Воскресенье, 13 января 1946 г., № 12 (7579)
		Судебный процесс по делу о зверствах неменко-
фашистских захватчиков в гор. Николаеве
н Николаевской области
	НИВОЛАЬВ, 12 января. (ТАСС). Ha
вечернем заседании 11 января продол-
жалея допрос обвиняемого Кандлера. ИТаг
за шагом суд уетанаваивает виновность
подсудимого в издезательствах, пытках,
иотязениях. которые систематически пра-
ктиковал Кандлер. Езнллер изобличается
	Не только судом, Но И 00вичяемым Саня-
	HE PON,
Затем суду Дает показания Бютнер,
майор, бывигия начальник жандармерии
	Николаевской области. Это одна из цент
ральных фигур процесса. Он старый
член гитлеровской партии. в которую
вступил еще в 1935 году, опытный  3а-
плечных ‘дел мастер. Бютнер` пы-
тается умалить свою вину, сеыла-
ясь Ha приказы командования. O7-
нако в ходе судебного заседания и мате-
риалами предварительного следетвия он
полностью изобличается в пред’явленных
ему обвинениях.

Будучи начальником жандармерии Ни-
колаевской области, ВБютнер имел в своем
подчинении 13 жандармеких округов.
Подсудимый. лично об’езжал подчиненные
ему жанлармекие участки, инструктиро-
вал их. Он учил своих жандармов, как
нужно убивать, вешать, истязать, rpa-
бить мирных советских граждан. 0бви-
няехгый Бютнер принимал также личное
участие в карательных экспедициях. Эти
экспедиции заканчивались  расстрелами
сотен людей, угоном советских граждан в
немецкое рабство. Бютнер лично расстре-
ливал и лично возглавлял одну из` круп-
нейших карательных экснедиций против
мирного населения ряда районов Нико-
лаевской области. В результате этой
экспедиции здесь было сожжено 6 насе-
ленных пунктов, расетреляны сотни, мир-
ных граждан.

По лриказу БютБера жандармы аресто-
вывали сотни людей, бросали их в застен-
ки. Нытки здесь носили утонченный ха-
рактер: людей лишали пищи, подвени-
вали вниз головой, жгли пятки рабка-
ленным железом, били но голове резино-
выми дубинками. За короткое время по
приказу Бютнера в Николаеве было аре-
стовано 1.500 ни в чем не повинных лю-
дей. Из них более 500 были переданы
полиции безопасности «СД», откуда они
не возвратились.

Руководитель жандармерии — Бютнер
преизводил массовый угон советских
граждан в Германию. Проводивниеся при
этом облавы сопровождались кровавыми
раепразами над населением. Всего нико-
лаевскал жандармерия угнала из Нико-
лаевской области в Германию около 50
тысяч советских людей.

Допросом подсудимого Бютнера закан-
чивается вечернее заседание 11 января.
		  Охранная полиция, руководимая Витц-
  ебом, устраивала облавы на советских
  граждан, угоняла их в немецкое рабетво,
: проводила массовые аресты,  изымала
продукты у населения. В январе 1942
`геда Витцлеб лично участвовал в повеше-
  нии 10 согетских граждан в Николаеве.
  Нодеудвмый признает, что охранная
  полиция за время, когда он ее возглав-
лял, насильно угнала в Германию более
10.000 советеких граждан. Для этой це-
ли систематически производились массо-
вые облавы, планы их разрабатывал лич-
но Витцлеб. Людей, уклонявшихся от уго-
на в немецкое рабство, охранная полиция
подвергала жестоким избнениям и  пыт-
кам, затем они направлялись в <«поли-
цию безопасности» «СД», где, как прави-
` 19, расстреливалиеь. Чтобы скрыть сле-
ды евоих преступлений, немецкие власти
сжигали казненных.

Далее суд допрашивает подсудимого
капитана Шале, бывшего заместителя
начальника охранной полиции г. Нико-
лаева.

’ Шмале, будучи заместителем начальни-
ка охранной полиции, не только выполнял
приказы начальства, — он проявлял и
собственную «инициативу». 9н — орга-
низатор и участник массовых облав, про-
водививихся в Николаеве, внушал подчи-
ненным. чтобы людей, уклоняющихся от
угона в Германию. немедленно расстрели-
вали. В августе. 1943 года Шмале выез-
жал с карательной экопедицией, которую
возглавлял Бютнер. Каратели сожгли не-
‘сколько населенных пунктов, расстреляли
сотни советеких гражлан. Возглавляя по-
лицию вместо уехавшего Витцлеба, подеу-
димый принимал активное участие в сож-
жении домов, в разрушении преднриятий,
школ, больниц. Только 26 и 27 марта
1944 гола в Николаеве полицией’ было
расстреляно более 150 человек.

Суд переходит к допросу обвиняемого
Виннлера — генерал - лейтенанта, бывше-
го коменданта Николаева, находившегося
в городе около двух лет. Через подчинен-
ные ему воинские части и карательные от-
ряды Винклер осуществлял систематиче-
ское истребление советских людей, масео-
вый угон мирных граждан в немецкое
рабство, руководил фазрупением  пред-
приятий, учреждений, больниц, музеев
города. :

В марте 1944 года, нажануне бегства
немцев из Николаева, Винклер издал при-
каз, в котором сообщалось, что все гра-
ждане, сопротивляющиеся угону в Герма-
нию, будут об’явлены партизанами и рас-
стреляны. Выраженная в приказе угроза
HEPORO осуществлялась полицией и жан-
дармерией.

На суде генерал - лейтенант Винклер
пытался изобразить себя «слепым испол-
нителем», осуществлявитим только указа-
ния высптего командования, однако в ре-
зультале перекрестного допроса и пред?яв-
ления документов Винклер изобличается
как организатор и руководитель всех раз-
рушений, произведенных в Николаеве не-
мецкими оккупантами. .

Допросом подсудимого Винклера утрен-
нее засолание заканчивается.

MT TNUTRTIMIA

рошю известна в Лондоне. Пытаясь устано-
вить связь с близкими-им элементами, они
переслали в Чехословакию листовки и чн-
струкции фашистского характера. Они меч-
тают о разделе государства на две части.
Чехия, по их планам, должна быть включе-
на в так называемую «западно - европей-
	скую федерацию». В листовках содержатся.
	также выпады против президента Чехослова-
кии д-ра Бенеша. Изменники не найдут в
республике единомьниленников, пишет газета,
об этом позаботятся не тольЖо органы безо.
пасности, но и сам чехословацкий народ.
	Первая сессия Генеральной Ассамблеи
организации Об’единённых Наций
		УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ
12 ЯНВАРЯ
	ОНДОН, 12 января. (ТАСС). Открывая
утреннее заседание Генеральной Ассамблеи,
прелседатель Спаак об’явил, что во второй
половине дня состоится заседание общего
комитета для обсуждения дополнительного
списка вопросов к повестке дня. Этот спи-
сок включает проект резолюции о ЮНРРА,
вчесеннтый делегацией Соединенного Коро-
левства, предлагаемые поправки к правилам
процедуры Генеральной Ассамблеи, касаю-
щиеся состава общего комитета, и вне-
сенную делегациями СССР. Соединенного
	Королевства, США, Франции, Китая и Ка-
нады резолюцию об учреждении комиссии
по вопросам, связанным < открытием атом-
ной энергии.
	Следующим пунктом повестки дня было
избрание шести непостоянных членов бовета
Безопасности. Председатель огласил статью
23-ю устава Об’единенных Наций, касаю-
щуюся состава Совета Безопасности, и на-
помнил делегатам, что з соответствии ©
правилами процедуры выборы должны про-
исходить путем тайного голосования, и для
того, чтобы быть избранными, кандидаты
должны собрать # голосов. Если требуемое
число кандидатов не получит № голосов
при первом голосовании, то следует пря-
бегнуть к новому голосованию до тех пор,
пока не будет получено требуемое коли-
чество голосов. Спаак  об’явил, что три
члена Совета   Безопасности, избираемые
сроком на один год, будут занимать свои
места до сентября 1946 года, а три члена,
избираемые сроком на 2 года,—до сентября
1947 гола :
	Для наблюдения за голосованием были
избраны делегат Нозой Зеландии Вильсон
и польский делегат Модзелёвокий. После
этого выступил советский делегат т. Громы-
ко, который предложил: отложить избрание
непостоянных членов Совета Безопасности
до начала будущей недели, поскольку неко-
торые делегации прибыли в Лондон всего
3—4 дня назад и не имели возможности
предварительно обменяться мнениями. «Не-
которые делегации. в том числе советские
делегации, — сказал т. Громыко, — хотели
бы более внимательно обдумать этот вопрос
и проконсультироваться не только с 2, 3 или
5 делегациями, но с большим числом деле-
гаций с тем, чтобы быть в состоянии избрать
действительно наиболее подходящих канди-
датов в первый состав Совета Безопасности.
Вот почему советская делегация пришла к
выводу, что было бы желательно и целесо-
образно с точки зрения действительно хоро-
шего состава Совета Безопасности отло-
жить выборы непостоянных членов совета
до начала будущей недели».
	Предселатель раз’яснил, что. предложе-
	ние, внесенное Громыко, основано на 60-м
	пункте временных правил процедуры, позво-
ляющем делегатам вносить предложения об
отсрочке решения любого вопроса. При вне-
семии такого предложения разрешается вы-
ступление двух ораторов за и двух орато-
ров протиз. него.

После этого лы выступил руко-
водитель делегации США Бирнс, который
		высказался против предложения об отероч-
ке выборов. стоящих на повестке дня.

По мнению Бирнса, отсрочка выборов оз-
начала бы установление исключительно
дурного прецедента.

Председатель Спаак сообщил, что в свя-
зи < предложением, внесенным Громыко, вы-
разили желание выступихь еще 4 делега-
ции, а именно Коста-Рики, Новой Зеландии,
Соединенного Королевства и Чехословакии.
Делегации Коста-Рики и Соединенного Ко-
ролевства заявили, что они хотели бы вы-
ступить против внесенного предложения, де-
легации Новой Зеландии и Чехословакии
— за него. :

Премьер-министр Новой Зеландии Фрэзер
заявил, что он высказывается «за отсрочку
выборов с тем. чтобы мы могли’ лучше по-
размыслить над тем, какой выбор наилуч-
шим образом будет отвечать порядку избра-
ния, изложенному в Уставе Об’единенных
Наций и обеспечит справедливое географи-
ческое распределение». Далее Фрэзер за-
явил, что дальневосточные проблемы имеют
наибольшее значение для поддержания ме-
ждународного мира и что они не могут быть
разрешены, если тихоокеанские страны не
будут представлены в Совете Безопасности.

Следующим по вчесенному Громыко пред-
ложению выступил английский министр ино-
странных дел Бевин, высказывающийся про-
тиз предложения об отсрочке выборов н®-
постоянных членов Совета Безопасности,
заявив, что он считает эту отсрочку опасным
прецедентом. Мы должны действовать как
Ассамблея, заявил Бевин, и должны придер-
жживаться повестки дня. ~

Масарик, выступая от имени. чехословац-
кой делегации, поддержал предложение
Громыко и заявил, что незначительная от-
срочка была бы полезной. «Если мы рас-
смотрим этот вопрос в конце недели, — ска-
зал он, — то это будет целесообразно».

На этом прения закончились. Представи-
тель Украины т. Мануильский предложил
провести поименное голосование. Это пред-
ложение было принято. Голосование дало
следующие результаты: 34 делегата выска-
зались против предложения Громыко, 9 — за
и 8 воздержалось.

После этого т. Мануильский предложил
в соответствии с положениями устава Об’е-
диненных Наций предоставить два места
Южной Америке (Бразилии и Мексике), од-
но место южкому району Тихого океана
{Новой Зеландии). одно место Восточной
Европе (Польше). Он предложил избрать
эти страны сроком на два года. Сроком на
один год он предложил избрать‘ Египет,
Норвегию и Мексику, если последняя не
будет избрана сроком на два года.

Председатель Генеральной Ассамблеи зая-
вил, что предложение Мануильского пол-
ностью соответствует правилам, но напом-
зил, что правила предусматривают, что од-
ногодичный и двухгодичный сроки должны
определяться специальным голосованием
после того, как будет образован Совет Бе-
зопасности.

Затем делегат Новой Зеландии снял кан-
дидатуру своей страны в пользу Австралии.
Делегат Норвегии также снял кандидатуру
своей страны.

После этого делегаты приступили к го-
		К ренению
относительно
Болгатии.
	Как стало известно из вполне автсоритет-
ных источников, в соответствии с рентелием
Московского Совещания Министров Иност-
равных Дел’ Советского Союза, Создинен-
ных Штатов и Великобритании Советское
Правительство направило  Болгарскому
Правительству дружественный совет о же-
лательности дополнительного включения в
состав Болгарского Правительства лвух
представителей от оппозиционных групп
Болгарии, которые не участвуют в Прави-
тельстве и будут лойяльно работать вместе
с Нравительством. Болгарское Правитель-
ство приняло этот еовет с полной готов-
ностью и обратилось с соответствующими
предложениями к представителям не входя-
щих в нынешнее Болгарское Правительство
групп Земледельческого союза и социал-де-
мократической партии. Однако пйедстави-
тели этих групп г. Н. Петкоз и г. Лулчев
отклонили эти предложения, выставив в
связи с этим такие условия участия в Пра-
вительстве, которые в корне противоречат
решению Московского Совещания трех ми-
нистров. Лулчев и Петков потребовали рос-
пуска Народного Собрания, которое было
избрано 18 ноября 1945 г. на основе всеоб-
щего и тайного избирательного права, сме-
ны нынешнего Болгарского Правительства
	и пред явили другие смехотворные трёебова-.
	ния. Естественно, что Болгарское Прави-
тельство отказалось рассматривать эти тре-
бования.

Прибывший в Софию 9 января по поруче-
нию Советского Правительства Заместитель
Народного ‚ Комиссара Иностранных Дел
СССР А. Я. Вышинекий за время своего
пребывания в Болгарии < 9 по 11 января
имел ряд бесед с членами Болгарского Пра-
вительства по вопросу о выполнении москов-
ского решения относительно Болгарии. В
этих беседах Болгарское Правительство
вновь подтвердило свою полную готовность
провести в жизнь указанное московское ре-
шение.

А. Я. Вышинский имел также беседы по
данному вопросу с г. Лулчевым и г. Н. Пет-
ковым, перед которыми был поставлен во-
прос о том, желают ли они воспользовать-
ся настоящим случаем, который предоетав-
ляется им московским решением относи-
тельно Болгарии. чтобы дать по одному
представителю от каждой группы в Прази-
тельство при условии, что эти представите-
ли будут лойяльны к Болгарскому Прави-
тельству и Народному Собранию.

Уклоняясь. от ответа на этот вопрос,
гг. „Шулчев и Н. Петков продолжали на-
стамвать на своих несуразных условиях, от-
вергнув таким образом решение о Болга-
рии Министров Иностранных Tex CCCP,

Тем самым Нетков и Лулчев показали
свою нелойяльность в отношении Болгар-
ского Правительства и свою оторзанность
от болгарского народа, выразизего во вре-
мя выборов полное доверие Болгарскому
Празительству.

12 января тов. А. Я. Вышинокий возвра-
тился в Москву.

{TACC).
	От’езд тов. А. Я. Вышинского
из Софии
	СОФИЯ, 12 января. (ТАСС). Софийское
радио передает, что вчера в зале ` военного
клуба поемьер-министр Кимон - Георгиез
	устроил прием в честь заместителя Нарол-
ного Комиссара Иностранных Дел СССР
А. Я. Вышинского. Присутствовали: ре-
генты, члены совета министров, экзарх
Стефан Т, Георгий Димитров, члены Нацио-
нального комитета Отечественного фронта,
лидеры партий, входящих в Отечественный
фронт, депутаты Народного собрания и
его председатель Василь Коларов, генерал-
полковник Бирюзов, посланник Советского
Союза в Болгарии Кирсанов, дипломатиче-
ский корпус и другие.

‚Сегодня А. Я. Вышинский выехал из
Софии. На вокзале его провожали все липа,
присутствовавшие на приеме.
		Б Иранском
	Азербайджане
	Азербайджанский язык о0б’явлен
	офи циальным ЯзЗыном
	  ТАВРИЗ, 10 января. (ТАСС). Нацио-
нальное правительство Иранского Азер-
байджана постановило ввести ни
ский язык в качестве официального языка
в Иранском Азербайджане. Вся переписка
в государственных учреждениях и суло-
произволство должны вестись на этом язы-
ке. В городах и селениях предложено по-
весить написанные на азербайджанском
языке вывески.

В районах, населенных курлами, армяна-
ми и жителями других национальностей,
делопроизводство в местных учреждениях
и преподавание в школах булет проводиться
на соответствующем родном языке; а вся
переписка с национальным правительством
булет вестись на азербайджанском языке.

Министерству просвещения поручено
открыть сеть вечерних курсов по повыше-
нию грамотности населения,

Меры правительства
к ликвидации нишенства
	ТАВРИЗ, № января. (ТАСС). Националь-
ное правительство Иранского Азербайджа-
на принимает репгительные меры к ликрида-
ции нищенства. В Тавризе и в других горо-
дах все бездомные дети до 14 лет напраз-
ляются в специально созданные детские
дома, нищенствующие больные и калеки
будут направляться в больницы или дома
для престарелых ит д.
	Провокационная деятельность
иностранного агента Кавама Ширази
на юге Иоана
	ТЕГЕРАН, 10 января. (ТАСС). Газета
«Рахбар» 6 января опубликовала статью об
активной антидемократической деятельно-
сти на юге Ирана известного реакционера и
иностранного агента Кавама Ширази. По
приказу Кавама Ширази муллы проповелуют
религиозную войну против азербайджанцев
Северного Ирана. Недавно на ширазском
базаре один ахунд, пользующийся поддерж-
кой Кавама Ширази и местной полиции,
обвинял азербайджанцев в измене исламу и
призывал к борьбе против них. Однако при-
сутствующие не пожелали слушать ахунда
и разошлись. В той же статье газеты «Рах-
бар» сообщается, что Кавама Ширази соз-
цает на юге Ирана вооруженные отряды
племен. К этому делу привлекаются бывшие
инспектора корпуса «южно-переидеких
стрелков», который. был создан на юге
Ирана иностранцами в конце прошлой миро-
ВОЙ ВОЙНЫ.
	лосованию. После подсчета голосов пред-
седатель об’явил, что 50 бюллетеней счи-
таются действительными и что требуемое
большинство в 7 голосов составляет 34
голоса. Требуемые Ж голосов собрали
Бразилия (получившая 47 голосов), Египет
(45), Моксика (45), Польша 439) и Гол-
ландия (37), которые и считаются избран-
ными. Не собрали требуемого количества
голосов Канада (33), Австралия (28), Иран
(6), Чехословакия (6), Норвегия (5), Дания
{2), Бельгия, Эфиопия, Греция, Люксем-
бург, Новая Зеландия, Турция, Югославия
(по одному). В соответствии с правилами
процедуры было решено провести второе
голосование для того, чтобы выяснить, ка-
кая из двух стран, набравших- большее ко-

личество голосов, — Канада или Австра-
лия — сможет ‘получить требуемые #
голосов.

Было проведено второе голосование, ко-
торое дало следующие результаты: Авет-
ралия получила 27 голосов и Канада 93 го-
лоса. Спаак об’явил, что третье голосование
состоится на вечернем заседании.

На этом утреннее заселание закончилось.
	БЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ
12 ЯНВАРЯ
	ЛОНДОН, 12 января. (ТАСС). На вечер-
нем заседании Генеральной Ассамблеи 12
января были снова поставлены на голосова-
ние кандидатуры Австралии и Канады на
место шестого непостоянного члена Совета
Безопасности. За Австралию было подано
28, за Канаду — 23 голоса. Таким образом
требуемого большинства двух третей голо-
<оз ни одна из этих двух кандидатур не
получила. Делегация Канады сняла свою
кандидатуру в пользу Австралии, но пред-
седатель об’явил, что правила процедуры
не могут быть нарушены и должно быть
проведено новое голосование. В результате
нового голосования Австралия собрала 46
голосов.

После этого с речью выступил глава
польской делегации Ржимовский. Он побла-
годарил за избрание Польши непостоянным
членом Совета Безопасности‘ и заявил, что
Нольша, являющаяся первой жертвой агрес-
син, должна занять место среди тех членов
Совета. Безопасности. которые избираются
сроком на два года. .

В результате тайного голосования боль-
шинством голосов Австралия, Бразилия и
Польша были избраны членами Совета Без-
опасности сроком на два года.

После выборов Веллингтон Ку и Бидо
сделали несколько замечаний 06 общих
принципах выборов. После этого состоялись
выборы в Социальный и Экономический <о-
вет. При первом голосовании были избраны
Чили, Китай, Норвегия, Великобритания,
Советский Союз, Перу, Соединенные Шта-
ты, Канада, Ливан, Колумбия, Франция. Ин-
дия, Бельгия, Чехословакия, Украинская
ССР, Куба и Греция. 18-й член Совета на
сегодняшнем заседании избран не был, так
как болыне ни одна кандидатура не собра-
ла большинства в две трети голосоз. После
двух голосований этот вопрос по предложе-
нию т. Мануильского был отложен до сле-
луюшего заселания. .
			гой
НЫ
	==

ма
бы
		re

IBA
	у
го
		OB.
Ве
Dy
Ca
ro
Ka
	r=
то

И
УИ -
		да

ре-
НТ,
yar
EY
ЫМ
jee

10=
	ral
Cb
th”
			ия
па
	shu
Ke
	НИБОЛАЕВ, 12 января. (ТАСС). Ут-
реннее заседание суда начинается депро-
сом подсудимого майора Витилеба, быв-
шего начальника охранной полиции гор.
Николаева.

На вопрое  председательствующего,
признает ли он себя виновным в пред’яв-
ленцых ему обвинениях, подоудимый oT
вечает утверлительно.
		ПРАГА, 11  января. (ТАСС). Пражская
газета «Своболне ческословенско» сообщает,
что органами государственной безопасности
и вознными властями обнаружены следы фа-
шистской деятбльности, инициаторами ко-
торой язляются люди из окружения генера-
ла Ирхала, находящегося в Лондоне. Эти
люди пытались контрабандным путем до-
ставлять в Чехословакию сфабрикованные
ими в Лондоне листовки. Изменника Прхала
скружают лица, которые давно являются фа-
шистами. Деятельность таких людей, как
Мишехк. Сладечек, Лохтер, Бартл и др. хо-
	Суд над.виновниками войны в Финляндии.
	ХЕЛЬСИНКИ, 11 января. (ТАСС). 11 ян-   самых выгодных условиях невозможно орга-   на случай возникновения войны между Гер-.
	варя суд по делу финских виновников войны
заслушал ответную речь обвинителя Тарьян-
ке на выступления подсудимых и их запцит-
НИКОВ.

Тарьяние отметил, что по существу дела со
стороны обвиняемых и защиты было сдела-
чо весьма мало возражений.

Тарьянне доказал необоснованность по-
пытки занщиты поставить на суде под сомне-
ние вотрос о наказуемости деятельности,
способствовавшей вовлечению Финляндии в
войну или же способствовавшей затягиванию
войны. Законодатели, как указал Тарьянне,
имели в виду уже определенную деятель-
ность. Поэтому настоящий судебный про-
цесс должен лишь выяснить, какие именно
липа подлежат наказанию.
	Тарьянне указал также на необоснован-
ность выдвигаемых защитой юридических
соображений относительно умышленности
или неосторожности деятельности. Эти со-
ображения, заявил обвинитель, He могут
быть применены к данному закону. По опре-
делению законодателей, преступные дей-
ствия, указанные в законе о наказании ви-
новников войны, являются наказуемыми не-
зависимо от их. мотивов.

«Уже на основании представленных ма-
териалов, — заявил Тарьянне, — было яено,
что политические руководители сознательно
содействовали такому развитию событий или
давали им развызаться в таком направлении,
что страна утратила свой нейтралитет и бы-
ла вовлечена в войну против Советского
Союза на стороне Германии».
	Как указывает Тарьянне, «со стороны
Советского Союза ие могло быть стремлення
к разрыву отношений. На промессе утверж-
дали, что вооруженные снлы Финляндин
были организованы исключительно в целях
обороны. Однако наши вооруженные силы
частично смогли приступить к активной на-
ступательной деятельности уже в ночь на
Е чюля, и это доказывает, что подготовка
велась не только с целью обороны. Даже в
	HH3OB4Tb наступательную воину в течение о
дней. Мноюзтеперь получены материалы,
которые доказывают, что Финляндия дей-
ствительно заблаговременно до начала вой-
ны, если не в официальной форме, то во вся-
ком случае фактически, заключила ‘согла-
шение с Германией о военном сотрудниче-
стве. Полковник, впоследствии генерал от
инфантерии, Бушенхаген, который, начиная
с декабря 1940 года, много раз был в контак-
те с финскими военными властями, а так-
же посещал Финляндию с целью информа-
ции о подобном сотрудничестве, дал об этих
сообщениях письменные показания. Его по-
казания свидетельствуют о том, что перего-
взоры велись в Хельсинки в феврале 1941 го-
да в течение 2—3 дней, после чего вместе
с финскими военными властями была совер-
шена 8—10-дневная инспекционная поездка
по маршрутам Каяни—Хюрюнкальме—Суо-
мусальми, Куусамо—Розаниеми — Кемияр-
ви—Петсамо-——Рованиеми—Торнио. В резуль-
тате этой поездки было установлено, что
‘наилучиеие оперативные возможности име-
	лись в районе Куусамо в направлении Ке-
	стеньги н в раионе Кемнярви в направлении
на Кандалакшу, в то время как наступление
	из Петсамо в направлении Мурманска пред-
	ставляло большие трудности.
	манией и Советским Союзом“— фактически
было условлено о вступлении в войну на
стороне Германии, хотя внешне войне и пы-
‚Тались придать оборонительный характер».

Во время переговоров Бушенхагена с фин-
скими генералами Хейнриксом, Аура и Та-
пола обсуждались мероприятия по маскиров-
ке мобилизации финской армии, вопрос о
выступлении немецких и финских войсковых
соединений и цели их наступления. Далее,
из отчета Бушенхагена видно, что немецким
генеральным штабом были определены зада-
чи финских войск при наступлении на Ле-
нинпрад. Согласно этому плану, наступление
финских войск на Ленинград предусматри-
валось осуществить совместно с немецкими
войсками. Было установлено, что одна не-
мецкая дивизия будет принимать участие в
наступательных операциях на полуостроз
Ханко, а финские войска, в свою очередь,
оккупируют Аландские острова.

Касаясь результатов своих переговоров
< представителем финского генерального
штаба, генерал Буненхаген в своем отчете
считает, что генерал Хейнрикс доложил о
  них маршалу Маннергейму и министру обо-
троны генералу Вальдену. Из отчета Бушен-
хагена явствует, что перед войной велись
также переговоры между представителями
воздушных сил Германии и Финляндии от-
носительно передачи финских аэродромов
  в распоряжение германских воздушных сил.
Бушенхаген в своих показаниях пишет, что
со стороны германского генерального штаба
не оказывалось никакого давления на гене-
 ральный штаб Финляндии, так как послел-
ний сам проявил готовность участвовать в
войне на стороне Германии,

После оглашения этого отчета Бушенхаге-
на государственный обвинитель Тарьянче
ли: суду ряд дополнительных доку-
ментов, касающихся военного сотрудниче-
ства ния и Финляндии. Затем слово
было предоставлено обвиняемому Рюти, ко-
торый зачитал свой ответ на обвинительное
заключение, оглашенное канцлером юстиции
на предыдущих заседаниях.

Конгресс Союза патриотов в Румынии
	понгреевс решил создать еди
	ную партию соедних классов
	Б конце апреля или в начале мая 1941 го-
да Бушенхаген вновь был в Хельсинки и вел
переговоры с финским генеральным штабом.
При этом было установлено, что финский
генеральный штаб вполне готов сотрудни-
чать с немцами в войне против Советского
Союза. Окончательно о планах договорились
в Зальцбурге в мае 1941 года. Более точные
подробности из нисьменного показания Бу-
шенхагена я представляю суду. Точно так
же мною получены сфотографированные ко-
пии программы переговоров в Зальцбурге,
план «Барбаросса», расписание времени для
плана «Барбаросса» и т: п. Все эти докумен-
ты, со своей стороны, подтверждают показа-
ния генерала Бушенхагена. Это новое раз?яс-
нение подтверждает уже ранее полученную
картину о том, что со стороны Финляндии—
	БУХАРЕСТ, 11 января. (ТАСС). Вчера
открылся генеральный конгрессе Союза пат-
ристов, посвященный вопросу создания еди-
HOH партии средних классов.

На конгрессе присутствуют представители
всех уездных организаций Союза и гости—
писатели, артисты, адвокаты, журналисты и
священники. В работе конгресса принимают
участие министры профессор Багдасар, Кон-
стантинеску-Яш, Владеску-Ракоса. Бурдуча
H др. es
Конгресс открыл председатель Союза па-
триотоз профессор  Багдасар, отметивший
роль Союза в период подпольной борьбы
против немцев и их слуг, его участие в пра-
вительстве широкой демократической кон-
центрации, возглавляемом П. Гроза, в демо-
кратизации и восстановлений страны.

С приветствием конгрессу выступили про-
фессор Калинеску, который от имени журна-
листов — членов Союза патриотов призвал
	в вступлению во вновь создаваемую партию,
а также министр культов Бурдуча — от
имени союза священников-демократов,
прокурор Бланару — от имени судебных ра-
ботников, инженер Пенеску— от имени чле-
нов профсоюзов Бухареста и другие.
Министры Константинеску-Яш и Владес-
ку-Ракоса в своих речах подчеркнули роль
		БЕЛГРАД, 12 января. (ТАСС). Белград-
ское радио передает сообшение албанского
телеграфного агентства о том, что вчера
Учредительное собрание Албании едино-
гласно  поовозгласило Албанию народной
республикой. Учредительное собрание еди-
ногласню приняло решение об об’явлении
	Союза патриотов и его политическую силу в
стране.

В начале вечернего заседания были огла-
шены многочисленные телеграммы со всех
концов ‘страны. Затем конгресс избрал
мандатную комиссию, а также комисоню по
разработке программы, устава и резолюции.

С болыним политическим докладом вы-
ступил генеральный секретарь Союза пат-
риотов профессор Драгомиреску. Отметив
большую ‘работу, проведенную Союзом до
изгнания немцев из. страны, Драгомиреску
указал, что Союз патриотов принимает ак-
тизное участие в управлении страной через
своих представителей в правительстве и в
органах власти на местах. «Союз патриотов
вместе с другими политическими группами и
деятелями, — заявил оратор, — решил соз-
дать партию, в которой будут представле-
ны вместе с интеллигенцией все средние со-
пиальные категории. перестающшие сейчас
	быть жертвами реакционных тенденция,
жертвами трестов и картелей».

Докладчик далее указал основные про-
граммные линии новой партии.

После оживленных прений конгресс ре-
пкил пристултнть к созданию партии сред-
них классов.
		Их преступления теперь полностью разоблачены
ОТКЛИКИ ФИНСКОЙ ПЕЧАТИ
		страны могут прятаться за слиной военного
командования. Политическое руководство
страной осуществляется правительством, а
не генеральным штабом.
	Газета «Вапаа сана» в редакционной ста-
	тье пишет: на вчерашнем — заседании суда
над виновниками войны государственным
обвинителем Тарьянне были опубликованы
документы, которые полностью опроверга-
ют теорию о так называемой  «обособлен-
ной войне Финляндии». Всякие утверждения
обвиняемых и их защитников, что Финлян-
дия якобы вела оборонительную войну, яв-
ляются лживыми до наглости. Наиболее ин-
тересным из документов, пред’явленных вче-
ра на суде государственным обвинителем.
является отчет немецкого генерала Бушен-
	хагена. Этот отчет разоблачает как перед
	финским народом, так и перед всем миром
Ту закулисную игру, которую перед войной
политическое и военное руководство Фин-
ляндии вело с Германией. Хотя этот ‘доку-
мент, указывает газета, касается B OCHOB-
ном роли военного руководства в деле под-
готовки страны к войне на стороне Герма-
нии, это не снимает ответственности с поли-
тического руководства в этом вопросе. Как
известно, армия являетел орудием полити-
ки, и поэтому нет никакого сомнения в том,
что политическому руководству были изве-
стны действия генерального штаба.

Затем, перейдя к оперативным планам,
разработанным генеральными штабами Гер-
маним и Финляндии, газета указывает. что
эти планы определяли роль финских войск
в наступлении на Ленинград. Перед войной,
	ХЕЛЬСИНКИ, 12 января. (ТАСС). Как
передает финское радио, в центре внима-
ния финских газет стоит выступление го-
сударствечного обвинителя Тарьянне на
суде по делу виновников войны. Большин-
ство газет в передовых статьях широко
комментирует отчет неменкого генерала
Бушенхагена о его поездке в Финляндию в
1941 году, оглашенный вчера канцлером
юстиции Тарьянне.
	Тазета «Аельсингин саномат» в передо-
вой статье пишет: отчет генерала Бушен-
хагена является завершающим  свидетель-
ским показанием по делу финских виновни-
ков войны. Этот отчет проливает свет на
предисторию возникновения войны Герма-
нии и Финляндии против Советского Сою-
за. В частности, из этого отчета становится
ясно, какая роль была. отведена Финляндии
в проведении в жизнь так называемого
	плана «Барбароссы». Факты, приведенные
в этом отчете, не были известны до сих
пор финскому народу. Особенно большой
интерес вызызает то обстоятельство, что
генерал Бушенхаген указывает, что перед
войной германский генеральный“ штаб не
оказал никакого давления на военное ру-
ководетво Финляндии, так как Финляндия
сама в достаточной степени проявила свою
готовность участвовать в войне на cTOpo-
не Германии. Хотя этот отчет Бушеинхаге-
на, заявляет далее газета, и является отяг-
чающим вину обстоятельством ‘для военно-
го руководства Финляндии, это вовсе не
означает. что политические руководители
	как известно, Гитлер дал Финляндии «ры-
царские обещания», в частности, он обещал
ей Ленинград, но, конечно, после того. как
этот город будет сравнен с землей. Может
ли быть более чудовищный план? — спра-
пивает газета, — чем тот, при помощи ко-
торого Германия в сотрудничестве с Фин-
ляндией стремилась добиться своей цели.
даже не считаясь с миллионами жертв. Но
фактически Германия, ведя войну против
Советского Союза в сотрудничестве с Фин-
ляндией, не намерена была оставить Фин-
ляндию самостоятельной. Как это стало из:
вестно из протокола одного из совещаний у
Гитлера, последний указал, что в конечном
итоге Фичляндия должна быть присоелине-
на к Третьей империи.

ХЕЛЬСИНКИ, 11 января. (ТАСС). Хель-
синкские газеты придают большое значение
новому документу, поступившему в распоря-
жение суда по делу виновников войны. Еше
до оглашения документа на. суде. газеты
сумели получить сведения об его характере:
Документ подтверждает ведение Финлян-
дией предварительных переговоров c Tep-
манией о плане нападения на Советский
Союз. В журналистских кругах отмечают
«странную роль» бывшего начальника фин-

ского генерального штаба генерала Хейн-
рикса, который после присяги дал, по сути
дела, ложные показания и пытался скрыть
хорошю известные ему факты. Теперь Хейн-
рикс подвергнется новому допросу на суде.
	11 и 12 января народным праздником. В то
время, как салют из 101 орудия извещал о
провозглашении республики, население Ти-
раны толпами вышло на улицы и © неопи-
Жуемым ‘воодушевлением выражало свою
радость по этому поводу.
	слишком быстро. За праницей уже отмети-
ли, что чистка затягивается. Разрыв с пра-
вительством Франко не только покажет
путь ликвидации последнего нацистского
правятельства в Европе, но восстановит уве-
ренность в том, что Дания является союз-
ником не на словах, но и на деле».

10 января перед зданием франкистской
миссии в Копенгагене была устроена много-
людная демонстрация, прошедшая под ло-
зунгом «Долой детоубийцу Франко!». Де-
монстранты требовали освобождения заклю-
ченных из испанских концентрационных ла-
герей и ликвидации миссии Франко в Да-
ний.
	Кампания в Дании за разрыв дипломатических
‘отношений с фашистской Испанией
	КОПЕНГАГЕН, 12 января. (ТАСС). В
Дании ширится кампания за разрыв дипло-
матических отношений с фашистской Испа-
нией.

Газета «Информанон» выступила с nep¢-
довой статьей, озаглавленной «Порвите с
Франко!», Газета „указывает, что если бы
Дания немедленно порвала отношения ©
фашистским испанским правительством
Франко, это соответствовало бы духу борь-
бы за свободу. «Мы прекрасно можем обой-
тись без испанских апельсинов, — говорит-
ся в статье, — Для нас гораздо важнее воп-
рос безопасности Европы. Чистка в Дании
проводится ие слишком основательно и не!