20 июня 1946 г., № 74 (476).
		CK HA CO

В Н-ском авиационнем гарнизоне (Одесский военный округ) состоялось со-
вещание отличников боевой H политической подготовки, посвященное обмену
опытом работы по повышению летной и военной культуры.

На совешании присутствовали опытные офицеры, которые в подразделениях
	руководят ‘боевой подготовкой летчиков. Были здесь и молодые истреби-
тели, начавшие боевую деятельность в последние месяцы войны или пришедшие
в части уже теперь, в дни мира. Руководители боевой подготовки подразделений
в своих выступлениях касались методики обучения. Молодые летчики—отличники
	учебы — делились своим личным опытом в овладении летным мастерством, рас-
сказывали о том, каким образом они добиваются отличных успехов.
	Быступления Участников совешания
	были проникнуты пониманием тех тре-
як-истребитель. Вот. почему особенно
	бований, которым должен отвечать летчик-истребитель. Вот. почему особенно
много здесь было сказано о систематической тренировке в высотных полетах,
	© физической‘ культуре истребителя.
	Каждую свободную минуту
использую для самообразования
	Из выстумаения командира звена гвардин лейтенанта И. Янгаева
ee eg тшитираа воемерно растиряла бы
	SHaROMACD © Тор Nine
мер, сталкиваемся со сложными мате
ческими формулами. Попробуйте в
разобраться, если вы  основательн
знаете математики! Точно так же, ч
пользоваться сложной  радиозпиарат
установленной на самолете, необх:
иметь представление о радиотехнике,
электричестве, о законах физики.
	В процессе подготовки К полету ле!-
	чик встречается со сложными задачами,
	правильное решение которых зависит 01
	того, насколько хорошо знаешь теорию.
Приведу один пример.
a

= №
В паре © летчиком гвардии младшим. лей
“внантом Фоломеенко я готовилея B yued-
	ному воздушному бою. Надо было тактиче-
ски грамотно построить свой маневр.

Мы ло мелочей разобрали разные неожи-
денности, которые могут возникнуть В
«бою», рассчитали, какой запасе высоты
должен иметь Фоломеенко в районе «боя»,
каким маневром он должен пользоваться
при поиске, на каких дистанциях прекра-
щать атаку, какие допустимы скорости
сближения. Делая эти расчеты, мы постоян-
но обращались к.учебникам, к теории. Та-
кая подготовка дала возможность нам от
лично выполнить поставленную задачу.

Нана задача — постоянно заботиться о
политическом кругозоре офицеров. Чтобы,
скажем, наиболее ясно понять  зада-
‘чи новой пятилетки, необходимо знать
экономику нашей страны, географию мира.
Руководя политзанятиями в подразделении,
я поставил перед собой цель — не просто
излагать отдельные разделы Закона о пяти-
летнем плане, а разяснять слушателям
значение каждой отрасли народного хозяй-
ства. Я хочу растолковать, почему нам
нужны металл, уголь, нефть, каки в ка-
ках районах они производятся, что даст
нашей стране разработка новых месторож-
дений полезных ископаемых, какими за-.
пасами руды обладают Советский (Союз и
другие государства. -

Но, чтобы говорить обо всех этих вещах
простым и понятным языком, чтобы про-
булить у слушателей живой интересе к во-
просам экономиких\необходимо серьезно го-
товиться, привлекать дополнительные ис-
Точники.

Офипер-авиатор должен быть не толь-
ко хорошо подготовленным в военном отно-
шении человеком. Он обязан быть полити-
чески грамотным командиром, уметь разби-
раться в текущих событиях Y нас и за
рубежом. Он — воспитатель подчиненных
ий потому обязан отвечать на ‘их вопросы.
Итти в ногу с жизнью-значит не кичиться
своими ` заслугами, а постоянно работать
Над собой. Следовательно, речь идет не об
учебе вообще, & © такой системе самообра-
	зования, которая всемерно растширяла Ob
военный, политический и культурный вру-
гозор офицера, повышала бы его военную’
культуру,

Я окончил среднюю школу. Очень скоро
убедился, что это лишь Фундамент дая
продолжения образования. Часто я ощущаю
трудности именно потому, Что знаний, ко-
торые я получил в десятилетке, мне явно
нехватает. Так у меня возникло решение
поступить в высшее учебное заведение,
Сейчас учусь на заочном отделении исто-
рического факультета Одесского универен-
тета.

Некоторые офицеры говорят, что им не-
хватает времени для учебы. Это — излюб-
ленный конек тех, кто не желает учить-
ся, кто пытается оправдать свою бездеятель-
ность. Учеба в вузе мне ‘дается, конечно,
нелегко. Часто приходится жертвовать ча-
сами отдыха. Зато какое огромное удовле-
творение ощущать, когда постигаешь неиз-
вестное!

И все же у меня день распределен так,
что остаетея время и для того, чтобы схо-
дить в`кино или театр, прочитать интерес-
ную книгу, принять участие в общеет-
венной работе.

Как командир звена я обязан воспиты-
вать ‘подчиненных. Вот здесь-то особенно
мне помогает учеба. Очень важно, чтобы
офицер был всесторонне подготовлен. Люли
проникаются уважением и доверием к то-
му командиру, слово которого авторитетно,
убедительно, зиждотся на знании дела,

Часто мне приходится иллюстрировать
свои мысли примерами из художественной
литературы. Так было и с гвардии млад-
шим лейтенантом Чалышевым. Росту этого
способного летчика мешали расхлябан-
ность, неорганизованность. Чалышев стал
недостойно вести себя в быту, частенько
появлялся в пьяном виде. Я много раз бе-
седовал с ним, журил его, наказывал.
Однажды я рассказал ему содержание про-
изведения Куприна «Поединок»—0 нравах
и быте офицеров в старой русской армии
и повести Калинина «На. юге» — о подви-
гах. солдат и офиперов,, е достоинством. и
мужеством выполнявших свой долг перед
Родиной. Воздействие командира, товари-
щеская критика, дружеские беседы, чте-
ние литературы — все это помогло това-
рищу Чальшшеву исправиться и стать при“
мерным летчиком.
	На протяжении всей истории советского
государства к офицерам Красной Армии
пред’являлось требование серьезно рабо-
тать над собой, сочетать высокое воинское
мастерство с теми разносторонними знания-
ми, которые составляют сущность военной
культуры. В наши дни это требование зву-
чит © особой силой.
	метко‘стрелять
	Лак я научился
	Из выступления старшего летчика гвардии младшего лейтенанта
В. Кузьменкова
	Стрелять по шитам я начал еще в кон-
це 1944 года. Тогда эти упражнения про-
водились попутно © выполнением боевого
задания. Ставя перед летчиками боевую
залачу, команлир эскадрильи обычно при
	°Для тренировки в стрельбе по взлетаю-
щим и сзадящимея самолетам мы ПолЬ-
зуемся  фотокинопулеметом,  установлен-
ным на аэродроме. Для этого самолет
иногда специально пролетает над стартом.
Я много разтренировалея в припеливании
с помощью фотокинопулемета и замечаю,
как это моложительно сказалось на ре-
вультатах моих стрельб по воздушным и
наземным целям,

В часы предварительной подготовки у
нас подробно разбирается порядок выполне-
ния каждого упражнения. На макетах и
тренажерах командир звена или командир
эвкадрильи показывает, как надо правиль-
но строить маневр от момента” подхода к
конусу и до окончания стрельбы, как про-
изводить заход для стрельбы по  щитам.
Эти об’яснения связываются © разбором
тиличных ошибок.

Большую роль в повышении качества
стрельб играет постоянный и тщательный
контроль за выполнением упражнений. Его
осуществляют старнтие летчики, начиная
от командира звена до командира полка.
	Следующий важный этап — разбор
летного дня. Злесь особое внимание уде-
	ляетея воздушной стрельбе. Немаловажное
	значение на разборе имеют замечания ко-
мандира, наблюдавшего за стрельбой с по-
лигона. Они особенно убедительно показы-
вают истоки той или иной отйбЕи.
	Сейчас етрельба для меня уже не пред-
ставляет значительных трудностей. Ho
вначале было не так. Мне, например, ни-
как не удавалось удерживать щит в при-
целе, а найти причину ошибки. самостоя-
тельно не мог. Яеный и точный ответ на
этот вопрос я получил от опытных летчи-
ков. Наблюдая мои действия в воздухе,
опи установили, что я слишком резко ра-
ботаю рулями. Учтя эти замечания, я стал
действовать рулями плавно и не старался
сразу же удержать в прицеле дёнтр мише-
ни. Результат не замедлил сказаться. На-
пример, 7 мая 1946 года при стрельбе по
щиту у меня ни один снаряд не вышел
из квадрата, а. 23 мая при стрельбе пэ
макету самолета я добился 15 попаданий.
Немного раньше таких же высоких резуль-
татов я достиг и при стрельбе по конусу.

Общение с опытным летчиком имеет
огромное влияние на молодого воздушного
бойпа. Очёнь поучительнцы были для меня
	беседы с опытными летчиками—-гвардии ка-
питаном Борисенко, старшим лейтенантом
	Горхивером.
	В заключительном слове командир полка отметил полезные ре- казывал при возвращении на свой аэрод-
зультаты совещания, обсудившего злободневные вопросы боевой и политической ром отетреляться по щитам. Но, как прз-
подготовки. Он выдвинул предложение —- периодически, примерно раз в два BHO, разбора этих стрельб He производи-
	месяца, созывать такие совещания.
	лось. И надо откровенно сказать, что в
то время стрелял я очень посредетвенно.
Больше того, и на штурмовках замечал,
что мои первые очереди обычно ложились
мимо цели. Разумеется, я старался найти
причины ошибок, спрашивал совета У
старших товарищей. Правда, со временем
стрелять стал лучше, но хорошим стрелком
меня еще нельзя было назвать. Только
теперь, в дни мирной учебы, взявшись
серьезно за теорию и вникнув в методику
стрельбы, я начал быстро сдвершенетво-
ваться. Теперь уже ясно представляю се-
бе, что главное условие при стрельбе по
воздушным и наземным целям — хорошая
организация наземной подготовки.
	0 том. какое значение имеет наземная
подготовка лля успешной стрельбы, убеди-
тельно говорит один недавний случай. 9е-

кадрилья гвардии майора Морозова произ-
водила стрельбу по конусу. Как выясни-

лось в дальнейшем, летчики поднялись в
воздух, не подготовившись должным обра-
30M к выполнению этого упражнения. В
результате из восьми стрелявших только
двое выполнили залачу.
	Эскадрилья гвардии майора Морозова
учла свою ошибку и перед следующим лет-
ным днем провела тренировку Ha TpeHame-
рах и макетах в тире. Летчики тренироваз
‘лись в наводке, в прицеливании, в произ-
водетве расчетов. Результат стрельб в
этот день был другой: из восьми стреляв-
ших шесть выполнили упражнение.

Ё теории воздушной стрельбы мы обра-
щаемся не только в. часы классных заня-
тий. Самое серьезное внимание уделяем
теории м в часы предварительной подготов-
ки к стрельбе. На неоспоримые теоретиче-
ские положения опираются наши команди-
ры, нроизволя разбор допущенных ошибок,
об’ясняя методы их устранения.

В то же время большое, значение при-
тается у нас и наглялности обучения и
выработке практических навыков. Для это-
го мы применяем фотокинопулемет,  тре-
нажеры с макетами самолетов и ROHYcaMH,
прибор Боровикова.
	Большую пользу приносит высылка лет-
чиков на полигон для наблюдения за прие-
мами, с помощью которых лучшие летчи-
ки поражают цели,
	Сегодня мы публикуем выступления некоторых участников совещания.
	Воспитываем тактически
грамотных истребителей.
	Из выступления начальника воздушно-стрелковой службы полка
гвардии майора Л. Крайнова
	Гвардии младший лейтенант Савенко в
этот день должен был выполнять одно из
упражнений по отработке фигур выешего
пилотажа.

Перед взлетом командир эскадрильи за-
метил летчику:

— Будьте осмотрительны. В районе аэ-
родрома могут появиться ти
«противника».

Савенко поднялся в воздух и в отведен-
ной для этого зоне приступил в выполне-
нию задания. А в это время командир эс-
кадрильи капитан Константинов приказал
командиру звена гвардии лейтенанту Ков-
туну подняться в воздух, направиться в
зону пилотирования, скрытно подойти Е
самолету Савенко и имитировать атаку.
	Ковтун попытался атавовать Савенко,
но тот во-время заметил опасность и ус-
пел принять выгодное положение для OT-
ветной атаки. Вовтуну пришлось увлонить-
ся от встречи, не вступая в «бой».
	_ Пара истребителей, возглавляемая гвар-
дии младшим лейтенантом Картеничевым,
поднялась в воздух для стрельбы по кову-
су. Но в этот момент другая пара стреляла
но тому же конусу, С земли по радио паре
Картеничева было . приказано дождаться
своей очереди, а пока провести учебный
воздушный бой над аэродромом. Летчики
находились на высоте 2.000 метров. В
процеесе_ боя они пользовались горизон-
тальным маневром, не старались набирать
высоту, а, наоборот, постепенно снижа-
лись. «Бой» закончился на высоте 800
метров. ‘
На. разборе полетов” командир полка
оценил действия пары Вартеничева как не-
грамотные. В действительной боевой обета-
новкё они могли привести в поражению.
Командир подчеркнул, что горизонтальный
маневр допустим только в оборонительном
бою или когда бой ведется при плохих ме-
теорологических условиях, не позволяю-
щих применить вертикальный маневр.
Команлир напомнил ряд елучаев, когда из-
за потери. выеоты в бою летчики гибли.
	При учебно-тренировочных полетах на
боевых самолетах мы всегда создаем оп-
ределенный тактический фон, отвечающий.
реальной боевой обстановке. Делается это
для того, чтобы каждый вылет помогал
глубже усвонть тактику, выработанную на
опыте войны. Мы учим летчика осмотри-
тельности, умению скрытно подойти Е
противнику, приучаем драться за высоту,
наглядно показываем преимущества верти-
кального маневра, тренируем в использова-
ний радио как средства управления боем,
прнучаем добиваться внезапности атаки.
	Наш полк прошел в дни войны слав-
ный боевой путь. В полку есть немало
летчиков, имеющих за плечами  много-
гранный опыт. Теперь мы стремимся не
растерять этот опыт, а обобщить его и
передать молодому летному составу, чтобы
воспитать тактически грамотных истреби-
телей.

Применяемые нами способы и методы
внедрения боевого опыта в подготовку
летчиков широки и многообразны, В годы
войны, пользуясь перерывами в боевой
работе, мы часто устраивали летно-тавти-
ческие конференции, на которых обобщали
свой опыт и разрабатывали новые так-
тические приемы. Теперь, в процессе изу-
чения курса боевой подготовки, у наших
летчиков возникают разнообразные вопро-
сы, связанные с изменениями в тактике.
Исчерпывающие ответы. на эти вопросы
можно получить, обратившиеь к боевому
опыту. Надо лишь по-новому взглянуть
не знакомые факты, извлечь из HHX TO,
что полезно сейчас, в период учебы, сде-
тать выводы для улучшения подготовки
летчика. Так мы и строим программу лет-
но-тактических конференций.

Военные игры, групповые упражнения,
тактические летучки получают глубокий
	смысл и приносят пользу, если содержа-
ние их соответствует реальной боевой 0б-
становке. Эти занятия приучают летчи-
EOB к анализу еобственных действий, дие-
циплинируют их ум, вырабатывают навы-
ки самостоятельного тактического мышле-
ния. Ценные результаты jar tame бе-
веды, которые проводят летчики, имеющие
богатый боевой опыт. Особенно поучитель-
ны эти беседы, если тут же демонетриру-
ются схемы воздушных боев, восетанавли-
вается в деталях воздущная обетавовка,
на макетах самолетов показываются раз-
личные варианты атак. У нас собрана ce-
DUA схем воздушных боев, ‘проведенных
летчиками полка во время войны. Этот ма-
териал повседневно используется в учебе,
например, в часы предварительной подго-
товки в полетам. На разборах учебных
воздушных боев командиры также опира-
ютея на примеры из боевого опыта.
	Изучая на занятиях по тактике тему
«Боевая работа’ истребительного полка по
прикрытию наземных войск», мы восполь-
зовались описаниями воздушных  боев, про-
веденных” летчиками нашего’ полка в
Венгрии и Польше в августе = октябре
1944 года, на Сандомирском плацдарме и
на подступах: к Будапешту. Занятия иллю-
отрировалиеь ехемами боев.
	Командир эскадрильи гвардии капитан
Бритиков, проводя групповое упражнение
на тему «Боевая работа эскадрильи по
прикрытию важных военных об’ектов»,
сослался на примеры из сражений, в ко-
торых он участвовал сам. При этом гвар-
дии капитан Бритиков критически проана-
лизировал действия групп, которые он в03-
главлял, показал положительные и отри-
цательные стороны некоторых тактических
приемов. Занятие получилось чрезвычайно
поучительным.. Молодые летчики поняли,
что надо творчески подходить B обобще-
нию опыта, перенимая все лучшее и от-
казываяеь от всего, что устарело или
носило случайный харавтер.
	Bee эти формы широко применяютея на-
ми при изучении: курса боевой подготов-
ки, для того, чтобы каждый учебный вы-
лет протекал в обстановке, приближенной
к боевой действительноети.

Готовясь к летно-тактическим учениям
ий отрабатывая организацию взаимодейст-
вия © другими видами авиации и назем-
ными войсками, мы обязательно связыва-
ли содержание занятий в практикой 6Goe-
вых действий.

Следует упомянуть о принципах, Ko-
торые лежат в основе методики наших
занятий. Мы извлекаем уроки из боевого
оныта. Этим определяется цель занятий; то
главное, чему стремимся научить летчи-
вов. Авиация, как показал опыт войны,
завоевывает все большие и большие вы-
соты. Вот почему в нашем полку уделяет-
ся серьезное внимание высотной подготов-.
ке летчика и тренировке в полетах на пол-
ный радиус действия самолета, По той же
причине летчики у нае приучаются’ ши-
роко применять радионавигацию в полете.

Не ограничиваясь изучением опыта Ве-
ликой Отечественной войны, мы знакомим-
ся с тактикой и материальной частью во-
енно-воздущшных сил зарубежных стран.
Вея эта работа призвана приучить летчи-
ка к анализу, побудить его в выработке
новой тактики, используя для проверки,
для экспериментов летно-тактичесвие уче-
НИЯ.

Лучшие наши офицеры, обладающие бо-
евым опытом, как, например, гвардии капи-
тан Бритиков: ‚твардии лейтенант Призор,
твардии младигий лейтенант Данчул, на де-,
ле показывают, как надо учить и BOCKH-
тывать молодых летчиков на опыте боев.
И не случайно подразделения, возглавляе-
мые этими офицерами, по’ праву cuaTanred
передовыми.
	Теперь, когда я многому научился и
многое перенял от опытных товарищей, я
	и сам достиг хороших результатов.
	МОЙ МЕГОД ОБУЧЕНИЯ ЛЕТНОМУ МАСТЕРСТВУ
	Мое звено участвовало недавно в летно-
тактических учениях. Дежуря в готовно-
сти № 1, мы по «тревоге» поднималиеь в
воздух. Тема. учений позволила показать
слетанность пар и звена в целом, умение
держаться в строю, производить полет на
малых и средних высотах и вести воздупг-
ный бой. Летчики получили ‘практику в
производстве взлета и посадки, в построе-
  нии боевых порядков. Учение дало в03-
можность основательно проверить уровень
техники пилотирования летчиков звена.
Высокую оценку, полученную на учении,
я. рассматриваю как результат . нашей
большой: совместной работы, :
	Большинство летчиков звена -—— люди,
имеющие боевой опыт. Только один из мо-
их подчиненных пришел в нашу часть пос-
ле войны. Поэтому в процессе занятий я
как командир применяю индивидуальный
подход к каждому летчику. Это сказывает-
сяив разном уровне требований к людям,
и в разнице между методами обучения их,

Для того, чтобы добиться околоченности
пары — основы построения боевых поряд-
ков в истребительной авиации, необходимо
прежде всего безукоризненно подготовить
каждого летчика, постепенно переходя от
простых к более сложным упражнениям.
Главное при этом состоит в том, чтобы
командир звена как более опытный лет-
чик, наблюдая за действиями своего подчи-
ненного, не только определил бы ошибку,
которую не замечает ученик, и не только
нашел бы причину этой оптибки, но и ука-
зал, как ее устранить:

Вот почему для отработки техники пи:
лотирования ‘большое значение имеет пред-

варительная и предполетная подготовка.

Обычно я заблаговременно узнаю, какие
упражнения предстоит выполнить звену в
ближайший летный день. Исходя из этого,
я определяю, чем каждый из летчиков дол-
	пришел к выводу, что Бишутину нужно
предоставить возможность сделать больше
тренировочных полетов, чем это предусмот-
рено по курсу боевой подготовки. Так мы
и сделали. Бишутин стал гораздо лучше
держаться в строю.

Неважно стрелял Бишутин и по щитам,
Не было у него однообразия в заходах на
цель. Неточно определял летчик  дистан-
ЦИЮ ДЛЯ стрельбы, & также высоту ввода в
пикирование и высоту вывола из пикиро-
вания. Несколько раз в часы предваритель-
ной подготовки л на послеполетных разбо-
рах я подробно останавливалея на этих
ошибках Бишутина, но заметных сдвигов в
лучшую сторону не было. Накопец в паре с
Бишутиным я поднялся в воздух лая
стрельбы по щитам и приказал ему «де-
лать все то, что буду делать я». Стоило не-
сколько раз повторить этот прием, и Бишу-
тин научился правильно заходить па цель
и, наконец, добился хороших результатов
при стрельбе.

Так, применяясь к особенностям того или
другого летчика; я ищу и нахожу наибо-
лее простой метод обучения.

Вроме того, и в часы занятий ив 650-
бодное время приучаю летчиков трениро-
ваться в штурманоком гдазомере, в опреде»
лении ракурса и дистанции до цели.

Техника пилотирования составляет ote
нову мастерства летчика-истребителя, Для
совершенствования летчика в этой области
чрезвычайно важно постоянно анализиро-
вать его ошибки и, учитывая их, соответ.
ствующим образом строить программу ин-
дивилуальной подготовки. Натлядное, доход-
чивое 0б’яенение ошибок помогает лоискаль-
	CH причины ее, возникновения. А как
только летчик поймет, почему у него не
получалось упражнение, он влвое скорее
	усвоит, как надо деиствовать, чтобы upa-
ВИЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ залачу.
	Из выступления командира звена гвардии лейтенанта В. Ковтуна
	жен заниматься в часы подготовки к поле-
ту, на что именно он должен обратить
особенное внимание. При этом рекомендую
литературу, с которой нужно ознакомиться,
чтобы глубже изучить содержание упраж-
нения. Затем в процессе индивидуальной
подготовки консультирую летчиков. по тем
вопросам, на которые в силах самостоя-
тельно дать ответ. В других елучаях обра-
щаюсь 3& помощью Е командиру ‘эска-
дрильи. =

Следующий этап — проверка усвоения
задания. Попутно даю методические указа-
ния 0 выполнении отдельных элементов
упражнения, исходя при этом из индивиду-
альных особенностей летчика, учитывая
характерные ошибки, которые он допускал
в прошлом. Бак-то гвардии младшие лей-
тенанты Салуян и Бишутин, выполнив уп-
ражнение, произвели посадку на 5—8 ми-
нут позже назначенного времени. Кроме то-
го, тов. Салуян нарушил однажды правила
безопасности полета и проявил недостаточ-
ную осмотрительность в воздухе. Я 06 этом
помнил и, готовя Салуяна и Бишутина Е
очередным полетам, указал им на эти мо-
менты.

На предполетной ‘подготовке; проводимой
непосредственно перед взлетом, я стараюсь
составить себе полное представление о том.
	в какой мере летчики усвоили’ методику
	выполнения упражнении, умеют ли они
правильно и быстро произвести необхоли-
мые расчеты для стрельбы по наземным п
воздушным целям; знают ли, как вести
орнентировку в полете.

— од вами — населенный пункт, про-
тянувитийся с севера на ог, С запада к
нему подходит река, а е востока — шос-
сейная дорога, которая за мостом поворачи-
вает на юг. Гле вы находитесь?

— Вы пролетели 10 минут со екоро-
	стью 360 километров в час и уклонились
при этом вправо на 7—10 километров.
Что под вами в данную минуту нахо-
дитея?

— Что вы должны выполнить в воздухе
По заданному вам сегодня упражнению?

Предполетная подготовка заканчивается
обычно тем, что я еще раз уточняю. поря-
док взлета, сбора и построения в BO03-
духе. Напоминаю о том, что при. стрельбе
	надо учитывать действительное направле-
	Hue ветра,

Если летчики звена летают, — я на
старте. Во: время одиночных полетов в 30-
не пилотирования я непрерыв№ слежу за
работой летчика в воздухе и, когда есть в
этом необходимость, подсказываю ему мо-
мент начала выполнения того или другого
элемента фигуры пилотажз. В совместном
полете непрерывно слежу 34  правильно-
стью и четкостью действий ведомо и по
радио указываю, как исправить допущен-
ную ошибку.

Долго не получался раверсман у гвардии
младшего лейтенанта Бишутина. Я попро-
сил отвести Бишутину зону для пилоти-
рования поближе к аэродрому, чтобы легче
было е ‘земли следить за тем, как он пи-
лотирует. Тут я заметил, что Бишутин
неправильно действует рулем поворота,
элеронами и газом. Оказалось достаточным
несколько раз по рално обратить внимание
летчика на его ошибку, и Бишутин
стал. нормально выполнять равереман,

Тот же Бишутин, уже проделавший не-
мало полетов в паре, все-таки плохо дер-
жалея в строю. Наблюдая за ним, я подме-
THI, что он резко работает ногами и газом,
не учитывает инерции самолета и сосредо-
точивает свое внимание на одном  каком-
	нибудь элементе пилотирования, упуская из
виду другие. Анализируя эти ошибки. я
	OTAHYHHKH БОЕВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. Слева направо: Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Н. Выдриган, Герой Советского
	лейтенант И. Паршуткин, гвардии лейтенант И. Янгаев и гвардии младший лейтенант В, Кузьменков,