А января 1946 г., пятница, № 4 (2155)
				ТТроцесс главных немецких военных
  преступников в Нюрнберге
	жает обвинитель, полицией безопасности и
СД были совершены очень многие престу-
`пления. Вке эти преступления совершались
‚управлением имперской безопасности по
приказам Кальтенбруннера, поскольку он
занимал пост шефа полиции безопасности и
СД.

Первое преступление, за которое отвечает
Кальтенбруннер в качестве шефа полиции
безопасности и СД, устанавливает обвини-
тель, это убийство и жестокое обращение
< гражданским населением ‘оккупированных
стран, которые ‘проводились специальными
оперативными группами. Было по крайней
мере пять таких оперативных групи, которые
действовали в Восточной Европе под нено-
средственным руководством Кальтенбрун-
нера. в.

Далее обвинитель ссылается на уже
пред’явленные ранее документы о эверской
деятельности этих групи и напоминает о тех
жестокостях, которые творили эти группы
в то время, когда Кальтенбруннер был ше-
фом полиции безопасности и СД.

Второе преступление, за которое ответ-
‹ственен Кальтенбруннер, продолжает обви-
нитель, это казни людей, нежелательных
фашистам. ;

Третье: преступление, за которое отвечает
	`Кальтенбруннер в качестве шефа полиции
	безопасности и СД, это расправы и казни
пойманных ‘бежавших военнопленных. Обви-
нитель ссылается на различные приказы и
указания, в силу которых бежавигие военно-
пленные должны были направляться в поли-
цию безопасности и СД; а затем в кони-
лагери для казни. , .

`В одном из таких приказов говорится:
«После того, как военнопленные будут оно-
ва пойманы, они должны передаваться поли-
ции безопасности и СД. В этой связи плава
полиции безопасности и СД издал специаль-
ные инструкции». Далее обвинитель напоми-
нает Триябуналу о письменном о показании
генерал-лейтенанта французской армии,
в котором говорилось, что в 1943—1944 гг.
военнопленные убивались именно таким об-
разом, как указывалось в приказах полиции
безопаюности и СД. Г”

Четвертое престушление, за которое отве-
чает Кальтенбруннер, сказал обвинитель,
это посылка нежелательных фашистам эле-
ментов в концлагери, лагери уничтожения,
а также на рабский трул. Ло того, как Каль-
тенбруннер отал ‘шефом. полиция безопас-
ности, он очень хорошю знал об условиях
для заключенных в концлагерях, а также
о том, как использовались эти лагери для
применения режима рабского труда и мас-
совых убийств. Один из таких лагерей —
Маутхаузен был ‘расположен в Австрии.
Боеннопленные, которые предназначались к
уничтожению, посылались именно в ‚лагерь
Маутхаузен, где и убивались в большинстве
случасз в газовых камерах. Обвинитель в
качестве доказательства пред’являет Трибу-
налу письменные показания бывшего охран-
ника лагеря Алоиза Хальригля, из которых
видно, что Кальтенбруннер хорошо знал по-
ложение в этом лагере и те методы, которы-
ми убивались здесь яюди; Алоиз Хальригль
под присягой заявляет: «Я был членом СС
«Мертвая голова» и находился в лагере
Маутхаузен с конца янзаря 1940 г. до конца
войны в качестве охранника. Однажды, я
думаю, что это было скенью 1942 года,
Эрнст Кальтенбруннер посетил лагерь. Я
был в то время на посту и видел его
дважды. Он подовиёл вместе с комендантом
лагеря к тазовой камере именно в то время.
когда там ‘отравляли заключённых. Звук,
который всегда еопровождал газовую опе-
рацию, был мне хорошю известен. Я знал.
что газование происходило в момент, когда
около камеры был Кальтенбруннер. Я видел,
что Кальтенбруннер не отошёл от газовой
камеры, пока сперация‘не. была закончена».

Далее обвинитель пред`являет Трибуналу
	‚серию фотоснимков, из которых ясно, что
	Кальтенбруннер иссешал лагерь Маутхау-
зен и на которых он заснят вместе с Гимм-
лером. Заранее зная цель. концлагерей,
Кальтенбруннер, став шефом полищии безо-
пасности и СД, издавал приказы о посылке
людей в концлагери. B подтверждение
	этого обвинитель пред’являет письменное
показание быинего коменданта Бухензальд-
‘ского лагеря Германа Пистара: «За исклю-
чением массозойя первелачя зак почённетх
	чением массовой передачи заключенных
в концлагери на оккупированных террито-
риях все заключенные отправлялись в лагерь
Бухенвальд по приказу рейхсфюрера и глав-
ного управления безопасности империи, Эти
приказы о предварительном заключении нод-
писывались именем Кальтенбруннера».
	Далее обвичитель плизодит 25 прикавов
об арестах, подписанных Кальтенбруннером.
	illo этим приказам арестованные долокны
	были направляться ‘в`Бухенвальд, Дахау или
в другие ‘лагери,

Кальтеабруннер не только осылал людей
з концлагери, заявляет обвинитель, но он
такоке уполисмочивал своих людей на про-
зедение казней в этих лагерях. В подлвер-
ждение этого обвинитель цитирует писымен-
ное показание ад’ютанта начальника конц-
лагеря Маутхаузен Адольфа Цукер. В этих
показаниях говорится:

«Приказы о казнях поступали без подтиеи
суда. До убийства Гейдриха эти приказы
подписывались им иля его заместителем.
Впоследотвии эти приказы. полписывались
Кальтенбруннером и ето  земестителем,
группенфюрером Мюллером...: Я помню, как
з лагерь Маутхаузен прибыли офицеры из
Чехословакии. Mx было примерно 12—15
человек. Они носили американскую или ка-
надокую форму: коричнево-зеленого цзета
рубашки и. шлемы. Через 8 дней после их
прибытия по телеграфу был получен приказ
9б их казни. Штандартенфюрер Тирль при-
шел в канцелярию и ‘сказал:

«Теперь Кальтенбруннер дал разрешение
на казнь». Это письмо было секретным и на
нем стояла подиись: Кальтенбруннер. Затем
этих людей расстреляли».

Пятое преступление Кальтенбруннера —
это насильственный угон населения с окку-
пированных территорий на рабский труд и
органмзация насильственного труда. Каль-
тенбруннер несёт ответственность за эти
преступления.  Обвинитель цитирует посвя-
щённое этим деяниям. Кальтенбруннера
письмо, датированное 23 июля 1943 года и
подписанное самим Кальтенбруннером.

Затем обвинитель приводит ряд приказов
Кальтенбруннера, согласно которым даже
за незначительные проступки иностранные
рабочие отправлялиеь в различные концла-
	тери. : -
Маке преступление, говорит обвинитель,
за. которое должен нести ответственность
Кальтенбруннер как шеф полиции безопас-
ности.и СД, это казнь“захваченных команд
парашютистов, поощрение гражданского на-
селения, которое линчевало союзных“ лёт-
чиков. Обвинитель напоминает приказ Гат-
лера, согласно которому парашютные коман-
ды даже в форме должны уничтожаться до
последнего человека и отдельны® солдаты,
захваченные полицией на оккупированной
	дования вооруженных сил, датированного
2 сентября 1944 года. В этом письме гово-
рится: «В соответствии © декретами BCE He-
германское гражданское население на окку-
пированных территориях, которое угрожает
безопасности и готовности к действию ок-
купационных сил путем актов террора н
саботажа или любым другим путем, должно
быть окружено и передано комиссии безо-
пасности. Все акты политического. характе-
ра также считаются актами, которые долж.
ны быть наказуемы, согласно этому декрету,
	как акты, угрожающие безопасности и го-
	товности к действию».

Восьмое. преступление, за которое ответ-
ственен Кальтенбруннер, это — казни и за-
ключение в концлагери родственников лю-
дей, обвинённых в действиях, направленных
против гитлеровских оккупантов. В под.
тверждение этого преступления Кальтен-
бруннера обвинитель ссылается ва письмо
командующего СД в Радоме, датированное
19 июня 1944 года, в котором говорится, что
зсе родственники мужского пола саботаж-
ников должны расстреливаться, а родзтвен-
ники женского пола старше 16 лет — ссы-
латься в концлагери.

Девятое преступление Кальтенбруннера,
отмечает обвинитель, это отбор. заключеён-
ных в тюрьмах и концлагерях для уничто-
жения. Обвинитель цитирует письмо коман-
дующего СД в Радоме, датированное 21 ию-
ля 1944 г., в котором говорится, что все
тюрьмы должны быть очищены и, если не-
обходимо, те, кто в них находится, должны
быть ликвидированы.

На этом заканчивается вечернее заседание
Трибунала.
	снималась с жертв перед их казнью, В дру-
гих эйнзацгруппах, показывает Олендорф,
порядок уничтожения был другой. Там это
осуществляли путем индивидуальных рас-
стрелов.

Полковник Эмин спрашивает: скажите,
женщин, мужчин и детей казнили одича-
ково? _

— До весны 1942 г. отвечает Олен-
дорф,— одинаково. Затем последовал при-
каз Гиммлера о том, чтобы женщин и детей
уничтожали только при помощи «душегубок».

Затем Олендорф довольно подробно рас-
сказывает о применении эйнзацгруппами и
командами. машин-‹душегубок». Внешне, го-
ворит он, нельзя было догадаться о назна-
чении этих автомашин. Ничего не подозре-
вающие жертвы погружались в «душегубку»,
которая направлялась к месту, где обычно
производились казни. После Toro, Kak ма-
	  шина трогалаюь, газ из выхлопной трубы
	направлялся в кузов душегубки, Через
10—15 минут находившиеся там люди поги-
бали. Эти «душегубки» обычно вмещали по
10—15 человек.

Представитель советского обзинения пол-
ковник Покровский со своей стороны хочет
задать свидетелю несколько вопросов.
	Напомнив Олендорфу, что, по его пока:
заниям, он присутствовал ‘в качестве инелек:
тора при массовых казнях мирных советеких
жителей, полковник Покровский спрашивает
свидетеля, по чьему приказанию Олендорф
инспектировал расправы с населением; На
это Олендорф отвечает, что на казни он
приезжал по собственной инициативе.
	Дальнейшим допросом полковник Покров-
ский устанавливает, что всегда, колла пред-
ставлялась возможность, при совершения
казней присутствовал кто-нибудь из BHC-
ших руководителей штаба эйнзацкоманд. Он
должен был удостовериться, насколько вы-
полняются условия, поставленные Олендор-
фом при совершении казней. Эта условня,
по словам Олендорфа, заключались в со-
блюдении негласности метода казней, а так:
же в наблюдении за из ятием собственности
казнимых; хотя ценные предметы’ отбира-
лись у. жертв еще до казни, но могли быть
случаи, что отдельным лицам удавалось ута-
ить золото, серебро и деньги. В задачу инс-
пекторов входило, в частности, обеспечение
полного из’ятия ценностей, принадлежавших
убитым,

Уточняя технику удушения мирных. со-
ветских житэлей в газовых автомобилях,
полковник Покровский спрашивает  свиде-
теля, по каким соображениям в «душегуб-
ках» казнили, главным образом, женщин и
детей.
	— Ио этому поводу был приказ Гиммле-
ра, — отвечает Олендорф.

Далее представитель советского обвине:
ния, напоминая, что, по заявленню изобрета-
теля газовых автомобилей, смерть в этих
машинах была ‘особенно мучительной, за:
дает вопрос, наблюдал ли кто-нибудь за
поведением казнимых в «душегубках»?

Свидетель ‘отвечает, что, по донесениям
врачей, которые наблюдали за удушением
жертв, последние будго бы не испытывали
никаких ощущений до наступления смерти,

Тогда полковник Покровский спрашивает
Олендорфа, почему же члены оперативных
команд охотнее занимались расстрелами,
чем казнями посредством «душегубок»,
	Как устанавливается из последующего
допроса, вид удушенных женщин и детей
был настолько страшным, что даже мате-
рые гитлеровские палачи, привыкшие ко
всяким «ощущениям», не могли его выне-
сти. .

Вслед за этим ряд вопросов свидетелю
задает защитник не адвокат
Кауфман. Косвенными вопросами он пытает-
ся доказать, что Кальтенбруннер якобы
умел собственное мнение по ряду полити-
ческих вопросов, расходившезся е общими
установками, что после смерти Гейдриха
Кальтенбруннер будто бы стал проводить
более мягкие меры и что он вообще не
имел полномочий направлять людей в кон»
центрационные лагери или освобождать их
оттуда. Однако свидетель не припоминает
ни одного факта, который позволил бы под-
твердить вопросы, поставленные защитаи-
KOM.

К допросу свидетеля Олэндорфа при-
ступает член Международного Военного
Трибунала от СССР генерал Никитченко.
Он спрашивает, какие функции стала‘ вы-
полнять эйнзацгрунна в тот период, «когда
она, по словам свидегзля, получила задачи
военного порядка и находилась под непо-
средственным командованием руководителя
полиции безопасности на оккупированной
немцами территории Украины.

Олендорф отвечает, что эйнзацгруппа
стала тогда боевой единицей.

— В своих показаниях вы говорили, —
спрашивает далее генерал Ннкитченко, —
что эйнзацгруппа имела целью уничтоже-
ние евреев и комиссаров. А к какой кате-
гории вы относили детей? По каким моти-
вам истребляли детей?

— Был приказ о том, — отвечает Олен-
дорф, — что еврейское население должно
быть уничтожено полностью.

— В том числе‘и дети?

— Да.

Допросом свидетеля Олендорфа закончи-
люсь утреннее заседание Трибунала,
	Ответственный редактор
	НЮРНБЕРГ, 2 января; (ТАСС). Вечернее
заседание Трибунала 2 января открывается
сообщением лорда Лоуренса по войросу ‘о
представлении материалов, касающихся пер-
сональной виновности подсудимого’ Каль-
тенбруннера, который из-за болезни не при-
сутствует на суде.

Трибунал, заявляет лорд Лоуренс, счи-
тает, что представление всех материалоз в
отношении персональной виновности” подсу-
димого Кальтенбруниера должно быть отло-
жено до тех пор, пока обвинение не пезей-
дет к вопросу о виновности каждого подсу-
димого. Таким образом дело Кальтенбрун-
нера может быть рассмотрено в самом конце
пред’язления персональных обвинений под-
судимым. т

Представитель американского обвинения
полковник Стори, обращаясь к Трибуналу,
просит учесть трудности, с кэторыми может
столкнуться обвинение в случае, если отде-
лить рассмотрение личной виновности Каль-
тенбруннера от рассмотрения преступной
деятельности организации. Как подчеркивает
полковник Стори, вся подготовка материа-
лов обвинения проведена таким образом, что
они неразрывно касаются и подсудимого
Кальтенбруннера индивидуально и органи-
	заций, © которыми он был связан, в целом.
	Лорд Лоуренс предлагает вызвать в на-
стоящее время свидетелей обвинения против
организаций СС и СД (так называемой
«службы безопасности»). .

Полковник Стори снова. просит Трибунал
учесть трудности допроса свидетелей от-
дельно по вопросу о преступных действиях
организаций и по вопросу о персональной
виновности подсудимого Кальтенбруннера.
В связи с этим полковник Стори ходатай-
ствует перед Трибуналом дать возможность
представителям обвинения обсудить вопрос
о порядке дальнейшей работы. Носле. пере-
рыва Трибунал об’являет своё решение за-
слушать пред‘явление доказательств винов-
ности организаций и личной виновности под-
судимого, а также допросить свидетелей
	обвинения. Одновременно Грибунал разре-
	шает защитнику Кальтенбруннера произве-
сти перекрёстный допрос свидетелей обви-
нения на более позлней стадии суда. .
После этого < ходатайством к Трибуналу
обращается защитник организаций СС и СД
Бабелл. Он просит предоставить. ему воз-
можность общения с теми членами защищае-
мых им организаций, которые находятся в
большинстве случаев в заключении, вручить
им копии обвинительных материалов и полу-
чить от них соответствующую информацию,
необходимую для. зашиты. В ©вязи с этим
защитник просит приостановить расемотре-
ние дела о виновности организаций СС и СД,
а также допрос свидетелей. Прервав защит-
ника, лорд Лоуренс раз’ясняет, что возмож-
ность перекрестного допроса свидетелей.
может быть предоставлена на более поздней
стадии еуда.
После рассмотрения ходатайств защит
Трибунал предоставляет возможность пред-
ставителю американского обвинения Гаррису
пред’явить документальные доказательства
виновности подсудимого  Кальтенбруннера.
В течение последних, трех— четырех дней,
говорит обвинитель, Трибунал получил сви-
детельства преступной деятельности СС, СД
и гестапо. Слияние этих организаций в одну
уларную грулпу гитлеровского полицейского
государства об’яснялось здесь © точки ape-
ния организационной. Неред Трибуналом на-
ходится подсудимый, который‘ предетавлял
эти организации. благодаря тому официаль:-
ному положению, которое: он занимал в СС
и в германской полиции. Имя этого подсу
димого — Эрнст Кальтенбруннер. .
Переходя к документальным доказатель-
ствам винозности Кальтенбруннера, обвини-
тель прежде всего цитирует. выдержки из
статьи «Доктор Эрнет. Кальтенбруннер —
новый шеф полиции безопасности и СД»,
опубликованной в газете «Дейче Полицей»
15 мая 1943 года. В этой статье говорится,
что обергруппенфюрер СС доктор юридиче-
ских наук Эрнст Кальтенбруннер родился в
Австрии в семье адвоката 4 октября 1903
года и провел свою юность «в родном райо-
не Фюрера». В январе 1934 года доктор.
Кальтенбруннер был заключён австрийским
правительством в тюрьму в связи < его на-.
цистскими взглядами. В следующем году. он.
снова был заключён в тюрьму за измену ро-
дине и предан военному суду. «В дальней-
шем, — говорится в статье, — Кальтенбрун-
нер был руководителем австрийских СС».
Во время ликвидации австрийского прави-
тельства, как явствует из статьи, Кальтен-
бруннер был назначен высшим руководите-
лем СС и полиции Австрии, а впоследствии
сн становится генерал-майором полиции.
Таким. образом, заявляет обвинитель,
Кальтенбруннер стал Гиммлером Австрии.
Далее обвинитель цитирует документы и
	газетные сообщения, из которых. видно, что
	по предложению «рейхсфюрера СС и шефа
германской полиции» Гитлер назначил Каль-
тенбруннера шефом полиции безопасности н
СД в качестве преемника. Гейдриха.
Продолжая свою речь, обвинитель дока:
зывает, нто Кальтенбруннер проводил евою
деятельность, как шеф полиции безопасно-
сти и СД, к полнейшему удовлетворению.
Гитлера и Гиммлера. За это 9 ‚Декабря: 1944
года он был награждён одной из высших
аград гитлеровской Германии — Рыцарским
крестом за боевые заслуги. Обвинитель де-
монстрирует далее Трибуналу схему, из ко-
торой ясно видно положение и роль Каль-
тенбруннера в германской полицейской си-
стеме. Кальтенбруннер, кроме своей непо-
‚средственной деятельности, как шеф поли-
ции безопасности и СД, возглавлял специ-
альные оперативные группы и специальные
оперативные команды на оккупированных
территориях. Непосредственно Кальтен-
‘бруннеру подчинялись руководители глав-
	ных отделов имперского управления безо-.
	пасности. Обвинитель цитирует письменные
показания Вальтера Шелленбергера — быв-
шего с осени 1941 года и до конца войны
главой шестого отделения управления им-
перской безопасности. Эти показания дают
	лное представление о том, какое положе-
	ние занимал Кальтенбруннер.

«Примерно 25 января 1943 года, — гово-
рится в показаниях Шелленбергера, — я
отправился вместе с Кальтеибруннером в
штаб-квартиру Гиммлера. Все руководители
отделов главного управления имперской без-
опасности присутствовали на этом совеща-
нии, Гиммлер сообщил нам, что Кальтен-
бруннер будет назначен шефом полиции
безопасности и СД и будет преемником
Гейдриха. Это было осуществлено 30 января
1943 года. Я не знал о каких-либо ограня-
чениях полномочий Кальтенбруннера в КА-
честве шефа полиции безопасности и СД. Ом
являлся единственным полномочным по этим
вопросам лицом и осуществлял весь кон-
троль над работой всех отделов».
	В то время как Кальтенбруннер был ше-
	POM полиции безопасности и СД, продол-
	территории, должны передаваться СД. В
связи с этим приказом обвинитель цитирует
совершенно секретное письмо, исходящее от
полиции безопасности и СД и подписанное
Мюллером. Это письмо адресовано верхов-
ному командованию от имени шефа полиции
безопасности и СД. В. письме говорится: «Я
дал инструкцию верховному командованию
полиции безопасности и СД в Нариже об-
ращаться с этими парашютистами в англий-
ской форме, как с представителями команд
в соответствии с приказом фюрера». Это
письмо датировано 17 июня 1944 года. Каз-
ни параншотных команд совершались чаетя-
ми СД в соответствии с упомянутым прика-
	зом Гитлера вто время, когда Кальтенбрун-
ер был шефом полиции безопасности и СД.
Обвинитель цитирует письменное показание
Вальтера Шелленбергёра, в. котором гово-
рится: «Я услышал отрывок разговора меж-
ду Кальтенбруннером и Мюллером. Я со-
вершенно ясно помню следующее замечание
Кальтенбруннера: «Все управления СД и
полиции безопасности должны быть `инфор-
мированы, что в погромы и расправы, кото-
рые проводит население против английских
н американских летчиков, не. должно быть
никакого вмешательства. Напротив, ‘это
враждебное отношение должно всячески
поэшфяться».

Седьмое преступление Кальтенбруннера,
указывает обвинитель, это захват граждан-
ского населения оккупированных тезрито-
рий и вывоз его.в Германию для суда и-ка-
ры, а также наказание граждан оккупиро-
занных территорий особыми методами. Факт
этого, преступления обвинитель подтверж-
дает нитированием письма верховного коман-
	НЮРНБЕРГ, 3 января. (ТАСС). В нача-
ле сегодняшнего утреннего заседания Три-
бунала представитель американского: обви-
нения Гаррис закончил представление до-
кументов по обвинению Кальтенбруннера.

Десятое преступление, за которое Каль-
тенбруннер как шеф полиции безопасности
и СД несет ответственность, говорит Гар-
рис, это — преследование евреев, прово-
дившееся до конца войны и к концу войны
даже усилившееся.
	В качестве одного из доказательств ви-
новности Кальтенбруннера в этом преступ-
лении обвинитель приводит меморандум
Кальтенбрунчера, адресованный Гейнлейну.
В нем говорится: информируйте рейхсфюрера
СС и доложите фюреру, что все мероприя-
тия, направленные ‘против евреев, а также
заключенных в концентрационных лагерях,
в протекторате проведены лично мной.
	Одиннадцатое преступление, за’ которое
несет ответственность Кальтенбруннер, го-
ворит Гаррис; это преследование церкви и
религии. В заключение Гаррис указывает.
что. «Кальтенбруннер был руководителем
СС в Австрии до аншлюсса и ипрал главную
всль в предательской выдаче своей страны
нацистским заговорщикам. После аншлюсса
он руководил деятельностью гестапо и
СД в Австрии Концентрационный - лагерь
в Маутхаузене был учрежден. по указанию
Кальтенбруннера, и последний посешал его
несколько раз. Однажды. он даже наблюдал
ггезовую камеру в действии. Он принял на
себя обязанности шефа полиции безопаено-
сти и СД — тех организаций, которые по-
сьлали людей на смерть. Он оставался на
этом посту до самого конца и неоднократно
получал высокие награды от Гитлера. Как
и другие руководители нацистов, Кальтен-
	бруннер стремился к власти и, чтобы  за-
воевать ее, он связал ce6a с преступле-
НИЯМИ».

После выступления Гарриса по предло-
	жению американского обвинения в. ТГрибу-
нгл для допроса вызывается свидетель об-
винения Отто Олендорф. В процессе допро-
са устанавлизается, что Олендорф в по-
следнее время занимал пост начальника
третьего управления главного имперского
управления. безопасности, что он ‘был чле-
ном гитлеровской партии и штурмовых
отрядов с 1925 года, а также состоял в СС
с 1926 года.
	Олендорф дает подробные об’яснения по
поводу организации ин назначення так на-
зываемых эйнзацгрунл и. эйнзацкоманд, дей-
ствовавших в Восточной Европе. Свидетель
сообщает, что эйнзацгруппы это — под-
вижные подразделения «полиции  безопас-
ности», придававшиеся армиям, направляв-
шимся на Восточный фронт. Эйнзацгруипы
делились на эйнзацкоманды. Деятельность
тех и других руководилавь шефом «поли-
цин безопасности и СД». Свидетель сообщает
о том, что существовало 4 таких оператив-
ных группы: «А», «Б», «С» и «Л». Олен-
дорф с июня 1941 года по июнь 1942 г. воз-
главлял оперативную групку «Д», придан-
ную 11-й армии. По его показаниям, группа
«Ji» действовала в районе Южной Укракны.
Вместе с армией она передвигалась из гор.
Черновцы в Могилев-Подольск, Одессу,
Биколаев, Херсон, Мелитополь, Мариуполь,
Таганрог, Ростов и Крым. В ее задачи, на-
ряду c повседневной работой «полиции
безопасности и СД», зходило убийство ев-
реев, а также советских и партийных актн-
вистов. Перед выступлением в поход mpo-
тив Советского Союза, показывает  свиде-
тель, Гиммлер лично инструктировал коман-
дование групп и армии и указал им, чтобы
сни оказывали соответствующую поддерж-
ку эйнзацгруппам и командам, Летом 1941
года Гиммлер был в Николаеве и. лично
передал руководителям и личному составу
эйнзацгруппт и команд приказ об убийстве
евреев и советских активистов.

Представитель. американского обвинения
полковник. Эмин спрашивает у свидетеля,
каким образом командующий 11-й армией
наблюдал за деятельностью оперативной
группы «Д». Олендорф отвечает, что в Ни-
колаеве был получен приказ командующего
11-й армией о том, что убийства евреев и
	советеких активистов должны были произ-
‘водиться только на расстоянии 900 кило-
‘метров от командного пункга армии. В
Симферополе же, сообщает Олендорф,
командующий отдал пругое распоряжение,
в котором он требовал ускорять ‘лнквида-
цию’ этих слоев населения, мотивируя свое
требование тем, что тогда в Симферополе
свирепетвовал голод и нехватало ‘жилищ.
Олендорф сообщает, что с^нюля 1941 г. до
июня 1942 г. оперативные команды эйнзац-
группы «Д» уничтожили около 90 тысяч
мужчин, женщин и детей. Отчеты других опе-
ративных групи, продолжает свидетель, пока-
зывают, что они проводили «ликвидацию» в
еще больших масштабах, чем группа «Д». Сви-
детель рассказывает о том, что он присут-
ствовал на двух массовых казнях, когда
проводилось «всеоб’‘емлющее из’ятие евреев».
Их созывали под предлогом переселения и
увозили обычно в какое-либо естественное
углубление или противотанковый ров. Олен-
дорф  говорит, что жертвы быстро достав-
лялись к месту кавни на грузовиках и рас-
стреливались. Драгоценности, принадлежав-
шие обреченным на ‘смерть, отбирались еще
при их регистрации. Верхняя одежла также
	Вечериее заседание 2 января
	Утреннее заседание 3 января
	‘Судебный процесс по делу
о немецко-фашистских зверствах
	ЧЕНИНТРАД, 3 января. (ТАСС). Вечер-
нее заседание открывается пол йрелседа-
тельетвом подполковника юстиции Комлева,
который ие реленяю суда заместил поел-
	— Происхолящий в Нюрнберге процесс
тлавных немепких военных преступников
точным языком документов раскрывает
перед воем миром, что злодейские планы
вероломного и внезаиного нападения на
Haury Родину, разграбления ее богатств,
истребления и порабощения советских лю-
дей тщалельно разрабатывалиеь гитлеров-
CREM людоелами. Авторы этих планов —
главари фаптистской банды —= держат от-
вет за свои преступления перед Междуна-
родным Военным Трибуналом. Здесь на
скамье подсудимых сидят исполнители этих
чуловищных планов.

`— Ha территории Ленингралекой обла-
сти, в период ее оккупации, фашистскими
палачами было расстреляно, заживо
сожжено и замучено более 60.000 мирных
советских граждан, в TOM числе детей,
женщин и стариков. Утнано на фашиет-
скую каторгу свыше 500.000 советских
людей. Фалгистокие бандиты разрушити и
повредили свыше 150.000 домов, 3.783
промышленных учреждений, исторических
памятников и музеев. Древнейшие русские
города Пеков и Новгород превращены в раз-
валины. Варварскому разрушению, взры-
рам, пожарам и разтраблению подверглись
известные всему миру новгородские и
пековские соборы и ‘церкви, исторические
дворцы, музеи в Пушкине, Петергофе, Пав-
левске и. Гатчине. Много тажелых фан
фаптистовие разбойники причинили Ленин-
граяу.

— Судобным следствием доказано, —
продолжает государственный обвинитель, —
что к числу гитлеровских палачей и банди-
тов, совершавших расправы над советскими
людьми, принадлежат все сидящие на
скамье подсудимых одиннадцать военно-
служалих терманекой армии: Ремлингер.
	эатем председательствующий предостав-

ляет слово защите.
_ Адвокат Зимин, защищающий по назна-
чению суда полсутимого Ремлингера, отме-
чает, что за юошинарные преступления, со-
верненные немцами на территории, подво-
деметвенной  коменданту IIckopa, несет
ответотвенность не только его подзащит-
ный, так как здесь действовали также
части, не нахолившиеея в его подчинении.
Защитник просит учесть это обетоятель-
ство при е®ижлелении меры наказания
полсудимому Ремлингеру.

Адвокат Борхов, защищающий. подсуди-
мых Бема, Янике, Фотеля и Визе, просит
суд при вынесении приговора учесть не-
одинаковую степень преступлений ero
ползащитных. Айвокат Галелений просит
суд снизить меру наказания его поязаптит-
	  седалельствуютщелю генерал-майора юстищии
Исаенкова в виду болезыи поеледнего.

С речью выступает государственный
и генерал-майор юстищии Петров-
CEH
	П/рюфинг, Фогель, Энтель. Бем, Зонен-
фельл, Янике, Герер, Дюре, Скотки и Визе.
Вее они совершили на территории Ленин-
градокой области такие злодеяния, как
массовое истребление населения, массовый
угон советских людей в немецкое рабетво,
еплошное сожжение населенных пунктов,
разрушение и разграбление имущества.

При этом они не только выполняли пре-
ступные приказы выслего команцования,
но проявляли свою личную преступную
инициативу, действуя с изошренной нече-
ловеческой жестокостью. Они сжигали мир-
ных советових граждан живыми; они без
всяких  мричин расстреливали женщин,
‘стариков и малолетних детей. То, что нам
`улалось установить в отношении привае-
чевных по настоящему делу обвиняемых —
это далеко не вое. Но и то, что бесспорно
установлено, ужасает и возмущает, как
кровавый кошмар.

Тосударственный обвинитоль переходит
к рассмотрению вины каждого подсудимого
‚в отдельности, напоминая суду имеющиеся
в деле документы, покаважия свидетелей,
признания самих обвиняемых.

— Bees wai народ, — говорит государ-
ственный обвинитель, — ждет от вас,
граждане судьи, справедливой, суровой
кары виновникам этих злодеяний. Совесть
человеческая не может примириться с тем,
что эти изверги, хладнокровныю убийцы
стариков, женщин и детей, живут на земле.
Пусть злодеи услышал суровый приговор
советского суда: Преступления всех под-
сулимых претусмотрены статьей 1 Укава
Президиума Верховного Совета. СССР от
19 апреля 1943 года. В. соответствии
с этим Указом я прошу приговорить всех
подсудимых в смертной казни Через пове-
тен.
	ным энгелю, зоненфельду и Гереру, оно-
вываясь на том, что они были лишь нейо-
средственными исполнителями преступных
пракаюов выеших командиров геруанской
армии. _ .

С такой же mpocetoil обращаются & суду
адвокат Нрольнов, защищающий подсуди-
мых Дюре и Скотки.

Прелеедательствующий об’явтяет, что
прения сторон закончились, и предоставляет
последнее слово подсудимым.

Подсудимые Бем, Энгель, Скотки, Штрю-
buar, Hanne, Tepep, Corer полноетью при-
злают пред’явленные им обвинения и про-
сят суд о снисхождения. Подсудимый Визе
снова пытается отряцать свою вину. Пед-
сулимый Дюре от поеледнего: слова отка-
	ЗЫ ВАСЯ. ›
На этом зажепание заканчивается.
	в Ленинградской области
Заседание 3 января _
	речь государственного обвинителя
генерал-майсра юстиции Петровского
						Пройеоюзные деятели США о советских превеоюзах
	более высоким прибылям и требованиями
рабочих о позышении заршлаты, поскольку
нет частных предпринимателей, извлекаю-
	щих прибыли. Поэтому наблюдается более.
	тесное сотрудничество’ между профсоюзами
и администрацией поедприятий с целью
	увеличения выпуска продукции и в других

отношениях, так как рабочие ожидают от
этого ‘прямой выгоды в виде увеличения зар-
платы и улузиения снабжения товарами
по более низким ценам».

Дико отмечает далее, что размах деятель-
ности советских профсоюзов шире, чем аме-
риканаких, ибо советские профсоюзы вы-
полчяют много дополнительных функций.
В руках советских профсоюзов сосредото-
чена система социального страхования, дома
отдыха, санатории, курорты, детские. ясли,
сады и летние лагери; профсоюзы заботятся
о снабжении рабочих продовольствием и
жильем. Они ведут более широкую куль-
турно-просвелительную работу и работу по
организации спорта и отдыха, чем это имеет
место в американских профсоюзах. Дико
отмечает, что система\ социального страхо-
вачня в советских профсоюзах является
самой сбщирной в миое.

Член делегации КИШ, председатель вхо-
дянего в КГИ профсоюза горняков метал-
лорудной промышленности и плавильщиков
Робичесн в журнале «Совьет Раша тудэй»
подробно описывает советские профсоюзы
и указывает, что советские профсоюзы име-
	ют везжкин голос во всей жизни страны.
	титыся думои на борту авианосца «Кроу-
тан», который недавно. вышел из Гавра в
США. На борту его находилась приблизи-
	тельно тысяча белых солдат. Когда. авиа- }
	носец прибыл в США, то его командир
	капитан Гриффин признал, что он предло-.
	жил офицерам армии не допускать негров на
корабль, так как для них не было. специаль-
	ного ‹номещеняя. В свое оправдание Гриф-
	фин указал, что в американской армии не-
гритянекие BOS содержатея на особом
положении и что он не хотел нарушить
этот «обычай» армии. Прогрессизные газеты
н непритянская печать заявили протест про-
тиз этой дисхоиминации. Со стороны руко-
водетва армии не было сделано никакого
заявления по этому поводу,
	МОРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ
ХРОНИКА
а Морской министр США т
	‘вернувшийся из инспекционной поездки по
	американским морским базам в Караибском
море, заявил в беседе с корреспондентом
агентства Ассошиэйтед Пресс, что он пред-
полагает выйти в отставку в этом году.
Форрестол не сообщил о причинах своего
намерения. Форрестол сказал, что Трумэн
осведомлен о его намерении. .
$ Новый командующий американской
береговой обороной адмирал Фэрли вступил
на этот пост, заменив адмирала Уэше. Бере-
говая оборона вновь перешла с   января в
ведение министерства финансов после четы-
рех военных лет, в течение которых она
находилась в ведении морского министер-
ства_ а: : *
	НЬЮ-ИОРК, 3 января. (ТАСС). Редактор
органа Конгресса Пвоизводственных Проф-
сэюзэв (КГИ) «Сио Ньюс» Дико, соправож-
дазший американскую профсоюзную деле-
гацию КИШ в Советский Союз, напечатал
серию статей о пребывании делегашии в Со-
ветоком Союзе и о положении и деятельно-
сти советских профсоюзов.

Дико отмечает, что в отличие от США
основная трудность реконверсия (перевода
промышленности ка мирные рельсы) в Co-
ветском Союзе заключается, ‘повидимому,
в недостатке рабочей силы. В стране нет
безработицы. На предприятиях, на которых
побывала делегация, эй указызали на нело-
статок ‘рабочей силы и выражали надежду
на увеличение числа рабочих но мере’ демо-
билизации армии. Отмечая горячий приём,
оказанный советокими профсоюзами делега-
ции КПИ, Дико пишет, что это является
символом подлинной дружбы с американ-
схими рабочими и хорошим признаком ко-
тоудничества в будущем между США и
Советским Союзом.

Касаясь структуры и деятельности совет-
ских профсоюзов, Дико заявляет, что’ деле-
гация KIWI присутствовала на многих
профсоюзных собраниях, встречалась © сот-
нями местных профсоюзных руководителей
и имела` полную возможность ознакомиться
на посещаемых предприятиях с тем, как ра-
бэтают профсоюзы. «В. Советском Союзе, —
пишет он, — нет’ постоянного’ противоречия
MOLY стремлениями промышленников к
	ПРИКАЗ МОРСКОГО МИНИСТРА США ПО ПОВОДУ
РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ BO ФЛОТЕ
	НБЮ-ИОРК, 3 января. (ТАСС). Как
сообщает корреспондеат агентства Юнайтед
Прессе из Вашингтона, морской министр
США Форрестол приказал, чтобы на всех
мореких кораблях и во всех военно-морских
заведениях строго придерживались‘ правил
по борьбе с расовой. дискриминацией. Фор-
рестол заявил: «В деле руководства военно-
морским составом недопустима Никакая дис-
криминация на основании расы и цвета кожи.
Это также относится к прадставителям всех
родов вооруженных сил США ка американ-
ских военно-морских судах, ‘а также: на
военно-морских станциях».

Приказ ‘Фогрезтола явился результатом
всеобщего протеста в связи с тем, что 193
солдатам-нетрам ке было: разрешено .возвра-
	казнь Вильяма Джойса
ЛОНДОН, 3 января. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, 3 ячваря в Уонд-
свортской тюрьме был казнен изменник
Вильям Джойс, выступавший во время войны
под кличкой «лорд Хау-Хау» с фашистской
пропагандой по германскому радно.
	Шахматный турнир
в Гастингсе

ЛОНДОН, 3 января. (ТАСС). По сообще-
вию: английского. министерства информации,
результаты международного шахматного
турнира в Гастингсе после четырех туров
представляются в следующем виде: Прэне,
Экстрем и Штейнер имеют по ‘3 очка,
Денкер, Эйве и Кристофель — по 2,5,
Айткен и Тартаковер — по 2, Мизес и То-
мас — по 1, Дефос —: ® очка, Серджент— 0.
	Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИНАТ
ВОЕННО - МОРСКОГО ФЛОТА СССР
	АДРЕС РЕДАКЦИИ. и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва Сущевекая ул., 21, Коммутатор редакции: Д 3-20-90 до Д 3-20-96. Телефоны: для справок — доб, 1-73; отв. секретарь редак _ :
отдел боевой подготовки—доб. 29, 36, Д 1-08.29; отдел пропаганды-—Д.1-11-46; отдел партийно-комсомольской жизни — доб. 8; иностранный отдел — доб. 1-20; отдел аа 08-03;
‚информации — доб. 1-36; отдел писем — доб. 23; иллюстрацаднный отдел — доб. 99; начальник издательства — Д 1-12-60: бухгалтерия — 706. 25° otnen пола he BO, Gy armen

а Е И Е а я а А EOD А RANI GRAAL Mme MOM, у   Il. МУСЬЯКОВ,

ГМ 203509. : : Типография газеты «Правда» имени Сталина, Е

5) re