
вопросами практики сельскохозяйственного
производства, особенно нуждаются в лекциях
и консультациях специалистов. Вот почему в
летний период в полевых станах, бригадах и
животноводческих фермах необходимо еше
шире развернуть пропаганду сельскохозяй-
	ственных знаний.
Г ЗИТЯЗЕВСКАЯ.
	вый Устав сельскохозяйственной артели, по-
хвальные трудовые отзывы, акт об обобще-
ствлении имущества, трудовые книжки и пр,
Теперь музей располагает обширным. мате-
риалом ‘по обоим этим. колхозам, который
представляет большой uutepec для посети-
телей. Е

Но музей может посетить лишь часть кол-
хозников. Поэтому работа музеев не должна
замыкаться в стенах музейных зданий и
ограничиваться музейной экспозицией.
Нужно использовать самые разнообразные
формы, чтобы дойти до широких масе кол-
хозников. Курский музей ежегодно” процо-
дит передвижные выставки на сельскохозяй-
ственные темы и направляет их с агитма-
шиной по определенному маршруту в rAy-
бинные пункты области. В текущем году
музей подготовил выставку на тему «Итоги
выполнения трехлетнего плана развития
животноводства по Курской области». Эта
выставка обслужила 110 тысяч колхозников.
Ее осмотр сопровождался’ многочисленными
вопросами и короткими беседами. ‹

Необходимо всю работу ‘музеев ‘больше
приблизить к запросам колхозников, BO3-
можно: полнее удовлетворить их.. интерес к
знаниям, ярко и наглядно пропагандировать
передовой опыт в сельском хозяйстве.
	М. МАТВЕЕНКО.
	За последнее время все более широкое рас-
пространение получает такая форма культур-
но-просветительной работы, как сельские
лектории. Только по РСФСР их наечитывает-
ся более 20 тысяч, Развертывая лекционную
пропаганду, многие сельские лектории уде-
ляют большое внимание пропаганде достиже-
ний науки и передового опыта. Они уже на-
копили в этом отношении немалый опыт.

В лектории Басовской избы-читальни Бело-
горьевского района, Шишовского клуба Бо-
бровского района и в других лекториях Воро-
нежской области прочитан ряд интересных
лекций, пропагандирующих  сельскохозяй-
ственные знания, в том числе «Великий
сталинский план преобразования природы в
действии», «Значение государственных лес-
ных полос», «Строительство прудов и водое-
мов», «Грехлетний план развития обществен-
ного продуктивного животноводства», «О вы-
дающихся русских ученых - Докучаеве, Виль-
ямсе, Мичурине» и др.

Многие лекторы. удачно используют мест-
ный материал. В лекциях на тему «Как по-
_лучить высокий удой молока» лектор исполь-
зовал опыт местной доярки т, Семеновой, ко-
торая, применяя ночную пастьбу и четыре
доения вместо двух, значительно повысила
удой молока от непородистых коров. Зоотех-
ник Таловского района Воронежской
области т. Самоделкина. читая лекиии по
	своей специальности, перед чтением лекций.
	беседует с животноводами, выявляет поло-
жительные стороны и недостатки на фермах
и широко их использует в своей лекции.
Некоторые лектории привлекают к чтению
лекций передовиков сельского хозяйства. Жи-
линский сельский лекторий Грязовецкого
района Вологодской области пригласил в
1949 году для выступления с рассказом об
опыте своей работы лауреата Сталинской
	В Бурском областном музее, выставлено
большое количество материалов, показываю-
щих развитие сельского хозяйства области и
ход выполнения в области сталинского плана
преобразования прироцы. Специальная
экспозиция музея посвящена: одному району
облаети: «Жизнь Шебекинского района».
В этой экспозиции наглядно показан опыт
передовых колхозов, Посетители знакомятся
с методами работы передовых колхозов и
образцами. сельскохозяйственных культур,
выращенных в них, К этим материалам кол-
хозники, посещающие музей, проявляют
самый живой интерес. К обсуждению OF
дельных экспонатов, картин, макетов работ-
ники музея привлекают колхозников. Они
высказывают ряд ценных замечаний и пред-
ложений, а также ‘используют многое из того,
что видят в`музее, в своей практике, :

Колхозники очень интересуются историей
своей области и, в частности, историей раз-
вития в ней колхозного движения. Музей
организовал две экспедиции: одну-в первый
колхоз, созданный в области, другую - в
передовой колхоз, восстановивший свое
многоотраслевое хозяйство в. послевоенный
период. И в том и в другом колхозе был вы-
делен актив колхозников, который помог
работникам музея’ выяснить все интере-
сующие их вопросы, сделать необходимые
фото, собрать подлинные документы периода
массовой коллективизации, как, ‘например,
заявления о приеме в члены колхоза, пер-
	Украинская студия кинохроники начала
съемку нового агротехнического фильма
«Рис на Украине». В фильме будет широко
показан опыт работы рисосеющих колхозов
Херсонской, Днепропетровской, Запорож-
	ской и других областей Украины, а также
	Украинского научно-исследовательского ин
ститута рисосеяния,
ees 8
В Алма-Ате состоялось первое республи-.
канское совещание учителей-заочников выс”
ших учебных заведений. В нем приняли
			Таким ли должен быть
	молодежи?

который провел тяжеловесный состав с пре-
вышением нормы почти на тысячу ‘тонн.
К сожалению, о самом Валентине Куренкове,
а также о том, как он готовился к выполне-
нию взятого обязательства и что обеспечило.
ему успех, в очерке по существу ничего не
сказано. Зато торжественная встреча Курен-
кова на станции Льгов описана со всеми под-
робностями. Читателю сообщается даже о
том; что за музыкантами пришлось посылать
зв разные концы, так как «кларнетист живет
на Льгове-втором, фагот-на Льгове-пер-
вом, а за тромбоном надо бежать в рабочий
поселок». Торопливое скольжение по поверх-
ности явлений, простая регистрация фактов,
сдобренная ‘умилением автора и восклица-
тельными знаками, характерны для большин-
ства напечатанных в «Смене» очерков.

‚ Почему с интересом читается очерк «Черты
нового», ‘опубликованный в пятом номере
«Смены»? Потому прежде всего, что автор
очерка Николай Российский пишет с боль-
шим знанием дела. Он рассказывает о явле-
ниях не как посторонний наблюдатель, а как
непосредственный участник коллективного
стахановского труда. Приведенные в очерке
примеры ярко характеризуют высокий куль-
турный уровень ‘и благородный четы
облик советского рабочего,
	Совершенно очевидно, что, если бы редак-
ция была теснее связана с предприятиями и
учебными заведениями и смелее привлекала
к участию в журнале молодых стахановцев,
новаторов производства, инженеров, ученых,
комсомольский актив, журнал от этого значи-
тельно выиграл бы. Он смог бы тогда широко
осветить такие актуальные темы, как твор-
ческое содружество ученых с производством,
подъем культурно-технического уровня рабо-
чего класса и т. п.

Журнал «Смена» уже подвергался серьез-
ной критике за то, что он не освещает важ-
ных для молодежи вопросов — о дружбе, това-
риществе, любви, воспитании воли и харак-
тера, поведении в быту, выборе профессии

_м т, д. Содержание рецензируемых двенадца-
ти номеров журнала свидетельствует O TOM,
что редакнионная коллегия «Смены» не сде-
лала необходимых выводов из этой критики.
Положение в этом отношении не изменилось.
Попрежнему крайне редко публикуются в
журнале публицистические статьи, совершен-
но отсутствуют консультации и ответы на
письма читателей,
	Очень плохо, безответственно ведется в
«Сменеё» отдел критики и библиографии. За
полгода журнал поместил лишь одну неболь-
шую обзорную статью о детской литературе
и опубликовал краткие рецензии ‘на девять
книг, изданных в 1949 году. Как это ни стран-
по, но среди: прорецензированных «Сменой»
книг нет ни одной, выпущенной издательст-
вом ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Между
тем в текушем году «Молодой гвардией» из-
дано до 80 названий книг и брошюр для мо-
лодежи. Редакция «Смены» не организует
обсуждения на страницах журнала наиболее
значительных произведений, не публикует
отзывов молодежи о прочитанных книгах.

Таковы существенные недостатки журнала
«Смена». Каждый печатный орган должен
иметь свое четкое лице и занять свое опреде-
ленное место в нашей общей работе. Давно
пора сделать это и журналу «Смена»,
		Журнал ЦК ВЛКСМ «Смена» рассчитан на
массы советской. молодежи. Широко и всесто-
ронне освещать трул и учебу, обществен-
ную деятельность и быт молодого поколения
строителей коммунизма, воспитывать нашу
молодежь беспредельно преданной партии
Ленина-—Сталина и социалистической Роди-
не, делу коммунизма — такова главная зЗада-
ча журнала.

Двенадцать номеров журнала, вышедитие в
этом году, показывают, что он плохо справ-
ляется с этой задачей. Журнал слабо осве-
щает важнейшие вопросы, которые волнуют
нашу советскую молодежь.

Прежде всего обращает на себя внимание
тот факт, что в журнале очень мало пишется
о комсомольских организациях, не показы-
вавтея их роль как вожаков молодежи. Мно-
гогранная-жизнь комсомольских коллективов
заводов и фабрик, шахт и рудников, строи-
тельных участков и железных дорог, школ,
техникумов и высших учебных заведений не
находит на страницах «Смены» почти ника-
кого отражения,

Советские юноши и девушки активно уча-
ствуют в борьбе за мир. Казалось бы, редак-
ция «Смены» должна была уделить этому
первостепенное внимание. Однако в восьми
номерах журнала, вышедших в течение
января — апреля, была опубликована. един-
ственная информационная статья «Молодежь
борется за мир» (№ 5, март 1950 г.). Содержа-
ние статьи не. может не вызвать недоуме-
ния. В ней сообщается о деятельности моло-
дых борцов за мир в Дании, Парагвае,
Бразилии, Колумбии и ни единым словом
не упоминастся о широком участии в борь-
бе за мир молодёжи Советского Союза и
стран народной ‘лемократии.. Правда, в мае
редакция «Смены» выпустила специальный
номер журнала (№ 9), посвященный борьбе за
мир. Номер получилея содержательный и ин-
тересный, Но, выпустив его, редакция «Сме-
ны» в последующих номерах журнала снова
ослабила свое внимание к освешению этих
вопросов.

Большое место в «Смене» должны занимать
короткий рассказ и художественный очерк.
За полгода в «Смене» опубликовано около
двадцати рассказов; к сожалению, многие из
них весьма примитивны как по содержа-
нию, так и по форме изложения.

Вот, например, помещенный в пятом номе-
ре журнала рассказ Анатолия Ференса. «Доб-
рое слово». В дни подготовки к выборам в
Верховный Совет СССР комсомолец Генка
Белокур разносит избирателям открытки с
призывом отдать голоса за кандидата блока
коммунистов и беспартийных, Героя боциа-
листического Труда, мастера высоких урот
жаев Евдокию Любченко. Один из избирате-
лей говорит Генке: .

— Стоит ли голосовать за нее?.. А что если
она доверия народного не оправдает?

Пораженный Генка Белокур немедленно
сбрасывает с себя полушубок и произносит
горячую речь о кандидате в депутаты, неод-
нократно прерываемую ироническими репли-
ками избирателя. А потом выяеняется, что
Белокур зашел в дом, где живет сама Евлокия
Любченко, и ее отец. просто решил подшутить
над молодым агитатором.

В одном из номеров «Смены» опубликован
очерк Г. Дмитриева «Необычный рейс». Очерк
посвящен делегату ХТ съезда ВЛКСМ, парс-
возному машинисту Валентину Куренкову,
	Музей пропагандирует передовой опыт
	ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	«Пточери
	ГЛУБЖЕ ИЗУЧАТЬ И ОСВЕЩАТЬ
	Советская школа ‘накопила ценнейший
опыт в деле коммунистического воспитания
и образования. подрастающего поколения,
Сделать этот опыт достоянием каждого учи-
теля и на этой основе неуклонно добиваться
дальнейшего  совершенствования работы
	скол является важной задачей «Учительской.
		не способствуют мобилизации учителей и
других работников просвещения, в том чис-
ле и работников «Учительской газеты», на
изучение и освещение передового педагоги-
ческого опыта.

К пропаганде передового педагогического
опыта надо подходить вдумчиво, глубоко. Не
всякий опыт является действительно передо-
вым и заслуживающим распространения.
И. Глаголев и В. Клюшников выдают, напри-
мер, за передовой опыт прием учительницы
5-го класса, которая при проверке знаний
предварительно вызывает учащегося на раз-
говор, а когда учащийся разговорится, начи-
нает задавать ему вопросы, проверять знания.
Или то, что эта же преподавательница по
воскресеньям обходит квартиры учашихея и
усаживает их за работу, а затем через два
часа вновь приходит и проверяет выполнение.
По мнению авторов, «этим она воспитывает у
ребенка усидчивость и трудолюбие». Нельзя
осуждать учительницу, которая не жалеет
сил и времени, чтобы добиться успеваемости
всех детей. Но едва ли подобный опыт спосо-
бен воспитать трудолюбие и сознательное от-
вошение детей к учебе, ‘

Редакция «Учительской газеты» хорошо по-
ступила, взявшись за изучение педагогиче-
ского опыта в союзных республиках и напра-
вив в этих целях свои бригады в Киргизию
и на Украину. Однако опыт работы школ
-союзных республик изучалея неглубоко,
Объектом изучения была взята школа № 5 го-
рода Фрунзе. В номере от 15 апреля газета
отвела целых ‘две полосы для освещения зе
опыта. Статья об этой школе написана в вос

‚торженных, тонах, но она дает мало поучи-
 тельного.. Некоторые же положения, выска-
‚занные авторами статьи, вызывают недоуме-
ние. Оказывается, что открытый ypok reo
графии по теме «Киргизия» понадобился,
чтобы привлечь внимание учителей (!) к во-
просам изучения родной республики, что
«бедность речи сельских школьников опре-
леляется ограниченностью их представлений
об окружающем мире».

Другая бригада корреспондентов газеты, ез-
дившая для изучения опыта работы школ
Укрзины, взяла объектом изучения работу
школы № 18 гор. Киева и посвятила опыту
работы этой школы две большие статьи, но и
она не дала глубокого анализа педагогическо-
го опыта, накопленного этой школой,

Известно, какую. большую. роль в деле обо5-
щения опыта работы учительства призвана
играть педагогическая наука. «Учительская
газета» должна широко освещать ее дости-
жения. У нас существует Академия педа-т
гогических наук со значительным числом
инетитутов, большое. количество педагогиче-
ских кафедр; выполняющих научную работу.
Но тщетно было бы. искать на страницах
«Учительской газеты» хотя бы простой ин-
формации об их работе, не говоря уже об
анализе их научной продукнии, Статьи ra
педагогической теории крайне’ редки ва
страницах газеты. В текущем году газета не
дала ни одной статьи о педагогическом нас-
ледстве А, С. Макаренко или 06 опыте рз-
боты учителей, творчески применяющих ега
систему.

Большое значение для повышения качес”‘ва
учебно-воспитательной работы имеет работа
кустовых методических объединений учиге-
лей. Однако в течение полуголия газета не
поместила ни одной статьи об опыте работы
кустовых методических объединений. Редак-
ция не имеёт должной связи с научными ра-
ботниками и учителями и слабо привлекает
их к сотрудничеству в газете. Она ссвещает
педагогический опыт преимушественно сила-
ми своих корреспондентов. И это отрицатель-
мо сказывается на глубине и качестве этого
	освещения.
Т ВЛАСОВА.
	ПЕДАГОГИЧЕСКИИ ОПЫТ
	Заместитель директора Курского
областного музея.
	участие 1.300 заочников Алма-Атинского
педагогического института имени Абая, Ка-
захского государственного университета
имени С. М. Кирова.

. . aoe 8

На экранах Казахстана демонстрируется
70 лучших советских кинофильмов, дубли-
рованных студией на казахском языке за
последние пять лет: «Ленин в 1918 году»,
«Сталинградская битва», «Падение Берлина»
и другие выдающиеся произведения совет-
ского киноискусства. у
	тельства Маньчжоу-Го вторглись в север“
ный Китай.
Коммунистическая партия ` Китая‘ и ее
	вождь Мао Цзе-дун ‘объединяют весь китай“
ский. народ в единый антияпонский народ-
ный ‘фронт. По всей ‘стране разгорается
освободительная война китайского народа
против японских захватчиков и их ставлен-
ников, предателей и. изменников китайско-
го народа. Нартизаны Маньчжурии активи-
зируют боевые. действия против японцев и
армии Маньчжоу-Ро, сковывая основные ди:
лы врага и препятетвуя переброске его
войск во Внутренний Китай. Мы видим на
экране смелые акты партизанских диверсий,
героическое ‘истребление китайскими пар-
тизанами. японских вооруженных сил, лич-
ное мужество и боевое умение бойцов пар-
тизанских отрядов. И всюду вместе с муж-
чинами героически сражаются китайские
женшины.. В одном ряду с китаянками бо-
рются и кореянки, Они тоже не хотят быть
рабами! .

Вот они, славные героини китайского наро-
да. Вот. Ху Сю-чжи, жена сожженного
японцами крестьянина, щесть лет назад
впервые попросившая принять ее в парти-
занский отряд. Она выросла в закаленного
	и смелого воина, мужественно переносяще-
	го все трудности боевой походной жизни.
Вот политрук отряда — девушка Лын-Юнь,
бывшая раньше сельской учительницей. Это
авторитетный руководитель своего отряда.
Глубоко спрятала она в своем сердце трево-
гу о`своем любимом Чжоу, где-то в неведо-
MOM для нее месте, в подполье выполняю“
шем боевое задание партии.

Мы видим партизан и в Som uw в часы
коротких передышек, прерываемых боевой
тревогой. Мы видим, как в результате огром-
ной политической работы, проводимой KOM-
мунистической . партией, выковывается
политическое сознание бойцов. Мы видим
прием в коммунистическую партию достой-
нейших из достойных. Глубоко волнуют
произносимые Ху’ Сю-чжи при ‘приеме в
партию слова присяги: «Клянусь во всем
подчиняться решениям партии. До конца
бороться с японцами. Не сдаваться против-
нику. Бороться до конца за дело пролета“
риата. Сохранять партийную тайну и ни-
когла не изменять делу партии»,
	Когда в. партизанский отряд. неожиданно
приходит сообщение о гибели на подполь-
ной работе Чжоу, партизаны решают ото-
мстить за его смерть, Они взрывают моет,
по которому идет японский эшелон с бое-
припасами. Японцы наступают на партизан,
чтобы окружить их лагерь и учинить над
	В нынешнем году «Учительская газета»
подняла большое количество тем и опубли-
ковала обильный материал, освещающий пе-
длагогический опыт. <
	Однако качество большинства ‘статей и
очерков о педагогическом опыте, опублико-
ванных «Учительской газетой», оставляет
желать много лучшего. Внимание газеты со-
средоточено главным образом на технике
	преподавания или частных вопросах. педаго-
	гического подхода к детям. Большие же,
принципиальные вопросы школьного обуче-
ния и воспитания освещаются газетой слабо
и бессистемно. В статьях, особенно  написан-
ных собственными корреспондентами ‘газеты,
как правило, не‘дается глубокого анализа нпе-
дагогического опыта. В лучшем случае лишь
перечисляются отдельные приемы работы
учителей.

Что может, например, взять учитель для
своей работы из. статьи В, Клюшникова и
Е. Праховой «Зрелость», напечатанной 24 мая
текущего года? Этой статье предпослано при-
мечание редакции о том, что «широкая учи-
тельская и родительская общественность ин-.
тересуется опытом школы (фезь идет о
329-й московской женской школе), второй год
работающей е полной успеваемостью». Од-
нако опыта этой передовой школы статья
не освещает. Она состоит из примеров, взя-
тых из сочинений учеников на аттестат зре-
лости. А такие примеры можно найти в любой
советской школе. :

Работе этой же 329-й школы посвящена и
вторая статья тех же авторов — «Наступление
на формализм» — от 31 мая с. г. В этой статье
имеется попытка вскрыть работу педагогиче-
ского коллектива школы в борьбе за прочное;
осмысленное усвоение учащимися граммати-
ческих правил русского языка. Однако авторы
слабо раскрывают систему работы по приви-
тию прочных знаний учащимся, а чаще огра-
ничиваются общими рассуждениями о том,
что школа добивается «..чтобы ученицы на
уроках были деятельными, чтобы работали их
мысль и воображение, С этой целью даются
разнообразные задания, возбуждающие мысль
школьниц, вызывающие интерес, Задания дат
вались в определенной системе, сообразуясь
с возрастом учащихся». Все это хорошо ис
точки зрения педагогической правильно, но
эти общие требования имеются во всех педа-
гогических пособиях, а нужно было бы по-
казать, как эти требования конкретно и в
определенной системе реализуются. /

азета слабо использовала для освещения
педагогического опыта. материалы январских
учительских совещаний, в осцову работы Ko-
торых был положен анализ опыта работы луч-
ших педагогов, Дело ограничилось главным
эбразом помешением статей об этих совеца-
ниях, напиванных тататными сотрудниками
газеты, Во многих из них подлинное ©одер-
жание работы совещаний подменено сухой
информацией или общими рассуждениями
по поводу педагогического опыта. Имеются и
прямо ошибочные толкования ряда вопросов,
Так, в статье П, Глаголева и В, Клюшникова
от 11 января с. г. «Слушая доклад инепек-
тора...» берется под сомнение самая идея, по-
ложенная в основу учительских совещаний.
Они пишут: «Директива о проведении сове-
щшания на базе лучшего опыта`‘не увенчалась
особыми успехами, потому что не так-то про-
сто выявить и систематизировать педагоги-
ческий опыт». Такого рода выводы отнюдь
	‚ними: жестокую ‘расправу. Тогда у ‘славной
Лын-Юнь рождается смелое ‘решение во
что бы то ни стало, хотя бы ценой своей
жизни, отвлечь внимание японцев, задер-
жать их и спасти основные силы отряда.
	С глубоким волнением следит зритель
развертывающимсея боем, Редеют ряды жен-
шин-партизанок, Они отступают в лес. Лын-
Юнь и ев боевая подруга’ прикрывают
остальных. Япоицы преследуют их по пя-
там. Мужественно сражаются две китайские
женщины, сражаются за народ, за будущее
Китая. Вражеская пуля сражает политрука
Лын-Юнь. Отяжелевшее мертвое тело взва-
ливает на плечи ее боевая подруга. Погиб
политрук. И, как клятва ему, как клятва
народу, звучат гордые слова оставшихся в
живых: «Товарищи! Мы. выполнили свой
долг. Впереди нас река, позади — противник.
У нас нет другого выхода, Мы все комму-
нистки. Настал момент умереть за наше
общее дело, Погибнем, но не сдадимся в
плен». у

Вступая в холодные волны широкой реки,
идут уцелевшие в неравном бою дочери
китайского народа, идут непобежденные,
идут, продолжая бой и неся на себе тело
своего политрука. «Долой японских захват-
чиков! Долой японский империализм!» —
звучат гордые слова. «Заставьте их замол-
чать» — в. бессильной ярости кричит. янон-
ский офицер. Свистят ‘по воде пули. Но не
заставить замолчать китайских женщин.
Могуче звучит грозная, торжественная
музыка. Вздымаются волны реки. И сама
смерть становится бессмертием,
	«Коммунизм непобедим. Из искры воз-
горитея пламя, Слава павшим героям
Этими словами Мао Цзе-дуна оканчивается
фильм. :

..Дунбейская киностудия создала талант-
ливое, подлинно реалистическое произведе-
ние, В картине «Дочери Китая» мы видим
нашего друга и брата — славный витайский
народ. Мы видим, как под руководством
коммунистической партии Китая вел он
свою священную войну с японскими захват-
чиками, являя пример беспредельной пре-
	данности своей родине и беспошадной
ненависти к врагу, пример самоотвержен-
ности, скромности, выдержки. Эти черты
	сделали китайский народ’ непобедимым в
боях с японскими и американскими империа-
листами и их прислужниками. Эти черты
делают сегодня непобедимым орейский
народ, защищающий свою землю от иностран-
ных интервентов и лисынмановской клики.
	Л. ЛУБРОВИНА.
	На экраны страны выходит китайский
художественный звуковой кинофильм «Доче-
ри Китая», созданный Дунбейской киносту-
дией.

С глубоким волнением будут смотреть со-
ветские люди этот фильм, повествующий о ге-
роической борьбе китайского народа за свое
национальное освобождение,

..1931 год. Начало наглой японской интер-
венции в Китае. По приказу предателей ки-
тайского народа —- Чан Кай-ши и Ван Цзин-
вея войска гоминдановской армии без боя по-
кидают Маньчжурию и отходят во внутренние
районы Китая. Японцы оккупируют Bch
Маньчжурию. В ответ на захватнические дей-
ствия японских агрессоров и предательство
гоминдановской верхушки на борьбу за свое
освобождение по призыву коммунистов под-
нимается китайский народ. Сотни и тысячи
китайских крестьян и рабочих ветупают в
антияпонскую партизанскую Народную apr
мию.

‚На экране — текст объявления Мукденского
губернского управления. Губернатор прика
зывает в целях искоренения коммунистиче-
ского влияния в стране снести дома кресть-
ян горных и лесных поселков, предлагая
всем жителям этих поселков под угрозой
строжайшего наказания немедленно nepe-
ехать в деревни, находящиеся под надзором
японской армии. «Ночью, - говорит крестья-
нам полицейский, - японцы сожгут ваш по”
селок, сожгут ваши фанзы. Уходите. Иначе
сожгут и вас», Наскоро, в страхе, с рыдания-
ми покидают свои фанзы изможденные лю-
ди. Японские солдаты грубо выхватывают
последний нищенский скарб из рук стару-
хи, с разных концов поджигают крестьян-
ские фанзы. Сквозь трагическую, скорбную
музыку фильма слышится страшный пред-
смертный крик заживо сжигаемого больного.

Ужас перенесенного, огонь пожарища раз-
жигают гнев народа. Это гнев, которого уже
не потушить. «К оружию, товарищи! У нас
нет другого выхода!» —- говорят китайские
крестьяне. М все новые сотни людей всту-
пают в партизанские отряды, Тяжки первые
шаги партизанского движения. Нет медика-
ментов, раны лечат солью. Сумки для про-
довольствия пусты. Но в трудностях, в боях
рождается непреклонная воля, закаляется
ненависть к врагу, крепнет вера в победу.

Лучших людей посылают на работу в под-
полье в города, в глубокий тыл врага. Среди
них — командир партизанского отряда Чжоу.
Сурово, сдерживая свои чувства, прЭ-
шается он с глубоко любящей его: политру-
ком. Лын-Юнь.

..1937 год. Войска японских империалистов
и созданного ими марионеточного прави-