РАБОЧАЯ МОСКВА
	У Московская областная партийная конференция
РЕЧЬ тов. ВОЛОВИКА  : РЕЧЬ

В зале заседания Московской областной партийной конференции. Впере-

ди — делегаты (слева направо) тт. И. Ф. Виноградов — секретарь парт-
кома Московской областной с.-х. школы им. Кагановича, М. И. Пулина —
председатель фабкома фабрики им. Петра Алексеева и 3. Я. Пиген — ин-

структор Октябрьского райкома.
Фото Б. ЯРОСЛАВЦЕВА и М. СИЛАНТЬЕВОЯ.
		{ председателя Мособлисполкома )
	Товарищи, та острая критика, которая
развернулась за последнее время в печати,
на пленуме Мособлисполкома. на этой кон-
ференции и в отчетном докладе тов. Хру-
щева по адресу Мособлисполкома, безуслов-
но. является правильной. К этой критике
имелись все основания. Нас критиковали
за работу по руководству сельским хозяй-
ством, нас критиковали за состояние ком-
мунального хозяйства, за работу школ,
больнии, за то, что мы долго строим боль-
	статочно жестко и крепко брал за шиво-
рот Ковалева a MO3V.
	Я крепко переживал, конечно, эту кри-
тику,  по-большевистеки старалея  ис-
править работу, искоренить недостатки, но
до конца дело не ловодил. Я неоднократно
критиковал Ковалева. неоднократно говорил
ему о его безхушном отношении к работе,
но глубину вопроса не изучал и отдель-
ные участки работы М0ЗУ серьезно не
проверял.
	Мособлисполком должен извлечь все не-
обхолимые уроки из критики. фаздававшей-
ся по его адресу. Мы принимаем меры к
TOMY, чтобы поставить работу в области
сельского хозяйства на уровень задач, вы-
двигаемых перед нами Центральным и Мо-
ековским Комитетами паттии.
	Остановлюсь кратко на работе советов.
Тов. Хрушев говорил, что у нас больше
всего митинтовшины и мало оперативно-
сти. Это абсолютно правильно. Основные
недостатки в работе Мособлисполкома и со-
ветов области: отсутствие отчетности пе-
ред избирателями, ответственности перед

избирателями. грубейние нарушения вы-
борности.
	У нас была слабая связь с избирателя-
	ми и дисциплина в советском аппарате бы-
	aa не на в
	(секретаря Серпуховского горкома партии)
Товарищи, решеняя Пленума Пентраль-  былн поставлены перед нами так. как это-
	те требует обстановка. ,
Я приведу примео из нашей серпухов-
ской практики: мы были близки к провалу
	ного помитета наргии намного потняли
партийную организацию  Серпуховекого
района и помогли изм в хехе выборов
		Работники райкома были возмущены Ta-
ким поведением инструктора МК.

Два дня пробыл у нас т. Копьымман, раз-
следовал, лопросил и уехал, ничего не ска-
зав секретарю райкома 9 том, зачем приез-
жал, что нашел и какие выводы сделал. А
потом звонит из МЕ:

— Мне нужно с тобой поговорить, тов.
Атапов.

Но до сих пор так и не поговорил.
	Lor,
	И. 2. Агапов — секретарь Брон-
нинкого райкома ВКЛКб).
	Товарищи. ставя эти вопросы, я хотел
	(сенретаря Бронницкого РК ВКП(б }
	Я должен, товарищи, сказать, что Мос-
вовский Комитет, его руководящие работ-
ники — я имею в виду прежде всего его
секретарей — знают нас, местных работни-
вов, больше по анкетам, & 9 нашей рабо-
те — по еводкам. Я работаю 7 лет секре-
тарем Бронницкого райкома партии, и за
это время никогда никто из секретарей
Московского Комитета партии лично со
мною не поговорил 9 том, как я работаю
и руковожу районной партийной организа-
цией.

Я считаю, что секретарям МЕ нало п-
чаще вызывать секретарей райкомов, бесе-
довать с ними, интересоваться их работой
и помогать им.
	hak руководили отделы МЕ райкомами,
какая была между ними связь?

Хотя и нет на конференции бывитего за-
ведующего ОРПО т. Крымского, но я хочу
сказать о работе этого отдела и его инет-
рукторах. Помощи со стороны отдела, жи-
вой связи с ним я лично не чуветвовал в
своей повседневной работе. Этого не чувет-
вовали и другие работники райкома (за-
меститель секретаря, зав. культпропюм и
инструкторы).

Приезжал в нам в райком инструктор
МЕ т. Копытман, приезжал недавно, нака-
нуне Пленума ЦЕ. Но я должен сказать,
что методы подхода к организации ут. Ко-
пытман это методы «ревизора», того ин-
структора старого типа, о котором говорил
тов. Каганович на ХУ с’езте.
	Перед выездом в район тов. Копымтман
предварительно позвонил по телефону и
попросил прислать за ним машину в
	пзртииных органов  оазоблачить валов: работы по лиБвилапия неграмотности и ма-
	партии — троцкистов и правых,
	зограмотности грели населения. Но как
	7 7 q a
Pemenua Uxeuvua Demrpaxsnore Rowwre-   T036E0 Mocsosceaii Rommtet maprum нае как
	та^партии способетвовзли развертываняю в
	Тов. И. Е. ВолоЕик — первый  секре-
тарь Серпуховского горкома ВКП{б).
	партийной организации кратики и само-
критики наших недостатков.

Эти решения показали руководству паз-
тийной организации, что оно не замечахо в
течение продолжительного времени  гру-
бейшие недостатки в партийной adore.
хопускало извращения  кнутрипартийной
демократии. И на Сеопуховской городской
партийной конференции 06 этих недостат-
вах очень ярко говорили члены паэотии.
	Районная конференция показала, что
партийная организация за эти  тоды
илейно выросла и еще более сплотилась
вокруг ленинско-сталинсвого ЦК и товари-
ща Сталина.
	Ликвидация недостатков нашей работы
является первейшэей обязанностью  паф-
тийной организации.
	Тов. Арущев в доклале говорил о состо-
янии политической згитации в массах. Вы
знаете. товарищи. что после того, как
была принята Сталинская Конституция, по-
сле Пленума ПК партии. по-новому поста-
влены вопросы политической работы срели
масс. Олнако уровень политической аги-
тапии у нас пока остается еше низким.
И над тем, чтобы поднять агитацию. как
мы. местные пазтийные работники. так н
Московский Комитет партии недостаточно
работали. Я не знаю ни одного случая,
когда бы вопросы. политической агитации

®

слезует раскритиковал, мы в очень короткий
срок выправили ату работу. Й вот, если
бы вопросы политической агитации стоя-
хи в порядке дня работы Московского Ко-
митета партии и его отдела пропаганды и
‚агитации так же, как стоят у нае хозяй-
ственные вопросы, то наверняка дело ¢
яолитической атитадией было бы лучше.
На практике получается, что мы =полити-
ческой ‘зтитацией  охтатываем только
часть рабочих, при чем  систематичее-
вн ведем работу только в определен-
ной групюй коллектива. близко стоящей к
нам; те же рабочие, которые живут в де-
ревнях. забываются нами. Особенно это
относится в текстальным предприятиям.
	Мы создали агитколлективы. Но  рабо-
тают они неполноценно. и На руководство
ими обращается очень мало внимания и с
нашей стороны и со стороны Московского
бомитета. За плохую фаботу атитколлекти-
вов МЕ нас не зритиковал и не критикует.
	$ литературе лля низовых партийных
агитаторов. Основным материалом для аги-
тации по вопросам межлувародного и вну-
треннего положения у нас является
«Спутник агитатора». Язык статей этого
журнала страшно тяжелый. так что иной
раз член партии просто не понимает, что
там написано. Популярной же литературы
для агитатора нет. У нае по области  де-
сятки тысяч изб-читален, красных уголков,
кино, библиотек. Эти культурные учреж-
дения должны играть крупную роль в
массово-политической работе, особенно в
связи с предстоящими выборами в. Вер-
ховный Совет. Вто руковолит этим боль-
шим делом? Нало сказать, что вопросами
вультуры, кадрами культурРых фаботников
мы не занимаемся так. ках следует.

В МК отдел культпросьетработы не ук-
реплен.
° Наша партийная кояференция, обсудив
отчетный локлад МК. паметит конкретный
план устранения всех недостатков нашей
работы.
	Московская областная партийная орга-
низация как никогда сплочена, и как бы
враги ни пытались нанести нам вред. они
будут разгромлены беспошадно. Партийная
организация Московохой области под ру-
ководством Центрального Комитета партии,
под водительством товазиша Сталина пой-
дет вперед к новым побелам.
			Москву. Машину послали. По приезде к  В заключение сказать, что общее руковод-
	нам т. Вопытман сообщил, что он приехал
посмотреть протоколы, ла и так вообще
познакомиться. Поосмотоел протоколы, а
затем вызвал в себе двоих членов бюро
райкома и допросил их. как следователь.
	Вот некоторые из вопросов, которые тов.
Копытман предложил членам бюро:
	— сть У вас ©O стороны секретаря
райкома на бюро зажим самокритики? По-
чему вы ничего не товорили о секретаре?

— Почему у вас на бюро принимаются
всегда только предложения секретаря рай-
кома?

Или такой вопрос:

— Как вы воспитываете бронницких
мешан?
	ство МК мы ощущаем повседневно. Ho вот
Живой связи с руководящими работниками
МЕ, практической помощи с их стороны
мы не чувствуем. Может быть, есть районы
побольше. где руководящие работники МК
бывают часто, а вот в районах поменьше
не бывают и с секретарями этих районов
не беседуют.

Товарищи! Совершенно правильно гово-
рил тов. Хрущев, что московская област-
ная партийная организация пришла в своей
У областной конференции идейно сплочен-
ной вокруг ленинско-сталинского Цент
рального Комитета партии. Это лучшая
оценка работы МК. У областная партийная
конференция еще теснее сплотит больше-
виков Москвы и области вокруг ЦЕ ВКП(б)
и вождя партий товарища Сталина.
		Районная партийная конференция не
выбрала первого секретаря в состав рай-
ссма. Не выбоаны в райком также вто-
	парткома
	Тов.

Матвеев — секретарь
		рой секретарь и заведующий культнропом.
Это показывает. что методы работы Мы-
тищинского РК партии были неправиль-
ные, небольшевистекие.

Бывший секретарь РЁ т Илгач зани-
малея  самовосхвалением. Враги народа
усыпляли его блительность. Вот характер-
		Отчетно-выборные собрания подняли
блительноеть и активность коммунистов.
	ный пример. Некто паменецкий, ныне 9з-
зоблаченный, долумалея до того, что пре-
поднес в подарок Илгачу подушку. Это
было искусно сделано. Враги видели, что
райком партии блатодушествует, не видит
того, что делается на заводах.

Второй факт. Председатель Мытищин-
ского горсовета Климов также занимался
самовосхвалением. Однажды даже на пла-
кале написали: «Да здравствует т. Вли-
мов!». Недавно Климов уезжал в отнуск,
и домовладельцы Лосинки № этому по-
воду устроили банкет, преподнесли ему
пветы.
`’ На нашем заводе. как известно, векры-
то вредительство. В какой обстановке
действовали враги? Сигналы co стороны
партийной организации 96 их подрывной
работе были. Директору завода Мирзахано-
ву. не раз говорили, что враги у него
пользуются большим доверием.

На сигналы партийной организадии ди-
ректор завода не обращал внимания. На
партийном собрании его сурово критико-
вали за ‘многочисленные ошибки. Мирза-
ханов не избран в новый состав партко-
ма завода.

Мы отдаем себе ясный отчет в том, что
у нас имеются недостатки в работе. Но
разгром врагов — показатель TOTO, что
наша партия сильна, что она эти нело-
етатки искоренит, что она и дальше 0у-
дет вскрывать и уничтожать всех и вся-
		( сенретаря парткома Мытищинсного завода }
	голос: Все это констатация; а что, сде-
лано для улучшения?

ФИЛАТОВ: Я об этом сейчас скажу.
Tos. H. A. Gunaron — upencenater» Здесь тов. Хрущев товорил о том, что в
Мособлиеполкома. -   Арсеньевеком районе мы в течение 4—5
	ницы, ит. д. Нас критиковали и за, оабо-
ту промышленности, критиковали за орга-
низационно-массовую работу советов.
	Анализируя нашу работу на этих уча-
стках, мы ясно видим сейчас тот порок,
который вел нае к недостаткам и на дру-
гих участках работы.
	В чем этот порок? Это, как говорил тов.
Хрущев в своем докладе, наличие митин-
говщины в работе президиума МОЙК и
неглубокое изучение обсуждаемых вопро-
COR.
	Этими недостатками 060бенно пользова-
лись враги, в том числе бывший заведу-
ющий МОЗУ, подлый врелитель Ковалев.
Сейчас клубок вредительства в МОЗУ рас-
путываетея.
	Возьмите такой острый и важнейший
для сельского хозяйства вопрое, как сёво-
обороты. Мы прямо можем сказать сейчас,
что вредительская рука Ковалева к этому
участку, безусловно. была приложена.
	Товарищи, если бы мы глубоко изучали
вопросы севообопота, мы бы намного рань-
те разоблачили этого врелителя Ковалева.
	Сейчас мы разрабатываем систему пра-
вильных соевооборотов в Московской области
и в ближайшее время, вероятно, сумеем
внести в Московский Комитет свои предло-
жения по этому вопросу.
	1OROGG: OQ Ковзалеве сигналы были?
	ФИЛАТОВ: У нас были сигналы o Ko-
валеве. Но мы в Мособлисполкоме, как го-
воритея, оказались крепки задним умом.
Несомненно, что Ковалев вредил и в семе-
	HOBO TCT

ве,

это

HaDnido

свое

выражение
	затяжке со стороны МОЗУ разведения соб-
ственных семян. Наша область до сих пор
не имеет собственных урожайных и устой-
чивых семян, в 10 же время наличные
сортовые семена неправильно распределя-
лись по районам. Областное земельное уп-
равление выводило в тираж те семена, ко-
торые как раз нужны были нам.
	Вовалев на протяжении ряда лет упор-
HO сопротивлялся решениям Московекого
Комитета 0 расширении площади под посев
овощей в подмосковных районах. Ковалев
хотел вызвать недовольство рабочих.
	Ведь только в последние годы, и то при
большом нажиме со стороны Московского
Комитета партии. мы сумели расширить
посев картофеля в Московской области, &
ведь еще три гола тому назад мы завози-
ли картофель в Москву тысячами вагонов
из других. лальних областей.
	Я должен по-большевистеки признаться
здесь. на У Московской областной партий-
ной конференции. в том, что мы в Moc-
облисполкоме, я лично, проглядели эти от-
дельные факты вредительства. Мы смотре-
ли на Ковалева, как на специалиста, лу-
мали, что он работал только без «души»,
а оказалось, что он злейший враг и подло
вредил нам и что он с 1928 г. был чле-
ном конлратьевекой «крестьянской партии».
	В чем мои лично недостатки в руковод-
стве сельским хозяйством?
	Меня Московский Мюомитет партии, 060-
бенно начиная с уборочной кампании 1936
года, крепко критиковал за то. что я недо-
	месяцев уговаривали председателя выпол-
нить наши директивы. Я должен сказать,
Что Арсеньевский район в этом  отноше-
нии, к сожалению, не единственный, но я
должен разделить ответственность за это е
некоторыми секретарями райкомов партии.
Взять Одоевский район. Председатель рай-
исполкома т. Кирьянов потерял чуветво
ответственности, попал в лапы в врагу
Никифорову, запустил государственную ра-
боту, разложился сам и разложил свою
вемью.
	Кирьянов запуталея, его работу не про-
верял ни райком партии, ни Мособлиснол-
ком. Кирьянова пришлось снять с работы
и. вероятно. прилется судить.
	Партия требует суровой борьбы против
бюрократического, бездушного отношения к
	нуждам трудящихся. Этого требует от нас
советская Конституция.

.
	Во мы должны прямо сказать, что и в
работе Мособлисполкома и в работе райис-
полкомов имеются факты формального. не-
чуткого, бюрократического отношения к
нуждам граждан.
	Вот недавно несколько многосемейных
женщин пришли к председателю Истрин-
ского райисполкома тов. Вирееву, который
сейчас является секретарем Истринского
райкома партии. И что же: тот не стал
их выслушивать и выгнал этих жалобщи-
ков из кабинета, а потом, — товорит он,
— хотел их вернуть, но самолюбие не по-
воли.
	Что мы сделали для улучшения руко-
BOICTBA хозяйством области?
	Президиум Мособлисполкома недавно  от-
читывалея на пленуме облисполкома. Мы
сейчае стали глубже брать разрабатывае-
мые и решаемые нами вопросы. Мы ста-
ли больше присматриваться, изучать напти
кадры. Мы проявляем все больше требова-
тельности к работникам, требуем отчетно-
сти каждого руководящего. ответственного

работника.
	В связи с подготовкой к выборам в
Верховный Совет на основе новой избира-
тельной системы мы сами отчитались, про-
вели отчетность буквально до сельских со-
ветов и сейчас готовимся к проведению от-
четов депутатов советов перед избирателя-
NY.
	Мы в этом году проведем курсы предсе-
дателей сельсоветов на 1000 чел, И. це-
лый ряд других мероприятий проводится
нами для того, чтобы резко улучитить ра-
боту советеких органов в Московской 0об-
ласти, чтобы подготовиться как следует к
выборам на основе Сталинской Конститу-
ций.
	Товарищи, я заявлял Московскому Воми-
тету, на пленуме Мособлисполкома и долг
жен 8лесь со всей большевистекой ответст-
венностью заявить \ областной парткон-
ференции. что мы. советские работники,
примем все меры к тому, чтобы выкорче-
вать врагов из советского аппарата, бес-
понадно разоблачая и искореняя предате-
лей. лвурушников. везх врагов народа.
Мы примем все меры к быстрейшему за-
вершению начавшейся перестройки работы
советов на основе новой Конституции, на
основе решений Пленума ЦК и доклада
товарища Сталина.
	РЕЧЬ тов. ЛОНШАКОВА
	У нас в Ефремове есть трест овощесов-
хозов. Как им руководят MO3V a МЕ? По-
чти никак. Несмотря на то, что это уч-
реждение областного значения. все руко-
водетво передоверено райкому. Мы же не в
состоянии решить ряд вопросов. например
— о финансировании. 0 ии
ит. д.

Я еще хотел остановитьея па pYROBOI-
стве нашим файоном co стороны MA
ВКИ б) и особенно его промышленного от-
дела. Ефремовский район ло сих пор ечи-
таетея только сельскохозяйственным Это
	Тов.
	Лоеншаков — секретарь ЬФремов-
ского райкома ВКП(б).
	неправильно. В Ефремовском районе есть
завод синтетического каучука — третий
завод в Союзе. Й вот этим заводом MR,
его промотдел, как следует не занимаются.

3а 35 года ни разу не был у нас за-
ведующий промотлелом. был только два
раза инструктор т. Анодин. Московскому
Комитету надо помочь нам в оуководстве
этим заволом. Там было явное воедитель-
ство. От ТЭЦ зависит нормальная работа
завода, а на ней леревянное перекрытие. В
течение двух лет ставим мы этот вопрос,
но нё можем ничего добиться в главке. Мы
вынесли решение, послаля в промышлен-
ный отдел. чтобы они воздействовали на
главк. но ничего не сделано.

Я считаю. что новый состав МВ должен
	заняться такой промышленностью, как про-
изводство синтетического каучука. Нам на-
10 помочь воздействовать на неповоротли-
	ВЫЙ Главк, чтобы устранить ‘пял нелостат-
ков и преодолеть последствия  вредитель-
ства HA атом заводе.
	Решения Нленума ЦЕ партии, доклад
товарища ‘Сталина нам, гартийных работ-
никам, и партийным организациям открыла
глаза на ту беспечность, ротозейство и за-
знайство, которые мы допускали в поакти-
ке своей работы.

В последнее время мы разоблачили вра-
га народа, вредителя. Это- технический
директор совхоза имени ХП Октября.

Я хотел бы сказать несколько слов 06
этом совхозе. Он нахолитея в системе За-
готекота. За каких-нибудь 4——5 месяцев в
совхозе сменилось три директора. Кого За-
готекот посылал в качестве руководителей
совхоза? Прислали одного «члена партии»
— афериста, который сбежал во время
проверки партдокумелтов. Второй оказался
вредителем. Третий —- пособником врагов
партии.

Тот факт, что земельным отделом Мос-
GoBcKOH области руководил враг народа Во-
валев. говорит о явном  неблагополучии в
этом деле.

Надо посмотреть во многих районах, 0с0-
бенно в нашем, как обстоит дело с сель-
ским хозяйством. Этим в первую очередь
должны заняться мы — районные коми-
теты партии.

Я хотел обратить внимание  вонферен-
ции на работу совхозов. Тов. Филатову из-
вестно. что ‘в облисполкоме есть отдел, ко-
торый руководит совхозами. там работает
Захаревич. Я должен сказать. что ежегод-
но в Ефремовском райоче наркомземовские
совхозы дают по 1-—175 миллиона убытка.
Мы всегда рассматривали это каж резуль-
тат затруднений и всякого ода непола-
док. Может быть, это так. но сейчас надо
посмотреть политически. более остро на это
дело.

В Нарвомземе руководил совхозами Зу-
барев — троцкист. (би руководил теми
совхозами. по котолым мы имеем ежеголно
	убытки. Надо присмотреться, выяснить
по существу, не злонамеренвые ли aTO
убытки. Надо как следует просмотреть
	трест, его работников. Но мне бы хотелось
сказать еще вот о чем: когда речь заходит
о совхозах. то в сельхозотдел МЕ и в
МОЗУ хоть и не обращайся. От руковол-
ства совхозами они отмахиваютея, счита-
ют. что это лело He их. а Наржомзема. .
	РЕЧИ ДЕЛЕГАТОВ КОНФЕРЕНЦИИ
ПЕЧАТАЮТСЯ ПО СОКРАЩЕННЫМ
СТЕНОГРАММАМ. ~
	(секретаря Ефремовского РН партии)
		дящую партийную работу в научно-иселе-
ховательские институты, но этот вопрох,
	(секретаря Дмитровского райнома ВНП(6 }
	После выборов в первичных партийных   который мы поставили перед отделом руко-
	вводящих парторганов МК ЕВЬИ(6б), не раз-
решен и до сих пор.
0 реконструкции наптего города. Мы ис-
	10ов. М, И. Марчук — секретарь Дмит-
ровоксго райкома ВКП(б).
	пытываем OCTPYIO нужду в жилплощади.
Город с каждым днем растет. Более полу-
тора лет назад мы поставили вопрос о жил-
строительстве в Дмитрове: перед тт. Хруще-
вым и Филатовым. Несколько раз я обра-
шалея к работникам аппарата МК. Два
раза был в МОИК. Наконен договорился
с т. Филатовым, чтобы пойти в Наркомат
	организациях к руководству пришли новые
партийные кадры. Они требуют практичес-
кой’ помощи от районных и городских ко-
митетов. В свою очередь райкомы нуждают-
ся в помощи областного комитета.

Как отделы МЕ прислушивалиеь в голо-
су районных организаций, в частности к
толосу Дмитровскяго райкома? В районе
имеется Всесоюзный научие-исследователь-
ский институт кормов. С 1934 по 1937 г.
там сменилось много секретарей парткомов.
В этом институте работает больше 400 на-
учных и других работников. За 18 лет ра-
боты в институте исписаны тонны бумаги,
но для сельского хозяйства он ничего
реального не сделал.

Мы проверяли состояние партийной ор-
ганизации института и убедились, что она
не играла ведущей роли в научно-иселедо-
вательской работе. (Состав руководящих
партийных работников, который к тому же
часто менялся, был, как правило, ниже
уровня руководящего состава научных ра-
ботников. Шо своей подготовке партийные
руководители не могли направить работу
научно-исследовательского института, с0е-
динить науку с практикой так, как требо-
вал этого товарищ Сталин на первом все-
союзном совещании стахановцев.

Работа научно-исследовательского: инсти-
тута была оторвана от практики. По этому
поводу райком послал письмо в МЕ, про-
сил обследовать еще несколько  научно-
исследовательских институтов и поставить
перед Центральным Комитетом партии во-
прос о том, чтобы в таких научно-исследо-
вательских учреждениях был введен ин-
ститут парторков ПА ВКП).
	Партия располагает такими силами, ко-} коммунального хозяйства. Но как мы ни
торые могут быть выдвинуты на руково-‘ бились. этот вопрос не разрешен.