а июня 1946 г., № 569 (471),
	По страницам
авиационных
eazem
	ДВЕСТИ КИЛОМЕТРОВ
НА ОДНОМ МОТОРЕ
	Летчик Аникитин выполнял упражнения
в составе группы. Пролетев 500 километ-
ров, Аникитин заметил, что в левом моторе
падает давление масла и быстро повышает.
ся температура. С маслосистемой творилось
что-то неладное.

Летчик все свое внимание сосредоточил
на режиме работы левого мотора, Малей-
шая оплошность могла закончиться выво-
дом мотора из строя. Давление продолжало
падать. Когда стрелка манометра стала по-
казывать меньше трех атмосфер, Аникитин
затяжелил винт, выключил зажигание, 34-
крыл боковые и лобовые створки. Машину
стало кренить и заносить влево. Тогда Ани-
китин прибегнул к триммерам и с их по-
мощью несколько облегчил себе управление
самолетом. Правый мотор работал нормаль-
но. Самолет шел без потери высоты,

Убедившись в том, что он сумеет доле-
теть до промежуточного аэродрома, который
выл расположен в 200 километрах от эт-
то места, Аникитин доложил командиру

группы о состоянии самолета и попросил у
него разрешения продолжать полёт, Разре-
шение было дано.

Вскоре группа появилась над промежу-
точным аэродромом. Встав в круг, Аники-
тин произвел расчет на посадку. Воробоч-
ку он построил с разворотом в сторону ра-
ботающего мотора. Посадка была соверте.
на благополучно. При осмотре мотопа ока-
залось, что лопнул дюрит масляной маги-
страли и масло вытекало наружу. («Нры-
лья Советов»).

ра
	ВЕТЕРАНЫ ВОИНЫ
ОБОБЩАЮТ ОПЫТ
		CTANHHCK HA
	Рано утром над полигоном появляются штурмовики. Экипажи
ные цели. Одна группа самолетов сменяет другую... Каждый д.
идет напряженная боевая учеба. Летчики занимаются в класс
на полигон Летняя учеба в разгаре. На снимке: группа «ИЛ-10»
	на полигон. Летняя учеба в разгаре. Па
полиговом после выполнения задания.
	Шлоды неорганизованности.
°— И формализма. .
	На летно-тактической конференции в штурмовом авиаполку
	Ничего подобного в докладе не бызо,
хотя в части имеются - поучительные
образцы взаимодействия.
	Разумеется, такие доклады ничему не
учат, не развивают тактическую мысль,
а следовательно, и не достигают цели.
Вопросы военной смекалки, инициативы,
храбрости, хитрости, дерзости, проявле-
ния воли и решительности должны #3
конференциях найти яркое и тактически
грамотное изложение. ,
	В Великую Отечественную войну
штурмовики действовали в основном в 60-
ставе звена и эскадрильи. На. конферен-
ции же пренебрегли опытом действий
мелких подразделений. В докладе не нашла
также отражения роль старшего летчика и
командира звена.

Как подготовлены были содокладчики?
Одним из них выступил Герой Советеко-
то Союза гвардии лейтенант Плешаков.
В его задачу входило дополнить основной
доклад тактическим разбором вопроса о
строях и боевых порядках, применявших-
ся штурмовиками при прорыве «Голубой
линии». Тов. Шлешаков чистосердечно
признался, что этот вопросе он знаот
плохо, ибо пришел на фронт накануне
прорыва и мало что понимал, так как
совершал тогда только первые боевые
вылеты. Лучше было бы эту тему дать
другому участнику операции. В крайнем
случае, если очень необходимо было вы-
ступление именно тов. Плешакова, нужно
было у участников операции собрать не-
обходимый материал из истории части и
отчетов о боевой работе и дать’‘ему для
анализа. Гвардии лейтенант Плетаков—
ныне опытный. летчив -— выступил на
конференции робко, поверхностно и лишь
только потому, что ему не помогли под-
готовиться. Он не дополнил тов. Баути-
на и далеко не использовал ‘того време-
ни, которым располагал по регламенту.
Такими же и даже еще хуже былин
остальные семь содокладов.

Кроме докладчика и содокладчиков, на
конференции никто не выступил. —

Конференция закончилась. Конепекты
	полнении еще одного пункта месячного
плана учебно-боевой подготовки.

Летчикам, стремящимся освоить опыт
Великой Отечественной войны, нужно
другое. В частности. по, теме о содей-
ствии наземным войскам при прорыве
обороны, помимо разбора специфических
вопросов работы штурмовиков,  Ha-
до было подробно рассказать © совре-
менном наступательном бов наших войск,
0б организации обороны иностранных ар-
МИЙ.

Уместно сказать и 0 TOM, когда
именно следует проводить конференции.
Вся система наземной подготовки в. ч8-
сти подчинена интересам. летно-тактиче-
ских учений. Нам кажется, что конфе-
ренция должна представлять с0б0ю за-
вертающий акт в изучении всех Ma-
териалов и проводить ее необходимо до
летно-тактических учений, 8 никак He
после. ;

Изучение боевого опыта имеет перво-
степенное значение. Им должна быть
пронизана вся учеба.  Летно-тактиче-
ские конференции призваны помочь лет-
чикам, штабам и командирам теоретиче-
еки осмыслить все, что делалось в части в
боевых условиях, . собрать драгоценные
	крупинки боевого опыта и на основе его
провотить подготовку личного состава.
	Гвардии капитан
С. КУЗЬМЕНЫО.
	Северная группа войск.
(От наш. корр. по. телеграфу).
	Параллельно с  летно-тавтическими
учениями авиационные ‘Части проводят
сейчас теоретические конференции 0
обобщению опыта минувшей войны.
Летчики, штурманы и авиационные спе-
цизлисты отбирают из фронтового опыта
все то, что может пригодиться Им
для боевого обучения и воспитания. Mo-
лодые воины на этих конференциях рас-
ширяют свой военный кругозор, познают
особенности современного боя.

Между тем следует отметить, что
некоторые конференции не соответствуют
своему назначению. Постараемся подроб-
но разобрать одну из них.

Твардейский штурмовой полк изучает
действия «ИГов» при прорыве обороны
противника. Жонференция проходит и9-
сле окончания летно-тактического уче-
ния. Внешне все кажется подготовлен-
ным и продуманным: есть план, схемы,
чертежи. Конференция проводится Ha
базе опыта, накопленного ‘при прорывз
сильно укрепленной обороны немцев Ha
«Голубой линии» в 1943 году.

Основным докладчиком выступает
подполковник Баутин.

_ — Я расскажу вам то, что знаю, —
начал он, — пусть меня дополнят дру-
гие товарищи в порядке зосноминаний.
Весь опыт, о котором будет здесь рассказа-
но, должен дойти до каждого присутет-
вующего и претвориться в жизнь.

За этим предисловием следует  трех-
часовой доклад. Баутин много говорил о
важности изучения опыта в свете курса
боевой подготовки, останавливался на
системе обороны иностранных армий, &
о «Голубой линии» сообщил слушателям
только то, что она была построена на
глубину в девять километров. ХДокладчие
ечел излишним давать характеристику
обороне и силам противника на «Голу-
бой линии», ссылаясь на То, что участ-
ники конференции сами это прекрасно
помнят, i

Переходя в существу темы, тов. Bay-
тин кратко и довольно общо воспомнил
лишь 0б основных этапах сражения в ку-
банском небе. .

Не более поучительной для слушателей
была: и заключительная Часть доклада.
‚— Что требуется от нас? — спраши-
вает тов. Баутин и отвечает: — В совер-
птенстве оттренированная индивидуальная
техника пилотирования, соблюдение дис-
циплины строя.

Мы думаем, что не таким должен быть
доклад на конференции. Сейчас, = когда
обобщается боевой опыт, простое повест-
зование о боевом нути никого не может
	‘уловлетворить. Работа конференции дол”
жна быть пронизана конкретным,
целеустремленных = изучением _ боевого
	ee я У Зе Ч ея

опыта, стремлением раскрыть своеобразие
тактики, принестей нам победу, выявить
ошибки.-и причины неудач.

На повестке дня конференции стоял
вопрос 0 действиях штурмовиков.
В ‘части имеется колоссальный мате-
риал на эту тему. Следовало не только
огоаничиться изучением боев на
«Голубой линии», но и отобрать яркие
п поучительные примеры из других опе-
раций.

Тема требовала, чтобы в докладе бы-
ла показана неразрывная связь действий
штурмовиков в ° действиями наземных
войск. Надо было ввести слушателей в
куре событий, подробно об’яснить им,
что представляла 6в0бою местность, како-
ва ‘была обстановка на земле и В в03-
духе к моменту разбираемого вылета,
какую задачу получила группа, кто и
как выполнял ее в динамике боя. Обяза-
тельно нужно было показать, каких Pe-
зультатов добилась группа, сделать соответ-
сетвующий вывод,

: Экипажи бомбят и обстреливают пушечно-пулеметным огнем задён-
Каждый день в соединении генерал-майора авиации Л. Коломейцева
я в классах, отрабатывают технику пилотирования в зонах, летают

«ИЛ-10» (ведуший—Герой Советского Союза майор С. Куфонин) над
	 Снято с борта самолета подполковника М. Корзинникова нашим спец. фотокорреспондентом капитаном М. Руновым.
	Еще солнце не успело спрятаться за го-
ризонт, а на аэродроме уже кипела работа.
В эту ночь экипажам Н-ского гвардейского
бомбардировочного авиаполка предетояло
решить сложную задачу. Они должны. бы-
ли совершить полет на большой высоте, а
затем. снизиться и сбросить бомбы на. цель.
Сложность состояла ещеи в том, что надо
было не растягиваться на маршруте, не де-
тать больших пауз в бомбометании, & дер-
жать цель под непрерывным воздействием
с воздуха. Вот почему с особой тщатель-
ностью велась предполетная подготовка.
	По условиям задачи на борту каждого
самолета должно было быть подвешено’ по
четыре бомбы. Вооруженцы быстро enab-
дили бомбардировщики «сотками». Техни-
ки самолетов. и прибористы внимательно
готовили в полет материальную часть.
	эЭнергичнее всех трудился экипаж. гвар-
тии старшего лейтенанта Андриенко. Ему в
	этот раз было поручено произвести развед-
	ку погоды и о замеченном на маршруте
докладывать на командный пункт.
	Перед взлетом командир полка еще: ‘раз
обратил внимание экипажей на особенно-
сти полета. В частности, он раз’яснил мо-
лодым летчикам и штурманам, как лучше
использовать запас кислорода в полете. на
большой высоте.

— В случае, если у кого-нибудь отка-
жет кислородный прибор, —— указал ‘лет-
чикам командир полка, — вы должны бу-
дете резко снижаться до 4.000 метров, а
после этого перейти ‘к нормальному сни-
жению.

Штурман полка. тварлии ‘майор Домарац-
кий, желая проверить. умение молодых
штурманов точно производить навигацион-
	ные и бомбардировочные: расчеты, репгил

о А да
	НОЧЬЮ НАД ЦЕЛЬЮ
	Славный боевой путь в Великой Отече.
	дать веем экипажам по три одинаковых   Несколько секунд напряженного внимания,   ственной войне прошла Н-ская  бомбарди-
	курса для промера ветра. Он взял
	этого курсы 285, 130 и 40 градусов,
на которых в эту ночь намечалось HaH-
	большее ‘усиление ветра.
Радисты тоже получили указание от на-
	чальника связи гвардии. капитана Бонди-   ру!
на Их обазали неметленяо связываться . с   НИЕ.
	землей и четко  передазать на ключе с000-
	щения командиров кораблей о ходе выпол-
нения задания.
	:;..Ракета. Еще одна. Это руководителт
полетов предупреждает о начале работы
старта. Первым рулит свой «Ильюшин-4»
летчнк Андриенко. Точно выдержав  на-
	летчнк Андриенко. 1очно выдержав  Ha-
правление. по кострам, он отрывает маши-
	НУ и устремляется в темноту.
	Ha ВП недолго пришлось ожидать пер-
вого сообщения е борта самолета развед-
чика погоды.
	— На маршруте ясно. Нродолжаю по-
лет, Набираю высоту, — сообщил Андриен-
ко.
	Вскоре через установленные интервалы
времени стали взлетать и ‘другие экипажи.

В полете ‘внимание экипажей было под-
чинено точному выполнению задания: на-
бору высоты до 5.000 метров. выдержива-
нию профиля и маршрута полета, отыска-
нию цели и точному выходу на. нее по’вре-
мени. . =

Первым, как и следовало ожидать, достиг
полигона бомбардировщик, пилотируемый
гвардия старшим лейтенантом Анлриенко.
Радист уже успел сообщить на ВП о co-.
	стоянии погоды над целью; Штурман гвар-
	дии старший лейтенант Довженко стал ло-
	ворачивать самолет” в нужном направлении.
	Бомбардировщики — на боевом курсе.

для   И штурман с помощью боковой наводки при   уовочная часть. Грозные «Петляковы» ра-
‚  целилея, а затем, точно бросив бомбу, по-   зили врага. у Лнепра, Вислы, Одера
		в небе Берлина. Сейчас ветераны — воины
	Андриенко увел самолет, чтобы дать воз- обобщают опыт боевых действий. Собрано
ность зайти на цель другому, только   более десятка описаний боевых эпизодов.
	что подоспевшему экипажу, а сам стал в  Интересна работа лептенанта шик
EDYY IIA повторного захода на бомбомета- о боевых порядках смешанных групп
	боевых порядках смешанных групп на
маршруте и в районе цели. Старший лей-
тенант Шутов написал о сборе группы
	после нанесения бомбового удара. Капитан
	Так. чередуясь по времени, заходили на   Тенант Шутов написал
	06’ект бо\бометания и пругие экипажи.
	IIE le I

— Теперь нала очередь, — сказал лет-  Моисеев разработал тему: «Разведка желез-
чику штурман гвардии младший лейтенант   Нодорожных станций И перегонов». Важ-
	Марчук, глядя на часы.
	дый тактический прием он снабдил хорошо
подготовленной схемой.

Лейтенант Тумаков описал действия зво-
на в составе девятки по артиллерийско-
минометным батареям противника на огне-
вых позициях. Автор привел несколько
интересных примеров из берлинской. оперз-
ции, участником которой он был.

Работники штаба систематизируют посту-
паютие к ним материалы. Ими также
	Марчук впервые соверттал полет на
большой высоте, но, умело распределив
кислород в полете, не испытывал голода-
ния и чуветвовал себя хороно. Над целью
он действовал успенно -— точно сбросил
	он действовал успешно — точно со
все четыре бомбы в заданный об’ект.
	Raman самолет появлялся над целью Работники штаба система”
несколько „раз. И каждый раз. сбрасывал по пающие к ним материалы.
	одной бомбе. Будь это не учебный политон,   пользуются и руководители занятий с лет-
а настоящая поль, противник понес бы  ным составом. («Доблесть»).
	*
НОЧНОЙ БАТЧЛЕР
	исключительно. больттие потери.
	Поздно ночью экипажи возвратились на
свою базу. На следующий день на разборе
полетов командир полка гвардии майор
‘Соляник лал высокую оценку качеству вы-
	полнения учебно-боввого задания летчика-
‘ми, Лучшим экипажам он об’явил благодар-
ность. В. числе заслуживших  поошрение
командира — экипажи Героя Советского
Союза гвардии капитана Гросул, гвардии

эаторское предложение — Сода
ночной — авиационный тренажер-батч-
лер, предназначенный для тренировки

штурманов в измерении угла сноса, путе-

вой скорости и в бомбометании. Принцип
этого предложения состоит в том, 4TO
обычный проекционный аппарат лает на
	капитана Боханцева, гвардии
лейтенанта Андриенко и другие.
	сТарШето   кране движущиеся изображения цели,
	Предложение тов. Дахновского призна-
	HO весьма полезным. Бведение cro. B
учебную практику поможет штурман-
скому составу в совершенстве овладеть
	бомбометанием. («Нрасный сонол»),
	Гвардии младший лейтенант Дахнов-
ский (Н-ская авиачасть) внес рапионали-
	Эту ночную «операцию» гвардейцев по-  Но весьма
	хвалил и вомандир соединения.
Газолии майор И. ВОЛОНИТИН.

Военно-воздушные силы СТА *)
	4. Тактика
истребительной
	подниматься в воздух, расходовать горючее
и ослаблять последующие удары по бомбар-
дировщикам. В подобных операциях истре-
бителям предоставляется полная свобода
действия и возможность ввязываться В бой
с каждым, ветречным самолетом врага.

Наибольший успех операции по изматы-
ванию противника достигается в тех слу-
чаях, когда она проводится истребителями-
бомбардировщиками. Если даже противнику
известно, что эти действия имеют диверси-
онный характер, он все же вынужден ор-
ганизовать перехват истребителей, посколь-
ку они вооружены бомбами. Обычно такие
операции проводятся на больших высотах,
но в тех случаях, когда осуществляется
прикрытие своих войск на поле боя или
очистка района в воздухе от неприятель-
	ских самолетов, они протекают на.фазных,
	даже небольших высотах.
	ют в бой только тогда, когда прикрывае-
мые ими бомбардировщики зтакуются само-
летами противника.

Сравнительно‘ небольшой радиуе дейетвия
истребителей ограничивает их возможности
для сопровождения бомбардировщиков или
истребителей-бомбардировшиков на BCH
дальность полета последних. В большинстве
же случаев требуется, чтобы истребители
вопровождали бомбардировщикой в течение
всей операции.

При сопровождении бомбардировщиков,
участвующих в операции в глубоком тылу
и над сильно обороняемой территорией про-
тивника, наряжается несколько отдельных
(иногда 6—8) групи истребителей, которые
по очереди вылетают в определенное время
для встречи и сопровождения бомбардиров-
шиков на небольшом отрезке их маршрута.

Для сопровождения бомбардировщиков,
совершающих, например, налет на об’ект,
лежащий в 800 километрах от аэродромов
вылета, обычно требуется ие менее четы-
рех отдельных групи истребителей сопро-
вождения. Место их встречи с бомбардиров-
шиками устанавливается заранее. Одна
группа истребителей сопровождает бомбар-
дировщиков на первом этапе маригрута над
территорией противника. Ее сменяет вторая
группа. Следующая группа, состоящая из
истребителей дальнего действия, прикры-
вает бомбардировщиков над целью и на
первом этапе обратного маршрута. Если за-
пас горючего истребителей дальнего дейст-
вия окажется недостаточным для сопровож-
дения бомбардировщиков по всему обратно-
му маршруту, то они могут быть сменены
еще одной группой таких же истребителей.
Она сопровождает бомбардировщиков до
встречи с группой легких истребителей,
которые эскортируют тяжелые самолеты до
своей территории. ;

В конце второй мировой войны на Воору-
жении американских военно-воздушных сих
появились истребители дальнего действия
[1-38 «Лайтнинг» и [-51 «Мустанг» с под-
весными дополнительными баками, что дало
возможность увеличить дальность полета
этих самолетов до 3.000 километров.

Весьма часто неносредственно перед на-
чалом бомбардировочной операции труппы
истребителей очищают небо от воздушного
противника, летая над его базами и втя-
гивая самолеты в воздушный бой. Эти на-
леты заставляют истребителей противника
	торами, то навстречу ему вылетают также   оказывает управление эскортом истребите-   ника, число прямых попаданий бомб в цель
	Новые радиосредства сильно изменили
тактику американской истребительной авиа-
ции не только в системе противовоздушной
обороны, но и в ряде действий тактического
порядка. Американские военно-воздушные
силы располагают рядом источников и пу-
тей получения информации о вылете непри-
ятельских самолетов и их приближении к
об’ектам действия. Важное место занимают
радиолокаторы, действующие в пределах
около 2(0 километров. Вывает, что о вы-
лете бомбархировщиков противника на one-
	рации сообщают агенты-развелчики, нахо-
	хящиеся далеко за пределами действия ра-
циолокаторов. Иногда информация о прово-
Димой неприятелем операции поступает од-
новременно с вылетом его самолетов на бом-
бардировку.

Многочисленные сведения о полете’ са-
молетов в направлении  обороняемой терри-
тории проверяютея в фильтровочном цент-
ре. Обработанные материалы из этого цент-
ра немедленно поступают в “другой центр
— информационный. где’`наносятся на лос-
	ку-карту, причем выясняется. свои лн это
самолеты или неприятельские. Нели ока-
жется, что самолеты принадлежат против-
нику, то контролер лает приказание эскад-
рильям истребителей подняться в воздух
для отражения атаки. Обычно самолеты
вылетают на перехват через 60-—90 секунд
после получения приказания из andopma-
ционного центра.
	Каждое соединение тактической авиации
имеет тактический центр, который посред-
ством радиосвязи Управляет дёЙетвиями
истребителей, истребителей-бомбардировщи-
ков и разведчиков. Такие центры имеют
широко развернутую проволочную и беспоо-
волочную связь с аэродромами, войсковыми
наземными наблюдателями, радиолокатора-
ми, пеленгаторными  радиостанциями, авиа-
частями, взаимолействующими с войсками,
высшими штабами и другими военными,
морскими и гражданскими органами. ‘Эти
центры ведут подробную оперативную кар-
ту, на которой полностью отображается
	воздушная обстановка на данный момент.

При проведении стратегической операции
возникает необходимость, чтобы свои бом-
бардировщики были во-время предупрежде-
ны 0б активности противника, с которым
они могут ветретиться на пути полета к
об’екту атаки. Здесь существенную помощь
	ную операнию вылетели два бомбардиро-
вочных соединения, сопровождаемые эскор-
	кого об’екта, данные о передвижении и со-
	тами истребителей. Каждое соединение ле- средоточении неприятеля на его территории,
тит к цели своим ‚маршрутом. Олно из них районы сильной обороны противника и дру-
		He встречает сопротивления противника.
Другому, наоборот, неожиданно оказано
	ожесточенное сопротивление. В этом случае   то
	контролер, находящийся на земле, направ-
ляет часть истребителей сопровождения
первого соединения ко второму.
	авиации

_ Тактика истребутельной авиации США
зависит от театра военных действий, от
летно-технических данных самолетов и от
таклики противника. Во время войны аме-
риканская истребительная авиация действо-
вала на разных театрах, в различной бое-
вой обстановке. Поэтому и требования к са-
молетам-истребителям, действовавшим В
той или иной местности, были разные. Аме-
риканские истребители часто модифициро-
вались, что облегчало их использование В
различных условиях.

В первую мировую войну „придавалось
большое значение индивидуальным боям
охиночных истребителей, а во второй миро-
вой войне таким боям в американских воен-
Но-воздушных силах отводили Второстенен-
ную роль, и одиночные истребители дейст-
вовали только ночью. Американские истре-
бители ведут воздушный бой в паре или в
составе подразделений численностью в 4,
6. 8и больше самолетов. Имеются два 0с-
новных вида построения истребителей в
воздухе: сомкнутый (нормальный) бое-
вой порядок и разомкнутый. В сомкнутом
строю между самолетами сохраняются -ин-
первал и дистанция, допускающие ©вобод-
ный маневр машины; Всё самолеты осуще-
ствляют взанмную отневую поддержку. Этот
порядок применяется в воздушном бою:

_ При полете в разомкиутом боевом поряд-
ка отдельные подразделения A самолеты
находятся в тактическом взаимодействии
между собой и в момент взаимной огневой
поддержки производят сближение. В этом
строю летящие рядом подразделения не те-
ряют друг друга из вида. Такой боевой по-
	рялок применяется при патрулировании и
	поиск.

Поддержка бомбардировщиков истребите-
лями может быть эффективна при условии,
что последним будет обеспечена возмож-
ность сосредоточивать огонь в необходимом
направлении. Удаление истребителей от
прикрываемого ими соединения бомбарди-
ровщиков определяется относительной ско-
ростью полета, численностью эскорта и уе-
зовиямг видимости, Истребители ветупа-
	*) Окончание. Начало см. «Сталинский
	сокол» № 1 и 65.
	В период второй мировой войны аэрофо-
торазведка в американской авиации слу-
жила хорошим средством получения дан-
ных 0 противнике. Аппаратура, исноль-
зуемая воздушными разведчиками. вклю-
	Такая система, по мнению американцев,   ЧАает разнообразпые камеры, предназначен-
	обеспечивает защиту бомбардировщиков
от истребителей противника.
	5. Разведывательная
авиация
	ные для высотной с’емки, с’емки с очень
малых высот, при полетах на больших
скоростях, для инфракрасной с’емки, с’емки
для составления карт, цветной и ночной
аэрос’емки. Данные аэрофотое”емки состав-
ляют основную часть информации о про-
THEHHKe, используемой в американских во-
оруженных силах при планировании опе-
раций воздушных, наземных п морских сил.

Основными типами самолетов, состоящих
на вооружении пазведывательных военно-
воздунтных сил США, служат самолеты
Ф-4. Ф-5, Ф-6 и Ф-7. Каждый из этих са-
молетов имеет особое назначение и соответ-
отвующее ему оборулование. Разведыватель-
ные самолеты Ф-4 и Ф-5 предназначены
для семки отдельных об’ектов с больших
высот в тылу противника. Эти самолеты пе-
педвланы из двухмоторного истребителя
П-38 «Лайтнинг», с которого снято все во-
оружение. Самолет Ф-4 оборудован четырь-
мя и Ф-5— пятью фотоаппаратами для пло-
щадной и перспективной с’емки. По сравие-
НИЮ С П-38 разведчик Ф-5 имевт скорость
	полета на 15 км/час больше, то- есть около
150 км/час.
	Самолет Ф-6 представляет собою один из
вариантов известного истребителя 1-51
«Мустанг». На этом самолете фотооборудо-
вание также установлено вместо вооруже-
ния. Пилот ведет разведку визуально, но в
случаях, требующих подтверждения виден-
ного, применяет фотоаппарат.

Разведывательный самолет Ф-7 переделан
из четырехмоторного бомбардировщика В-2,4
«Либерейтор». (Самолет оборудован одиннад-
цатью фотоаппаратами, из пих один строен-
ный, дающий одновременно три снимка.
Дальность полета Ф-7 больше, чем у Б-24
(2455 км.), так как на нем вместо бомбар-
дировочного оборудования Установлены до-
	Полковник Н. ЧИСТОВ.
	полнительные баки горючего.
вопросы: тактика противника в. воздухе. тел р
	rr i 2 is

число сбитых в воздухе самолетов против-
	Разведывательная звиация выполняет
вспомогательные задачи и поэтому по сво-
ему значению стоит в одном ряду со слеци-
альными слОжбами военно-воздушных сил
США. Для получения информации о против-
нике разведывательная авиация пользуется
фотос‘емкой, а иногда — ограничивается
наблюдением. Воздушная разведка делится
на стратегическую и тактическую. Стра-
тегическая разведка ведется посредством
аэрос’емки с больших высот, и обычно к
ней прибегают органы, разрабатывающие и
руководящие стратегическими операциями.
Тактическая разведка проводится на сред-
них и небольших высотах в соответетвии
с требованиями штабов и войск, действую-
щих в тактической зоне.
	Действия разведывательной авиации, как
правило, предшествуют действиям бомбар-
дировщиков наземных и морских сил. Дан-
ные воздушной разведки дополняютея све-
дениями из других источников разведки,
применяемыми при планировании и про-
ведении стратегических операций. Разве-
дывательные данные широко используются
для инструктировавия экипажей перед
вылетом.
	Разведывательная авиация действует в
тесном. контакте с разведывательной служ-
бой военно-воздущных сил США, собираю-
щей всесторонние данные о противнике.
Офицеры разведывательной службы инет-
руктируют экипажи перед их вылетом на
задание. Они же ведут опросе экипажей
всех видов авиации по их возвращении с
полета. Особенно интересуют их следующие
	Истребители соверптают также беспокоя-
щие налеты — одиночными самолетами, в
	ночное время. Истребитель может прим-
кнуть к неприятельским бомбардировщи-
кам, возвращающимея с выполнения зада-
ния, лететь вместе с ними до аэродромов
противника и тамлатаковать их бомбами И
огнем своего оружия. Беспокоящие дейст-
вия совершаются 1 иже в тлубоком вра-
жеском тылу по различным целям,

Ночные. истребители, предназначенные
для перехвата неприятельских самолетов,
имеют небольшой радиус действия, сильное
вооружение и высокие тактические дан-
ные. Когда проводятся операции по пере-
хвату этих самолетов над своей террито-
рией, в некоторых зонах ПВО ‚используются
радиолокаторы.

Радиолокаторы дальнего действия засека-
ют противника, направляющегося в район
авиабазирования, и сообщают о нем своим
истребителям. Направление полета непри-
ятельских самолетов указывается специ-
эльными контролерами истребителям, выле-
тевшим на перехват, для’ того, чтобы
вплотную подвести истребителей вк против-
нику и по возможности сзади него. Оказав-
шись вблизи вражеских самолетов, истре-
битель включает свой радиолокётор, дейст-
вующий на коротких дистанциях. В тб’ же
время оператор наземного радиолокатора,
держа связь с истребителем, указывает ему
момент, когда он приблизится к вражескому
самолету на дистанцию выстрела. Если п®о-
ТИвВНИк войдет в зону, освешаемую прожек-