снимке: гвардии  инженер-капитан 1 пополнении его следующей фразой:
\В. Авалкин (справа) проводит с груп- > AY TOM фр

«Изчальник финансового отдела также
по вооружению
nok SOTHRKOB SAHATHC PY ° [выдвигается провинциальным энджуменом
	Снимок „Л. Чистяковой.
	 и утверждается правительством». a
 , 2) Так как нункв 2-й лекларации пра-
	винцнальный энджумен на основе ут-
вержденного закона.

4) Для разрешения вопроса о ‚ местных
воинских частях, в которые в ходе. азер-
файджанского движения были. призваны во-
еннообязанные и которые с подписанием
Этого Зотлашения будут считаться частью
иранской армии; а также для разрешения
вопроса об их командирах будет создана на
месте комиссия из представителей  иран-
ского правительства и азербайджанского
провинциального энджумена. Эта комиссия
в возможно кратчайший срок представит
свои предложения на утверждение.

5) В отношении финансов Азербайджа-
на достигнуто соглашение 0 том, что 75
процентов дохода Азербайджана будут рас-
ходоваться на местные нужды, а 25 про-
центов будут отчисляться в центр на 0б-
щетосударственные нужды. *

Примечание 1: Расходы и доходы поч-
тово-телеграфных, таможенных и желез-
нодорожных учреждений, а также  судо-
холотво на озере Урмия составляют, исклю-
чённе. Эти расходы целиком лежат на
пбязанности правительства, а доходы’ по-
ступают исключительно в его кассу. Те-
леграммы обтастното энджумена и rocy-
тарственных учреждений Азербайджана
бутут передаваться бесплатно.
	15 июня 1946 г., № 73 (475).
		К СОГЛАШЕНИЮ МЕЖДУ ИРАНСКИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
  И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ИРАНСКОГО АЗЕРБАЙДЖАНА
	Примечание 2: Строительство и ремонт
главных шоссейных дорог лежит на 00я-
занности правительства, а ‘строительство
Н ремонт дорог’ меетного ‘значения — на
	обязанности азербайджанского  провянци-
ального энджумена.
Примечание 3: В порялке возмещения
	выдающихся заслуг Азербайджана перед
иранской конституцией и тех жертв, ко-
торые понес храбрый азербайджанский
народ в борьбе за установление демокра-
тии и свободы, правительство сотлашает-
CH выделить 25 процентов доходов от азер-
байджанских таможен на покрытие pac-
ходов по основанию Азербайджанского
университета.

6) Правительство соглашается в наи-
кратчайший ерок начать строительство же-
лезной дороги Мианэ — Тавриз. Безус-
ловно, что на строительство этой до-
роги в нервую очередь будут использова-
ны азербайджанские рабочие и специа-
листы.

7) Добровольческие отряды фидаев бу-
дут преобразованы в жандармерию, Для
разрешения этого вопроса, а также вопро-
са о назначении командиров этих частей на
месте будет создана комиссия из предзта-
вителей правительства и азербайджанского
энджумена, которая в возможно более
краткий срок представит свои предложения
на утверждение.

Примечание: Ввиду того, что в течение
последних лет имя «амние» (сельская по-
лиция) и жандармерии в результате опре-
деленных действий вызывало в обществен-
ном мнении Ирана и особенно в Азербайл-
жане враждебные чувства, а также при-
нимая во внимание, что недавно премьер-
министр взял лично на себя командование
этими силами и сейчас предполагается про-
ведение реформ в этих организациях и
чистка их от недостойных элементов, достит-
HYTO соглашение о том, что этн общие
	рядке проект избирательного закона, оено-
ванного на принципах свободы и демокра-
тии и предуематривающего всеобщее, тай-
ное, прямое, пропорциональное -и равное
избирательное право, в том числе и для.
женщин. Правительство также евоглашает-
ся после открытия меджлиса внести в п0-
рядке двойной срочности законопроект 06
увеличении числа депутатов от  Азербай-
джана и других областей страны пропор-
ционально численности их населения. Шо-
сле утверждения этого проекта будут про-
ведены дополнительные выборы и избран-
ные депутаты будут посланы в меджлис.

10) Провинция Азербайджан будет
включать в себя 3-Й и 4-й астаны. (В
3-й астан входят города Тавриз и Арде-
биль, в 4-й астан — Хой, Резайе, Меха-
бад, Мератэ, Биджар. Примечание ред.).

11) Правительство соглашается для
обеспечения удовлетворительного хода дел
в Азербайджане на создание администра-
тивного совета в составе генерал-губер-
натора, руководителей провинциальных
учреждений и президиума провинциального
энджумена. Этот совет будет исполнять
свои обязанности под наблюдением провин-
циального энджумена.

12) Ввиду того, что условия пункта
3-го декларации правительства от 22 an-
реля 1946 года неясны в отношении еред-
них и высших кол, к этому пункту при-
бавляется следующая фраза: «Пренодава-
ние в средних и высших школах будет
вестись на двух языках —— персидском и
азербайджанском и на основе программ
министерства просвещения, которые будут
изменены с учетом условий, места и с9-
ставяены в соответствии с демократиче-
скими нормами и новыми прогрессивнымк
приннипами».

13) Правительство согласно предоста-
вить курдам, проживающим в Азербайд-
жане, все преимущества настоящего согла-_
нания. На основе пункта 3-го декларации
	 ТЕГЕРАН, 15 июня. _ (1406).  Сотодия
газеты «Эттелаат», «Кейхан» и др. онуб-
ликовали полный текст соглашения 10
‚ азербайджанекому вопрозу ^ между делога-
- цией иранского правительства и предста-
вителями Азербайджана, — ноднисанного
13 июня в Тавризе. В соглашении гово-
ритея следующее: «В результате перегово-
ров между иранским правительством и пред-
 ставителями Азербайджана и принимая во
внимание состоящую из 7 пунктов деклара-
пию иранского правительства от 22 апреля
1946 года, которая была принята упомя-
{HYTBIMH представителями, доститнуто со-
тлашение о том, что нижеследующие статьи
‘будут пояснять и дополнять эту  декла-
рацию и в свое время будут приведены в
исполнение.
1) В отношении пункта 1-го деклара-
HH правительства достигнуто оглашение
	С ЛЕТНО-ТАКТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
		..Над нами с ревом проносились штур-
мовики, скрываясь за высокой горой, где
лежало море.

Несколько часов тому назад, когда бар-
хатная южная ночь еще боролась с рассве-
том, была об’явлена боевая тревога. В миг
полотняный городок штурмовиков ожил. В
самолетам бежали летчики, механики, BO03-
душные стрелки.

Начальник штаба полка познакомил лет-
чиков с тактической обстановкой.

— В порту «синие» высадили морской
десант. Танки, доставленные на морском
транспорте, сегодня же устремятся на про-
рыв нашей обороны. Мы должвы, — ска-
зап майор, — нанести удар по морским
транспортам «противника» в порту и одно-
временно отсечь «голову» его танковой ко-
лонны.

Таков был тактический фон летно-такти-
ческих учений штурмовиков Н-ского`соеди-
нения. не

Учебные полеты штурмовиков не в пер-
вый раз проходили над морем, вдали от бе-
регов. Первой в полку стала осваивать
морской театр эскадрилья капитана Деми-
денко.

Больше года в эскадрилье не было ни од-
ной поломки, к чести технического состава,
руководимого инженер-капитаном Пальниц-
ким. Но на всякий случай приведены в го-
товность спасательные катера. Экипаж
тидросамолета в любую минуту тотов выле-
теть на помощь.

Демиденко сообщил летчикам последнюю
сводку разведки, В порту «противника»
усиленно шла разгрузка. Танки уже в ис-
холном положении. & моменту вылета штур-
MOBEKOB онй двинутся, и поэтому искать
их следует только на рокадной дороге, поя-
сом обхватывающей линию фронта.

Мне предстоит лететь © лейтенантом
Пресняковым. Лейтенант надевает спаса-
тельный резиновый жилет и тут же об’яс-
няет, как им пользоваться. Сверх жилета
он надевает парашют. Co спасательными
жилетами и парашиютами он ия —— его вре-
менный воздушный стрелок — кажемся не-
уклюжими, но эта погрешность против. эс-
тетики необходима: полетим в открытое мо-
ре, три четверти полетного времени прой-
дет над водой, далеко от берега.

Мы садимся в кабины. Пресняков, вклю-
чив аккумулятор, проверяет работу пере-
товорного устройства. В наушниках  елы-
шится треск и ровное гуденье.

— Скажите что-нибудь, — говорит
летчик. ]

— Слышу вас замечательно, — ответил
я.

Возлух рассекает зеленал ракета. Первы-
ми выруливают Демиденко и Боровский,
велед за ними идет наша пара «ИЛ-2».
Внизу ровными квадратами выделяются са-
ды. На белую ленту шоссе бросают тени
акации. Под их сенью отдыхают крестьяне,
направляющиеся на базар.

Через несколько минут, когда все само-
леты в сборе, мы летим дальше над мо-
рем. У берега белеют парусники рыбаков,
	ОДЕССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. (По теле-
графу). В Н-ском авиасоединении развер-
нулась большая спортивно-массовая рабо-
та.  Физкультурники-авиаторы ° усилен-
но готовятся к первой летней спартакиа-
де соединения, которая будет приурочена
к празлнованию Дня авиапии.
	Недавно состоялись заочные спортивные
соревнования. Из лучших  спортемевоз,
выявленных во время этих соревнований.
	комияеЕтуютея команды по различным ви-
	Записки
	э. Автивность
_ воли офицера
	Сознание ясной пели, умение настойчи-
во выполнять принятые решения далеко еще
не исчерпывают полную характеристику
воли. Иной офицер исправно несет службу,
однако о нем часто можно слышать такой;
до некоторой степени противоречивый 0т-
зыв: «Человек способный, работает хорошо,
но 663 огонька: Вот в этом-то «огонь-
хе» и заключается третье, очень
важное свойство’ волевого ‘характера. Речь
идет об активности воли, когда человек по-
стоянно стремится к деятельности, не до-
вольствуется достигнутым, &, Как говорят,
торит ‘на работе. Деятельность  постоян-
‘ная, целенаправленная, предприимчивая,
творческая питает и развивает волю Ye-
ловека. Такая энергичность всегда явля-
Nach ценнейшим качеством военного чело-
века, и воспитанию ее уделяли внимание
все великие полководцы. Нетрудно заме-
титЬ, что сами они, как правило; обладали
исключительно высокой активностью воли.
«Я привык быть действующим непрестан-
но, — говорил Суворов, — тем и питается
мой дух».

Активность воли как бы об’единяет ряд
черт характера и прежде всего предириим-
чивость, глубокую веру в свои силы и си-
лы подчиненных. «На себя надежность —
основа храбрости» (Суворов); Человек ак-
THBHOH воли не растеряется перед опаено-
етью, трудностями, сумеет мобилизовать
всю энергию на преодоление препятствий
Для таких людей не существует безвыход-
ных положений,

Товариш Сталин в речи на пленуме ЦЕ
ВЕП(6) в апреле 1929 года сказал: «Ви-
дали ли вы рыбаков перед бурей па большой
реке, вроде Енисея? Я их видал не раз.
Бывает, что одна группа рыбаков перед ли-
цом наступившей бури мобилизует все свои
	*) Продолжение. Начало см. «Сталинский
сокол» №№ 70 и 71.
	качаются на волнах <чанасаки»—малень-
кие. рыболовные суденышки. Наконец, и
они исчезают из виду. Мы над морем. Ву-
да ни взглянешь, кругом синеющая: гладь.
Горизонт сливается с морской далью: не от-
личить неба от моря.

Мотор работает ровно. Крылом к крылу
идет наша шестерка. Рядом ведет свою ма-
шину лейтенант Фратцев. Of родил-
ся под Клином, в деревне Заболотье. Из
этой деревни сорок два года тому назад
уезжал на русско-японскую войну его отец,
Он дрался в Порт-Артуре, в 1904 г., а ныне
самолет его сына. реет над знаменитыми
бастионами, где проливали кровь русские
солдаты, героически сражавшиеся с врагом.

Через 30 минут возникает под плоско-
стью самолета маленький остров. Посреди-
не его белилами выделен круг. Это — мор-
ской полигон штурмовиков и тактическая
цель — «порт», где обнаружено сосредо-
точение войск противника.

Пресняков -сбавляет обороты мотора, и
вдруг «ИЛ=2» как бы надает в бездну. Пи-
кирование началось через несколько секунд.
Самолет подпрыгивает вверх, и в TY же
минуту на плечи ложится невидимая тя-
жесть. Это Вывод. Я стараюсь не потерять
из виду островок, но в эту минуту малей-
шее движение требует больлтого усилия.

Над островом прямо у обвода белого кру-
та — две сизых шапки. Это взорвались
наши бомбы.

— Прямое попадание в круг! — кричу
я летчику.

А сзади выходит из пике самолет Братце-
ва. Лейтенант тоже попал в цель. Трижды
мы пикируем, и все бомбы разрываются на
поле полигона. С земли передают:

— Бомбили отлично, идите к пункту.

Мы уходим от цели. Шестерка собирает-
ся быстро и тут же по команде командира,
находящегося на рации наведения, пере-
странвается в левый пеленг.- Летчики уве-
ренно ведут машины, Успех обрадовал и
окрылил их.

Й на прошлых летно-тактических уче-
ниях эскадрилья Демиденко бомбила 0т-
лично. Шесть прямых попаданий в цель за-
фиксировал наводчик, тогда как по услови-
ям упражнения достаточно было сделать
только два попадания.

Идем вдоль береговой черты. Теперь пот
плоскостью самолета — живая’ цель —
«вражеские» танки. Пресняков с пикирова-
ния бьет по «танкам». В середине квад-
рата возникают черные фонтанчики земли.
Мы трижды пикируем на цель. После лет-
чиков по квадратам бьют, воздушные стрёл-
кн. Для них э10 практический урок в
стрельбе по наземным целям.

Шестерка на бреющем проносится над
аэродромом. Полтора часа мы находились в
воздухе.

Над нашими головами новая группа
штурмовиков держит куре в море.
	Старший лейтенант В. СМОЛИН.
	(От наш. соб. корр. по телеграфу).
	дам спорта (футбол, баскетбол, волейбол,
легкая атлетика). Эти команды примут
участие в спартакиаде соединения.
Спортивные команды нашего соединения
добились неплохих результатов в окру-
жных соревнованиях. Шо волейболу мы
заняли первое место, по футболу — вто-
рое, по баскетболу — третье. Наши во-
лейболисты вот уже второй год удержива-
ют первенство среди волейбольных команд
	округа.
Лейтенант ГУТТ.
	Успехя Физкультувников соединения
	Н-ская истребительная авначасть. На
		шинство офицеров показали хорошие по
	знания и высокое летное мастерство; отве:
чающие тем требованиям, которые пред’-
являются инспектору по технике пилоти-
рования как одному из руководителей бое-
вой учебы летчиков.
	К числу отличников сбора, имеющих
наилучшие достижения в учебе, отпосят-
ся Герой Советского Союза твардии майор
Литвинов. майор Никифоров, гвардии майор
Рывкин. майор Соловьев, майор Ватолин и
	другие.
Однако некоторые инспектора, мало ра-

ботавшие над совершенствованием своих
теоретических знаний и летного мастерет-
ва, в результате проверки получили He-
удовлетворительные отметки.

В подведении итогов работы сбора’ при-
няли учаетие главнокомандующий  Воен-
но-Возхушными Силами маршал авиации
Вершивин, член Военного Совета ВВС ге-
нерал-лейтенант Клоков и руководящий
генеральский и офиперский состав ВВС.
	В своем выступлении узршал авиации
Вершинин указал участникам сбора на их
роль в боевой ‘учебе и поставил перед
ними ряд новых требований в области
личного  совершенствования, борьбы с
аварийностью в процессе подготовки моло-
дых летчиков ит. д.

Тов. Вершинин призвал всех инспекто-
ров по: технике пилотирования больше. ра-
ботать над. собой, - повышать свою летную
культуру, чтобы всегда быть на высоте
стоящих перед ними задач,
	В своем приказе, посвященном итогам  .
	работы сбора, Главнокомандующий Военно-
Воздушными Силами наградил ценными
подарками лучших участников сбора, пока-
завших высокие образцы в учебе, Группе
офицеров об’явлена благодарность.

ереди крестьян в результате демократиче-
ского движения в Азербайджане,
ку это относится к государственным зем-
лям, и имея в виду, что правительство в
принципе согласно г разделом  государет-
венных земель среди крестьян по всему Ира-
ну, осуществление раздела государствен-
ных земель не вотречает каких-тнбо
препятствий и при первом же удобном
случае законопроект об этом будет пред-
ставлен на утверждение меджлиса. В отно-
шении же других земель, разделенных
среди крестьян в процессе последних из-
менений в Азербайджане,  достигпуто co-
глашение о создании комиссии из пред-
ставителей правительства и провияцналь-
ного энджумена, которая должна предета-
вить на утверждение свои предложения о
порядке возмещения ущерба, причиненного
помещикам, или замены их земельных
владений.

9) Правительство соглашается после
эткрытия меджлиса 15-го созыва  соста-
вить И внести в меджлие в срочном по-

HoChOAB-

во обучаться до о класса начальной: TKO
лы на своих ‘языках. :

14) Правительство имеет в виду’ внести
в меджлие 15-го созыва новый закон о
выборах в городские управы. который бу-
дет распробтраняться на весь Иран и бу-
дет основан на’ демократических принци-
пах всеобщего, тайного, прямого и равно-
го избирательного права. ИНосле утвержде-
ния этого закона в Азербайлжане и во
всех других областях Ирана будут начаты
выборы в советы городских управ. До
утверждения этого закона и производства
новых выборов нынешние советы ‹ город-
ских управ в Азербайджане будут пролол-
жать исполнение своих обязанностей.

15) Настоящее соглашение составлена
в двух экземплярах; - обменено и вступит
в силу после утверждения его правитель-
ством и азербайджанским провинциальным
энджуменом.

Подинеи: Мозаффар Фируз, Пишевари. .
Тавриз. 13 июня 1946 года».
	ОБРАЩЕНИЕ АРМЯНСКИХ БЕЖЕНЦЕВ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБ‘ЕДИНЕНБЫХ НАЦИЙ
	НЬЮ-ЙОРК, 17 июня, (ТАСС). Амери-
HAHCRHA комитет, защиты прав армян и
Армянский национальный совет в Америке
устроили банкет, на котором обсуждалось
	обращение в организайни 0б’единенных
	наций от имени полутора миллионов ар-
мян, бежениев, разбросанных но всему
миру, с требованием воссоединения ¢ Co-
веткой Арменией армянских провинций,
захваченных “Турцией.  Присутетвовало
свыше 800 человек.

`` речью выступил известный американ-
ский профессор Чемберс, который заявил:
«Bee, чего мы просим, — это возвраще-
ния Советской Армении районов, захва-
ченных Турцией во время и после первой
‘мировой войны. Армяне из этих районов,

разбросанные. по всему миру, готовы те-

перь вернуться в любой момент в эти
районы, 06” единенные ct Apusacroti рес-
публикой».

В принятой на банкете резолюции гово-
рится: «Поскольку решение Вудро Виль-
сона от 1920 тода о передаче некоторых
армянских провинций, захваченных и
улерживаемых до сих пор Турцией, не
было выполнено Лигой наций, поскольку
сотни тысяч армян живут на положении
беженцев в других странах в то время,
как Армянская республика может принять
их; поскольку организация 0б’единенных
наций создана для защиты прав всех на-
родов и поскольку американский народ и

американское правительство давно друже-
ственно ‘относятся к армянскому народу
и армянской нации, Американский коми-
тет защиты прав Армении, выражая на-
дежду армянского карода, обращается к
организации 0б’единенных наций с прось-

‘бой немедленно. и сочувственно разрешить

армянский вопрос путем включения в ны-
нешнюю Советскую Армянскую республи-
ку провинций Карс, Ардаган, Эрзерум,
Трапезунд, Ван и Битлие. Это составляет
часть невыполненного решения президен-
та Вильсона».

Резолюция послана американской ‘деле-
гации в организации 0б’единенных наций
для вручения этой организации.

Что характерно для действий офипера
Мыхлика? Прежде всего неуклонное стрем-
ление выполнить боевой приказ. Именно на
железной воинской дисциплине прежде Bce-
го базируется инициатива. Высокая дисцип-
лина и организованность, сознание своего
воинского долга — вот что руковохило офи-
пером Мыхликом и его боевыми друзьями.

Ничто не делает полководца более вели-
ким, говорил  Мэккиавели, kak про-
никновение в замыслы противника. Коман-
дир истребительной эскадрильи — не пол-

в своих действиях, — говорил товарищ
Сталин, — когда обстановка позволяет осу-
ществлять требования устава. В этом их
сила. Немцы становятся беспомощными,
когда обстановка усложняется и начинает
«не соответствовать» тому или иному пара-
графу устава, требуя принятия  самостоя-

тельного решения, не предусмотренного ус-

тавом. В этом их основная слабость».
Офицер Красной Армии должен твердо

знать уставы, наставления и одновременно

учитывать опыт Великой Отечественной
	ководец, но ничто так полно и ярко не ла-
рактеризует военное мастерство офицера,
как проникновение в замыслы противника
в воздушном бою. Нрирода инициативы та-
ким образом не’ бесшабалтна, она базирует-
ся на строгом расчете, на учете всех плю-
сов и минусов, в результате чего офицер
чувствует себя полновластным хозяином
на поле боя, может диктовать свою волю
противнику:

Инициатива представляет собой свойство
активности воли, проявляемое систематиче-
ски, а не мимолетными порывами, Челове-
ка, который проявляет инициативу редко,
по настроению, нельзя назвать инициатив-
ным. Постоянные творческие дерзания, лю-
бовь к новому, оригинальность мысли —

вот что нужно постоянно воспитывать /B

характере офицера, чтобы сделать из него
инициативного командира.

Офицер должен получать больше само-
стоятельноети как в руководстве подраз-
делением, так и на офицерских занятиях.
Недопустимо, ‘когда старший начальник
ущемляет функции подчиненного офицера,
подменяет его. Руководители занятий обя-
заны решительно боротьея против упрощен-
чества и натаскивания в Учебе и радовать-
ся каждому проявлению творческой, ориги-
нальной мысли: Одна из слабостей офицер-
ских кадров бывшей немецкой армии coc-
тояла в том, что методика военного обу-
чения не выходила из рамок установивших-
ся канонов, признаваемых немецкой воен-
пой методикой непогрешимыми. А практи-
ка войны показала ‘другое: на поле боя
нужно быстро, гибко, ‘самостоятельно ду-
мать, решать, действовать, подчас в разрез
со всеми установившимися. правилами, лей-
ствовать так, как не предусмотрено нихз-
ким уставом. «Немцы аккуратны и точЕЫ

войны, проявлять гибкость мысли, нахо-
дить наиболее эффективные способы борь-
бы, отвечающие особенностям обстановки,

0 способности ‘офицера к риску. Не`каж-
дый человек обладает решительностью, но
для офицера-летчика она должна стать чер-
той обязательной, я бы сказал — профес-
сиональной. Некоторые военные воспитате-
ли относят риск к выешему проявлению му-
жества, другие считают риск принадлежно-
стью людей инициативных п энергичных.
Но никто никогда не признавал риск явле-
нием бессознательным, актом отчаяния.

Каждый рискованный шаг является кон-
центрацией мужества, когда человек ради
выполнения долга тотов пожертвовать
всем, вплоть до собственной жизни; разум-
ной инициативы, в результате которой че-
ловек, будучи уверенным в своих силах,
смело берет на себя ответетвенность за са-
мостоятельные действия: и предприимчиво-
сти, когда человек вкладывает в дело всю
свою энергию, находит такие силы, средства
и пути решения боевой задачи, которых лю-
ди с меньшей энергией найти не могут.
Способность к риску — высшее благород-
ное проявление активности: воли. ©

Новые задачи стоят сейчае перед Жрас-
ной Армией, призванной блительно. охра-
нять мирный созидательный труд советекоя
го народа и надежно обеспечивать государ-
етвенные интересы Советского Сотоза. «Не
кичитьея своими заслугами, & добросовест-
но трудитьея на евоем посту; отдавая все
силы и знания иа пользу Красной Армии—
вот что требуется от каждого советского
воина» (И. Сталин). К этому и должна быть
направлена активность воли нашего офице-

ра.
Гвардии майор В. ДОБРОХВАЛОВ.
}
		о воспитании воли”)
	шее проявление мужества, свидетельствую-
щее о духовной зрелости человека, о твер-
дости его моральных убеждений, о глубо-
ком сознании им правоты своего дела.
Современная война отличается от всех
прошлых войн более совершенной техни-
кой и тактикой боя. Поэтому мужество в на-
ше время неотделимо от умения воевать.
И воля офицера проявляется сейчас преж-
де всего в том, сколь настойчиво и упор-
но совершенствуетон свои военные знания,
Здесь уместно привести слова _ товарища
Сталина, обращенные к пашим , летчикам:
«Смелость и отвага — это только одна сто-
рона героизма. Другая сторона — не менее
важная — это умение. Смелость, говорят,
города берет. Но это только тогда, когда
смелость, отвага, готовность к риску соче-
таются с отличными знаниями». Мужество,
как и прочие элементы воли, рождается,
развивается и крепнет в борьбе, в настой-
чивом достижении благородной цели служе-
ния отечеству,
«Мужество воспитывается изо дня в день
в упорном сопротивлении трудностям, —
писал Николай Островский. — И девиз на-
шей молодежи — это мужество, это упор-
ство, это преодоление всех препятствий.
Только вперед, только на лннию огия,
только через трудности к победе и только
к победе — и никуда иначе. Bot девиз
молодежи нашей страны, девиз прекрасный;
девиз мужественный. девиз, завещанный
напгими вожлями». Слова писателя, разу-
моется, всецело относятся к нашему офине-
ру, мужество которого рождено  животвор-
ным советеким патриотизмом,  беззаветной
любовью к Родине: п
‘Отечественная война изобилует тысяча-
ми исключительных но своему характеру
подвигов. И трудно найти более доступную и
сильную форму воспитания мужества у на-
шего молодого офицера, чем популяризация
подвигов героев Великой ‘Отечественной вой-
ны, 0бпаз героя никогла не лолжен поки-
1ать сознания и чувства молодых офицеров.
— из этого принципа обязаны исходить
наши политработники и партийные оргави-
зации в своей воспитательной работе,
Другая черта активности === инициатив-
	силы, воодушевляет своих людей и смело
ведет лодку навстречу буре: «Держись, ре-
бята, крепче за руль, режь волны, наша
возьмет!». Но бывает и другой сорт рыба-
ков, которые, чуя бурю, падают духом, на-
чинают хныкать и деморализуют свои же
собственные ряды: «Вот беда, буря насту-
пает, ложись, ребята, на дно лодки, закрой
глаза, авось как-нибудь вынесет на берег».

Предприимчивость органически сочетает-
ся с мужеством, смелостью, с умением че-
ловека пойти на риск во имя достижения
поставленной цели. _Не зря в народе гово-
рят: «Смелость города берет», «Смелость—
делу воевода», «Смелого пуля боится, сме-
лого штык не берет». Быть смелым —
значит сохранить спокойствие перед лицом
опасности, и не только сохранить, а и не
остаться безучастным, приложить все уси-
лия для борьбы е опасностью. Мужество,
как черта воли, по своей психологической
природе ближе всего стоит к смелости. Так
же, как и смелость, мужество выражает
бесстрашие человека, его умение победить
сомнения в собственных силах. В этом их
психологическое сходство. Но мужество—
моральное качество гораздо большей обще-
ственной значимости, чем смелость, ибо оно
во всех случаях жизни выражает полное
подчинение личных интересов общественно-
му долгу.

Приведу пример. По сигналу поста ВНОС
летчик майор Амет-хан-Султан устремилея
за неменким самолетом «10-88». Он атако-
вал его. Три длинные очереди прошили вра-
жескую машину, но она продолжала полет.
У Амет-хана, между тем, кончились бое-
припасы, остались только пробивная МОЕ
его самолета и личное мужество: i летчик
пошел на таран. Невзирая на смертельную
опасность, ‘он выполнил ‘свой воинский
долг. Этот поступок можно назвать муже-
ством, подвигом. Воин, одержимый благо-
родным сознанием общественного долга, идет
нарстречу опасностя и поеодолевает ее.

Всем известны имена наших героических
летчиков, которые направляли свои пылаю-
щие самолеты на неприятельские колонны.
жертвуя собой. Самопожертвование во имя
  своето народа — это уже героизм, выс-

‘ность, значение которой на войне вряд ли
нуждается в пояснениях. Достаточно ска-
зать, что на войне не бывает даже двух
сражений, абсолютно одинаковых по замыс-
лу и исполнению; обстановка современного
608 Tak неожиданно и часто меняется,
‘что старший начальник не всегда имеет
‘возможность своевременно заметить эти из-
менения. Командиру среднего звена — не-
посредственному исполнителю замысла стар-
‘шего начальника — сплошь и рядом прихо-
‘длится действовать самостоятельно, разумеет-
‘ся. в рамках общего плана сражения. Не-
которым категориям офицеров, особенно
летчикам, инициатива и способность при-
нять самостоятельное решение необходимы,
‘как воздух. 7

Генерал Драгомиров в свое время писал,
что инициативным командиром можно наз-
вать того офицера, который понимает окру-
жающую обстановку, цель и план борьбы,
соображает, что надо сделать при услож-
нившихся условиях, смело решается испол-
лить нужное действие, не боится ответст-
венности за свое решение.

В одном: из сражений за Кенигсберг дваж-
ды Герой Советского Союза майор Мыхлие
повел группу «ИЛ-2» для поддержки на-
шей наступающей пехоты. С земли летчик
получил последние данные о линии фрон-
та. Когда штурмовики прошли надо полем
боя, Мыхлик обнаружил, что наши‘ войека
стремительно продвинулись вперед. Между
тем артиллерия продолжала вести огонь по
старым координатам. Мыхлик тотчас же
передал на  общевойсковой командный
пункт, чтобы перенесли огонь артиллерии
в глубину ‘обороны противника, ‘а сам по-
вел свою труппу на пункт, по которому не-
обхолимо было нанести массированный удар.
Совершитв несколько эффективных атак,
летчик получил с пункта наведения прика-
зание._ возвращаться на’ аэродром. ^ По
квадрату, в котором находились самолеты,
должна была открыть огонь наша артилле-
рия. Мыхлик доложил командованию, что
им еще не использован весь бэекомилект.
и отвел самолеты в сторону. Когда артил-
лерийский налет прекратился, летчик по”
просил разрешения снова пойти в этот
квадрат на штурмовку. Выбрав цели, кото-
рые не были разбиты артиллерией, штур-
мовики стали по ним наносять удары.