8 июня 1946 г., № 569 (471).
	В НОВОЙ ПЯТИЛЕТКЕ_
	Накануне `горьковских Onell)
	Памяти великого
	ВАЖНЕИШИЕ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
	О самообразовании офицеров
одного авиасоединения
	Во следует, однако, заметить, что еще не
теревелись и такие офицеры, которые,
кичась своими заслугами, не учатся, не
берут книгу в руки. a a

№ числу таких зазнаек; не желающих
учиться, относится гвардии техник-лейте-
	нант Исаченко. 0 его «знаниях» нетруд-
	Но судить по такому анекдотическому фак-
ту. На инспекторской проверке ему был
задан вопрос, какие он знает республики
в Закавказье. Исаченко самоуверенно от-
	в оакавказье. Исаченко самоуверенно от-
ветил:

— Молдавия, Узбекистан, третью не
помню...

Недалеко ушел от Исаченко и твардии
младший лейтенант Баранчук. Его попро-
сили показать по карте, где находится
Караганда. Он несколько` минут беспомощ-
HO шарил по карте пальцем и указал. на...
Кольский полуостров.

Гвардии старший лейтенант  Варсанохов
бахвалится тем, что не читает книг, и счи-
тает это лишним занятием.

—= Летать умеем. а университеты не
нам кончать, -—— такова его.. житейская
«философия». :
°С Варсаноховым беседовали, пытались
воздействовать на него.

— Один я не в состоянии ничего вде-
лать. Помотите, — твердил он.

Стали выяснять, какая нужна помощь»
Помогли. Но ничего из этого не вышло.
Ок взял книги, ‘обещал заниматься, но
даже и не заглянул в них. Неужели у
Варсанохова нехватает способностей? 0т-
нюль нет. Просто человек не желает пре-
одолеть леность мысли, не хочет поду-
мать над книгой. Смысл же его хныкания
заключается в том, чтобы кто-то с ним
без конца няньчилея или—еще лучше—
за него учился.

Варсанохов и ему подобные уподобля-
ются одному из мебезызвестных героев гу-
бернских очерков Салтыкова-Шедрина. «Я,
милостивый государь, — рассуждал этот
терой, — ‘человек He простой, я хочу,
чтобы не-я пришел к знанию, & оно ме-
ня нашло, я ме люблю корпеть над кмиж-
кой, клевать по крупице, но не прочь
был бы, если бы нашелся человек, кото-
рый бы знание влил мне в толову ков-
шом».

Учеба — не самоцель. Офицеры долж-
ны учиться для того, чтобы уметь разби-
раться в политических событиях, чтобы не
отстать от жизни, от развития техники,
чтобы лучше работать, лучше воспиты-
вать подчиненных.

Конечно, не каждый. может попасть в
высшее учебное заведение, но долг любого
офицера — постоянно осваивать военное
дело, совершенствовать свое ‘боевое мастер-
ство, овладевать теорией марксизма-лени-

В. СОКОЛОГОРСКИЙ.
Б ПЕРЕЛЬМУТЕР.
	Одесский военный округ.
_(От ваш: ‘спец; корр. ‘по телеграфу).
	Командир звена гвардии лейтенант Ян-
гаев — отличник боевой и политической
подготовки. Достиг он этого кропотливым
трудом, упорством,  прилёжанием: Четкое
и разумное планирование рабочего дня
позволяет Янгаеву выкроить время и для
учебы в высшем ‘учебном заведении и
даже для чтения художественной литерату-
ры. Он заочник исторического факультета
Одесского педагогического института.

Систематическая _ учеба положительно
сказывается на ето работе. Как хорошо
подготовленному офицеру, ему поручили
руководить группой политзанятий.

Гвардии лейтенант Янгаев — не ис-
ключение. Многие офицеры, а также зна-
чительная часть сержантов Н-ского авиа-
ционного соелинения заочно учатся в ин-
ститутах и университетах. Гвардии капи-
тан Дьяченко, например, — заочник 3-го
курса географического факультета Одес-
ского университета. На историческом фа-
культете Одесского университета заочно
учатся гвардии инженер-капитан Сочнев
и комсорг подразделения гвардии старший
сержант Синицкий. Политработник гвар-
дии майор Рассоха занимается заочно в
высшей военно-политической школе. В ие-
му часто обрашаются офицеры за ком-
сультациями, у него всегда можно достать
нужную книгу, учебник. Ряд товарищей
готовится к поступлению в военно-возду-
ные академии, авиационные институты.

Командование соединения всячееки идет
наветречу тем, кто учится. Достаточно co-
слаться на такой пример. Гвардии erap-
пий сержант Синицкий опаздывал на зим-
нюю экзаменационную сессию. Командо-
вание приняло вее меры к тому, чтобы
тов. Синицкий во-время попал в универ-
ситет. т

В старину говорили: «Солдатская нау-
ка — немудреная штука». Тогда это, мо-
жет быть, и верно было, но сейчас, когда
армия оснащена новейпеим вооружением,
без знаний невозможно двигаться вперед.
Знания эти, разумеется, должны быть не
односторонними. Надо отлично владеть
техникой, быть идейно вооруженным, уметь
разбираться в политической обстановке. И
AIA TOTO, кто хочет учиться, нет преград,
тот всегда найдет условия и время для
самостоятельных занятий. Мирные усло-
т позволяют постоянно работать. над. с0-
ой

Регулярно идут занятия в дивизионной
школе партийного актива. Влассы школы
оформлены наглядными пособиями, карта-
ми, диатраммами, схемами. Занятиями ру-
ководит квалифицированный преподава-
тельский состав, обладающий большим
опытом партийно-политической работы.

Слушатели школы заметно выросли
политически и идейно, приобрели навыки
самостоятельной работы над книгой, научи-
лись правильно решать мнотообразные во-
просы партийной жизни.

Показателен рост летчика гвардии лей-
	тенанта Брыжника. Было время, котда он
плохо разбирался даже в текущей поли-
	тике. Но вскоре он понял. что с Таким ба-
	гажом далеко не уйлешь, что нужно учить-
ся. Й Брыжник начал изучать. историю
РЕП(б). Когда он стал политически более
подготовленным, ему доверили  ответет-
венную партийную работу — napropra
	подразделения. (06 идейно-политическом
росте тов. Брыжника говорит и такой
факт. Во время подготовки к теоретиче-
	ской конференции. ему поручили одну из
трудных и сложных тем ——- происхожде-
ние и характер второй мировой войны.
Разрабатывая эту тему, Брыжник не стал
		-ровок,; а постарался глубоко осмыслить
подобзанный им обширный материал и из-
ложить его своими словами. В результате
получился интересный, содержательный.
доклад,  свидетельствующий о политиче-
ской зпелости летчика-коммуниста.

Можно привести немало примеров серьез-
ной и вхуичивой работы офицеров над со-
бой. Самообразование стало для них основ-
ным средством повышения уровня военных
и политических знаний, развития общей
		КУЛЬТУРЫ.
	мелезнодлорожный транспорт
	пюбопытна запись. комиссии,  составляв-
ней предложения о железнодорожном стро=
ительетве в 1913 году. «Сооружение Юж-
но-Сибирской магистрали прежде всего дает
возможность. использовать. пох. перебеле-.
ние крестьян ‘из ‚малоземель ых. губерний
Европейской России ‘свыше 9 миллионов”
десятин удобной земли». Но. это. ий
ние повисло в воздухе, Й только:
Октябрьской революции. и совеем Не © г
целью, о которой говорилось в” предложе-.
нии инженеров, началось здесь строитель-.
ство. Дело в том, что эти заповедные ме-”
ста таили в себе много ценных ископае-’
мых, в частности уголь, медь, марганец.
В годы сталинских пятилеток были поз
строены железнодорожные линии до Маг-
нитогорска и Караганды, в глубь Вузбас-
са, к Балхашекому и Джезказганскому
месторождениям медных руд. Они явились
нервом созданной здесь второй угольно-ме-
таллургической базы на Востоке. -
Когда закончится строительство Cra-
линско-Магнитогорской магистрали, ноез-
да пойдут по всему огромному второму х0-
ду из Сибири`в пентр, по всей огромной
магистрали от Абакана до района’ Буй-
бъипева через территорию Красноярского и
Алтайского краев, Кемеровской области,
Северного Казахстана и Башкирии: Соору-
жаемая магистраль явится мощным рыча-
том дальнейшего развития производитель-
вых сил восточных районов страны. Раз-
‘вернется добыча в абаканских, тейских и
других рудниках, которые снабдят черную
металлургию Кузбасса высококачественной
рудой, усилится разработка месторождений
углей, марганцевых и цветных руд.  Со-
оружение прямого выхода из Магнитогор-
ска на дорогу имени Куйбышева сократит
дальность” перевозок угля изо Кузбасса в
Магнитогорск на 100 километров и лаль-
ность перевозок магнитогорского металла
больше чем на 300 километров. Заверше-
ние постройки’ Сталинско-Магнитогорской
магистрали обеспечит дальнейший” хозяй-
ственный и культурный расцвет восточ-
ных районов страны.
Такой же идеей проникнуто и строй-
тельство, развертываемое на дорогах Ура-
ла и Сибири. Здесь, в районе второй
утольно-металлургической ` базы Советского
Союза, где за годы сталинских пятилеток
была создана крупная  промыигленность,
особенно важно форсирование железноло-
рожното строительства. За время ВОЙНЫ- Е:
эти. районы было, эвакуировано 1.300
KDYHHBIX предприятий, осуществлено “He
вое строительство. Все это потребует ’от
железнодорожного транспорта в 1950 го-
ду резкого увеличения перевозок. В: 1950
году среднесуточная погрузка на дорогах,
обслуживающих районы Урала и Сибири,
увеличится более чем на 6.500 вагонов
по сравнению с довоенной.
Исключительный интерес представляет
новая дорога Моинты-—Чу. Она будет п0-
строена_с целью создания изямого выхода
из центральных районов Казахстана и
Вараганды в Среднюю Азию. По этой ли-
нин. карагандинский Уголь. ’ пойдет “Ha
южные. участки ; Турксиба. Новая Дорога
сократит расстояние от Алма-Аты, до Ва-
раганды на 2 тысячи. километров, . ибо
сейчас ‘поезда: идут по кружному. пути
т Семиналатинск, Новосибирск ^ и
мк. :

пис а теля. 7 Партия и правительство придают же-

a лезнодорожнему транспорту - огромное `зна-
Вчера в Союзе советских а чение. «СССР, как государство, =— указы-
открылась конференция, ПОСВЯЩЕННАЯ вал товарищ Сталин, — был бы немыс-
10. -летней годовщине со дня смерти А: М ray без нервоклассного железнодорожно-
орького.

го транспорта, связывающего. в единое
Конференцию открыл В. А. Федин. Boj pence: ero многочисленные области и
вступительном ‘слове писатель

ель поделился   районы. В этом великое государственное

В области ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНО-
ГО ТРАНСПОРТА — обеспечить в
1950 году: среднесуточную погрузку
на железнодорожном транспорте в

` размере 115 тысяч вагонов и грузо-

оборот в об’еме 532 mapa. тонно-кило-
метров.

(Из Закона о пятилетнем плане
- восстановления и’ развития народ-

елезнодорожного транспорта
	В новой . сталинской пятилетке еще
	больше возрастает роль железнодорожного
	ного’ хозяйства на 1946—1950 гг.).

своими воспоминаниями о горестных дНЯ&,   значение.
которые переживала вся страна 10 чет! ссср».
	Ha3ai в связи с тяжелой утратой —
	смертью А. М: Горького.
	Сибири. № концу. пятилетки .электрифици-
рованные.-линии будут выполнять 13,9
процента. всех грузовых перевозок сети, а
на отдельных дорогах — Омской, Кара-
тандинской -— 60—70 процентов.

Преимущества электровоза по сравненаю
с паровозом видны из таких цифр: вось-
миосный электровоз может развить ско-
рость 110 километров в час, а наровоз
«ФЛ» — только 85. В. годы пятилетки на-
мечается серийный выпуск новых быет-
роходных электровагонов обтекаемой фор-
мы. Они смогут развивать скорость 130
—140 километров в час.

Электрификация железных дорог позво-
лит ежегодно экономить полтора миллио-
на тонн топлива. ] :
	Самой большой  электрифицированной
линией в мире будет линия Новокузнецк
— Белово. — Новосибирск — Омск —
Челябинск — Дема. Длина ee — 2.355
километров. Электрифицируетея также на
Северном Урале линия  Ботгословск—Ва-
деждинск — Гороблагодатская, обелужи-
вающая Богословские угольные шахты,
алюминиевые и другие заводы; участок
Сверлловск-— Челябинск; на  урало-сибир-
ских железных дорогах—направление Ка-
раганда-——Акмолинек — Варталы; на ce-
вере — линия Кандалакша -—— Лоухи; на
wre, на_Закавказскай. дороге, — 635 ки-
лометров линий: Навтлуг — Кировабад,
Санаин —— ФЛенинакан, Риони-Тквибули,
Самтредиа — Батуми, Самтредиа — Поти,
Миха Пхакая — Сухуми: железнодорож-
ные узлы Москва, Ленинград, Баку, Ви-
ев, Таллин. Предусмотрено восстановление
разрушенной немецко-фаптистекими захват-
чнками электрифицированной линии За-
порожье—Никополь — Долгинцево. Кроме
того, электрифицируется линия от Долгин-
цево через Пятихатку до Нижнеднепров-
ска. По этим путям ‘идут потоки желез-
ной. ‘руды из Кривого Рога в Лонбаее ни
каменного угля из Донбасса на металлур-
гические заводы Приворожья. Электровозы
здесь булут питаться энергией возрождаю-
щетося Лнепрогэса.

Заботой о техническом прогрессе на
транспорте, вызвано дальнейшее развитие
тейловозной тяги:

Влалимир Ильич Ленин`в свое время
энергично поддержал необходимость созда-
ния мощного тепловоза: С’ тех пор -тенло-
возы зарекомендовали себя, как новый
замечательный вид тяги. Ha Апгхабад-
ской железной ‘дороге, в’ безводной MecT-
ности, они успешно: заменили паровозы. В
новом пятилетии на тепловозный: вид тяги
будет ‘переведен ряд” важнейнгих MarucTpa-
‘лей ® районах, гле имеются затруднения
с водоснабжением (Ташкентская, Оренбурт-
ская, Рязано-Уральская, Северо-Кавказ-
ская и некоторые другие). Тепловозы бу-
дут ходить от Анхабада через Ташкент
до Оренбурга и ‘от Баку через Астрахань
до Саратова.

Важнейшие железнодорожные стройки в
новой пятилетке состоят из восстановле-
ния и нового строительства, но резкую
трань между новым ‘строительством, в0с-
становлением и реконструкцией трудно
провести. В Сталинграде, например, от
прежнего вокзала остались только руины.
Здесь, по существу, строится новый вок-
зал: совершенно не похожий на старый
За пятиаетие. будет также построено
1.800 больших и средних мостов, 1.300
стойл в паровозных депо, 1.500 вокзалов
HT TL :

Самым крупным железнодорожным стро-
ительством является  Сталинско-Магнито-
торская магистраль. или, как ее иначе на-
зывают, Южно-Сибирская.

Передовые русские инженеры мечтали 0
постройке этой линии еще AO революции.
	—щ Перед нами, писателями, — ска3а1 транспорта в решении новых. великих за-
		дач. Основная тяжесть перевозок
	тов. Фелин, — стоит огромная задача —
	донести AO нашего читателя значение   ром пятилетии, несмотря на рост  ухель-
	ного веса речного, морского. и автомобиль-
	ото транвенорта, ложится на делезнодо-
рожников. He случайно поэтому в вос-
тановление и развитие  железнодорож-
ного транспорта вкладывается 40 мил-
тиартов рублей — шестая часть всех
	Горьковского слова, Горьковского 1200”
чества.

С докладом о мировом значении Горь-
кого выступил проф. В. Я. Вирпотин.
Докладчик охарактеризовал влияние Горь-
кого на развитие отечественной литера-
туры и творчество писателей всего мира.
	ы и творчестве писателей BOUrO вира. капиталовложений за годы пятилетки.
Проф. П. А. Груздев в’ докладе «Горь-  ‘Суатотва эти -булут изтасхотованы
	кий о писательском труде» привел ряд
высказываний Горького, свидетельствую-
ших 06 исключительной писательской
	‘Средства эти будут израсходованы на
производство нового подвижного состава
— новых паровозов, вагонов, электро-
возов, тепловозов, на строительство же-
	скромности великого художника слова И. лезнодорожных линий. Значительная сум-
	огромной требовательности, которую он
пред’являл к своему творчеству.

Сегодня конференция продолжает свою
работу. Будут прочитаны доклады: «ТГорь-
кий и советская литература» — проф.
Н. ©. Бельчиков, «Горький — 06н0во-
положник воциалистического реализма» —
М. К. Добрынин, «Топький — борец про-
тив фашизма» — В. В. Ермилов и другие.

жкя
	Общественность Москвы широко готовит-
ся к десятой годовщине со дня смерти
А. М. Горького.

На предприятиях и в культурно-просве-
тительных учреждениях открываются вы-
ставки, посвященные жизни и творчеству
великого русского писателя. В ряде цент-
ральных издательств выходят отдельные
произведения Алексея Максимовича, а так-
же книги о его жизни и деятельности.

В Детгизе печатается биографическая
повесть А. Роскина «Максим Горький».
18 июня выйдет в свет ра «Детство
Горького».

Издательство «Молодая твардия» нодго-
товило к печати книгу. «Горький 0, моло-
дежи». В ней собраны речи и статьи’ ве-
ликого писателя и Лисьма к’ молодежи. В
книге В. Иванова «Воспоминания о Горь-
кем» впервые будет опубликован ряд горь-
ковских текстов. _

«Горький-патриот» — под таким
названием издательство «Советский писа-
тель» выпубкает сборник ‘статей под редак-
цией профессора А. Еголина. В сборнике
печатаются высказывания Горького о ли-
тературе. Профессор А. Етолин редактирует
и двухтомник  литературно-критических
‘статей Алексея Максимовича.

Всероссийское театральное общество вы-
пускает книгу профессора М. Григорьева
«Горький — драматург. и театральный
критик».

ма вкладывается в путевое хозяйство и
мосты, часть денег идет на восстановле-
ние и развитие паровозного‘и вагонного
хозяйства, железнодорожных заводов.

Такое распределение  капиталовложе-
ний диктуется прежде всего необходимо-
стью обеспечить дальнейший технический
прогрессе железнодорожного  траненорта,
без которого немыслимо быстрое и успеш-
ное. восстановление и развитие всего на-
родного хозяйства страны.

Заботами партии, правительства и
лично товарища Сталина  железнодорож-
ный транспорт в период трех минувших
пятилеток был так технически оснащен,
что выдержал огромную нагрузку в Ве-
ликой Отечественной войне и с честью
справился © невиданными в истории войн
перевозками. Теперь, в новой пятилетке,
техническое оснащение транспойта  прев-
зойдет все, что сделано ло сих пор. she-
лезные дороги получат 6.165 новых па-
ровозов, 555 электровозов и 865 тепло-
B0308. Будут созданы новые тины локо-
мотивов. Проектируется тип паровоза с
нагрузкой на ось 22,5 тонны, мощность
которого превысит мощность Е
шего’ паровоза «ФЛ».

Значительно технически ‘усовершенет-
вуютея грузовые и пассажирекие вагоны.
Транспорт получит 472.000 товарных
вагонов и 6.000 пассажирских.

Путевое хозяйство — основа железных
дорог: Мошные паровозы могут ходить
лишь при условии укладки тяжелых
рельсов. Вот почему за пятилетие пред-
стоит уложить 50 тысяч километров но-
вых тяжелых рельсов. Для этого государ-
ство выделило 4,5 миллиона тонн метал-
та.

Транспорт оснащается новой системой
кодовой ` автоблокировки, позволяющей
совершенно отказаться от проводов, авто-
стопами, останавливающими ‘поезда при
проезде закрытых сигналов,  диснетчер-
ской централизацией, радиосвязью и дру-
тими видами современной техники,

Закон 0 пятилетнем плане указывает
на необходимость электрифицировать
5.325 километров железных дорог. 910 в
два-е половиной раза больше, чем было
электрифицировано за все предшествую-
щие годы.

Почему электрификации железных до-
рог придается такое значение? Кроме то-
го, что это сокращает расход топлива,
провозоспособность линий после их пере-
вода на электрическую тягу увеличивает-
ся вдвое, возрастают скорости движения,
Новрицается вес поездов, сокращается
время оборота вагонов. Исключительную
роль играет электрификация для  обесле-
чения устойчивой работы дорог в суро-

вых условиях зимы. Зимой электровоз не
  ТОЛЬКО не испытывает затруднений, но
  действует еще лучше, ибо на нем нет

аппаратуры, содержащей воду,  подвер-
женную замерзанию. Не случайно поэтому
самые крупные работы по электрифика-
пии запланированы на дорогах Урала и

Пятилетним планом предусмотрено обес-
печить в 1950 тоду среднесуточную по-
грузкуУ на железнодорожном транспорте в
размере 115 тысяч ватонов и грузооборот
в размере 532 миллиарда тонно-километ-
ров. За ‘осулхесзвление, этой: задачи, . 3a
развертывание”= восстановаения и. нового
строительства -советские  железнолорожни-
ки принялись с исключительным энтузи-
азмом. План четырех мееяцев первого го-
ya новой пятилетки: железнодорожники
выполнили. Они грузят сейчас руды, угля,
хлеба, нефти на много тысяч вагонов
больше. чем в прошлом году. Они прила-
тают все усилия к тому, чтобы желёзно-
дорожный транспорт полностью обеспечи-
вал. потребности народного хозяйства в
	перевозках. г
Полновнин Д. БЕРЕЗИН.
	Демобилизуясь из Красной Армии, гвардии сержант И. Козлов прощается с
гвардейским знаменем своего подразделения. Он клянется работать на трудовом
	Снимок В. Степаненко. (ТАСС).
	фронте так, как подобает гвардеицу.
	ущельях. Немцы повели осаду по всем пра-! та. Люди умирали от голода. Не было одеж-  ошиблись, они давно ждали этого
	вилам военной науки. Их пушки стреляли
день и ночь. Снаряды рвались возле ко-
стров, где женщины сидели ев  грудными
детьми на руках, где седые старики  при-
	ды, не было обуви — они шли босыми  Врасная Армия  пробивалась навстречу
ногами по снегу, по льду. Больных и обмо-  войскам маршала Тито. Теперь немцев
роженных нечем было лечить. Когда они били с двух сторон. Земля горела у них
падали, их несли на руках. Их оперирова-  под ногами. Красная Армия вышла в
ли простыми ножами. Для здоровых каж-  Белграду. Советский солдат стал плечом к
дый шаг был также мучением — уже не  плечу с солдатом Югославской народной
было сил. Но они шли, ибо не хотели пре-  республики. Русский тенерал обменялся
	вращатьея в рабов.

Они вышли © боями в Центральную Бос-
нию, но зловещая немецкая осада возобно-
вилась. Гитлер гнал в Югославию новых и
новых солдат, война разрасталась, ‘охва-
тывала новые и новые районы. Драмали-
	  ческие эпизолы этой войны проходят через
	весь фильм. Река Неретва. Четыре: тысячи
раненых партизан ждут смерти — в ним
приближаются немцы. Тито приказывает
разрушить мосты. Враг был обманут—ре-
шил, что партизаны ушли. `И бой за ране-
ных продолжался. Кто мог держаться на
ногах, сражался за тех, кто уже не в си-
дах выл вотать. И снова партизаны  про-
рвались и вынесли с собой тысячи ране-
ных. Немцы шли по нятам. Немыслимо
было перетащить через торы тяжелые
пушки. Тито приказал уничтожить тро-
фейные пушки. Их еброеили в реку. Ho
люди прошли через горы. Отетупая, они
зидели время, когда придет к ним победа.

Это была настоящая армия. Она оказы-
вала помощь союзникам. Ее отряды  выса-
живались в Сицилии, в Италии, Она силь-
Ha была правдой и мужеством народа. В
походах люди новой Югославии ‘создавали
свою культуру. Были у них свои поэты.
свои художники, свои типографы. loan
создавались в боях.

Ёраснозвездные советские самолеты уже
сбрасывали оружие и продовольствие ар-
мии Тито. Маршал Тито всегда был с вой-
сками, на линии боя. Вот нещера, где на-
ходился его штаб. Вот сгоревшие немецкие
планеры: воздушным десантом враг пытал-
ся захватить вождя народно-освоболитель-
ной армия. Вот тропинка в горах. В пят-
натцати метрах от нее находились немцы.
И маршал Тито ушел от них по этой тро-
	плечу с солдатои Югославской народной
республики. Русский тенерал обменялся
кренким рукопожатием с сербским генера-
лом. На штурм Белграда они шли вместе —
люди Тито и люди, гнавиие немцев от
самого Сталинграда.

Они бились за свободу народов, и они
победили.

Народ вышел к ним навстречу. Сотни
тысяч людей повторяли: «Ёрасной Армии
— слава!». На триумфальных арках —
портреты Иосифа Виссарионовича Сталина.
Радость вернулась на эту измученную зем-
лю. Братство по духу, братство по ору-
жию завершилось договором о дружбе меж-
ду Югославией и СССР. Маршал Тито при-
был в Москву, мы видим его рядом с
товарищем Сталиным...

Немцы, породивигие войну на этой мир-
ной земле, сами гибнут в огне ответного
штурма. Свобода ликует. Памятен и Трие-
сту тот`час, когда доблестные, великолуш-
ные солдаты Югославии сражались за его
освобождение бок о бок с итальянскими
партизанами. Дружба в бою, помощь в бою
не забываются никогда.
	Священными тля. народа стали в Югоедае
	ВИИ Ламятники на могилах советских сел-
дат. Они сражались за то, чтобы радееть
вернулась в-эту. страну; чтобы несни. осво-
божления звенели повсюду, чтобы улыбка
вновь появилаеь на ‘лицах детей: -
Правда о доблестной Югославии, * запе-
чатленная в фильме, доходит до ‘самого
сердца. Кинематографическое ‘повествова-
нив кинооператоров. сбединенное Леонидом
Варламовым из многих кадров в одно етрой-
ное целое, производит большое впечатле-
ние, Текст, написанный Ильей  Эренбур-
том, придает фильму особую тлубину и
взволнованность. ТЕ:
Фильм «Югославия» — это правда 0
любви к своболе, о дружбе, о доблести:
	Евгений ПРИГЕР.
	„ЮГОСЛАВИЯ“ окт
	Конец всему? Нет больше
земле Югославии?
Немцы в касках хохочут.
	животворящий источник искусства они не
могли заглушить, ибо он — в душе на-
рода,

Автор фильма Леонид Варламов и армей-
ские кинооператоры сумели увидеть эту
страну, ее людей, их обычаи, их жизнь.
простую и честную, сохранившую во мно-
гом прелесть и своеобразие старины. Мы
тем более должны быть признательны
автору и кинооператорам, что наблюда-
тельность их проявилась. в трудное время
сражений, когда многое вокруг них ото-
двинулось на второй план, заволоклось ог-
нем и дымом народной войны. Й все же
жизнь продолжалаеь и в изгнании и в
похедах. Горе и радость были в песнях ив
книгах, ибо враг мог убить много отважных
людей, но не мог он сломить отвагу в
сердце народа.
	Нужно было видеть, — и мы видим это
в документальной ленте, — как ответил
народ на подлость предателей. Принп-
регент Павел дежурил в нередней у Гит-
лера; Министр Стоядинович шел на поклон
& фон-Нейрату. Изменники скрепили своей
подписью позорный договор о, присоедине-
нии Югославии к оси Берлин— Рим. А Ha-
род вышел на улицы. Гулом демонстраций
народ сказал свое гневное: «Нет!». Страна
всколыхнулась от края до края и свергла
правительство фашистов, и сотни тысяч
Toye повторяли: «Москва! Дружба с
Москвой! ».

Титлер заторопился. Вот он бродит возле
своего штабного вагона, бъет по руке пер-
чаткой, нервничает. Оя торопит войну.

Й война ворвалась на землю Югославии.

«Еще Белград шутил и мечтал — пос-
ледний вечер» -—— напоминает диктор сло-
вами Ильи Эренбурга. И вот Белград
пылает. Рушатсея стены домов. Гибнут
люди под немецкими бомбами. Ёровь на
мирной земле, Неменкие танки на всех
дорогах. Немецкие самолеты закрыли чер-
ными крыльями небо. Немецкие солдаты
швырят транаты в окваА крестьянских
	Этот фильм нельзя емотреть равно-
душно. Он волнует, как сама жизнь, доб-
лестная и суровая, — жизнь югославских
народов в годы тяжкого испытания.

Tope евое чюди Югославии превратили в
подвиг.

Их было мало, но они любили свободу,
и они победили.

Почти безоружными они начинали борь-
бу против самой могущественной и свире-
пой армии порабощения, какую когда-либо
знал мир, против ‘армии,  подмявшей под
себя половину Европы, захватившей крун-
нейшие военные арсеналы, мечтавшей 9
тоеподстве над всем человечеством. У Гит-
лера было много солдат, много машин,
предназначенных для убийства, и много
опытных генералов. У маленькой [Orocaa-
вии была только одна сила — единетво
народа, правда народа. И Югославия вы-
стояла, не сдалась.

У нее есть великий друг — народ, соз-
давший Красную Армию, стойкий в беде,
умеющий тройными ударами отвечать Ha
улары врага, гнавший немцев от Волги до
Ширее.

Дружба — ненобедимое оружие для тех,
кто защищает свободу.

Югославия. Голые скалы и отягченные
‚плодами сады. Дикие ущелья и тучные
поля, возделанные руками трудолюбивых.
Древние города с творениями влохновенных
зодчих и невзрачные ‘сбла B ropax, Me
крестьяне переносили землю на’ скалы, с03-
давали искусственный грунт, чтобы хоть
что-нибудь росло на камнях. Маленькая
страна, но люди Югославии умели ee
любить. Прекраено в ней искусство народа,
его песни, сказания, книги. Нам понятно и
близко это искусство. Полчища завоевате:
лей веками терзали звмлю славян, HO
	=) «Югославия»—документальный фильм.
Производство Центральной студии доку-
ментальных фильмов. Автор — режиссер
лауреат Сталинской премии Л. Варламов,
главный оператор — лауреат Сталинской
	пемцы в касках хохочут. Немецкий  слушивалиеь к тому, что доносил ветер с
солдат пожирает хлеб с краденым мясом:   Востока. Им казалось: на востоке гремит
	дорвалея! Он ликует.

Но это не конен. Югославия не сдается.
В то самое время, когда предатель. Недич
пьет с немцами вино, а Геббельс самозаб-
венно лжет перед группой: журналистов, —
земля вздымается взрывами. Мосты рушат-
вя под ногами у немцев. Свинцовый град
ударяет в кабины немецких автомобилей.
Немцы разбегалотся в ужасе. Какая армия
начала против них. наступление?

Еще не было такой армии.

Был народ.

Партизан стучал соседу в окно: «Сиешии,
друг, мы уходим!»..

Так начиналось. Люди уходили в горы.
Из уст в уста передавали имя одного
человека: товарищ Тито. Это имя звучало
как надежда, как доблесть, как призыв.
Тысячи людей шли искать Тито, чтобы
стать рядом с ним и сражаться.

И немцы поняли, что победа ускользает
из их окровавленных рук. Невидимая
смерть подстерегала немцев повсюду. Онн
думали отгородиться от нее виселицами.
заглушить свой страх новыми  казнями.
Напрасно! Немецким солдатам казалось,
что в них стреляет каждый камень, ‚что
скалы Югославии сделаны из динамита.
Гитлер хотел посеять смуту. в. народе, он
погнал на мирные. села банды Павелича.
Ho o He Mor погасить. пламя. народной
войны. Тогда немецкая армия перешла _в
наступление против народа.

На хорогах Югославии екрежетали немец-
кие танки. Они приходили в пустыню: вее
живое ушло. Ушли статики. Ушли  жен-
щины и дети. В горы! К Тито!

Немцы выжигали покинутые села. дни
хотели создать зону смерти вокруг народ-
ных бойцов. Третий вал немецкого наступ-
ления в лето 1942 года заставил парти-
	востока. им Казалось. Ad BOCTORO (peat
орудийная канонада. И хотя немцы сбра-
сывали с самолетов листовки с требовани-
ем сдаться, старики твердили упрямо: «На
востоке стреляют пушки. Это русские на
Валканах».

Нарол Югославии знает цену дружбе. В
	самое тяжкое. время он . знал: Вуасная
Армия придет.
Шел против народа Павелич, сражался
	против народа Михайлович. Но честь есть
честь и правда есть правда — даже род-
ные дети отреклись от предателя Михайло-
вича. Партизаны учились великому делу
победы. Они разбили итальянцев. Они очи-
стили Восточную Боснию. У них тоже
появились пушки, отбитые у врага.

И они вырвались из кольца окружения
и увели за собой от смерти двадцать пять
тысяч женщин и детей. Немцы отомстили
по-своему — сожгли села в горном районе,
гле партизанская отвага оказалась силь-
нее немецкой военной машины, немецкой
во°нной науки,

Тайными тропами шли к Тито сербы,
хорваты, черногорцы, македонцы, словены.
Был день великого торжества в их рядах
— немцы разбиты под Сталинградом! И
многие из тех, кто разучилея смеяться,
поднялись на ноги и запели песню побе-
ды. Победа под Сталинградом повела в но-
вый бой людей далекой от Волги Югосла-
вии. Сталинград стал лозунгом храбрецов.
Они об’единялиеь в бригады, в дивизии. У
них появились свои полководцы. И всех
вел Тито.

Немцы перешли в четвертое наступление.
И опять окружение не удалось немецким
генералам, партизаны прорвались. Борцы
за свободу отступали, чтобы сохранить
силы на будущее.

Это был тажелый исхот. Кинооператоры
	зан унти в готчый рацион. Десятки тысяч   сохранили для истории жестокую правду 0  пинке.
	HAMA.   нечеловеческих TPYABUCT AA,  нпоромитыл DOLE IG, AVG BO Vana haA богромоли
у В  ЭТИМИ ЛЮЛЬМИ. Кончились запасы провиан- русские пушки —- девние старики не
	премии Б. Ешурин. Автор. текста—лауреат! Швыряют транаты в овва  врестьаяаневих   мирных жителей ушли вместе с HI
Сталинской поемии И. Эренбург   домов. Королевская армия калитулировала.! Люди львиной отваги держали оборону