РАБОЧАЯ МОСКВА
		Новая Москва.
	Дома ударников-железнодорожников на Краснопрудной улице.

Без руководства и контроля
	стерских оставлен отделом  проектирова-
ния без руководства. Много недостатков н
в работе тех мастерских, где имеются ру-
ководители. Акад. Щусев, арх. Чечулин,
Меделец и др. писали в «Рабочей Москве»
0 неблагополучии в архитектурных мастер-
ских Моссовета. Мастерские утратили свое
творческое лицо, превратились в конторы,
выполняющие те или иные задания. Они
загружаются очень неравномерно. Даже в
одной и той же мастерской некоторые то-
варищи буквально завалены заказами, а
другие их вовсе не имеют.

Много недостатков и’в. мастерской № 2,
руковолимой академиком Щусевым и счи-
тающейся наиболее благополучной. В то
время, как группа т. Щусева завалена 3а-
казами, группы архитекторов Чечулина и
Теплицкого совсем не загружены. В этой
мастерской молодежи не созданы необхо-
лимые условия для творческого роста.

Печальнее всего то, что руководитель
отдела проектирования Дедюхин с эпичес-
ким спокойствием взирает на все это и
никаких мер к улучшению работы мастер-
ских не принимает. Полтора месяца на-
зад состоялось собрание актива отдела
проектирования и мастерских. Было вы-
сказано много горьких истин. Что сдела-
HO с тех пор, выполнены ли решения
актива? Проверить это трудно. До сих нор
руководители отдела проектирования еще
даже не «оформили» резолюцию актива.
Три раза собирался партком слушать
доклад Делюхина о мероприятиях по &су-
ществлению решений актива, но все тщет-
но: т. Дедюхин все не готов, ему все не-
когда...

Не явился т. Дедюхин и на актив ма-
стерской № 11. гле был назначен его. 1о-
	Посетителя, впервые попавшего в архи-
тектурно-проектную мастерскую № 11 Мос-
совета, поражает совсем несвойственная с0-
ветскому учреждению обстановка. Молодые
люди в синих халатах медленно и долгз
разгуливают по коридорам, слоняются из
комнаты в комнату. В залах, гб установ-
лены широкие столы, предназначенные для
архитекторов и чертежников, почти пусто.
Лишь у окна сидит несколько работников,
по лицам которых, Бак и”по лицам моло-*
хых людей, разгуливающих в коридоре,
BHAHO, что они изрядно скучают от 6ез-
лелья. Толетые елои пыли на столах, на
синей  кальке наз пиркулях  евилетель-
ствуют, что ко всему этому давно уже не
притрагивались работники мастерской, что
находятся они здесь проформы ради.

Bee это ‚вызывает особое изумление У
людей, знакомых с коллективом  мастер-
ской, с коллективом, который еще нелав-
но был прамбрным, который спроектиро-
вал лесятки новых зланий и свыше 30
школ. Впрочем, коллектив злесь не ‘при
чем. Он не виновен в том тяжелом поло-
жении. в котором оказалась сейчас ма-
стерская.

Развал мастерской № 11 Моссовета на-
чался с того момента, как ее руководитель
архитектор Ёрюков перестал выполнять
обязанности руководителя. Работая по 60-
вместительству в Академии архитектуры и
в мастерской, он’ последней никакого вни-
мания не уделял. Крюков появлялея `В
мастерской только ‘раз в лекалу, и то на
полчаса, этих минут ему нехватало даже
для собственных проектов. С сотрулника-
ми же. в частности .с авторами, он почти
не встречался. Доходило до того. что архи-
тектору хля получения визы на свой про-
ект приходилось бегать к т. КАрюкову в
Академию архитектуры. Там на скорую
руку, не просмотрев даже как следует
проекта. Крюков ставил на нем свою под-
ПИСЬ.

- Вскоре т. Крюкова освободили от 0бя-
занчостей руковолителя. но от этого участь
мастерской ничуть не изменилась. Bor
уже три месяпа как мастерская без руко-
водителя.

Не имея ни технического, ни  творче-
ского руковедства, коллектив мастерской
не знал, как ему поступить. что делать.
Архитекторы. среди которых много моло-
лых талантливых работников, ходят в пол-
ном неведении. Мастерская. еще нелавно
буквально заваленная заказами. сейчас
ничего не делает. Если и случается  ка-
кой-нибуль заказ, то его выполнение со-
провожлается невероятными трудностями.
Главная из них — некому подписывать
готовые проекты, а по закону HH OAH
проект не может выйти из мастерской без
визы руководителя.

Мелвежью услугу мастерской оказал
начальник отдела проектирования Моссове-
та тов. Дедюхин. Видя, что мастерская
разваливается, Делюхин -вместо того, что-
бы помочь коллективу, дал указание: с0-
кратить авторский коллектив п  техниче-
ский персонал. Распоряжение грозного на-
чальника не пришлось выполнить: люли
сами стали разбегаться из мастерской
3№ 11. Коепкий, спаянный, хороптий твор-
ческий коллектив распалея. Около сорока
люлей ушло совсем. Человек двадцать
форуально еще числятся сотрудниками, но
по существу никто из них не работает в
мастерской. Архитекторы Иохелес. Длугач
и др. работают на стороне.

Встати, о работе на стороне. С молчали-
_BOTO согласия отдела проектирования не-
1 ‘оторые архитекторы заключают частные
слелки с заказчиками. Такой случай был,
например, в мастерской № 11. Архитея-
торы Туркинилзе и Земский, являясь ра-
ботниками этой мастерской, составили
проект внутреннего оформления студии
Дома звукозаписи стоимостью в 20.000
руб. Начальник строительства Дома тов.
Плейкин не согласился платить такую
сумму и отказался от услуг мастерской.
Тогла архитекторы Туркинилзе и Земский
вошли с Плейкиным в частную сделку и
уступили заказчику... 10.000 руб. Для
выполнения же своего собственного проек-
та тт. Туркинидзе ‘и Земекий пытались
использовать аппарат мастерской. Эта по-
пытка превратить государственную мастер-
скую в частную лавочку была одобрена
отлелом проектирования. Руководители от-
	дела разрешили архитекторам Туркинидзе
	и Земекому (кстати, на парткоме признав-
шим свою ошибку) частным образом вы-
полнить заказ, переданный в мастерскую.
В итоге мастерская не знает, что спроек-
тировали Земский и Туркинилзе, соотвёт-
ствует ли их проект требованиям ансамб-
левой застройки. И, естественно, мастер-
ская сняла с себя всякую ответственность
за этот проект. я

Мастерская № 11 вовсе не являет €0-
бой исключения. Развалилась также архи-
тектурно-проектная мастерская № 1 Мос-
совета, оставлена без руководства мастер-
ская №3. С тех пор. как умер академик
	ЕЩЕ ОБ АРХИТЕКТУРНЫХ МАСТЕРСКИХ
	песколько предложений
	ми’ (Сейчас они нротекают, стены  пве-
крываютея пятнами. Таким же  нежела-
тельным «украшением» являются электри-
ческие, телефонные и радионровода.

Заботясь © внешнем виде здания, о фа-
саде, архитектор запроектировал ряд бал-
конов. Но эти балконы представляют хля
ильцов массу неудобств. Й вот почему:
балконы общие, на несколько квартир, а
поэтому нерегорожены специальной решет-
кой. Но все эти перегородки сделаны так,
что вам балкон обязательно находится
под окном соседа. а балкон соседа — под
вашим окном

Ну, а 9 так называемых подсобных но-
мещениях и говорить не нриходитея. Я
уверена, что если бы архитекторов Голубе-
ва и Туманскую заставили жить на седь-
MOM этаже спроектированного ими дома.
они наверняка в следующий раз не забы-
ли бы. о таких вешах, как мусоропровод,
сушилки для белья, чуланы для пролук-
тов. Кстати, о продуктах. Для них на кух-
не есть холодильник, но ни одна хомапт-
няя хозяйка не рискует положить туда
Продукты, потому что в холодильнике все-
гла... тепло.

Дюм в Большом Афанасьевском— ве ис-
ключение. Я веду общественную работу и
мне приходится бывать во многих хомах.
Среди многочисленных прекрасных новых
зданий есть немало таких, котерые гово-
рят о том, что наши архитекторы очень
часто забывают о своей первейшей обязан-
ности: создавать удобства для будущих
жильцов. Такие архитекторы, заботясь о
внешнем виле зланий, заботясь о том, что-
бы было побольше колонн и балкончиков,
совершенно упускают из виду  элементар-
ные удобства жильцов, они не заботятся о
тех. для кого проектировался и строился
	LOM.
Начну с рабочей комнаты домалиней хо-
зяйки -— с кухни. Кухня должна быть
	просторной. Нужно тщательно выбирать
место для плиты. Плиту нужно так распо-
ложить, чтобы на нее падало много света,
чтобы ее се всех сторон можно было по-
чистить, помыть. В кухне надо устроить
такую вентиляцию, чтобы кухонные запа-
хи не застаивались и не распространялись
по всей квартире. Помимо  хололильника
должен быть оборулован шкаф-термос, куха
можно было бы ставить терячую пишу.
Само собой разумеется, что в кухне необ-
ходим шкаф для посулы, его можно сделать
непосредственно в стене.

Надо, чтобы архитекторы больше внима-
ния уделяли также и ванной комнате. В
ней нужно оборудовать несколько шкаф-
чиков для чистого” и грязного белья, по-
точки для полотенец и т. д.

Третье наше требование к архитекторам
касается внутренней раснланировки квар-
тиры. Комнаты в каждой квартире олжны
быть спланированы е учетом их назначе-
ния: одна комната — лля столовой, хру-
тая — спальня, третья — детская или
кабинет. По-разному также нужно плани-
ровать односемейные лвух- и трехсемей-
ные квартиры.

Совершенно обязательно для больнюге
дома наличие прачечной и сушилки. А то
в некоторых домах хозяйки вынуждены
стирать белье у себя в квартире и затем
им «украшать» балконы и окна зданий.

Хочу обратить внимание наших архи-
Текторов еше вот на какой вопрос: почему
совершенно не планируются дворы? Даже
дворы большинства новых школ остаются
кеоформленными. нераспланированными. А
в некоторых дворах и планировать не-
чего, так как двор представляет собой ма-
ленькую клетку (новые дома на М. Брон-
ной, в Спиридоньевеком пер. и mp.).

Не менее серъезный вопросе — помеще-
ние для работы с детьми. Мне кажется,
что при проектировании больших домов
архитектор должен учитывать  необхоли-
мость культурно-воспитательной работы ©
детьми, а для этого в ome необходимо
иметь по крайней мере детский уголок.

И наконец последнее — о зелени. Порой
думаешь, что архитекторы просто боятся
иметь дело с зеленью. В проектах многих
архитекторов вы не увилите зелени ни во
дворах, ни в проездах, ни у фасадов. Боль-
ше того, если на участке есть какая-либо
зелень — ее вырубают. Вот недавно в ох-
ном больном дворе по Гранатному переулку
хотели построить школу. На территории
двора находился сад, в котором жители
этого большого дома с удовольствием OTIEI-
хали. Это, однако, не помешало  ликви-
дировать сад, были вырублены все ле-
ревья. А потом выяснилось, что участок
вовсе не подходит для школы. Почему та-
кое варварское отношение к зелени?
	Р. НИТНОВИЦЕР,
домашняя хозяйка.

-—_—_+._ £9 -—____.
	ПОДГОТОВКА
К СЕЗДУ
	№ Веесоюзному б’езду архитекторов, от-
крывающемуся 15 июня в Доме союзов,
сейчас ведется усиленная подготовка. На
многих предприятиях Москвы проводятся
доклады о рекенструкчяйи Москвы, о ве-

личайших сооружениях — Лворце Сове-
тов, канале Москва Волга, метро и их
архитектуре.

На Всесоюзном с’езде булут присутетво-
вать крупнейшие  зодчиа зарубежных
стран. В частности. посланы поиглашения
на с’езд архитекторам Америки. Франнии,
Англии. Чехословакии, Бельгии и ap.
Крупнейший архитектор Америки Франк-
Ллойл Райт сообщил уже о выезде в ОССР.

Архитекторы столицы выберут делегатов
на с’езд на московской конференции, ко-
торая открывается 7 июня. В архитектур-
ных мастерских столицы прошли .собра-
ния, на которых избраны делегаты Ha
московскую конференцию.

Е Всесоюзному с’езду выпускается ки-
нофильм. в котором будут чоказаны круп-
‘нейшие архитектурные сооружения, в03-
двигнутые в последние годы в Москве и
` других городах Союза. Значительно pac-
ширяется к с’езду архитектурная выетавха.

Недалеко от Арбатской нложади в Боль-
шом Афанасъевском переулке высится но-
вый семиэтажный дом. Год назад сюда
в’ехали первые жильцы. Поднимаясь в
свои квартиры, будущие обитатели дома
столкнулись с непреодолимым пренятет-
вием: никак не удавалось втащить на-
верх мебель. Сквозь узкие двери и еще
более узкие лестницы и лестничные пло-
щадки не проходили буфеты, шкафы, ето-
лы, кровати. Часть мебели пришлось вно-
сить в квартиры в разобранном виде, часть
Жильцы нового дома вынуждены были об-
менять на менее громоздкую. либо вовсе
продать. .

Этот факт, звучащий почти анекдотом,
красноречиво говорит о том, к чему приво-
дит невнимание некоторых наших архитек-
торов Е так называемым «архитектурным
мелочам».

Недавно я зашла в одну из квартир но-
вого дома, о котором шла речь впереди. Не
успела пройти в комнату, как входная
дверь, которую я, казалось, плотно завры-
Ла, начала открываться. Вторично закрыла
дверь. но через минуту она снова раскры-
лась.

— Вы не беспокойтесь, — сказала мне
гостеприимная хозяйка. — Это внизу у
соседей открывают дверь. А если у сосе-
дей открывают дверь, то и наша открыва-
ется; мы вот поэтому веегла и знаем. ко-
гла соседи наши домой приходят.

Маленькая, узенькая. многоугольная пе-
редняя-корилор. Много дверей, причем еели
вы открываете одну из них, то она 0бя-
зательно прикрывает собой дверь другой
комнаты. Стоило нам открыть дверь кухни,
выходящую в переднюю, как сразу она за-
крыла собой вхох в рядом расположенную
комнату.

Дом большой, в каждой квартире много
комнат с большой площадью. Казалось бы,
архитектор имел все возможности лля пра-
вильной распланировки жилых ячеек. Но
он, очевидно, пошел по пути наименьшего
сопротивления и спланировал квартиры без
всякого учета интересов будущих жильнов.
Например, в квартире три комнаты и все
они одинаковой величины: спальня, 6т9-
ловая, гостиная — вее одинакового разме-
ра, длинные и узкие. А вель в квалрат-
ной комнате куда улобней и уютней. В од-
	HOH из комнат ниша во всю стену. Но
пользоваться ею жильпы не могут, так
как ниша очень `неглубокая, в нее не
входят ни шкаф. ни кровать. ни лаже
	книжная полка. Для чего сделана такая
ниша — никому неизвестно. ла, пожалуй,
и сам архитектор не сможет вразумитель-
но ответить на этот ‘вопрос.

В доме — паровое отопление. Это, ко-
нечно, хорошо. Но зачем понадобилось
оставлять все трубы снаружи не скрыты-
		Нанал Москва — Волга. Московский
речной вокзал в Химках (архитектор—
А. Рухлядев).

Фото ВЕЛИКЖАНИНА (Cowaporo).
			Между улицами Горького и Пушкина в
	КИЛЬПОВ
	потребовали, чтобы между комнатами были
смежные ходы. И вот толстые зву конепро-
ницаемые стены (а в этом комфортабель-
ном доме все стены делаются звуконенро-
вицаемыми) пришлось  прорубать, чтобы
соединить комнаты.
	Строители дома в Глинищевском пере-
	YIRE MOPYT похвалиться освоением «ново-
го виха» строительной техники. Им здесь
пришлось осуществить.., передвижкх стен.
Дело в том, что архитекторы планировали
квартиры, опять-таки забыв спросить о
желаниях жильцов. Й когда стены в квар-
тирах уже образовали комнаты в коридо-
ры, были приглашены жильцы, с кото-
рыми начэли советоваться. Не всем жиль-
	навливали.

Но авторы проекта допустили и более
серьезные ошибки. Они забыли, что влоль
стены со двора должна быть выложена вы-
тяжная труба парового отоплепия. Когда
стена уже была сооружена и в ней остав-
лены проемы для окон, архитекторы и
строители вспомнили, чт6 как-раз на HY
месте должна пройти вытяжпая труба.
Пришлось замазывать окна, чтобы, дать
место злополучной трубе.
	Я, как депутат Московского Совета, был
прикреплен к стройке этого дома нашей
строительной секцией. Меня на стройке
поразило еще олно упущение архитекторов
Владимирова и Луцкого. В корпусе, выхо-
лящем во двор, площадь в квартирах спла-
нирована так, что больше половины ее
пропалает. Во всех 14 этажах огромные
квартиры имеют всего лишь по две не-
больших комнаты. Kak это  иолучилось?
Очень много места оставлено для длин-
ных никому ненужных  коризоров и
не в меру просторных лестничных площа-
Лок.
	Все это сильно задерживает стройку и
во много раз удорожает ее стоимость.

Какой надо слелать вывол? Нашим ар-
хитекторам следует помнить, че лучшей
оценкой их работы может служить отзыв
самих жильцов. Архитектор должен проек-
тировать дома не только красивые снару-
жи. Необходимо обеспечить максимум
удобств жильцам И, прежде чем составлять
проект, архитектор обязан учесть все заме-
чания и требования &воего заказчика. —
жильца, з перед осуществлением гтройки
вместе с жильцами проверить добротность
проекта. Тогда на стройках не булет пе-
ределок. Тогда дом будет строиться бы-
стрее и дешевле.
	С. ГРЯЗЕВ, мастер Электрозавола
им. Куйбышева, денутат Моссовета.
когла...

Не явился т. Делюхин и на актив ма-
стерской № 11, где был назначен его до-
клад. Очевидно, ему не хотелось краснеть
перед коллективом этой мастерской, в раз-
Bale которой повинен он сам.

Много раз презихиум Московского Сове-
та обещал принять меры в улучшению
работы архитектурных мастерских. Вслед
за обешаниями следовали в отделе проек-
тирования совещания, резолюции, поста-
новления. Но практической помощи
ни ‘на грош. Красноречивее всего of этом
говорит совещание, созванное у тов. Бул-
ганина более “месяца назад. Злесь при-

[линищевском переулке внимачил прохо-.
жих привлекает коупное здание. Это стро-
ится дом жилкооператива имени Стани-
славского для театральных  рабстников.
Дом велик. Между двумя восьмиэтажнымя
крыльями фасада высится центральная
часть здания в 14 этажей. Дом примечатё-
лен во многих отношениях. Прежде веего,
он не в пример многим нашим стройкам
красиво отделывается как со стороны Фа-
сада. так и внутри. Стены здания облипо-
ваны массивными гранитными плитами и
нежной коркой мраморной крошки. Карни-
зы, балконы, выступы украшают фаеал.
Шесть широких парадных под’ездов ведут
в вестибюли. Это здание выгодно отличает-
ся от «жилых коробок». понастроенных
	сутствовал весь архитектурный — ПВеТ   го®е-архитекторами во многих районах го-
столицы. Были вскрыты причины плохой   рода.
	НО эта стройка примечательна и в дру-
	гих отношениях. мильцы могут сами ука-
	зать, как сплавировать их квартиру A OT-
	делать комнаты. И жильцы оказались
очень требовательными заказчиками, А
их требования —Щ справедливыми и цен-
	ными. это очень хороший опыт. который
всячески следует поошрять. Но посмотрим,
как осуществляется он на стройке дома
работников театра. :

Архитекторы тт. Владимиров и Луцкий
— авторы проекта лома театральных ра-
ботников — предусмотрели в своих чер-
тежах и планах все, вплоть до золоченых
шаров на лестницах. Но они забыли пре-
дусмотреть такую «мелочь», как требова-
ния их заказчиков — жильцов этого до-
ма. И в результате в нескольких квартя-
рах полы в местах общего пользования
архитектор спроектировал покрыть  пжит-
кой. Строительные табочие уже подготе-
вили пементное основание. И только тог-
да вспомнили о жильце. А как хочет от-
делать квартиру ее будущий владелец? В
этих квартирах жильцы как-раз потребэ-
вали застлать полы паркетом. Пришлось
снимать цемент.

Такая же история произошла с отделкой
стен в кухне. Слроители привезли сюда
	штукатурные механизмы и ‹покоыли сте-
	работы в мастерских и высказан  пял
пенных правтических предложений. Co-
вещание продолжалось шесть часов, но не
закончилось и было перенесено на сле-
дующий лень.

Записавшихея в прениях, сказал тогда
т. Булганин, еще очень много, и нзло лать
возможность высказаться всем. Как осу-
шествил это свое намерение председатель
Московского Совета? До сих пор прололже-
ния совешания не было, как не было и
решений Моссовета по вопросам, поднятым
архитекторами. Между тем время идет,
работы по реконструкции развертываются,
дело проектирования. архитектурного офор-
иления отлельных зданий и целых ансам-
блей попрежнему хромает на обе ноги.

Таковы факты. Они свидетельствуют о
несеръезном отношении = руководителей
Московского Совета к работе архитектур-
ных и проектных мастерских, к работе
‘архитекторов и планировшиков.
	—

Т ИЮНЯ — ОТКРЫТИЕ
МОСхОЗСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
	Московская конференция  зрхитекторов
открывается 7 июня в Доме архитектора.
На конференции с отчетом оргкомитета
	конференции с отчетом  оРГЕОМИТеТа   ны раствором. Только после этого стала
MOCROBCEOTO союза архитекторов ВЫСТУПИТ   согласовывать с жильцами вопрос. Rak
	тов. Бумажный. Доклады 0об архитектурчо-   отделать стены. Заказчик пред`явил требо-
строительной практике в Москве сделают   вание архитектору — стены в кухнях по-
тт. Дедюхин, Кокорин и Власов. Конфе-   крыть глазированной плиткой. Пришлось
ренция изберет делегатов на Всесоюзный

é ¢ срубать штукатурку и снова класть све-
сезд архитекторов. выберет правление и  жий раствор цемента пох плитку.
	Но эти факты-—еще мелочь. От этих
	ревизионную Комиссию московской ‚ орга-
	а
	Ss r=

низации союза. На, собраниях в MOCKOB- «неувязок» между архитекторами и буду-
ских архитектурных мастерских и трестах   щими жильцами на стройке дома проис-
работа московского оргкомитета союза пот-  ходят и более существенные переделки.
	верглась резкой критике.
	Среди
	одят и более существенные переделки.
Авторы в своих проектах предусмотрели
	архитектурной общественности   лвери из комнат лишь в коридор. Но мно-
	5фбсуждается проект устава союза архитек-  гие жильцы, которые будут занимать с
		семьей целую квартиру. вполне резонно

Ека

СТНОЙ КОНФЕРЕНЦИЕЙ АРХИТЕКТОРОВ

шей строительной практике. В доме по ул.
Горького. 122, архитектор Синявский при-
меняет свыше 40 типов оконных  проек-
тов. Зачем это нужно? Где здесь борьба за
дешевую стройку, где злесь обязательное
для нашего архитектора умение блюсти
государственные интересы, строгий хозяй-
ственный расчет? .
	Или разве нормально, что. ответствен-
ный сборный жилой дом на Мешщанской
проектирует в основном инженер только
потому, что архитекторы отказываются за-
ниматьея сборным строительством. Москов-
ский же союз ничего не сделал, чтобы
приблизить архитектора к стройке, чтобы
укрепить положение архитектора на стро-
ительстве, чтобы привлечь его Е инду-
стриализации и стандартизации строитель-
ных работ. Ло сих пор прололжается сви-
стопляска с оплатой архитекторов. Дохо-
INT до того, что некоторые архитекторы
перестают посещать свои стройки.
	Большим злом, с другой стороны,  AB-
ляется также проектирование архитектур-
ных излишеств. Десятки миллионов руб-
лей тратятся на ложное «барочное» архи-
тектурное оформление, на дорогостоящую
отделку нижних этажей лабралором, гра-
нитом, даже там, гле это не требуется.
Эти многочисленные примеры известны
московскому союзу. То. что он не развер-
нул острой критики этих оптибок, несом-
ленно его большая отпибка.
	Не занялся московский союз и таким
важным вопросом. как проектирование жи-
лых домов. Сколько справелливых упре-
ков раздавалось в последнее время по
алресу архитекторов — авторов новых
жилых зданий. Приводилось много приме-
ров игнорирования архитекторами элемен-
тарных требований жильцов. Руководству
союза известно, что десятки архитекторов

по-разному фантазируют над типом жилой
квартиры. Почему же он ло сих пор не
	Прежде всего мы должны отметить отор-
ванность нашего архитектурного проекти-
рования от требований ‘жизни, от самой
жизни. Пороки отвлеченного «кабинетно-
го» и «проблемного» творчества еще
очень сильны у многих членов московской
организации архитекторов. Эти пороки
свойственны многим нашим ведущим ар-
хитекторам и молодежи. Много затрачи-
вается времени и ленег на эксперименты
ради экспериментов

Еще не изжито высокомерное ‘отношение
к массовым типовым проектам тикольных
зданий п детских учреждений. Только из-
з& Того. Что архитекторы не считались с
заланием с лействительнастью. составлен-
	ные уже проекты не удалось  использ9-
вать.
Во многих организация Москвы гру-
	ды нроектов лежат в архивах. Они не
попалают на стройки. То, что московекая
организапия архитекторов не развернула
борьбу за прекращение этого бумажного
проектирования и тем самым способство-
вала отрыву архитектора от жизни, ЯБ-
ляется крупнейшей отибкой союза. Изве-
стно, как безобразно работали и отдел
проектирования, и отдел планировки, 4
стройуправление Моссовета.

Союз архитекторов не сумел поставить
себя так. чтобы в этих организациях ечи-
тались с его мнением, прислушивались в
нему, чтобы роль архитектора во всех ра-
ботах по теконструкции Москвы была
полнята на соответствующий уровень.

Не менее серьезный пробел в практике
архитекторов —— слабая связь CO строи-
тельной площадкой и со строительной про-
мышленностью. Игнорирование архитекто-
рами стандартов в жилишном и прочем
массовом строительстве, нежелание  рабо-
тать над типовыми сборными домами, пре-
небрежение ‘блочным строительством —
все это говорит © том, что многие архи-
текторы не желают считаться с интереса-
ми дела. Разве можно терпеть на стройках
факты, подобные тем, что мы имеем в ва-
	7 июня соберется на свою преде езхов-
скую областную конференцию московская
организация союза советских  архитекто-
ров.

Сталинский план реконструкции столи-
цы открыл собою новую эпоху в историй
архитектуры и градостроительства, он по-
ставил перед нами, архитекторами, 3а-
дачу исключительной важноети.

Под руковолстьом Московского Комите-
та партии архитекторы столицы создали
	ай привлечены сами эвильцы -—- CldaXd-
новцы, писатели, артисты, служащие?

Московский союз не развернул и Macco-
вого обсуждения хороших проектов, на
которых можно было бы учиться. Он не
подверг также критическому разбору при-
меры безыдейного творчества некоторых
архитекторов. Если бы в союзе была раз-
вернута подлинно большевистекая крити-
ка и самокритика, мы бы не имели таких
безыдейных проектов. как проект «Яхр-
газоб’единения» или проекты застройки
Раушсекой набережной и жилого лома по
Ленинградскому шоссе архитектора Ефи-
мовича.

Отсутствиеи подлинно большёвистской
критики, отсутствием бдительности в с9-
юзе воспользовались враги народа, японо-
неменкие шпионы, троцкисты — Алексан-
дров, Лисагор, Охитович и др. «Труды»
этих мерзавцев, как и  псевдонаучные
«труды» эпигона фашистской архитевту-
ры Ремпеля не были разоблачены перед
широкой массой членов союза. Факт про-
никновения в союз этих мерзавцев, закля-
тых врагов народа не послужил пока сиг-
налом для повышения бдительности чле-
нов союза архитекторов. До сих пор не
развернута еще большевистская критика
и самокритика в союзе, мало что делается
для развертывания массовой работы по
большевистскому воспитанию членов союза.

Все эти недостатки и провалы москов-
ской организации архитекторов должны
быть ло конца вскрыты на предстоящей
конференции. Только при этом условии
московский союз архитекторов сможет
улучшить свою работу, сможет исправить
допущенные ошибки и возглавить твор-
ческую деятельность напих зодчих.

На нашу долю выпала великая честь
осуществления сталинского генерального
плана превращения Москвы в лучший го-
род мира. Й эту почетную задачу созет-
-ские мастера — архитекторы — лолжны
	Архитектор В. АЛЬПШУЛЛЕ

Р,
	улосужилея серьезно обсудить вопрос о   Достойно Выполнить.
	тине жилого лома. нечему к этому не бы-
	Фомин. в этой мастерской нет руковолите-   та партии архитекторы столицы
	ля. Но дело не только в том. что ряд ма-  ряд замечательных сооружений. На при-
RAL AAAAAAAAAAAAAAARAAAAAAAN   MeDG MeTPOHOTHTeHa HMeHB Л. М. Rarano-
	Новый жилой дом на Большой ipy-
зинской улине (автор проекта — ap-
хнтектор Дидерихо).

Фото П. КОЛОСОВА,
	РИиЧа советские архитекторы показали, Rah
безгранично велики возможности нашей
архитектуры. В этом замечательном соору-
жении московские зодчие творчески  ото-
бразили величайшую заботу партии и
правительства о нуждах трудящихся.

Большим вкладом в. социалистическую

зрхитектуру является только-что ° закон-
ченный канал Москва— Волга. Величест-
венно просто московские архитекторы
‘оформили этот синтез техники, искусства
‘и природы. :
’ Уже закладывается фундамент величай-
шего творения мировой архитектуры —
Дворца Советов. По проектам московских
‘архитекторов осуществляется. работа по
превращению набережных Москва-реки с
ее свалками в единую архитектурно-орга-
низованную магистраль. Заканчивается
строительство прекрасного театра Красной
Армии. За два года в столице построено
225 школ. Сотни новых жилых домов яв-
ляются образцами. заслуживающими серь-
езного внимания.

Обогатился также и состав московского
союза архитекторов новыми творческими
силами.

И все же московекий союз резко отста-
ет от стоящих перед ним огромных задач.
В его работе имеются большие провалы,
много ошибок. болезней, которые тормо-
зят развитие творчества архитекторов, за-
держивают их рост, их борьбу за новые
достижения.