5 января 1946 г., суббота, №56 (2156)
	АСНЫИ ФЛ
	Процесс главных немецких военных
: преступников в Нюрнберге

HIOPHBEPY, 3. января. (ТАСС). На ве-
чернем заседании Трибунала продолжался
допрое свидетеля Олендорфа. ‘После не-
скольких вопросов членов Трибунала свиде-
телю председатель лорд Лоуренс предостав-
ляет возможность представителям защиты
начать перекрестный допрос.

Первым допрашивает свидетеля защитник
Кейтеля — Нельте. Отвечая на его вопро-
сы, Олендорф показывает, что действовав-
шие на оккупированных территориях по
	прямым приказам Мюллера и Гейдриха.
	оперативные группы получали пожелания
от командования армии. Доклады о дея-
тельности оперативных групи доходили до
верховного командования нерез Канариса.
	Следующим допрашивает свидетеля за-
щитник имперского правительства Кубутек.
Он задает один вопрос об ответственности
имперского правительства за уничтожение
еврейского населения и_ «нежелательных
	политических элементов». Далее Кубушек
допрашивает свидетеля в качестве: занит-
	ника подсудимого Шпеера (защитник кото-
рого отсутствует). Знаете ли вы, спрашива-
ет защитник, что Шнпеер предпринял лля
того, чтобы выдать Гиммлера союзникам?
Олендорф отвечает, что по этому поводу
ему ничего не известно. Далее защитник в
своих вопросах старается создать представ-
ление, что Шиеер играл крупную роль в по-
кушении на’ Гитлера. Заявив, будто Шпеер
по плану заговорщиков должен был войти
в состав нового правительства, защитник
спрашивает свидетеля: Думаете ли вы, что
обвиняемый Шлевр был в своей деятельно-
сти только специалистом, а не политикох

Олендорф отвечает, что очень трудно счи-
тать человека не политиком, когда сн так
близко находится к руководящей политиче-

ской верхушке. На этом защитник свой до-
прос заканчивает.
	К допросу свидетеля приступает Меокель,
защищающий гестапо. Он спрашивает: зна-
ет ли свидетель, что гестапо была создана
с апреля 1938` года. Свидетель подтвержда-
ет это и, говоря о пелях гестапо, сообщает,
что эта организация была создана лля
борьбы с политическими противниками, ко-
торые могли бы угрожать гитлеровскому
государству. Защитник интересуется  зада-
чами этой политической организации. до
1933. года. Свидетель сообщает, что в прин-
ципе они были те же самые. «Когда я. по-
знакомился с германской тайной поли-
цней, — говорнт Олендорф, —то мне каза-
лось, что основой ее была уголовная поли-
вия и что ведущие лица в этой нолинии
стали ведущими людьми гестано. В большей
своей части эти люди были взяты из внуг-
реннего управлення, частично завербованы,
частично командированы». После этого за-
щитник уточняет задачи работников геста-
по, их общее число, число активных геста-
повцев. Свидетель определяет общее число
гестаповцев в стране в несколько сот тысяч
человек. .

После этого защитник своими вопросами
старается преуменынить участие гестапов-
цев в зверствах, совершавшихся в концла-
герях. Однако последний ответ свидетеля
сводит на-нет все предыдущие старания за-
щитника. Меркель спрашивает: Была ли
гестано в какой-либо форме повинна в мас-
совом уничтоженни людей? Оленлорф отве-
чает: Новинна так же, как и всякая другая.
организация из тех, которые были в соста-.
ве оперативных групп и руководили ими.
Защитник гитлеровского  генеральногс
штаба и ОКВ’ (Верховного командования
вооруженными силами) Экслер! своими вопро-
сами пытается умалить роль своих подза-
щитных организаций‘ в деле истребления.
евоейского населения и в других преступле-
HHAX,

Вслед за Экслером свидетеля допраши-
вает защитник ИТахта. Все его вопросы ка-
саются ареста Шахта после покушения на
Гитлера.

Затем защитник Геринга задает свидете-
лю несколько вопросов, касающихся орга-
низаций гестапо израсширения ее деятель-
ности в Германии. Защитник Редера залает
свидетелю вопросы относительно участия
армейских соединений в выполнении указа-
ний Гитлера по уничтожению евреев в Во-
сточной Европе. Свидетель подтверждает,
что эти указания Гитлера былн известны
представителям военного командования и что
генералы выполняли указания «фюрера».

Отвечая на вопросы защитника СС и СД,
Олендорф сообщает, что хотя СД не имела
на оккупированных территориях своих под-
вижных соединений, однако на оккупаро-
ванные территории были посланы отдельные
члены и группы СД для проведения «соот-
ветствующих мероприятий». Далее  свиде-
тель сообщает, что каждая оперативная
группа, действовавшая на оккупированной
территории, имела роту солдат СС. Защит-
ник задает вопрос, касающийся лично ‘сви-
детеля: «Скажите — спрашивает ‘он, — от
кого был получен вами приказ о ликвида-
цин евреев-и в какой форме?». Свидетель
отвечает, что его задачей было руководство
сперативными группами за границей и чтс
приказ об убийствах евреев был подписан
Гиммлером и Гейдрихом. Затем свндегель
подтверждает, что он, как руководитель опе-
ративных групп, имел прямое задание: сле-
дить за выполнением ими приказов.

<Значит,— спрашивает ‘защитник — вы не
имели возражений против ‘проведения прн-
Ka30B B жизнь?» _

Олендорф: «Конечно, нет. Прн этом
Олендорф, пытаясь смягчить свою вину, за-
являет, что он. не мог не выполнить приха-
зы, которые дает ‚государство:

Представитель американского обвинения
полковник Эмин задает последний вопрос
свидетелю. Он спрашивает: Какие органи-
зации ведали снабжением оперативных групп
и отрядов, какие организации снабжали ору-
жнем оперативные отряды и какие органи-
зании снабжали группы кадрами? Олендорф
отвечает, что снабжение производилось вы-
шестоящими организаниями, оружие дава-
лось через управление армии, а кадры опера-
тивные группы получали от управления им-
перской безопасности. На этом допрос сви-
детеля Олендорфа заканчивается. 2

Трибунал вызывает для допроса ‹следую-
щего свидетеля обвинения Литера Вислече-
ни — члена гитлеровской партии, активно-
	НЮРНБЕРГ, 4 января. (ТАСС). На утрен-
нем заседании Трибунала 4-го января про-
должалея доирос свидетелей. В зал’ суда
под охраной вводится свидетель Вальтер
Шелленберг, один из крупнейших руководи-
телей германской службы безопасности,
старый член гитлеровской партии, бригаден-
фюрер СС-и генерал-майор, войск СС. В про-
должение ряда лет он был! начальником 6-го
отдела главного управления имперской без-
опасности, занимавшегося разведывательной
деятельностью за пределами Германии.

Прелетавитель американского. обвинения
полкозник Эмин спранеивает сзидетеля о со-
	Издатель: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
БОЕННО - МОРСКОГО ФЛОТА CCCP
		ний подписаячного доюумента свидетель от-
вечает, что оно было посвящено выполне-
вию приказа Гитлера о подавлении в пред-
стоящем походе на Россию всякого сопро-
тизления в тылу германских войск. В це-
лях оказания поддержки боевым соедине-
ниям армии эти задачи должны были вы-
полняться полрцией безопасчости и СД, а
войсковые соединения брали на себя обес-
печение оператианых групп боеприпасами,
средствами связи и проаловольствием; Дета-
лизируя подробности подтисанного согла-
шения, представитель обвинения устазазли-
вает, что этот Документ свидетельствует о
прямой связи между германскими воору-
женными силами и так называемой службой
безопасности. : ] +
Затем к допросу свидетеля- приступили
представители защиты. Защитник Кальтен-
бруннера адвокат Кауфман задает Шеллен-
бергу те же вопросы, которые он накануне
	ставил. другому руководителю германской.
	«службы безопасности» — свидетелю Олен-
дорфу.

На вопросы адвоката о том. не знает ли
свидетель об установках Кальтенбруннера
в отношении важнейших вопросов политики
гитлеризма, Шелленберг отвечает, что хотя
он никогда не беседовал с Кальтенбрунне-
ром по этим вопросам, но он не замечал в
практической деятельности Кальтенбрунне-
ра никаких расхождений с установками гит-
леровской партии. г

Адвокат Кауфман спрашивает свидетеля,
известно ли ему, что Кальтенбруннер был
освобожден от работы, связанной с кон-
центрационными лагерями и казнями, и что
за ним была оставлена только разведыва-
тельная работа.

— Этого я никогда не слыхал, — отве-
чает Шелленберг и добавляет: — То, что
я слышал об этом, противоречит тому, что
вы сейчас сказали.

Вслед за этим ряд вопросов свидетелю
задали защитник фон Папена адвокат Ку-
бушек, защитник Розенберга — Тома, за-
щитник СС и СД адвокат Бабелл.

Затем к допросу свндетеля вновь’ возвра-
щается американский обвинитель Эмин. Он.
спрашивает, знает ли свидетель о посеще-
нии когда-либо Кальтёенбруннером концент
рацнонных лагерей по собственному жела-
нию. Свидетель отвечает на это утверди-
тельно и рассказывает, как в самом конне
войны Кальтенбруннер отдал распоряжение
об эвакуации концлагерей с территории, на
которую наступали союзные войска. Вепоми-
ная подробности, Шелленберг заявляет, что
‚даже Гиммлер не был в курсе этого распо-
ряжения и что Кальтенбруннер выполнял
личные указания Гитлера.

Член Грибунала от СССР генерал Нвкит-
ченко уточняет у свидетеля функции «служ-
бы безопасности» и затем спрашивает Шел-
ленберга:

— Можно ли так понять, если сформули-
ровать коротко, ‘что функции эти сводились
к подавлению тех, кого правительство и
гитлеровская партия считали своими ‘вра-
гами?

Свидетель считает, что подобное опрэде-
ление было бы слишком однозтороннам.
Однако, отвечая на последующие вонзосы
генерала Никитченко, свидетель Шелленберг
признает, что указанные функции входили
в обязанности «службы безопасности». Ге-
нерал Никитченко спрашивает свидетеля,
изменились ли эти функции после прихода
Кальтенбруннера на должность начальника
главного управления безопасности. На этот
вопрос Шелленберг отвечает отрицательно.

Затем генерал Никитченко просит свиде-
теля охарактеризовать задачи оперативных
групп, которые должны были быть созданы
по соглашению между военным командовз-
нием и управлением безопасности.

— Согласно соглашению, о котором я го-
ворил, —отвезает Шелленберг, — задачи со-
	стояли в том. чтобы обеспечить охрану по-
	рядка в тылу войск и пытаться сдержать
всякое сопротивление, которое’ могло воз-
никнуть в войсковом тылу.

Никитченко: Или: подавлять?

Шелленберг: Буквально гласило: «подав
лять». .

Генерал Никитченко спрашивает, какими
средствами должно было подавлятьзя это
сопротивление. В ответ на заявление свиде-
теля, что в соглашении методы и средства
подавления сопротивления даже не обсуж-
дались, генерал Никитченко спрашивает
Шелленберга: . :

-— Но вам-то известно, какими средствами
осуществлялось это подавление?

Шелленберг отвечает, что, например, в
борьбе против партизан, а также в отноше-
нии гражданского населения предпринима-
лись мвогочисленные расстрелы.

К допросу свидетеля Шелленберга при-
ступает от имени английского обвинения Дэ-
вид Файф. Он расспрашивает свидетеля о
беседе, которую подсудимый Кальтенбрун-
нер вел с двумя группенфюрерами весной
1944 года в Берлине по поводу убийства
группы английских военнопленных. Шеллен-
берг отвечает, что хотя он и не участвовал
в беседе, но подробно слышал о ней. Речь
шла о том, в какой форме представить pac-
стрел группы союзных военнопленных, так
как по этому поводу уже поступил запрос
со стороны международного Красного Кре-
ста. Свидетель показывает, что Кальтен-
бруннер предложил представить лело та-
ким образом, будто большая часть этих во-
евнопленных погибла в результате взрыва
бомб, а остальные были расстреляны при
сопротивлении и при попытках к бегству.
На последующие вопросы английского об-
винителя Шелленберг припоминает, что речь
шла примерно о 50 военнопленных.

После Шелленберга допрашивается слз-
дующий свидетель — служаший соедине-
ния СС «Мертвая голова» Алоиз.Хельригль,
который в течение нескольких лет, до са-
мого конца войны, состоял в охране концен-
трационного лагеря Маутхаузен.

На вопрос американского обвинителя пол-
ковника Эмина, не приходилось ли свиде-
телю видеть в.этом лагере Кальтенбрун-
нера, Хельригль рассказал, что он лачно.
видел, как Кальтенбруннер знакомился в ла-
гере с действием газовой камеры. Кроме то-
го, Хельригль встречал в этом же лагере
Бальдур фон Шираха.

Эмин: Не помните ли вы его внешность,
чтобы установить личность Шираха? —

Хельригль: Думаю, что он в поодеднее
время изменился, но полагаю, что ‘узнаю
его.

Эмин: Сколько времени прошло с тех пор,
как вы его видели?

Хельригль: Это было осенью 1942 года, и
с тех пор. я его не видел.

На предложение полковника Эмина по-
смотреть, не находится ли Ширах в зале
суда, Хельригль осматривается и указывает
на Бальдура фон Шираха, сидящего на’
скамье подсудимых.  -

Отвечая на дальнейшие вопросы амери-
канского обвинителя, свидетель рассказы-
вает о` методах убийства заключенных в
концентрационном лагере Маутхауззн, кото-
рые ему неоднократно приходилось наблю-
дать. Когда он охранял участок, примыкав-
ший к каменоломне, то часто видел, как
	‚эсэсовцы проводили. мимо него пленных
группами по 6—8 человек. Эсэсовцы изби-
вали пленных и заставляли их сбрасызаться
вниз с обрыва высотой в 30—40 метров.
В ‘лагере Маутхаузен истребляемые таким
способом носили специальное название
«параинотисты». :

Защитник Шираха адвокат Заутер интере-
суется некоторыми моментами, касающи-
мися. своего подзащитного Он пытается
установить, был ли Ширах в лагере один
или в сопровождении других посетителей и
какова была численность этой группы. На
настойчивые вопросы Заутера, состояла ли
группа из 10 или 20 человек, свидетель под
общий @мех в зале отвечает: Е

— Видите ли, тогда я их не считал, по-
тому что не знал, что это мне понадобится
в дальнейшем.

После окончания допроса свидетеля Хель-
ригля американское обвинение в лице под-
ковника Тейлора приступило к прелставле-
нию доказательств преступности германско-
го генерального штаба и верховного. коман-
дования вооруженных сил.

Германский милитаризм не был разрушен
и не был серьезно пэдорван даже в резуль-
тате германюкого поражения в 1918 году. По.
Версальскому договору размеры и размах.
	деятельности германских вооруженных сил
были строго ограничены. Когда Гитлер при-
шел к власти, в Германии имелся неболь-
шой ‘рейхсвер и групла профессиональных
офицеров. Руководители этой группы со-
ставляли генеральный штаб и верховное
командование германских вооруженных сил.

Сотрудничество между гитлеровцами и
руководителями германских вооруженных
сил, говорит Тейлор, привело к усилению
деятельности военной машины. В свою оче-
редь военное министерство и опыт руково-
дителей германских вооруженных сил во
многом помогли в выполнении. гитлеровской
программы. Руководители германских воо-
руженных сил были согласны с основными
целями гитлеровцев, и генералы получили
от Гитлера возможность игэать важную
роль в достижении. этих. целей. Генералы
вскарабкались на нацистский вагон, говорит
обвинитель. . .

Касаясь функйий и построения генераль-
ного штаба, полковник Тейлор говорит, что
это была уже: не та организация, которая
в течение первой мировой войны именова-
лась. «Большим германским, штабом».
Такой организации, заявляет он, с 1918
года не существовало. В Германии имелась,
однако, группа людей, ответственная за по-
литику и действия вооруженных сил. Это
офицеры, которые неслн главную после Гит-
лера ответственность за планы и операции
германских вооруженных сил.

Затем представитель. обвинения представ-
ляет краткий обзор развития верховного
командования германских вооруженных сил
с 1933 года и его структуру после реоргани-
зации, произведенной в феврале 1938 года.

Полковник Тейлор демонстрирует Трибу-
валу схему организации германского воен-
ного командования. Вверху этой схемы нахо-
дится верховный главнокомандующий воору-
женными силами, так называемый оберстер
бефельсхабер, которым, как явствует из упо-
мянутого декрета, ‚являлся’ Гитлер. Затем
следует ОКВ (оберкомандо дер вермахт —
верховное командование. вооружённых сил),
начальником которого был назначен Кей-
тель. Наиболее важным подразделением это-
ге штаба, был оперативный штаб, во главе
которого етоял Иодль. Ниже ОКВ следует
три ответвления вооруженных сил — сухо-.
путные, морские и воздушные, Подсудимый
Редер и после 1938 года оставался главно-
командующим военно-морского флота, Фрич
был заменен Браухичем. Геринг продолжал
быть главнокомандующим воздушными си-
лами. В 1942 году Браухич был заменен, как
главнокомандующеий армией, самим Гитле-
ром, ав 1943 году Редер был заменен Дени-
цем, и только Геринг продолжал оставаться
на посту главнокомандующего воздушными
силами до конца войны. ОКВ, так же как и
верховное командование сухопутных. мор-
ских и воздушных сил, имело евой собетвен-
ный штаб. Генеральным штабом назывался
штаб сухопутных военных сил. Далее ва схе-
ме вниз идут различные войсковые соедине-
ния — армейская группа, об’единяющая две
и более армии, и так далее. Что касается
германских военно-воздушных сил, то самое
болышое его соединение. было известно под
названием «воздушный флот»... Менее зна-
чительные соединения назывались корпусами
		го работника CA, гауптштурмбаннфюрера
СС. Свидетеля допрашивает представитель
американского обвинения’ подполковник
	непосредственную связь Вислечени с Адоль-
	фом Эйхманом. — начальником четвертог
	отдела имперского управления безопасности.
Свидетель описывает организационную
структуру отдела, который занимался ис-
ключительно «еврейским вопросом», а. так-
же сообщает, что-он лично знал почти каж-
дого из работников этого отдела и его на-
чальника — Эйхмана. Отвечая на вопросы
‘обвинителя, свидетель описывает схему ор-
ганизации ‘истребления еврейского населе-
	НИЯ.
— Вначале, — говорит Вислечени, — бы
	ла задача. решить еврейский вопрос в Герма-
	нии и в занятых ею областях, а’ также ре-
	гулировать передвижение еврейского Hace-
ления. Далее была поставлена задача кон-
центрации евреев в гетто, ‘и споследняя фя-
за — это так называемое окончательное ре-
щение еврейского вопроса, то-есть плано-
	Затем свидетель с этим же заданием коман-
дируется в Грецию.
	Обвинитель спрашивает, известен ли сБи-
детелю приказ об уничтожении всех евреев?
«Да, — отвечает Вислечени, — Яя Видел
такой приказ у Эйхмана. Эйхман сказал мне,
что он может показать мне этот приказ в
письменной форме, чтобы я мог успокоить
	свою совесть. Он достал из своего яшиклз
	панку, которую перелистал, и показал Mie
затем приказ Гиммлера начальнику полиции
	безопасности. В этом приказе было написа-
	но: «Фюрер приказал окончательно решить
	еврейский вопрос с завершением этого’ во-
проса СД». Этот приказ был подписан :сз-
мим Гиммлером. Я точно знал подпись Гич-
млера, и у меня сомнений не было. Этот при-
каз был адресован. одному из начальников
полиции безопасности, ‘а также. инспектозу
хонцлагерей. Этот. приказ носил гриф oco-
бой государственной важности. Он был из-
дан в апреле. 1942 года и был разослан лично
Гиммлером. Эйхман сказал мне, что. этот
приказ предусматривает‘ окончательное раз-
решение вопроса. Эйхман подтвердил, что
ему поручили выполнение этого приказа н
что он лично отвечает за то, чтобы этот
приказ был осуществлён». «Эйхман сказал
мне, —‘добавил Вислечени, — что я не лол-
жен быть сентиментальным, что это приказ
фюрера и он должен быть вытюлнен».

Обвинитель: Знаете ли вы, был ли. этот
приказ’ проведен в жизнь? р
`Свидетель: Да, этот приказ оставался з
‘силе до октября 1944 года, я
_ Обвинитель: Кто был начальником управ-
ления безопасности; когда был издан этог.
приказ? : . :

Сзидетель: Гейдрих,

Обвинитель:  Выполнялея ли этот приказ
Кальтенбруннером с такой же силой?

‘Свидетель: Да, выполнялся.

Далее свидетель сообщает Трибуналу, что
Кальтенбруннер и Эйхман давно знали друг
пруга и давно были связаны друг с другом
своей работой в органах ‘безопасности. Об-
винитель предлагает свидетелю’ рассказать,
в каких странах и’на: каких территориях
принимались репрессивные меры против ев-
реев, о которых лично известно свидетелю.
Вислечени отвечает, чтозему. известно о мс-
роприятиях, проводившихся против евреев в
Чехословакии, Греции, особенно в Венгряз,
а также в Болгарии и в Хорватии. Из Че-
хословакии, гозорит” свидетель, в Польшу
было отправлено в одном случае. 17 тысяч
евреев. Все они были увезены в концлагерь
Освенцим. Их постигла общая участь евре-
ев, находившихся в этом лагере. Кроме то-
го, в Польшу было выслано 35 тысяч семей
еврейских рабочих: *С ними обращались там
соответственно изданным приказам. Часть из
этих ‘членов семей осталась в живых, но
только та, которая нужна’была для работы.
Другая часть была уничтожена.. Осталось: в
живых примерно 25—30 процентов. В Сло-
закию в 1944 г. приехал Кальтенбруннер.
Он с помонтью неменкой полиции сконнент-

‘рировал большое число евреев и отнравил
	их в Освенцим. Судя по высказываниям са-
мого Кальтенбруннера, там было уничтоже-
но много людей, .

Как показывает далее свидетель, из Сло-
вакии было. вывезено 25 тысяч евреев, и с
ними расправилиеь в‹ соответствии :с ‘при-
казами Гиммлера. Однажды, продолжаег
свидетель, Эйхман. приказал мне отправить-
ся в Салоники, установить там связь с во-
енкными властями и решить еврейскую про-
блему. Я установил связь с военным совет-
ником доктором Местер. В Салониках все
евреи былн собраны в определенном кварта-
ле. Их было около! 15 тысяч. Позже был по-
лучен приказ от Эйхмана, предписывающий
отправку этих евреев в“”Освенцим. Я с00б-
вил Эйхману, что среди евреев наблюдают
ся заболевания тифом, но он не обратил на
это внимания и приказал тотчас же отпра-
вить евреев. Всего из’ Македонии и Салоник
было отправлено в результате приказа
Эвхмана до 40 тысяч евреев.

Переходя к вопросу об истреблении ев-
рейского населения в Венгрии, обвинитель
устанавливает, что Эйхман лично с болыной
командой отправился в Венгрию для прозе-
дення этой «операции». Эйхман прежде все-
го предложил собрать всех евреев в Венг-
рии и-отправить их в Освенцим. Увоз евреев
из Венгрии начался Б мая 1943 г. Около 430
тысяч евреев постигла тяжёлая судьба. Они
были ‘доставлены в Освенцим, и там с ними
расправились

В конце допроса свидетеля обвинитель за-
даёт ему следующий вопрос: Во время ва-
ших совещаний с другими «специалистами
	го еврейскому вопросу» и Эйхманом получа-
ли ли вы какие-нибудь сведения относитель-
нс общего числа евреев, умершвлённых со-
гласно общей программе и приказам? Свя-
детель: Эйхман лично говорил мне о 4 млн
уничтоженных евреев и даже называл число,
доходящее: до 5 миллионов. По моим под:
счётам, это было около 4 млн. людей, кото-
рые подверглись расправе. Сколько евреев
осталось в живых, я не могу, конечно, ска-
зать.

Несколько. вопросов было задано свиде-
телю представителями защиты,

На этом вечернее заседание Трибунала за-
кончилось.
	глапении, которое было заключено. непо-
срадственно перед нападением на СССР
между ‘представителем командования гер-
маноких вооруженных сил и службой без:
опасности. Шелленберг показывает, что в
мае 1941 года состоялись переговоры между
представителем вооруженных сил генералом
Вагнером и тогдашним начальником поли-
	ции безопасности обергруппенфюрером СС.
	Гейдрихом,. которые закончились подлиса-
нием специального соглашения. Свидетель
присутствовал. на заключительном совеща-
нии и лично вел его протокол.

На вопрос полковника Эмина о содержа-
	Вечернее заседание 3 января
	Утреннее заседание 4 января
	_ вовешания А, Я, Вышинекого, А, Гарримана и А, К, керра
_ в румынским королем и делегацией румынского правительства
	цией румынского правительства, воз лав-
ляемой премьер-министром Гроза. В деле.
гацию вошли представители всех. полити-
	ческих партий и организаций, составляющих:
		правительство.
	БУХАРЕСТ, 2 января. (ТАСО). А. Я, Вы-
шинский, А. Гарриман и А. К. Керр начали
совместные переговоры с королём и правн-
тельством. После вчерашней беседы с кэ-
pores сегодня утром состоялась встреча

ышинского, Гарримана и Керра с делега-
	На сессии Крайосвой Рады Народовой
	Принят декрет о национализации основных отраслей
народного хозяйства
	ВАРШАВА, 3 января. (ТАСС). На сессии
Крайовой Рады Народовой е докладом об
основах экономики польского государства
выступил министр промышленности Гилари
Manu. .

Правительство, говорит докладчик, пред-
лагает на рассмотрение. сессии Крайовой
Рады Народовой два декрета: о ‘переходе в
собственность государства основных отрас-
лей народного хозяйства и 0б организации
новых предприятий и поддержке частной ини-
циативы в промышленности и торговле. Эти
декреты, предварительно рассмотренные про-
мышленной, юридической и законодательной
комиссиями Крайовой Рады Народловой, име-
ют болышое историческое значение, ибо вме-
сте с декретом от 6 сентября 1944 года с
земельной реформе они определяют эконо-
мические! основы демократической Полыйн.

Декрет от 6 сентября, продолжал доклал-
чик, Ликвидировал пережитки феодализма
в польской деревне путем раздела помещи-
чьей земли между крестьянами ‘и сельско-
хозяйственными рабочими. ‘Таким образом,
были начертаны экономические структурные
основы земледелия. Однако в то время не
могли ‘быть определены ясно и конкретно
экономически-структурные основы промыш-
ленности, торговли, железнодорожного трач-
спорта и финансов демократической Поль-
ши, ибо основные средства производства на-
ходились еще во власти немецких оккупан-
тов и не было еше данных, которые позво-
лили бы на основе практического опыта на-
метить наиболее соответствующие эпохе хо-
зяйственные структурные - формы промыш-
ленности, = торговли,
транспорта и финансов. Ныне пробил час,
когда эти формы могут быть определены.
Основными ‘отраслямч народного хозяйства
правительство считает крупную промышлен-
ность, железнодорожный транспорт, оснос-
ные банковские предприятия и т. д.

Отметив, чте изучение польских промыш-
ленных предприятий показывает сравнитель-
но небольшую концентрацию на них рабочей
силы (среднее число рабочих на одно пред-
приятие составляет примерно около 200 че-
ловек, а если не считать шахт, сталелитей-
ной промьниленвости, крупных металлурги-
ческих заводоз и текстильной промышлен-
ности, то примерно околф 130 человек), Минц
заявил: Граница, служащая критерием для
передачи предприятий в руки государства;
спределена способностью предприятия обес-
печить работой 50 человек в одной смене.
При этих условиях, как показывают стати-
стические данные, если число всех работаю-
ших в промышленности и занятых ремесла-
ми принять за 100 процентов, то на ремесла
и частную промышленность придется 80
проц. работающих и ча национализирован-
ную промышленность — 40 процентов. Если
же принять за 100 процентов число всех ра-
ботающих, исключая сельское хозяйство, то
на государственный сектор придется лишь
25 проц., а вместе с сельским хозяйством ‘~
лишь 19 процентов. «Эти цифры, — говорит
докладчик, — ясно показывают характер
экономики, какую мы строим. Во-вторых,
они показывают, что область деятельности
частной инициативы остается весьма боль-
шой не только в сельском хозяйстве, но и в
ремесле, промышленности, торговле и в дру-
гих отраслях хозяйства». ;

Мотивируя необходимость утверждения
предложенных сессии декретов, докладчик
заявил: Быстрое восстановление страны мо-
жет быть осуществлено только на основе
общегосударственного ‹ народнохозяйствен-
ного плана, а реальный план ‘можно наме-
тить ‘и выполнить только тогда, когла мы
будем иметь твердую основу для его вы-
полнения. Вот почему государство прини-
мает в свою собственность основные отрас-
лн народного хозяйства,

железнодорожного.

Восстановление страны, указывает док-
ладчик, невозможно при анархии производ-
ства. Несмотря на самые широкие демокра-
тические выборы в парламент, самые луз-
шие стремления польского. народа были бы
сведены на-нет, если бы он дал возмож-
ность енова возродиться трестам и карте-
лям.

Касаясь вопооса о возмещении, доклад:
чик ‘указал, что ‘предприятия’ переходят
в собственность государства за определен-
Hoe возмещение. Однако, заявил министр,
мы против такого возмещения, которое пре-
вратилось бы в дань, тормозящую развитие
нашей страны. Возмещение должно быть
выплачено в таком размере, в таких фор-
мах, в такие сроки и на таких условиях,
чтобы это не мешало быстрому восстанов-

‘лению страны и развитию народного хозяй:

ства.
Переходя к вопросу стронтельства` новых
предприятий и поддержки частной инициа-
тивы в промышленности и торговле, доклад-
чик отмечает, что проекты декретов разгра-
зичивают поле деятельности государства н
частной инициативы. Решительно выступая
против снекуляцин, государство предоста-
вит нормальные. условия для производи-
тельной деятельности и торговли. Крупное
место уделено кооперации, развитие которой
ничем не ограничивается и Которая должна
занять крупное место в экономической жиз-
ни страны наряду с предприятиями, нахо-
дящимися в руках государства,
Докладчик указывает, что дата 2 января,
являющаяся днем законодательной ликви-
дации в стране трестов, картелей, днем пе-
редачи основных отраслей хозяйства з руки

‚  гольского государства, войдет яркой стра-

ницей в историю развития демократической
Польши так же, как вошли в ее жизнь 922
июля 1944 года — день опубликования мя-
нифеста Польского Комитета Национального
Освобождения и 6 сентября 1944 г. — день
оглашения декрета о земельной реформе.

После доклада министра промышленности
Минца развернулись прения, во время ко-
торых наметились три основные точки зре-
HHA. ;

Первая точка зрения Польской’ социали-
стической партии (ППС), Польской рабочей
партии (ППР) и «Стронництво ‘демократич-
не» совпадает с положениями’ докладчика о.
передаче в руки государства предприятий,
насчитывающих более 50 работающих в’од-
ной смене, и предусматривающими возмеще-
ние владельцам.

Вторая точка зрения, поддерживаемая
представителями «Польске  стронництво
людове» (ПСЛ), заключается в том, чтобы
передать в руки государства предприятия,
в которых занято свыше 100 рабо-
чих, без возмещения владельцам, и третья
точка зрения’ — «Стронництво  людове».
(СЛ), — в основном совпадающая с проек-
том декрета, но требующая: безвозмездной
передачи государству промышленных пред-
приятий.

Проект декретов был передан в комиссию
для согласования мнений и внесения с001-
ветствующих` поправок.

Сессия Крайовой Рады Народовой заслу-
шала отчет о работе комиссии и выслушала
мнения и предложения меньшинства этой
комиссии, представляющего точку зрения
ПСЛ. При голосовании поправок ИСЛ сес-
сия огромным большинством ‘отвергла их.

После третьего чтёния декрет был при-
нят единогласно с небольшими поправками,
не касающимися существа декрета. `

Закон об основании новых предприягий и
поддержке частной инициативы в промыш-
ленности и торговле также утвержден едн-
воглаено без изменений.

Ее
	КРИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАКИМИ ИРАНСКОЙ ПЕЧАТЬЮ
	ТЕГЕРАН, 3 января. (ТАСС). За послед-
нее время в иранской прессе усилилась крч-
тика иранского. правительства, возглавляе-
мого, премьер-министром Хакими. 29—30 де-
кабря в Тегеране распространялось обраш»-
ние союза прогрессивных газет «Фронта сво-
боды», в котором разоблачается предатель-
ская деятельность в Иране Сеид Зия-
эд-Дина. «Фронт свободы» резко критикует
также политику премьер-министра Хакими,
обвиняя его в гонениях и репрессиях протнз
демократического движения в стране и в
		закрытии прогрессивных газет за правдивое
ссвещение ими событий в Иранском Азер-
байджане. В обращении говорится: «Правн-
тельство Хакими пошло по неправильному
пути. Мы еще раз заявляем руководителям
Об’единенных наций, всем демократическим
организациям мира, что гнет правящего ап-
парата над иранским народом, террор. мысли,
лишение свободы, массовое запрещение га-
зеТ‚и репрессии военного губернаторства нн-
чу не ‘ослабли н продолжаются».
	Переходя к вопросу о составе преступной
группы германских офицеров, обвинитель
Тейлор говорит, что к ней прежде всего
относятся тё’ из них, которые занимали вы-
сокое положение в верховном командова-
нии. Он называет прежде всего 9 постов.
4 из них — это руководитель ОКВ, главно-
командующий армией, главнокомандующий
военно-морским флотом и глазмокомандую-
	‘щий военно-воздушными силами. 4 други

поста — это. начальники штабов четырех.
главнокомандующих. и_9-Й пост — замести-
тель начальника оперативного штаба.

Тейлор отмечает, что группа, названная в
обвинительном заключении, включает всех
лиц, которые занимали 9 указанных постов.
с февраля 1938 года до мая 1945 года. В те-
чение этого периода-эти девять. постов за-
нимали 22 различных лица, из которых 18
живы. ; т

Говоря далее об офицерах германской ар-
мии, которые занимали ответственные посты
во время войны, полкозник Тейлор заявляет,
что обвинительное заключение включает
всех. главнокомандующих в армии, флоте и
военно-воздушных силах, а Также всех
командующих армейокими группами и ар-
миями. В общей сложности в период между
февралем 1938 года и концом войны в Гер-
мании насчитывалось 110 таких высших
офицеров, из них примерно 12 живы. Гене-
ральный штаб и верховное командование
включают примерно 132 офицера.

Затём полковник Тейлор приводит пись-
менные показания, которые подтверждають
виновность генерального штаба и верхов-
ного командования вооруженных сил в пла-
нировании и ведении войны Обвинитель
цитирует показания  генерал-юлковника
Гальдера.

Тейлор говорит, что он располагает так-
же письменным заявлением фон Браухича,
который был также членом этой группы
высших германских офицеров, и что это
заявление Браухича такого же содержания,
Что и показания Гальдера.

— Показания фон Браухича и Гальдера
полностью подтверждают, — говорит Тей-
лор, — что групна офицеров, упомянутая в
обвинительном заключении, была генераль-
ным штабом и верховным командованием
германских вооруженных. сил и на них ле-
жало главное планирование и проведение в
жизнь всех мероприятий, связанных с ис-
пользованием вооруженных сил.

В последующих документах, представлен-
ных Трибуналу, полковник Тейлор раскры-
вает методы‘ разработки агрессивных дей-
ствий германской военной машины. °

На этом утреннее заседание Трибунала
заканчивает“ я.
	Два министра мз кабинета Хакими подали в отставку
	‚ ТЕГЕРАН, 2 января. (ТАСС). Тегеран-
ские газеты сообщают, что министр путей
сообщения Фируз и министр почт и телегра-
	На процессах японских
	фа Нариман подали в отставку. Сообщаюл
также, что министр внутренних дел отакже
намеревается подать в отставку.
	военных преступников
	НЬЮ-ИОРК, 4 января. (ТАСС). По со8б-
зению радио Нью-Йорка, вчера в Маниле
на Филиппинах в американском военном су-
де начался процесс по делу японского ге-
нерала Хомма, который несет ответствен-
ность за зверства японцев на Филиппи-
	нах, в результате которых погибли тысячи
американских военнопленных.
	На другом процессе з Маниле предста-
витель обвинения потребовал вчера смерт:
нсго приговора японскому полковнику  Ота,

руководителю японской полиции на Филин
нинах._ .
	Судебный, процесс по делу
© немецко-фашистских зверствах
	ТЕНИНГРАД, 4 января. (ТАСС). Сегодня
на вечернем заседании председательствую-
щий предоставил последнее слово подсуди-
мым Ремлингеру и Зоненфельду.

В 19 часов 30 минут суд удалился на
совещание. Поздно вечером предеедатёль-
ствующий — подполковник юстиции т. Ком-
лев огласил приговор Военного Трибунала.

Военный Трибунал Ленинградского Воен-
ного Округа признал бывитих военнослужа-
ших германской армии Ремлингер Генриха
Генриховича. Штрюфинг Карл-Гепмана, Ви-
зе Франца, Энгель Фрица, Герер Эрвин-Эрн-
ста, Дюре Арно, Зоненфельд Эдуарда. Бем
Эрнста, Скотки Эрвина, Янике Гергарда,
Фогель Эриха-Пауля виновными в соверше-
нии массовых расстрелов: зверств и наси-
лий над мирным советским населением, в
сожжении и разграблении городов и сел, в
угоне советских граждан на немецкую ка-
торгу, т. е. преступлениях, предусмотрен-
	ных ст. 1 Указа Президиума Верховного (о-
вета Союза СОР от 19 апреля 1943 Toda.

Руководствуясь статьей 4 Уголовното ко-
декса РСФСР и статьями 319 и 320 Ую-
ловно-процессуального кодекса РСФСР и
учитывая степень виновности каждого из
подсудимых, Военный Трибунал приговорил:

Ремлингер Генриха Генриховича, Штрю-
финг Карла-Геомана, Бем Эрнста. Энгель
Фрица, Зоненфельх Эдуарда. Янике Гергар-
да, Скотки Эрвина, Герер Эрвина-Эонета—
к смертной казни через повешение:

Фотель Эрих-Пауля и Buse Франца—
н ссылке в наторжныез работы сроком на 20
лет качдого: 2

Дюре Арно—н есылие в каторжные ра-
боты сроком. на 15 лот.

Присутствующие в зале трудящиеся
Ленинграда, Ленинградской. Новгородской и
Псковской областей встретили приговор еди-
нодушным олобрением.
	Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ.
	в Ленинградской области
		ас оо: поеква, Сущевская ул., 21, Коммутатор редакпии:>Л 3-20-80 no Д 3-20-96. Телефонт
евой подготовки—доб. 29, 36, Д 1-08-29; отдел пропаганды—Д 1-11-45: отдел партийно-комсомольской жизни — доб. 8;
информации -- доб. 1-36; отдел писем — доб. 93; иллюстрапионный отдел — доб. 99: начальник изпаталвоньа «17.
	‚  Чипография газеты «Правда» имени Сталина.
	от, о 20-96. Телефоны: для справок — доб. 1-73; отв. ескретарь релакнии — Л 1-08-03:
комсомольской жизни — доб. 8; иностранный отдел —

доб, 1-22; отдел культуры—поб. 3, отдел
начальник издательства — Д 1-12-60; бухгалтерия — лоб. 05: otnen nounmernu) 1 Ron