6 июля 1946 г., № 81 (483),
	ий сокол

Е. HA ЛЕТНОТАКТИЧВОКИХ УЧЕНИЯХ
Как был организован удар
штурмовиков по цели
	Тетно-тактические учения в Н-ской
штурмовой авиачасти были посвящены от-
работке темы «Действия штурмовой авиз-
ции по живой силе в траншеях и на поле
боя при прорыве обороны противника».
Учения были односторонними. Наряду с вы-
полнением основной задачи преследовалась
также цель — научить штаб плани-
рованию боевых действий штурмовиков и
управлению ими, научить командиров эе-
калрилий взаимодействию с наземными час-
тяни и привить летному составу навыки
в поиске наземных целей и в действиях п
ним, сохраняя свое место в боевом порядке.
	Выполнению этого задания предшество-
вала тщательная подготовка. За неделю до
начала учений штаб разработал план, под-
готовил командиру данные.

Обстановка ‘учения складывалась так:
«синие» обороняли железнодорожный раз’-
езл, прикрывающий подход к тактически
важному населенному пункту и железнодо-
рожному узлу. Линия обороны проходила по
высотам. расположенным вблизи раз’езда.
базируясь на прифронтовых аэродромах,
авиация «синих» активно действовала по
боевым порядкам «красных», прикрывая
тем самым сосредоточение своих  BOHCE.
«Красные», развивая наступление, подош-
ти Е основной линни обороны «синих», ста-
ли подтягивать тылы и производить пере-
группировку своих сил для прорыва оборо-
ны и дальнейшего развития успеха.

Авнация отражала налеты «синих» и
бомбила их живую силу и огневые средст-
ва на переднем крае и в ближайшем к не-
му тылу. Перед штурмовиками CTABH-
лась задача — нанести сосредоточенный
улар но переднему краю обороны «синих»
	на участке, намечаемом для прорыва. 1а-
ков был тактический фон.
Когда в штабе see было подготовлено,
	командир части собрал командиров эскад-
рилий, поставил перед каждым из них кон-
кретную задачу, об’яснил, как лучше ор-
ганизовать подготовку к учениям, на что
обратить внимание. С этого момента в эс-
кадрильях развернулась деятельная работа.

Вооружившись уставами, наставлениями,
информационными еборниками, журнальны-
ми и газетными статьями, обобщающими
опыт Великой Отечественной войны, лет-
ный состав начал изучать обстановку и го-
товиться к учению, как к действительному
сражению. В услугам экипажей имелись
штурманский, тактяческий, технический и
другие классы, оборудованные наглядными
учебными приборами, макетами, схемами.
Летчики тренировались в производстве рае-
четов на стрельбу и бомбометание, в ‘орга-
пизации евязи между экипажами, группа-
ми и командным пунктом, училиеь строить
маневр над целью, делать противозенитный
маневр, 8 также знакомились € системой
обороны наземных войск, местностью и
паедетоящим маршрутом. Для изучения це-
лей штаб организовал фоторазведку участ-
ка, по которому намечалось нанести удар.
В район действий был выслан вамолет-раз-
RCTUHE, который сфотографировал передний
край обороны, расположение укреплений,
отнерых средств «енних». По фотографиям
ий схемам полигона летчики тщательно
изучили свой цели, подходы к ним, харак-
тер местности, расположение зенитной ар-
тиллерин.
	Как и в HH войны перед иа-
чалох операции летчики часто .ез-
лили на передний край обороны,
	так и теперь штаб провел выезд летного
состава в район учений. И на этот раз лет-
чики  полробно ознакомились со всем тем,
что они изучали по фотографиям и схемам.
	затем в части были проведены полеты.
Летчики практически разыграли те задачи,
которые предстояло им выполнить во время
летно-тактических учений, Точно по -ехе-
ме основного. полигона был организован
другой полигон. Летный состав тренировал-
ся в построении маневра, отыскании своих
целей и бомбометании.

Большую работу провели по подготов-

хе Ев учениям  инженерно-технический
состав, штурман и начальник связи. Вее
машины были отлично подготовлены к
полетам. Старшие техники звеньев › провели
с летным и техническим составом занятия
по эксплоатации самолета и мотора в лег-
ных условиях на земле и в воздухе, по
подготовке машин к повторному вылету и
стартовому осмотру.
	По инициативе инженера части капи-
тана  авиационно-технической службы
Кутузова были составлены и расклесны
в кабинах летчиков таблички режимов.
Взтлянув на табличку, летчик сразу вспэ-
минал, какие обороты он должен дер-
жать при максимальных скоростях, @
форсажем m без него, на сколько времени
ему хватит горючего, каковы должны быть
высота и скорость полета в случае, если
он почему-либо отстанет от группы н
вынужден будет возвращаться на’ аэрод-
ром.

Штурман старший лейтенант  Коряка,
учитывая, что удар будет наноситься
труппами через определенные промежутки
времени, составил таблицу маневрирова-
ния скоростями, начиная от поворотного’
пункта маригрута. Тавие таблицы  име-
лись тлавным образом у ведущих групи.
Подлетев к поворотному пункту, ведущий
смотрел на часы, учитывал, на сколько
минут он оназдывал или раньше срока
прибыл сюда, и подбирал нужную  ско-
рость, чтобы во-время вывести группу
на цель. .

За несколько часов до вылета CaM
командир части провел с летным составом
предполетную. подготовку, во всех дета-
лях разыграл полет, рассказал о порядке
вылета и работы группы в воздухе, 06
организации связи и сигналах.

Перед вылетом командир еще раз Ha
аэродроме вобрал летный состав, уточнил
данные, касающиеся полета и бомбомета-
ния. 0с0бое внимание: он обратил ‘на из-
менившиеся метеорологические. условия —
на высоте 1.000. метров, с Боторой:
должны были бомбить штурмовики, дул.
ветер силой 15—17 метров в секунду.
Учитывая это, летчики‘ внесли соответ.
ствующую поправку в свой расчет ла
бомбометание и етрельбу.

По сигналу четверка  «Ильющин-2»,
возглавляемая старшим лейтенантом Богз-
тыревым, поднялась в воздух. На высоте
600 метров над вэродромом самолеты по-
строились в правый пеленг и легли нз
заданный куре.  Ведущий группы все вре-
мя держал связь с ВЦ и радиостанцией,
установленной ‘из. полигоне. _

Подойдя в цели, четверка стала в 1е-
вый замкнутый круг. Взоры летчиков
устремились к зеленому полю, где находи-
лись замаскированные цели. Нелегко бы-
10 их найти, но экипажи по отмеченным
на фогографиях характерным признакам
безоптибочно находили евои целя. На целн
ебрасывались бомбы, а потом производи-
нась стрельба из пулеметов и пушек. Все
цели были поражены, но летчики допу-
стили ошибки тактического характера.
Находясь над целью в боевом порядке. замк-
нутого круга, они не выдерживали дистан-
ции, отрывались друг от друга, а при ухо-
де от цели недостаточно энергично делали
противозенитный маневр. В бою это могло
бы привести в излишним ‘потерям.

0б этих ошибках было сказано ‘всем
летчикам, находившимся на аэродроме.
Следующие группы,  вылетавшие через
каждые двадцать минут, действовали над
целью тактически грамотно и инициатив-
но. Особенно. высокое мастерство показа
ли грушы старшего лейтенанта Кова-
левского и лейтенанта Кузьминова. Лет-
чики прямыми попаданиями уничтожаля
цели, отлично маневрировали. Руководи-
тель полетов об’явил всем им благодар-
ность за отличную’ стрельбу и бомбомета-

НИ. Е, НЕ
_ Капитан. В. ЖУКОВ.
Забайкальско-Амурский военный округ.
	Теоретическая подготовк®
’мололого летчика
	ИЗ ОПЫТА Н-СКОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА

тельно действенная мора для углубления
	и закрепления полученных знаний. Crequag
печать также способствует успеху обуче.
ния. В ней мы освещаем наиболее актуаль-
ные вопросы аэродинамики, предетавляу:
щие интерес для летного состава. Таки
статьи, как «Срыв самолета в штопор»,
«Раскрутка ВИШ» и другие, которые бы-
ли написаны преподавателями, стали весь-
ма популярными среди обучаемых и сыгра-
ли положительную роль.

Большое значение в обучении летчика
имеют; как известно, наглядные поеобил
ц умелое оборудование классов.

Цикл материальной части пол. руково.
ством инженер-майора Тропина создал но-
вые учебные пособия. Заслуживает вни-
мания установка — макет для демонстра-
ции действия  гироскопического момента
винта на самолет. В классе авиации: веть
чертежи и схемы, выполненные масляных
красками на стандартных листах фанеры
Такие схемы наглядны, красивы и долго:

вечны.
	Сейчас преподаватели училища работа»
ют над составлением конепекта по творил
авиации, который соответствовал бы (ов.
ременному состоянию авиационной техник.
ки. Это — важное мероприятие, так как т
настоящее вреуж нет/ современного учеб.
ника по теории авиации для курсантов
летных училииг.
	Много внимания у нас уделяется теор,
тическому росту самих преподавателей те.
ории авиации. В. процессе офицерской уче.
бы каждый преподаватель получил зала
ние подготовить определенные темы, Раз.
работка ими таких тем, как  «Маневрен:
ность истребителя», «Волновое conporm
ление тел», «Дальность полета самолета»
и другие, нозволит углубить знания пе.
подавателей и повысить их специальную
подготовку.

Мы также не забываем, что bea come
сованной работы = преподавательског y
летного состава училища пельзя’ ‘досиь
нуть значительного повышения качеств
теоретического обучения курсантов. м
относится в первую очередь к тер
авиации. Отмечено, что летчики-инструь
тора при наземной подготовке кургана,
на разборах полетов, при анализе ошибок
в технике пилотирования нв всегда ди
таточно используют основные — законы
аэродинамики. Возникает разрыв меж
теорией и практикой полета, в ито №
училища выходят неполноценные_ летчики,
Для предотвращения такого положения и.
обходимо, чтобы преподаватели тр
авиации присутствовали на разборах п
летов и методических совещаниях летном
состава, где выявляются недоработки в и.
ласти ‘практических вопросов, & также
методике обучения летного состава. Лит
ный опыт убедил меня в целесообразности
этого мероприятия. Следует практиковат
и обратное, то-есть желательно прису
ствие летного состава на теоретически
занятиях курсантов.

Бурсантский состав нашего училища в
подавляющем большинстве хороню  повя
роль и значение теории авиации ‘в летноу
деле. Теория авиации стала популярны
предметом. Ею интересуются, ее вдумчим,
настойчиво и последовательно изучан,
Факты показывают, что курсанты, xopowe
знающие теорию авиации, лучше усневан
и в практическом летном обучении,
	Инженер-капитан В. ЗИНЕВИЧ,

Теория авиации всегда занимала одно
из важных мест в комплексе дисциилии,
изучаемых курсантами-летчиками. Требовз-
ния, которые в послевоенной . обстановка
пред’являются к подготовке летных кадров
лля Воепно-Воздушиых Сил, заставляют
0с0бо серьезно относиться к преподаванию
теории авиации в авпаучилищах. Необхо-
димо рационально использовать время, Ко-
торое отводится на изучение теорли авиа-
ции, нужны такие фориы и методы обуче-
ния, которые способствовали бы творчес-
гому освоению опыта минувшей войны.

В условиях быстрого развития и совер-
тенетвования авиационной техники, а так-
же комплектования ‘авиаучилищ  м0ло-
дежью, обладающей высоким общеобразо-
вательным уровием, личная подготовка
преподавателя теории авиации безусловно
играет решающую роль.

Каждый преподаватель должен erpe-
миться привить курсанту любовь к пред-
мету. Формальное прохождение программы
недопустимо. Поэтому мы стараемся BCC
вопросы и разделы программы самым тес-
ным образом увязывать с практикой  по-
лета и особенностями боевого применения
самолета. Так, например, если идет заня-
тие по. теме «Под’ем самолета», то препо-
даватель не должен ограничиваться изло-
жением общих вопросов программы, & рас-
сказать курсантам-летчикам о наиболее вы-
годных углах под’ема и соответствующих
им скоростях по траектории, о правилах
пользования винтом изменяемого шага для
получения наилучших вертикальных Xa-
рактеристик по высотам того самолета, на
котором курсант будет проходить летную
практику, и о многом другом.

Особое внимание наши преподаватели
уделяют раз’яснению физической сущности
явлений в полете. Каждое занятие насы-
щается конкретными примерами из прак-
THRE.

Я лично пользуюсь примерами из сбор-
ника летных происшествий училища. Ког-
да требуется, я на основе законов” аэроди-
намики подвергал точному анализу харак-
терные ошибки в технике пилотирования.
Это повышает интересе курсантов к пред-
мету и служит средством предупреждения
летных происшествий. Чтобы оживить
‘занятие и сделать его более целеустрем-
ленным, я постоянно привожу отдельные
эпизод из боевой деятельности авиации
в Великой Отечественной войне. На мой
взгляд, целесообразно подбирать к каждому
разделу программы поучительные примеры
из боевой практики.
	Преподаватель теории авиации должен
настолько хорошо понимать практику лет-
ного дела, чтобы быть в состоянии строго
отличать в программе основные теоретиче-
ские вопросы от второстененных, Аэроди-
намика винта изменяемого шага и управ-
ление им, причины появления и дейст-
вия гироскопического и реактивного момен-
тов на самолет, причины срыва самолета
в штопор и вывод из него, грамотное вы-
полнение взлета и посадки, техника пило-
тирования на больших высотах и другие
вопросы, отвечающие насущным интересам
практики полетов, — непрерывно должны
находиться в центре внимания наших’ пре-
подавателей.

Важнейшим моментом методики теоре-
тической подготовки летчика является
решение практических примеров и задач
на протяжении всего курса. Это исключи-

Фотоэтюд. капитана М. Рунова.
	Утро на полигоне. Появились первые «ИЛ’ы»,
	Образцовый классе авиавосружения
	Учебный класс авиациовного вооружения
части, где инженером по вооружению стар-
ший техник-лейтенант Карулин, получил на
инспекторском емотре отличную оценку.

Здесь учат людей наглядным показом.
Прежде всего мы видим стэнд бомбардиро-
вочного вооружения, на котором емонтиро-
ваны приборы механического и элевтри-
ческого управления обрасыванием бомб.

На трубчатой металлической © ROHCTDYR-
ции, похожей па фюзеляж самолета,
смонтированы шпангоуты, на которых ук-
реплены бортовые кассеты и подвесная
центральная кассета. Впереди и выше пер-
вого шпангоута установлено сидение для
штурмана. Справа от сидения расположен
шиток управления сбрасыванием бомб.

Механическое открытие замков осуществ-
ляется аварийным сбрасывателем, & элект-
рическое — электросбрасывателем и кноп-
кой, находящейся на бомбардировочном
прицеле.

Во время sanarai каждый штурман ‘и
специалист могут ваглядно убедиться в ра-
боте всех агрегатов бомбардировочной аппа-
ратуры и выработать у себя навыки в
устранении неисправностей, встречающихся
на практике.

Интерес вызывает электрифипированная
монтажная доска, расположенная против
бомбардировочного стэнда. На доске — си-
луэт самолета с подвешенными бомбами.
	Тут же размещен щиток управления раз-
личными вариантами  сбрасывания бомб.
Летчик, штурман, вооруженед легко мо-
гут усвоикь порядок сбрасывания бомб во
всех основных вариантах подвески.

В классе расположены монтажные доски
стрелково-пушечного и бомбардировочного
вооружения и боеприпасов, необходимые для
обучения летного и технического состава.

На стенах развешены схемы агрегатов,
приборов и деталей авиационного вооруже-
ния. На стеллажах вдоль стен размещены
пулеметные установки, пушка и бомбодер-
жатели нескольких систем.

На одной из монтажных досок — разрез
всех видов взрывателей, на другой — раз-
рез прицелов, на третьей — разрез пуль
и снарядов ‘комплекта боеприпасов.

На двух других стэндах — детали пуш-
ки и пулеметов. По ним проверяется сте-
пень усвоения слушателями названия и
назначения каждой детали в отдельности.

Надо сказать, что все, начиная от столов
и кончая самым сложным оборудованием в
классе, слелано своими силами. Над этим
	навыки в   довольно продолжительное время работали
	‘младший техник-лейтенант Морозов, етар-
шины Андрейченко, Ремизов, сержант Ах-
тыреев и другие. :
Гвардии младший лейтенант
Г. МИРОНЕННО.
	Приморский военный округ.
	Находчивость летчика Подругина
	Н-СВИЙ АВИАГАРНИЗОН. (Ot наш,
с0б. Kopp. по. телеграфу). — Гвардии
старшему лейтенанту Подругину было по-
ручено перегнать на аэродром самолет,
только что вышедитий из ‘ремонта. Осмотрев
машину, летчик повел «Туполев-2» на
взлет. Вомбардировшик хорошо слушался
рулей, быетро росла скорость. На высоте
300 метров, выполняя первый разворот,
Подругин сделал неглубокий крен. Вхруг
	манину тряхнуло. Летчик понял, что влу-
	чилось что-то’ ‘неладное, И убрал газ. При:
смотревшись, ‘он определил, что” «обрезан»
левый мотор.

Бомбзрдировщик терял высоту. С правой
стороны, прямо по курсу самолета, чернела
высокая сопка. Момент был напряженный.
Требовалось моментально принять решение.
	Разворачиваться вправо было уже поздно:
	Подрутин решил сделать разворот на
неработающий левый мотор. Хотя слева по
борту самолета тоже простирались горы, но
до них еще было далеко. Удерживая «Ту-
цолев-2» на одном моторе, Подругин пошел
по кругу. Вогда наступило время для чет-
вертого разворота, Подругин выпустил
шасси-и рассчитал заход на посадку...
	Летчики, штурманы, техники, находив-
шиеся ‘на аэродроме, в напряженным вни-
манием следили, как Подругин сажает бом-
бардировщик.

Котда «Туполев» коснулея земли, все,
кто находился на аэродроме, бросились к
самолету. Друзья горячо, от души поздрав-
ляли гвардии старшего лейтенанта Подру-
тина. снасшего самолет и экипаж.
	Повторные налеты на Муданьцзян совер-
шались по тому же маршруту. Были вне-
сены лишь незначительные изменения. Мар-
прут полета бомбардировщиков проклады-
вался не прямо на город, а на 20—25 ки-
лометров севернее города, с левым разворо-
том вдоль реки Муданьпзян. Использование
надежного линейного ориентира — реки —
позволяло даже в плохую погоду выходить
точно на цель. Этим достигалась внезап-
ность удара.
	Умело действовали в горных районах
Маньчжурии и наши летчики-штурмовики.
Ha пути к цели штурмовикам приходилось
переваливать через горные хребты. Огром-
ное значение имеет в этих случаях правиль-
ный выбор высоты и профиля полета.
Штурмовики часто использовали свободные
от облаков «окна» между сопок. Ясно, что
при таком положении прямолинейный
куре невозможен. Однако, выбирая профиль
полета, ведущий руководствовалея еще од-
ним правилом: высота должна быть такой,
чтобы можно было отыскать не только цель,
но и те немногие характерные ориентиры,
которые терялись между складками гор.

Опыт летчиков Н-ской штурмовой части
свидетельствует о том, что в условиях гори-
стой местности в плохую погоду выходить
на цель нужно вдоль линейного ориентира,
на бреющем полете. Набирать высоту для
атаки следует за 3—4 километра до цели.

Вылетавшая на боевое задание группа,
перевалив хребет, при подходе к цели сни-
жалась и неожиданно появлялась над целью
из-за сопок. Сначала атаковали с хода оди-
ночными самолетами или парами, с правым
или левым разворотом. Обработка  це-
ли чаще всего производилась @ по-
логого планирования под углом в 15—20?
Сначала цель обстреливалась из пушек и
пулеметов, затем производилось бомбомета-
ние одиночными бомбами. Повторные заходы
для атак штурмовики делали вдоль ущелья
или долины, в зависимости от обстановки.
Развернувшись на пель, летчик вводил са-
уолет в пологое планирование. Затем, сов-
местив метку на бронестекле с верхним об-
резом капота мотора и пелью, он выдер-
HABA на планировании заданное время (от
5 до 3 секунд) и сбрасывал бомбы.

Выходя из атаки вдоль долины или
ущелья, он набирал высоту до 600 метров,
	занимал положение для повторной атаки в
кругу и снова атаковал. Обработка цели ве-
лась обычно с разных направлений в сек-
торе 30—40°, в основном вдоль долины.
Выход из атаки производился с разворотом
в сторону своей территории. Вея группа со-
биралась на «змейке». Воздушные стрелки
при сборе группы стреляли цветными ра-
кетами. На фоне сопок самолеты плохо раз-
личимы; ракеты облегчали сбор «Ильюши-
ных» и истребителей сопровождения.

Действия штурмовой авиации были Ha-
правлены в основном на преследование от-
ходящего противника. Это наложило отне-
чаток на тактику штурмовиков.

Они нацеливалясь главным образом для
ударов по железнодорожным станциям, эше-
лонам и автоколоннам противника. Атаки
по длинным, узким целям производились
заходами на цель по-самолетно. Блатодаря
этому методу экипажи добивались макси-
мального поражения линейной пели и точ-
ных попаданий по дальности, так как элип-
сис рассеивания по дальности был меньше
длины цели.

При действиях по подвижным целям —
автоколоннам на маршах или железнодо-
рожным эшелонам на перегонах. — выход
на цель осуществлялся с заранее расечи-
танным уклонением, как правило, вправо
на 15—20 км. Далее полет совершался
вдоль линейного ориентира на догон или на-
встречу пели. Такой метод обеспечивал вне-
запность налета. .

естерка «Ильюшиных-2» Н-ской части
под командованием старшего лейтенанта
Чернышева в районе Гутенчжень неожидан-
HO появилась из-за сопок над японской ав-
токолонной в составе 50—60 автомашин.

Первую атаку наши летчики совершили
с хода парами, с разворотом на 60° вдоль
долины. Последующие атаки производились
с «круга». После восьми заходов штурмо-
виков пылало около десятка японских ав-
томашин. Автоколонна далеко не ушла: на
протяжении 40—50 километров ее дальней-
шего пути до станпии Фозлин она подвер-
талась ударам нескольких групп «ИЛ’ов».

результате шести групповых налетов бо-
лее половины японеких машин было унич-
тожено.

При действиях в горно-лесистой местно-
сти самый трудный элемент полета штурмо-
виков — уход от цели. В лощинах, на
	Особенности действий авиации.
	TOH М
	ИЗ ОПЫТА БОЕВ
В МАНЬЧЖУРИИ
			удар был успешным. Отмечено много пря-
мых попаданий бомб, несколько взрывов
большой силы. Через два часа после мас-
сированного удара бомбардировщиков наши
наземные части овладели одним из городов.
В связи с быстро менявшейся обетанов-
вой на фронте и стремительным наступле-
нием наших наземных подвижных частей
в глубь Маньчжурии менялись задачи ближ-
небомбардировочной авиации. Через день
после начала боевых действий бомбардиров-
щики были перенанелены Ha крупный же-
лезнодорожный узел и военный об’ект —
город Муданьцзян. - ,
Налет на Муданьцзян проводился в очень
сложной обстановке: 300 километров марш-
рута проходили над горно-лесистой местно-
стью, не имеющей никаких значительных,
характерных ориентиров. Метеорологическая
обстановка была сложной: высота облачно-
сти доходила до 400—600 метров, закры-
вая вершины отдельных хребтов и сопок.
Визуальная ориентировка в горах была
затруднена. Рельеф земной поверхности не
всегда точно совпадал с картой. Глубокие
ущелья создавали обманчивые светотени,
«мертвые» пространства; обратные скаты
гор, глубокие ущелья скрывали ориентиры
от глаз наблюдателя. В таких случаях
штурманы не только производили поиск
ориентиров, помогающих установить место-
нахождение, ® по компасу проверяли нап-
равления долин, но также использовали ра-
дионавигационные средства, в частности
радиополувсмнас. : .
Подполковник Шлотников п его штурман
капитан Федоров отлично изучили район
действий. Под их руководством группа в с0-
ставе 25 «Петляков-2», пролетая над до-
линами и частично за облаками, вышла Е
цели и произвела успешное бомбометание
‘по железнодорожному узлу и военным об’-
ектам города Муданьпзян. Было отмечено до
10 прямых попаданий в железнодорожный
узел и до 20 попаданий в об’ект. Бомбо-
метание происходило при сильном сопротив-
‘лении зенитной артиллерии противника.
	в горно-лесис
	В период боев с японскими империа-
листами некоторым частям нашей авиации.
приходилось действовать в трудных уело-
suax Примореко-Маньчжурекого горно-ле-
систого района,

В этих местах было очень сложно
зести визуальную  ориентировку,  0б-
наруживать об’екты и сосредоточения войск.
противника. Постоянные туманы, низкая
облачность, частое образование грозовых
облаков затрудняли полеты и подчас
позволяли противнику укрывать свои вой-
ска от воздействия нашей авиации.

Горные хребты Маньчжурии по своей
конфигурации очень похожи друг на друга,
поэтому возможности ориентировки здесь
были весьма ограничены. В северо-восточ-
ных районах страны очень мало населен-
ных пунктов, дорог и рек. Ландшафт
очень однообразен.

Ввиду этого мы придавали решающее
значение изучению района полетов. Он изу-
чался по картам крупного масштаба. Вро-
ме того, руководящий состав авидчастей,
ведущие групп для ознакомления с местно-
етью выезжали в пограничные районы. Поз-
же. когда широко развернулись военные
действия, производились специальные вы-
леты на фотографирование вершин горных
хребтов, долин и узлов поссейных и женез-
ных дорог, населенных пунктов и 0зер. Это
облегчало экипажам ведение детальной ори-
ентировки.

На групповых занятиях пе изучению
района летчики, облетавшие горные участ-
ки. делились своими наблюдениями. Они
знакомили личный состав е особенностями
местности. На занятиях пользовались рель-
ефными картами, на которых были отмече-
ны всё характерные высоты, указывалось
их превышение над уровнем моря, а также
малейшие характерные ориентиры. В пелях
тренировки и проверки знаний летного со-

става командиры авизэскадрилий после за-  в районе северного узла.
HATH с картой давали каждому летчику 3а-   фотопланшетов и наблюдений
	изгибах дорог, среди ущелий ведомому ле .
ко потерять ведущего. Как показал оп
действий в Маньчжурии, лучше всего ухо.
дить от цели на бреющем полете, «змей.
кой», заранее проложенным курсом. Chop
группы следует производить сигналом М.
кеты. Стрелок ведущего. самолета сер
ракет привлекает к себе ведомых летчиков
и те быстро занимают свои места. В м
время воздушные стрелки огнем турельны
установок прочесывают окружающие сопки,
	откуда возможен боковой обстрел зенитны
пулеметов и МЗА.
	Большое значение пря действиях в горах
приобретают средства радиопавигации, в
частности радиополукомпае (PII). Hare
нуне боевого вылета летчик обыкновения
настраивал РПК на волну приводной радио
станции. Возвращаясь после выполиетя
задания, он выходил сначала на привод
ную радиостанцию.

В горно-лесистой местности возлушии
разведка часто бывает единственных
средством информирования наземного #1
авиационного командования © поведении
противника. Опыт учит, что из всех 3414,
выполняемых воздушными развелчикахи #
наступательных операциях в горно-леслее
	EEE RR OI aoe Ч

той местности, наиболее трудной Являетей
	скрытие вражеской обороны, определени
ве характера и сооружений. Успех оби
чивается в том случае, если  залача №
аэрофотос”емку поставлена своевременно
	имеются самолеты-разведчики, оборудовие.

ee mm   me
		ные двумя-тремя маршрутными установка
ми фотоаппаратов.
	Гористый характер местности, почти 10
стоянные туманы, низкая облачность Bil
веригинами гор затрудняли ведение визуаль
ной разведки с малых высот. Поэтому пр
изводилоеь фотографирование с малых BM
сот при помощи самолетных фотоустанови
с коротким фокусным расстоянием,

‚ Тетчики-дальневосточникий А Rory §
	а ЗН ВОСТОЧНИКИ гв 00%

Маньчж
урии п
роявили высокое летное ме

Tepe
терство. Преодолеть трудности им поми
	ТР eee Ue 2

Ч я напгих авиационных подр»

делений в горной местности на фролтах В

той Отечественной войны с фашистской

cPanaeh. Сейчас на основе боевого опый

и воины совершенствуют свое искусст
‚› Тактику действий авиации в горах,
	Гвардчи майор Е. ЛАПЕХА
	дание воспроизвести на ящике с песком
рельеф местности, обозначив расположение
характерных ориентиров. Умелая подготов-
	ка летного состава принесла большую
ПОЛЬЗУ.
ТВыл проведен ряд серьезных мероприя-
	TUH для обеспечения вамолетовождения в
горах. На нашей территории близ болыьпин-
ства населенных пунктов были вырезаны на
земле условные знаки размером 20 на 40
метров — первые буквы названия населен-
ного пункта. Это способствовало быстрому
опознаванию своих населенных пунктов ©
воздуха. Недалеко от линии фронта были
установлены приводные радиостанции и
выложены опознавательные полотнища.
Цветные дымы давали створ для точного
выхода на цель. Для наведения самолетов
в передовых наземных частях находились
звианаводчики в ралиостанциями.
	Б горах противник не может широко ма-
неврировать: он прикован к дорогам, доли-
нам и ущельям. Поэтому наша авиация на-
носила удары по железнодорожным и 1шос-
сейным коммуникациям противника, бом-
била живую силу врага в местах ee Cocpe-
доточения — в долинах и ущельях, пре-
вращенных японцами в сильные опорные
ПУНКТЫ.
	Б первый день наступления наши назем-
ные войска встретили упорное сопротивле-
ние японцев в районе Хутоуского укреплен-
ного района и особенно со стороны север-
ного узла. Группа «Петляков-2» нанесла
  массированный бомбовый удар по япон-
ским артиллерийским  дотам и 4дзо-
там, спрятанным в скалах & так-
  же 10 живой силе,  сосредоточенной
lp тайоне северного узла. Шо данным
	экипажей