15 июня 1946 г., № 72 (474)
	_ ДГащательно
подготовились
в экзаменам
	‚ Олин за другим в аудиторию входят сту
шатели. Каждый из них получает от экза-
менационной комиссий билет.

Идут экзамены. Воевые штурманы, №80-
тера меткого бомбометания, сдают ветупи»
тельные испытания в Краснознаменную ака-
демию командного и штурманского состава
Военно-Воздушных Сил.

Около десяти месяцев готовились авиз-
торы к этим дням, занимаясь на подготови-
тельном курсе штурманского факультета.
Высокие требования пред’явлены к тем, вто
тетает стать слушателем академии,
	Сейчас они держат экзамены по общеоб-
разовательным предметам: русскому языку,
литературе, географии, физике и математи-
ке. Вступительные испытания закончатся
экзаменами по специальным дисциплинам;
аэронавигации, бомбометанию и тактике во-

енно-воздушных сил.

Йз аудитории выходит. Герой Советского
Союза гвардии капитан Jamun. Он только
	что сдал экзамен по физике, полно и ис*
черпывающе ответив на все вопросы.
	Защитник Сталинграда, Донбасса, Севас-
тополя, участник штурма Кенигсберга и
других городов, Лашин 6 первого и до пос-
‘леднего дня войны бесстрашно бился с вра-
гом. На его счету 280 боевых вылетов,
	В мирные дни тов. Лашин настойчиво и
упорно принялся за обогащение своих тео-
ретических знаний. Занимаясь на подгото-
вительном курсе, он строго распределял свое
время, прилежно учился. Латин не огра-
ничивался слушанием лекций и чтением ре-
комендованной литературы. Он глубоко изу-
чал каждый вопрос, самостоятельно, исполь-
зуя для этого разнообразные источники,

В процессе занятий по русской литера-
туре твардии капитан Лашин прочел произ-
ведения Толстого, Пушкина, Гоголя, Некра-
сова и других классиков, с большим увле-
чением изучал критические статьи Добролю-
бова.

‚..В соседней аудитории идет экзамен по
русскому языку и литературе, Отвёчает ка-
питан Прилепский. Его сменяют твардии
старший лейтенант Чуваев, капитан Деми-
дов.

Отвечая на вопросы, авиаторы подробно

характеризуют литературные течения, рас-
сказывают о величайшем натодном эпосе
	«Слове о полку Игореве», читают стихи
Пушкина, Маяковского, Блока.
	Первые дни экзаменов показали, что слу-
шатели тщательно подготовились: большин-
ство экзаменующихся получили хорошие и
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	ДИРУ АВИАЦИОННОГО ПОЛКА

оволителей занятий
		После двухчасового занятия слутатели-
преподаватели высказывают свое мненив по
поволу того, правильно ли был изложен ма-
териал, улачен ли метод занятия и что они
предложили бы изменить. После такого-ин-
структивно-методического занятия и _разбо-
ра командир полка дает указания и по co-
держанию и по форме изложения темы.
Только после этого руководитель получает
  saspemenne проводить занятия с летчика-

ми. Его конспект служит образцом и для
других преподавателей. .

На занятиях © летчиками присутствуют
командир полка или его заместитель. Они,
конечно, не вмешиваются в работу препо-
давателя во время занятия, но по оконча-
нии его дают методические указания.

`^ Исходя из оценки занятий, проведенных
‘несколькими преподавателями, командова-
‘ние полка может составить обобщенные
	ние полка может составить обобщенные
методические указания по. теме «Аэродина-
	‘мическая характеристика самолета» (дан-
	ного типа).
	_ Разберем друтой пример. Изучается вин-
	TO-MOTOPHAA группа самолета. Тема заня-
лия — «Эксплоатация мотора и самолета».
	>На инструктивно-методическом занятии!
по ‘этой теме’ важно ‘указать на те типич-
ные ощибки:в экеплоатации мотора и са-
молета, е которыми приходилось встречать-
	ся в этой или в соседних частях. Для на-
тлядности эти занятия нужно проводить у
самолета. Следует показать, какие бывают
ошибки нри неумелой эксплоатации мото-
‘ра, ошибки, которые приводят к снижению
‘мощности, мотора или даже к его отказу.

Особенно подробно надо остановиться на
полете двухмоторного самолета в одним
 неработающим мотором, показать действие
‘сил (под’емной, тяги, сопротивления) на
самолет, разобрать реакцию винто-мотор-
‘ной группы и работу крыльев.

Мы изложили, как следовало бы, нё наш
взгляд, готовить руководителей занятий по
‘отдельным темам. Но таких тем в плане
‘работы преподавателя не одна, а 10—20 п
‘более. Задача командира полка заключает-
ся втом, чтобы проконтролировать и подго-
товить руководителя к занятиям по каждой
Teme. -

‚ Заранее. предвидим вопрос: откуда вы-
-EDOTS время на столь детальную подготов-
‘ку, поскольку она. проходит в процессе за-
	нятий?. Полагаем, что мололого преподава-
	теля полезно готовить именно по указанной
нами схеме. Только после того, как коман-
дир убедится в педагогических способностях
	преподавателя, он может допустить его Kt
	пооледующим занятиям, — ограничиваясь
лишь инструктивными указаниями (603
так называемого тренировочного занятия).
	К занятиям же по наиболее сложным темам
надо готовить руководителей обязательно по
	этой схеме.
Не следует жалеть времени на эту [8-
‘боту, ибо от качества подготовки препода-
	В ПОМОЩЬ КОМАН
	Как готовить
	В одной из авиационных частей нам. до-
	велось беседовать с группой летчиков`о0 их
	учебе. Большинетво из них выеказало Ta-
	кую мысль:
— Некоторые занятия превратились В
	«отсиживание» часов, и даже термин та-.
	кой появилея;: «самолетовыседы». Скучно
бывает на этих занятиях. Мы понимаем,
что руководитель говорит об очень важных
вещах, но а их крайне неинте-
реено.
	После беседы с летчиками мы постара-
лись вместе с командиром части проанали-
зировзть причины этих «самолетовыседов»,
установить, почему на одних занятиях
скучно, а другие проходят интересно. Вак
оказалось, все дело в том, что командир, ©
большим рвением взявшийся за организа-
цию боевой подготовки, не обратил должно-
го внимания на подбор и подготовку ру-
кородителей занятий. Никто не следил за
тем, как они готовятся к занятиям, никто
не помогал им:

\ между: тем именно в этом был кореш
зла.

Е подбору. ‘руководителей занятий “cae
дует относиться с большой строгостью и
требовательностью. Критерием должны
служить не только знание предмета, но и
умение преподносить его слушателям. Серь-
езное внимание обращается нз педатогиче-
ские навыки, методическую подготовку бу-
душего педагога, на его энособность увлечь
слушателей.

В Н-ском авианолку командир, подбирая
руководителей занятий, установил, что на-
чальник службы связи хотя и прекрасно
знает свае дело, однако еовершенно неспо-
собен к педагогической работе, не имеет
нужных навыков. На наш взгляд, этот
командир поступил правильно, не допустив
начальника связи к руководству занятия-
ми и подобрав для этого дела офицера, зна-
ющего предмет и умеющего передавать свои
знания.

Но искусство педагота не ‘приходит само
собой. Подобрав руководителей, командир
обязан развивать у них наклонности к
преподаванию. Надо терпеливо, не жалея
времени и средств, готовить их Е заняти-
ям, прививать педатогические навыки.

Для подготовки руководителей занятий
состарляется план совершенствования их
знаний в порядке самостоятельной работы
и план так называемой  командирской
учебы преподавателей. Проводятся совме-
стные методические совещания всех препо-
давателей полразделения или же отдельно
по важлому циклу занятий. Например, на
методическое совещание 00 ЦИклУ «Изу-
чение материальной части» собираются
только те преподаватели, которые ведут
занятия по мотору, самолету, вооружению,
приборам.

Эти совещания (пусть читателя не сму-
шает это установившееся в практике наз-
вание) носят характер учебного семинара.
Зтесь. кроме организапионных вопросов,
		Тенерал-полковник авиации
‚И. ТУРКЕЛЬ
>

гики, разрабатываются конкретные методи-
ческие указания для проведения занятия
по какой-нибудь особенно сложной теме. (9-
вещания ` эти должны проходить в творче-
ской обстановке споров, обсуждений, в ре-
зультате которых выявляются лучшие, наи-
более правильные методы преподавания.

Вот как нужно, например, готовить ру-
ководителя занятий — командира эскад-
рильи, который должен читать летчикам
лекции по практической аэродинамике.

Вомандир эскадрильи вместе с началь-
ником штаба составляет план-программу
проведения занятий и расчет часов в т0ч-
ном соответствии с курсом боевой подготов-
ки. Затем команлир полка намечает план
	личной подготовки руководителя занятий
(по первой теме). определяет срок, ставит
	задачу, дает основные установьи.
“Первая тема = «Аэроланамическая ха-
	рактеристика самолета». Руководитель раз-
	рабатывает план и конспект, предусматри-
вая меры, которые должны обеспечить наи-
большую доходчивость материала. Он под-
готавливает схему действия сил на самолет
(ее можно начертить на большом листе бу-
маги или на доске), заботится о том, чтобы
на занятиях была модель самолета того ти-
па, на котором летают его подчиненные.

После этого руководитель  доклады-
вает командиру полка о своей готовности.
Если он уже не в первый раз проводит за-
нятие по этой теме и обладает достаточны-
ми методическими навыками, то командир
полка может ограничиться инструктажем и
утверждением плана и конспекта.

На наш взгляд, целесообразно, чтобы ру-
ководитель провел своеобразное трениро-
вочное занятие. с другими преподавателями.
Это эффективное средство повышения
методических навыков. Командир полка
назначает время занятия, на котором пре-
подаватели изучают тему и ту форму, в
которой она преподносится, оценивают ма-
неру изложения, умение руководителя
пользоваться наглядными пособиями.

Руководитель рассказывает о причинах
возникновения аэродинамических сил, дей-
ствующих на самолет (пол’емной, сопротив-
	ления. тяги винта и веса), используя при
	этом рисунок, модель крыла. Он показы-
вает, как происходит обтекание профиля
крыла воздушным потоком при разных уг-
лах атаки, об’ясняет зависимость величи-
ны под’емной силы крыла и лобового сопро-
‚тивления от скорости полета и угла атаки.
Все эти явления демонстрируются не толь-
ко на схемах и моделях. Завихрение, из-
пример, можно показать, подклеив шелко-
вые нити к крылу, & обтекание воздуха —
	Н-СКАЯ ГВАРДЕЙСКАЯ АВИАЧАСТЬ. Машины возвратились с полета.
Механики тщательно проверяют материальную часть.
		Снимок капитана Т: Мельника.
	—- Смотрите внимательнее, — продол-
жал командир эскадрильи, — когда нос са-
молета в перевернутом положении подходит
к горизонту, подтяните ручку..:

После нескольких полетов младший лей-
тенант Похлебаев усгранил  недоработку.
Теперь у него хорошая техника пилотиро-
вания, которую он Умело сочетает © веде-
нием огня. В стрельбе по конусу летчик до-
бился отличных результатов.

Mafiop Копиченко учит: своих подчинен-
ных показом. В наземной подготовке
командир эскадрильи применяет свой лич-
ный опыт, разбирает с летчиками кон-
кретные эпизоды из’ летной практики и
примеры из боевой деятельности эскад-
рильи,

Офицеры Галич, Бугров; Сергеев, Буйке-
вич, как и многие другие, за последнее
время значительно повысили свое мастер-
ство. Командир эскадрильи майор Копичен-
ко не только учит, но и сам настойчиво
работает над собой, повышая свой военный
	Капитан И. КРЕСТОВСНИЙ.
	Южная группа войск.
	Учит личным показом
	В апреле прошлого года майор Вопичен-
ко сбил «Фокке-Вульф-190». Это был сем-
надцатый самолет противникз, сбитый лет-
чиком в воздушных боях.

Прошло более года. Майор посвятил это
время тшательному изучению боевого опы-
та, серьезному и вдумчивому анализу собы-
тий минувшей войны. Он занимался в выс-
‘шей офицерской школе и приобрел методи-
цеские ‘навыки, которых ‘ему; как коман-
	пиру эскадрильи, раньше недоставало. Бер-
	Нувшись в родную эскадрилью, майор ho-
пиченко по-иному стал обучать летчиков.

Младший лейтенант Похлебаев,  выпол-
няя фигуры выешего пилотажа, терял ско-
`рость. В полете с ним майор Копиченко он-
ределил, в чем состояла ошибка. Выпол-
няя, например, иммельман, Похлебаев во
второй половине петли резко тянул фучку
на себя.

— А вы придержите, — учил го Копи-
ченко, — BOT TAR.
`_Й он показывал практически. При этом
важно было, чтобы летчик зафиксировал
именно тот момент, когда нужно придер-
жать ручку.
	направив на табак воздушную струю от вателей в первую очередь зависит успех
	решаются также частные вопросы педаго-! обычного вентилятора. 1 боевой учебы авизторов. — yo wa nnrnvrpRPnAnwyertwsein   отличные оценки. В числе их Герой Совет-
	ЮЖНАЯ ГРУППА ВОЙСВ. (Or наш.
неро. по телеграфу). Комсомолец твардии
младитий лейтенант Иванов — ‘один из
лучших летчиков Н-ской части, отличник
боевой и политической подготовки. Ему не
довелось Участвовать в боях, зато в период
мирной учебы он добросовеетным трудом
сумел завоевать в полку славу и авторитет.

Летчик Иванов на оныте. Отечественной
войны осваивает профессию истребителя.
Искусству высшего пилотажа, приемам
воздушного боя он учится у прославленных
воинов — дважды Героя Советского Союза
майора `Еветигнеева и Героя Советского Co-
юза старшего лейтенанта Брызгалова. Ива-
нов аккуратно ведет конспекты лекций бы-
валых авиаторов, читает литературу; 1a-

очередями. Из теории стрельбы известно,
что какая бы точная очередь ни была, 60-
лее 3—5 попаданий не добъешься. В та-
ком случае, зачем же попусту давать боль-
щие очереди?
	Отличные оценки получил Иванов и за
полеты -в закрытой кабине и за ночные по-
леты на последнем летно-тактическом уче-
нии. Находясь в групне прикрытия назем-
ных войск на высоте. - 2.500 метров, 08:
‘первым заметил «противника» и ринулея в
бой. «Враг» своевременно был обнаружен
и не допущен к цели,
  Недавно гвардии младшего лейтенанта
Иванова как хорошо подготовленного на-
значили старшим летчиком и ведущим па-
ры. Это — яркий показатель роста’ боево-
то мастеретва молодого воина.
		участвовал в боевых вылетах, непрерывно
обеспечивал экипаж связью @е землей,
внимательно вледил за воздухом, охраняя
	свой самолет от вражеских истребителей.
	Родина достойно оценила его боевую рабо-
ту — на груди старшины  ПШеченикина
блестит орден Отечественной войны второй
степени.
	В дни мирной учебы стрелок-радист
Печеникин, выполняя приказ товарища
Сталина, с еще большим рвением овладе-
вал боевым мастерством. На всех прохо-
дивших поверках он получал только oT-
личные оценки. ‘
	Недавно старшина ПЦеченикин снова по-
дал рапорт о зачислении его на  сверх-
срочную службу в армии, которая стала
для него родным домом. Командование
части удовлетворило его просьбу.
	Старшина Г. СОПРОНЮК.
	В 1937 году Иван Печеникин был при-
зван в ряды Красной Армии. Покидая род-
ное село Ивановку Тамбовской облаети, он
мечтал стать летчиком. Вскоре Печеникина
‘послали в военную школу, где он приобрел
специальность стрелка-радиста.

В напряженном труде и учебе в летной
части ПШеченикин осваивал любимое дело.
Четать приходилось много. В каждом по-
лете Печеникин старался непрерывно под-
держивать связь © землей и членами сво-
‘его экипажа. Это ему удавалось. За нз-
стойчивость. в. приобретении знаний и дис-
пиплинированность Печеникин заслужил
всеобщее уважение и любовь.

Незаметно минуло два тода. Настало
время демобилизации. Печеникин решил
подать рапорт об оставлении B&  сверх-
срочную службу. Просьбу воина удовлет-
ворили.

Началась война е Японией. Печеникин
	ского Союза гвардии майор Шапиро, Герой
	Советского Союза капитан Бабушкин, стар-
ший лейтенант Фирсов, капитан Ярунин

и др.
* жж х
	Начались экзамены и на П курсе штур-
манского факультета. Первый экзамен был
проведен по иностранному языку. В числе
показавших отличные знания лейтенант
Мягков, капитаны Радионов, Яковлев.

Впервые за время своего обучения слу-
шатели П курса в этом году будут сдавать
экзамены по специальным дисциплинам.

Выпускники штурманского факультета
сейчас работают над курсовыми проектами,
используя знания, приобретенные в акаде-

мии, личный боевой опыт и опыт Великой
Отечественной войны.
		РОСТ БОЕВОГО МАСТЕРСТВА
	зетные и журнальные статьи на авиаци-
онные темы.
	Отличные теоретические знания, тщ&-
тельная подготовка к каждому полету. обес-
печивают ему успех в воздухе, Помогают
и советы летчиков Евстигнеева и Брызга-
лова. Иванов стреляет по «евстигнеевско-
му» методу —= короткими очередями с близ-
кой дистанции с кабрирования под paxryp-
вом 2/4: Недавно, стреляя. по конусу, Ива-
нов добилея 16 попаданий, в то время как
по условиям упражнения 8 попаданий
обеспечивают отличную оценку,
	На вопрос 0 том, как он достиг таких
	успехов в стрельбе; Иванов отвечает:
— Главное — правильно построить: мз-
невр и стрелять прицельными короткими

‘состава в барокамере, в которой создаются
условия, во многом схожие с ‘условиями
пребывания нз разных высотах;

в) систематических высотных полетов
	‘на самолетах.
		носливости высота может быть увеличена.

Отдельных летчиков, которые, несмотря на
систематическую тренировку,

не перено-
сят высоты, надо ототрамять от высотной
	тренировки и направлять во врачебно-лет- SMA,
НУЮ комиссию. тар.
	От высотной тренировки временно осво-
ждаются летчики после каких-либо oc-
	трых заболеваний или при резко выражен-
ных явлениях утомления и переутомления.
	Пасморк, бронхит,  желудочно-кишечиые
расстройства, головная боль являются тав-

же временным противопоказанием к высот-
ной тренировке.
	WM SEOOKE летного состава Боенно-Возду-
ШАХ Сил В. пола и
	тожен весь комплекс мероприятий и ука-
	заний по этому виду: боевой. подготовки.
	Тренировка летного состава, проведенная
одним из выше перечисленных способов,
значительно усиливает высотную выно-
сливость организма, знакомит е ощуще-
ниями, которые возникают у летчиков на
высоте от недостатка кислорода или от
	разреженности воздуха, и приучает их не
a
	бояться этих ощущений.
	Подготовка летного состава
	когда снабжение кислородом ‚может быть
вдруг прекращено (аварии, израсходование
запаса кислорода, нарушение целости или
герметичности кислородно-дыхательной ап-
паратуры. вынужденное оставление самоле-
	та ит. п.). В этих случаях летчики, обла-
дающие большой устойчивостью и хорошо
тренированные в условиях больших высот,
будут иметь преимущество перед слабыми.
	и нетренированными.
Прелварительная высотная тренировка
	летного состава нужна и при полетах На
	средних высотах без кислорода (3.599 —
4.000 метров), ибо только тогда возможно
сохранить работоспособность в течение дли-
тельного времени. Эта тренировка необхо-
дима еще и вследствие того, что некоторые
виды кислородных приборов е маской от-
крытого типа не дают нормального содер-
жания кислорода во вдыхаемом воздухе и
не устраняют полностью недостаток кисло-
рода. Наконец, при полетах на высотах
более 10.000 метров на самолетах с откры-
той кабиной дыхание даже чистым киело-
родом не обеспечивает нормального его се-
держания в легочном воздухе. Самолеты с
герметической кабиной гарантируют от не-
достатка кислорода и дают возможность ле-
тать в стратосфере на больших высотах,
но экипажу все же угрожает опасность
при нарушении целости герметической ка-
	бины (например. пои ее простреле), И, сле-!
	ховательно, для самолетов с герметической
кабиной требуются лица, наиболее устойчи-
вые к высоте;

Все эти соображения заставляют произво-
дить медицинский отбор кандидатов в вы-
сотную авиацию и ставят вопрос о необхо-
димости высотной тренировки для летного
состава Военно-Воздушных Сил.

Высотная тренировка летчиков может
осуществляться путем:

8) длительного (в течение двух- прет не-
дель) пребывания в высокогорных лагерях,
тде обеспечено постоянное воздействие на
организм человека высотно-климатичееких
факторов, в том числе и недостатка киело-
рода; .

— 6) систематической тренировки летного
	Высотные полеты яваяютея одним из
важнейших элементов боевой подготовки
летного состава Военно-Воздушных Сил.
Летчик, который в совершенстве владеет
пилотированием и боевым применением са-
молетов на больших высотах, всегда будет
иметь преимущество перед противником в
боевых операциях.

Овладение высотными полетами требует
серьезной предварительной подготовки лет-
	ного состава, безупречного знания матери-
	альной части. самолета, мотора, кислородно-
дыхательной аппаратуры. Чтобы летать на
больших высотах, нужна. специальная
тренировка, которая значительно повысила
бы сопротивляемость организма летчика
К отрицательному влиянию высоты.

С погемом на высоту человек, попадает
	в необычные условия и подвергается небла-
	гоприятному воздействию ряда факторов.
Естественные условия существования - Ha
земле, характерные для нормального атмос-
	ферного давления, е под емом нарушаются и
	тем значительнее, чем больше высота. Уже
на умеренных высотах (3.500-—4.500 мет-
ров) понижается работоспособноеть экина-
жа. Вели же высота оказывается не по еи-
лам организму, то самочувствие членов эки-
пажа резко ухудшается, Функции их рас-
страиваются в такой мере, что они стано-
BATCA полностью неработоснособными, а
следовательно, и небовспособными.

Глубина и тяжесть функциональных рас-
стройств зависят главным образом от высо-
ты. Нох’емы до 1.500—2.000 метров не co-
провождаются  сколь-либо существенным

влиянием на организм человека, и, следо-
вательно, эти высоты представляют собою
„безопасную зону.

Под’емы на 3.000—4.000 метров уже
дают организму человека ощутимую нагруз-
ку, но благодаря запасным силам организма
усиливается работа отдельных органов и
систем, устраняется отрипательное влияние
этих высот. и работоспособность человека
	сохраняется на достаточном уровне. Таким
образом, высоты 3.000-—4,000 метров яв-
	ляются зоной полной компенсации функций
оттанизма человека.
	к высотным полетам
		отатком кислорода тратит свои запасные
силы. Впоследствии при систематической
высотной тренировке происходит глубокая
качественная перестройка тканей органи-
зма, которые приспосабливаются к низкому
давлению кислорода. Изменение функ-
ций организма в этом периоде характеризу-

am ankn<«n «.........
	Следовательно, первоначальное усиление
кровообращения и дыхания в первых
под’емах на высоту является реакцией не-
тренированяого организма. Это — Ннеот-
	ложная помощь, на которую долго рас-
считывать Нельзя, так как ттлительжла ли.
	привести к утомлению дыхательного цен-
тра и сердца. Наоборот, дальнейшее yeno-
коение этой «лихорадочной» деятельности
дыхания и кровообращения знаменует со.

бою реакции тренированного организма, ко-
	EEE SEE OS

гда наступило уже приспособление организ-
ма к недостатку кислорода.
	В связи с этим следует ответить ма не-
которые практические вопросы высотной
тренировки. Во-первых, о числе под*емов
в барокамере. Чем их больше, тем лучше.
Эти под’емы способствуют развитию и 34-
креплению явлений приспособления отл.
	о © РЫ6б0Те, Однако 71—10 под’емов на
высоту уже достаточно для получения по-
ложительных результатов.

Интервалы между по
превышать более 4—6
тервал, по нашему опы
день. Выносливость, при
мя тренгровки, удлержив

д’емами не должиы
дней. Лучший ин:
ту, под’емы через

обретенная во вре-
аетга поглалгил ae.
	а О

Высотная тренировка помогает выявить

индивилуальную выносливость летчика x
о анны. <:
	за а Ре? MAR RRA — 9

отрицательному влиянию высоты и ‘опре-
деляет его «рабочий потолок».
	Энание и учет своих собственных в0з-
можностей в отношении высотной BHO
CIMBOCTH весьма необходимы летчику, co-
вершающему полеты на больших высотах.
Для командира же части высотная трени-
ровка выявляет летные качества каждого
отдельного члена экипажа самолета.
		Майор медицинской слу
	Bee виы высотной тренировки должны
сопровождаться постоянным врачебным
	контролем. Врач обязан контролировать вы-   бо
	полнение летным составом специального

режима в течение всего периода высотной
тренировки (правильно организованный
труд, питание и отдых, физическая куль-
тура, личная гигиена, исключение алко-
голя и других вредных привычек, подрыва-
ющих здоровье летчика).
	Накануне и непосредственно перед поле-
	 том на самолете или перех под’емом в баро-
	камере соблюдаются следующие правила:
спать не менее 7—8 часов, не подниматься
натощак, но и не перегружать чрезмерно
желудок. Завтрак  должет быть не позднее
1—1,5 часа до под’ема в`барокамере, вы-
сококалорийным и не обременительным. Из
пищи следует исключить продукты, кото-
рые легко образуют газ, — овощи, горох и
др. Категорически противопоказано упот-
ребление алкоголя перед высотным полетом
или нод’емом в барокамере, ибо алкоголь
резко снижает сопротивляемость организма
к воздействию высоты и сильно уменьшает
работоспособность.

К высотной тренировке допускается,
независимо от сроков службы, весь хет-
ный состав, предварительно прошедший
медицинское освидетельствование ве вра-
чебно-летной комиссии и признанный год-
ным к полетам на больших высотах.

В течение всего периода тренировки
врач части систематически регистрирует
данные о суб’ективных ошущениях и 0об’-
	{CRTHBHOM состоянии организма тренирую-
	щегося, проводит лабораторные `исследо-
вания летного состава по методическим
указаниям окружной лаборатории авиаци-
онной медицины.

Плохая переносимость высоты в пер-
вых под’емах не должна служить препят-
отвием к продолжению высотной трени-
ровки, потому что, как правило, через не-
сколько повторных под’емов стойкость ор-
ганизма против воздействия высоты воз-
растает. Однако для более слабых людей
тренировочные под’емы должны начинать-
ся в меньших высот (3.500—4.000 мет-
ров), а затем уже после приобретения вы-
	ЗАМЕТКИ АВИАЦИОННОГО
ВРАЧА
		Высоты 4.500—5.000 метров дают зна-
чительную нагрузку. При длительном нре-
бывании на этих высотах может наступить
	резкое ухудшение общего самочувствия и
резкое снижение работоспособноети челове-
	ка. только систематическая высотная тре-
нировка дает возможность летать па этих
	высотах продолжительное время. Высоты
6.000—8.000 метров являются для чело-
века критической зоной. Лишь немногие ли-
ца, обладающие безупречным здоровьем,
после длительной и систематической вы-
сотной тренировки могут перенести эти вы-
соты в течение короткого промежутка вре-
мени без опасности лля жизни.
	Вопрос о том, почему высота оказывает
	такое неблагоприятное действие нз организм
человека, решен еще в конце прошлого сто-
летия. Французский ученый П. Бер доказал,
что отрицательное влияние высоты зависит
от уменьшения количества молекул кислоро-
да в атмосферном воздухе, веледетвие па-
дения общего атмосферного давления в0з-
духа. Поэтому человеку на больших высо-
	Лучшими мероприятиями, резко повы-
шающими возможноети человека к завоева-
нию больших высот, является искусствен-
ное добавление кислорода кв влыхаемому
	воздуху или дыхание чистым кислородом.
Для этой цели применяется теперь кисло-
родно-дыхательная аппаратура, при пользо-
вании которой устраняется отрицательное
	влияние недостатка кислорода полностью на
высотах до 10.000 метров и в значительной
	мере — до 12.000 метров.
Несмотря на существованне кислородно-
дыхательной аппаратуры. медицинский от-
	бор в авиацию людей, отличающихся наи-
большей выносливостью к высоте, и высот-
ная тренировка летного состава необходимы
по ряду соображений. Прежде всего слёдует
иметь в виду всевозможные неожиданности,
	Сущность физиологических реакций,
возникающих в организме человека в про-
цессе высотной тренировки, весьма слож-
ная. Первоначальная реакция человека на
недостаток кислорода выражается в том,
что пускаются в ход резервные силы op-
ганизма. Усиление функций в первую оче-
редь касается тех органов и систем, дея-
тельность которых связана с обеспечением
организма кислородом. К ним относятся:
система органов дыхания, кровообращения
и кровь. В основе изменения деятельности
этих органов лежит рефлекторный меха-
изм, так как на недостаток, кислорода в
крови прежде всего реагируют клетки
нервных центров и специальные чувстви-
тельные тельца в стенках сосудов крове-
носной системы. От их функционального

характер и величина
	вомпенсаторных реакций сердечно-сосу-
дистой системы и лыхания.
		ченения, возникающие в организме, харак-
теризуют собою реакции нетренирован-
ного организма, который в борьбе с недо