— На сессии Крайовой Рады Народовой
	TESETTETUEETTTE ET
	в собственность государства
народного хозяйства
	вратилось бы в даяъ, тормозящую развитие
нашей страны. Возмещение должно быть вы-
плачено в Таком размере, в таких формах, в
такие сроки и на таких условиях, чтобы это
не мешало быстрому восстановлению страны
и развитию народного хозяйства.

Переходя к вопросу строительства новых
предприятий и поддержки частной инициати-
вы в промышленности и торговле, докладчик
отмечает, что проекты декретов разграничи-
вают поле деятельности государства и част.
ной инициативы. Решительно выступая про-
тив спекуляции, государство предоставит
нормальные условия для производительной
деятельности и торговли.

Докладчик ‘указывает, что дата 2 января,
являющаяся днем законодательной ликвида-
ции в стране трестов, картелей, днем пере-
дачи основных отраслей хозяйства в руки
Польского государства, войдет яркой стра-
ницей в историю развития демократической
Полыши так же, как воцьли в ее жизнь 22
июля 1944 года — день опубликования ма-
нифеста Польского Комитета Национально-
го Освобождения и 6 сентября 1944 г.—день
оглашения декрета о земельной реформе.

После доклада министра промышленности
Минца развернулись прения, во время кото-
рых наметились три основные точки зрения.

Первая точка зрения Польской социали-
стической партии (ППС), Польской рабочей
партии (ППР) и «Стронництво демократичнех
совпадает с положениями докладчика о пере-
даче в руки государства предприятий, насчи-
тывающих более 50 работающих в одной
смене, и предусматривающими возмещение
владельцам.

Вторая точка зрения, поддерживаемая
представителями «Польске стронництво лю-
дове» (ПСЛ), заключается в том, чтобы пез
`редать в руки государства предприятия, в
которых занято свыше 100 рабочих, без воз-
мещения владельцам, и третья точка зре-
ния — «Стронництво людове» (СЛ), — в

сновном. совпадающая с проектом декрета,
но требующая безвозмездной передачи госу-
дарству промышленных предприятий.

Проект декретов был передан в, комиссию
для согласования мнений и внесения соот-
ветствующих поправок.

Сессия Крайовой Рады Народовой заслу-
шала отчет о работе комиссии и выслушала
мнения и предложения меньшинства этой ко-
миссии, представляющего точку зрения
ПСЛ. При голосовании поправок ПСЛ сес-
сия огромным большинством отвергла их.

После третьего чтения декрет был принят
единогласно с неболышими поправками, не
касающимися существа декрета.

Закон об основании новых предприятий и
поддержке частной инициативы в промыш-
ленности и торговле также утвержден ели-
ногласно без изменений,
	Иранская печать критикует
‘правительство Хакими
	ТЕГЕРАН, 3 января. (ТАСС). За гюслед-
нее время в иранской прессе усилилась
критика иранского правительства, возглав-
ляемого премьер-министром Хакими. 29—30
декабря в Тегеране распространялось обра-
шение союза прогрессивных газет «Фронта
свободы», в котором разоблачаетея преда-
тельская деятельность в Иране Сеид
Зия-эд-Дина. «Фронт свободы» резко кри-
тикует также политику премьер-министра
Хакими, обвиняя его в гонениях и репрес-
сиях против демократического движения в
стране и в закрытии прогрессивных газег за
правдивое освещение ими событий в Иран-
ском Азербайджане. В- обращении говорит-
	ся: «Правительство Хакими пошло по непра-
	вильному пути. Мы еще раз заявляем руко-
водителям Об’единенных Наций, всем демок:
ратическим организациям ‘мира, что HET
правящего аппарата над иранским народом,
террор мысли, лишение свободы, массовое
запрещение газет и репрессии военного гу-

`бернаторства ничуть не ослабли и продол-
жаются».
	Два министра из кабинета Хакими
вышли в отставку
	ТЕГЕРАН, 2 января. (ТАСС). -Тегеран-
ские газегы сообщают, ‘что миниетр путей
сообщения Фируз и министр почт и телегра-
фа Нариман подали в отставку. Сообщают
также, что министр внутренних дел также
намеревается подать в отставку.
	ЗАБАСТОВКА 40 ТЫСЯЧ
МЕКСИКАНСКИХ ШАХТЕРОВ
	НЬЮ-ИОРК, 4 января. (ТАСС). Коррес-
пондент газеты «Нью-Морк таймс» передает
из Мексико, что 40 тысяч шахтеров об’яви-
ли забастовку в ответ на отказ 45 компаний,
принадлежащих главным образом‘ американ-
цам, повысить заработную плату.
	Всеобщая забастовка протеста
в Леванте
	НЬЮ-ИОРК, 4 января. (ТАСС). Радио
Нью-Йорка передает, что в трех крупней-
ших городах. Сирии и Ливана— Дамаске,
Алеппо и Бейруте — 2 января началась все-
общая забастовка в знак протеста против
продолжающегося занятия городов Леванта
французскими и британскими войсками. В
трех городах, в которых разразилась заба-
стовка, вчера были закрыты ‘все магазины.
	Принятие ‘декрета о nepexone
основных отраслей
	ВАРШАВА, 3 янзаря. (ТАСС). Па сессии
Крайовой Рады Народовой с докладом об ос-
новах экономики Польского государства вы
ступил министр промышленности Гилари
Мыинц.

Правительство, говорит докладчик, пред-
лагает на рассмотрение сессии Крайовой Ра-
ды Народовой два декрета: о переходе в
собственность государства основных отрас-
лей народного хозяйства и об организации
новых предприятий и поддержке частной
инициативы в промыпвленности и торговле.
Эти декреты, предварительно paccMoTpeH-
ные промышленной, юридической и законо-
дательной комиссиями Крайовой Рады Наро-
довой, имеют большюе историческое значе-
ние, ибо вместе с декретом от 6 сентября
1944 года’о земельной реформе они опреде-
ляют экономические основы демократичес-
кой Польши.

Декрет от 6`сентября, продолжал доклад-
чик, ликвидировал пережитки феодализма в
‘польской деревне путем раздела помещи-
чьей земли между крестьянами и сельскохо-
зяйственными рабочими. Таким образом, бы-
ли начертаны экономические структурные ос-
новы земледелия. Однако в то время не мог-
ли быть определены ясно и конкретно эко-
номически-структурные основы промышлен-
ности, торговли, железнодорожного транс-
порта и финансов - демократической Поль-
ши, ибо основные средства производетва
находились еще во власти немецких окку-
пантов и не было еще данных, которые по-
зволили бы на основе практического опыта
наметить наиболее соответствующие эпохе
хозяйственные структурные формы промыш-
ленности, торговли, железнодорожного
транспорта и финансов. Ныне пробил час,
когда эти формы могут быть определены.

Мотивируя необходимость * утверждения

предложенных ‘сессии декретов, докладчик
	заявил: быстрое восстановление страны мо-.
	жет быть осуществлено только на основе
общегосударственного › народнохозяйствен-
ного плана, а реальный план можно наме-
тить и выполнить только тогда, когда мы бу-
дем иметь твердую основу для его выпол-
нения. Вот почему государство принимает в
свою собственность основные отрасли на-
родного хозяйства.

Восстановление страны, указывает доклад-
чик, невозможно при анархии производства,
Несмотря на самые широкие демократиче-
ские выборы в парламент, самые лучшие
стремления польского народа были бы све-
дены на-нет, если бы он дал возможность
снова возродиться трестам и картелям..

Касаясь вопроса о возмещении, доклад-
чик указал, что предприятия  нереходят
в собственность государства за определен-
ное возмещение. Однако, заявил министр,
мы против такого возмещения, которое пре-
	СОВЕЩАНИЯ А. Я. ВЫШИНСКОГО,
А. ГАРРИМАНА И А. К. КЕРРА
с РУМЫНСКИМ КОРОЛЕМ
И ДЕЛЕГАЦИЕЙ
РУМЫНСНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
	БУХАРЕСТ, 2 января. (ТАСО). А. Я. Вы-
шинский, А. Гарриман и А. К. Керр начали
совместные переговоры с королем и прави-
тельством. После вчерашней беседы с коро-
лем сегодня утром состоялась встреча Вы:
шинского, Гарримана и Керра с делегацией
румынского правительства, возглавляемой
премьер-министром Гроза. В делегацию во-
шли представители всех политических паф-
тий и организаций, составляющих  прави-
тельство.
		ЛОНДОН, 4 января. (ТАСС). Лондонское
радио передает, что работники нью-йоркско-
го телеграфа решили об’явить 10 января
забастовку, если их требования. о повыше-
нии заработной платы не будут удовлетво-
рены. Забастовка приведет к прекращению
телеграфной связи между Нью-Йорком и
остальной частью США. В Нью-Йорке и
Нью-Джерси уже забастовали 17 тысяч ра-
ботников предприятий электрооборудования.
	К катастрофе в угольной шахте
в штате Нентукки

НЬЮ-ЙОРК, 4 января. (ТАСС). Ряд аме-
риканских газет пишет, что недавняя ката-
строфа в угольной шахте в районе города
Пайнвилл (штат Кентукки), во время кото-
рой погибло 24 шахтера, указывает на веоб-
ходимость введения общего государственно-
го закона, гарантирующего безопасность в
угольных шахтах. В настоящее время феде-
ральные власти могут только рекомендо-
вать меры предосторожности, но проведение
их в жизнь зависит от властей различных
штатов, которые иногда тесно связаны с
владельцами шахт. $

Газета «Дейли уоркер» заявляет, что ин-
спектора федерального правительства в ян-
варе и августе прошлого года сообщали, что
в шахтах в районе города Пайнвилл содер-
жится газ, но власти штата Кентукки дума-
ли иначе. Газета утверждает, что владель-
цы шахт в Пайнвилле не предприняли тре-
буемых мер предосторожности, на которых
настаивали раньше федеральные власти.
Кроме того, владельцы шахт в Кентукки
помешали провести в жизнь закон об обяза-
тельном страховании для шахтеров. В ре-
зультате вдовы и другие иждивенцы жертв
катастрофы в настоящее время вынуждены
начать сложный судебный процесс
	ntopnoenre
	Троцеее главных неменних военных преступников
	цим. Увоз евреев из Венгрии началея о мая
1943 г. Около 430 тысяч евреев постигла
тяжелая судьба. Они были доставлены в
Освенцим, и там с ними расправились.
Только 25—30 процентов из них уцеле-
ло, и они были посланы на работы.

В конце допроса евидетеля обвинитель
задает ему следующий вопрос: Во время
вапих совещаний с другими «епециали-
стами по еврейскому вопросу» и Эйхма-
	НЮРНБЕРТ, 4 января. (ТАСС). На ут-
реннем заседании Трибунала 4-го января
продолжался допрос свидетелей. В зал су-
да под охраной вводится свидетель Валь-
чер Шелленберг, один из крупнейших py-
ководителей германской службы безопао-
ности, старый член гитлеровской партии,
	HIOPHBEPT, 3 января. (ТАСС). На
вечернем заседании Трибунала продол-
жался допрос свидетеля Олендорфа. Пос-
ле нескольких вопросов членов. Трибуна-
ла свидетелю председалель лорд Лоуренс
предоставляет возможность предотавите-
лям защиты началь перекрестный допрое.

Первым допрашивает свидетеля за-
щитник Кейтеля — Нельте.х Отвечая на
его вопросы, Олендорф показывает, что
лействовавшие на оккупированных тер-
риториях по прямым приказам Мюллера
и Гейдриха оперативные грунпы получа-
ли пожелания от командования армии.
Доклады 0 деятельноети оперативных
групи доходили до верховного командо-
‚вания через Канариса.

Следующим допралнивает свидетеля за-
щитник имперского правительства Кубу-
шек. Он задает один вопрос об ответ-
ственности имперского правительства за
уничтожение еврейского населения и
«нежелательных политических элемен-
	тов». Лалее Вубушек допрашивает сви-
	детеля в качестве защитника подсудимо-
го Шпеера (защитник которого отсут-

ствует}. Знаете ли вы, спрашивает за-
mutans, что Шлеер предпринял для того,

чтобы выдать Гиммлера союзникам?

Олендорф отвечает, что по этому поводу

ему ничего не известно. Далее защитник

в своих вопросах старается создать пред-

ставление, что Шпеер играл крупную

роль в покушении на Гитлера. Заявив,

будто Шпеер по плану заговорщиков

должен был войти в состав нового прави-

тельетва, защитник спрашивает свидето-

ля: Думаете ли вы, что обвиняемый

Шиеер был в своей деятельности только

специалистом, a не политиком?

Олендорф отвечает, что очень трудно
считаль человека не политиком, когда он
тах близко находится к руководящей но-
литической верхушке. На этом защитник
свой допрос заканчивает.

Е допроеу свидетеля приступает Мер-
кель. защищающий гестапо. Он спрали-
вает: Знает ли свидетель, что гестало
была создана с апреля 1933 года. Свя-
детель подтверждает это и, говоря © це-
лях гестапо, сообщает, что эта организа-
ция была создана для борьбы © полити-
ческими противниками, которые могли
бы угрожать гитлеровскому государству.
Защитник интересуется задачами этой по-
литической организации до 1933 года.
Свидетель сообщает, что в принципе онй
были те же самые. «Когда я познакомих-
ся с германской тайной полицией, —
товорит Олендорф, — то мне казалось,
что основой ее была уголовная полиция
и чго ведущие лица в этой полиции стали
ведущими людьми гестапо. В большей
своей части эти люди были взяты из
знутреннего управления, чаетично завер-
бованы. частично командированы». После
этого защитник уточняет задачи работ-
ников гестапо, их общее число, число ак-
тивных гестаповцев. Свидетель определя-
ет общее число гестаповцев в стране в.
несколько сот тысяч человек. Последние.
вопросы залщитника относятся к управае-
нию концлатерями. Он спрашивает сви-
детеля: Знаете ли вы о том, кто отвечал
за управление концлатерями?

Олендорф: Полковник Поль.

Меркель: Имела ли отношение гестато
к руководству п администрации концла-
repel?

Олендерф: Шо моему мнению, нет.

После этого залцитник своими вопро-
вами старается преуменьшить учаютие
гестаповцев в зверствах, совершавшихся
з концлагерях. Однако последний ответ
свидетеля сводит на-нет все предыдущие
старания защитника. Меркель спралива-
ет: Была ли гестапо в какой-либо форме
повинна в массовом уничтожении людей?
Олендорф отвечает: Повинна так же, как
и всякая другая организация из тех, ко-
торые были в составе опвративных групп
и руководили ими.

Защитник гитлеровского генерального
mraja и ОЕВ (верховного командования
вооруженными силами) Экслер своими
вопросами пытается умалить роль своих
ползащитных организаций в дел истреб-
зения еврейского населения и в других
преступлениях.

Затем защитник Геринга задает свиде-
телю несколько вопросов, касающихся
организаций гестапо и расширения ее
деятельности в Германии. Защитник Ре-
дера задает свидетелю вопросы относи-
тельно участия армейских соединений в
выполнении указаний Гитлера по унич-
тожению евреев в Восточной Европе. Сви-
делель подтверждает, что эти указания
Титлера были известны представителям
военного командования и что генералы
выполняли указания «фюрера».

Отвечая на вопросы защитника СС и
СЛ, Олендорф сообщает, что хотя СД не
имела на оккупированных территориях
своих подвижных соединений, однако на
оккупированные территории были посла-
ны отдельные члены и группы СД для
проведения <«соответетвующих мероприя-
тий». Далее свидетель сообщает, что кан
лая оперативная группа, действовавшая
на оккунированной территории, имела ро-
ту соллат СС. Защитник задает вопрос,
	За ОЕ с, Е Зы.
пасающийся лично свидетеля. «Скажи-
те, — спрашивает он, — от кого был по-
лучен вами приказ о ликвидации евреев
и в какой форме?» Свидетель отвечает,
что его задачей было руководство опера-
тивными груннами за границей и что при-
каз 0б убийствах евреев был подписан
Тиммлером и Гейдрихом. Затем свидетель
подтверждает, - что он, как руководитель
оперативных групи, имел прямое задание
слелить за выполнением ими приказов.

«Значит, — спрашивает защитник, —
вы не имели возражений против проведе-
ния приказов в жизнь?».

Олендорф: Конечно, нет.

При этом блендорф, пытаясь смягчить
свою вину, заявляет, что он не мог He
выполнить приказы, которые дает госу-
дарство. На этом перэкреетный допрос
евидотеля Олендорфа защитниками закан-
чиваетея.

Представитель американского обвине-
HY полковник Эмин задает последний
		вопрос свидетелю. Он спрашивает: Вакие
организации ведали снабжением оператив-
ных групи и отрядов, какие организации
снабжали оружием оперативные: отряды и
какие организации снабжали группы кад-
рами? Олендорф отвечает, что бнабжение
производилось вышестоящими организа-
циями, оружие давалось через управле-
ние армии, а кадры оперативные группы
получали от управления имперской безо-.
пасности. На этом допрос свидетеля Олен-
дорфа заканчивается.

Трибунал вызывает для допроса сле-
дующего свидетеля обвинения Дитера Вие-.
лечени — члена гитлеровской партии, ак”
тивного работника СД, гауптиетурмбанн-
фюрера СС. Свидетеля допрашивает пред-
ставитель американского обвинения под-

ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 3 ЯНВАРЯ
	всего он бригаден фюрер СС и генерал- майор воск
. В продолжение ряда лет он был на-
чальником 6- го отдела главного управле-

ЗА а,

MPS EDEL Dre h Ee UTE С о И
полковник Буркхарлт. Прежде
устанавливает непосредственную связь
Вислечени с Адольфом Эйхманом — на-

ния имперской безопасности, занимавше-
гоея разведывательной деятельностью за
пределами Германии.

ния полковник Эмин спрантивает свиде-
теля о соглашении, которое было заключе-
но непосредственно перед нападением на
СССР между представителем командования
германеких вооруженных сил и службой
безопасности. Шелленберг показывает, что
в мае 1941 года состоялись переговоры
между представителем вооруженных CHI
	чальником четвертого отдела имперского
управления безопасности. Свидетель опи-
сывает организационную структуру отде-
ла, который занималея исключительно
«еврейским вопросом», а также сообщает,
	что OH лично знал почти каждого из ра-
	ботников этого отдела и его начахьника —
Эйхмана. Отвечая на вопросы обвините-
ля, свидетель описывает схему организа-
ции истребления еврейского населения.

— Вначале. —— говорит Вислечени, —-
	ном получали ли вы какие-нибудь сведе-
ния относительно общего числа евреев,
умерщвленных соглаено общей программе
и приказам? Свидетель: Эйхман лично
говорил мне о 4 млн. уничтоженных ев-
реев и даже называл число, доходящее до
5 миллионов. По моим подсчетам, это бы-
ло около 4 млн. людей, которые подверг-
ливь расправе. Сколько евреев осталось в
живых. я не могу. конечно, сказать.
	вает 0 методах убииства заключенных в
концентрационном лагере Маутхаузен, ко-
торые ему неоднократно приходилось на’
блюдать. Когда он охранял участок, при-
мыкавший в каменоломне, то часто видел,
как эсэсовцы проводили мимо него плен-
ных группами по 6—8 человек. дсэсовцы
избивали пленных и заставляли их ебра-
сывалься вниз < обрыва высотой в 30—
40_метров. В лагере Маутхаузен истреб-
ляемые таким способом носили специаль-
ное название «параютисты».

Защитник Шираха адвокат Заутер инте-
ресуетея некоторыми моментами, касаю-
шимися своего подзащитного. Он пытает-
ся установить, был ли Ширах в лагере
один или в сопровождении других посети-
телей, и какова была численность этой
группы. На настойчивые вопросы Зауте-
ра, состояла ли группа из 10 или 20 чело-
век, свидетель под общий смёх в зале от-
вечает:

— Видите ли, тогда я их не считал, по-
тому что не знал, что это мне понадобит-
ся в дальнейшем.

После окончания допроса свидетеля
Хельригля американское обвинение в лице
полковника Тейлора приступило к пред-
ставлению доказательств преступности
германского генерального иетаба и верхов-
ного командования вооруженных сил.

Германский генеральный штаб и вер-
ховное командование, заявил Тейхор, от-
личается от других групи и организаций,
против которых мы выдвигаем обвинение.
Например, СС и СА были важными ответ-
влениями гитлеровской партии; герман-
ская полиция имела . определенные корни
и предисторию, которые предшествовали
гитлеризму: имперекое правительство бы-
ло по существу комитетом или рядом ко-
митетов импереких министров, в которых
министерские посты занимали преимуще-
ственно гитлеровцы. Эти группы или дру-
гие организации, заключает полковник
Тейлор, связаны происхождением или сво-
им развитием с гитлеровцами. С помощью
этих организаций гитлеризм поднялся к
полной власти и тирании в Германии.

Германский милитаризм не был разру-
тен и не был серьезно подорван даже в
результате германского поражения в 1918
тоду. По Версальскому договору размеры
й размах деятельности германских воору-
женных сил были строго ограничены. Ког-
ла Гитлер пришел к власти. в Германии
имелся небольшой рейхевер и группа про-
фессиональных офицеров. Руководители
этой труйны составляли генеральный
	ra и верховное командование герман-
ских вооруженных сил.

Сотрудничество между гитлеровцами и
рукозодителями германских вооруженных
сил, говорит Тейлор, привело к усилению
деятельности военной машины. В свою
очерель военное министеретво и опыт ру-

коволителей германских вооруженных сил
	BO многом помогли в выполнении ГиТтле-
ровской программы. Руководители  гер-
манских вооруженных вил были согласны
с основными целями гитлеровцев, и гене-
ралы получили от Гитлера возможность
играть важную роль в достижении этих
пелей. Генералы вскарабкались на наци-
стекий вагон. говорит обвинитель.

Касаясь функций и построения гене-
рального штаба, полковник Тейлор гово-
рит, что это была уже не та организация,
которая в течение первой мировой войны
имоновалаеь «Большим германским шта-
бом». Такой организации, — заявляет он,
- с 1918 года не существовало. В, Герма-
нии имелась. однако. группа людей, от-
ветственная за политику и действия во-
оруженных сил. Это офицеры, которые
несли главную после Гитлера ответствен-
ность за пааны и операции германских
вооруженных вил.

Переходя к вопросу о составе преступ-
ной грунпы германских офицеров, обви-
нитель Тейлор говорит, что к ней прежде
всего относятся те из них, которые за-
нимали высокое положение в верховном
командовании. Он называет прежде всего
3 ноетов. 4 из их — это руководитель
ОКВ, главнокомандующий армией, глав-
нокомандующий военно-морским флотом и
главнокоманлующий  военно-воздушными
силами. 4 других поста——это’ начальники
штабов четырех  главнокомандующих и
9-й пост—заместятель начальника опера-
тивного штаба. ^

Тейлор отмечает, что группа, названная
в обвинительном заключенян, вкаючает
всех лиц, которые занимали 9 указанных
постов с февраля 1938 года до мая 1945
года. В течение этого периода эти девять
	постов занимали 22 различных лина. из
	которых 18 живы.

Говоря далее об офицерах германской
армии, которые занимали ответетвенные
посты во время войны, полковник Тейлор
заявляет, что обвинительное заключение
включает всех главнокомандующих в ар-
мии, флоте и военно-воздушных силах. а
также всех командующих армейекими
группами и армиями. В общей сложновтя
в нериод между февралем 1938 года и
концом войны в Германии насчитывалось
110 таких высших офицеров. Из них.
примерно 12 живы. Генеральный штаб и.
верховное командование включает при-.
мерно 132 офицера.

Затем полковник Тейлор приводит
письменные показания. которые подтвер-
ждают виновность генерального штаба и
верховного командования вооружечных
сил в планировании и ведении войны.

В последующих документах, предетав-.
ленных Трибуналу. полковник Тейлор
раскрывает методы разработки агрессив-.

ных действий германской военной ма-
ШИНЫ.

На этом утреннее заседание Трибунала
заканчивается.
	УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 4 ЯНВАРЯ
	ПАДАЕТ, УР a ^

генералом Вагнером и тогдашним началь-
А а абы а аи. 6 6AheNnTNVIT.

была задача решить еврейский вопрос в
Германии и в занятых ею областях, а так-
	+ормании И в завлтыл 55? зопеотаа. Gian
же регулировать передвижение еврейского
населения. Далее была поставлена задача
концентрации евреев в гетто, и последняя
фаза — это так называемое окончатель-
ное решение еврейского вопроса, то-есть

ником полиции безопасности обергруп-
пенфюрером СС Гейдрихом, которые за-
кончились подписанием специального со-
глалиения. Свидетель присутствовал на, зал
ключительном совещании и лично вел его
MHnRATOAHROAT
	планомерное уничтожение евреев.

По предложению Эйхмана свидетель быз
отправлен в Братиславу для того, чтобы
практически «решать там еврейский во-
прос». Затем свидетель с этим же зада-
нием командируется в Грецию.

Обзинитель спрашивает, известен ли
свидетелю приказ 0} уничтожении веех
евреев?

«Да, — отвечает Вислечени, — я ви-
дел такой приказ у Эйхмана. Эйхман ска-
зал мне, что он может показать мне этот
приказ в письменной форме, чтобы
я мог успокоить свою совесть. Он доетал
из своего ящика папку, которую перели-
стал, и показах мне затем приказ Гиммле-
р& начальнику полиции безопасности. В
этом приказе было нанисано: «Фюрер при-
казал окончательно решить еврейский во-
прое с завершением этого вопроса СД».
Этот приказ был подписан самим Гиммле-
pom. Я точно знал нодпиеь Гиммлера, иу
меня сомнений не было. Этот приказ был
адресован одному из начальников полиции
безопасности, а также инспектору конц-
лагерей. Этот приказ носил гриф особой
государственной важности. Он был издан
в апреле 1942 года и был разослан лично

ee ES EO азЬет

На вопрос полковника Эмина о содер-
жании подписанного документа свидетель
отвечает, что оно было посвящено вы-
полнению приказа Гитлера о подавлении в
предстоящем походе на Россию всякого
сопротивления в тылу германских войск.
В целях оказания поддержки боевым cee-
динениям армии эти задачи должны были
выполняться полицией безопасности и СД,
& войсковые соединения брали на себя
обеспечение оперативных групп боепри-
пасами» средствами связи и продовольет-
вием.

Велед за этим ряд вопросов свидетелю
задали залцитник фон Палена адвокат Ку-
бушек, защитник Розенберга — Тома, за-
щитник СС и СД адвокат Бабеал.

Затем к допросу свидетеля вновь воз-
вращается американский обвинитель Эмин.
Он спрамивает, знает ли свидетель 0 По-
селении когда-либо  Кальтенбруннером
концентрационных лагерей по собетвенно-
му желанию. Свидетель отвечает на это
утвердительно и рассказывает, как в са-
MOM конце войны Кальтенбруннер отдал
распоряжение об эвакуации концлагерей
с территории, на которую наступали 60-

` юзные войска.
	Гиммлером, Эйхман сказал мне, что этот   Цлон Трибунала от СССР генерал Ни-

приказ предусматривает окончательное „итченко узочняет у свидетеля Функция

разрешение вопроса. Эйхман подтвердил, «службы безопасности» и затем спраши-

что ему поручили выполнение этого при- вает Шелленберга:

каза и что он лично отвечает 38 10, Чтобы   _ Можно ли тык понять. если сформу-
vd 3 & =

ЕВ о Е а Ре И ее
	этот приказ был осуществлен». «Эйхман
сказал мне, — добавил Вислечени, — что
я не должен быть сентиментальным, что
это приказ фюрера и он холжен быть
выполнен».

Обвинитель: Знаете ли вы, был ли этет
приказ проведен в жизнь?

Свидетель: Да, этот приказ оставался
в силе до октября 1944 года.

Обвинитель: Вто был начальником ун-
равления безопасности, когда был издан
этот приказ?

Свидетель: Гейдрих.

Обвинитель: Выполнялея ли этот при-
каз Кальтенбруннером с такой же силой?

Свидетель: Да, выполнялся.

Далее свидетель сообщает Трибуналу,
что Кальтенбруннер и Эйхман давно зна-
ли друг друга и давно были связаны друг
с другом своей работой в органах безо-
пасности. Обвинитель предлагает свидете-
лю рассказать, в каких странах и на ка-
ких территориях принимались репрессив-
ные меры против евреев, о которых лично
известно свидетелю. Вислечени отвечает,
что ему известно о мероприятиях, про-
водившихся против евреев в Чехослова-
кии, Греции, особенно в Венгрии, а также
в Болгарии и в Хорватии. Из Чехоелова-
кии, говорит свидетель, в Польшу было
отправлено в одном случае 17 тысяч ев-
реев. Все они были увезены в концлагерь
Освенцим. Их постигла общая участь eB-
реев, находившихся в этом лагере. Kpome
того, в Польшу было выслано 35 тысяч
семей еврейских рабочих. С ними обра-
щались там соответственно изданным при-
казам. Часть из этих членов семей оста-
лась в живых, но только та, которая нуж-
на была для работы. Другая чаеть была
уничтожена. Осталось в живых примерно
25—30 процентов. В Словакию в 1944 г.
приехал Кальтенбруннер. Он е помощью
немецкой полиции сконцентрировал боль-
шое число евреев и отправил их в Освен-
ЦИМ.

Как показывает далее свидетель, из
Словакии было вывезено 25 тысяч евреев,
и с ними расправились в соответетвии с
приказами Гиммлера. Однажды, продол-
’жает свидетель, Эйхман приказал мне от-
правитьея в Салоники, установить
связь с военными властями и решить ев-
рейскую. проблему. Я установил евязь с
военным советником доктором Местер. В
Салониках все евреи были собраны в от-
ределенном квартале. Их было около 15
тысяч. Позже был получен приказ от
Эйхмана, предписывающий отправку этих
  евреев в Освенцим. Я сообщил Эйхману,
что среди евреев наблюдаются заболевания
тифом, но он не обратил на это внимания
и приказал тотчас же отправить евреев.
Всего из Македонии и Салоник было от-
правлено в результате приказа Эйхмана до
40 тысяч евреев. Е этого было исполь-
зовано от 20 до 25 транспортов.

Переходя к вопросу об истреблении ез-
рейского наседения в Венгрии, обвинитель
устанавливает, что Эйхман лично © боль-
шой командой отправился в Венгрию для
  проведения этой «операции». Эйхман

там `

ee

ление быдо бы слишком

aR EE wR KE NE OD yr Eee

лировать коротко, что функции STH CBO-
дились к подавлению тех, кого правитель-
ство и гитлеровская партия считали сво-
ими врагами?

Свидетель считает, что подобное опреде-
односторонним.
Однако, отвечая на последующие вопросы
генерала Никитченко, свидетель Шеллен-
берг признает. что указанные _ функции
входили в обязанность «службы безопас-
ности». Генерал Никитченко спрашивает
свидетеля, ‘изменились ли эти функции
после прихода Вальтенбруннера на долж-
ность начальника главного управления
безопасности. На этот вопрос Шелленберг
отвечает отрицательно.

Затем генерал Никитченко просит еви-
детеля охарактеризовать задачи  опера-
тивных групп, которые должны были быть
созданы по соглашению между военным
командованием и управлением  безопас-
HOCTH.

— Согласно соглашению, о котером я
говорил, — отвечает Шелленберг, — за-
дачи соетояли в том, чтобы обеспечить
охрану порядка в тылу войск и пытаться
сдержать всякое сопротивление, которое
могло возникнуть в войсковом тылу.

Никитченко: Или подавлять?

Шелленберг: Буквально гласило: «но-
давлять». я

Генерал Никитченко спрашивает, каки-
ми средствами должно было подаваяться
это сопротивление. В ответ на заявление
свидетеля, что в соглашении методы и
средства пе?авления сопротивления даже
не обсуждались. генерал Никитченко спра-
шивает Шелленберга:

— Но вам-то известно, какими сред-
ствами осуществлялось это подавление?

Шелленберг отвечает, что. например, в
борьбе против партизан, а также в отно-
шении гражданского населения предира-
нимались многочисленные расстрелы.

После Шелленберга допрангивается сле-
дующий свидетель — служащий соедине-
ния СС «Мертвая голова»  Алоиз Хель-
ригль, который в течение нескольких лет,
до самого конца войны состоял в охране
концентрационного лагеря Маутхаузен.

На вопрос американского обвинителя
полковника Эмина, не приходилось ли сви-
детелю видеть в этом лагере Кальтенбрун-
нера, Хельригль рассказал, что он лично
видел, как Кальтенбруннер знакомилея в
лагере с действием газовой камеры, крэ-
ме того, Хельригль встречал в этом же
лагере Бальдур фон Шираха.

Эмин: Не помните ли вы его вненность,
чтобы установить личность Ширахз?

Хельригль: Думаю, что он в последнее
время изменился. но полагаю, что узнаю
его.

Эмин: Сколько времени прошло е тех
пор. как вы его видели?

Хельригль: Это было осенью 1943
да, и с тех пор я его не видел.

На предложение полковника Эмина по-
смотреть, не находится ли Ширах в зале
суда, Хельригль осматривается и указы-
вает. на Бальдура фон Шираха, сидящего
на скамье подсудимых.

& 6-5 г

го-
	прежде всего предложил собрать всех ев- Отвечая на дальнейшие вопросы амери-
пеев в Венгрии и отправить их в Освен-  канского обвинителя. свидетель рассказы.
	Судебный процесс по делу о немецко - фашистских
	зверствах в Ленинградской области
ПРИГОВОР
	ЧЕНИНГРАД, 4 января. (ТАСС). Се-
	‚ годня на вечернем заседании предсееда-
	тельствующий предоставил последнее сло-
во подсудимым Ремлингеру и Зонен-
фельду. Х

В 19 часов 30 минут суд удалилея на
совещание. Поздно вечером председатель-
ствующий подполковник юстиции т, Ком-
лев огласил приговор Военного Трибуна-
ла.
Военный Трибунал Ленинградекого Во-
енного Округа признал бывших военнослу-
жащих германской армия Ремлингер Ген-
риха Генриховича, Штрюфинг Карл-Гер-
мана, Визе Франца, Энгель Фрица, Герер
Эрвин-Эрнета, Дюре Арно, Зононфельд
Эдуарда. Бем Эрнста, Скотки Эрвина,
Янике Гергарда, Фотель Эриха-Мауля
виновными в сАвершении массовых рас-
	стрелев, зверетв и насилий над мирным
‘советским населением, в сожжении и раз-

граблении городов и сел, в угоне совет-
ских граждан на немецкую каторгу, т. е.
преступлениях, предусмотренных ст. 1
	Указа, Президиума Верховного Совета, (-
юза ССР от 19 апреля 1943 года.

Руководетвуяеь crarpe 4 Уголовного
кодекса РСФСР и статьями 319 и 320
Уголовно-процессуального кодекеа РОФСР
и учитывая степень виновности каждого
из подсудимых, Военный Трибунал приго-
ворил:

Ремлингер Генриха Генриховича, Штрю-
финг Napaa-Tepana. Bem Эрнста, Энгель
Фрица, Зоненфельд Эдуарда, Янике Гер-
гарда, Скотки Эрвина, Герер Эрвина-
Эрнста — к смертной казни через пове-
шение;

Фогель Эрих-Пауля и Визе Франца —к
	ссылке в каторжные работы _сроком на 20
лет каждого:
	Дюре Арно — к ссылке в каторжные
работы сроком на 15 лет,

Присутетвующие в зале трудящиеся
	Иэнинграда, Ленинградской, Новгородской
и Поковокой областей встретили приговор
единодушным одобрением.
			Ответственный редактор К. К. ОМЕЛЬЧЕНКО.
Издатель — ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФСОЮЗОВ.
Я ГЕ а)

ася -
	‚ Типография «Известий Советов депутатов трудяшихся СССР» имени Сквориова-Степанова, Пушкинская плошадь, 5.