Среда, 2 января 1946 г., Ne 2 (7569)

японии»
	В те дни, несмотря на войну с Америкой,
с Англией, с Китаем, Япония держала на
нашей границе больше половины своей ар-
мии! Дальневосточные дивизии Красной Ар-
мии были скозаны так называемым «япон-
ским нейтралитетом»... Этот японский «ней-
тралитет» был помошью Германии. Фильм
рассказывает об этом с огромной и нагляд-
ной убедительностью.
	Авторы фильма нашли много интересных
публицистических киноприемов,  помогаю-
ших раскрыть тему фильма точно, экономно
и предельно выразительно.
	Четыре иоследних части фильма обстоя-
тельно показывают, как разворачивались
невиданные по силе и стремительности уда-
ры Красной Армии, под которыми вся Кван-
тунская армия — лучшая, сильнейшая ар-
мия Японии! — стала на колени.
	По городам и селам Маньчжурии прохо-
дят герои Хасана и Халхин-Гола, Днепра и
Сталинграда, покорители Берлина и осзобо-
дители Европы. Люди сталинской военной
школы. «Только этим людям, — говорит
диктор, — было по плечу разгромить в счи-
танные дни миллионную армию японской
агрессии, тем самым решить исход мировой
войны на Востоке».
	Фильм вновь воспроизводит знакомые уже
нам по коротким хроникальным журналам
	моменты подписания акта о безоговорочной
капитуляции Японии.
	А затем следует последний эпизод. На
могилы боевых орлов. Порт-Артура совет-
	ские бойцы возлагают венки. На вахту у
Великого океана встал часовой советской
страны. Это торжественный момент. И он
особенно остро воспринимается сейчас, ко-
гда перед тобой прошли все эпизоды филь-.
ма, когда только что прозвучала гордая
русская песня о «Варяге», задушевная пес-
ня о солдатах, чьи могилы рассыпаны па
сопкам Маньчжурии...
	Эти люди отомщены. За них отомстило
самураям новое поколение наших людей—
поколение, взращенное Сталиным.
	Таков этот превосходный фильм, который
по праву может быть назван исторической
хроникой. Он рассказывает о нашей борьбе и
о нащей победе. Он правдив, ибо создан
людьми, вдохновленными великой правдой
	наших дней. -
К. РЕМИЗОВ.
	«Разгром
	Этот фильм снимали 33 советских опера-
тора-фрочтовиха. Все они прошли вме-
сте с нашей армией весь ее путь. Они
снимали битву за Москву. За Сталинград.
За Киев. Они прошли по всем дорогам, где
шли наши бойцы, через все города и села.
Они дошли до Торгау на Эльбе, до Берли-
на. Эти же фронтовики-операторы готовили
историческую хронику о войне Советского
`Союза с Японией, составленную из снятых
ими документальных кадров, фрагментов,
эпизодов. Экран рассказывает о сокруши-
тельчом разгроме японского агрессора
Красной Армией,‘ о безоговорочной капиту-
ляции японских вооруженных сил.
	Япония... Это был давнишний хищный,
злой, кровожадный враг. Десятилетиями го-
товила Япония нашествие на нашу родину.
	.. Развевается японское знамя. На фоне
этого знамени перед нами сменяются около
тридцати документальных изображений: на-
падения японских солдат, грабежи, пожары
и пытки, разбой и насилия, зверские бом-
бежки... Откуда эти кадры? Они сняты
японскими кинохроникерами. Японцы запе-
чатлевали свои «подзиги» и «победы»! Вмон-
тированные сейчас в разных частях фильма,
эти кадры обличают Японию, являвшуюся
главным очагом фашизма и агрессии на Bo-
стоке. Знамя японской военщины это — зна-
мя империалистического грабежа, разбоя,
челозеконенавистничества... По справедли-
вости сказано ® фильме о японцах, что это
были «немны Азии».
	..Фильм переносит нас в годы Отечест-
венной войны с Германией, напоминает о
днях сталинградской битвы. Это было время
невиданного напряжения всех сил советско-
то народа. Что же делал в то время наш
«госел» на Востоке?
	Сосед на Востоке заявлял о своем. Hed
тралитете».
	Но смотрите на экран. Вы видите япон-
ские танки, самолеты, вооружение, готовое
обрушиться на нас. Е
	Сигналом для японского нападения долж-
но было послужить падение Сталинграда.
	Авторы фильма А. Зархи и И. Хейфиц. Текст
Е. Габриловича, читает Л. Хмара. Операторы
В. Афанасьев, К. Бровин, Р. Гиков, К. Дуп-
ленский, 1. Ешурин, Д. Ибрагимов, A. Ky-
тешвили, В. Микоша, М. Отурков, А. Пого-
релый, М. Посельский, М. Прудников, С. Фо-
мин, А. Фролов и другие.
	1945 год назсегда останется в исто-
рии годом торжества правого дела. Его
будут называть годом победы Красной
Армии, сыгравшей решающую роль в
	разгроме найоолее онаелого очага мчро-.
	вого фашизма и мировой агресени —
гитаеровекой Германии. Мы можем по-
мянуть добрым словом ушедший год. Он
пракес нозую славу нашей Родине и еще
выше подилл мезлуксродный авторитет
ий моральне-политический вес нашего го-
вударства. Он был годом укрепления
силы и мощи Созатекого Союза. ~
	В 1945 году были  сокрушены две
агрессивные империи, являвшиеся неза-
тухающими очагами смут и провокаций
ва запале и на востоке.
	Фашизм был крайним выражением
разбойничьего германского импернализ-
ма. Преступный заговор фаптистекого
правительства Германии,  гитаеровекой
партии, германского генералитета и ру-
козодителей германских концернов и
трестов породил войну, чудовищную по
своему размаху и масштабу. В эту войну
было вовлечено четыре пятых населения
земного шара. 110 миллионов человек
было мобилизовано в O00HX воюющих
лагерях. Фашистекий смерч пронесся
над Европой. Красная Армия ocTaHo-
вила его безумное движение.
	Великое зимнее настунление Красной
Армии в начеле 1945 года явилось но-
следним, решающим,  сокрушительным
ударом по бастиону фашизма в Европе.
Оно привело советские войска к берегам
Эльбы и в Берлин. Тряумфом наступле-
ния был акт о капитуляции Германии,
который останется в веках памятником
торжества спразедаивости. Фашистская
империя была разгромлена.  Гитлеров-
ская «новая Еврепа» была окончательно
разрушева. В жизни европейских наро-
дов наступил новый период — период
мирного разРития.
	Прошло немлого времени, и капитули-
ровал после мещного удара Врасной Ар-
мии и армии наших союзников фашист-
ский агрессор на востоке — империали-
стическая Япония.
	C восторгом и благодарностью вепе-
минают миллионы людей о бессмертных
подвигах Врасной Армии. В честь Врас-
ной Армии слагают песни и в горах Юго-
славии и в фиордах Норвегии. 0свобож-
денные ‘народы увидели в Красной Ap-
мии не только силу, разорвавшую цепи
фантистской незоли, но и носителя куль-
туры и прогрееса, гуманизма и рыцар-
ства: Красная Армия высоко подняла
знамя советекого государства. Далеко за
рубежами Советского Союза она завое-
вала всеобщую любовь и уважение.

Иехвидация наиболее опасного очага
мирового фашизма и агрессии положила
начало игирокому процессу очищения
Европы от фашистской скверны. Задача
морально-политического. разгрома фашиз-
ма стала общей задачей всех’ освобож-
денных народов, Суд над главными воен-
ными преступниками в Нюряберге отра-
жает это стремление народов очистить
мир от наиболее опасных представителей
фашизма, разжегших вторую мировую
войну.

1945 год был годом перехода от войны
к мирному развитию и началом восстано-
вительного процесса, развернувигегося в
освобожденной Европе. На арэну вышли
новые, молодые силы демократии, властно
заявившие о своем требований переуст-
роить жизнь на новых основах. Парла-
ментекие выборы и выборы в Учредитель-
ные собрания, которые происти за постед-
ние месяцы во многих странах, скинув-
ших с себя цени фашистского работва,
продемонстрировали эту главную тенден-
цию послевоенного развятия Европы. Аг-
рарная реформа и национализация круп-
ной промышленности, социальное законо-
дательство и вовлечение новых народных
слоев в управление государством создали
в ряде стран широкую базу для дальней.
шего развития демократии и обеспечили
успехи в восстановлении хозяйства, раз-
рушенного или подорванного фантистеки-
ми грабителями.

Сама жизнь разрешила, те казуистиче-
ские споры о «сущности демократии». ко-
торые возникали время от времени на
страницах зарубежных газет. Жизнь по-
казала, что степень развития демократии
измеряется не количеством кафе, где мож-
но посудачить о политике, как это думает
	«Манчестер гардиан», а прежде всего ин-
			ВЕЛИКИИ ТОД
	тенсивностью, энергией и непримиримо-
стью борьбы против реакции и против пе-
рекрасившихся на ходу’ бангистских аген-
тов. Возможно, что в Югославии, разграб-
ленной фапгистехлми  оккупантазли, He
больше кафе, чем в назом-нибудь миниа-
тюрном княжестве Монзко. Но известно,
что в Югославии существует глубоко на-
родная демократия, характерной особен-
ностью которой, как это подчервнул во
время ноябрьской избирательной кампа-
нии маршал Тито, служат <братетво. един-
ство и одинаховые права всех народов
Югославии, социальное равноправие и
справедливость».

1945 год явился также важной вехой
в развитии мирового рабочего движения.
На Парижском Конгрессе профсоюзов в
сентябре была создана Всемирная Проф-
союзная Федерация. Образован, таким
образом, единый центральный орган ме-
ждународного рабочего класса для защи-
ты интересов трудящихся всех стран на
основе борьбы против фашизма и войны,
за свободу и демократию: за светлое бу-
дущее человечества. Этим заложен еще
один краеугольный камень в фундамент
воздвигаемого волей свобохолюбивых на-
родов здания мира и демократии.
	Свежим воздухом повеяло в Европе. Но
еще сохранились отдельные рассадники
зла и различные «странноприимные до-
ма», в которых нашли свое убежище раз-
громленные силы фангистекой агрессии и
реакции. В мировую печать просочилось
достаточно информации, вокрывающей
деятельность фалтистекой агентуры в Ис-
пании и Аргентине, превратившихея в
тайники германских капиталов и секрет-
ных изобретений. Периодически дают о
себе зналь и существующие в отдельных
странах еще невыкорчеванные корни фа-
шизма.

Реакционные силы, покровительствую-
щие германскому империализму, меняют
сейчас свою тактику и, отказавинись от
лобовой атаки. переходят к обхолным ма-
	неврам. Они прибегают к новым методам.
		маскировки и пытаются дезориентировать
общественное мнение, скрывая  подлин-
ные цели и направление своей подрывной
деятельности. Еще неразрешенная задача
окончательного уничтожения последних
следов нацизма и фашизма сохраняет все
свое значение и для 1946 года.

Не оправдались пророчества реакцион-
ных газет — от заликанской «Вуотидиа-
но» до/турецкой «Танин» — о том, что
капитуляция Германии повлечет за собою
и капитуляцию идеи международного сот-
рудничества. Послевоенное развитие по-
влекло за еобою укрепление этого сотруд-
ничества, расширение круга его привер-
женцев и утверждение важнейшего для
мира и безопасности принципа согласо-
ванных решений великих держав.

1945 год был годом конференции в
Сан-Франциеко, которая приняла устав
новой международной организации «06’е-
диненные Нации», чризваниой обеспечить
народам длительный мир и безопасность
Это был год декларации о поражении
	Термании и о взятии на сэбя верховной.
	власти в Германии превительствамя четы-
рех союзных держав, год‘ исторической
Берлинской конференции, определиязшей
основные принципы  координированной
политики союзников в отномении побеж-
денной Германии.

1945 год закончился Московским сове-
щанием трех министров иностранных дел,
охвалившим широкий круг послевоенных
проблем и явившимея новой вехой на
пути послевоенного сотрудничества вели-
ких держав.

1945 год был рубежом войны и мира.
Переход от войны к мирному развитию
и возникиие в этой связи новые сложные
международные проблемы явились испы-
танием крепости международного сотруд-
ничества. Своей неустанной и созида-
тельной борьбой за прочный и длитель-
ный мир Советский Союз всемерно способ-
ствовал укреплению междунарздного сот-
рудничества. Последовательная политика
мира и безопасности, осуществляемая
Советским Союзом, встречает. признатель-
ность всех освобожденных народов. Быв-
шие пленники фашистской «новой Евро-
пы» видят в Советском Союзе надежный
оплот своей мирной жизни и символ не
только победы правого дела, но и спра-
велливого мирного устройства.
	В. ЛИНЕЦКИИ
	Праздник самодеятельного
искусства
	КРУЖКА ВОЛОГОДСКОГО
		Первое занятие кружка состоялоеь двад-
цать лет назад. В маленькой комнате клуба
железнодорожников станции Вологда соб-
рались машинисты, проводники, диспетчеры,
стрелочники, конторщики — всё, кто ре-
шил участвовать в драматическом кружке.
Художественный рукозолитель, ученик В. И.
Немировича-Данченко, Ананий Васильевич
Бадаез познакомил кружковцев с програм-
мой. Решили, что прежде чем приступить к
постановке пьесы, нужно месянев шесть
серьезно позаниматься.

На протяжении полугода, каждый вечер
после работы, приходили в клуб участники
будущих спектахлей. Они постагали основы
сценического искусства, изучали произведе-
ния великих драматургов, разучивали диало-
ги. Первый же спектакль, тепло встречен-
ный своим зрителем, показал, что среди сту-
лийцев есть одаренные люди.

Драматический коллектив отказался вско-
ре от несложных одноактных скетчей и
принялся за постановку классических пьес.
Талантливый и настойчивый руководитель
коллектива А. В. Бадаев кропотливым тру-
дом добивался, чтобы каждый участник
спектакля отчетливо представлял себе об-
раз, создаваемый им`на сцене. Бывало по-
рой, что утренний рассвет заставал на сце-
не постановщика пьесы и исполнителя ро-
ли.
	ЧТьесы Горького «На дне» и «Егор Булы-
чев», «Власть тьмы» Толстого, «Гроза»
Островского явились серьезным экзаменом
для кружковцев. Работа над каждой ролью
сопровождалась глубоким изучением харак-
теров персонажей и той исторической об-
становки. в которой развивается действие
пьесы. Популярность драматического кол-
JSKTHBa железнодорожников Вологды быет-
ро возрастала. Спектакли приезжали смот-
реть с соседних станций. Небольшой зри-
тельный зал старого клуба часто не мог
вместить всех желающих попасть туда.
Настала пора подумать о новом помещении.
Не удовлетворяла коллектив и маленькая
сцена. Железнодорожники Вологодского
узла решили построить новый Дворец. куль-
туры. Профсоюзная организация и админи-
страция Северной дороги поддержали ини-
цнативу рабочих. Были выделены нужные
строительные материалы, отпущены день-
ги. Дворец культуры строили во внеуроч-
ное время . Кочегары, кассиры, сцепщики,
стрелочники работали на лесах. Как гово-
рится, аппетит приходит во время еды. По
проекту в зрительном зале не предусматри-
залокь сооружение ярусов. А когда начали
строить, решили сделать добавочно один
ярус. Сделали один ярус, тогда кто-то ска-
зал*
	— Уж, если строить, то строить хоро-
шо! Давайте оделаем второй ярус. И сде-
лали!

В 1931 году Дворец культуры железнодо-
рожников Северной дороги был открыт.
Драматический коллектив получил простор-
ную, прекрасно оборудованную сцену, поз-
золяющую осуществлять сложные массовые
тостановки. Зрительный зал вмещает 1200
 еловек. На-днях драматический коллектив
Творца культуры Северной железной доро-
и торжественно отпраздновал здесь свой
валцатилетний юбилей. К. этому дню. круж-
овцы подготовили премьеру пьесы «Где-то
; Москве». Главные роли исполняли  «ста-
зички», которые бессменно в течение двух
	десятилетий выступают на сцене Дворца
культуры.

Двадцать лет участвует в спектаклях
В. И. Ивакин, бывший дежурный по стан-
	ции Вологда, ныне работник управления
Северной дороги. Одновременно с ним на-
чал сценическую деятельность помошник
машиниста А. И. Власов, который теперь
заведует художественным сектором Дворца
культуры. Столько же лет участвуют в
спектаклях престарелый садовник дистан-
ции пути С. В. Клыпин, дежурный паровоз-
ного депо К. П. Капунов, медицинская сест-
ра в паровозном депо А. Э. Барановская и
другие. Двадцать лет оформляет постановки
ен художник А. П. Клочков. И все
голы бессменно руководит коллективом

А. В. Бадаев.
За прончедшие годы драматический кру-
жок показал 83 пьесы самых различных

жанров.
	ЛЕНИНГРАД,   января. (Корр. «