13 июня 1946 г., № 71 (415),
	Планеристы Центрального аэроклуба
СССР имени В. П. Чкалова (Москва)
готовятся к летним планерным соревно-
ваниям. На снимке: командир планер“
ного отряда Маргарита Рацинская на
блюлает за полетами молодых планери-
	CTOB.
Crumox JI. Yepnosa (TACC).
	Авпаторы в библнотеке
	имени В. И. Ленвна
	С утра до позднего вечера заполнены
	посетителями читальные залы одной из ве-
личайших сокровищниц культуры — Госу-
дарственной библиотеки имени В. И,
Ленина. { 1
	а.   :

Здесь можно встретить ученых и рабо:
	чих; писателей и студентов, инженеров и
бойцов Красной Армии.
	С ноября 1945 гола при библиотеке
	открыт читальный зал для офицерского со-
става. В нем созданы все условия для с8-
мостоятельных занятий. Только один фонд
военного отдела располагает 175 тысячами
экземпляров книг, журналов и брошюр по
	различным вопросам военного дела. В зале
для офицеров имеются справочники по во-
	енной литературе, рекомендательные спи-
сви книг. Часто организуются тематические
выставки, работает . библиографическое
бюро,
	В свободные часы в библиотеку прихо-
	дят летчики, штурманы, инженеры и тех-
ники. Они работают над повышением своей

военной культуры. Многие. из них пишут
научные трулы.
	Еще до войны инженер-майор П. Аста-
	ненко штудировал литературу по метеоро-
логии. За время боевых действий он нако-
пил богатый материал. Сейчас тов. Аета-
пенко занят изучением влияния местных
горных ветров на облачность и осадки в
горах. Это является темой его диссертации.
	Цетчик Зайцев изучает злесь литерату-
	у по тактике военно-воздушных, сил. ино-
странных apna и по истории нашей Роди-
НЫ,
	В. библиотеке мы застали и майора
	&. Локтионова, работающего над историей
авиации.
	Заказы; поступающие на книги от вой.
	нов Боенно-Воздушных Сил, очень разнооб-
разны. Нарялу е технической литературой
авиаторы интересуются историей, филосо-
фией, театром, русскими и западноевропей-

сокими классиками художественной  лите-
ратуры.
	ганизационных мероприятий и материаль-
Horo обеспечения подтотовки и проведения
занятий.
	Задание вручается обучаемым не позд-
	чем за пять суток до занятий лля Toe
TO, чтобы они омотли похоть алла
	также рекомендованную литературу. Py-
ководителю занятия на отработку задания
по групповому упражнению с командирами
эскадрилий требуется 25—30 часов.
	На первом занятии руководитель в Te-
	ERIE EIEIO ORE MIN

чение 20—30 минут об’являет тему, учеб-
пую цель, основные вопросы, подлежащие
отработке, и выясняет, что непонятно слу-
шателям. Одноврёменно проверяется, на-
сколько офицеры подтотовились к занятию,
	дается оценка выполненных ими домашних
заданий.
	Каждый учебный вопрос рептаетея Bre-
	ми офиперами группы. Например, разбирая
вопрос о подготовке данных для принятия
решения командиром, руководитель ставит
каждого офицера в положение начальни-
ка штаба полка и требует от него решения,
Руководитель действует как командир пол
ка, выслушивающий «начальника тута.
	отвечает
	ba», который обоснованно
вопрос.
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	   Летчини корректируют огонь артиллерым
	Клименко получил задание от артиллери-
стов в воздухе. Им приказали разведать
квадрат 05-33. Экипаж разведал не только
этот квадрат, но и соседние, проявив ИНИ-
циативу. На снимках были обнаружены
еще три «вражеские» батареи.

Успешно справились ¢ задачей летчик
младший лейтенант Юрченко и питурман
лейтенант Носов. .

Через два дня началась контрбатарейная
«борьба». «Противник» перешел в наступ-
ление. Эскадрилья получила новое задание:
содействовать нашей артиллерии и пехоте
в отражении наступления «противника».

В основном задача эскадрильи сводилась
к корректированию огня артиллерии. Тет-
чик младший лейтенант Юрченко и штур-
ман младигий лейтенант Пименов, получив
задание на корректировку, быстро отыска-
ли место расположения неприятельских ар-
тиллерийских батарей. Пименов передал
координаты на огневые позиции наших ба-
тарей. Артиллеристы открыли огонь, На
первом залпе они допустили ошибку —
снаряды легли с нерелетом и левее.

Введя в поправку данные штурмана, ар-
тиллеристы снова открыли огонь. Теперь
снаряды ложились точно на огневых п0зи-
циях батарей «противника».

— Цель накрыта! — передал штурман.

Получив от артиллеристов разрешение
на посадку, корректировщики пошли на
свой аэродром.

Во время полетов на корректировку лет-
чики имели встречи с «неприятельскими»
истребителями. Так, во время разведки ба-
тарей «противника» на самолет старшего
	лейтенанта Соселко напала пара истреби-
	телей. Штурман и летчик открыли отонь
из бортового оружия. Сделав один заход
над расположением «вражеских» батарей,
Соседко применил хитрость — пошел на
снижение и скрылся от истребителей на
фоне леса. и

Особенно сложным было фотографирова-
ние поля боя на небольших высотах. Тре-
бовались тщательные расчеты и точные
заходы над целью. Но и с этой задачей лет-
чик и штурман справились.

0 работе корректировщиков артиллерий-
ское командование прислало отзыв, в KO-
‘тором. дана’ высокая оценка действиям
летного состава во время ведения артилле-
рийского огня на поле боя,

Это учение дало возможность летчикам
и штурманам на практике применить зна-
‘ния, полученные в повседневной теорети-
ческой подготовке, использовать боевой
опыт Великой Отечественной войны, Кроме
летного состава, большую тренировку по-
лучили и авиационные специалисты.
	Майор В; КОРЧАГИН,
Млалший лейтенант П. РОМАНОВ.
	Северная группа войск.
(От наш. корр. по телеграфу).
	На совместных учениях артиллеристов и   Влименко получит
	летчиков-корректировщиков была отрабо-
8 «Действия корректировочной.

‘при обеспечении артирлерийской

трупы на поле боя».
и: основе боевого

>
	приобретенного в”дни Великой Оте>
  чественной ‘войны на 2-м Белорусском

фронте. Детному составу ставилась задача
закрепить навыки в производстве визуаль-
ной разведки, в фотографировании поля
боя, в корректировании артиллерийского
огня. Артиллеристы должны были нолучить
	  ‘практику совместной работы с авиацией по
	стрельбе по невидимым целям. о Штабам
предстояло практиковаться в организации
	  взаимодействия артиллерии с авиацией.
	_ Учения продолжались пять дней и име-
пи несколько этанов. Летчики и артиллери-
сты совместно побывали: в.районе наблюда-
	тельных нунктов наземного командования.
	Здесь была _ произведена рекогноспировка
местности. Летный состав договорился с
командирами батарей о совместных дейст-
виях во время артиллерийского «наступле-
ния». Затем состоялся двусторонний про-
игрыш выполнения «боевой задачи» с раз-
вернутыми средствами связи,
	На радиостанции находился  представи-
	тель авиации капитан Крашиненников. Он
	раз’яснил, как должна работать рация ар-
тиллеристов при взаимодействии” с летчи-
ками во время корректировки огня.
Командиры дивизионов приобрели практи-
ческие навыки в производстве расчетов на
	1 стрельбу по указаниям штурманов. У лет-
	ного же состава создалось наглядное пред-
ставление о действиях артиллеристов при
подготовке данных и при введении попра-
“вок на меткое поражение цели. Большое
впимание было обращено на точность ко-
‘мандирекого языка и автоматизм в испол-
нении команд.

Во второй этап учений входило а.
зирование полка на полевой аэродром. 0с0-
`бенно следует отметить хорошую подготов-
BY ‘материальной части, которую провел
технический состав во главе с инженер-
‘капитаном Пичкуром. Но в то. же время
‚ фотоотделение. старшего техника-лейтенан-
та Максимова оказалось не подготовленным
_к ботографированию поля боя для получе-
ния развелданных. В дальнейшем этот не-
‚достаток был устранен.

Перебазирование на полевой аэродром
‘прошло успешно. Следует отметить, что
летчики производили посадку здесь впер-
вые — до этого район перебазирования
изучался в классе по карте. Тренировались
и по отработке слетанности группы в
строю, использованию радиосредств для
связи между экипажами. Самолеты при-
нимал на полевом аэродроме заместитель
командира полка, который лично осмотрел
летное поле, разбил старт и развернул ра-
боту радиостанции.

Экипаж летчика старшего лейтенанта
Саенко и штурмана старшего лейтенанта

„рой“ за господство в воздухе
		В: воздух взвились две ракеты. Еще не
успели они описать круг, как пара «Яков-
левых» взяла старт. Это — команлир
труппы «красных» Герой Советского : Сою-
за гвардии майор Нинчук с0 своим ведо-
мым. Им была поставлена задача: прикры-
вать с воздуха район, где происходило
сосредоточение вновь прибывшей на
«фронт» группы танков.
	Группа Нинчука быстро набирала высо-
ту и приняла боевой порядок. Медлить
нельзя было: в воздухе — «синие», в0з-
тлавляемые Героем Советекого Союза гвар-
дии капитаном Даниленко, который стар-
товал десятью минутами раньше: «Против-
ники» с помощью наземных радионаводчи-
ков, работавших на разных волнах, на-
стойчиво искали друг друга.

В репродукторе раздался знакомый голос
твардии майора Пинчука:

— Впереди вижу самолеты «противни-
ка». Иду на сближение.

Почти одновременно такой же сигнал
нередал на своей радиоволне командир
трунпы «синих». «Противники» внима-
тельно смотрели за воздухом и одновремен-
но обнаруживали друг друга.

«Красные» и «еиние»: сошлись на
встречно-пересекающихся курсах. «Бой»
завязалея на высоте более 3.000 метров.
«Красным» удалось получить преимуще-
ство в высоте, и это позволило им сразу
же взять инициативу в свои руки. Уже в
самом начале воздушной схватки в груп-
пе «синих» произошло то, что опаснее вее-
го лля истребителей, — разорвались пары,
раскололась группа. Гвардии лейтенанты
Косиков и Капитонов, составлявшие пару,
потеряли друг друга из вида. Ведомый no-
шел с набором высоты, а ведущий оставал-
ся ниже, без защиты.

При таком положении командир «синих»
Герой Советского Союза  твардии капитан
Даниленко не имел возможности успешно
руководить боем, вводить пары по своему
усмотрению. Группа «синих», как огневая
единипа, перестала существовать, и веду-
шие сражались на свой риск. и страх. Но
это были пассивные бои...

Командиру «синих» ничего больше не
оставалось, как вызвать по радио под-
кпепление.  Четверку истребителей привел
твардии лейтенант Фомин. Он прикрыл вы-
ход из боя первой группы «синих», но до-
биться перелома ему не удалось. Командир
группы «красных» также не замедлил вы-
звать подкрепление. Ему пришел на по-
мощь 60 своей четверкой «Яковлевых»
твардии капитан Барахтаев. Четверка вету-
пила в бой, имея преимущество в высоте
и запас скорости, сразу же заставила «си-
них» перейти к обороне.

Воздушные «бои» со второй половины
дня также характеризовались наращива-
нием сил с обеих сторон, но проходили уже
с переменным успехом.

Первым обнаружила «противника» груп-
па твардии майора Пинчука. Однако во
время маневра «красные» потеряли «про-
тивника», и нападающими оказались «еи-
ние». ‘которыми командовал твардии лейте-
нант Фомин. Соотношение сил было нерав-
ное: на стороне «красных» — шесть ист-
пебителей, на стороне «синих» — четыре.
Тем не менее «синие» навязали свою волю
«противнику», заставив его принять «бой».
От командира группы «красных» «еиние»
ототвали ведомого и «сбили» его.

На командном пункте полка ждали, что
гвардии майор Пинчук запросит подкрепле-
ния. Казалось, что только это могло спасти
труппу от разгрома. Но Пинчук вскоре ис-
ппавил последствия допущенной оплошно-
сти.

— Сократите дистанцию, пристройтесь
ко мне! — по радио передал он команду
своим экипажам.

Умелым маневром командир оторвался ет
	В Ленинграде, в Арктическом научно-ис-
следовательском институте, состоялось
испытание нового оригинального самопишу-
щего аппарата — миниатюрной магнитной

обсерватории.
	УЧЕНИЙ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ
	наседавшего «противника», пошел в сторо-
HY солнца, ‘а затем завоевал и преимуще-
	ство в высоте. Инициатива «боя» перешла
	в руки «красных», которые начали атаки,
имея большой запас скорости. «Синие»
разделились на отдельные пары, не взаи-
модействовавигие между собой, и вынужде-
ны были первыми обратиться за подкреп-
лением:

Если в первом воздушном бою подкреп-
ление «синих» не сумело взять инициативу
боя в свои руки, то теперь получилось на-
оборот. Герой Советского Союза твардии
капитан Даниленко прибыл со своей шес-
теркой в указанный квадрат с превышением
над дерущимися на 300—400 метров. Да-
ниленко атаковал «красных» внезапно, со
стороны солнца. Этим он не только оше-
ломил «противника», но вместе е тем со-
здал условия для безопасного выхода из боя
группы гвардии лейтенанта Фомина.

Встретившись после 30-минутного в03-
душного боя со свежими силами «противни-
ка», гвардии майор Пинчук ` запросил. раз-
решения на выход из боя. Это означало бы
оставить «противника» хозяином неба.
Поэтому командир полка приказал Пинчуку
держаться до подхода подкрепления —
группы гвардии капитана Барахтаева.

«Бой» продолжался. Он постепенно от-
тягивалея в сторону и, наконец, разыграл-
ся над аэродромом, € которого должны были
взлететь самолеты группы Барахтаева. Пе-
ред гвардии капитаном встала серьезная
залача.
	Надо было не только обеспечить безопас-
ный выход из боя группы истребителей
Нинчука, у которых кончалея запас горю-
чего, но вместе с тем обеспечить безопасную
посадку на своем аэродроме. С этой задачей
гвардии капитан Барахтаев справился ус-
nemo. OH He бросился сломя голову в ка-
русель воздушного «сражения», He BCTY-
	пал в бой в невыгодных условиях, а отошел,
	набрал высоту, развил скорость, а затем
уже атаковал «противника», который вы:
нужден был перейти к обороне. В одиночку
и парами «противник» чокидал поле «боя».

Так была достигнута ‘вторая. победа
«красных». «Синие» - потерпели неудачу
Из-за того, что пренебрегли значением :01-
		Основным недостатком. у «синих» была
плохая слетанность пар и групи, которые
не составляли единого пелого, управляемого
командиром; они нередко разрывались, те-
ряли друг друга из виду, ослабили наблю-
дение за воздухом. Этим пользовалея «про-
тивник». Не случайно поэтому команди-
ры «красных» Герой Советского Союза
гвардии майор Пинчук и гвардии капитан
Барахтаев, как показали пленки фотокино-
пулеметов, «ебили» пять самолетов «си-
НИХ».

На тактических учениях полезно делать
	то, что может потребовать боевая лействи-
	тельность. Однако так поступали ве все’
летчики. Вот один из ‘примеров. Гвардии
лейтенанта Наумова атаковали сзади. Вме-
сто того, чтобы искусным маневром вый-
ти из-под удара, он летел по прямой и пы-
талея сфотографировать летевший впереди
него самолет. Именно погоня за «ебиты-
ми», за показаниями Фотокинопулемета и
наталкивала чаще всего неопытных моло-
дых летчиков на условность.

Несмотря на это, летно-тактические уче-
ния по теме «Действия истребительного
полка в борьбе за госпохетво в воздухе над
полем боя в оборонительной операции» дали
немало полезного для летчиков. Многие из
них углубляли хобытый на войне опыт,
другие применили на практике свой теорё-
тические знания.
	Лейтенант А, ИВАНОВ.
	Белорусский военный округ.
	Установка помещается в небольшом чемо-
дане и весит 20 килограммов. Новый аппа-
рат предназначается для исследования яв-
лений земного магнетизма. Он найдет широ-
кое применение в деятельности полярных
станций и экспедиций,
	В ПОМОЩЬ КОМАНДИРУ  АВИАЦИОННОГО ПОЛКА
	Методика составления группового _
упражнения по тактике
	Полковник П. ПОЛИВЦЕВ
=>
	артиллерии; г) управление группами
самолетов над полем боя и удар по цели:
д) уход’от цели, возвращение на свой
зэродром и посадка; е) подготовка части к
повторному удару (вылету). /
И, наконец, на третьем, завершающем
этапе группового упражнения командиры.
эскадрилий и офицеры штаба полка учатся
организовывать сбор сведений о результа-
тах боевого удара, оформлять эти данные и
обрабатывать их. На этом этапе решаются
такие учебные вопросы: а) опрое веду-
щих и ведомых экипажей групп о резуль-
татах боевого удара и получение от них
	Время

Этапы занятий

onepa-   ACTPOHO-] и чебные щели

тивное  мическое
	В плане четко определяется форма отра-
ботки учебных вопросов. - Например,
«оценка обстановки» может быть предетав-
пена в виде устного доклада старшему на-
чальнику. А такой вопрос, как «организа-
ция взаимодействия с прикрывающими
истребителями», можно изложить в пись-
менной форме.

Не слелует загромождать план занятий
второстепенными вопросами.
	При проведении группового упражнения
пе тактике очень важно иметь четкий
план Для каждого учебного этапа, Однако.
такие планы встречаются далеко не BCer-
да и не везде. Нередко при разбивке груп-
	Групповое упражнение -—— наиболее про-
стой и доходчивый метод тактической
подготовки офиперского состава. Темы зз-
нятий по тактике изложены в курсе бое-
вой подготовки. Составляя задание к груп-
повому упражнению, надо взять за основу
тему из курса, отвечающую той, которая
отрабатывается в данный момент той назем-
ной частью и тем родом авиации, с ко-
торыми придется взаимодействовать на
«поле боя».
	Руководитель занятий должен тщательно
продумать избранную тему, форму ее изу-
чения, учебные вопросы, этапы, занятий
ий подобрать соответствующую литературу.

06`ем и содержание задания, количество
учебных этапов занятий зависят от по-
ставленной цели. Тема состоит обычно из
трех учебных этапов.

На первом этапе командир полка может,
например, заниматься тренировкой команди-
ров эскадрилий и штаба полка в органи-
зации боевого вылета. Сюда входят: а) по-
лучение боевой задачи (если она не по-
ставлена в задании); 6) указания команди-
ра штабу; в) подготовка штабом справок,
помогающих командиру принять решение;
г) опенка обетановки; д) принятие решения
и доведение его до исполнителей; е) ор-
танизация взаимодействия с другими [ро-
дами авиации: ж) организация взаимодей-
ствия © наземными войсками (при ударе
по переднему краю или сопровождении
пехоты п танков).

На втором этапе надо научить команди-
ров эскадрилий и офицеров штаба полка
организовать управление групнами самоле-
	тов над полем боя, наносить боевой
удар силами полка, эскадрильи. При
ЭТОМ отрабатыва ЮТСЯ: a) доразвелка це-
	пей: 0) отражение истребителей «противни-
ха»: в) полавление вражеской зенитной
	новых разведывательных данных 0 «про-
тивнике»; 6) опрос экинажей о результатах
воздушного боя и о тактических методах,
примененных вражескими истребителями;
в) получение сведений 0 тактике действий
зенитной — артиллерии «противника»:
	г) оформление ланных о результатах  боево-
	го удара (устный доклад или письменное
боевое донесение); д) разбор учения.

Разработка плана занятий — ответет-
венный этап работы руководителя. В плане
последовательно излагаются учебные воп-
росы, цели занятия, обстановка по време-
ни, вводные данные, описание работы ру-
ководителя, обучаемых и, наконец, ожидае-
мое решение.

Мы рекомендовали бы такую форму
плана*
	Работа обучаемых
и ожидаемое реше-
ние по вволным
	Обстаневка, вводные
	данные и работа
руководителя
	В Центральном  аэроклубе CCCP
имени В. П. Чкалова (Москва). На
снимке: молодые пилоты в тренировоч-
ных полетах. Е
	Снимок Д. Чернова (ТАСС).
	Верный помощнин
в ратном деле’
	НА’ АВТОМОБИЛЬНОЙ
ВЫСТАВКЕ РККА
	Миллионы километров прошли пя фронто-
вым дорогам советские автоманины. Сотни
миллионов Тонн различных грузов достави-
ли они на передовые позиции,

_ О геройстве и доблести, о труде и изобре-
тательности шоферов Красной Армии в Дни
войны повествуют экспонаты, стэнды, Ma-
ли и картины автомобильной выставки
	Выставка открывается почетной доской,
	на которую занесены фамилии лучших в0-
дителей автомашин — Героя  Созетекого
	Союза Гривцова, рядовых закиряева, Лука-
нина, Украинцева, Протопопева и многих
других. Все они с величайшей самоотвер-
женностью в условиях боевой жизни достав-
	ляли снаряды для артиллерии, Soempanacki
й горючее летчикам и танкиетам.
	Автомобиль как верный помощник В
ратном деле был ‘на вооружении всех po-
Дов войск.

В суровые дни войны у советеких ав-
	томобилистов напряженно работала рациона=
	лизаторская мысль. На выставке представ-
лены многочисленные приспособления, изо-
бретения, облегчающие процесе ремонта,
ускоряющие восстановление автомобилей. В
	  Лесах, горах, под землей возникали скоы-
	a

THe OT BPara aBTOUAPKA, Tapamu, PeMonTHHle’
заводы, где и автомаши-.
ны всех систем. / ; :

Один из стэндов выставки рассказывает!
о деятельности шоферов Красной Армии на
необычной“ фронтовой?» дороге. «Ледяная
Трасса» — так была названа автомагисте
раль, проложенная’ к- осажденному Ленин?
	граду по льду Ладожекого озера.

Опыт. боевой работы советских автомобиа
листов в дни войны изучается сейчас co-
ветской молодежь» особенно глубоко и раз-
носторонне. Десятки экскурсий проходят
	еведневно: Но залам выставки, раесматривая
	экспонаты, записывая цифры, вычерчивая
приспособления и изобретения. Выставка
является ценным подспорьем для всех же-
лающих в совершенстве овладеть автомо-
бильным делом. .
	Го странииам авиационных газет
	НА НАУЧНОЙ РАБОТЕ
	и жидкой воды. Эти проблемы меня
очень волнуют. Да и страна заинтересо-
вана в их быстрейшем разрешении. Тем
более теперь, когда в связи в новым пяти-
летним планом роль торфа особенно воз-
растает». («Нрылья победы»).

>
	ЧТО ЧИТАЮТ НАШИ
ОФИЦЕРЫ
	почетное звание гвардейца. Сейчас я ра-
ботаю под руководством профессора Горяч-

кина: над организацией научно-исследова-.

тельской ‘лаборатория для изучения фи-
зико-механических свойств торфа. С
огромным увлечением взялся я за это
ответственное дело.

Затруднения в работе заставили поду-.

мать об учебе. Подал заявление
рантуру. Первое время было, конечно,
нелегко, но ведь мы, твардейцы, не при-
вывли отступать. После успешных экза-
менов меня зачислили в аспирантуру.
Намереваюсь работать в области иселедо-
вания энергетических явлений на грани-
цах раздела фаз, в частности на грани-
цах соприкосновения твердой фазы торфа

в аспи-

В числе активных читателей библио-
теки Н-ского о Дома офицера лейтенант
Смакограй. 3а последние четыре месяца
он прочитал 17 книг, среди них: «Люди
‘простого сердца»  Jaspenesa,  «Чингие
Хан» и «Батый» Яна, «Золотая орда»
Грекова; «Дебри» Синклера и другие,

Тетчик лейтенант Распопов прочел за
последнее время «Воскресенье» Толстого,
«Радуга» Василевской и «Непокоренные»
Горбатова.

Старший лейтенант Плюсин; . система-
тически занимающийся повышением свое-
го идейного уровня, читает большей
Частью политическую литературу. Сейчас
он изучает первый том избранных произ-
ведений Карла Маркса, («Советсний пилот»).

группового упражнения по тактике, на
1-м и на 2-м этапах решается одна зада-
	‚ Ча — подготовка авиачасти к боевым дей-
ствиям;: сбор сведений о результатах уда-
	ра и обработка их вовсе не предусмотрены
		Недавно гвардии капитан Н-ской звиз-
части Антонов получил письмо от демоби-
лизованного механика по вооружению
гвардии старшины Беловидова.

«Пять лет пребывания в армии, — пи-
шет Беловидов, — многому научили меня,
а главное — научили всем сердцем лю-
бить свою Родину, свой народ. Я дал сло-
во и на трудовом фронте с честью нести
почетное звание твардейца. Сейчас я ра-
боталю под руководством професеора Горяч-
кина: над организацией нзучно-исследова-
	Магнитная обсерватория
	ния его военно-воздушных сил, их задачи
и тактику действий, указываются состав,
место базирования и задачи соединения, в
которое входит данная часть, и принимает-
ся решение за высшую инстанцию — штаб
соединения. В заключение устанавливают
время (года, суток) выполнения задания,
определяют, что должно быть известно обу-
чаемым о «противнике».
	Очень важно продуманно изложить
вводные данные. От этого во многом
зависит эффективность занятия. Вводные
должны отражать замысел  руководите-
лей. Чем сложнее обстановка, определяе-
мая вводными, тем скорее удастся развить
у обучаемых инициативу, смелость, при-
вить им умение итти на риск, применять
	Определяя, сколько потребуется времени
для проведения группового упражнения,
учитывается обыкновенно = количество
учебных пелей и вопросов. При этом сле-
дует иметь в виду степень подготовленно-
сти офицеров и количество их в группе. В
среднем три упомянутых выше этапа за-
нимают примерно 5—6 учебных часов.

Групповое упражнение следует  прово-
дить на фоне’ грамотно представленной
оперативно-тактической обстановки. отве-
	чающеи уставам и наставлениям Красной   Военную хитрость, находить правильное
Армии. Обстановка беретея в об’еме, соот:   етение в трудных условиях. RF сожале-
ветствующем организационной структуре  нию, это забывают некоторые наши ко-
	части, за которую производится розыгрыш,
и поставленным целям. Между тем в неко-
торых частях пренебрегают этим правилом.
Мы детально познакомились с планом груп-
нового упражнения’ по тактике, составлен-
ным в части полковника Рыкачева. Темой
занятий был боевой вылет пары истребите-
лей на разведку войск «противника». Но по-
чему-то это упражнение проходило на та-
KOM оперативно-тактическом фоне, на каА-
ком обычно проводятся занятия авиасоеди-
цения. Методически это; конечно, неверно.
	мандиры. Бот характерный пример. В ча-
сти подполковника Уханева готовились к
летно-тактическим учениям. С командира-
ми эскадрилий проводилось ` занятие по
тактике. Задание к занятию было состав-
лено так, что командирам ни над чем не
пришлось задуматься: решение было уже
изложено. Это, конечно, не могло способет-
вовать развитию инициативы.

При разработке упражнения по тактике
надо ставить «противника» в лучшее поло-
жение, а себя в худшее, хотя и не без-
	Руководитель занятий производит раз-
ответов, указывает правильные реше-
я. Сообщая свое решение, руковолитель

РЗ 2-14 3: Эн

Задание по тактике должно быть ост-
рым, вызывать в обучаемых интересе к
упражнению, заставлять их тщательно изу-
чить ‘обстановку. Излагать его нужно крат-
ко. ясно и оформлять четко.

Задание составляется так.

карта нужного района и
поет тагпаата а

Подбирается
масиитаба. Если

amnafiarena mmed

EE NEO avid BH HG Utd
выходное. Только тотда можно полноцен-
но отработать намеченные вопросы и
развить у офицеров сообразительность,
воспитать в. них настойчивость в дости-
жении цели.

Нельзя при проведении группового уп-
ражнения илн военной игры давать вы-

ON AAR

EEE EN ETE NEE

обязан подкрепить его уставными

положе-
ниями и примерами из опыта Великой
Отечественной войны. От офицеров требу-

TCA конкретные, действенные решения:
этим у них вырабатываются командирские
навыки, умение четко изтатать мыель.

Кажлую тему нужно отрабатывать

не
ПОЛА: Ба o
	a 1 MWh, НО И ла поле, изучая там
тию Фронта», ориентиры, цели ит. п.
UK показала практика, такая система
ботки тем по тактике Военно-Воздуш-
Сил способствует быстрому теорети-
ому росту командиров эскадрилий и

еров штаба, знакомит их с тактикой
	ни отдельных экипажей в
приближенной к боевой.

тс, 6% УС УТИ

Только хоропо организованная и мето-
чески правильная подготовка по тактике
т возможность научить летчиков соче»
	предполагаетея отработка этой темы в
воздухе, то берется такой район, где имеет-
ея полигон. После этого определяют общий
оперативно-тактический замысел командо-
вания в соответствии с наземной и воз-
душной обстаневкой, а также положение
и состав сторон к данному оперативному
времени. Нри этом пелесообразно пользо-
	ваться примерами из опыта Отечественной
ВОЙНЫ
	чыштенные вводные. Каждое решение,
записанное в плане, должно быть обоснова-
но уставами, положениями и расчетами.

Разработанный план сопоставляется с
обстановкой на карте, намеченной вчерне.
Бели нет необходимости вносить  измене-
Пит или дополнения, нужно на карте об-
вготи линии цветными карандашами по

этапам занятий и по вводным, Понятно.
ema Аб ао с
	aaa
EEE EES

“eee eh eS . Что карта руководителя занятий должна
‚ Затем принимают решение за «против-

служить образцом для обучаемых. К отра-
Ника», уточняют состав и место базирова-   ботанных документам прилагается план от-
	нового упражнения на учебные этаны с03-
дается путаница.

Нам пришлось просмотреть ряд заданий
ий методических разработок для групповых
упражнений по тактике. Типичной опгиб-
кой некоторых из них было неправильное
планирование группового упражнения. Тах,
например, в части, Te начальником
штаба полковник Анашкевич, занятия бы-
ли разбиты на следующие этапы: 1-й —
подготовка данных для принятия реше-
ния; 2-й — решение на боевой вылет;
3-й — выполнение удара.

Если сопоставить этот план с приведен-
ным выше, то станет ясно, что здесь не
отражено все многообразие учебных задач