30 июля 1950`г., № 21 (149)
		и KU ЗНЬ

ОБЛИЧИТЕЛЬ БУРЖУАЗНОГО ОБТ
	(К 100-летию со дня рождения
Гия Мопассана)
	Блестяшим разоблачительным произведе-
нием Мопассана явился роман «Милый
друг». Все презрение писателя к буржуаз-
ному парламентаризму, к продажным депу-
татам и министрам Третьей ‘французской
республики нашло выражение в этом заме-
чательном произведении. Третья. француз-
ская буржуазная республика потонула BO
взяточничестве и авантюризме. Колониаль-
ный грабеж, банковские авантюры и мошен-
ничества, вееобщая коррупция — Bee эти
характерные особенности буржуазного го-
сударства периода MMnepuaAM3Ma ярко вос-
произведены Мопассаном.

На примере одной из парижских газет
Мопассан убедительно показывает: мини-
стры й депутаты — марионетки в руках
крупных финансовых дельцов. «У нас дел
по’ горло, — говорит миллионер Вальтер,
издатель газеты «Французская жизнь», —
наша газета становится официальной (наш
друг Ларош Матье — министр иностранных
дел). Я составляю передовую статью, про-
стую декларацию наших принципов - ука-
зываю министрам их путь». Таково истин-
ное лицо буржуазной демократии, «незави-
симость» И «неподкупность» министров бур-
жуазной республики,

Мопассан не только раскрывает отврати-
тельную атмосферу всеобщей продажности
и аморализма, но в образе Жоржа Дюруа с
необыкновенной силой клеймит самый тип
	продажного человека, авантюриста. Наглый _
	CN LT lett tes ES i A SE TT
	унтер-офицер, грабивший арабов в Африке,
приехав в Париж, делает головокружитель-
ную карьеру. Колониальный разбойник
быстро усваивает, что в Париже грабеж и
бандитизм принимают вполне приличную и
узаконенную форму обогащения. Буржуаз-
ное общество приспособлено для этих циви-
лизованных мародеров, и OHM прекрасно
себя чувствуют в нем. Венчая преуспев-
шего. Жоржа Дюруа с дочерью миллионера,
епископ благословляет его знаменательным
напутствием: «Вы принадлежите к избран-
никам земли, к самым богатым, к самым
уважаемым людям... Вам предстоит прекрас-
ное поле деятельности, вы можете подать
пример». Так зло и насмешливо Мопассан
дает правдивую характеристику обществу, в
котором мерзавцы пользуются почетом и
уважением.

Живо и актуально звучит в наши дни
рассказ о похождениях этого авантюриста.
В нынешней Франции не только сохранились,
но и умножились преступления, изображен-
ные Мопаесаном, а теперешние Дюруа куда
более отвратительны и бесчестны, чем их про-
тотип. Десятки политических проходимцев
вроде рейно и шуманов могут похвастаться
авантюрами, которым мог бы только позави-
довать разбойник Дюруа. Мюнхенекая сделка
Лаваля была началом постыднейшей полити-
ки авантюристов, носящих ‘имя министров
Французской республики. «Французский на-
род обворован,— с горечью говорил Apa-
гон, = у него украли его победу». Мопасса-
новским министрам указывал путь миллио-
нер Вальтер, министрам нынешней Фран-
цузской республики еще более открыто и
цинично указывают путь американские
миллионеры, закабаливиие Францию.
‘Мопассан страдал оттого, что он ожил в
обзпестве, «ужасающе  посредственном и
	трусливом», но в этом обществе были и на-
	стоящие человеческие характеры. Мопасеан
находил их среди простых людей. Именно
среди них он увидел и воспроизвел в своих
расеказах папашу Милона и ‘мать простого
солдата-француза, убитого немцами, — лю-
дей, которые мстят захватчикам, жертвуя
своей собственной жизнью. «Леттр фран-
	’сез» в годы оккупации справедливо писала,
	что, воспевая франтиреров и партизан сво-
его времени. Мопассан тем самым «являет
пример современным писателям Франции».

Несмотря на тонкую иронию и лукавство,
веселый и простодушный смех новелл Мо-
пассана, в них всегда ощутимы горечь и
душевная боль писателя. Убежденный в
том, что в мире торжествуют инстинкты и
	q

100 лет назад -б5 августа 1850 года —
родился выдающийся французский писатель
Ги Мопассан. Он стал широко известен с
того самого ‘дня, когда в Париже, в сборнике
«Меданские вечера», появилось его первое
реалистическое произведение — новелла
«Пышка». Это было в 1880 году. На протя-
жении последующих десяти лет, в которые
творил Мопассан, во Франции не было б6о-
лее, чем он, популярного писателя.

Превосходный художник, владевший да-
ром чистой французской речи, Мопассан
вошел в литературу как писатель-обличи-
тель, прополжающий ‘линию французского
критического реализма ХХ века. Он писал
в годы, когда буржуазное общество, правди-
во воспроизведенное Бальзаком, вступало в
свою последнюю, империалистическую ста-
дию развития. В своих произведениях Мопас-
сан показывает новые явления экономиче-
ской и политической жизни страны, свиде-
тельствующие о дальнейшем падении капи-
талистического общества. Он -— один из
первых французских нисателей, выступив-
ший против империализма во Франции,
против ‘захватнических колониальных аван-
тюр и грабежа.

Доведя до совершенства французскую но-
веллу, писатель показал в ней жизнь самых
различных слоев своего народа. Небольшие,
в несколько страниц, рассказы его подку-
пают своей искренностью, художественной
простотой и законченностью. К тому же это
был замечательный мастер национального
французского пейзажа; берег моря и окреет-
	ности Сены, Париж и природа Нормандии.
		приобретают под пером художника свою ча-
рующую свежесть. ©
	Но, о чем бы ни писал Мопассан, всегда в
	его произвелениях живо ощущается мысль.
буржуазное общество уродует, опустошает
человека, губит его лучшие чувства и поры-
вы; и те, кто стоит во главе этого общества,
носители политической власти, буржуазной
пивилизации и нравственности, являют
собою худшее, что есть в нем. В одной из
новелл Мопассана рассказывается о том, как
ночью на кладбище мертвые, встав из могил,
стирали со своих памятников лживые надпи-
си и заменяли их ужасающими истинами.
Именно. таким, безжалостно стирающим лжи-
вую облицовку фасада буржуазного общества,
его отношений, нравов, представляется нам
Мопассан.

С изумительной иронией Мопассан осмеял
«добропорядочных» буржуа, раскрыв за их
видимой благопристойноетью, за их улыбкой
и лицемерием наглость, ханжество, жесто-
кость и полное равнодушие к человеку. Он
заставляет читателей проникнуться чув-
ством брезгливости и негодования к Mep-
завнам ‘из  привилегированных — классов.
В своих новеллах он развеял в прах леген-
ду о крепкой, добродетельной буржуазной
семье, которую лицемерно пропагандировала
буржуазия еше с дней своей юности, проти-
вопоставляя себя развращенной дворянской
аристократии.

Мопассан знает: человеку присущи боль-
шие, волнующие чувства любви, дружбы,
привязанности, стремления создать креп-
кую, счастливую семью. Герои его произве-
дений,. подобно Жанне из романа «Жизнь»
или простой ремесленнице из рассказа
«Плетельшица», тянутся ко всем этим хоро-
шим человеческим чувствам. Мопассанов-
ская новелла «Лунный свет» — превосходная
лирическая поэма, полная светлой а
которую несет людям любовь. :

Но разве всем этим чувствам есть место в
мире, где все — ложь, обман и лицемерие,
где все покупают и все продают? Разве
можно разврашенность буржуа’ назвать
любовью? Нет, это не любовь, и Мопассан в
евоих новеллах говорит об уродливом про-
явлении любви в обществе, где нет места
подлинному чувству.

Показывая распад буржуазной семьи, Мо-
пассан раскрывал тем самым одну из наи-
более важных сторон жизни капиталистиче-
ского общества, где «отдельная семья,— как
замечает Энгельс.— дает нам в миниатюре
картину тех же противоположностей и проти-
воречий, в которых движется общество, раз-
деленное на классы со времени наступления
цивилизации, неспособное разрешить и пре
одолеть эти противоречия и антагонизмы».
		Великий композитор
	Все прогрессивное человечество отметило
200-летие са дня смерти Иоганна Себастьяна
Баха — одного из`крупнейших композиторов
мира. Его искусство является близким наро-
дам всех стран; Сила и величие Баха как ге-
ниального художника обусловлены его кров-
ной связью с жизнью, духовным складом и
искусством своего народа. Бах дорог челове-
честву тем, что он представляет гуманистиче-
скую культуру Германии, что он является
музыкантом немецкого народа, воплотившим
все то лучшее, ценное и высокое, что создала
эта культура, глубоко враждебная самому
духу официального пруссачества.

Иоганн Себастьян Бах вышел из народа.
Среди его предков много немецких музыкан-
тов, не знаменитых, прославленных артистов,
а скромных исполнителей тружеников на
службе у знатных людей. В разрозненной и
отсталой феодальной Германии его времени
судьба больших музыкантов была незавид-
ной. Они либо искали счастья в других стра-
нах, либо должны были работать в церквах
или при дворах мелких немецких князьков.
Баху также приходилось зависеть от ограни-
ченных и провинциальных вкусов при кня-
жеских дворах, от тупости и косных мнений
об искусстве у церковных властей, и тем не
менее он не покинул свою страну. Внутренне
гордый, обладающий твердыми убеждениями
и сильным характером, великий гуманист
Бах никогда не ладил со своим начальством,
никогда не угождал своей музыкой тем, от
кого он зависел.

Все свои силы, все помыслы, все стремления
и чаяния Бах вложил в творчество, Музыка
была его жизнью, богатой, содержательной,
непримиримой и чистой. В творчестве‘ своем
Бах выступил как лучший представитель не-
мецкого народа. Произведения Баха с боль-
шой силой и вместе с тем с благородной
сдержанностью говорят.о страданиях и скор-
бях народа, об испытаниях отдельной чело-
веческой личности; они стремятся внушить
идеи этической чистоты, мужественной стой-
кости в жизненной борьбе. Нередко идеи и
чувства Баха облекаются во внешнюю рели-
гиозную оболочку. Это было время, когда
идеология нового, буржуазного класса вы-
ступала на сцену под видом нового рели-
гиозного движения — реформации. Этот «ре-
лигиозный маскарад» (Энгельс), характер-
ный для многих идеологических явлений
Германии ХУТ века, в значительной степени
свойственен и творчеству Баха. За духов-
ными темами и сюжетами его сочинений
мы отчетливо различаем их реалистическую,
жизненную основу, их опору на реальные
современные образы. .

Бах создал огромное множество музыкаль-
ных произведений в различных жанрах, он
оставил поистине гигантский творческий
труд. Более всего Бах написал кантат для
хора и оркестра (иногда—для солистов), как
веселых, шуточных («Кофейная кантата»),
народнд-бытовых по складу («Крестьянская
кантата»), приближающихся к небольшим
театральным пьесам, так и углубленно дра-
матических, посвященных философским те-
мам жизни и смерти, переживаниям челове-
ка и т. п. Широкое и многостороннее исполь-
зование хора в этих сочинениях при свобод-
ном развитии мелодий народного происхо-
ждения делает их особенно близкими русской
культуре. Русские музыканты и русская кон-
цертная аудитория всегда ценили их.
	Будучи замечательным органистом, Бах
	оставил также очень много сочинений SAK
	органа и фортепиано: чудесных лирических
и углубленных прелюдий, блестящих пате-
тических фантазий, разнообразнейших фуг,
мудрых, стройных и полнозвучных, в искус-
ном сплетении множества мелодических голо-
сов (полифония). Так называемый «Хорошо
	настроенный клавир»-— знаменитое собрание
	48 прелюдий и фуг Баха — дд сих пор являет-
ся классическим образцом для пианистов, по-
стигающих мастерство полифонии. Любая
область музыкального искусства —сочинения
	Б гор. Запорожье, в парке культуры и
отдыха имени Ив. Франко, открыта област-
ная выставка работ художников-самоучек и
вышивальщиц, организованная областным
Домом народного творчества.

На выставке представлено 350 работ: кар-
		немецкого народа
	для скрипки, для виолончели, для оркестра-
своеобразно, полно и богато представлена в
наследий Баха. Изучая и исполняя .бахов-
ские сочинения, музыканты и певцы познают
классические образцы старинного искусства,
чистого ‘и строгого полифонического стиля,
дисциплинирующего чувства и обогащающего
интеллект. ;

Великие классики русской музыки и
замечательные русские музыкальные кри-
	тики всегда ценили в бое еее OS
основу его искусства, силу и благородство
	— ee МК. eal

его чувств, величие его идей, строгость,
чистоту ‘и покоряющее действие его мастер-
ства. Выдающийся русский композитор
С. И. Танеев, утверждавший, что музыка
всех стран имела в своей основе народные
песни, писал в одном из писем к П. И. Чай-
ковскому, что Бах создал немецкую музыку
из народной мелодии.

Все лучшее в искусстве Баха живет до сих
пор полной жизнью, входя в наш быт, отве-
чая нашим вкусам, составляя часть нашего
культурного наследия. Высокое сочетание
страстно напряженного чувства и мудрой
сдержанности, столь характерное для Баха,
коренится в природе народного искусства,
почерпнуто у народа и по-своему развито
гениальным художником. Опора на народ-
ную мелодию, опора свободная и творческая,
сближает Баха с русскими классиками. Бога-
лейшая полифония Баха особенно хорошо
понятна русским музыкантам, ибо они обла-_
дают своими собственными полифонически»
ми традициями, идущими от русской народ-
ной песни.

У Глинки и Римского-Корсакова, Танеева
и А. Рубинштейна, а также у Одоевского,
Стасова и Серова мы находим самые сочув-
ственные и глубоко содержательные отзывы
об искусстве Баха, об его эстетических устре-
млениях, о значении его отдельных сочине
ний, теоретических основах его стиля. Иоганн
Себастьян Бах понятен русскому искусству
как представитель демократической немец-
кой культуры, как великий и прогрессивный
художник. В высказываниях русских музы»
кантов, в созидательном труде русских арти-
стов, великолепно интерпретирующих Баха,
проявляется богатая и прогрессивная тради-
ция, смело противостоящая всем реакцион-
вым попыткам толковать искусство Баха как
схоластическое, сухое и абстрактное. Эта тра»
диция по-своему отражается в реалистиче-
ском направлении советской музыки, разви-
вающем наследие великих классиков.

Советская музыкальная культура дорожит
наследием Баха. Наши исполнители всех по-
колений постоянно обрашаются к Баху. И не
случайно, что именно советские исполнители
неоднократно демонстрировали свое превос-
ходство в исполнении произведений . Баха.
Об. этом красноречиво свидетельствует и
последний международный конкуре на луч-
шее исполнение произведений Баха в Лейп-
циге, на котором талантливая музыкальная
	молодежь Советского Союза заняла все
первые места.
Болышие размеры приняли торжества,
	посвященные 200-летию со дня смерти Баха,
на его родине. Именно здесь, в демократиче-
ской Германии, творчество Баха впервые ста-
ло подлинно народным достоянием, а его гу-
манистические принципы нашли искренний
и глубокий отклик. Вместе с демократической
Германией и всем прогрессивным человече
ством 200-летие со дня смерти великого не-
мецкого композитора отметил и. советский
народ. .

Имя Иоганна Себастьяна Баха.— замеча-
тельного музыканта и гуманиста — принадле-
жит к тем славным именам прогрессивных
художников, которые привлекают к себе сим-
патии всех народов. В условиях борьбы за
мир и демократию, развернувшейся в наши
дни, это имя нам особенно дорого и близко.
		ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ-САМОУЧЕК
	вожделения, он не видел сил, которые могли
бы изменить человека и общество. Отсюда —
пессимистические мотивы творчества Мо-
пассана, олиночество его героев, их горькое
разочарование в жизни. Слова Жанны;
«Значит. все на свете только ложь. горе, му-
ки, скорбь и смерть. Все обманывает, все
лжет, все заставляет страдать и плакать», —
находят отзвук во многих рассказах писа-

теля.
У Мопассана были ошибочные, идеали-

стические представления по ряду суще
ственных вопросов ‘социальной жизни ‘и
искусства. Достаточно указать на его пре
дисловие к роману «Пьер и Жан». Эти Лож-
ные представления отражались и на твор-
честве Мопассана. Наряду с реалистически-
ми, резко обличительными произведениями
он писал новеллы, ву которых иррациона-
лизм вытеснял правдивое изображение лю-
дей и явлений.

Чуткий наблюдатель жизни, одаренный
огромным художественным талантом, Mo-
пассан все же не сумел глубоко понять со-
циальные явления, не сумел разглядеть
тот передовой класс, которому принадлежит
будущее и во Франции и во всем мире. Но
именно этот класс - французский пролета-
риат-защищает сейчас Мопассана от гряз-
ных нападок людей, которым недорога их на-
циональная культура. = : :

В 1942 году Поль Моран — один из писа-
телей-лакеев, прислуживающий фашистским
захватчикам, — пытался оклеветать Мопасса-
на. Он. получил достойную отповедь от лю-
дей, прелставляющих подлинную «Францию.
Коммунист Клод Морган в подпольном. изда-
нии газеты «Леттр франсез» отчитал Морана
как человека продажного. тотового забросать
грязью культуру своего народа ради подлой
услуги своему хозяину. Морган справедливо
утверждал, что чистая слава Мопаесана
не может быть задета наемной литературой,
что она живет в сердцах французов, состав-
ляет часть их богатств, которые: они сумеют
защитить и спасти. , Е

Клеветники и теперь стремятся любыми
средствами исказить творчество писателя и
скомпрометировать самого выдающегося реа-
листа, как это они пытаются делать со всей
литературой реализма, разоблачающей ны-
нешних реакционеров Франции. Но им не
уничтожить силы обличения выдающихся
произведений писателя. Эти произведения
клеймят бесчёловечное и уродливое буржуаз-
ное общество. Они разоблачают преступников,
вовлекающих человечество в братоубийствен-
ные войны.

В ноябре 1949 года «Леттр франсез» опуб-
ликовала в` качестве передовицы статью
Мопассана «Война» В ней писатель с
	глубоким возмущением говорит о престун-
	ности захватнических, разрушительных
войн, о таких профессиональных убийцах, как
фон Мольтке, который, как нынешние орга-
низаторы империалистического заговора про-
тив дела мира, утверждает, что война являет-
ся «божественным учреждением», не даю-
щим человечеству «впасть в самый отврати-
тельный материализм». «Ворваться в стра-
ну,- пишет Мопассан,— зарезать человека,
зазцищающего свой дом, сжечь жилища
несчастных людей, переломать часть утвари
и украсть остальное, напиваться найденным
в погребах вином, насиловать схваченных на
улице женщин. истратить на миллионы
франков пороха и оставить за собой нищету
и холеру. Вот что называется не впадать в
самый отвратительный материализм... :

— Ну что ж!- заявляет. Мопассан. — Раз
правительства. таким образом присваивают
себе право предавать смерти свои народы, нет
ничего удивительного, если и’ народы иной
раз воспользуются правом предать смерти
свои правительства. Они защищаются. Они
правы... Почему бы не судить правительства
после объявления каждой войны? Если бы
народы это поняли, если бы*они сами свер-
шили суд над правящими убийцами, если
бы они отказались идти на бессмысленную
бойню, если бы они обратили свое оружие
против тех, кто им дал его для убийётва, то’
с этого дня война была бы мертва». .

Творчество Мопассана продолжает сегодня
служить французскому народу и народам
всех стран. в борьбе за мир против преступ-
ных полжигателей войны.

тины, рисунки, скульптура, вышивки, апли-
кации и т. д. Среди участников выставки —
художники-самоучки городов Запорожья,
Мелитополя, Осипенко, Большого ‘Токмака,
 Полог и сельскохозяйственных районов

области.
	tet ee @a 04 464 08 8G G4 @ 00046700
#
ся пробелы, ошибки и неточности. Tax, Har
пример, в статье об аксиологии раскрытие
реакционного существа этого буржуазно-идеа-
листического «учения» о духовных ценностях
подменяется набором иностранных слов,
только затемняющих дело. Слишком мягкая
характеристика дана в томе Л. И. Аксельрод,
	_Она не просто примыкала к меньшевистской
	фракции и защищала ложные механистиче-
ские взгляды, как сказано в томе, а была
ярым врагом революционного марксизма в
политике и философии.

В статье об австрийской литературе
очень острая и важная для ‘понимания
истории Австро-Венгерской «лоскутной им-
перии» славянская проблема почти не осве-
щена. В той же статье неправильно ‘утвеёр-
ждается, что экспрессионизм представляет
собой австрийское явление. Неверно отно-
сить к числу австрийских рабочих писате-
лей оппортуниста А. Петиольда, как это
делают авторы. В статье 06 ascrpa
лийской литературе прогрессивный лагерь
противопоставлен империалистическому Aa
герю в чисто литературном плане; следует
глубже связывать литературные явления ©
политической борьбой. В статье об Абае
У читателя может вызвать недоумение тот
факт, что произведения этого поэта, умер-
шего в 1904 году, датируются 1909 и даже
1933 годом. Надо было объяснить, что. 910
ссылки на посмертные публикации. Статья
o6 Акопяне, как и ряд других статей, грешит
стилистическими неточностями.

В ряде статей тома содержатся фактические
ланные и цифры, носящие оперативный ха-
рактер. Подобные материалы быстро устаре-
вают. Необходимо учитывать, что энциклопе-
дия. пишется на многие годы и ее материалы
должны иметь большую стабильность.

Следует отметить, что в первом томе БСЭ
ряд иллюстраций выполнен на низком уров
	не. Имеются неточнюсти в географических
картах.
	Выход в свет первого тома ‚второго изда-
ния Большой Советской Энциклопедии -
большее культурное событие в жизни He
шей страны. Перел коллективом авторов ий
работников редакции БСЭ стоит ответствен’
ная и почетная задача -— создать высококаче-
ственный свод современных научных знаний,
универсальный справочник для широких
кругов советской интеллигенции.
		Главная редакция Большой Советской
Энциклопедии приступила к выпуску ново-
го, второго издания Энциклопедии. Вышел в
свет первый том этого издания БСЭ, включа-
ющий статьи: А-—Актуализм. Как указано в
постановлении Совета Министров СССР, вто-
рое издание Большой Советской Энцикло-
педии должно явиться систематизирован-
ным сводом знаний по социально-экономи-
ческим и естественным наукам, технике,
военному делу и. стать универсальным
справочником для широких кругов интел-
лигенции. Новое` издание БСЭ призвано
«широко ‘осветить всемирно-исторические
победы социализма в нашей стране, дости-
жения СССР в области экономики, науки,
культуры, искусства. С исчерпывающей
полнотой следует показать превосходство
социалистической культуры над культурой
капиталистического мира. ‘Опираясь Ha
марксистско-ленинскую теорию, Энциклопе-
дия лолжна дать партийную критику совре-
менных реакционных буржуазных течений
в различных областях науки и техники».

С тех пор как 24 года назад начало выхо=
дить первое издание БСЭ, произошли огром-
ные изменения в экономике и общественной
жизни Советского Союза и других стран.
Под руководством партии Ленина — Сталина
народы Советского Союза построили социа-
листическое общество и успешно решают
задачи строительства коммунизма. Марксист-
ско-ленинская теория получила дальнейшее
развитие в новых гениальных трудах
товарища Сталина. Вышел в свет сталин-
ский «Краткий курс истории ВКП(б)», вы-
ходят четвертое ° издание Сочинений
В. И. Ленина и Сочинения И. В. Сталина.
Советская наука обогатилась новыми замеча-
тельными открытиями‘ и лостижениями. Да-
леко вперед двинулась советская техника. В
противоположность деградирующей буржуаз-
ной культуре успешно развивается и достиг-
ла мощного расцвета советская социалистиче-
ская культура.

`Первый том второго издания БСЭ в преде-
лах своего словника отражает коренные из-
менения, происшедшие в СССР за послелд-
‘ние двадцать пять лет. В него введено много
новых слов и понятий, выдвинутых развитием
советской экономики, науки, техники и куль-
туры. Из 1.080 статей тома 527 посвящены те-
мам и понятиям, которых не было в первом
томе первого издания БСЭ. Еше больше отли-
чается он от первого издания своим содер-
жанием. Второе издание БСЭ — это не пере
издание прежнего. Перед нами первый том
Новой энциклопедии. .
	В первом томе БСЭ нашли свое отражение
	крупнейшие сдвиги в экономике СССР.
Статьи «Авиационная промышленноеть»,
«Авиация» «Автомобильная промышлен-
	_Шервый том второго издания Большой
Советской Энциклопедии
	НОСТЬ», «Автомашины» и другие показывают,
как на основе осуществления сталинской
политики индустриализации страны идет
неуклонное развитие этих важных отраслей
нашей машиностроительной промышленно-
сти. Как и статьи «Автоматизация произ-
водства», «Автоматика» и другие, они дают
представление о непрерывном техническом
прогрессе в СССР, обеспечивающем возве-
дение технико-экономической базы ком-
мунистического общества. Вместе с тем
	статьи первого тома БСЭ восстанавливают
	историческую справедливость о приоритете
выдающихся открытий наших ученых и изо-
бретателей в самых различных отраслях на-
уки и техники.

Статьи первого тома БСЭ «Агробиология»,
«Агрономия», «Агротехника» и другие осве-
шают достижения передовой советской агро-
биологической науки, имеющие огромное
практическое значение для развития социа-
листического сельского хозяйства, непре-
рывного повышения урожайности сельско-
хозяйственных культур и подъема обще-
ственного продуктивного животноводства.
Они показывают, что сила советской агро-
биологической науки — в ее тесной связи с
жизнью, практикой.
	В статьях первого тома БСЭ нашли осве-
щение некоторые вопросы марксистско-
ленинской геории. Специальные статьи по-
священы работам В. И. Ленина по аграрно-
му вопросу. Ряд статей с марксеистско-
ленинских позиций разбирает отдельные фи-
лософские учения, понятия, термины. Извест-
но, что статьи первого издания БСЭ по вопро-
сам философии, как и’по ряду других вопро-
сов, носили буржуазно-объективистский ха-
рактер. Например. статья об Августине своди-
лась к изложению реакционных взглядов
этого мракобеса. В отличие от первого изда-
ния статьи, помещенные в первом томе вто-
рого издания БСЭ, в основном правильно
освещают вопросы философии. Они направле-
ны своим острием против реакционной бур-
жуазной науки. Так, дана правильная харак-
теристика эмпириокритицизма Авенариуса
как субъективного идеализма и одного из
проявлений идеологического наступления ре-
акции в эпоху империализма.

В томе получили значительное отражение

вопросы развития многонациональной совет-
ской литературы. В нем помещены статьи
	о классиках литературы народов СССР, а так-
же о советских писателях: Айбеке, Айни, Аба-
шели, Ираклии и Григории Абашидзе и др.
В статьях, посвященных армянскому писате-
лю-просветителю Хачатуру Абовяну и казах-
скому поэту-просветителю Абаю Кунанбаеву,
особоё внимание уделено их связям с пере-
довой русской общественной мыслью и куль-
турой.

В статье «Азербайджанская литература»
показан большой‘ исторический. путь литера-
туры азербайджанского ‘° народа, ‘давшей
человечеству Низами, Физули, Видади, Ва-
гифа, Ахундова. т

Советская литература Азербайджана пред-
стает в этой статье как наследник и про-
должатель великих традиций классической
азербайджанской литературы. Небольшая,
но содержательная статья посвящена абхаз-
ской литературе. Из русских писателей в
первый том, в соответствии с алфавитным
порядком, вошло всего несколько ‘имен.
О них помещены в томе квалифицирован-
ные. научные справки.

В томе дается правдивая, политически
острая характеристика некоторых зарубеж-
ных литератур. Статья 06 австралийской
литературе, в которой уделено много вни-
мания прогрессивным писателям, борющимся
против колонизаторов-империалистов, конеч-
но, могла появиться только в советской энци-
клопедии. :

Такие статьи первого тома БСЭ, как
«Австрия», «Австро-Венгрия», «Агрессия» и
другие, дают правильное освещение совре-
менных международных отношений, разоб-
	лачают агрессивную политику правящих
кругов США, носящихся с сумасбродной
идеей завоевания мирового господства.
	В статье «Азия», состоящей из двух разде
лов («Советская ‘Asus, «Зарубежная Азия»),
отмечены огромные изменения, происшед-
шие в зарубежной Азии в результате победы
народно-демократических сил в Китае, Мон-
голии, Корее, и вместе с тем раскрываются
бедственное положение трудящихся колони-
альных и полуколониальных стран Азии, гра-
бительский характер политики англо-амери-
канского империализма, а также борьба наро-
дов Азии против империалистического раб-
ства, за сфою свободу и независимость.
	В разделе «Советская Азия» помещен ма-
териал, ярко свидетельствующий о замеча-
	тельных результатах ленинско-сталинской
национальной политики. За годы советской
власти в этой части Азии. произошли гигант
ские социально-экономические и культурные
преобразования. Народы Советской Азии с
помощью русского народа, преодолевая свою
вековую отсталость, активно участвуют в
строительстве новой, Ея
жизни.

В первом томе БСЭ помещена большая
статья «Азербайджанская ССР», а также
статьи: «Абхазская АССР», «Аджарская
АССР», «Адыгейская автономная область».
Факты и данные; содержащиеся в них, пока-
зывают, какой ‘путь прошли народы ‘этих
стран и как они под руководством больше-
вистской партии, в дружной семье совет-
ских народов добились великих достижений
во всех областях жизни и идут теперь к
коммунизму. Статьи восстанавливают исто-
рическую правду о самобытности культуры
этих народов и вместе с тем показывают
плодотворное влияние на их культурное
развитие передовой русской культуры.

О мошном развитии науки в Советском Со-
юзе свидетельствуют данные, помещенные в
статьях об Академии наук СССР, Академиях
наук союзных республик и отраслевых Ака-
демиях наук. Только. в системе Академии
наук СССР в 1949 году работало 56 научных
институтов, Большое количество институтов
имеют 10 Академий наук союзных республик,
а также Академия медицинских наук СССР,
Академия архитектуры СССР, Академия сель-
скохозяйственных наук имени Ленина, Ака-
дёмия педагогических наук РСФСР, Акаде-
мия художеств СССР. Это показывает, какую
заботу о развитии советской науки неустанно
проявляют большевиетская партия, советское
правительство и лично товарищ Сталин.

Из других статей, помещенных в томе,
следует отметить статью «Агитация», В. ней
подробно раскрываются роль и значение
политической агитации как важного сред-
ства коммунистического воспитания трудя=
щихся. В статье приводятся высказывания
Ленина и Сталина об агитации, ее задачах
и характере, рассказывается о формах аги-
тационной работы в массах.

Наряду ‘с правильным освещением боль-
отинства вопросов в первом томе БСЭ имеюл-
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
	Изд, № 407.
			Телефоны: В 6-63-60, Д 3-30-52.
	Типография газеты «Правда» имени Сталина,
	Адрес редакции: Моснва, Старая площадь, дом 4, комн, 258.