ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ? пени вси,

иелких колхозов — нап’ больное место. ilo 5оли-
	честву колхозов вследетвие их небольших разме-
	ров мы занимаем чуть ли не первое место в СССР.
Ha 36 тыс. сел, деревень и поселков мы имеем 18
тысяч колхозов. Средняя величина колхоза отре-
деляется в 37 дворов. Правда, за последний год у
нас произошло увеличение размеров колхозов В
среднем из два двора каждый; это означает, что
у вас происходит процесс закрепления и невоторо-,
го укруцнения колхозов. Но все же колхозы про-
должают оставаться очень мелкими. Обрыцая на
это ваше внимание, я отнюдь не призываю этим Е
укрупнению 5олхозов, к созданию «тигантов» и
т. п. Такое укрупнение безусловно вредно. Но я er-
		№ 182
	АТИ 1989 г.
	ЕДИПЫИМ ПАРТДЕНЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ
ВАЖНЕИШИМ РЫЧАГОМ В РАЗВЕР-
ТЫВАНИИ ВНУТРИПАРТИИНОИ
ОРГАНИЗАЦИОННОИ и ВОСПИТА-
ТЕЛЬНОМ РАБОТЫ И ДАЛЬНЕЙШЕМ
ИДЕИНО - ПОЛИТИЧЕСКОМ РОСТЕ
		Сегодня 4 августа—очередной
партийный день
	MOBECTKA DHA: YBOPKA УРОЖАЯ,
ХЛЕБОЗАГОТОВКИ,
УКРЕПЛЕНИЕ КОЛХОЗОВ
	qual
	перелома. Но не следует увлекаться я
личивать нашя достижения и  преуменьшать
недостальн Ha этом важнейшем участке нашей.
работы. .

Нужно достигнутый уже поворот внимания К
с. х. закрепить всей нашей прантической работой,
нужно повернуть в сторону сельсного хозяйства
работу наших аппаратов, всех органов пролетар-
ской диктатуры, тогда этот поворот паст ee
большие реальные результаты.
	тывать этот индивидуальный сектор и намечаль
уеропряятия, касающиеся и его, борясь с вулап-
кими элементами, нельзя ви в каком случае л0-
пускать перегибов по отношению 5 трудящимся
единоличникам —— середнякам и беднякам.

ти важнейшие особенности сельского  х9-
зяйства Московской области требуют от всех нах
значительно большего внимания в вопросам сель-
ского хозяйства, & главное — конкретного под-
`хотаг За последнее время мы добились некоторого
	B cBoem докладе на Ш областной и Н городской
партконференциях я останавливалея п них до-
вольно подробно. Не следует забывать, Что вопросы
колхозного строительства и вообще сельского хо-
зяйства являются для нас сейчас центральными
вопросами.
	ТОВАРИЩИ, в своем выступлении я хотел бы
тановиться на очередных, боевых задачах лаль-
вйшего под’ема сельского хозяйства нашей обла-
cra в особенно на задачах колхозного строитель-
ства. При этом должен оговориться, что кабалься
этих вопросов во всем их o6’eMe не буду, так как
	 . Особенности сельского хозяйства
Московской области и ликвидация
его отсталости
	beocrapae, сельское хозяйство Московской об-
сти за последний период поднялось на более вы-
окую ступень. Бесспорно, мы добились некоторых
вигов в деле его сопиалистической перестройки,
технического его’ вооружения, добились известного
поворот» внимания импих ортанизаций и работни-
ков к сельскому хозяйству. И, тем не менее, назие
	того невысокий урожай еще больше снизиля
вследствие больших потерь во время уборки. Не-
смотря на это, за 1931 год было заготовлено кар-
тофеля 77 млн. пудов и овощей 30 млн. пудов. В
текущем 1939 т. благодаря проведенным агротех-
ническим мероприятиям ожидается валовой уро-
жай № 400 илн. пудов картофеля.

Мы имеем большие возможности для дальней-
шего расширения посевов овощей и карто-
феля в подмосковной Б50-килеметровой зоне. 50-ки-
лометровзя зона вовруг г. Москвы имеет 26 тыс.
	сельское хозяйство Московской области  продол-
хает оставаться еще отсталых. В нашей сбластя
HE имеем выхоко-развитую, технически-совершев-
кую промьтиленность/ разватое коммунальное хо-
зяйство, назиа область является передовой во’ и.то-
гих отношениях, а ве сельское хозяйство все еще

мы. имеем большие возможности для зальнеи-
феля в подмосковной 50-килеметровой зоне. 50-ки-
лометровая зона вокруг г. Москвы имеет 26. тыс.
ra овощей п 44 тыс. га картофеля

Подмосковная зонз” имеет огромные -“вознодуности
		отстало. Эта ототьлость сельского хозяйства на-
холит Cade выражение в том, что наша область
ве еше остается потребляющей, что техника на-
исо сельского хозяйства в5е еще низка.
	Чучитим показателем производительности сель-
ского хозяйства является урожайность. В Москов-
ой области по ее естественным и климатическим
	ловиям мы можем и должны добиться значитель-`
	но более выкокой урожзйности по всем культурам
в сравнении © той, когорую мы имеем в настоящее
зремя. Например, по ржи мы можем и должны пю-
лучать с отного га минимум 14 центнеров, тогда
кар сейчам мы получаем всего 8—10 центнеров.
Недополучаемые 4—6 центнеров зерна с га лвля-
ются целиком товарными. Недостаточное количест-
0 ‘с.-х. продукцин внутри ‘области мы получаем
еще в потому, чте у Нас имеется большое количе-
ство неосвоенной, необрабатываемой земли, пусту-
ющей под «неулобилии», под вытгонами, под ку-
стзраиками. Использование этой земли под посевы
jah Ou вам большое количество добавочной с.-х.
продукции. Тажим образом решение лишь этих двух
злач — повышение урожайности на 4—6 цент-
ров е Га и освоение пустующих земель — 1о-
зволило бы нам почти полностью решить задачу
превращения нашей области из потребляющей в
производящую. Вот почему мы неоднократно ста-
BIT и ставим перед всей московской областной
парюрганизатией залачу: ликвидировать OTCTI-
ость сельского хозяйства, поднять ‘урожайность,
наустанно добиваться прееращения в кратчайший
tpox Московской области из потребляющей в произ-
водящую,
	Эт значит, что мы холжны добиться того. чтобы
поменьше ввозить тех продуктов, которые можем
полным успехом производить у себя в области.
я примера розьму вопрос с картофелем и 050-
ами, »

3а последние лва года мы достигли больших ус-
похов в расширении посевных площадей овощей и
ваукфеля, В 1930 году было 75 тыс. га овощей
в 542 тыс. га картофеля, а в 1932 roxy мы уже
wean oponiel 119 THe. Ta (aa 50 проц. больше)
в картофеля 650 тыс. ra (яа 17 прок. больше).
ум важнейшие продовольствонные, трулоемкие и
ттуллюпереводимые культуры за 2 года мы увели-
ми на 25 проц. — © 617 тыс. га до 170 тыс. га.

В посеве овощей и картофоля колхозный сектор
занимает главное место. Если в 1930 году колхо-
зы имели обобществленного поееза овощей м кар-
тфеля 53 тыс. та (или 9 проц, от осей площади
этих культур), то в 1932 году они уже имеют 378
тыс. га (или 50 проп.).
	В прошлох— в 1931 году—-урожай овощей и
картофеля был ниже среднего. ® тому же и bes
		“ Из речи тов. Л. М. патавови о
ие Московского областного комитета
	СЕГОЛНЯ В НО ЗЕРЕ 6 СГРАНИЦ
	м. Кагановича на И плэчу-
НИ РТ ЗЕЕ
	в дальнейшем фраслирении тобевов овощей, ятод-
ников и в деле резкого повыпнения их урожайно-
	сти. Преимущества подмосковных районов зажлю-
	чаются в частности в густоте жел.-хорожных, пюс-
сейных и асфальтированных путей, & также в
больнюм охвате колхозами трудящихся крестьян
(ю 68 проп.).

Что касается зерновой зоны, то мы обязаны д9-
бяться там превращения HaMlero сельского хозяй-
ства в передовое, интесивное зерновое социалисти-
ческое хозяйство. Мы можем здесь создать ©80е0б-
разную лаборалорию высоко-качественного разви-
того с. х. Возможностей для этого у нас более чем
достаточно. У вас сосредеточены богатейпгие науч-
вые силы, имеются богатые технические срелства,
ибо наше сельское хозяйство окружено крупней-
шихи промышленными предприятиями. Кое-что в
этом направленни мы, конечно, делаем, однако да-
	TORO недостаточно и пока еще делаем плохо. Дело,
	разумеется, не в резолюциях: хороших резолюций
и решений у нас мното. Дело в их правильном,
большевистском `выполнении. Поэтому МЕ должен
проверять, как идет выполнение его же собствен-
ных решений. При этох необходимо постоянно
помнить те особенности, которые имеются у нашего
сельского хозяйства в отличие от других областей.
Кстати, должен сказать, что, к сожалению, неко-
торые работники нашей оргавизации не знают ос-
новных. пифр и фактев, касающихся экономики и
населения нашей области, не знают ее <воесобраз-
ных особенностей, а также тех естественных б0-
ravens, которыми она обладает. Без этого же нель-
зя работать и руководить. Вот почему при обсуж-
ream Ha б0р9 МЕ наметов второй пятилетки (пер-
вой пятилетки Московская область не имела) мы
	pena cH издаль` специальное руководство 39 э5)-.
	номической географии Московской воласти.
В чем состоят эти особенности?
Во-первых, наличие тесной связи города с 1пе-
ревней, промышленности с сельским хозяйством. В

pep
	9. к; 2
Союзе нет другой области, где бы эта связь была.
	настолько тесной; где мелась бы такая ТУСТе»
сеть железных дорог, автобусное и иное сообщение
районов © областью и сел с районными пентрами.
Мы имеем такое положение, что почтя KARA
крестьяновая семья имеет по крайней мере одного
человека. нахолящегося в городе ва постоянной или
сезонной работе. Печти в каждом районе мы: име-
см у себя те или иные промышленные предирия-
тия. Правла, Магнитогорсков в кажлом районе мы
де имеем, как того может быть хотели бы райоавные
работники, но заводы и фабрики мы имеем почти
во всех районах. Напбольший отход в города И на-
ибольшая промысловость — важнейшая  960бен-
ность нашей области. Достаточно сказать,  TO B
текущем году одни лишь колхозы выделили в OT-
ходничество до 500.000 человек, что составляет
около 35 проп. труЯоспособного населения колхо-
зов. ‘
Вторая особенность состоит в G4BHb большой
вробности наших ислхозов, Дольшое  БОЯИЧОСтВо
		1. Укреплять колхозы, усиливая
борьбу с кулаком
	выхолов из колхозов. Поэтому мы  долЕНы
слелать все от нас зависящее для немедленного
устранения недостатков и безобразий, для улучие“
ния дела. Таким образом мы можем констатировать,
что уровень коллективизации, в даный момент у
нас стабилизировалея. Это вполне соответствовало
хирективе МК — =е гнаться 33 воличе-
ством. Наша главная задача сейчас занлючается
в упорной, систематичесной работе над их органи-
зациенна-хозяйственным и политическим укрепле-
нием, над дальнейшим повышением производитель”
нести и товарности их хозяйства и вовлечении на
той основе в колхозы новых слоев трудящихся
	Я лолжен свазать здесь на пленуме МЫ, чт
никогда ‘еще в Московской области” сев не про“
ходил и не закончилея так успешно, как В ми-
нувшую весну. К сожалению, иногие 3  город-
ских люлей не следили за ходом борьбы за сев и
поэтому ве знают обстановки, в которой она: пре-
исхолила, не знают трулностей, которые приплось
преодолеть, не знают следовательно основных
фактов. А эти факты таковы: несмотря на т®, что
по климатическим условиям мы вступили B OCB B
этом TOLy на хекаду позднее, закончили мы ето
на локалу раньше, чем в прошлом году. Между тем,
panna сев имеет огромное значение хля успеха
урожая.  Посевную  площаль мы увеличили. по
сравнению с прошлым годом. на 10 проп., причем
одни лишь колхозы в 52 районах дали 70.000 ra
встречного посева. Одно из достижений сева ны-
непгнего года состоит также в том, что мы взяли
и выдержали вурс на то, чтобы поменьше. людей
посылаль сверху, из Москвы. Мы посылали лишь
членов бюро МК и то исключительно для помои
районам. Главный упор мы делали на самостоя-
тельность и самодеятельность районных органяза-
ций, и, нужно сказаль, что в весеннем севе рай-
оны в основной своей массе оказались на холжной
высоте, проявили себя как вполне  окрешиие и
зрелые организации, умеющие Ha деле осущест“
влять те решения, которые принимает партия, й
те директивы, которые мы ин даем из области.
В трудных условиях районы добились значитель-
ных успехов.
	Наши колхозы охватили в 1 июля текущего
года 50,4 проп. всех  бедняцко-середняцких  хе-
зяйств. Посевная площадь колхозов = составляет
62 прон. всех крестьянских посевов, & посевная
площадь колхозов и совхозов, т. е. социалистиче-
ского сектора, равна двум третям всей посевной
площахи области. Посев яровых в социалистиче-
ском секторе дал в этом году увеличение посевной
площади на 10 проп., а сроки сева были сокра-

` щены на 10—12 дней против прошлого года. За
‚ поеледние два года колхозный посев яровых вуль-
тур увеличился в 10 раз (с 231 тыс. га в 1930 г.
до 2.250 тыс. га в 1932 г.). В то же время по-
сев единоличного сектора уменьшился с 2.840 тыс.
га’ ло 1.330 тые. га. Уборочной площади (озимого
и ярового) на одян колхоз приходится в среднем
	170 га против 110 та в прошлом году. На один.
	колхозный двор (семью) приходится озимого и яро-
вого посева 4,5 га против 3 га на единоличный
крестьянский двор. Средства производства в BOM
хозах используются с большей  произволитель-
ностью, что находит свое выражение, например, в
том, что из олну рабочую лешаль в минувший ве-
сенний сев приходилось в колхозах 4,7 га, тогда
как в елиноличном секторе только — 3,5 га.

Из общего числа 18.000 колхозов свыше 4.500
холхозов имеют уже, кроме полеводства и огородчи-
чества, такие важнейшие отрасли хозяйства, ЕзБ
товарные животноволческие фермы, = молочные,
свиноводные. птипевяаческие, вроликоволческие
H Xp.

В 40 районах области (Арсенъевсвом, Шелков-
свом, Лотошиноком и др.) мы имели за последние
полгола значительный рост колхозов, доходивний
nO отдельным районам до 10 проц. В половине
всех районов области мы имеем стабильность про-
цента  коллоктивизащии: И только в отдельных
районах, там, те к делу организационно-хозяй-
ственного укрепления колхозов подходили фор-
мально, по-бюрократически, где не считали нуж-
ным занималься такими, как кажется бюрократам
«мелочами», как: правильная организания труда,
правильная рассталювка сил в колхозе, лучитий
уход 38 скотом и инвентарем, распределение хохо-
в ит х-——там WH имели отдельные случаи
		мечаю факт дробности колхозов, ‘чтобы учесть его   свиноводные. птицевоччесвие,
	при определений задач ортанизациюнно-хозяйствен-
кого укрепления колхозов.
Третья особенность зажлючается в значительной

товарности наших колхозов, несмотря на их дроб-
ность. По таким главнейшим с.-х. продуктам, КАБ
	‘овощи, картофель, ягоды; молочные продувты, ©9-
		харная свекла, лен, товарнюсть достигает 60 —
90 mpon.

_ Вее эти особенности нашего сельского хозяйст-
ва вообще, наших колхозов в частности, являются
следствием наличия в Московской области боль-
ого количества городов и относительного преобла-
дания в составе всего населения области горохоких
жителей. На 1 января 1931 г. у нас насчитыва-
лось 11.600 тыс. жителей, из коих 4.500 тые.,
или 39 проц., являлиеь жителями  горояов. На 1
января 1932 г. население области выросло хо
11.900 тыс. человек, при Чем еще больше oTHOCH-
тельно выросло городское население, достигнув
5.050 тыс. человек, или 43. проп. всего населения.
Элю является, конечно, очень положительным яв-
‘лелисм.
	- Ho B TO же время нужно учесть то SHATOREE, -
	которое имеет этот безусловно положительный сам
	mo себе факт для строительства колхозов. Эн че-
сколько убложняет положение в том смысле, что
для колхозников созлается большой соблазн ухода
в города, отсюда большие отходы в колхозах на-
шей облаоти. Кроме того; близость городов и нетре-
рывный рост городокого” населения создают ряд
своеобразных, отличных от других областей м9-
Монтов для развертывалия` колхозной торговли, ©
чея я булу говорить дальше.

Наконец, следует помнить еще 06 одной особен-
ности Месковсвой области, как области, продолжа-
ющей еще оставаться вот. н. потребляющей полосе;
та особенность заключается в наличии у нас поч-
	ти 50 проц. единоличных крестьянских хозяйств.
	Этого факта мы ни вокоем случае не можем HTHO-
раровать при определении налиих задач в отноме-
нии сельского хозяйства. Наоборот. Каждый раз,
когла мы товорим о тех или иных мероприятиях,
касающихся нашего сельского хозяйства в целом
или специзльно неших колхозов, мы обязаны учи-
	А’ в
		Политически и хозяйственно закрепить
успехи весеннего сева
		тем, в период хлебозалотовок бывали у нас такие
случаи, когда единоличники не выполняли плана
хлебозаятовок. и ва это смотрели сквозь нальцы,
	Если мы свою налоговую политиву, свою TOH-
тику заготовок будем строить ‘и проводить так, что
елиноличник будег игнорировать и не выноя-
вять обязанностей перед рабоче-крестьяновим го-
сударствон, тогла мы мало будем способствовать
укреплению в0лх0308.
	Тлавная задача в этом отношении состоит 8
том, чтобы наше руководство колхозами, наша ра-
бота по их хозяйствевному укрепелнию привели бы
5 тому, чтобы колхоз стал еще более выгодной
формой хозяйствования, чтобы колхозник ощущал
вее преимущества колхозного хозяйства зеред ели-
		Нужно постоянно помнить, что, колхоз, будучи
сопиалистической формой хозяйства, дает полную
возможность сочетать лячный интерес колхозника
с общественными интересами. Нужно помнить,
что одним фактом вступления в колхоз кресть-
явин еще не превращается в сопизтиста, что он
не отказывается и не может отказаться от личной

Теперь, по окончании сева, перед нами стоит
важная экономическая и политическая задача: не-
медленно развернуть работу по дальнейшему укре-
 плению колхозов с тем, чтобы через это укрепле-
ние завосвать на сторону колхозов”  елинолични-
‘ков бедняков и середняков. Привлечение едино-
‚ личнеков на сторону колхозов требует особенной
энергия и умения. 3a последнее время в де-
ревне затевелились  кулажеле, контрреволюцион-
ные элементы. Отсюда залача — не ослаблять
з усиливать ‘борьбу с кулачеством и упорной ра-
ботой привхекать на свою сторону, на сторону
°колхозов, трудящихся единоличников. Этого при-
влечения мы можем добиться троякого рода меро-
приятияии: во-первых, хорошей организацией рабо-
ты в колхозах, их хозяйственных убреплением, во-
вторых, крепким узаром по кулаку и отекулянту,
пытающимся  разлатать наиболее слабые кол-
хозы, и, в-третьих, умелым подходом Е единолич-
нику, привлечением его на сторону колхозов без
перегибов и адиинистрирования, путем настойчи-
вой массоро-политической работы, путем борьбы
за революционную законность.

В своей работе ‘с единоличниками, не нарушая
революционной зажонности и ве допуская пере-
гибов и алчиниестриревания, мы не должны все
же лавать елиноличникам больших льгот и пра
имуществ по сравнению с волхознивами, Между
	ПРОДОЛЖ:НИЕ РЕЧИ
CM. HA 2485 CTP.