16 января 1846 г... № 14 (7581)
	Воссмажмааливатю?7ся
	здравницы 7ро@союзов
	ОДЕОСА, 15 янзаря. (Корр. «Груда»). Во
время оккупации города гитлеровцы причи-
‚или больнюй ‘ущерб его курортному хо-
\зяйству, в том числе здравчицам профсою
зов. (Строительно-монтажное ‚управление
«Курортсанстрой» развернуло работы’ no
возрождению санаториев“ и домов отдыха
ВЦСПС. Отстрфена первая очередь санато-
рия ВЦСПС, полностью’ отремонтированы
два других санатория.

В 1946 году «Курортсанстрой» увеличи.
вает об’ем работопо сравнению с 1945 голом
почти в четыре раза. Предстоит восстано-
вить несколько жанаториев. Кроме того, к
началу лета должно быть сдано в эксплоа-
‘тацию 5 профсоюзных домов ютдыха.
		Новый клуб
	Срела,
	„Об’единение всех сил народа в городе
и деревне является главным вопросом“
	Речь Б. Берута на с’езде партии «Стронництво людове»
	ВАРШАВА, 15 января. (ТАСО). На от-
крывшемся 13 января первом послевоенном
с’езде крестьянской партии («Стронництво
людове») выступил с приветственной речью
президент Крайовой Рады Народовой Б. Бе-
рут.

«Стронництво людове», — сказал Берут,
— является одной из тех политических пар-
тий, которые сыграли крупную роль в наи-
более критический и переломный момент на-
ней национальной жизни, в период непо-
средственной борьбы за освобождение на-
шей страны от гитлеровских захватчиков, а
также в возрождении Полыши на демокра-
тических началах после ее освобождения.
Две недели назад, когда мы отмечали вто-
рую годовщину образования Крайовой Рады
Народовой. мы задавали себе вопрос: как
выглядела бы наша нынешняя политическая,
государственная и общественная жизнь, еслн
бы два года тому назад не нашлись люди,
которые зачеркнули и отбросили старые
санационные (реакционные) основы полити-
ки, которую вела польская эмиграция. Как
выглядела бы наша нынешняя действитель-
ность и каково было бы положение крестья-
нина, рабочего и всех трудящихся, если бы
в Полыну вернулась опять влаеть помещи-
ков, картелей, людей санации, всех TeX
польских эмигрантов в Лондоне, которые де.
ятельно готовились в Течение шести лет к
возвоащению под ширмой навязанной наро-
ду фашистской конституции 1935 года. До-
статочно задать такой вопрос. — заявил
Берут, — чтобы оценить, каким огромным
достижением для народных масс Полыши и,
прежде всего, для широчайших масс кресть-
янства было создание Крайовой Рады Наро-
довой. Достаточно сопоставить теперепнее
положение в Польше и в Европе с положе-
нием после первой мировой войны, чтобы от-
дать себе отчет, какими различными дорога-
	Заявление заместителя
миссии в СССР
	ПАРИЖ, 14 января. (ТАСС). Вернувший-
ся из Москвы заместитель начальника фран-
цузской миссин в Советском Союзе по ре-
патриации полковник Маркье на специаль-
ной пресс-конференции французских и ино-
странных журналистов, устроенной мичи-
стерством по вопросам населения. полвел
итоги репатриации из Советского Союза
французских военнопленных, освобожденных
Красной Армией.

«302 тыс. фоанцузов, — сказал полковник
Маркье, — вернулись за последние 5 ме-
ones при содействии Советского  пра-
вительства в свою страну. Пробыв 6.
месяцев в Советском Союзе, я могу под-
твердить, что Советское правительство сде-
лало все, что только можно было сделать
для ускорения репатриации французов и
проведения ее в наилучших условиях. До-
статочно сказать, что освобожденные Крас-
ной Армией пленные французы в отношении
материальных условий были по существу
приравнены к солдатам Красной Армии».

Напомнив о том, что во франнузской прес-
се иногда публиковались жалобы на якобы
медленную репатриацию пленных францу-
зов, Маркье опроверг эти сообщения. «На-
оборот, — сказал он. — достоин удивления.
тот факт, что во время войны в условиях
легко об’яснимых транспортных и других
трудностей Созетское. правительство сумело
в сравнительно короткий срок репатрииро-
вать более 300 тысяч военнопленных фран-
цузов».

«Нас поражало также отношение совет-
ских властей к наним соотечественникам —
продолжает Маркье. — Советская админя-
стращия ничего не жалела, чтобы поставить
на ноги больных французов. Они были окру-
жены в советских госпиталях исключитель-
ной заботой советских врачей... Нельзя не
отметить и того обстоятельства, что совет-
окме власти проявили снисходительность к
тем французам, которые перешли советскую
границу без разрешения. Советское прави-
тельство имело бы все основания предать
их суду за нарушение пограничных правил.
Олчако все такие французы были без задер-
жех репатриированы советскими властями».

Полковник Маркье отмечает,что время от
времени во Франции делаются заявления о
том, что в Советском Союзе якобы имеются
«ще тысячи нерепатриированных французов,
В частности, по словам Маркье, такое пись-
меннсе заявление недавно один французский
депутат направил в министерство по делам
	ПАРИЖ,  4 якзаря. (ТАСС). На-днях в
бельгийских газетах было опубликовано
предписание министра юстиции Грегуара
бургомистрам о дополнительных мероприя-
тиях по репатриации из Бельгии советских
граждан.
	В преднисании отмечается, что согласно
советско-бельгийскому соглашению, подпи-
санному в Брюсселе, бельгийское ‹ прази-
тельство обязалось облегчить и ускорить ре-
Патриацию граждан СССР, перемещенных
вследствие войны, включая бывших военно-
пленных, которые к моменту освобождения
И позлнее находились в Бельгии. Соглаше-
ние, говорится в предписании, должно ува-
жаться и честно исполняться всеми бель-
пийскими властями.

Однако конкретные мероприятия, предла-
гаемые министром юстиции, находятся в яв-
ном противоречии с его заявлением о необ-
ходимости такого выполнения соглаитения.
Наоборот, эти мероприятия, вразрез с сог-
лашением, предусматривают задержку ряда
советских граждан, подлежащих репатриа-
ции. В своем предписании бельгийский ми-
нистр юстиции не постеснялся, напр., об-
явить, что не будут репатриированы те сэ-
ветские граждане, которые к. настоящему
времени заняты на угольных шахтах в каче-
стве подземчых рабочих. Все остальные
граждане СССР, находящиеся в Бельгии с
	ми шла польская политика 2/ лет тому на-
зад и сегодня.

Первая дорога, — указывает Берут, —это
дорога нилсудчины и санации, дорога фапя-
стской конституции 1935-тода, приведшая
Польшу к сентябрьской катастрофе.

Путь. по которому вот уже два года ведет
Полыну Крайова Рада Народова, является
путем самоопределения народных масс,
об’едлинения их сил и предотвращения BOS-
можности возврашения в Польшу фашизма
и в утраты ею независимости».

метив большой вред, который наносит
государству нынешний раскол крестьянеко-
го движения в Польше на два противостоя-
щих друг другу течения, Берут особо поп-
черкивает заслуги «Стронництва люловего» в
создании и подлержке Крайовой Рады На-
родовой, в образовании Польского Комитета
Национального Ссвобождения и создании
вместе с другими политическими партиями
временного правительства и правительства
Национального единства. Во всей этой дея-
тельности, указывает Берут, «Строннинтво
людове» сдало экзамен на свою политиче-
скую зрелость. Об’единение всех сил наро-
да в городе и деревне, говорит Берут, яв-
ляется в настоящий момент самым важным,
главным вопросом.

Пожелав с’езду успешной работы в деле
дальнейшего укрепления единства трудя-
щихся и упрочения победы польской демо-
кратии, Берут призвал делегатов охранять
свободу народа от посягательств ‘реакции,
чтобы никому никогда не удалось столкнуть
крестьянские массы с нути, намеченного
Крайовой Радой Народовой, и являющегося
дорогой освобождения крестьянских масс от
нужды и угнетения. дорогой развития и рас-
цвета народной культуры, дорогой укретле-
ния независимости и величия Польской рес-
публики.
	начальника французской
по репатриации
	военнопленных. Маркье самым категориче-
ским образом опроверг подобные  утвержде-
ния. Репатриания французов закончена. В
Советском Союзе могли остаться только
одиночки.

Полковник Маркье ‘подробно остановился
на той проблеме, которая чаше всего исполье
зуется различными темными элементами в.
интересах антисоветской пропаганды — на
репатриации эльзасцев и лотарингцев. Изве-
стно, что французские реакнионные круги
до сих пор пытаются создать впечатление,
будто советские власти задерживают»
репатриацию эльзасцев, которые продолжа-
ют оставаться в Советском Союзе в качест-
ве немецких военнопленных. Полковник
Маркье сообщил данные. которые подтвер-
ждают, что, несмотря на труднейшие усло-
вия. советское правительство сумело репа-
триировать находящихся в Советском Союзе
эльзасцев и лотарингцев. По данным Мар-
кье, за период с 1 октября 1945 года, от 12
до 13 тысяч эльзасцев и лотарингцев верну-
лись во Францию. (Маркье считает, что за
все время всего было репатриировано 18 ты-
<сяч эльзасцев и лотарингцев). Маркье напо-
минает, что эльзасны и лотарингцы были
взяты Красной ‘Армией в плен в неменкой
военной форме и с оружием в руках. Мно-
гие из них даже не знают франщузского
языка, а их имена. ничем не отличаются от
немецких. К тому же, говорит Маркье. вна-
чале часть взятых в плен эльзасцев об’яви-
ла себя немцами. Позднее, после поражения
германской армин, 80 процентов немецких
военнопленных стало выдавать себя за эль-
заспев. В таких условиях розыск эльзасцпев
и лотарингцев в лагерях немецких пленных
в Советском Союзе представлял для совет-
ских властей дело исключительной труд-
нести.

«Я могу подтвердить, — сказал Маркье,—
что советская администрация сделала все,
чтобы ускорить розыски эльзасцев и лота-
рингцев и отправить их во Францию». Мар-
кье отмечает, что даже те эльзаспы, кото-
рые при взяции их в плен Красной Армией
об’явили себя немцами, были репатриирова-
ны советскими властями во Францию.

На вопрос представителя люксембургской
прессы. в каких условиях содержались в
Советском Союзе пленные люксембуржцы,
Маркье ответил; что они содержаликь в тех
же условия, что и эльзасцы, и что совет-
ские власти приняли все меры к быстрей-
шей репатриации их на родину.
	Процесс главных немецких военных
преступников в Нюрнберге
	HIOPHBEPY, 15 зиваря. (ТАСС). На
утреннем заселании Трибунала 15 января
предотавитель английского обвинения
	TOIKROBHWE Филимор продолжал приводить.
	повазательетва виновности подсудимого
Деница в совершенных им преступлениях.
Со стороны обвинения вызывается свиле-
тель Карл Меле — корветтен - катитан
терманекюго военно - морского флота.
Опросом свилетеля устанавливается, что в
военно - морожом флоте он служил с 1930
года, а в течение последних 4 лет—6 ию-
ня 1941 года ло момента капитуляции
коматловал флотилией подводных лодок,
базировавитихся в Киле, За время службы
Меле награжден «железным крестом» 1-го
и 2-го класса, «рыцарским крестом» и
другими знаками отличия.

Далее обвинитель обращает внимание
суда на подписанный Деницом в сентябре
1942 гола приказ относительно экипажей
и пассажиров торговых судов, торпедиро-
ванных немецкими подводными лодками.
Смыел этого секретного приказа закаю-
чатея в том, что в’ целях якобы безонас-
ности подводных лодок после торпедиро-
вания не только не должны проводиться
спасательные мефы, но, наоборот, никого
из экипажа и пакеажиров не следует оста-
влять в живых. Свилетель показывает, что
после того. как им был получен этот при
каз, он посетил штаб гросс-адмифала Де-
ница и бесежовал по поводу этого приказа
с референтом штаба корветтен - капита-
ном Вупашем.

—- Я спросил, — рассказывает Карл Ме-
ле, — как истолюовать имеющиеся в этом
провазе некоторые неясности. В целях
раз’яенения Купиш привел мне два при-
мера. Олна немецкая подводная лодка во
время плавания в Бискайском заливе за-
метила резиновую лодку, в которой нахо-
лилась спасшаяся команда сбитого‘ англий-
ского самолета. Так как подводная лодка
направлялась на операцию, командир ее
не счел нужным взять эту команду в плен,
хотя в этс время было весьма желатель-
ным доставлять в Германию специалистов
00 сбитых неприятельских самолетов, что-
Вы получить ет них нужные сведения.
После своего возвращения с операции
командир педводной лодки рассказал об
этом случае в штабе командующего под-
волным флотом. Офицеры штаба заявили
ему, что он. если уж был не в состояния
взять английских летчиков в плен. то дол-
жен был, по крайней мере, уничтожить
козтанду самолета.

Второй пример был посвящен илентич-
ному случаю, С первых месяцев тедвод-
ной войны США начали строить безьшгое
количество кораблей. Один американский
корабль был потоплен ‘немецкой подводной
лодкой недалеко от берега, и большей
части его экипажа удалось спастись. Дей-
ствия подводной лолки таким образом не
достигали позного эффекта. Правда, суд-
HO было потоналено, но для торгового .су-
доходства важен не только тоннаж, но и
экипаж, так как кадры подготовлять труд-
ное. чем строить суда.
	Обвинитель: Kak же вы истолковали
приказ Деница?

Свидетель: По моему личному мнению,
пряказ говорил о том. что сласательные
мероприятия должны быть запрещены.
Приказ заострял внимание на том, чтобы
при потоплении торговых судов члены
зкилажея ное остарлялись в живых.
	затем обвинитель предлагает свидете-
лю рассказать о другом приказе, датиро-
ванном 7 октября 1943 года. Варл Меде
показывает. что этот приказ проходил нод
номером 72. Дениц предлагал в этом
приказе уничтожать спасательные суда,
которые входили в состав морского кон-
вол. Тем самым во время торпедирования
экипажи взорванных судов лишалясь воз-
можности получить помошь и обрекались
на гибель. Отвечая нз другие вопросы
полковника Филимора, Карл Меле с00б-
тает еше об одном приказе, в котором
предписывалось, чтобы в0 время опера-
	  Дениц требовал от своих подчиненных
  безжалостной борьбы’со всеми, кто прю-
являет какие-либо элементы неустойчиво-
сти и колебаний, В этом же приказе в ка-
честве примера «стойкости» Дениц при-
вел действия офинера в одном из лагерей
в Авотрин. Этот офицер, как оказано в
приказе,  прололжал выполнять свой
«долг» в тяжелых условиях, уничтожая
нежелательных пленников лагеря. Дениц
в своем приказе указывает, что этот офи-
цер доказал свою способность быть руко-
водителем и что по возвращении этого
офицера он,,Дениц, наградит его coorper-
ствующим образом.

Дениц играл большую роль в создании
германского подводного флота — одного
из самых смертоносных орудий агресеив-
HOH войны, говорит обвинитель. Дениц
помогал планироваль и вести агрессивную
войну. Он прекрасно ‘знал, что это было
преднамеренным нарушением договоров.
Он был готов иги на нарушение любых
конвенций, договоров и принципов ней-
тралитета, он был готов она все, что. соот.
ветствовало ето целям, а также заговору
гитлеровцев.

Заканчивая свою обвинительную речь,
полковник Филимор говорит, что подсуди-
мый Дениц был не только моряком, не
только офицером, выполнязшим приказы
правительетва, он был полностью предан
питлеризму и делал Bee, что мог, дая
того, чтобы внедрить в военно - морской
флот гитлеровские «идеи». И это подтвер-
ждаетея тем. продолжает обвинитель. что
именно Дениц, & не кто-либо лругой, был
избран Гитлером своим преемником.

Поеле выстунления полковника Фили-
мора другой представитель английского
обвинения Элвин Джонс приступает к
пред’явлению  локументальных  доказа-
тельств виновности подсудимого Редера.

Подсудимый Редер, говорит Джонс, дол-
жен нести ответственность за планирова-
ние и осуществление гитлеровцами агрес-
сивных войн, а также за совершение
военных преступлений, так как он. Pegep,
был активным участником -всех этих гит-
леровеких преступлений и заговоров.

В 1894 году Редер вступил в герман-
ский военно - морской флот и в течение
многих лет занимал в нем различные
команлные должности. Уже в 1928 г. он
был начальником военно - морского штаба.
В 1935 году Редер был назначен на поет
главнокомандующего военно - межким
флотом, ав 1938 г. — членом тайного
совета. В 1939 г. Редеру было присвоено
высшее в германском флоте звание гросс-
адмирала. Обвинитель напоминает Трибу-
налу об уже оглашенных документах, ко-
торыми доказывалось прямое участие Ре-
дера в строительстве германского военно:
морекого флота, вопреки условиям Вер-
сальского договора. В годы, когда Редер
командовал военно - морюкам флотом. го-
ворит обвинитель, он активно способство-
вал его строительству, расематривая флот
как один из инструментов войны и как
средство выполнения гитлеровских агрес-
сивных планов. Обвинитель приводит один
документ Редлера, в котором  говоритея,
что так как приготовления к мобилизации
по Версальскому договору залтрелеены. то
прежде всего следует об этих приготовле-
нилх ставить в известность только огра-
ниченное число сотрудников.

Захват гитлеровцами власти в 1933 го-
ду, говорит обвинитель, послужил слгна-
  20% Редеру для того, чтобы в ускоренном

темпе начать вооружение. В ноябре 1931
г. Редер имел совещание с Гитлером
относительно финанеирования Зооружений
флота. По этому поводу Гитлер сказал Ра-
деру, что в случае нужды он попроеат
д-ра Лея зылелить значительные суммы
	из средетв «трудового фронта» в распоря-
	жение военно - морского флота.

Пред’яваением этих документальных
доказательств виновности подсудимого Ро-
дера / заканчивается утреннее заселание
Трибунала 15 января.
	Кларк об американцах,
сотрудничавших с гитлеровцами
	ВАШИНГТОН, 14 января. (ТАСС). Mu-
нистр юстиции Кларк об’явил о посылке
5 человек в Германию для расследования
деятельности некоторых американцев, кото-
рые, по имеющимся сведениям, сотрудвича-
ли с гитлеровпами. Некоторые из них подо-
зреваются в том, что они содействовали
гитлеровской радиопропаганде. 7 американ-
цам уже, пред’явлено обвинение в преда-
тельстве на этом же основании.
	Rourpece США возобновил работу
	ВАШИНГТОН, 15 января. (ТАСС). Вчера
Конгресс вновь приступил к работе после
каникул, длившихся-93 дня.
	Слухи о предстоящей отставке
Маннергейма
	АЕЛЬСИНКИ, 15 января. (ТАСС). Фин-
ские газеты продолжают обсуждать вопрос
о выборах нового президента. Выборы, как
утверждают, будут проведены на основе раз-
работанного правительством законопроекта
о чрезвычайных выборах. Ссылаясь на по-
лученные сведения, газета «Хельсингин са-
номат» пишет, что отставки президента сле-
дует ожидать 17 нли 18 января.

Газета «Суомен сосиалидемокраатти» пи-
шет, что законопроект правительства о чрез-
вычайных выборах президента будет. пере-
дан сейму немедленно после получения заяв-
ления Маннергейма об отставке.

По сообщению газеты «Ууси суоми». в
ответ на ее запросе относительно законо-
проекта о чрезвычайных выборах президента
было сказано, что правительство еще не
предпринимало никаких мер в этом направ-
лении.
		ХЕЛЬСИНКИ, 15. января. (ТАСС). Фин-
ское радио передает, что вчера скончался
		ции подводных лодок в судовой журная
не вносились записи о действиях, проти-
воречивших международным соглашениям.
Чишь HO возвращении ‘из плавания
командиры подводных лодок должны бы-
ли делать 0б этом устные отчеты.

Залем председатель Трибунала лорд
Лоуренс предлагает защите подвергнуть
свидетеля перекрестному допросу. Слово
получает защитник Деница адвокат
Кранц-Бллер. Отвечая на вопросы за-
щитника, свидетель сообщает, что на
командных должностях во флоте он на-
ходилея с начала войны и до апреля
1941 года принимал участие в боевых
операциях, в результате которых было
потопаено 20 судов союзников. Далее
Вранц-Бюллер оглангает отдельные пафа-
графы приказа Деница от 17 сентября
1942 года, пытаясь выяснить, в каком
именно предложении Варл Меле усматри-
вал приказание об уничтожении потернев-
	Mux крушение. В ответ на это свидетель Он
	заявляет, что требование уничтожать эки-
пажи торпедированных судов прямо запи-
сано в слеллющем предложении приказа:
«Спасение экипажа после уничтожения
вражеских судов противоречит элемен-
тарным требованиям ведения войны».

После окончания допроса  свадетеля
Карла Меле полковник Филимор возвра-
щаетея к пред’явлению документальных
доказательств виновности подсудимого Де-
ница. Обвинитель цитирует ряд докумен-
тов, которыми устанавливаются факты по-
топления торговых и рыболовных судов,
& также уничтожения их экипажей воен-
ными судами германского флота. В част-
ности, обвинитель ссылается на записи в
бортовом журнале немецкой подводной
лодки. В этом журнале описан случай тор-
педирования германской подводной лод-
кой в 1944 году рыбозовного судна и го-
ворится 00 уничтожении его команды.
28 сентября 1942 г.. продолжает обви-
нитель, другая германская подводная
лодка торпедировала торговое судно ней-
тральной страны. Один из членов экипа-
жа потопленного судна следующим обра-
30M описывает это потопление: «Атака
ллилась 20 минут и была очень жестокой.
Нападение было произзедено темной но-
чью. и подволную лодку было трулно
разглядеть. После торпелирования были
епущены две спасательных лодки. на ко-
торых люли пытались избежать гибели.
Началась жестокая стрельба из пулеметов
по беззащитным матросам. Три человека
были ранены и несколько человек убито».
	После этого обвинитель приводит фак-
ты передачи органам СД захваченных в
плен английских моряков. и применения
к ним приказа Гитлера 00 уничтожении
так называемых «командос», т. е. учает-
ников десантных и парашютных операций.
. Обвинитель указывает на меморандум
Деница, на основе которого при етрои-
тельстве германского военно-морского
флота был использован труд военноплен-
ных. В меморандуме говорится: «Прежде
всего я предлагаю усихить состав рабо-
чих в доках пленными из концлагерей и
особенно. в качестве специальной меры,
на строительстве подводных лодок». Из
этого документа видно, говорит обвини-
тель, что подсудимый Дениц прекрасно
знал о существовании концлатерей и о
том, как используется в них труд заклю-
ченных. Таким образом, Дениц должен
нести ответственность и за эти действия,
связанные с использованием трула воен-
нопленных на строительстве военно-мот-
ского флота.

Подсудимый Дениц. продохжает обви-
нитель, до самого последнего момента
проявлят себя как фанатический поизер-
женец фалтистских идей, и доказатель-
ством этому служит его приказ о готов-
ности, даже в последний период, продол-
жать безналежную войну за счет челове-
ческих жизней. не обращая внимания на
огромные размеры разрущений и колос-
сальное число жертв среди мужчин. жен-
щин и детей. `-

В поиказе по военно - морскому флоту
	ЧКАЛОВ, 15 января. (Kopp. «Труда»),
Для рабочих, инженерно-технических, работ-
ников и служащих ‘паровозоремонтного за-
вода строится новый клуб. ‘Он ‘будет полно-
стью готов’веоной этого пода. Сейчас уже
открыты: кинозал на 300, мест, в котором
регулярно демонстрируюяжся фильмы, Tal
повальный зал и комнатыйдля занятий круж-
ков художественной самодеятельности,
	Расширение! сети школ
рабочей мюлодежи.
	РОСТОВ-ДОЯ, 15 января. (Корр. «Труда»)
В вечерних школах рабочей молодежи в Рос-
товокой области обучается более 6 тысяч
молодых стахановцев. машиностроительной,
металлургической, угольной и других отрас-
лей промышленности. В этом году сеть ве-
‘черних школ в Ростовской области будет
`зназительно распгирена.
	РАБОТЫ ТУРКМЕНСКИХ
КОВРОДЕЛОВ
АШХАБАД, 15 января. (По телеграфу)
В ашхабалской  экспериментальной ковро-
вой Мастерской соткан огромный ковер
площадью в 192 кв. метра. Над его изго-
товлением в течение 250 дней трудились 35
	мастериц. Ковер предназначен. для Госу-
дарственного Академического Большого
театра.
	Сейчас мастерская готовит ковры-пор-
треты маршалов Советского Союза для
Всесоюзной художественной выставки на-
‚ролного творчества в Москве,
	Экспедиция Украинской
Академии наук
в Закарпатскую Украину
	КИЕВ, 15 января. (Корр. «Труда»). Ин:
ститут искусствоведения, фольклора н
этнографии Академии наук Украянской
ССР направил в Закарпатскую Украину
комплексную экспедицию научных работ-
ников — этнографов, фольклористов и дф.
Участники экспедииии изучат  материаль-
ную культуру закарпатских украинпев, их
народные обряды, песни, пляски, музыку.
	Ответственный редактор

К. К. ОМЕЛЬЧЕНКО.
Издатель — ВСЕСОЮЗНЫЙ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ

, ПРОФСОЮЗОВ.
	$$444444%94$4$%3944%9-45544444944$4$$$95%%
$ Вышел из печати № 2 журнала }
		В номере
Генеральная Ассамблея.
М. Смит. Национализация Английско-
го банка и угольной промыпвленно-
сти.
Е. Владимироз. К проблеме ликвида-
ции испанского фатизма.
А; Дьяков. Индия после войны.
Л. Волынский. О положении в Си-
рин и Ливане.
Д. Орлов. Негодные советы (обзор

зарубежных. ‚ радиопередач для Гер-
манин).

Из международной жизни (заметки).
А. Солодовников. Из австрийских
впечатлений.

М. Марков. В Монгольской Народ-
ной Республике.

Хроника международных событий.
	СЕГОДНЯ В ТЕАТРАХ:
	МАЛЫЙ ТЕАТР — «Двенадцатая ночь». Ha-
чало в Т час. 39 мин. вечера,
	ФИЛИАЛ МАЛОГО ГЕАТРА «Женитьба Be
‚лугина». Начало в 7 час. 30 мин. вечера.
	МОСК. ГОО. ТЕАТР им. Евг. ВАХТАНГОВА
(ул. Горького, пер. Садовеких, 19} Мадемуа-
зель Нитуш», Начало в 7 час. 30 мин. вечера.
	МОСК. ГОС. ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО КОЖ:
COMOJIA (ул. Чехова, 6) — Премьера—«Наш
общий друг». Начало в 7 час. 80 мин. вечера,
	МООК. ГОО. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР (Тверской
бульвар, 23) Мадам Бовари». Начало в Т час
0 мин. вечера.
	a

МООК. ГОС. ТЕАТР им. К. 0. ОТАНИСЛАВ.
OKOTO и В. И. НЕМИРОВИЧА-ДЛАНЧЕНКО
(Пушкинская ул., 1 —«Нищий студент». На-
чало в Т час. 39 мин, вечера.
	MOCK. TOC. ВЕВРЕЙОКИЙ ТВБАТР (М. БроЕ-
	ная, 2) «Суламифь». Начало в 1 час. 30 мин,
вечера,
	В Е rp er ee
МЮОК. ГОС. ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ м
тенка, ул. Хмелева, 21)-«Старые друзья». На
чало в 7 чае. 30 мин. вечера.
	МОСК. ГОО. ТЕАТР ДРАМЫ (ул. Герцена 19).
	бе” Та Ч...

«Зесна в Москве». Начало в 7 час. 30 мин.
чера.

MOOR. TOC. TEATP am. МОССОВЕТА
ный ряд, 3)—«Олеко Цундич». Начало
30 мин. вечера.
	ГОС. ЦЕНТР. ТЕАТР КУКОЛ под рук. ваел,
арт. РСФСР 0(.В. Образцова (ул. Горького, 58-а).
Спектакли для взрослых — «Волшебная лампа
Аладина». Начало в 8 час, 30 мин. вечера.

Спектакли для детей—«Кот в сапогах». Начало
B 2 часа дня.
	MOCK. ГОО. ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ (В. Садо
	вая, 15}-«Марица». Начало в 7 час. ^ 30 мия,
вечера.

oa
МОСК. ГОС. ТЕАТР САТИРЫ (пл. Маяков-
ского) — «Мелкие козыри». - Начало в 7 чае
	20 мин. вечера.
		О РЕПАТРИАЦИИ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН
ИЗ БЕЛЬГИИ
	10 мая 1920 года, согласно предлисанию,
	должны быть немедленно направлены в при-
	емный пункт 1601 улица Сталль в Укль
Сталль, где их положение будет определять-
ся представителями полищии но делам ино-
странцев н органов по ренатриации. При
этом в предписании подчеркивается, что
представители полиции должны рещать воп-
рос о репатриации без какого-либо участия
советских уполномоченных по репатриацин.
Кроме того относительно советских граж-
дан, не  зарегистрированных по каким-
либо причинам бельгийскими властями, в
предписании говорится, что они должны
быть доставлены в окружную тюрьму.

Таким образом, предписание министра юс-
тиции Грегуара, в котором декларируется
Hamepenue уважать и исполнять советско-
бельгийское соглашение, на делё направлено
к грубому нарушению этого соглашения. Не-
даром реакционная часть бельгийских газет
всячески восхваляет предписание министра
юстиции, с осэбым удовлетворением под-
черкивая, что оно имеет целью устранить
советские органы от участия в репатриации
и что местные власти получают возможность
рассматривать ряд советских граждан, как
преступников” н ‘даже заключать их в
тюрьму:

Как сообщают, советский посол в Бель-
гии опротестовал незаконные действия Гре-
гуара.
	Заседание учредительного собоания Албании
	ТИРАНА, 15 января. (ТАСС). На состояв_} вано также создать постоянные
	шемся 13 января заседании Учредительного
собрания выступил с докладом прёмьер-ми-
нистр временного правительства главно-
командующий национальной армией Энвер
Ходжа. Подробно ‘охарактеризовав нацио-
нально-освободнтельную борьбу албанского
народа и его армни за государственную не-
зависимость и территориальную целостность
	О AAI   6 BC DAOBHHE
органы государственного управления. Вре-
менное демократическое правительство счи-
тает свою миссию выполненной и поэтому
подает в отставку.

Выступая в прениях по докладу. депутат
Сазих Ибория заявил. что народные пред-
ставители префектуры Корча не могут при-
	ОВ пить. отставку нынешщего демократического
Албании, Энвер Ходжа 200K O meaTedh-  TpapuTenuctea. KoTanne Run, cdooe
	вости временного демократического прави-
тельства и проведенных им реформах, епо-
собствующих послевоенному  восстановле-
нию албанского. государства ин ‘развитию
отношений с друпими странами. В заключи-
тельной части доклада Энвер Ходжа заявил.
	„равительства, которое было создано в ре-
зультате победы национально-освободитель.
пого движения и которое успешно выполняет
трудные обязанности, возложенные на него
народом. Депутата Корчи поддержали де-
путаты от префектур Тираны, Аргирока-
строна, Валоны, Дуресса и Кукеёса, Учреди.
тельное собрание едивоглаено вынесло ны.
	пошнему правительству вотум доверия.
	Финские газеты о показаниях
генерала Бушенхагена
	ХЕЛЬСИНКИ, 15 января. (ТАСС). Ком-
ментируя показания генерала Бушенхагена,
оглашенные на суде по делу финских виноз-
ников войны, газета «Хельсингин саномат»
пишет, что эти показания по-новому осве-
шают прелисторию вступления Финляндии
в войну в 1941 году и ее роль в осуществле-
нии плана «Барбаросса».

В ответ на заявление защитника Рюти—
Прокопе о том, что новые документы «не
сообщают ‘ничего нового», газета «Вапаа са-
на» пишет: «Это вполне естественно, для об-
виняемых в них нет ничего нового, они зна-
ли все это. Однако наролу об этом не было
ничего известно».

Газета «Хельсингин саномат» также отме-
цает, что «факты, приведенные генералом
Бушенхагеном, были большей частью неиз-
вестны широким массам. В его показаниях
приволятся имена н даты, которые ранее на
процессе не упоминались». Газета особо пол-
черкивает, что со стороны Германии не де-
лалось никакого нажима на финское воен-
ное командование. чтобы заставить Финлян-
дию вступить в ‘войну против Советского
Союза. `

Все газеты, хельсинкские и провинциаль-
ные, опубликовали подробное изложение по-
казания Бущенхагена.
	Газета «Ваасабладет» !3 января писала:

«С болыним напряжением ожидала вся
страна заседания по ‘делу виновников войны
11 января. Сообщение канцлера юстиции
Тарьянне о том, что прибыли немецкие до-
кументы, которые существенным образом мо-
гуг изменить и дополнить содержание обви-
вительного акта, способствовало целому по-
току догадок и слухов о предстоящей сен-
сации. Ул_р грома, действительно, разра-
зился. То, что рассказал немецкий генерал
Бучшенхаген в своих письменных показаниях,
было настоящим динамитом. Выводом из его
показания является то, что финское военное
руководство зимой и весной 1941 г. умыю-
ленно и хладнокровно подготовляло участие
Финляндии в поедстоявшем нападении Гер-
	мании на Советский Союз. Это было ясно
и раньше, олнако до сих пор еше не было
таких очевилных доказательств. Теперь ее
более ясно определяется распределение ро-
лей в этой роковой и темной игре вокруг
жизни и смерти нашей страны. Политически
безответственная военная камарилья несет
ответственность за то, что страна была во-
влечена в несчастье».
	Касаясь вопроса о том «должны ли быв-
шие государственные деятели и политики
наказываться за то, что совершила клика
генералов», газета пишет, что бывший пре-
зидент Рюти старался свалить вину на воен-
ных, однако это было неубедительным, но
достоверные данные показывают, что ему
было известно о том, что пронсхолило. «За
внешнюю политику, — пишет газета, — от-
ветственны в первую очередь политические
руководители. Народ выбрал их не для то-
го, чтобы они позволяли некоторым генера-
лам распоряжаться жизненно важными
внешнеполитическими делами и договари-
ваться с военным руководством другой дер-
жавы о планах нападения на третью страну,
что является, во всяком случае делом внеш.
неполитическим. Вопросы, касающиеся вой-
ны и мира, решаются президентом вместе
с сеймом. В качестве советников и сотруд-
ников президент имеет министров, которые
образуют внешнеполитическую комиссию
правительства. Болыная часть подсудимых
была членами этой комиссии. Таким обра-
зом, эти люди несут наибольшую ответст-
венность. Ответственность сейма в данном
случае носит теоретический характер, так
как сейм держали в полном незедении отно-
снтельно того, что происходило. Военные
не имеют никакого права заниматься поля-
тикой. Они являются подчиненными полити-
ческого руководства. Таким образом. пока-
зания генерала Бушенхагена не уменьшают
вины подсудимых, а увеличивают ее. Но и
указанные Бушенхагеном генералы не могут
считаться невинозными».
	Начало в 7 ча
		МОСК. ГОС. ЦЫГАНОКИЙ ТЕАТР «РОМЭНЯ
(Б. Гнездниковский пер., 19)—«Все о тебе». Нз
чало в Т чае. 30 мин. вечера.
	МОСК. ГОС. ФИЛАРМОНИЯ
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им. ЧАЙКОВСКОГО
	16/1 -—- Вечер танца московской студий
им. АЙСЕДОРЫ ДУНКАН.
	ИЛ — Мастера. искусств.

Начало в 8 час. 30 мин. вечера.
Начало в 8 чае. 30 мин. вечера.

секретаря К 3-87-82, промышленно-
ормации — К 3-42-93 и К 0.86-02,

72-07, Прием об’явлений — К 3 56-09.
	бывший премьер-министр Финляндии Хак-  что Учредительное собрание, провозгласив:

Р-Н ТИС, я

шее Албанню народной республикой, приз-

Адрес релакпии и издательства: Москва, ул. Горького, 1846. Телефоны: секретариат (для справок) — К 4-39-06, зам. ответственного релактора — К 0-61-19, ответственный секретарь — К 4-23-64.
экономический отдел — К 1-94-68. группа по выборам з Верховный Совет СССР — К 3-52-69, отдел пропаганды — К 3-76-32, бытовой отлел — К 3-52-69. профсоюзный отдел — К 0-37-75. отле
ппостраавый отлел — К 3-36-17. отдел писем — К 1-96-48, бюро стевографов — К 4.39-24, Издательство — К 4-84-29, зав. редакцией — К 3-80-31. бухгалтерия — K 1.908 42 Bauune nen.

тепанова, Пушкинская площадь, 5.
			Типография «Известнй Советов депутатов грудящихся СССР» имени Скворисва-С
	“am ответственного секрета
п культуры и ‘отдел информации
		ая редакция — К 5.78.72 К