=

УЛЬЯНОВА”

Фото В ЯРОСЛАВЦЕВА.
	РЕЗОЛЮЦИЯ \/ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ПАРТИЙНОЙ НОНФЕРЕНЦИИ
Nd OTYETY MOCHOBCKOTO OBNAGTHOTO KOMHTETA BKM(6)
	Московскому и районным комитетам
партии необходимо усилить руководство
	печатью, укрепить ее квалифицированны-
ми, проверенными кадрами, выше поднять
илейно-политический уровень тазет, 0бес-
		ницах большевистской. самокритики. тел-
		Заслушав и обсудив отчетный доклад
тов. Хрущева о. работе Московского обла-
стного комитета ВКП(б), \ Московская 0б-
ластная партийная конференция признает
политическую линию Московского област-
ного комитета партии правильной и рабо-
ту уловлетворительной.

Под руководством Центрального Комите-
та ВКП(б) Московская областная партий-
ная организация, мобилизуя трудящихся
области на неуклонное выполнение дирек-
тив партии и правительства, е больше-
вистекой непримиримостью боролась за ге-
неральную линию партии Ленина— Сталина.

В результате проверки и обмена пар-
тийных документов Московская организа-
ция добилась некоторого улучшения по-
становки партийного хозяйства. Разобла-
чая и изтоняя из своих рядов троцкиет-
сво-правых двурушников — этих германо-
японских шпионов и диверсантов, Москов-
ская организация повысила свою бое-
способность и идейную сплоченность, яв-
ляясь непоколебимым оплотом  ленинеко-
сталинского Центрального Комитета.

Московская конференция заверяет Цен-
тральный Комитет партии, что нет и не
будет пощады троцкистско-бухаринсно-ры-
ковсним шпионам и лазутчикам  герман-
ского фашизма. Карающий меч пролетар-
ской диктатуры не притупился и не за-
ржавел. Он опустится на головы тех, кто

\
	хочет разодрать на клочки нашу прекрас-
	ную и дорогую родину и отдать ева под яр-
MO германо-японского фашизма,  Злейших
врагов народа, продавшихся иностранным
разведнам, мы будем выкуривать из всех
нор и уничтожать, как бешеных собак!

Моековекие большевики, тесно сплачи-
вая трудящихся вокруг генеральной линии
партии, добились под руководством Moc-
вовского областного комитета ВКИ(б) ус-
пехов в дальнейшем развитии промыпелен-
ности и сельского хозяйства, в разверты-
вании стахановекого движения, в рекон-
струкции городского хозяйства столицы и
крупнейших центров области, в под еме
материального благосостояния и культу-
ры трудящихся.

Конференция, однако, считает, что в
работе Московского областного комитета
партии и всей областной организации име-
ются серьезные недостатки, ликвидация
которых является первейшей обязанностью
каждой пзртийной организации, каждого
бозьшевика. 1

Вее недостатки в партийно-политической
работе, векрытые товарищем Сталиным в
его докладе и заключительном слове на
Пленуме Центрального Комитета, и реше-
ниями Пленума, имели место и в Москов-
ской партийной организации.

Многие партийные руководители забы-
ли, что СССР находится в капиталистиче-
ском окружении, что, пока существует ка-
питалистическое окружение, будут суще-
ствовать у нас и вредители, шпионы, ди-
версанты: забыли, что ‹«...в борьбе с сов-
ременным троцкизмом нужны теперь не
старые ‘методы, не методы дискуссий, &
новые метолы. метолы выкорчевывания и
	разгрома» (Сталин).
Политическая слепота и идиотская 6o-
лезнь — беспечность пустили свои кор-
	ни н в Московской’ организации. Партии-
ные, организации еще далеко не сделали
всех выводов из неоднократных указаний
Центрального Комитета о неуклонном по-
вышении бдительности. 0б этом свидетель-
ствует и тот факт, что после обмена и
проверки партийных, документов во MHO-
гих организациях (Дотоптино, Щелковский
химкомбннат, завод «Каучук», фабрика
им. Фрунзе и др.) сохранились и были ¢
запозданием разоблачены  тропкистско-бу-
харинско-рыковские двурушники и вреди-
тели, которым удалось усыпить бдитель-
ность коммунистов и вести свою подлую
подрывную работу. 06 этом свидетельетву-
ет п тот факт, что в Калуге и Волоко-
ламеке на руководящей партийной работе
были троцкиетекие бандиты.

Многие партийные организации (особен-
но районные комитеты-—Дзержинский, Ро-
стокинский, Мытищинский. Коломенский,
Орехово-Зуевский),  проглядев и своевре-
менно не разоблачив. врагов народа, в то
же время исключали из партии честных,
преданных рабочему класеу людей за так
называемую пассивность и не выполнили
прямого указания Центрального Комитета
0б исправлений этих ошибок. Конферен-
пия отмечает, что и Московекий Комитет
своевременно не исправил этих ошибок.

В Московской организации имели место
варушения основ внутрипартийной лемо-
кратии, устава ВКП(б) — широко была
распространена практика кооптации, нод-
мены выборности  назначенством, отхода
руководителей первичных организаций и
районных комитетов партии от отчетности
и тем самым от ответственности перед пар-
тийными массами.

Конференция отмечает недостаточную
CBASh, Московекого и районных комитетов
партии с первичными партийными органи-
зациями и партийными массами, а также
ослабление связи отдельных звеньев Мо-
сковской организации е массами рабочих,
колхозников и интеллигенции.

Подбор кадров, их политическая и де-
ловая  полготовка, изучение и проверка
кадров в Московской партийной организа-
цин еше лалеко не отвечают  поставлен-
ным партией задачам. Конференция обязы-
вает Московский Комитет партии добиться
в этой области решительного перелома.
Правильный подбор и воспитание кадров—
основа основ сталинских методов партийно-
го руноводства.

Конференция считает постановку про-
патанлы маркеизма-ленинизма, политичес-
кой агитации и воспитания массе в Moc-
ковской организации  неудовлетворитель-
ной п руководство этими важнейшими
звеньями партийной работы co стороны
Московского Комитета ВАП(б) недостаточ-
ным. Секретари районных комитетов и
парткомов передоверяли дело маркеиетско-
ленинской пропаганлы второстепенным ра-
ботникам. Не всегла © достаточной  бди-
тельностью и тщательностью подбираются
кадры пропагантистов, агитаторов, работ-
ников печати. В работе партийных школ
п кружков еще далеко не изжит отрыв
пропаганды от актуальных вопросов поли-
тики партии. История большевистекой map-
THY изучается вне связи с историей»стра-
ны. Коммунисты в партийных кружках и
школах не получают необходимого маркеи-
стекого об’яснения борьбы партии против
антипартийных течений и группировок.

Политическая агитация в Maccax 10
своему илейно-политическому  сюдержанию
и охвату ею трудящихея ве стоит на
уровне задач партии. Агитация носит ча-
	‚сто схоластический характер и зачастую
оторвана от животрепешущих вопросов,
‘интересующих массы. Крайне неудовлетво-
рительно поставлена антирелигиозная про-
 паганда, Областная печать («Рабочая Mo-
` ква», «Московская колхозная газета») и
местные газеты далеко еще не заняли дол-

`жного места во веей системе. партийно-
‘массовой работы.
В работе Мособлисполкома/” Моссовета,

раиисполкомов, горсоветов и сельсоветов
имеются факты прямого нарушения совет-
ской демократии, невнимательного отноше-
ния к нуждам и запросам трудящихся. (9-
ветские органы медленно и нерешительно
перестраиваются для осуществления задам,
поставленных Сталинской Конституцией.

Конференция считает  руководетво co
стороны Московского Вомитета партии
комсомолом. профсоюзами, Осоавиахимом 4
	другими массовыми организациями ие-
достаточным. .

Районные вомитеты и первичные
партийные ‘организации недооценивают
	еще всего значения `увоводетва &0мсомо0-
лом и уделяют крайне слабое внимание по-
литическому воспитанию молодежи. В ру-
ководстве комсомолом до сих пор много
штампа и трафарета. Конференция осуж-
дает имеющиеся факты ослабления полити-
ческой работы партийных и комсомольеких
организаций среди молодежи в деревне.

Отмечая успешную борьбу. Московской

организации вместе со всей партией за
выполнение и перевыполнение планов
второй пятилетки, конференция считает
недопустимым отставание предприятий
‘угольной, текстильной промышленности и
‚производства строительных материалов,
‘отставание энергетической базы.
” Конференция решительно осуждает мел-
‘лительность и длатгодущие многих хозяй-
‘ственных руководителей в деле ликвила-
ции последствий  троцкистекого  вреди-
тельства в промышленности и на транс-
порте, недопустимое ослабление внимания
партийных и хозяйственных органов к
выполнению производственных заланий п
& дальнейшему развертыванию  стаханов-
ского движения, что явилось главной при-
чиной невыполнения промышленностью
Москвы и области государственного плана
за 5 месяцев 1937 года.

Основными недостатками в руковотетве
сельским хозяйством Московской области
конференция считает  неудовлетвооитель-
ное планирование по посевным площадям,
срыв в ряде районов правильных севообо-
ротов, медленное осуществление директив
партии о сортовых посевах. Возможности
повышения упожайности как по зерновым,
так и по техническим культупам еще л
леко не использованы. Слабо развита кор-
мовая база.

Конференция отмечает, что отчетно-вы-
борные собрания первичных  паотийных
организаций, районные и городские пар-
тийные конференции по Москве и Москов-
ской области проходили в обстановке со-
блюдения внутрипартийной демократии,
острой критики и самокритики и небыва-
лю возросшей политической активности
коммунистов. Выборы партийных органов
‘продемонстрировали  идейно-политический
рост Московской организации, показали
устойчивость основного ядра партийных
руководителей и политическое доверие к
НИМ 60 стороны партийных масе..

Выборы ‘партийных органов. проводимые
в соответствии с решениями Пленума Цен-
трального Комитета партии на оенове за-
крытого (тайного) голосования. явились.
началом перестройки партийно-политиче-
ской работы в духе решений Пленума Цен-
трального Комитета” и в соответствии © но-
выми задачами, которые диктуютея полго-
товкой к выборам в Верховный Совет СССР.

Московская областная партийная конфе-
ренция обязывает Московский Комитет и все
партийные организации Москвы и области:

I. В центре всей своей работы поста-
вить осуществление решения Пленума ЦА
ВКП(б) об овладении большевизмом  пар-
тийными и непартийными большевиками,
всеми трудящимися.

В корне улучшить постановку марюеист-
ско-ленинской пропаганды, агитации, Boc-
питывая партийных и непартийных боль-
шевиков в духе верности пролетарекому
интернационализму, делу Ленина — Ста-
лина, в духе большевистской. бдительности
й нопримиримости к врагам наюода.

Бдительность — это прежде всего идей-
ное вооружение коммунистов:  овладение-
учением Ленина — Сталина: это — уме-
	ниве ловить и уничтожать  троцкистсно-
правых -—— германо-японсвих шпионов и
диверсантов!

Конференция  преллатает Моековекому
	областному комитету BHIL(6) поставить
спетематическую работу по ознакомлению
партийных и непартийных большевиков 6
целями, метолами И. практикой вредитель-
ской и диверсионной работы иностранных
разведывательных органов и их тропкист-
ско-правой агентуры, чтобы научить каж-
дого коммуниста метко и без промедления
паспознавать и сокрушать врагов народа,
как бы искусно они ни маскировались,

Московскому Комитету привлечь к про-
пагандиетской работе руководящий  пар-
тийный актив. отбирать для ведения прэ-
паганды и агитации лучше партийные
силы. Секретари райкомов и  парткомов
должны лично заняться вопросами поста-
новки партийной пропаганды и агитации,
систематически инструктировать пропаган-
листов и агитаторов по вопросам политики
партии. организовать консультации и до-
клады для паотийного актива по основным
вопросам международного и внутреннего
положения. ’

Конференция предлагает Московскому Ко-
уитету партии обеспечить коренное улуч-
шение постановки изучения коммуниста-
ми истории нафодов СССР, истории: и по-
литики ВЕП(б). ee борьбы пюотив анти-
большевистских течений и группировок, в
соответствии с указаниями товарища Cra-
лина в его письме составитедям учебника
по истории партии.

Московскому Комитету так поставить
политическую агитацию. чтобы она odec-
печивала доведение мероприятий партии и.
правительства до сознания каждото трудя-
Heroes.

Конференция поручает Московскому Ко-
митету партии в кратчайший срок pasna-
ботать вею систему политической полго-
товки и переподготовки партийных кад-
ров. актива хозяйственных и’ советских
работников в соответствии с оешениями
Пленума Центрального Комитета,
		ария ильиничша

гроба

Высоко ‚среди цветов поставлен гроб.
Бледное, восковое лицо строго и непод-
вижно, Прекрасный человек, „отдавший
всю свою жизнь, все свои силы на дело
пролетариата, перестал жить и работать.
Достойная cecrpa своего бессмертного
брата, Мария Ильинична Ульянова не
знала в жизни иной цели, кроме торже-
ства революции, кроме счастья трудящих-
ся. Омерть ее болью отозвалась в серд-
цах трудящихся Союза.

Гремит похоронный марш.  Скорбные

звуки музыки несутся с0 сцены, звучат
с хоров. Крепом обвиты колонны, черным
обернуты люстры. В Колонном зале Дома
союзов. прощаются трудящиеся с Марией
Ильиничной Ульяновой.
. Вокруг гроба — цветы. Их очень мно-
го. Они почти закрывают гроб, оставляя
видимым лишь дорогое лицо. Десятки
венков: от ЦК ВКП(б), эт Комиссии Co-
ветского Контроля, от Центрального -Ис-
полнительного Комитета Союза, от родных
и близких, от фабрик, учреждений, орга-
низаций. Вносят ‘новые венки. Среди цве-
тов немало безымянных букетов. Вот, про-
ходя мимо гроба, пионер отделилея OT
толпы и робко прислонил у изголовья ма-
ленький букет полевых цветов.

Обходя гроб с двух сторон, бесконечным
потоком проходят по ‘залу трудящиеся
Москвы.

Через каждые пять минут сменяется
почетный караул. Надежда Константинов-
на Крупская, тт. Ярославский, Бубнов,
Крыленко, Стасова, Кл. Николаева, народ-
ная артистка СССР Обухова, заслуженная
артистка РОФСР Викторина Кригер, засл.
артистка республики Давыдова, засл. ‚дея-
тель науки Авербах, профеесор Вейоброд,
семья Елизаровых, рабочие и работницыы—
стахановцы московских предприятий, Cc
Трехгорной мануфактуры, «Красной Po-
зыз, «Серпа ин ‘молота», Велозавода, педа-
гоги московских школ, друзья по работе
сменяются в почетном карауле.

Людекой поток не ослабевает. Часовая
стрелка движется к полуночи. Все чаще
смены почетного караула. В 22 часа, 10 ми-
нут на траурную вахту становятся тт.
М. И. Калинин, Н. К. Антипов, И. А. Аку-
лов. Вносят венок от Мособлисполкома и
Моссовета. `

В 0 часов 15 минут ночи доступ в зал
прекращается. Остаются лишь родные и
близкие друзья. Товарищи по работе на
руках выносят гроб с телом М. И. Улья-
новой на улицу и устанавливают его в ав-
томобиль.

Траурная процессия направляется в кре-
маторий.

Поздно ночью тело М. И. Ульяновой бы-
ло предано кремации,
		IL. Конференция предлагает Московеко-
му и районным комитетам партии так
перестроить руковолетво первичными пар-
	тийными организациями, чтобы — обеспе-
чить теснейшую связь партийных органов
с коммунистами и широкими массами тру-
	дящихся, постоянную проверку и’ изуче-
ние калров. выдвижение свежих сил из
	числа идеологически подготовленных И
политически закаленных работников на
	руководящую партийную, советскую и X0-
зяйственную работу. Партийные комитеты
	должны обеспечить быстрое и чуткое ре-
агирование на запросы и сигналы партий-
ных организаций и отдельных коммунистов
и оказывать повседневную помощь партий-
вым организациям в их работе.

партии поставить в центре работы  ин-
структоров регулярную проверку исполне-
ния партийных решений. практическую
помошь партийным организациям. изуче-
ние калров и обобщение опыта партий-
кой работы. Я

Московскому областному — комитету
обеспечить такую рабату партийных op-
ганизаций городов и промышленных цен-
тров Московской области, чтобы еше вы-
ше поднять ведущую роль городских, пар-
тийных ‘организаций в дальнейшем укреп-
лении руководящего политического влия-
ния партии как в городе, так и в деревне.

Московский Комитет партии должен
усилить внимание и помошь партийным
организациям сельских районов, укрепить
советские органы. в первую очерель зе-
мельные отделы, проверенными работни-
ками, повышая ответственность  земель-
ных органов за руководетво колхозным
строительством.

ПГ. Конференция предлатает Московско-
му Комитету, городским. и районным коми-
тетам партни усилить руководство сове-
тами, профсоюзами, комсомолом, — повее-
дневно помогая им устранять серьезней-
шие недостатки в их работе, в проведе-
нии ими выборов на основе закрытого
(тайного) голосования, в перестройке их
работы в духе развернутой демократии и
ответственности перед массами.

Конференция _ подчеркивает  исключи-
тельное значение выборов профорганов на
основе закрытого (тайного) голосования и
обязьтвает партийные организации обеспе-
чить большевистское руководство выбора-
ми и перестройкой всей работы профеою-
зов в соответствии в решениями \Т пле-
нума ВЦСПС.

Вее партийные комитеты. все napratt-
ные организации обязаны обеспечить кон-
кретное руководство комсомолом в пере-
стройке всей его работы по коммунисти-
ческому воспитанию молодежи ‹и. детей,
укренить пионерские и комсомольские ор-
	ганизации в школах, поставить мМассово-
	политическую работу среди учительства,
огралить школу от проникновения В Hee
	вражлебных. антинаролных влияний.
	Развернувшееся в Московской области
культурное строительство (школы, детса-
ты, ясли, благоустройство городов, боль-
ницы) является недостаточным для YAO-
влетворения возросших культурно-бытовых
запросов населения. Конференция прелла-
raer Московскому Комитету партии обес;
печить необходимые меры по ликвидации
этого отставания, особенно меры по бла-
гоустройству районных центров, по pac-
птирению сети театров и кино, больниц,
	тетсалов. бань. прачечных и Т. д.
	Конференция поручает партийным ко-
	митетам уделить 0с060е внимание работе
	по подготовке трудящихся к обороне етра-
ны п укреплять ооганизации Осоавиахи-
ма политически проверенными кадрами,
Конференция предлагает всем партийным
организациям, кажлому коммуниету вее-
мерно уквеплять оборону нашей страны,
окружить нашу родную Красную Армию
еще большей заботой и вниманием, 0е-
речь. как зепицу ока, любимое детище
наптего великого народа — Красную Ap-
uno. Красная Армия была, есть и будет
верным стражем транип нашего социали-
стического тосударства. Она уничтожит
всякого, кто посягнет на великие завое-
вания социализма, на мирный труд’ на-
годов СССР.

TV. Конференпия преллагает Московско-
му Комитету паттии принять необходимые
меры к быстрейшей ликвидации послед-
ствий  тропкиетско-бухаринского  вреди-
тельства. к устранению недонустимого от-
ставания ряда важнейших отраслей про-
мышленности.

Партийные, хозяйственные и профео-
юзные организации обязаны обеспечить
безусловное выполнение произвохственной
программы промытиленноети 1937 года по
всем показателям, развертывая вширь И
вглубь стахановское движение,

Конференция поручает Московскому 06-
ластному комитету партии принять меры
к быстрейшей  ликвилапии последствий
вредительства в сельском хозяйстве Мо-
скоРской области. обеспечить правильное
ведение севооборотов, коренное улучшение
семеноводства и поднятие агротехники 6
тем, чтобы по-большевистски выполнить
указание товарища Сталина ‘0 производ-
стве 7—8 миллиаттов пудов хлеба,
	Аонференция зазепяет ленинско-сталия-
ский Центральный Комитет, что Москов-
ская большевистекая организация, бесто-
щадно разоблачая и уничтожая врагов
народа. будет и впредь . непоколебимой
опорой Центрального Комитета партии.

Большевики Московской области. тесия
сплоченные вокруг Центрального Комитета
HW великого вожля партии и трудящихся
товарища Сталина, вооруженные реше-
НИЯМИ Плевуиа  ленинско-сталинского
Центрального Комитета, ликвидируют He-
достатки в своей работе. выкорчуют и
уничтожат до конца троцкистско-правых
изменников-—этих тгермано-японских шпи-
онов и диверсантов.

Нет тАкой силы, которая могла бы
остановить побелоносное шествие комму-
низма! у

Пол оуковолством ленинско-сталинекого
Центрального Комитета ` партии, под ’руко-
водством великого Сталина ‘вперед, Е но-
вым победам коммунизма!
	А > <> <
	М. И. Ульянова в гробу.
	Сестра Владимира
И льциа
	Ильиничной. Зинаидой Павловной Аржи“
жановской, Р. Образповой и др. Выпуети-
ли М. И в пюне 1904 г. Слежка за ней
была установлена отчаянчая, работать
стало невозможно и она в конце 1904 г.
приезжает в Женеву, где тогда жи?
Ильич. и окунается в острую атмосферу
эмигравтекой жизни того времени.
1905 г. воззращается в Питер и ведет
большую работу среди рабочих. В 1907 г.,
когда надвинулать реакция и стал сужи-
ваться размах работы. М. И. под руко-
водством Ильича берется за перевод «Пи-
сем Маркса в К\угельману» и «Писем к
Зорге».
		ницей. в Женеве и Нариже. где учится
в Сорбонне (она в тому времени хорошо’
знала Французский язык).
	Maong Ильинична остро переживала
	борьбу. которую вел Ильич с отзовиетами,
примпренцами. помогала ему в работе.

1910 году М. И. поселяется в Саратове,
гле в 1911 г. арестовываетея по делу са-
ратовской организации и высылается в
Вологолскхю губернию на 3 года. Там ра-
	ботает среди железнодорожников. собирает
теньги. всячески ‹ помогает укреплению
большевистской партии. М. И, всегда ок-
укала Ильича особой заботой: заботилась
	9б его одежде. питании. удобствах. о том,
чтобы ему не прихолилоеь лумать о мело-
чах быта.
	( марта 1917 г. до весны 1929 т. М. И.
	работает в «Правде». как секретарь. а 1п0-
	TOM как член редколлегии Первые годы
ee работа проходит пол руководством
Ильича. Ее опыт нитрокой работы с мас-
сами, ленинская привычка прислуптивать-
ся к голосу масс сделали ее активным ор-
гапизатором рабкоровско№ лвижения.

Марию Ильиничну знали многие. но 1
она знала массу людей, помнила рабочих.
среди которых когда-то вела работу. пом!
нила рабкоров.

Тяжело переживала М. И. покушения из
Ильича, его тяжелую болезнь и смерть,
Ильича она горячо любила, и он также го-
рячо любил ее. 8 марта 1933 г. она был
натраждена орденом Ленина. На ХГ“ сел
партии она избирается членом ЦКК. потом
вхолит в Президиум ЦКК. борется с извра-
шениями линии партии, вникай во все ме-
лочи. С ХУП с’езла партии-—член Комис
бий Советского Контроля, член бюро №-
миссии Советского Контродя, заведующая
Бюро жалоб. Ha этой работе она как-ю
особенно развернулась. борясь изо всех сил
за линию партии, настойчиво и умело до
биваясь ликвидации всяких ошибок, извра-
щений, мешающих налаживанию советской
работы. Работа эта ее удовлетворяла. 9
была живая помощь  социалистическому
строительству. Сил своих она не жалела,
работала с утра лю 3—4 часов ночи, 68
отдыха, без перерыва. Уже больная, прини-
мала активное участие в работах район-
ной, Московской городской и областной
конференций. Придя на работу с конфе
ренции, она почувствовала недомогание
слегла и уже не встала.

Мария Ильинична с особой любовью
всегда относилась к товарийу Сталину,
понимая всю его роль в деле осушествае-
ния заветов Ильича.

Е Н НРУПСКАЯ,
	И еще: ‘большевистская скромность,
М. И. не нужно было работать над собой,
чтобы выработать в себе эту черту. он
была присуща ей. была ее натурой,
	Она умерла- на боевом посту, прослу-
жив партии. рабочему клаесу больше 40
лет своей сознательной жизни.
	И вот уже нет больше ереди нас этот
кипящего боевой отвагой яркого больше
вика. Не хочется верить, чо неё 01а
больше М. И., этой постоянной сотрудии-
цы Ленина, отдавшей себя беззаветно ве-
ликому делу освобожления  человечеств®
	деду коммунизма, великому делу Ленина—
Сталина.
	H. И. Ульянов. Н. К. Крупская
3. П. Кржижановская. Г. М. Кржи’
жановский. Е. Д. Стасова. М. №
ссен. И. И. Радченко. Л. А, $
	тиева. Р. С. Образцова. П. $. Ку.
	делли. А. Д. Калинина, С. П. Ш
стернина. П. А, Красиков. Я, А
Берзин,  Шелгунов, С. В. №:
лышев. М. И, Гляссер. В. Р. Мн
жинская, Л. Н. Сталь. М. И, Co
ловьева, Моисеев (Зефир).
	12 июня умерла от Еровоизлияния В
мозг Мария Ильинична Ульянова—59 лет
от роду. Вся ее жизнь была неразрывно
связана с жизнью и работой Ильича, Рос-
ла Мария Ильинична в Симбирске (ныне
Ульяновск), отец ее был шестидесятником,
неустанно работавшим на фронте просве-
щения. Семья была очень вультурная И
жила интересами передовой интеллигенции
того времени. Весь тон домашней жизни
воспитывал. Братья и сестры были очень
пружны. Ильич с банних лет как-то 060-
бенно тепло и заботливо относился к млад-
шим—вестре Марии Ильиничне и брату
Димитрию Ильичу, пользовался среди них
громадным авторитетом. Девятилетней де-
вочкой видела М. И., как мать, стзршая
сестра Анна, Ильич, сестра Ольга пере-
живали казнь старшего брата, Александра
Ильнча (8 мая 1887 г.). Ona на вею
жизнь запомнила елова Ильича, сказавные
HM, когда пришла весть о гибели старшего
брата. страстно искавшего путей mepe-
стройки всего общественного уклада, в TO
время, когда только еще начинало зарож-
даться в Фостии рабочее движение. Алек-
сандр Ильич шел еще по старому пути —
пути борьбы одиночек с  безграничным
произволом и угнетением. «Другим путем
нало итти», — сказал Ильич, и М. И.
пошха по другому. ленинсвому пути,

Ильич был арестован в Петербурге в.
1895 г..- когда Марии Ильнничне было
17 лет. Она приехала вместе с матерью и
старшей сестрой в Питер. ходила к брату.
на свиданья, была в курсе начавшего ши-
рюко пазвертыватБея рабочего движения
1896 года. От старшей сестры, от Ильича
училась она тогдашней подпольной кон-
спирации. В 1899 г. в Москве М. И. аре-
стовывается и высылается в Нижний. Вер-
нуршись в Москву, она еще крепче взя-
лась за ‘работу. В начале марта 1901 г.
была олновременно с мужем ‘старшей се-
стры, Марком Тимофеевичем Елизаровым,
арестована по делу московской организа-
дии партий, сидела в тюрьме и выслана
в Самару.

За границей силами Ильича была в то
время организована нелегальная  обще-
русская  сопиал-демократическая газета
«Искра». «Из искры возгорится пламя»—-
таков лозунг «Искры». Пламя это разго-
релось в рёзолюционный пожар. Разгоре-
лось потому, что была в России крепкая
организация, велась неустанная работа по
укреплению связей, организации людей,
Все пирилась пропатанда и агитациа cpe-
ли масе. Мы называли М. И. «медвежон-
Бом» ‚за какую-то особую мололую застен-
чивссть, слившуюся е тромадной убежлен-
вой напористостью. Все чувствовали На
себе ее заботу о людях, к которым она
горячо привязывалась. заботилась 0 каж-
лой мелочи, «Медвежонка» нельзя быле
не любить.

В Самаре М. И. работала в’ груние
так называемых агентов «Искры» вместе
се Кржижановекими, ЧЛенгником, Красико-
вым и другими товарищами, подготовляв-
шими Ц с’езд партни. Когда в 1903 г.
произошел раскол на П с’езде, М. И. соа-
BY We стала на сторону большевиков. Ра-
бота. развертывалась вширь. Приближался
1905 год. В январе 1904 к, М. И. аресто-
вывзется в Киеве вместе с Димитрием
Ильичем, его женой и с сестрой Анной
		себя без остатка, буквально сгорая на ра-
боте, не щадя ни сил. ни здоровья. Такой
она была вею свою жизнь,

‚7 июня до 8 часов вечера она была
на ‚областной Московской- партконференции
и затем, не заходя домой, отправилась
на работу. Смертельная болезнь внезатно
свалила ее. Некогда болеть, некогла во-
	ЗИТЬСЯ © ©с000й, некогда считаться со своим
	подорванным организмом, со своими убы-
вающими силами,

И другая черта М. И., которая проходит
через всю ее жизнь, — это забота о лю-
TAX,

М. И. была обаятельным человеком. в
котором, изумительно сочетались  больше-
вистсвая принципиальность, несгибаемость,
уменье ставить интересы партии выше. все-
Го, 6 мягкостью и 060б0й ильичевекой за-
ботой о людях,

Во всякому человеку она умела просто
подойти. проето помочь, сделать так. чтобы
никто не почувствовал себя -обязанным.
Эта ильнчевская черта была в М. И. осо.
бенно сильна. Великий лозунг Ленина —
	о Р-Р:

_” че a
(талина—заботу о людях—М. И. прежво-
ряда полностью в жизни.
		“Свыше пяти лет мы знали Марию Иль-
иничну, которая возглаваяла Бюро Жалоб
— сначала в ЦВК ВЕП(б) и НВ РЕЙ CCCP,
а затем в Комиссии Советского Контроля.

‘Трудно представить Марию Ильиничну
	сидящей на одном месте; ВБ течение *рабо-
чего лня ее можно: было видеть во . веех
	чего дня.ее можно оыле видеть BO BCEX
комнатах и коридорах Бюро Жалоб. Она
подходила к людям, расопрашивала их,
иногла на месте разрешала жалобу.

Выслушав человека, она записывала его
жалобу в книгу: Тут же отмечалось —
кому поручено заняться  расслелованием
жалобы н срок проверки. Мария Ильинич-
на лично проверяла — точно ли в сроЕ
выполнено ее поручение.

Особенно популярна была Mapa Иль-
инична среди женщин. У нее спрашивали
совета, как поступить в бывшим мужем,
который не платит ‘алиментов, просили по-
мочь получить государственное пособие по
многосемейности и т. д.

Мария“ Ильинична никогда, Jame в
письмах. записках к сотрудникам Бюро
Жалоб не применяла слова «требую». Она
была уверена. что ее просьбы вполне лос-
таточно для того, чтобы жалоба была раз-
решена. И в то же время она не позволя-
ла никому. легкомысленно относиться к
жалобе даже в том случае, если факты
п0сй6 проверки оказывались сомнитель-
ными.

— Не спешите с выводами. посмотрите
еще раз. проверьте, — говорила она, —
может быть, человек прав, может быть, до
истины еще не добрались.

Этим самым Мария Ильинична всегда
напоминала, что речь идет о живом чело-
веке, что нужно тщательно проверить жа-
лобу. прежде чем вынести окончательное
суждение.

Mapua Ильинична ne мыслила своей
работы без привлечения широкого актива,
Она была связана с многочисленными пред-
приятиями. из которых и черпала кадры
своего актива.

Светлый o6pad Марии Ильнничны Улья-
новой у веех, кто близко соприкасалея ©
ней по работе, останется надолго в памя-
ти. Ее преданность партии Ленина—Ста-
тина. непримиримость в втагам нафода,
вея жизнь этой сТфойкой большевички бу-
дет для нас примером.

М БОБЕ.
			дем
Оо
CTR:
	fy
May
Berg
		ОН
	Ц
			.Не стало замечательного партийца. кри-
стально чистого большевика-— Марии Ильи-
ничны Ульяновой, чья жизнь была цели-
ком отдана партии. делу большевизма. Вся
жизнь М. И.—это сплошное горение, бес-
прерывная работа, которой она отдавала се-
бя беззаветно. В замечательный ° семье
Ульяновых, где все от мала до велика бы-
ли революционерами. М. И. была самая
младшая. В 17 лет она уже приобщилась
в революционной деятельности, помогая
Ленину в ето литературной работе по
	него’ таблицы. выдержки из книг и жур-
налов, помогая старшей сестре “Apne
Ильнничне `в °” пересылке ‘материалов
брату в тюрьму, ссылку и за границу;

Из переписки Ленина’ с родными видна
его огромная любовь и забота о семье п
о М. И. Одно время его беспокоит, что она
перегоужает себя учебой. М..И. отвечает
крайне характерной для нее фразой: «Уж
	‚если делать. то делать хорошо». Это не
	детская Фраза, а серьезная Е кото-
рая проходит через вею жизнь М. И. «Де-
лать` хорошо». Во всякое дело, какое
ей поручала партия, М. И. вкладывала