15 июня 1946 г. № 72 (974),
	Te AS MIA Tl
	Под редакпией В. Люблияского
	КОМБИНАЦИЯ
В ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ
	Если с какого-нибудь положения партия
принимает форсированный характер били.
тодаря ряду Форсирующих, Т. 6. BRHYE-
дающих ответа противника, ходов одной
стороны, То этот ряд ходов и называется
комбинацией. Правильная, точно расечя.
танная комбинация должна заканчиваться
к выгоде того из противников, который
фореировах эту комбинацию. Иногда ока-
зываетея, что защищающаяся сторюна до
лает всё время вынужденные ходы и в
конце концов, остается с преимуществом,
91% так пазываемые «ошибочные», «ne
корректные» комбинации.

Комбинация составляет самую сущность
шахматной игры, придает ей интерес, на-
пояняет ее художественным содержанием,
что роднит шахматы с искусством. Не буль
комбинации, шахматная игра  преврати-
лась бы в механическую перестановку фи-
ryp.
Рассмотрим положение, изображенное на
хиатрамме.
	Белые: Kpgi, Ph8, 461, xed, 4,

g2, h2(7).
wen Rpg8, ad, a8, xf6, mg’,
	Белые должны выиграть благодаря лиш“
ней пешке, однако черные, на первый
взгляд, могут еще рассчитывать на дли“
тельную и упорную защиту. В действи-
тельности же. оказывается, что в этой по-
зиции белые имеют возможность провести
комбинацию и заматовать черных в 5 хо-
дов

1. Oh3—e6 + Rpe8-—h8

2. Re5—f7 --ph8—e8

3. KRf7—h6+Rpg8—nh8

Кажется, что у белых нет лучшего хода,
чем снова КЕ7- - , однако следует ход, в
котором заключается вся соль комбинации,

4, Феб-—28-!! Л (или К): 58

5. 16—47.

Эта комбинация называется  «спертым
матом»,

Существует. много интересных типов п
вилов шахматных комбинапий. связанных
	с эффектными жертвами, неожиданными
	ситуациями, тонкими маневрами,

В нижестедующей позиции, случивией:
ся в партии Торре-—Ласкер, игранной в
московском международном птахматном
турнире 1925 года, белые лобились побе-
ды красивейшей комбинацией, известной
под названием «мельницы»,

Белые (Торре): Кре1, Ф№5, Ле1, Лез,
Ср5, КеЗ, пп. а2, в4, 44. 12, «2, 12 (12).

Черные (Ласкер): Кро8, ФвБ. Ла8, Ле8,
Ce?, Rf8, nn. a7, 96, еб, [7, 27, h6 (12).

Последовало* у
	1. (85-6. ФЬ5 : 5

2. 123: 27 -- &р98 — 18

3. Л: Kph8 — 28

4, Mf? —e7 + Kpe8 — hs

5. IgT sb? + ‚ RphS — 8

6. Ib? —e7 + Кро8 — 18

7. 17 — 5 Rph8 — 17

8. Ich —h5 fiph7 : £6

9. Ths —h3 Rpe6 : 16

10. Uh3 :h6 + w Jacrep вскоре слалея,
	3:0 в пользу ЦДКА
	Вчера на московском стадионе «(Cras
линец» состоялея очередной матч на пер-
венство СССР по футболу, Лидер первен*
ства-—московекая команда ЦДКА играла
се командой минского «Динамо».

С самого начала первого таймь игру
ведет команда армейских футболистов,
Уже на пятой минуте Гринин с подачи
Демина забивает первый гол в ворота
динамовцев. Игра все время проходит:
на половине минчан. Но результат 1:0
держится еще полчаса. Липть за 10 ми-
нут до конца первого тайма Соловьев,
пройдя но правому краю, хорошо пасует

на центр, и Николаев головой  вбивает
ron.
	В дальнейшем игра проходила. довольно
	вяло. Только в конце второго тайма
команла ЦДКА, получив право па 11-
метровый — штрафной Удар, уве:
	Waa счет до 5:0. Мяч этот был тотю
пробит Деминым.
Команда ЦДКА после 10 игр набрала
очков и попрежнему остается лилероз
розыгрыша первенства СССР по футбалу.

cOKO

МЫ

ААЛолотова в Париж
	На аэродроме Бурже тов. В. М. Молетов
и сопровождающие его липа были вотрече-
ны поелом СССР ве’ Франции A. E. Богомо-
ловым, послом СССР в Англии Ф. Т. Гусе-
вым, всем составом посольства CCCP во
Франции, а также Заместителем Министра
Иностранных Дел Французской Республики
т-ном Шнейтер и другими французскими
официальными представителями, .
	шейся завтра сессии Совета Министров
	Иностранных Дел,
ПАРИЖ. 14 июня. (ТАСС). Бевик при-
	рых заседаниях конференции примут учё-
стие офицеры военных администраций и два
эксперта по экономике от Совета земель.
Газета «Берлинер цейтунг», ссылаясь
на сообщение немецкого управления торгов-
ти и снабжения советской оккупационной
зоны, пишет, что в начале июня начались
первые значительные поставки на основе

ews tT
	i

В заключенного соглаитения между американ-
	ской и советекой оккупационными. зонами.
Немецкое управление торговли и снабжения
в советской оккупационной зоне пришло к
соглашению с Созетом земель В Штутгарте
о поставках из советской зоны в американ-
susan pavana TATU. CeMAH UT. D. BOOMeH
	соответствующие скую сахара, патоки, CUOMAD HOT. Ate DS
оны. В некото- на рабочий скот из американской зоны.
	Прибытие тов. В. М.
	ПАРИЖ, 14 июня, (ТАСС). Сегодвя, 14
июня, вечером в Париж прибыл для уча-
стия в работах открывзющегося завтра ©0-
вещания. министров иностранных дел Ми-
нистр Иностранных Дел СССР тов, В. М,
Молотов; а также’ заместители Министра
Иностранных Дел СОСР А; Я. Вышинский
и В. Г. Деканозов.
	ПАРИЖ, 14 июня. (ТАСС). Государет-
зенный секретарь США Бирне прибых 66-
	голня в Париж для участия в открываю-   был в Нариж.
	В Германии
	БЕРЛИН, 14 июня. (ТАСС), Бак 6000-
щает агентство ДАНА, 13 июня здесь от-
крылась межзональная конференция» пред-
ставителей американской и советской окку-
надионных зон. Конференция обсудит во-
просы, связанные с устранением экономи-
ческих границ и облегчением обмена про-
мышленными товарами между американской
и советской оккупационными зонами. В
конференции; созвавной по предложению
центрального управления торговли и снаб-
жения, принимают участие министры хо-
зяйства и по два частных владельца от
каждой федеральной земли американской
оккупационной золы и соответствующие
представители советской зоны; В некото-
	B COBETE BHESOMACH OC th ti
	из виду при обсуждении вопроса в том,
какие меры необходимо предпринять в OT-
ношении режима Франко». Тов. Громыко
привел к качестве доказательства сотруд-
ничества германской и испанской военной
разведки в период войны заявление гене-
рал-лейтенанта Гунтера Крапле, бывшего
германского военного атташе в Мадриде, и
полковника Ганса Ремера, бывшего гер-
манекого военнего атташе в Танжере, &
также полученную им 12 июня из Москвы
по бильханпарату копию заявления хене-
рал-лейтенанта Бамлера, бывшего началь-
ника 3-го отдела оззведывательной герман-
ской организации, так называемого «Аб-
вер»: «Представленные подкомитету доку-
менты, относящиеся к вопросу об укрытии
Испанией как германских военных пре-
ступников, так и военных преступников
других вациональностей,—заявил т. Гро-
MBIKO, —— также заслуживают самого серь-
езного внимания. Одно то обстоятельство,
что Испания стала приютом для большого
числа опасных военных преступников,
	принимавиих участие в кровавых выстун-
	тениях гитлеровцев против миролюбивых
наротов, показывает, что она преврати-
лась в опасный фашистский очаг, сущест-
вование которого представляет опасность
для миролюбивых народов, пытающихся
покончить с фашизмом, выкорчевать 06-
татки фашистских порядков».

Подчеркнув, что люди, утверждаюнщиие,
будто бы фапиелекий режим в Испании не
является реальной угрозой миру, повторя-
ют провалившиеся аргументы, высказывав-
шиеся, например, в свое время в отноше-
нии фашистского режима Муссолини,
т. Громыко сказал:

«Первым шагом, могущим сыграть по-
ложительную роль в решении испанской
проблемы, может быть разрыв дипломати-
ческих отношений всех государств -—— чле-
нов 0б’елиненных наций — с Франко.
Ситуация в Испании такова, что она уже
требует не только морального осуждения
Франко, но и практических действий в с0-
ответствии с Уставом организации».

Останавливаясь в заключение на выво-
дах подкомитета, представляющих в то же
время и предложения Совету безопасности,
т. Громыко сказал: «Приведя богатый фак-
тический материал, подтверждающий, что
режим Франко является угрозой миру, под-
комитет, тем не менее, не оемелилея сде-
лать правильный вывод, вытекающий из
всех материалов, которыми он пользовал-
ся. В предложении подкомитета указывает-
ся, что ситуация в Иелании будто бы не
представляет в настоящее время угрозы
миру и что эта ситуация не подпадает
под опрелеление статьи 39-й Устава.

Такой вывох является неправильным.
О= сделан ввиду отраничительного толко-
вания статьи 39-й. Подкомитет пришел к
заключению, что ситуация в Испании
представляет якобы липть потенциальную
угрозу миру. Взедя понятие потенциаль-
ной угрезы миру,  подкомитет отступил
от точного смысла етатьи 39-й. Такой вы-
вод может явиться базой для неправиль-
ной и опзеной доктрины, способной ума-
лить значение соответствующих сталей
Устава, поскольку идет речь 06 основан-
ной на этих статьях деятельности Совета
безопаености. Выходит, что  действитель-
ная угроза миру существовала бы лить
в том случае, если бы фашистская Иепа-
ния предприняла практические военные
действия. Но тогда это было бы не просто
угроза миру, а уже акт агрессии.

Руковолствуяеь первым выводом;  Пох-
комитет слелал неправильный и второй
	ЗАВЕРШЕНИЕ © ПЕРЕГОВОРОВ:
В ТАВРИЗЕ -
	ТЕГЕРАН, 13 июня. (ТАСС). Тегеран-
ское радио передало сегодня вечером заяв-
ление иранского правительства, в котором
говорится, что в Тавризе подписано согла-
шение между представителем иранекого
правительства и властями Иранекого Азер-
байджана.

НЬЮ-ИОРВ, 14 июня. (ТАСС). Вчера
состоялось заседание Совета безопаеноети
yaa обсуждения предложения подкомитета
0 расследованию испанской ситуации.

Первым нь заседании выступил предста-
витель Австралии министр иноеётранных
дея Эватт, который об’явил, что подкоми-

‘тет принял решение изменить стоящую на

расскотрении Совета резолюцию. Пункт
рекомендаций подкомитета в измененном
виде гласит, что подкомитет рекомендует
Совету безопасности передать Генеральной
зссамблее доказательства и доклады под-
комитета «вместе в рекомендацией, что ес-
ли режин Франко не будет устранен и хру-
гие Условия политической свободы, вы-
двинутые в декларации, не будут, но мне-
нию Генеральной ассамблеи, полностью
выполнены, то последняя должна утвер-
дить резолюцию, рекомендующую прекра-
тить дипломатические отношения в режи-
мом Франко каждому члену Об’единенных
наций или предпринять такое другое дей-
ствие, каков Генеральная ассамблея сочтет
правильным и эффективным при данных
обстоятельствах».

Делегат Соединенных Штатов Джонсон
одобрил предложенную резолюцию в ее
измененном виде, но заявил, что это’ не
означает, что Соединенные Штаты берут
на себя какоё-либо обязательство в отно-
шении позиции, которую они займут на за-
селанни Генеральной ассамблеи.

Делегат Египта Афифи-паша заявил,
что Египет будет голосовать за предложе-
ние подкомитета 6 той  отоворкой,
что Египет. полностью сохраняет за собой
право занять ту или иную позицию на
предстоящем заседании Ассамблеи.

Следующим выступил  предетавитель
СОСР тов. Громыко, заявивший, Чт0 «е0-
бранные подкомитетом материалы, посту-
пивигие от стран —= членов Организации
05`единенных наций и от имени испан-
ского республиканского правительства
Хираля, полностью подтверждают  пра-
вильность обвинения, выдвинутого про-
тив. режима Франко представителем
Польши в его письмах Ha имя тене-
рального секретаря от 8 и 9 апреля ce-
то года: Полученные подкомитетом факти-
ческие сведения подтверждают, что суще-
ствование фатшистекого режима Франко и
последствия, которые связаны с его суще-
ствованием, представляют международную
проблему. Подкомитет дал также в основ-
HOM правильную характеристику сущест-
вующего в Испании режима как режима,
возникшего не из условий внутреннего
развития Испании, & в результате внешне-
то вмешательства со стороны стран оси.
В подкомитет поступил ряд документов, от-
носящихея к поведению франкистской Ис-
пании во время войны. Эти документы
подтверждают, что франкистекая Испания
действовала во время войны как союзник
титаеровской Германии и фашиетекой Ита-
тии. Этот еоюз выходил 38 пределы чисто
политического сотрудничества. Франвиет-
ская Испания Являлась также военным
союзником Германии»,

«Если фашистская Испания не успела
полностью вступить в войну против cows-
ников, — сказал т. Громыко, — то это
произошло по причинам, не зависящим от
Франко. Красная Армия, & затем и англо-
американские войска стали наносить Гер-
мании серьезные поражения одно за дру-
тим раныше, чем Франко успел привести
в исполнение свой коварный замысел о
полном вступлении в войну». Тов. Громыко
подчеркнул, что на Восточном фронте при-
никали участиев боях против Красной
Аруии 47.000 испанских офицеров и сол-
дат. Кроме того, на Восточном  Френте
находилась также авиационная испанская
эскадрилья. т.

Приведя документы, показывающее,
что посылавшиеся на Восточный pont
военные испанские части представляли ©9-
б0й регулярные военные соединения,
т, Громыко сказал:

«He подлежит, таким образом, сомнению
тот факт, что фашистская Испания при-
нимала практическое участие в войне
уротив союзников. Этого нельзя упускать
			вывод, булто бы Совет безопасности не
имеет права принимать решения о разры-
ве дипломатических отношений е Франко,
т. €. действовать в соответотвии со ст.
41-й Устава.

B заключении подкомитета. м
еще одно важное, но неправильное  пред-
ложение. Я имею в зиду рекомендацию
	подкомитета не принимать решения в (©0-
вете безопасности о разрыве  дипломати-
ческих отношений е Франко, а рекомен-
	довать вынести такое решение Генераль-
ной аосамолее, имея, вероятно, в BHAY
очередную сессию Ассамблеи. Это предло-
жение имеет два недостатка:

1) Оно противоречиво по своему хё-
рактеру. С одной стороны,  подкомитет
считает, что Совет безопасности не имеет
права выносить в данном случае решение
о разрыве отношений с Франко, исходя из
указанного выше неправильного утверж-
дения, будто бы ситуация в Испании 8B
настоящее время не представляет угрозы
миру. С лругой стороны, нодкомитет ечи-
тает необходимым разрыв отношений ©
Франко, рекомендуя, однако, чтобы этот
разрыв был осуществлен Генеральной  8с-
самблеей. Противоречивость этого предио-
жения налицо.

2) Утверждая, будто бы Совет безонае-
ности в данном случае не имеет права
выносить решения о разраве отношений
с Франко и рекомендуя сделать это Ассам-
блее; подкомитет в отношении данного
вопроса как бы меняет местами Совет бе-
зопаености и Генеральную ассамблею. На
Совете безопасности лежит главная ответ-
ственность за поддержание мира ив
силу этото именно Совет безопасности хол-
жен и призван разрептить вопрос о маро-
приятиях по отношению к режиму Фран-
ко». Указав, что именно Совет  безопас-
ности является тем органом, который хол-
жен выносить решения в действиях в свя
3H е вопросами поддержания мира,
т. Громыко сказал: а

«Совет безопасности, как орган; ‘приз-
ванный обеспечить поддержание мира‘ и
безопасности, не должен уклоняться от
принятия репений о проведении практи-
ческих и быстрых мер в отношении режима
Франко. Передача испанского вопроса на
Тенеральную ассамблею означала бы, чт
Совет безопасности уклоняется от выпол-
нения своих прямых задач». *

«Советская делегация;  — ^^ сказал
т. Громыко, — понрежнему считает, что
‘предложение о вынесении Советом  безо-
пасности решения о разрыве дипломати-
‘ческих отношений е Франко является аб-
солютно правильным и обоснованным. Ее-
‘ли Совет безопасности хочет лействитель-
но предпринять шаг, отвечающий cepbe3-
‘ности обсуждаемого вопроса, то он не мо-
жет не согласиться с этим предложением...

Я счел необходимым сделать это заяв-
ление © целью обратить ее раз внимание:
моих коллег в Совете безопасности. на
серьезность обсуждаемого нами вопроса и
на те последствия и тот эффект; которые
могут быть связаны с решением Comore
по ланному вопросу»:

Носле т. Громыко выступил делегат
Толланлии ван Клеффене, который заявил,
что он не будет голосовать против реко-
 мендации подкомитета в пересмотренном
виде, хотя сохраняет за голландеким пра-
вительством полную свободу действий,
котда этот вопрос будет поставлен нё pac-
смотрение Генеральной ассамблеи.

Затем председатель Совета  Пароди
предложил закрыть заседание. Следующее
заселание Совета назначено на 17 июня.
	Позль-Бэйнер — председатель исполкома
‘лейбовистской партии
	ЛОНДОН, 14 июня. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, вновь избранный
исполком английской лейбористской нар-
тии 12 июня выбрал своим председателем
государственного министра Ноэль-Бэйке-
ра. Заместителем председателя избран
министр топлива и энергетики Шинуэлл.

Бирнс п Бевин прибыли в Париж
	ПРОЦЕСС ГЛАВНЫХ НЕМЕЦКИХ ВОЕННЫХ
ПРЕСТУПНИКОВ В НЮРНБЕРГЕ
	НЮОРНЕЕРГ, 13 июня. (ТАСС). Почти
все вечернее заседание Трибунала занял
допрос свидетелей Пгидта и бывшего по-
лицей-президента Вены Скубеля  отно-
сительно деятельности Зейес-Инкварта В
Австрии. а :

Под перекрестным допросом предетави-
теля американского обвинения Додда сви-
детель Шмидт восстанавливает картину ©0-
бытий, предшествовавших «аншлюссу». В
частности, свидетель заявляет, что неза-
долго ло «аншлюсса» Гитлер предлагал Па-
цену стать канцлером Аветрии, на что но-
следний выразил согласие. Показания вто-
pero свидетеля ‘Скубеля были настолько
невразумительными, что представители 06-
винения ‘отказались задавать ему epe-
крестные вопросы. .

Перед концом вечернего заседания за-
шитник Нтейнбауэр вызвал в качестве
свидетеля доктора Фридриха Виммера, ко-
торый в течение почти пяти лет был при
Зейсс-Инкварте комиссаром но внутренне-
му управлению и юстиции в Голландии.
Свилетель всячески стремится выгородить
своего бывшего шефа.

Затем к перекрестному допросу свидете-
ля Виммёра приступил представитель фран-
пузекого обвинения. От ответов Ha  по-
ставленные ему вопросы свидетель явно
уклоняется, делая вид, что он «не пони-
мает» перевода и т. п. 1

ПЮРНБЕРГ. 14 июня. (ТАСС): На yr-
	‘реннем заседании Трибунала представитель
	франпузекого обвинения продолжал допрос
свидетеля Вимчера по делу подсудимого
Зейсс-Инкварта. Давая показания, Виммер
пытается переложить ответственность
	32й>2-Инкварта 35 угон евреев, з& расст-
	релы, грабежи, 8a принудительную трудо-
	ГРЕЧЕСКАЯ ГЕНЕРАЛЬНАЯ
КОНФЕДЕРАЦИЯ ТРУДА ГОТОВИТ
ВСЕОБЩУЮ ЗАБАСТОВКУ В ГРЕЦИИ
	‚АФИНЫ. 14 люня. (ТАСС). Руковод-
	ство генеральной конфедерации труда pe-
	шило провести  24-чаеовую- всеобщую .за-
‘бастовку протеста против чрезвычайно-
то закона, отменяющего политические и
профеоюзные свободы в Греции, een
этот закон не будет отвергнут парламен-
том. В официальных , кругах заявляют,
что правительство намерено. подавить за-
бастовку любыми средствами.

вую мобилизацию населения Голландии на
Тиммлера.

Далее защитник ПРтейнбзуэр приступает
к допросу следующего свидетеля Гирш-
фельда.

Во время допроса представителем фран-
дузекого обвинения свидетель Гиршфельдл
признает; что имущество угнанных евреев
действительно было конфисковано и что в
Голландии создалось такое положение; при
котором тот, кло не работал для Германии,
лишался всех средотв существования. Гирш-
фельд признает также, что принудитель-
но вывезенные в Германию голландцы ни-
как не могли расематриваться, как добро-
вольцы,

Следующим в качестве свидетеля допра-
шивается Швебель, бывший уполномочен-
ный по Южно-Голландокой провинции. На
большинство наиболее существенных воп-
росов защитника Штейнбауэра свидетель
либо не лает прямых ответов, либо отго-
варивается незнанием того или иного фак-
та, касающегося деятельности , Зейсс-Ин-
кварта в Голландии:

По словам свидетеля; е Участниками
хвижения сопротивления в Голландии вела
борьбу полиция безопасности и армейские
части, а. Зейсе-Инквают к этим мероприя-
тиям, якобы, не имел никакого  отноше-
НИЯ: :
опросом свидетеля Швебеля  закончи-
лось слушание дела подеудимого Зейзе-
Инкварта. `

Перед концом утреннего заседания Три-
бунал поистунает к слушанию дела подсу-
димого Пачена. -

Допрос подсудимого фон Папена перено-
сится на вечернее заседание.
	ИЗБРАНИЕ ПРЕЗИДИУМА ФРАНЦУЗСКОГО
УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
	ПАРИЖ, 14 июня. (ТАСС). Сегодня под
председательством Марселя Кашена состо-
ялось второе заседание Учредительного
собрания. На повестке хня стояли выборы
президиума Учредительного собрания.

Председателем Учредительного собрания
избран Венсан Ориоль. За него было пода-
но 466 голосов. Прочие кандидатуры с0б-
рали ничтожное число голосов — Фран-
nace T s получил 15 голосов, Эррио — 2,
Даладье — 1.

При голосовании на пост вице-председа-
телей Учредительного собрания получили:
Анри Тетжен (МРП) — 407 голосов, Дюк-
ло (коммунист) — 428 голосов, Фернан
Буксом (МРП) — 441 голос, Мадлен Бра-
ун (коммунистка) — 407 голосов, Жозеф
Ланиель («Республиканская партия свобо-
ды») — 414 голосов, Ивон Дельбос (ра-
дикал-социалист) — 471 голос.
	АМЕРИКАНСКИЕ НОРРЕСПОНДЕНТЫ
0 ПОЛОЖЕНИИ В СОВЕТСКОЙ ЗОНЕ
‚ ОККУПАЦИИ ГЕРМАНИИ
	НЬЮ-ИОРА, 14 июня. (ТАСС). Как со-
общает агентство Ассошиэйтед Прессе,
американский журналист Перри, который
по приглашению французского правитель-
ства совершил поездку по Европе, а также
посетил советскую оккупационную зону
Германии, в беседе с представителем агент
ства 0 методах управления, практикуе-
мых в советской оккупационной зоне,
заявил, что Соединенные Штаты должны
были бы подражать многим мероприяти-
ям, проводимым в советской зоне. Перри
отметил, что в советской зоне заводы ра-
ботают и экономика не нарушена, как
это имеет меето в американской зоне, и
что, в то время как в американской 39-
не господствуют черные рынки, в совет-
ской зоне они практически отсутствуют,
Приведя примеры советекого метода pac-
пределения продовольствия, Перри отмеа-
THI, что продукты питания раепределя-
ются в строгой зависимости от качества
и количества произведенной работы.

В газете «Геральд», выходяшей в Май-
ами, 9 июня опубликована етатья епеци-
	ального корреспондента из Лейпцига, B
которой он, сравнивая политику созет-
ских и змериканских оккупапионных
	ee OE OS

властей в Германии, благоприятно отзы
вается в советской политике.

Подчеркнув, что ему была предоставле-
на полная свобода наблюдать за Жизнью
в Лейпците и разговаривать с его жите-
лями, корреспондент заявляет, что Co-
ветский Союз платит за все товары, вы-
возимые из Германии, и что «Советский
Cows потерял значительно больше, чем
когда-либо получит по репарациям» _
	(отв.
	«ДЕНЬ ОТДЫХА» В. КАТАЕВА
В МОСКОВСКОМ ТЕАТРЕ
САТИРЫ
	мы, сведя содержание пьесы к ряду неле-
пых положений. Все действия героев зак-
лючаются в том, что кто-нибуль кого-ни-
будь ишет. Зайцев ищет Миусова. Нриехав-
шая в этот дом отдыха Галина Игнатюк ищет
своего мужа, которого не видела полтора го-
да. Жена Зайцева, Роза Еремеевна, разыс-
кивает супруга, а профессор Дудкин — свою
жену. Автор нимало не’ озабочен наруше-
нием естественности действия, отсутствием
поеледовательности в его развитии. Забав-
ноё положение. возникшее в результате
	встречи Зайцева е Галиной Игнатюк, ослож-
	няетея появлением настоящего мужа Гали-
ны — Костя Галушкина. Работники до-
ма отдыха мужём Галины попрежнему
считают Зайцева и сообщают 06 этом Га-
лушкину. Пока Игнатюк принимает ванну
«с сосновым экстрактом», Костя Галушкин
из нежного Ромео превралиаезея в ревнивого
Отелле. Галине е трудом удается рассеять
его подозрения. Но затем черед принимать
ванну приходит Галушкину, и это дает ав-
TOPY повод для нового сюжетного поворота.
В «Сыроежках» появляется Роза Еремеев-
на. Работники дома отдыха, которые сами
вечно заблуждаются и вводят в заблужде-
ние других, заставляют Галину поверить,
что Роза Еремеевна — жена ‘Галушкина.
Галина и Костя меняются ролями: вышед-
ший из ванны Галушкин подвергается тем
же оскорблениям, которые он только что
наносил сам.
	Драматург © необычайной легкостью
ставит под сомнение любовь, верность,
дружбу. Его герои, как заводные игрушки,
через каждые пять минут переходят от уве-
ренности к подозрениям, от любви к нена-
висти, от ненависти к любви. Смена
чувотв и настроений у них происходит так
примитивно, так неубедительно, что зри-
тель вскоре совсем перестает верить тому,
что он видит на сцене.

Лучнтие образцы комедийного жанра от-
личаются тем, что их основу, их движущую
силу составляет комизм характеров. В етол-
кновении характеров возникает острое и
		жизненное, правдивое развитие сюжета. А
_B пьесе Ватаева все держится на элемен-
тарном недоразумении, на случае. Мотиви-
ровка поступков действующих лиц совер-
шенно отсутствует. Достаточно, чтобы герой
задал еще один вопрое или во-время повер-
нул голову, как вся интрига разруптаетея,
словно карточный домик, и больше уже не о
чем будет говорить. Недоразумения, заблуж-
дения, ошибки и последствия, вызванные
ими,—вот что представляет собой архитек-
тоника пъесы. В пьесе нет образов, нет лю-
дей, которые были бы наделены какими-то
своими, индивидуальными комическими чер-
тами.

Остановив свой выбор на пьесе «День от-
дыха», театр Сатиры заранее обрек себя на
неудачу. Постановитию спектакля заелу-

женный артист республики Краснянский
и режиссер Василенко оказались в труд-
ном положении. Пошлая интрижка увела
автора от важной, острой и злободневной
темы, и постановшик и режиссер вынужде-
ны были последовать за драматургом. Един-
ственное, что они могли сделать, — это,
сознательно суживая идейное значение
пьесы, постараться, чтобы она выглялела
не больше как забавный пустячок.

Мягко, стремясь по возможности избе-
жать буффонады, исполняет роль Зайцева
заслуженный артист республики Поль.
Трудно говорить о какой-либо трактовке
образа там, где о создании образа не поза-
ботилея автор. Однако артист попытался
сделать все возможное, чтобы действующее
лицо ожило, обрело индивидуальность. Зай-
цев в спектакле — человек, добросовестно
относяицийся к своим обязанностям и ис-
пытывающий благодаря этому много нёпри-
ятностей. Под конец он устает от тревол-
нений, они как бы надламливают его, ион
послунтно и несколько безвольно подчи-
няется судьбе.

Из других более или менее запоминаю-
щихся исполнителей следует назвать за-
‚ служенную артистку Слонову в роли Дуд-
киной — жены профессора. Артистка ведет
роль в остром сатирическом плане. Люби-
тельница сильных ощущений, Дудкина
с презрением относится к «прозе жизни»,
	ей во всем необхолима поза, громкие слова.
	Петровсне- Разумовская аллея, п. 20. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАНЦИИ:
	Артистка ярко показала, какая пустота
скрываетея за высоконарными словами о
любви и долге.

Мало помог драматург артистке Беляевой
в роли Галины Игнатюк. Игнатюк — мас-
тер колхозных урожаев, в настоящее время
— студентка Тимирязевской академии,
Беляева пыталась создать образ непосрел-
ственной, простой советской женщины,
умеющей сильно переживать, страстно
любить, жить пельно и полнокровно. Пьеса
не нозволила ей сделать этого. Такая же пе-
чальная судьба постигла и исполнителей
других ролей. Даже такие опытные талант-
ливые артисты, как заслуженный артист
Вурихин (в роли профессора Дудкина) и за-
стуженная артистка Милютина (в роли Ро-
зы Еремеевны), не смогли полностью преодо-
леть слабость авторского материала.

Спектакль окончен, зрители покидают
зал. Они с одобрением встречали удачные
реплики, улыбались, когда какое-нибудь
действующее лицо попадало в действитель-
но смешное положение. Но, выйдя из тедт-
ра, они уже начинают забывать то, что
происходило на сцене. Спектакль оставил
их равнодушными, безучастными к судьбе
героев. Выявилось полное отсутетвие того
благотворного влияния, которое оказывает
искусство на ум и чувства человека, при-
общивитегося к нему.

Валентин Катаев, автор хороших, ши-
око известных советскому читателю по-
вестей, написал плохую пьесу. Она оста-
нется плохой, безотносительно к тому, как
ее назвать — комедией, или «шуткой»,
или просто «воскресным приключением».
Дело не в названии, & в том порочном
принцине, который положен в ве основу,

ап зритель стал взыскателен. Он тонко
разбирается в искусстве. Его нельзя ув-
лечь, создавая вычурное переплетение во-
девильных несуразиц, за которыми, если
что-нибудь и кроется, так только  отсут-
ствие здравого смыела. Зритель любит
веселую комедию, острую, злободневную.
Он хочет смеяться и с радостью встретит
сатиру, легкую шутку, если она прине-
сет ему настоящее эстетическое наслажде-
вие, даст пищу его сердцу и уму.

А; ИВАНСКИЙ.
		В однодневный дем отдыха «Оыроежки».
прибывает Зайцев, агент по снабжению. Он
бзабочен: в ближайшие дни должны быть
открыты ясли для детей, срочно нужно
покрасить детскую мебель. Разрешение‘ же
на получение красок может дать только
начальник. центральной базы Миусов, кото-
рый проводит воскресный день в доме от-
дыха. За этим разрешением Миусова и при-
ехал сюда Зайцев. Но в дом отдыха не так
легко проникнуть. Здесь е распростертыки
об’ятиями принимают близких и дальних
родетвенпиков различных знаменитостей.
Рядовой же гражданин, ничем не’ проелави-
выгий свое имя, тут не в почете. Горничная
Шура, грубо разговаривавшая е Зайцевым
и наотрез отказавшаяся пронустить его B
помещение, услужливо ветречает жену
префессора Дудкина. Тогда Зайцев пускает-
ся на хитрость: он выдает себя за мужа
знаменитой колхозницы Галины Игнатюк.
Тотчае же двери дома отдыха гостеприимно
раскрываются перед ним.

Начало новой пьесы Валентина Ватаева
«День отдыха» сразу привлекает внимание
зрителей. Чувствуется, что драматург верно
подметил те пережитки прошлого, которые
кое-где еще дают себя знать в жизни со-
ветских людей. :

Зритель, но достоинству оценив сатири-
ческое начало пьесы, © нетерпением ждет
дальнейшего развертывания событий. Он
хочет узнать, какие новые преграды при-
дется преодолеть Зайцеву. Он надеется, что
автор, взявитий правильный курс в первых
картинах, останется верен этому курсу до
конца пьесы: острым оружием сатиры он
расправитея с теми, кто до налких дней до-
Нес характерные черты буржуазного обще-
ства — бюрократическое отношение к чело-
веку, выслуживание, подхалиметво.

Увы, зрителя ждет разочарование. Его
надеждам не суждено оправдаться.

Видимо, опасаясь упреков в изтингнем
легкомыслии, ИШатаев назвал свою пьесу
ттуткой, Застраховав себя таким образом,
он прошел мимо больной и актуальной те-
		АПРЕС РЕЛАНЦИИ: Москва, 167, Ленинграденое
	ПОЛЕТ СУБСТРАТОСТАТА «СССР ВР.77»
	13 июня был дан старт субстратоста-
ту «СССР ВР-77». На этот раз в пролол-
жительный полет на шаре об’емом 2 200
кубических метров отправилея экипаж в
составе пилота 1-го класса Зиновеева’ и
научных сотрудников Костарева, Борови-
кова и Зайчикова. -

Цель noxera — испытание новых нд-
учных приборов. Полет проходит на вы.
соте от 2 до 3 тысяч метров.

Сразу же после старта  суботратостат
быстро набрал высоту и скрылся в во-
сточном направления. По сведениям Пея-
тральной аэрологической обсерватории,
полет проходит нормально.  Воадуниый
поток плавно несет. субстратостат «CCCP
ВР-77» на восток со скоростью fore
60 километров в час.
	И коем а ОА 3 ewal
Ответственный релантор
Н. И МАНЕЕВ.
	сенретарь), 1-86 (издательство),
	сенретариат — Д-1-31-28, коммутатор Д-3-25-00 До 03, доб. 1-62
Уз
	Москва, улица Чехова, 16.

терства Вооруженных Сил Союза ССР «Красная звезда»,
Типография центрального органа Миние т