Среда, . 16 января . 19465г.,
	№ 14 (7581)
		Oro дала женацине
советская власть
		Мне часлю приходится беселювать с мо-
лодыми ткачихами, с нашей чудесной —
наторислюй, самостоятельной, полной ити-
роких планов на будущее женской рабо-
чей молодежью. Поговоришь вот таж по

дупгам, и бывает вспомнитея дететво. В
том возрасте, когда советские девочки ети
ходят в школу, я, как и многие другие ма-
лолетние труженицы, работала на фобрин
канта. Нет, у нас было далеко не золотое
детство! И, вспоминая обиды, унижения,
оплачиваемый гроигамя тяжкий труд под-
ростков и взрослых ткачих, иной pas по-
дхумаейть:
	Нонимает ли нана молодежь так, как
знаем и понимаем это мы, пожилые люди,
что дала женщине советекъя власть?
	Ведь права, которые предоставлены те-
перь каждой женщине в нашей стране,
молодежь нахолит такими естественными.
Ей кажется, что иначе и быть не могло,
Ей трудно представить, например, что бы-
лю время, когда женщина не имела даже
собственного паспорта и ее вписывали в
паюлорт мужа. Если бы жена ушла от му-
жа, он мог бы вытребовать ее к себе через
нолицию.
	легко ли представить нашей молодежи,
выросшей и вослитанной при советокой
власти, что до революции работницам, хо-
тя бы тем He TRASH RAM, платили вдвое
меньше за одинаковый с мужчинами труд?
Советская студентка, кончающая универ-
ситет, только по книжкам знает, что в
царекой России перед женцтиной были за-
крыты все пути к научной работе. Моле-
дая мать, окруженная заботами советежо-
го государетва, с трудом представляет ce-
бе такое время, когда работница вынуж-
дена была скрывать свою беременность,
чтобы не уволили с фабрики. А я помню,
как часто ткачихи, работая до последних
дней, рожали у стенка, в фабричной убор-
ной.

С первых же дней своего существова-
ния советская власть покончила с этим
ужасающим бесправием. Как сказал Вла-
димир Ильич Ленин, «Из тех законов, ко-
торые: ставили женщину в положение под-
чиненное, в Советской рестублике не ос-
талесь камня на камне».
	В Сталинокой Вонституции затисато :

«Женщине в СССР предоставляются
равные грава с мужчиной во всех обла-
стях хозяйственной, государственной,
культурной и общественно „ политической
жизни». ,

Как же осуществляюлея этя права?

На государственной работе — в Сове-
тах депутатов трудящихея — находятся
у нае сотни тысяч работниц, кояхозниц,
служащих, интеллитенток. Двести двад-
цать семь депутатов Верховного Совета
CCCP — женщины. Высокие государет-
венные посты занимают женщины угно-
тавиеихея при  царизме национальностей.
Туркменка т. Караджеза — народный ко-
миссар юстиции Туркменской ССР. Азер-
байджанка Чимназ Асланова — замести-
толь председателя Совета Национально-
стей Верховного Совета СССР,
	И сеичае, когда вся нанта, страна гото-
витея к выборам верховного органа совет-
ской вазюти, среди людей, выдвигаемых
кандидатами в депутаты, избиратели на-
зывают имена многих женщин, нокавав-
их себя способными и достойными  не-
сли высокие государственные  обязанно-
сти. В числе кандидатов в депутаты —
прядильщица  Московекого комбината
«Трехгорная мануфактура» Анна Григорь-
евна Серегина, знатная ивановская тка-
чиха Ташеия Ивановна Шувандина, пред-
седалель колхоза Мария Петровна Волко-
ва, колхозница Азербайджана Басти Ба-
гирова, учительницы Е. Н, Постникова и
0. Ф. Леонова, народная артистка СССР
1. П. Александрювокая, действительный
член Академии мелициноких надк 0. Н.
Подвысоцкая и многие, многие другие.

При советской власти женшины заняли
почетное место в рядах интеллигенции.
Неред войной в стране насчитывалось 150
тысяч женщин инженеров и техников, 78
тысячи врачей, 650 тысяч педагогов, 33
тысячи научных работников. И сколько
раскрылось среди них талантов, сколько
появилось смелых новалоров науки, тех-
ники, производства! Многие воины Крас-
ной Армин обязаны своей жизнью замеча-
тельным открытиям в области медицины,
сделанным профессором Ермольевой, лах-
pearom Сталинской премии. — Сорок две
женщины нашей страны удостоены зва-
ния лауреата Сталинской премии.

Вее это стало возможным благодаря
праву на образование, предоставленному
женщине в равной мере с мужчиной. В
стране, гле когда-то женской молодежи
быд закрыт доступ. в высшие учебные за-
ведения, женщины составляли перед вой-
Ной около половины общего числа студен-
TOB.

Пятьдесят женщин Героев Советского
Союза — это гордость всей страны. Мы
преклоняемея перед воинскими подвигами
летчиц, партизанок, медицинских сестер,
связисток, отстаивавиих и отетоявших
честь и независимость Родины на фронтах
Отечественной войны. Но особенно велика
заслуга советской женщины на трудовом
фронте. Наши работницы, колхозницы,
интеллигентки проявили в дни войны
	массовый трудовой героизм.

Осуществляя свое право на труд, совет-
ские женщины давно уже начали овладе-
вать такими специальностями, выполнять
	андидаты в депуталиы Вефховною Совета СССР
	- и ~

Tapbi4 6ceu, ROMeHNOrO Zena
	Иван Г ригорьевич Коробов
вое
	ные. Наблюдая за работой сложных ме-
ханизмов новых печей, Иван Григорье-
вич вспоминал, как приходилось работать
в начале этого века. Сколько людей, со-
гнув отину, обелуживали старые, домны!
Скольтю людей, ежечасно рискуя жизнью,
направляли реки огненного металла!

На новых печах все эти `операции
производягея © помощью механизмов.
	Ноявление на заводе новой техники
дало толчок пытливому уму Ивана Гри-
горьевича. Он взялся за рационализацию
доменного процесса, всестороннее освое-
ние этой техники, чтобы хлавать Родине
возможно больше металла. Коробов был
постоянным советчиком инженеров Ма-
кеевокото завода Луговцева и Кизимен-
50, которые проектировали типовую ме-
ханизированную печь. OH внес много
ценных поправок в se конструкцию. Мно-
гие предложения Ивана Григорьевича
были учтены в проекте чозой домны; ко-
робовекий опыт был использован при
строительстве социалистичеежюй  метая-
лургии. 4

Коробов продолжает и до сих пор ра-
ционализировать домны. Он реконструи-
ровал систему холодильников, облегчил
смену фурм, упростил уход за клапанами
ит. д. При этом он всегда имеет в виду
две цели: дать стране больше металла и
облегчить переоналу уход за печами.

Когда на заводах южной металлургии
были пущены новые механизированные
печи, Коробов обладал уже. значительным
опытом и охотно делилея им с работни-
ками других предприятий. Если где-либо
случалась заминка в освоении новых до-
мен, туда вызывали Ивана Григорьевича.
Его можно было встретить веюду: он по-
могал налаживать ход печей в Зато-
режье, Араматорске, Алчевеке.

Коробов умеет видеть то, что для дру-
гих проходит порой незамеченным. Ха-
равутелиный элтизод произошел на Алчев-
ском заводе. Там задули новую большую
механизированную домну, но вскоре пос-
ле пуска ее ход расстроился. Печь ©
каждым днем холодела. Поговаривали да-
же о том, что ее придется остановить.
Народный комиссар тяжелой промьиктен-
чости Серго Орджоникидзе телеграфиро-
вал Коробову, чтобы он выехал на завод.

Коробов приехал в Алчевек и отира-
вился в цех. Он обошел все закоулки, ко
всему внимательно присматриваясь. Вер-
нувшиеь к директору завода, он серлито
	народный врач
	Мария Алексеевна Соколова
		Пю Макеевокому избирательному окру-
гу выставлен кандидалом в депутаты Вер-
ховвого Совета знаменитый советский до-
менщик, один из ветеранов нашей метал-
тургии — Иван Григорьевич Коробов.

Почти пятьдесят лет работает Иван
Григорьевич у доменной печи. Эта про-
фессия стала у Коробовых фамильной.
Семейная хроника Коробовых тесно свя-
зана с историей развития нашей отече-
ственной металлургии за последние пол-
веха.

Иван Григорьевич начал свой трудовой
путь в ту перу, когда на юге России ме-
таллургия только начала развиваться,
Хозлевами металлургических  предприя-
тий в те времена были иностранные аж-
ционерные общества. Они всячески 0бе-
регали «секреты» производства. Нерсо-
налу заводов запрещалось даже простое
общение с работниками соседних пред-
приятий. засекречены были не только
методы производства но часто и вы-
дающиеся мастера. Тем нев менее до нас,
работников Юзовокого завода, принадле-
жавшего антличанам, дошли слухи, что
н& соседнем французском заводе в Ма-
кеевке работает замечательный мастер
Воробов.
	аично © Иваном Григорьевичем я по-
знакюмилея уже после Великой Октябуь-
ской социалистической революции. Позд-
нее, в 1924 году, когда меня назначили
на Макеевекий завод, я воочию убедился
в мастерстве Коробова.

В Макеевке решали тогда” очень труд-
ную задачу: обстоятельства требовали
повести домну так, чтобы использовать
ее как газотенераторную установку. Иван
Григорьевич сумел добиться безукориз-
ненного хода печи и тем решил постав-
ленную задачу. Насколько она сложна
технически, можно судить по тому, что
во время оккупации Донбасса в 194243
году немецкие захватчики пытались
использовать несколько домен с такими
Re целями, но у них ничего не вышло.

Тогда я ближе узнал Ивана Григорье-
вича и убедился в том, что это человек
недютжинных стособностей. Надо сказать,
что доменное дело является одной из
самых сложных областей металлургии.
Даже и теперь многое в доменном про-
цессе остается загадкой не только для
обслуживающего персонала, но и для нас,
инженеров и ученых, отдавших много лет
‚ этому делу. Академик М. А. Павлов в
предисловии в своей книге «Воспомина-
ния металлурга» пишет: «Вели б спро-
CHIH, ясно ли теперь для меня все то, что
происходит внутри доменной печи, я —
уже профессор, автор ряда трудов по ме-
таллургии чугуна, — затруднилея бы от-
ветить положительно. Откровенно говоря,
не все нам ясно еше и сейчас». Можно
понять, какие трудности представляла
работа на печах в начале этого зека для
Коробова — человека, не имевшего об-
разования и Е тому же находившегося в
окружении иностранцев, языка которых
он не понимал.

Помимо всего, работа на доменной
печи была очень трудна физически. В те
времена еще и не думали о механизмах,
которые подавали бы сырые материалы
в домне, поднимали их наверх и правиль-
но распределяли в печи. Да тогда мало
кто придавал этому значение — хешевых
рук в России было сколько угодно.

На четвертом десятке лет работы Ива-
ну Григорьевичу выпало счастье участво-
вать в строительстве, & затем — ив
	освоении больших механизированных до-
мен Советского Союза. Первая из чих
была построена на Макеевском заводе.
Одно время здесь рядом работали домны
старого типа и новые, механизирован-
	От развалин еще тянуло запахом гари.
Марня Алексеевна Соколова медленно от-
вела взгляд от здания поликлиники, раз-
рушенного фугасной бомбой положила
руку на плечо женщины з белом халате и
едва слышно сказала:

—- Это им не забудется. А плаюать не
надо, нельзя нам сейчас плакалъ.

Наких сил стоило сдержать сжезы
самой Соколовой!  Разрушенная немцами
детская поликлиника в Серпухове была
создана по ее инициативе и ее трудами
еше задолго до войны.

Мария Алексеевна, не отчаялась, не опу-
стила рук. Она собрала  немногочислен-
ный персонал поликлиники, позвала на
помощь мужа и сына-подростка. Небюль-
шая группа людей принялаеь извлекать
из развалин уцелевитий инвентарь, меди-
каменты, переносить их в подвал соседне-
го дома. Там на следующий день возобно-
вилея прием больных.

Наиболее полно характер человека, рас-
врывается в дни большгих испытаний. По-
чти 20 лет знакома я с Марией Алексеев-
ной, работаю с ней в одном городе, на
едном поприще. Я могу привести десятки
фактов. вепомнить много эпизолов мир-
	HOH поры. рисующих Марию Алекоеевну,
	как замечательного человека, врача, 05-
пественного деятеля. Но когда я думаю
о докторе Соколовой — кандидате в депу-
таты от трудящихся города Серпухова, —
она чаще всего вспоминается мне такой,
какой мы наблюдали ее осенью 1941 го-
да. Враг находился тогда близко от горо-
да. Яветвенно доносился гул артиллерий-
ской канонады, налеты воздушных пира-
тов следовали один за другим.

Мария Алексеевна передала военным
госпиталям почти весь персонал поли-
клиники, а сама, работая за врачей, мед-
сестер, за фельдшериц, попрежнему еже-
дневно принимала маленьких пациентов,
помогала матерям не только указаниями
и лекарствами, но и ласковым словом:

В то же время доктор Соколова ведала
всеми лечебными учреждениями города и
руководила штабом медико - санитарной
службы местной противовоздушной 060-
роны. Нередко т. Соколова, показывая
пример коллегам, первой поспевала к ме-
сту взрыва, оказывала помощь постра-
	давшим, спасала жизнь детям и взрое-
HIM.
	заявил, что домна и не могаа давать чу-

гун. ,
Это категорическое заявление удивило

всех. Torza Потобов лобавил тяшь оно
	CIOBO.

— Гризли!

Гризвли — - сортировочное   устройство,
через которое — просенвают kore, we
	действовало. Бместе © коксом в печь по-
падал мусор. После указания Коробова
гризли заменили нозыми. Через несколь-
ко дней ход печи был вырознен.

Коробов добился на Макеезеком заводе
превосходного использозания незой тех-
ники, которой советская власть вооружи-
ла металтургов. Макеевские  доменщики
достигли . наилучших коэфициентов
‘использования печей. Блестящий ход
‚этих домен окончательно опрокинул пре-
дельческие настроения, которые одно вре-
мя были распространены среди некото-
рах доменциков. На макеевеких домнах
` достигнуты коофициенты 0,8 и даже 0,7.
Это значит, что они выдавали по край-
’ней мере в полтора раза больше чугуна,
чем это раньше считалось . возможным.
Это было стахановсжим вкладом старого
доменщика в науку о ведении доменного
процесса.

В ожтябре 1937 года мы, металлурги,
были на приеме у товарища Сталина. Все
мы помним тост, который произнес това-
pum Сталин: «за здоровье новых и ста-
рых бойцов доменного дела в металлур-
гии, и прежде всего, за здоровье домен-
шика тов. Коробова, за Коробова-отца,
за сына его, за всю семью доменщиков
Коробовых, за то, чтобы семья Коробо-
вых не отстала от новых методов  ра-
боты».

Семья Воробовых оправдывает надеж-
ды великого Сталина. Иван Григорьевич
показал высокие образцы освоения тох-
ники, он настойчиво воспитывает новые
кадры. Он воспитал трех замечательных
сыновей-ломенщикюв;: Иван  Григорье-
вич — признанный учитель металлургов,
и его по праву можно назвать профессо-
ром доменного дела.

Иван Григорьевич относится к числу
тех людей, которые в момент трудностей
находят в себе новые источники энергии,
позволяющие преодолеть препятствия. Я
вотречалея © Иваном Григорьевичем на
Урале в суровые 1941—1942 годы. Ко-
робов наводил свои порядки в доменном
цехе Ново-Татильского металлургического
завода и добилел того, что нозотагильцы
стали наилучшим образом использовать
0б’ем печей. Зимой 1942 года Ивана
Григорьевича можно было встретить на
старых печах Нижне-Тагильского завода,
в Уфалее, Чусовой и на гигантских дом-.
нах Магнитогорска. Всюду он приносил
бюльшую пользу, передавая свой опыт,
терпеливо помогая металлургам овладе-
вать техникой.
`И все же на Урале старый доменщик.
тосковалт по своей Макеевке. Везнувиейсь
в родные места, Иван Григорьевич уви-
дел разрушенные и взорванные домны. Ho
HH минуты He сомневалея он в том, что
завод можно восстановить. И он не жа
леет труда, чтобы сократить сроки вос-
становления. Ныне макеевские доменщи-
ки снова достигли довоенных коэфициен-
тов использования полезного 0об’ема пе-
чей.

Макеевцы ‘знают Ивана Григорьевича.
как человека большой души и как рачи-
тельного хозяина, Коробов хорошо заре-
комендовал себя как депутат Верховного
Совета Украинской Советской Социали-
стической Республики. Он оправдал ле-

верие металлургов и шахтеров Макеевки,
и теперь они выдвинули его кандидатом
в депутаты Верховного Созета СССР.
	Акалемик И. БАРДИН.
	удовлетворением отметить, FTO BPoper-
эзные ‘организации приняли 62м06 `горя-
чее участие в охране подрастающего по-
коления от бедотвий И уласов войны,
Настойчиво добиваясь путем позсетнев-
ного общественного контроля улучитения
работы фабрично-заводеких яелей, дет-
ских садов, раслвирания их сети, проф-
союзы. создали также новые детекие уч-
реждения, новые формы общественной
охраны детства, вызванные условиями
ВОЙНЫ.

Профсоюзные оргаживащии. принтемалт
деятельное участие в создании интерна-
тов, для детей, чьи родители отдали
жизнь в боях за свободу и незавиеи-
мость Родины. По всей стране педхвачев
благородный почин профсоюзной органи
зации  Праепохолмекого — камвольного
комбината и других предприятий, создав-
их опекунские советы, которые вая
осиротевших детей под опеку до их ©0-
вершеннолетия. В работе каждого фаб-
ричного или заводокого комитета  IM-
мощь многодетным семьям фронтевикюв
стала во время войны из первый план.
Им в первую очередь  ремонтировахи
квартиры, доставляли топлизо, снабльцеи
орлерами на промтовары, выдавали дене-
жные ссуды, предоставляли усиленное
питание, номогали в обработке огородов.

В Сокольниках под Москвой ееть уют-
ный и красиво обетавленный дом, в кото-
ром живут одни только женщины. 910—-
		дущие матери отдыхают здесь, навираюл-
сея сил, готовятся к выполнению  стоих
материчеких обязанностей, слунтая ACK
ция опытных врачей и педагогов. Заме-
чательно, что это учреждение, пожобно-
го которому нет ни в одной другой стра-
не, создано в разгар Великой Отечествен-
ной войны,

Нередко доводится мне бывать у оре-
ховских ткачей, которые удостоили меня
выЮокой чести — выдвинуии кандидатом
в депутаты Верховного Совета СССР.
Как и во всей текстильной промыитленно-
сти, на Ореховском комбинате работают
преимуществению женщины. Это один из
крупнейших текстильных  комбинадов
страны, где занято ополо 11 тысяч чело-
вех — главным образом работниц. Так

т, каждая из этих работниц имеет
возможность отределить своих ребят в
детские сады или ясли. И немудрено:
при комбинате создано 16 летоких yu
реждений — то-есть почтя столько же,
сколько было в царское время лелей во
всей России. .
	Можно было бы много рассказать о том,
как заботливо воспитывают малышей в
-тих детеких упреждениях. Можно было
бы рассказаль и о созданном нь средства
комбината доме для осиротевших детей,
где 70 мальчиков и девочек живут, как в-
родной семье. Поликлиника комбината, ве-
дет больную и разностороннюю работу по
охране материнства и дететва. В цехах
комбината созданы комнаты личной ги-
гиены женщин, комнаты для кормления
грудных детей. Используя продукты из
подсобного хозяйства, столовые сумели
хорошо поставить дополнительное пита-
ние беременных женщин и кормящих ма-
	тереи. В цехах ширпотрева готовят при-
даное для новорожденных, Этим заняты
сейчас многие текстильные предприятия,
но особенно хороши детские рубалечки,
чепчики, раснашонки, сделанные руками
работниц Трехгорной мануфактуры. Для
детского приданого они подбирэлот car
мые мягкие ткани, птвы делаются особен-
вым образом, чтобы не натереть нежное
детское тельце.
	Самым ярким проявлением величайшей
заботы советского правительства о мате-
рях был изданный в разгар войны Угаз
Президиума Верховного Совета CCCP
«06 увеличении государственной помощи
беременным женщинам, ‹ многодетным я
одиноким матерям, усилении охраны ма-
теринетва и детства, об установлении по-
четного звания «Мать-героиня» и учреж-
дении ордена «Материнская слава» и ме-
дали «Медаль материнства». Указ этот,

‚датированный 8 июля 1944 гола. являет-
	М. СИМОНЖЕНКОВА,
	преяседатель ИК профсоюза рабочих

‚ хлопчатобумажной промышленности

Московской, Леникградской областей
и новых районов

со

советокую молодежь на борьбу за нетклон-
ное повышение производительности труда.
А в другом конце отраны; на’ другом поле
делтельности— в колхозом земледелии —
бывшая батрачка Анна Юткина добилась
рекордных урожзев. Сотни тысяч отаха-
новок, миллионы работниц и колхозниц
самоотверженню трудились для нужд.
фронта. ’<Навесгда войдут в историю, —
сказал товарищ Статин, —— беспримерные
трудовые подвиги советских женшин и
нашей славной молодежи, вынесших на
своих плечах беновную тяжесть труда на
фабриках и заводах, в колхозах и совхо-
зах». Так могла трудиться только раскре-
пощенная женщина, сознательно отетаи-
вавшая евои права; записанные в Сталин-
ской Конституции,  отстаивавтая буду-
нее своих детей, свободу и независимость
всего советского народа.

Враги советской власти широко раснро-
страняли клеветнические измышления 0
том, что у нас женпгина будто бы оторва-
на, от выполнения материноких обязан-
ностей. Но каждая советская мать знает
цз своему опыту: широкое учаетие налиих
женщин в общественно-политической жиз-.
ни страны, в производственной, научно!
деятельности стало возможным  менно
потому, что советекое правительство, как
никакое другое провительство в. мире,
оъазьтвает малерям всестороннюю помощь.
в воспитании детей. /

Охрана материнова и дететва была
провозглалена важнейшим государствен
ным делом с первых же дней существова-
ния советской власти. И для того, Чтобы
в полной мере оценить, как много достиг-
нуто в этой области, полезно опять-таки
вспомнить пропглое.

Полезно вепомнить, например, что в
царской России 95 процентов женщин
рожало без всякой медицинской помощи
н потому ежегодно около 30 тысяч жен-
щин умирало от родов. А перед великой
Отечественной войной мы достигли такого
положения, когда более 95 процентов
женщин разрешалось от бремени в родиль-
вых домах.

Полезно воломнить, что в нынешних
союзных республиках ——- Армянской,
Таджикской, Молдавской и других —в цар-
ское время вовсе не было родильных  уч-
реждений. Врестьянки в большинстве слу-
чаев обращались к помощи бабок. А в ©9-
ветекой деревне созданы колхозные ро-
дильные дома, в которых к началу войны
имелись десятки тысяч коек.

Каждая маль посещает у нас детские
консультаций, где ей показывалт, как, надо
ухаживать за младенцем. гле постоянно

следят за его развитием и  здлорозьем,
снабюалот различными ниталельными сме-
сями, приготовленными под строгим меди-
циноким надзором в специальных молоч-
ных кухнях. И советоким матерям просто
трудно представить, что до революции
таких консультаций вовее не было.
	„Детокие сады и лели сослужили боль-
кую службу работающим на производет-
ве матерям, особенно во время вейны, А
известно ли наптим работницам; что в
19183 году в Росени насчитьвалоеь только
19 постоянных яслей, что в детских садах
Ha тан HEIHOITHe it РСФСР было
всего 3.300 мест?

Все это не идет, конечно, ни в какое
сравнение © широкой сетью дет ских уч-
реждений, созданных советской властью.
	в, 1941 году в постоянных яслях наечи-
	тывалось у нас овыше 524 тысяч мест, а
в сезонных, создаваемых главным обра-
30M в колхозах, — значительно больше
четырех миллионов мест. В детеких садах
перед войной воспитывалось 1.300 тысяч
ребят. Только за лето 1939 года в пионёр-
ских лагерях отдыхало два миллиона
школьников, в детских саналориях лечи-
лось 459 тысяч ребят.
		раста, Мария Алексеевна стала своим че-
ловеком в очень многих семьях. Матери
привыкли обрашаться к ней не только. за
медицинскими, но и за житейскими сове-
тами, поверять ей свон радости и свое го-
ре.

Мария Алексеевна. борется с болезнями
настойчиво. не теряя уверенности в бла-
	  гополучном исходе даже в самых тяже-
	лых случаях. Десятилетняя Женя Цвет.
кова— дочь офицера Красной Армии —
страдала острым. резматизмом и пороком
сердца. Казалось, что девочка уже не
встанет © постели. Мария Алексеевна не
только установила лучший режим лечения,
но и сама повседневно наблюдала за точ-
ным его соблюдением. Она вылечила, эту
девочку, как и много других детей.
	05060 много труда положила доктор
Соколова, чтобы хорошо организовать лет-
ний отдых детей. Нет под Серпуховом та-
кого детекого санатория, оздоровительной
площадки, писнерского лагеря. в устрой-
стве которого не принимала бы участия
доктор Соколова. Нет в городе такого фаб-
ричного или заводского комитета, кото-
рый не обращалея бы к Марии Алекоеев-
Не за советом о детском отдыхе. Каждый
ребенок серпуховских текотильщиков и
металлиетов, побывавший этим летом в
санаторно - оздоровительных грулиах, в
среднем прибавил в весе около килограм-
Ma.

На предвыборных собраниях коллекти-
ва фабрики «Краеный текетильщик». сот-
	рудников районного комитета профеоюза,
	работников медико - санитарного труда,
колхозников и колхозниц артели «При-
зыв» кандидатура доктора Соколовой
	О чем говорят вее эти цифры? Co всей   датированный 8 июля 1944 года, являет
дительностью показывалот они, что CH поистине историческим документом.
р
	Bee женщины, все советекие граждане с
чуветвом благодарности приветствовали
этот Указ. В разгар тлтчайшей из войн он
предусматривал увеличение пособия по
многодетности, новые льготы для бере-
менных женщин, дальнейшее расширение
сети. учреждений по охраме материнства
И детства, улучшение бытового обслужи-
вания матерей.
	Материнская слава! Где, в какой отра- °
не материнство является делом славы,
считается крупной заслугой перед гоеу-
дарством, награждается правительетвен-
ными орденами и медалями? Я помню ее,
эту «материнскую славу» вконец забитых
нуждой многолетных ткачих с фабрики
Шарыгина, где начинала я ©вотю трудовую
жизнь. Я помню многодетных матерей,
которые не имели возможности заплатить
врачу, купить лекаретво тяжело заболев _
‚ шему ребенку.

У нас многодетная мать — это героиня.
И разве не подлинной героиней является,
например, Мария Максимовна Рыжикова,
гражданка из города Тулы, родившая и
воспитавигая десятерых детей, из кото-
рых восемь сражались на фронтах Вели
кой Отечественной войны? Разве не ве
лика заслуга перед государством сотен

тысяч матерей, награжденных орденами и
медалями.

В поэме Некрасова странница говорит
крестьянке -такие горькие слова:

AOU от счастья женского.
От нашей вольной волюшки
заброшены, потеряны...
	Эти ключи отыскала и дала женщине
Великая Октябрьская революция, совет“
ская власть, возглавхяемая вождем Hape-
_дов товарищем Сталиным, И когда, вы

ступая на предвыборном митинге в (74

JWHCKOM избирательном округе op.
Москвы, домашняя хозяйка Алешина ска-
зала: «Глубокий материнский  повлой
  товарищу Оталину за его великие хола»,—

р ее словах звучал голос мнадионов CO

BeTCKHX малелюей.
	зинокой вонетитуции, не являются толь-
ко формальными правами. Возможность.
	их осуществления, Kak сказано в Вон-
отитуции, «обеспечивается предостазле-
нием женщине равного с мужчиной пра-
ва на труд, оплату труда, отдых, соци-
альное страхование и образование, госу-
дарственной охраной интересов матери и
ребенка, предоставлением женщине при
беременности отпусков с сохранением
содержания, пгирокой сетью родильных
домов, детских ясель и садов».

Когда грянула война, › очень трудна
было уберечь и сохранить это замеча-
тельное завоевание Октября —— созлан-
	ную советекои властью итирокую с еть
детеких учреждений. Но мы можем с
заюонной гордюстью сказать: несмотря
	на все тяготы войны, несмотря на то.
	‚ 170 основные силы и средства государел-
	ва были направлены на обслуживание
фронта, число детеких учреждений не
только не снизилось, а значительно воз-
росло. За три с половиной года войны
матерям выплачено нособие в 2.300 мил-
тионов рублей. Это ли не убедительное
свидетельство того, какое значение при-
дает советское правительство охране ма-
теринства и дететва! .

Спаезя детей от немецкого нашествия,
советекие организации по приказу това
рища Сталина вывезли их в первый Год
войны из прифронтовой полосы в глубо-
вий тыл: на Урал, в Узбекистан, в Ка-
захстан. Помогая государству, местные
предприятия и колхозы брали  шефетво
над эвакуированными детекими  учреж-
дениями, дополнительно снабжали их
продуктами питания, обувью, одеждой.

Осенью 1942 года, Совнарком СССР
обязал Народный комиссариат торговли
создать для детей столовые усиленного
питания, В началу 1945 года такие ето-
ловые оболуживали около 800 тысяч
ребят, преимущественно детей фронто-
BIO.
	Мы, работники профсоюзов, може с
	В перерывах между воздушными нале-
тами ее видели в госпиталях, перевязы-
вающей раны бойцам и командирам. У
Марии Алексеевны хватало времени на
все.

Серпуховские врачи тогда выбивались
из сил. Вместо 150 докторов в городе ос-
талось меньше 30. Другие’ были на фрон-
те. А работы прибавилось. Пример Соко-
ловой оболрял людей. `Велед за ней ее
	коллеги повторяли: «Я должна — значит
я могу».
	Доктора Соколову можно охарактеризо-
вать двумя словами: народный врач.
Именно — народный. Мария Алексеевна
всегда с народом, всегда работает для не-
го. Бывая с доктором Соколовой на пред-
приятиях города, я всегда поражалаеь то-
му, сколько у нее знакомых, как она, не
обиваясь, называла по имени, отчеству
и фамилии множество людей. Когда-то я
приписывала это ее хорошей памяти, но
потом поняла что дело вовсе не в том. В
течение 20 лет, врачуя детей; наблюдая
За ними чуть ли не е младенческого воз-
	была выдвинута, единодушно. Мария Алех-   ТА®и$ работы, которые раньше считались
сеевна Соколова лала согласие баллоти-   По-плечу только мужчине. Когда грянула
	роваться в депутаты Верховного Совета
СССР: по Серпуховскому избирательному
округу. Я с радостью принимаюсь за вы-
полнение обязанностей доверенного лица.
Атитироваль за избрание доктора Соколо-
вой — значит приводить факты, хорошо
известные сотням. тысячам жителей на-
	война, жены, сестры и матери бойцов спу-
стились в шахты, взялись за вождение 1о-
ездов, стали работать горновыми, научи-
лись варить сталь. У нас есть женщины,
работающие директорами фабрик и заво-
дов, заниматщие самые ответетвенные ад-
министративные посты. Зинаида Троицкая,
	итего города Серпухова, и говорить о той    РоЯВИВШая юрганизаторекий талант, ны-.
колоссальной заботе о здоровье трудя- не выполняет сложные обязанности заме-
	проявляет
	колоссальной заботе о здор
щихся, которую повеедневно
советекая власть.
	Доктор О. ПОХВАЛИНСКАЯ.
СЕРПУХОВ.
	стителя начальника Московского метро-
политена.

В дни войны молодая стахановка, Шари-
	коподшипникового завода Екатерина Ба-
рышникова подняла своим примером вело