ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙТЕСЬ!
	СЕГОДНЯ В ЯЧЕИКАХ
МОСКОВСКОИ
ПАРТОРГАНИЗАЦИИ
ОЧЕРЕДНОИ ПАРТДЕНЬ
	tI ПАРТИИНОЕ СОБРАНИЕ-
юва ВАМНЕЙШЕЕ ЗВЕНО
швы” ПАРТИИНОЙ ЖИЗНИ
	Сегодня очередной партийный день.

Ha партийных собраниях ‘обсуждаются воп-
рхы ПАРТИЙНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ.

Постановление пленума МГК речи т. Кагано-
ema и т. Хрущева, публикуемые — сегодня,
‹ партийно-массовой работе ‘ячеек должны най-
тд ва собраниях нонкретное применение в соот-
зетствии с условиями партийной работы на каж-
fou данном поедприятии.
	Ha пзртсобраниях необходимо обсудить и раз-
табталь практические мероприятия по основным
опросам партийной работы, по усилению всей
политической работы в массах, по дальнейшему
повышению идейного уровня партийной жизни
ячеек, по расстановке сил партийного актива и
кей массы коммунистов на произволстве и обще-
ственно-политической работе, что и является осно-
вой перестройки  партийно-массовой работы. На
осуществление этих залач должны быть мобили-
званы все коммунисты. Нало всегда помнить,
uN) «всякий член партии ответственен за пзр-
THO и партия ответственна за каждого члена
патгии». (Ленин).
	Нало решительно предупредить попытки не-
коюрых партработников ограничить перестройку
формальным проведением отдельных оргмероприя-
тий. Перестройка работы партвомов и ячеек дол-
жна обеспечить еще более высокий идейно-поли-
тичесний уровень всей нашей работы, обеспечить
куществление одного из основных указаний Вла-
туира Ильича о том, чт «партия должна всю
свою деятельность вести в массе, привлекая из
нее вое, без исключения, лучшие силы, проверяя
14 каждом шахту, тшательно и о0б’ективно, под-
юрживается ли связь с массами, жива ли она».

\ это требует, как подчеркнул пленум  МГЕ
РКП(б), «поднять на большую илейно-политиче-
сую высоту массовую агиталию», требует or
хюйки и каждого коммуниста в отдельности «в
кажлый данный момент в живой и. о понятной
форме быстре отклижаться на интересующие pa-
чих и трулящихея вопросы».
	Бооружить партийный актив, кажлого  комму-
нита умением толково раз’яснять ‘рабочим поли-
THY нашей партии и давать ответы на острые
политические ‘вопросы, решительно  разоблачая
классово-враждебные вылазки и терпеливо шаг за
магом, 60 ступеньки на ступеньку, поднимая 1по-
литическое сознание отдельных групи рабочих ло
уровня передовых — в этом один из коренных
вопросов перестройки работы партийных яческ.

Сочетать агитащию словом с агитащией при-
изром, с энергией и инициативой хорошего орга-
низатора, в борьбе за промфинплан, за улучше-
Hie материально-бытового уровня ‘ рабочих,
укрепление колхозов и т. X., быстро реагируя на
каждое предложение рабочего и колхозника, на
нужлы и запросы рабочих, колхозников и трудя-
щихся такова задача, стоящая перед каж-
ыи коммунистом-агитатором, который, как учил
Владимир Ильич, холжен быть «государственным
руководителем всех крестьян и рабочих в деле
эконохического строительства».

бы поднять на более высокий уровень яз-
My тюлитическую агитацию, надо еще тчяре раз-
вернуть марксистсно-ленинское воспитание ком-
KVERCIOB и прежде всего молодых партийцев.
	Эпорная работа нах улучшением качества
изрЕсистеко-ленинокой учебы — основное усло-
вне успешиюй перестройки партийно-массовой pa-
боты. Ибо, ках подчеркнул т. Сталин, чтобы быть
тействительно передовым отрядом, партия должна
быть воружена революционной теорией,  зна-
лом законов движения, знанием законов револю-
ции. Без этого она ве в силах руководить борь-
бой пролетариата, вести за собой пролетариат».

Вопрос партийных кадров, их подбора, расста-
НоЗки и подготовки — важнейший вопрос пере-
стройки работы парткомов и ячеек. Надо  пере-
	росить в среднее звено партийной организации—
	з Пеховую ачейву — лучшую и большую часть
работников аппарата парткомов, сосредоточить в
Чеднем и низшем звеньях основные кадры пар-
THIEOTO актива. Следует обеспечить организацию
83 всех крупных предприятиях курсов пропаган-
AKCTOS H агитаторов — агит. и пропколлективов.
Для подготовки кадров партийного актива надо по-
сылать на фабрики и заводы ‘наиболее квалифици-

рованные кадры пропагандистов, методистов, ста-
рых большевиков.
	Таковы важнейшие задачи перестройки  пар-
тлИно-массовой работы. Всю эту работу можно
провести только на базе развернутой большевист-
(ой самонритики. Большевистской самокритикой
и внутрипартийной демократией должны быть
пронизаны вся повседневная работа и жизнь пар-
тийных ячеек, у
	На ослове развернутой самокритиви и внутри-
партийной демотратии, поднимая уровень поли-
`тческой вооруженности каждого коммуниста, за-
Баляя в ноя непримиримость в борьбе за чисто-
7) ленннизуа, за генеральную линию, против ©п-
портунизма на два фронта, особенно правом —
 Аавной опасности — наша московская организа-
ция пох испытанным руководством МК и МГК
ВКП(б), во глаго с тов, Кагановичем,  добъется
‘ще больших успехов в борьбе за линию партии,
34 еще большее сплочение масс вокруг ленинокого
6 И вождя партии тов. Сталина.
	er дня номер „Рабочей Москвы“

освящен ПАРТИИНО-МАССОВОИ

РАБОТЕ ЯЧЕЕН в связи с очередным
партийным днем
		Aa”
	ПОВЕСТКА ДНЯ СЕГОДНЯШ-

НЕГО ПАРТСОБРАНИЯ —

О ПАРТИИНО-МАССОВОИ
- РАБОТЕ ЯЧЕИКИ
	заводские парторганизации сверху донизу дол-
HHH центр тяжести своих сил, средств и внимз-
ния перенести на развертывание партийно-маюсо-
вой работы в цехах, среди рабочих масе. Взять,
например, важнейший сейчас узловой вопрос на
предприятии — проведение в жизнь декрета о
браже и простеях. Этот вопрос требует постанов-
ки BO всю ширь массовой агитации и раз’ясне-
ния, образцовой организации рабочих на ликви-
дацию брака и простоев, задевающих матерпаль-
	ные интересы всего предприятия и каждого ра-
	бочего в отдельности, а также лучшей поставов-
ки и поднятия работы производственных совеща-
ний на должную высоту.

Необходимо повести репительную борьбу с бю-
рокралической беспечностью по отношению в
большевистской агитации и пропаганде, к поли-
тической работе в массах. Агитация и пропаган-
ха должны быть у нас поставлены гораздо более
систематически и организованно. Нельзя, конеч-
но, сказать, что у нас делается мало докладов.
Докладов у нас делается достаточно много. Надо
только значительно улучиеить качество докладов
и проводить их более систематически. Вышестоя-
щим парткомам, райкомам и Московскому горкому,
необходимо лучше и тщательнее привлекать опыт-
ных атитаторов, партгийно-выхержанных докладчи-
вов, организовать систематическое их использо-
вацие, инструктаж, снабжение материалами, ли-
тературой ит. д.

Всю партийно-массовую работу, политическую
агитацию и пропатавду надо организовать по-
большевистоки и. так, чтобы охватить ими цели-
ком всю рабочую массу и каждого рабочего, каж-
лого трудящегося в отдельности. Для этого необ-
ходимо главное внимание уделить  организащии
партийно-маюсовой работы и атитащии непосред-
ственно в цехах, в маюсах.
	Вся партийно-массовая работа,  оргасизатион-
ная структура партячеек, живая политическая
апитащия, развитие большевистской самокричики
и внутрипартийной демократии и укрепление
едлиноначалия на производстве должны быть сжон-
центрированы и крепко увязаны в каждый дан-
ный момент вокруг тех жгучих конкретных во-
просов, которые волнуют рабочего сегодня.

Каждой ячейке сейчае необходимо в партийно-
массовой работе и в политической агитации со-
средоточить особенное внимание на трех следую-
щих боевых вопросах: раз’яонение налиего меж-
дународного положения и укрепления обороноспо-
собности страны; мобилизация масс на выполне-
ние пюсти условий т. Сталина, организация вом-
мунистов, ударников, активистов на выполнение
боевой задачи сейчас — ликвидации брака и
простоев, борьба за выполнение проифинттана по-
следнего заключительного года пятилетки и тем
CAME успешно завершить пятилетку в четыре
тода, бороться за лучшую организацию рабочего
снабжения, развертывание советской торговли,
мобилизуя массыфдля разрешения этих задач (op-
танизация кролиководства, свиноводства, разве-
дение рыбы, снабжение овощами (чему мы  уде
лили особое внималие на этом пленуме), рабочие
огороды), в особенности раз’яснять массам значе-
ние последних решений ЦЕ и СНЬ % хлебозато-
товках, скотозатотовках и развитии колхозной
торговли и всемерное увеличение выпуска Ha
рынок предметов пырокого потребления.

Надо усвоить и учесть, что нали советский за-
вод коренным образом отличается от завода кати-
талистического не только тем, что у нас нет ка-
питалиота, но и своей социалистической системой
организажии. Тов. Сталин ве раз подчеркивал, что
на нашем заводе рабочий является не одним из
многочисленных и зажнейших элементов произ-
водства, а представляет 60б0ю. решающую и ве-
дущую силу, требующую в себе наибольшего
энималтия, особой чуткости и проявления особой
заботливости. Hamm завод, фабрика должны 0б-
растать целым рядом предприятий,  обслуживаю-
щих рабочего: огороды, кролиководотво, рыбовод-
ство, хорошая столовая, ясли. 06 эмм должны
заботиться и хозяйственники. Администрация за-
вода должна всегда помнить, что это ал.итнистра
ция советского социалистического  продириятия.
Ячейка, партком должны организовать дело таким
образом, чтобы они руководили этим важнейпим
делом улучшения бытовых условий рабочих, не
освобождая от этих забот директора, в особенно-
сти профсоюз.
	ОРГАН МК и МГК ВКП(б), МОСОБЛИСПОЛКОМА, МССГОРИСПОЛКОМА

%

стройки и пуском сотен новых фабрик и заво-
дов, & и огромным ростом остальных фабрик и
заводов и большим пополнением рядов рабочего
класса СССР. Наши фабрики и заводы сильно
возросли, ибо пришли сотни тысяч и миллионы
новых рабочих. Парторганизащии фабрик и заво-
дов гигантоки выросли за это время, главным об-
разом з& счет новых молодых пополнений, что
является  ярчайнгим свидетельством возросшего
политического влияния нашей партии в рядах рз-
бочего класса. Наши партерганизации еще больше
идейно оврепли в борьбе, под руководством ЦЕ, 3a
хело ленинизиа.
	Выросли об’ем и масиггаб работы наших партий-
ных организаций. Возрос охват партийной и мас-
совой работой широких слоев партийцев и рабо-
THX.

Но стоящие перех нами хальнейпгие захачи ©9-
пиалистического строительства, требуют сегодня
от нас поднятия всей партийной работы на еще
большую высоту, пред’являют к нам и большие
требования в отношении всей нашей работы.
	Мы должны суметь перестроить свою работу и
ячеек в первую очередь тажим образом, чтобы
оказаться на высоте стоящих перед нами задач—
руководство массами и организация их вовруг ло-

зунгов партии на борьбу за их осуществление.
	методом убсжления и воспитания каждого от
дельного рабочего.

В указаниях т. Оталина, данных ии еще в
1925 г., говорится o необходимости «побольше
внимания” и вхумчивости в запросам и нуждам
рабочего класса, поменьше бюрократического oj.
мализма в практике налних партийно-профессио-
нальных организащий, побольше чуткости и от-
зывчивости к чувству вхасеового достоиветва ра-
бочего класса».

Следуя именно этим указанияи, надо  репии-
тельно и неотложно изгнать еше имеющийся в
партийной и в профсоюзной маюсовой работе, 009-
бенню в политической атитедии,  трафаретный
стиль, начиная с шаблонных речей. Рабочему на-
до всегда ясно и понятно отвечать на все инте-
ресующие его вопросы, удовлетворяя его нужды
и уделяя серьезное внимание бытовым вопросам,
особенно снабжению, столовым, воде. А ведь этим
вопросам нет еще необходимого внимамия. Вот
	живой пример:

В литейном цеху завода «Динамо» я стросил:
«вода есть у вас?» — «Да, вот, — отвечает нал.
пеха Ванников, —— есть». Подошли. А там не
	кран, а просто торчит отвинченная’ водотровод-
ная труба и из нее льется вода, которую пьют.
Это никуда не годится. Спрашиваю: «Есть у вас
бак для ВОДЫ?» — «Эт, говорит,  нахо-
дитя там, за ватранкой, надо вернуться». Я го-
ворю: «давайте, вернемся». (Смех). Пошли на-
зад, за ватранку. Ищет бедняга, ищет — не на-
шел. (Смех). — «В чем дело?» — спрапгяваю —
«Здесь, говорит, стоял бак, видимо, Ha ремонт
взяти». (Смех). — «Окотлькю дней  ремонтиру-

ют?» - «Шесть дней». Ну, разво можно до-
пустить, чтобы на шесть дней взяли бак для во-
ды на ремонт: вы же поймите сами — лето,

жара, литейщик стоит в горячем цеху, если вы
его на 2 часа остажите без воды, таб и то он от
жары ‘изнемогает. Неужели за одну ночь нельзя
было отремонтировать бак? Этого не сумели ©де-
лать. А вель этот факт показывает наличие не-
которого отрыва от Macc и проявление эле-
ментов бюроврализма. Такие факты совершенно
недопустимы.

Мы лолжны значительно усилить нашу Macce-
вую атитационную работу, поднять ее на еще
большую идейно-политическую высоту. Сейчак
надо заострить вотросы содержания и качества
налпей большевистской агитации и  пропаганиы
именно так, каж этого требует рост политической
активности и запросов рабочих. и колхозных
макс. Нужно всегда иметь в виду, что в рабочий.
клакс постоянно вливаются новые, свежие слои,
которые надо воспитать и поднять их вультурный
и политический уровень, тем более что чають
из них приносит чуждые и даже враждебные на-
			Имеющиеся факты и натериалы с0 всей убе-
дительностью и яркостью показывают, насколько
московская партийная организация выросла и
идейно окрепла.

Первый важнейший политический факт — это
количественный рост организации.

Наша партийная оргайизация еще более спа-
ялась, еще теснее связалась с рабочими махса-
SH на почве борьбы за проведение генеральной
линии партии, за выполнение пятилетки в четы-
ре года.

На протяжении ряда лет оппозиционеры вся-
кого рода пытались очернить, опорочить нашу
внутрипартийную жизнь. Этот метод — доволь-
но старый. Ленин еще в 1902—1903 тг. дал ха-
рактеристику тех, кто свою борьбу против боль-
шевистекой партийности, против революционной
тактики и политики прикрывал звонких  лозун-
TaMH о свободе критики, о нетерпимом режиме и
т. п. Ленин раскрыл истинный смысл мелкобур-
жуазной «свободы критики». Оппортунисты шли
под этим лозунгом для того, чтобы ревизовать ге-
неральную линию нашей партии,  ревизовать
марксизм. Поэтому Ленин рассматривал этот ло-
зунг, как антипартийный, небольшевистсвий л-
зунг. А именно этот лозунг пытались до самых
последних дней использовать все и всяческие ан-

типартийные течения и группировки. 4
	Важнейшим вопросом партийной работы явля-
ется вопрос 0б улучшении работы с каждым от-
дельным рабочим, ‘00 “его действительном обслужи-
вании и удовлетворении его залросов. Именно с
	этой точки зрения надо подходить в за00те наших -
	партийных яческ и’”В частности кв обсуждению
заслушанных ‘нами “на пленуме MIR отчетов
парткомов завода «Динамо», «Парижекой комму-
ны», ф-ки им. Свердлова и депо М.-Курской ж.д.
До сих пор крупнейшим недостатком работы
наших партийных ячеек является то, что они
охватывают  большевистским влиянием еще ве
всю массу рабочих, что особенно важно сейчас
при наличии небывалого роста наших заводов.
Для того, чтобы ясна была острота вопроса ©
большем развертывании и улучшении Hate аги-
тации и пропаганды, шриведу несколько цифр @
составе рабочего класса. Только за один последний
1931 г. по сравнению с предыдущим 1930 годом
количество рабочих возросло больше чем на че-
тыре миллисна человек. В Москве и в Московской
	‘области количество рабочих только за один год
	возросло на 660 тысяч.

0 чем говорят эти политические цифры? Они
говорят о гигантском росте нашей социалястиче-
ской промышленности, вбирающей под крышами
своих заводов новые и молодые слои пролетариев —
борцов за социализм. Это пополнение идет за счет
молодых рабочих, выросших уже за период ре-
волюции. Культурный уровень значительной ча-
сти этих рабочих досталочно выюок, ибо огром-
ная их часть — это грамотные люди, окончившие
фабзавуч, семилетку и т. д. С другой стороны
писется значительная часть рабочих, которые
влились из деревни, есть и из кулацких элемен-
тов и из среды городской мелкой буржуазии.

Таким образом, с одной стороны, мы имеен
рабочих, значительно выросших политически, тре-
бующих к себе большего внимания и своевремен-
ного раз’яснения всех возникающих недоуменных
вопросов, & с другой стороны, имеются талие но-
вые слои, которые надо еще переварить, перера-
ботать, элементарно обучить и перевоспитать и,
наконец, есть такие отдельные элементы, ко-
торые надо разоблачать.

Ко всем этим разным прослойкам необходимо
проявить различный, дифференцированный подход,
перестрамвая соответственно методы и приемы
партийно-массовой работы и политической агита-
ции.

Решалощая задача для поголовного охвата всех
рабочих налгим политическим воздействием — это
перестройка и развертывание партийно-массовой
работы. Массовая партийная работа в широком
смыеле слова складывается из агитации, органи-
зации работы по удовлетворению запросов рабо-
чих.

Коренная и решающая задача каждой ячейки,
каждого парткома — охватить политическим вли-
янием и большевистским политическим воздейст-
вием всех рабочих данного предприятия, цеха,
звена. .

Поэтому для того, чтобы успешно решить за-
дачи партийной работы, партячейка должна пре-
жде всего влумчивее изучить весь состав тех лю-
лей, с которыми она работает и которыми она
должна руководить.

Нобсмотрите с этой точки зрения, насколько,
налирииер, цехячейки и партком застумавиого на-
хи здесь завода «Динамо» охватывают дейетви-
тельно всю массу пролетариев или хотя бы` даже
	всех коммунистов.
	Партия и рабочий класс разгромили контрре-
волюционный троцкизм, разбили правых и «ле-
вых» уклонистов. Партия, партийное руковод-
ство, партийная линия победили. Правильная xe-
нинская линия назпего IJK теснейшим образом
увязывалась с ростом нашей партии и укрепле-
нием ее рядов.

Анализ работы низовых ячеек показывает, на-
сколько интенсивной жизнью живет партийная
организация, насколько нормально вровообраще-
ние в партийном ортанизме и насколько глубо-
во, без трескотни, & ортанически внедряются в
жизнь налией партийной организащии рост актив-
ности партийцев и усиление внутрипартийной де-
мократии. Это особенно выявилось во время по-
следних перевыборов бюро ячек, когда в резуль-
тале самокритики по г. Москве 100 ячеек приз-
нали неудовлетворительной работу Фвоих руково-
дяших органов —— бюро. 910 показывает, что у
нас достаточно много ячеек работает неудовлетво-
рительно. Эю наш минус, не В основном это ха-
ражтеривует рост партийной организации.

Однако мы не увлекаемёя достижениями, & до-
биваемся того, чтобы стоять на выхоте тех новых
задач, которые вымхвигаются Teper нами на важ-
дом новом этапе.

Последние годы  нашеге  социалистического
строительства отмечены не только окончанием по-
	ассовой работой охватить
	какпого пролетария
		Этот завод между прочим совершенно несрав-
ним с тем заводом «Динамо», который был не-
сколько лет тому назад. Раныше на этом заводе
работало лишь около двух тысяч, а сейчас свыше
	1 тысяч рабочих; Из этого количества пролетариев
	14 проп. рабочих первого и второго разралов.
Работалоптих год—50 проц., работающих, примерно,
от 2-х до 3-х лет — процентов 25—30, в 05-
щей сложности 80 проц. рабочих — это недавно
пришедитие на завод, & старых кадров, настоя-
щих  квалифицированных рабочих не ‚так ух
много.

Так вот, можно прямо сказать, что парторта-
низация этого завода еще не охватывает своим
большевистским влиянием,  свомм политическим
воздействием значительной части рабочих. Мож-
но было бы сослаться на тажой простой факт: на
заводе «Динамо» в литейном цеху я встретил
труппу молодежи, 25 замечательных ребят, оста-
вивигих впечатление очень боевых и живых TO-
варищей. Спрашиваю их: «как насчет политики,
все ли вам 0б’ясняют?»

— Ла, об’ясняют инотда. ~

— А  тазеты читаете? — Замялись. —
«Правду» читаете? `

— Проголосовало человека тва.

— «Помсомольскую правду» читаете? — Ня
одного.

— «Рабочую Москву» читаете? — Ни одного.

Заводскую  тазету читаете? «Нет, говорят,
нам ее не дают». — «Коллективные читви газет
есть у ва?» — «Коллективных  читок газет,
товорят, нет у нас».

С таким же фактом мы встретились и на Ни-
жегородоком автозаводе. Там мы видели замеча-
тельную ударную бригалу комсомольцев, которая
действительно образцово работает. Спраптивал их:

«Кажие вопросы политики вас интересуют?»
	«Да как сказать, нам трудно разобраться».
«А газеты читаете? ».

«Газеты мало читаем».

Таковы простые. факты слабой политической
	работы партячеек. А между тем Ham рабочий
класс, каждый нали рабочий отличается тем, что
он не толыю рабочий, хорошо выполняющий
промфинилан, но-и гражданин великого Советоко-
го Союза, он — борец против  капиталистиче-
ского мира, за социализм. Поэтому политическая
работа должна охватывать всю рабочую массу и
казвлого рабочего в отдельности:
	Партийные организации должны нести партий-_
ные лозунги в массы и организовывать массы на.
	их осуществление. Hato поставить на большую
идейную высоту всю нашу политическую Macco-
вую атитацию с тем, чтобы в каждый дантый
момент просто, в живой, понятной форме, не избе-
гая острых вопросов, ответить рабочему на вол-
нующие ето залтросы, действуя большевиетским

О правильном распределении Функций
и епиноначалии на предприятиях .
	ся на вотросе, приобретем особенно в последний
период большую остроту. Я имею в виду вопрос
о единоначалии (постановление ЦК о Нижегород-
ском автозаводе, постановление МК о Шарикотод-
шиннике и т. д.). И здесь у нас на пленуме этот
вопрос все время правильно связывается с улуч-
шением работы как предприятия, так и партра-
боты ячейки. Многие из партработников воспри-
няли этот курс (как они выражаются) на едино-
началие как новшество, а некоторые толкуют как
	ОКОНЧАНИЕ HA 2 CIL,
	для работы партий». Надо помнить, что каждая
ячейка— звено единой цепи и прорыв одного зве-
на дает себя чувствовать на всей цепи. Вот поче-
му каждая ячейка маленькая или большая, завод-
ская или советская, вузовекая или красноармей-
ская, Колхозная или совхозная-— должна  прико-
вать 5 6ебе наше внимание, вплоть до расемотре-
ния конкретных вопросов ее строения и внутрен-
ней жизни ячейки.
	Прежде, однако, чем перейти к этим вопросам
внутренного строения ячейки, я хочу остадовить-
	Одной из характерных черт оптюртунизма явля-
лась и является недооценка роли ячеек и отрыв
внутрипартийной, внутриячейковой жизни от OC-
новных задач партии. Наша партия предетавляет
собой едиый организ, каждая ячейка это—вве-
но единой большой цепи, звено огромной партии,
и от работы данного звена, от’ его крепости в зна-
чительной мере зависит крепость всей цепи. Нель-
зя думать так: «ячейка у нас маленькая, на ма-
леньком заводе, если у нас, в нашей работе бу-
дет прорыв, 910 не может ‘иметь большого значения
	*) Из речи тов. Л. М. КАГАНОВИЧА на nne-
нуме МГК ВКП(б) 44 мая 1932 года по докла-
дам парткомоз «Динамо», «Парижская коммуна»,
фабрики им. Свердлова и депо Москва — 1, Кур-
ской м д.