шагами и мы придем в ней неминуемо. Да злрав-
ствует Интернапионал. Да здравствует сопиализи,
«Правда», вторник 1-го мая (18 апр.

ст.ст.) 1917 г., № 35.
«...Первое свободное празднование 1-го иая
показало блестяще, васколько русский рабочяй
класс созрел для самостоятельной жизни. Он ца-
	рил вчера на улицах Петрограда. Врупная бур-
жуазня и все обломки сокрушенных революцией
темных сил попрятались; мелкая‘ буржуазия гу-
ляла, прислутивалась и главным образом стояла
шпалерами, пропуская мощный, бесконечный по-
	TOR рабочего люда.
	— Созсем справедливых речей не слыштне, —
	заявила меланхолично фланирующая в Толше 63-
рыня своей подруге, — одни только ленинские. —
	tr.

„.В мае (1891 гола) бостоялось первое в Не-
тербурге тайное собрание рабочих, посвященное
празднованию 1 мая... Фант собрания хранился в.
глубокой тайне, Только осенью один из рабочих
решился дать текст речей знакомой учительнице
воскресной школы за Невской заставой... Затем
	речи были перепечатаны за границей группой
«Освобождение труда».
	М. Н. Покровский «Русская история
с древнейших времен», т. ШУ.
*
1$.
		(ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВОМАИСКОГО ПРАЗДНИКА В РОССИИ)
		стошительные аресты в Екатеринославе, dyrau-
све, Юрьевке, ст. Марьевке, Александровоке и
т. д. Сводько несчастий и слез приносят эти набе-
ги. И ошибаешься, думая, будто вее опустошено.
	Оказывается — нет. И 1-е мая 1913 года доба-
	зало, что силы пролетариата не иссявли и не #0-
	гут иосяьвуть».
Г. И. Петровский, сталья «Протилое
и настоящее», «Правда» № 104 от
	сделать серьезную чистку рабочего актива Москвы.
Накануне 1 мая были произведены аресты. Но и
аресты не помешали маевке.

По Казанской дороге с утра рабочие неболь-
шими группами по 3—4 человека направлялись
к определенным станциям. Там собирались по
2—3 группы и в сопровожлении одного из знав-
ших их направлялись в лес, где уже стоял то-
варищ с паролем, и при полученяи ответов на-
	05-80 ЗАВОДЧИКОВ Совершенно нонфидэнциально.
И ФАБРИКАНТОВ

Московского про-
мышленного района
	Москва. 30 апреля 1912 г. Милостивые государи!
	Петровка, Пузн, пер, д. 4
	„.Вакое же есть у нас средство, чтобы улуч-
ПТИТЬ ©8085 положение повысить заработную плз-
	ПТИТЬ ©80е Положение, повысить ззраоботную Mla
ту, сократить рабочий день, защититься от оскор-
блений, читать умные книги? Против нас все —
и хозяева, потому что ‚им жить тем лучше, чем
хуже нзм; и все их прислужники, все те, кто
живет полачками капиталистов и в угоду им
держит нас в невежестве и неволе. Нам неоткуда
ждать помощи: мы можем надеяться только на
самях себя Наша сила — в единения. Наше

правлялись дальше. Таким образом собралось око-

10 200—800 человек. Массовка удалась. Лишь
часам к 5—6, когда она фактически была окон-
чена, в лесу появились казаки. Они застали

опоздавших одиночек. На’ станциях Казанской
дороги шныряли взад и вперед сыщики, узнавая
наиболее активных рабочих. Те, что не были

Be Е ЕЮ + < я:

Мы осведомлены, что среди московеких радочих
возникло предположение потребовать оплаты про-
гульного дня во время последних демонстративных
забастовок с целью пожертвования означенных де-
нег в пользу рабочих и их семей, пострадавших
при ленской катастрофе.

3-го мая.

В 1313 году 1-го мая по России  бастсвало

420.000 рабочих.

М. Ольминский,
ды» и «Правды».
“*

«Из эпохи «Звез-

w@ mare

Пришлось услышать  пишущему строви Ha -
Марсовом поле». be
мы
А. У. «Впечатления» «Правда; 4 5
№ 36 от 3 мая 1917 г. Г

> 7

1918 г.
			На Красной плошади намедни три туза — a
Помешик — без земли, заводчик — без завода
Й хяишник банковский. сидящий без дохода, =.
	паялилия глаза
	На. торжество рабочего народа.
	срелство — дпружное, единодушное и упорное с0-
противление хозяевам.

„.В минувшем году русские рабочие показали
своим хозяевам, что покорность рабов сменяется
в них стойким мужеством людей, не поддающихся
наглости жалных до дарового труда капитали-
стов. В разных горолах возникло множество ста-
чек: в Ярославле, Тейкове, Иваново-Вознесенске,
Белостоке. Вильне. Минске. Киеве. Москве и пру-
	Вместе с сим общество заводчиков ин фабрикан-
тов Московского промышленного района считает
своим долгом довести до вашего сведения, FTO
всякая оплата забастовочного дня усилила бы
	„брожение в рабочей среде и послужила бы неже-
	лательным прецедентом в будущем, например, в
	арестованы накануне, арестовывались ими Tyt
же на станциях и в последующие после маевки
дни. Был арестован и пишущий эти строки.
Жандармы считали, что они нанесли непопра-
вимый удар рабочему лвижению. Но именно эти
аресты и вмешательство полиции в стачечную
борьбу были лучшим учителем рабочих. Pa-
бочие видели, что экономическая борьб» от по-
литической борьбы не отделима...
	ВОЗРОЖДЕНИЕ ПЕРВО-
МАИСКОГО ПРАЗДНИКА
	В июле 1914 года началась инпериалистская
война, которая тянется еще и сейчас, унося каж-
	Белостоке. рильне, минске, цисво, MUUNSU и apy” . я a n м ЕЕ В Им в первомайский д е
гих городах. Еольшинство стачек кончилось итвин-— Седой. . = ень утра
удачно для рабочих. - “s случае забастовки 1-го мая ит. п. , дый день тысячи и тысячи жертв. Многие из ©9-

‚Мы, петербургские рабочие, члены союза,

Спокойно дома не силелось:
Общество заводчиков и фабрикантов в Петербур-   Пиалистов перешли на сторону своих  прази- Taaakom UPHREEYTh SaxoTeTOCe
приглалияем взсех остальных напгих товарищей 1905

у Измерить силу рати той,
ав п бо анк   TexbCTB, IPMcoeimMMBMInch © KallwraxmcT@eceoh   oo. nannae croett sceneanon matott.

Ве АН: eee see NE ON ON I OO OIE EE SIO EI IEEE Па рае: чт

г.
	Валюбовавитися пошли домой все трое.
— Ну, как?
— Да так.. Тоска.
— Казенный юбилей.
День этот проходил куда как веселей
При прежнем строе.
	присоединиться н нашему союзу...

..Поря и нам присоелиниться к нашим брать-
ям, рабочим других государств стать с ними под
общее знамя. на котором написано: рабочие всех
стран, соединяйтесь!
	СОЮЗ БОРЬБЫ ЗА аи
РАБОЧЕГО НЛАССА
	В 1505 г. первое ‚мая проходит под  пезунгом
восруженной борьбы. Праздник первого мая с0-
бирает под свои знамена сотни тысяч рабочих,
Впервые первое мая отмечается и в деревне мно-
гочисленными сходками и демонстрациями, в
которых участвуют громадные массы крестьян
	тельств, присоединившись в капиталистичесвой
войне, забыв о братстве рабочих всех стран...
Наступило 1-е мая 1915 года. Социалисты, пе-
решедшие на сторону своих правительств, призва-
ли рабочих отказаться от первомайского праздни-
Ea, и большинство рабочих их послушалось. Пер-
	те также постановило за дни забастовки никаких
платежей не производить. Мы надеемся, что на-
стоящее сообщение вы не оставите без внимания.
С совершенным почтением вице-председатель 0б-
щества (подпись).

Этот «циркуляр» был разослан обществом всем
	РАБОЧЕГО КЛАССА
Прокламация написана В. И. Лениным.

„.Это бып скромный писток, отпечатанный на
мимографе в копичестве 3.000 экз. © величай-
шими трудностями, но нам удалось распростра-
нить его на всех фабриках и заводах Петербурга,
и мы торжествовали. Horna через месяц после
этого вспыхнула знаменитая стачка 1396 — года,
рабочие говорили нам, что первым толчком их
об’единения был наш маленький скромный ли-
сток,

Волжанский, «Вопна»,
as
+

1896 г.

B 1896 г.’небольшние кружки, об’единяемые Мо-
сковским комитетом и союзом рабочих, впервые
попытались широко отпраздноваль 1 мая. Цар-
ская Россия и капиталисты знали о первомайских
днях. и для того, чтобы отвлечь рабочих и работ-
HB OT революционного празднования, 1 мая
устраивались всенародные тулянья в Сокольни-
ках, за Петровским парком и т. д. Накануне
1 мая выдавалась получка, и все винные лавки
и пивные гостеприимно открывали свои двери.
Впрочем. принимались и иные меры. В 1396 году
также были приняты иные меры. Во-первых по-
тому, что была коронация, & во-вторых, решили

которых участвуют громадные
(в Грузии 82 т.).

массы крестьян

«МАЛ, СОВ. ЭНЦ», +. VI.
МОРОЗОВ БВ. С.

Рабочий «Трехгорки», начальник сотни боевой
дружины в 1905 г.

.. 1 мая была назначена массовеа. Я был
зрестован на конспиративной квартире с двумя
прохоровпами — Седачевым и Кривошеиным.
Все мероприятия были приняты 0 стороны
охранки и жанлармов, чтобы приостановить рост
революции. Арестовывались рабочие,  арестовы-
вались интеллигенция, большей частью студенче-
ство, которое несло свои знания на пользу pa-
бочих. Но ни аресты, ни высзлки не помогали
знаменитым Дурново и Столышину приостановить
революционную лавину. Временно поредевиеие ря-
ды революции скоро залюлнялись другими.

14 мая я был освобожден и уволен с фабрики.

«Рабочие «Трехгорной Мануфакту-
ры» в 1905 г.>. Сборник, изд. Комака-
демии, Г

этот «циркуляр» оыл разослан Oviyccrsum
владельцам предприятий.
КЕ

воем

Однако ни отсутствие организации, ни поли-
цейские стеснения не задержали мощного прояв-
ления пролетарской солидарности. Вот что дол-
жен был отметить злейший классовый враг:

‹...Громадную демонстрацию первого изя еле-
дует признать удавшейся. Она ноказала присут-
ствие в столице огромной, революционно настроен-
ной массы... Демонстрация 1-ю мая показала
сплоченность и хислиплинированность этой мзд-
сы, показала, что рабочий пролетариат Петербурга
сорганизован для некоторых совместных  дей-
ствий».

Из статьи г-на Меньшикова в чер-
носотенной газете «Новое Время».
eo
*

1913 г.

<..От товарищей рабочих приходят  весточви
жобрые и недобрые. Та, перед 1-м мая были опу-

Ba, И ЗлЬьшШанНоеьо рдюзвнА ИА ВУмузюнкь. мор
в0е мая 1915 года в большинстве стран из пер-
вомайского праздника рабочих превратилось в
первомайский праздник буржуазии.

В 1916 году вартива начала уже меняться.
Истинный характер войны стал выяеняться хля
широких кругов прежде обманутых рабочих. Ин-

тернапионалиетская оппозиция стала врегнуть BO
всех странах.

Й наконец в 1917 году первомайский празд-
HUE опять становится первомайским праздником
рабочих.

..Мы свергли царя, мы добились политической
свободы, Но господство капитала, угнетение чеэ-
ловека человеком, наемное рабство остались. В
день 1-го мая мы даем обет бороться не покладая
рук до тото момента, когда будет положен конеп
всему вапиталистичесвому строю, этому строю
насилия и эксплоатации. ~~

..Никто не знает, когда именно наша полная
победа, победа социализма станет фактом... Ho од-
но мы знаее—мы идем к ней теперь быстры

Ушла поэзия. Отнал волшебный фон.
Как живописен был разтон

Всей этой сволочи, обирающейся в шайки,
Когда ее жанлармский эскадрои
Возьмет, бывало, всю в натайки.

Р-раз — шляпа по боку. Два лопнуло ипзльто.
Три — шайки всей как не бывало.

В участок волокут толпу. А нынче что?...

Ушла поэзия и красок ярких мало.

а -
Не трудно угадать, как первомайский день.

Расписан был в газетах буржуазных.
Буржуи с нами вкусов разных:

Там, где чам солнышко, для них—<©плошная тень,

ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ.

Праздник светлой надежды стал праздником
добытых и грядущих побед.

Первое мая — праздник труда. Да здравствует
дружный труд. Да здравствует рабочая диспит-
длина.

Международная революция начата,
ве, пролетарии!

Из лозунгов ЦК РКП(б) в Т мая 1918 т,

завершеим

вать мирную политику COBCTCBOTO государства.
	Военный захват Манчжурии преследует цель не
	только превращения 0 в Еолонию японского им-
периализма, но и превращения Манчжурий в
плацдари для антисоветского нападения.

Советский Союз дал достаточно ‘доказательств
своей мирной политике. Только Советский Союз
ведет действительную борьбу за мир. Но Совет
ский Союз никогда и никому не позволит поме-
шать социалистическому строительству в нашей
стране, посягнуть на неприкосновенность совет-
ских рубежей, зорко охраняемых нашей героиче-
свой, непобедимой Красной армией.

+
	Борясь с капиталистической — энсплеатацией,
пролетариат ишет выхода в революции. В процес-
се обострения классовой борьбы растет классовое
‚ самосознание сажых широких рабочих масс. В от-
вет на стремление капиталистов выйти из кризи-
са за счет рабочего класса, за счет угнетения
трудящихся колоний, новой империалистической
войны и интервенции против СССР, междуна-
родный пролетариат берется 3a резолюционный
выход из кризиса.

Рост стачек и революционный поем происхо-
хит во всех странах капитала. Растут ряды ком-
мунистичесвих партий, растет их влияние Ha
широкие рабочие массы. Но путь победы проле-
тарской революции лежит через завоевания ком-
партиями большинства рабочего класса. Перед
компартиями во весь рост стоит задача разгрома
социал-фашизиа -—— главной опоры буржуазии.
Эту задачу компартии выполнят, только развернув
непримиримую борьбу против  сппортунизма и
прежде всего против правого уклона, как главной
опасности на данном этапе. Эту задачу компар-
тии выполнят, только развернув широчайшую рз-
боту в массах, вооружая массы нашими лозун-
тами, сплачивая их под знаменами Вонмуниетя-
ческого интернационала.

Лозунги Коминтерна написаны на первомай-
ских знаменах рабочих демонстраций, организо-
ванных и руковолимых нашими братскими 5ом-
партиями в капиталистических странах. Перво-
майские лозунги зовут рабочих пол знамена
Коминтерна, против фашизма и сопиал-фалтизма,
против войны и интервенции, на затциту СОСР, за
революционный выход из кризиса — пролетар-
скую революцию во всем мире.
	«Существование Советского союза ¢ 610 BCE
мирным влиянием ва трудящиеся и угнетенные
Macch cao по себе есть наиболее яркое выра-
жение глубочайшего кризиса мировой капитали-
стической системы и небывалого еще в истории
расширения и обострения классовой борьбы» (из
программы Коминтерна). Советский Союз под ру-
коволетвом ленинской KOMMYHECTHUCCEOH партии,
	ее ПЕ и вождя мировой пролетарской революций /
	т. Оталина заверитил ‘строительство фундамента
социалистической экономики, илет от побеы Е
победе, в боях за построение бесклассового соци-
алистического общества.

Советский союз — ударная бригада ‘мировой
пролетарской революции. Советский союз — эт

стическое отечество революционных про-
 летариев всего мира. Советский coms показывает
трудящимся и угнетенным народам всех стран,
вав надо бороться против валитализма, 38 сепи-
ализи.

Пусть каждый рабочий и колхознек тючЕят,
ЕЗБ Важно их участие в межлунаролной борьбе
пролетариата — учаетие ударным трудом в 0©0-
циалистическом строительстве, в укреплении обоз
роноспособнести СССР.

Велячайших побед хобились пролетарни OOCP
E& основе неуклонного осуществления генераль-
ной линии партии — организатора Октябрьской
революции. Остатки капиталистических Ела6с0в
оказывают бешеное сопротивление сопиалистиче-
скому наступлению. Мы строим сопиализи в ожеч
сточенной классовой борьбе, но © точки зрения
соотношения классовых сил вопрос «ЕТО кого» В
Hamel стране решен окончательно и бесповоротз
но в пользу социализна. против капитализма.

Развертывая социалистическое наступление по
всему фронту. неуклонно осуществляя генеральз
ную линию партии, рептительно борясь на ква
фронта и прежде всего против правого уклона,
ка5 глазной опасности на ланном этапе, развер-
тывая сопизлистическое соревнование и уларниз
чество, мы заверигим пятилетку в этом году, иы
построим во второй пятилетке бесклассовое об-
щество, построим социализм.

В лень 1 изя еше теснее ряхы BORTYT воза
мунистической партии и её ленинского ЦК!

Да злравствует наша большевистская падтия
= важль мирового пролетариата тов. Сталин!

Да здраветвует Коммунистический интерналио“
вал 7 боевой штаб мировой ее pene
мопии! *
		развернутого наступления на жизненный уровень
трудящихся масс, Капитализм ведет отчаянное
наступление на рабочий класс. Каждый день при-
носит все новые и новые факты, хоказывающие.
что существование капиталистического строя яв-
ляется величайшим бедствием для трудящихся,
Растет безработица, миллионы рабочих и вресть-
ян- обречены на голод и нищету, Половина всего
пролетариата в странах капитала не имеет рабо-
ты. Абсолютное обнищание рабочего влажса, уд-
линение рабочего дня, «чрезвычайные» декреты
Брюнингов против рабочих—вот что тавое вамя-
талистический кризисе для поолетариата,.
	Идет отчаянное наступление на революцион-
ные организации рабочего класса. Партии. И Ин-
тернациенала отдают все свои силы на дело спа-
сения капитализма. Деморализуя  пролетарсвие
массы, борясь против боевого единства рабочих,
против коммунистических партий, социал-фашист-
ские партии пытаются найти выход из вризиса,
расчищая путь для фашизма. Президентские выбо-
ры в Германии, выборы ландтага в Пруссии по-
казали еще раз, что «социзлистичесвие» партия
являются верным псом капитализма и злейшим
врагом рабочего класса. В борьбе за спасение ка-
питализма, в наступлении против рабочего влас-
са они имеют помощников в лице ренегатов ком-
мунизма, контрревелюпионных троцкистов, пытз-
ющихея «левой» фразой отвлечь массы от рево-
люционной борьбы, от перехода большинства рз-
бочего класса на сторону Кохмунистического ин-
тернационала.

та

Буржуазия ищет выхода в новой империали-
стической войне и интервенции против  Совет-
ского Союза. Крайне обострены не только класео-
вые противоречия. Растут противоречия и между
капиталиетическими странами. Всеобщая таможен-
вая война, стремительный рост вооружений, при-
крываемый болтовней на конференции по «ра-
зоружению», и нажонец начавшаяся  грабитель-
ская империалистическая война на Дальнем Вос-
токе—вот судорожные попытки капитализма вый-
ти из кризиса.

Военная авантюра Яцении прямо и косвенно
поддерживается капиталистами всех стран, по-
тому что она главным своим острием направлена
не только против трулящихся Китая, но и про-
тив СССР. Шесть месяцев уже горит пожар им-
периалистической бойни в непосредственной бли-
зости от гранип Советского Союза. Неисчиелимы-
	БОЕВОМ ДЕНЬ КОММУНИСТИЧЕСКОГО
ИНТЕРНАНИОНАЛА _
	Сегодня пролетарии всего мира выйдут на ули-
пы. Над рабочими домонстрациями будут висеть
красные знамена с боевыми лозунгами Коминтерна.
	Б ожесточенных классовых схватках  амери-
кансвих рабочих с буржуазией в 1884—1886
гг. родился лень 1 мая. В 1889 г. на первом
конгрессе П Интернационала этот день был уста-
новлен. как лень смотра сил рабочем класса,
смотра его боевой готовности в борьбе с буржуз-
зней, в борьбе за коммунизм.
	День 1 изя родился, как лень боевого выступ-
ления пролетариата всего мира, как день между-
нарохной пролетарской солиларности.

«Рабочий 5л3е по самой своей природе  меж-
хунаролен, и настоящим 1 мая это локазываетен
еще раз». — говорил Энгельс о первой. маевке.
«0, если бы Маркс стоял рялом со мною, чтобы
вилеть это собственными глазами... Сеголня про-
летарии всех стран действительно соелинились!»

История празлнования 1 мая—это история ге-
роичеекой борьбы и побел рабочего класса. Исто-
рия 1 мая—-это путь предательства интересов ра-
бочего класса вожлями всех партий ИП Интернаня-
онала. ставших главной социальной опорой буо-
жуазии. Боевое первомайское знамя борьбы 33
пролетарскую  революпию, за социализм во всем
мире—в руках большевиков, в руках междуна-
родной партии пролетарской социалистической ре-
волюциий — Коммунистического интернационала.

Только Коммунистический интернационал про-
водит 1 мая под лозунгами Маркса, Sares: \. de-
нина, как боевой смотр революционных сил
	1 мая 1932 гола рабочий класса встречает в
условиях обостренной классовой борьбы во веем
мире. Растет и крепнет етрана строящегося сопи-
ализма— СССР. Бапиталистический мир задыхает-
ся в тисках тягчайшего кризиса.

«Только сумасшелшие могут сомневаться в эо-
номической булушности и в фунламентальной уе-
тойчивости аеловой жизни Америки». Camoyse-
ренные слова американского презилента  Гербер-
та Гувера. сказанные им лва с половиной года на-
зал, звучат сейчас. как звонкая почешина всей
капиталистической системе. В Америке нет боль-
	ше «просперити». В Америке кризис. Только су-
мастедшие не могут видеть, что кризие’ охватил
весь капиталистический мир, что «непоколебимов»
здание капитализма трещит по всем швам.

«Если в 1930 году вола дошла хо колен, то
сейчас она уже достигла белер. И если не будут
приняты соответствующие меры, то Франция бу-
дет захлеснута»,— заявлял недавно французский
министр торговли Роллен.
	«Мы вынуждены сознаться, что ничего не зиа-
ем, что ничего не понимаем в том, как выйти из
натего бедствия, мы спросили люжину ученых о
причинах расстройства нашего аппарата и полу-
чили двенадцать различных ответов». Эти слозз
Бенито Муссолини-—вождя итальянского и между-
народного фалиизма,—<казанные им совсем недав-
но, звучат как авторитетнейшее признание нг-
состоятельности капиталистической системы.

Величайшие, гранлиозные успехи СССР, един-
ственной страны в мит” не знающей кризиса,
каждолневно  демонстроруют  несостоятельность
каниталистической системы и торжестве системы
сопиалистической. Кризис в странах капитала
обостряется © каждым днем. Классовая борьба ста-
новится все более ожесточенной. Она все более
принимает характер борьбы за революционный
выход из кризиса.

Два года назал на ХУ с’езле партии т. Сталин
лал глубокий анализ того, что происходит сейчае
во всем капиталистическом иире:

«Буржуазия будет иснать выход из положения
в дальнейшей фашизации в области внутренней
политики, используя ANA этого все реакционные
силы, в том числе и социал-пемомоатию. Вуржуа-
зия будет иснать выход в новой империалистиче-
сной войне и интервенции в области внешней
политики. Пролетариат, борясь © капиталистиче-
	ской эксплеатацией, будет искать выход в резо-
пюции»,
	Анализ. ханный т. Сталиным на ХУТ с’езле пар- ©
	тии, нашел блестящее подтверждение во всем
тальнейшем развитии кризиса.
xs
	Буржуазия ищет выхода из кризиса на путях
стремительной фашизации, на путях террора и
		НАС-РАСТУШИЙ ПОД*‘’Е
	1) Выезд машины из главного конвейера завода имени Сталина. 2) Гигаятские ковочяые машины установлены в кузненном цехе завода ГПЗ
пменц Кагановича. На снамке-одна из ковочных _тащин. 3) Панорама Сталинградского тракторного завода. 4) Рид на Maennoareyin
	плотину с под‘емного крана со стороны правого берега Днепра.