6 июля 19846 r., № 81 (433).
	линскии сокол
	Повселневно воспитывать   Хфомирование цилиндров

мололых коммунистов  . ИИ Ми
	В Н-ских авиамастероких цех хромиро-
вания, начальником которого техник-лей-
тенант Карпенко, долгое время не выпол-
нял плана. Причиной этого были разные
неполадки и малая мощность агрегатов.
Из еденная свинцовая рубашка ванны ча-
сто давала течь. Электролит загрязнялея
посторонними примесями, и ванну часто
приходилось прирабатывать. Бе было ув6-
ренности в качестве электролита; так как
отсутствовала лаборатория для производ-
ства анализа.

Тов. Карпенко решил найти новые мето-
ль, которые ускорили бы процеев  хроми-
рования. Он провел опыт одновременного
хромирования и приработки ванны. 9%
дало положительный результат. Ванну не
надо было так часто прирабатывать вхоло-
стую. Выход. хромированных о цилиндров
увеличился. Но из’еденная свинцовая ру-
башка ванны попрежнему часто давала
течь. Электролит заполнял межрубашечное
пространство, процент примесей железа по-
вышалея, электролит портился.

Тогда тов. Варпенко начал производить

хромирование не в ванне е электролитом,
а заливать электролит внутрь цилиндра.
Делается: это так: ванна заполняется BO-
Ko и подотревается до температуры 30—
45°. Затем обычным порядком подвешива-
ются в эту ванну цилиндры, внутрь кото-
рых наливается электролит,  предвари-
тельно подогретый до температуры 60—
70°, и начинается процессе хромирования.
Чтобы электролит, налитый в цилиндр, не
эмешивался с водой в ванне, на юбку ци-
линдра надевают свинцовый цилиндр.
Для герметичности между флянцами  кла-
дется свинцовая прокладка. Опыт впол-
не удался: хром ложится ровной чистой
поверхноетью. }
° Практика показала, что процесс наложе-
ния хрома на зеркало пилиндра происходит
в два раза быстрее, чем при обычном хро-
инровании. Электролит не загрязняется по-
сторонними примесями; ‘‘троцесе’ можно
вести непрерывно, так как не’ надо тратить
время на приработку ванны. Потеря хрома
13-3а испарения электролита ничтожна.
Производительность увеличилась B  He-
сколько раз, несмотря на то, что процесе
хрохирования новым способом производит-
ся ‘на базе старого оборудования.
	Специальное оборудование для хромиро-
	вания, изготовленное новым методом, 00ес-
печило еще больший рост  произво-
длительности. Раньше гальванический цех
лишь на 40 процентов обеспечивал мастер-
ские потребным количеством хромирован-
ных цилиндров. Теперь цех в состоянии
выполнять работы не только для своих
мастерских, но и для других предприятий.
Инженер-подполновнин П. САМАРИН.
	Формы и методы воспитания молодых
коммунистов самые разнообразные. Для
них организуется учеба в кружках и шко-
лах, периодически проводятся доклады
и лекции по международным и научно-по-
	пулярным вопросам.
	В годы Великой Отечественной войны
большевистская партия приняла в свои
ряды много новых людей, на деле доказав:
ших преданность Родине, проявивших вы-
сокий патриотизм ве имя победы над вра-
TOM: . -

В партию пришли лучитие воины. Ho
многие из них еше не получили серьезной
	большевистской закалки, HE имеют
глубоких политических знаний. Dop-
мирование политически зрелого  боль-
	шевика — процесе длительный. Он требу-
ет от партийных организаций кропотливой
работы, внимательного индивидуального
подхода к каждому молодому коммунисту.

Формирование коммуниста не может иття
самотеком. Этим обязана заниматься
партийная организация, используя самые
разнообразные формы и ‘методы  воспита-
тельной работы. Главными из них явля
ются идейно-политическое воспитание ком-
муниста и его практическая работа в opra-
низации. :

Повседневно работая над собой, практи-
чески участвуя в партийной жизни, моло-
ой коммунист приобретает  большевист-
ские навыки, закаляется ‘идейно, расши-
ряет свой военный, политический и куль-
турный кругозор.

Воспитание молодых коммунистов сейчас
усложняется тем, что на руководящую пар-
тийную работу пришли новые люди с не-
большим партийным стажем, не обладающие
опытом в этой области: Естественно, что во-
просы воспитания как молодых коммуни-
стов, так и молодых партийных работников
должны стоять в центре внимания полит-
органов и партийных организаций.

C этой точки зрения заслуживает вни-
мания опыт работы парторга эскадрильи
тов. Савченко. os

Савченко — молодой член партии.
Партийная организация полка все время
следила за его ростом, прививала ему
вкус к учебе и постепенно втянула в в
активную партийную. работу.

Вскоре Савченко назначили парторгом
эскадрильи, и он вполне оправдал оказан-
ное ему доверие. Савченко заслуженно
считается лучшим партийным организато-
ром.

Парторг Савченко и члены партийного.
бюро знают уровень и степень подготовки
каждого члена и кандидата в члены
ВКП(б). При распределении партийных по-
ручений они строго учитывают их наклон-
ности и желания. Периодически на заседа-
пиях бюро обсуждаются вопросы партийно-
го воспитания, ставятся отчеты вновь.
вступивших в ВЕП(б) о том, как они рабо-
тают над собой, как выполняют поручения.

По установившемуся в парторганизации
правилу учеба каждого нового кандидата
партии начинается © изучения Устава
BAH(S), основных партийных решений. Это
дает возможность. молодым коммунистам
глубоко осмыслить те задачи, которые стоят
перед ними. Умелая организация  поли-
тяческого просвещения создает благопри-
ятные условия для идейного роста комму-
пистов.

Молодой член партии командир звена

лейтенант Лещев, систематически изучая
«Ёраткий курс истории ВВП(б)», произве-
дения Ленина и Сталина, стал теоретичес-
ки подготовленным офицером. Ему поручи-
ли руководить политзанятиями: группы сер-
жантского состава. Лещев охотно взялся
за дело. Теперь он начая еще больше
уделять внимания книге, учебнику, стре-
мится интересно и содержательно проводить
занятия. -
_ Молодые коммунисты лейтенант Приту-
ла, старший техник-лейтенант Град, по-
высившие свои политические знания, то-
же руководят группами политзанятий рядо-
вого и сержантского состава. Эти товарищи
успешно справляются © проиагандистекой
работой потому, что парторганизация су-
мела привить им интерес к учебе и оказа-
ла помошь. :
	Изобретатели
	ственность, делал все, что было в его си-
тах.
	Дело у Малева двигалось вперед. В маю
1943 года опытные образцы были созданы,
проверены в лабораторных условиях и от-
правлены для войсковых испытаний на За-
падный фронт в Н-ское авизеоединение. Йс-
пытания прошли успешно. Теперь  пред-
стояло продемонстрировать аппаратуру спе-
циальной комиссии из видных ученых и
тенералов.
	Надолго остался в памяти Малева этот
день. Вокруг установки собрались члены
комиссии. Они должны были сказать реша-
ющее слово. С замиранием сердца включил.
Малев ток. Тишину вдруг прервало ров-
ное и четкое стрекотание нового аппара-
та. Опытные образцы действовали  нор-
мально. Комиссия дала положительное за-
ключение, указала на необходимость про-
должить дальнейшее  совершенствование
установок, создать производственные 06-
разцы.

Это была первая победа. Впереди пред-
стояло еще очень много работы, больше,
чем уже было сделано.

Примерно в одно время с Малевым за-
нялея решением той же проблемы молодой
инженер Кельзон, начальник радиоцеха ма-
‘стерских на одном из участков Северо-За-
падного фронта. Он шел к пели своими,
оригинальными путями, представлявшими
немалый интерес.

Весьма сведущим человеком в вопросах
автоматики и антенных устройств был и
преподавалель Военной электротехнической
академии имени Буденного, кандидат тех-
нических наук Герасимов. -
	Выяснилось, что на различных фронтах
также есть люди, которые бы могли вне-
сти существенный вклад-в это новое дело.
Решили создать специальную группу и 0б’е-
динить в ней лучшие силы. С фронтов бы-
ли отозваны Кельзон, Маленюк, Векслер и
из академии-—Герасимов. Во главе группы
стал Малев. Группа получила задание в
сжатые сроки изготовить новые образцы
аппаратуры и передать их в промышлен-
ность.

` Работа закипела. Жоллектив оказался
наредкость дружным и работоспособным.
Трудно сказать, кто работал лучше. Важ-
дый помнил пламенный сталинский призыв
о всемерной помощи фронту. По шестнал-
пати часов не выходили из лабораторий,

забывая о выходных днях, но задание вы-
полнили в ерок.
	В морозное январское утро 1944 года
хве больших автомашины, до отказа нагру-
женные людьми ‘и- аппаратурой, выехали
на фронт. Весь коллектив, во главе с Мале-
	В первые же месяцы войны резко обна-
EMIRCL лостоинства и нелостатей разных
	ружились достоинства и недостатки разных
видов связи. Проводная связь позволяла
производить быстрый обмен корреспонден-
циями, но была легко уязвима: взрыв ена-
ряда вблизи линии выводил ее из 6троя.
Радио имело свои преимущества, но было
подвержено перехватам и помехам. Переда-
Ча © помощью радио отнимала часы, в то
время как дорога была каждая минута,
Вроме того, связь нередко нарушалась.
	В некоторых авиационных соединениях
инженеры начали проводить изыскания и
эксперименты новых средств связи. В числе
этих инженеров был помощник начальника
связи одного из соединений Малев.

Чутье специалиста подсказывало ему,
что может и должен быть создан аппарат,
который обладал бы всеми достоинетвами
разных видов связи, будучи вместе с тем
избавлен от присущих им недостатков.
Но это чутье говорило и 06 TOM, что
путь к созданию такого аппарата труден.
Предетояла тяжелая и упорная, может быть
долголетняя работа. Тем не менее Малев
	приступил к ней. Большевик, он не боял-
	ся трудностей. Самым важным было добить-
ся цели, и, обогнав время, превратить годы
в Месяцы.

Тот, кто представляет себе работу ин-
женера-связиста в обстановке тяжелых б0-
ев, поймет, как был загружен Малев. И
все же, сокращая и без того редкие часы
отдыха, Малев копался в книгах, урывал
время для экспериментов во фронтовых ра-
диомастерских. Математические формулы,
законы электро- и радиотехники претерпе-
вали в голове этого способного инженера
чудесное превращение. Они как бы обра-
стали плотью, конструктивно оформлялись
и начинали жить в виде остроумных дета-
лей будущего аппарата.

_ Опыты, проводившиеся Малевым, были
неожиданно прерваны. Получив тяжелую
контузию под Сталинградом, Малев долгое
время лежал в госпитале. По излечении он
	возобновил работу, но уделять ей мог лишь
	вечера. Специального помещения не было.
Пришлось устроиться в лабораториях Мос-
Ковского дома звукозаписи.

`Зимою 1943 года два человека в воен-
ной форме часто появлялись в холодных,
неотапливаемых лабораториях. Это былй
Малев и присланный ему в помощь техник
Вонстантинов. Работать было трудно. Не-
хватало материалов, измерительных прибо-
ров. Но разве трудности могли остановить
советских людей? В те лни каждый omy-
	ал. вависшую над Родиной опасность.
	`аждый чувствовал лежащую на нем ответ-
	вым, двинулся на запад. Быстро смонтиро-.
зали и пустили в ход установки. Связь
действовала четко, бесперебойно. Несколько
Зомбарлировочных и штурмовых авиасое-
	‹инений перенело на новый вид свази. Ап=
	паратура работала хорошо и. векоре- завое=.
	вала прочный авторитет. >.
	Близилась весна 1944 тода — время на*
ступательных онераций Красной “Армии:
	Нри стремительном продвижении авиацион»:
	ных частей старые средства евязи либо OT-
	ставали, либо не удовлетворяли очень важ-
	ным требованиям. Новая аппаратура успе-
шно решала все новые задачи. Но ее было
мало, а чтобы наладить серийное произ-
	вохетво, требовалось много времени. Тогда
	решили изготовить на месте, BO фронтовых
мастерских, возможно больнее  коли-
чество установок, чтобы обеспечить имя
авиачасти, действовавшие на главных на-
правлениях. Подтвердилось еще одно за-
мечательное ‘свойство новой аппаратуры:
простота конструкции. Силами мастерских
удалось выполнить все работы.

Одновременно началось преизводетво этой
аппаратуры ина одном из заводов  элевтро-
промышленности. Сюда прибхали тт. Кель»
зон и Векслер. Они руководили внедреня-
ем аппаратов в серийное производство. Ра-
бота велась своеобразным конвейером. Одна.
группа находилась в действующих авиачас-
тях, где накапливала опыт в боевом исполь-
зовании аппаратуры. Все свои замечания и
пожелания она сообщала в Москву. Здесь
‘на опытных образцах производились нуж-
‘ные усовершенствовання, которые переда-
вались на завод. Tak осуществлялась не-
‘разрывняя связь фронта и тыла, теории и
практики.
	Нрошел год. Можно было подвести ито-.
ги проделанной работе, наметить пути 603-
чания более совершенной техники связи.
Возникло множество сложных, неясных `В0-
проеов. Ответ мог быть найден лишь в мно-
точисленных экспериментах, в непрерыв-
ных исканиях, в упорном труде. Снова
закипела работа. Через несколько месяцев
образцы новых, более совершенных устано-
вок успешно прошли полигонные испыта»
ния. В марте 1945 года была готова опыт-
ная партия. ‘Групиа-Малева снова выехала
на фронт.

Начались весенние операции расой
Армии. Оперативные группы авиасоедине-
ний тенералов Савицкого и Сиднева двп-
гались вперед за танковыми, и здесь един-
ственно надежным средством связи оказа-
лись новые установки.

Наши части охватывали Берлин с юга и
севера. Одна из установок, чриданная опе-
ративной группе тенерала Савицкого, была
переброшена западнее Берлина. Все волно-
вались: будет ли связь” Но в ‘установлен-
es срок связь появилась. Аппаратура
цействовала отлично.
  ..Страна отметила;-лучнтих. людей науки
в техники, Новаторов ‘производства ‘и сель=
ского хозяйства, деятелей литературы и
искусства. Правительство удостоило их
Сталинских премий. Среди лауреатов — ин-
женер-подполковник И. М. Малев, инже-
нер-подполковник С. М. Герасимов, инже-
нер-капитаны Г. В. Маленюк, В. С. Вель-
зон, Г. С. Векслер.

Но лауреаты не думают останавливаться
на достигнутом и полны творческих пла-
нов, которые скоро станут реальностью.

Высокая награда вдохновляет их на но-
вые научные подвиги во имя Родины.

В системе политического просвещения
первостепенное место занимает изучение
истории большевистокой партии, ее роли
на всех этапах борьбы и побед нашей
страны.
	Осознавая, как строилась, формировалась
	H закалялась великая партия большевиков,
	молодой коммунист проникаетея чувством
гордости за то, что и он стал членом этой
партии, видит, какие большие обязанности
налагает на него принадлежность к ВЬИ/б/.
	Разумеется, политическая учеба является
лишь частью воспитательной работы среди
молодых большевиков. Огромное значение
	имеет BOB

лечение
	диференцированный подход. Надо так рае-
	пределять поручения, чтобы они были по
душе и лол силу кандидату или члену
	партии, выполнялись охотно, С огоньком.
Мололому коммуниету Смирнову (Н-ский
	что оно было для него новым. Ему помогли
		побрали необходимую литературу. Доклад
	прошел хорошо. С тех пор Смирнов актив-
но включился в пронагандистскую работу
и успешно ее ведет.
	Вандидат партии Вваша также стал хо-
роптим беседчиком. Бойцы охотно  слу-
шают его. Они видят в агитаторе близ-
кого друга, с которым можно говорить
по душам. Выполнение партийного поруче-
ния доставляет Ввалие большое моральное
удовлетворение.

Охлнако далеко не во всёх наших частях
хорошо поставлено воспитание молодых
коммунистов. сть еще политорганы и
	партийные организации, которые пренебре-
жительно относятся к этому важнейшему
участку внутрипартийной работы. В пол-
	ках, где парторгами капитан Мартынко и
старший лейтенант Кувшинов, занятия ©
	молодыми коммунистами проводятся от слу-
чая к случаю.
	В Н-ской части в июле 1942 года
был принят в кандидаты партии один из
	лучших авиамехаников старшина Филимо-
ненко. Вскоре о нем забыли. Филимоненко
не учился, партийных поручений не имел,
на партеобраниях бывал редко. С течением
времени Филимоненко перестал платить
членские взноеы. Но на его поведение ни-
кто не обратил внимания, не предостерег
	от дальнейптих ошибок. Филимоненко начал
пьянетвовать. В конце концов встал вопрос
06 исключении его из партии.

Возникает вопрос: только ли Филиуо-
ненко виновен во всей этой истории? Ко-
нечно, нет. Большая доля вины ложитея
на партийную организацию (парторг капи-
тан Севастьянов). Если бы она своевремен-
HO приняла меры, направила  молодо-
то кандидата на правильный путь, внима-
тельно следила за его ростом и поведением,
можно с уверенностью сказать; что ничего
подобного с Филимоненко не случилось бы.
	Большевистская партия и товарищ
Сталин учат нас постоянно и кропотливо
растить людей, окружать заботой и вни-
манием молодых коммунистов,  воспиты-
вать из них честных, принципиальных,
идейно закаленных большевиков. Это долг
и обязанность каждой партийной  органи-
зации, каждого. политоргана.
	енерал=майор авиации М. СУЛИМОВ.
	ПЕРВЕНСТВО. СССР ПО ФУТБОЛУ
	Победа команды ЦДКА’
	4 июля на московском стадионе «Стали-
нец» футболисты ЦДКА встретилиеь с куй-
бышевской командой «Крылья Советов». В
армейской команде после долгого перерыва
вновь принял участив-в” игра ‘заслуженный
мастер спорта Г. Федотов.

Весь матч прошел под знаком явного пре-
восходства москвичей. Только в начале иг:
ры у ворот команды ЦДЕА создалось не-
сколько напряженных моментов. Левый по-
лусредний нападения «Крыльев Советов»
Д. Синяков дважды упустил возможность
открыть счет. Армейские футболисты веко-
ре взяли инициативу в свои руки и удер-
живали ее ло конца матча.

‚ На 25-й минуте первого тайма Г. Фело-
тов (центр нападения) забил первый гол. Во
втором тайме игра то и дело переносилаеь
к воротам «Крыльев Советов». На пятой
минуте, после острой борьбы, мяч попал к
Il. Щербатенко, который ” точным ударом
забил второй тол. Счет 2:0`в пользу
команды ЦДКА не изменился до конца иг-
ры. Это — двенаднатая победа армейских
футболистов, которые после 14 игр набра-
ЛИ 25 очков.
	Реванш московских
динамовцев
	Вчера футболисты московского «Дина-
мо» принимали у себя на поле тбилис-
ских одноклубников. Встреча этих команд
в первом круге розыгрыша футбольного
первенства страны, как известно, закон-
чилась победой тбилисского «Динамо», 7

.Bo вчерашней. встрече инициативу
взяли москвичи, которые повели игру в
исключительно быстром темпе и. вскоре
добились блестящего результата Мячи
один за другим полетели в ворота тби-
лисекого «Динамо». Уже на первой ми-
нуте Сергей Соловьев открыл счет. He
успели тбилиецы опомниться от первего
гола, как Малявкин забил второй roa, a
через лве минуты Савлунин посылает
третий мяч в Bopora тбилисского «Дина-.
МО».

Игра изобиловала острыми моментами н
красивыми комбинациями.  Тбилиецы
пытались отыграться. Лидеру тбилисеРего
нападения Пайчадзе удалось забить один
мяч в ворота москвичей.

Со счетом 4:1 в пользу московского
«Динамо» закончился этот интересный
матч. а .
	Многие младшие авиаспециалисты Н-ской гвардейской авначасти (Одесский военный округ) подают командованию ра-
порты с просьбой оставить их на сверхсрочную службу. На снимке: гвардейцы-сверхсрочники (слева направо) старший сер-
жант В. Петров, сержант Н. Малыхин, старший сержант А. Ткаченко, старший ‘сержант Н. Грищенко, старший сержант
	«Г», «Т» и «Д». «Неизвестному» показы-
вали картинки, и внимание его фиксирова-
лось на начальном звучании слов, обозна-
чающих изображенный предмет.
	Потребовались огромное терпение и боль-
mad воля как от учителя, так иот
ученика, чтобы не бросить всю эту ра-
боту на полпути. Бывали минуты, когда
больной отчайвалея в победе над тяжелым
недугом, швырял в сторону букварь, тет-
радь и замыкался в себя, нервно подерги-
вая- плечами. И тогда’ педагог-пеихолог
находил ключ к сердцу «Неизвестного».
Правда, в его распоряжении не было тако-
то’ средства, как живое: слово, HO TO, что
больной не смог услышать, он читал в
ласковых, матерински добрых глазах педа-
гога;, он чувствовал в легком  прикосно-
вении ев руки. В нем ‘снова появлялась
бодрость. Й они опять садились за бук-
варь, красочную таблицу...

И вот настал день второго рождения
«Неизвестного». Он стал известен. В
медицинской канцелярии на одной из учет-
ных карт торжественно зачеркнули слово
«Неизвестный» и написали: «Зваригил
Иван Васильевич». Больной назвал себя,
сообщил свой адрес. По ‘этому адресу сразу
me было ‘отправлено письмо. Дома его
считали пропавшим без вести. —Векоре в
институт. приехала жена Зваригина. Она
уже застала мужа в таком состоянии,
когда тот мог все рассказать о себе. Счаст-
ливый, он уехал с женой домой.

Среди многочисленных писем благодар-
ности, прибывающих в институт, письма
Зваригина занимают 0с0бое место.
	Недавно фронтовики, находящиеся в
этой больнице-школе, выпустили стенную
газету. Они назвали ве «За восстановле-
ние». Правильнее было бы назвать «За
возвращение». За возвращение в строй, к
труду и учебе, к прекрасной духовной
жизни, К тому светлому миру, который
они, фронтовики, спасли от темной ночи
фаптизма:
		он не мог сказать, что это за предмет.
Долгое время ему никак не удавалось уло-
вить сложную связь букв, хотя в отличие
от ребенка, начинающего учитьея читать,
Павел все сознавал. И весь процесс вос-
становления речи у него протекал созна-
тельно.

Описание истории лечения, или, вернее,
обучения, Павла Петрова . завершается в
альбоме письмом, присланным в институт.
Петров горячо благодарит врачей, педагогов
и сообщает, что уже учится в седьмом
классе. :

Естати, таких писем институт получает
много. Пишет вернувшийся в часть авиа-
тор майор Прыгунов, бывший артилле-
рист капитан Гуревич, который поступил
учиться в выснгую школу. Пишет колхоз-
ник из Кировской области Василий Грехнев
и московский инженер Мечеслав Бобрович:
Профессор Лурье. бережно хранит трога-
тельные письма фронтовиков, вернувшихся
к труду, учебе, военной службе.

Среди этих волнующих документов есть
письмо, связанное с очень интересной ис-
торией. В начале войны в школу-лечебни-
цу попал больной, которого пришлось чис-
лить не по фамилии, & по кличке «Неиз-
вестный». Дело в том, что в дороге у него
пропали все документы, А после ранения
он не мог ничего сказать или написать ©
себе.

( большой настойчивостью работали с
ним врачи, педагоги. Часами просиживали
они рядом со здоровым, широкоплечим, но
беспомощным парнем. «Неизвестный» все
слышал —— слух его был в полном поряд-
ке, но он ничего не понимал, ни одного
слова родной речи.

В ход был пущен весь арсенал средств
восстановления речи, способности писать,
читать, ошущать пространство. Зритель-
ные образы помогали «вепомнить» слово.
Звук рождал в закоулках покалеченной
памяти представление о его графическом
изображении. Звук речи отрабатывался в
процессе противоноставления его другим,
грубо от’ него отличающимся: «№ и
	В. Шевчук, старший сержант Н. Осипов, старшина И. Зайцев.
	Человек обретает дар речи...
	дой, первых успехах небольшого творче-
ского коллектива невропатологов, психо-
логов, логопедов. Область их исследований
нежала в elle хорошо  неизведанной
наукой черенной коробке. Пуля, осколок
снаряда, попавшие в голову, коснувшись
так называемой речевой зоны, вызывали
выпадение высших психических функ-
ций. Человек «забывал» сочетание звука
и движения, знака и понятия. Ведь, что-
бы при чтении графический образ вызвал
определенное представление, мало Увидеть
буквы. Надо, чтобы возникла связь между
зрительным и смысловым впечатлением.
Пуля или осколок снаряда нарушили эту
связь. Ее надо восстановить, чтобы вер-
нуть человека Е его духовной  деятель-
ности. В основе кропотливой работы вра-
чей, психолотов, логопедов, часами проси-
живающих рядом с больным, лежат глу-
бокие теоретические исследования 0 CH0-
собах восстановления нарушенных pane-
нием мозга сложных психологических
функций.

Весь процесе восстановительного обу-
чения письму, разговору, чтению по-
строен на тончайших и смелых экспери-
ментах, плодом которых явились большие
альбомы. Эти альбомы читаются с огром-
ным интересом даже теми, кто He посвя-
щен в тайны медицины.

В одном из альбомов мы узнали о траге-
дии молодого воина Павла Петрова с не-
ожиданно благоприятным финалом. В ре-
зультате ранения мозга летом 1944 г. Иет-
рова-постигло одно из наиболее тяжелых
расстройств речи. ° Петров кончил семи-
летку, но, как выражаются врачи, всё его
прежние знания полностью распались.
Когда у него, уже обретшего дар речи,
спросили, что он знает по географии, Па-
вел ответил: «Атлас — красками, разны-
ми закоурками... Это папка толстая»,

Ему показывали на рисунке чайник —
	Илет сложнейшая работа по восстанов-
лению речи. Человек вновь учится читать
		Герой Советского Союза майор Петр
Сухоручкин был ранен в голову.

Раненый, он попал в нейрохирургичее-
кий госпиталь, перенес сложную операцию,
выздоровел. Хирурги считали свою’ рабо-
ту законченной. И рентген подтвердил,
что. все в порядке, рана  зарубцевалась,
только на лбу остался маленький шрам.

Хирурги сохранили герою жизнь, но...

— Жизнь не стала для. меня радостной,
— вопоминает Петр Сухоручкин.

Пуля повредила кору головного мозга.
Сухоручкин не мог говорить, писать,
читать. Он нотерял способность ощущать
пространство, он не различал, где у него
левая рука, где правая,  тде на карте
север, & где — юг.

Можно себе представить, как это было
страшно. Слепой человек ничего не видит,
Сухоручкин все видел. Глаза ero мучи-
тельно впивались в газетные строки, но
он не мог прочесть ни одного слова. Ему
показали таблицу е большими буквами.
	`Вуква «Т» стояла рядом с изображением
	танка. Но все эти кружки и черточки,
так же как и рисунок боевой машины, 6
которой была связана жизнь воина, не
будили в нем никаких воспоминаний.
Рука его уверенно держала карандалт, но
он не мог писать.

..Шетра Сухоручкина мы застали в не
совсем обычной госпитальной палате. ‘На
дверях висела табличка,  напоминавшая
нам... о школе:

«Тише! Идут занятия».

Они сидели друг против друга — уче-
ник и учитель. Ученик был в больничной
пижаме, а учитель — в белом халате.
Й это веё, что напоминало о’ госпитале.
Перед Сухоручкиным лежали букварь и
тетрадь. Медленно, е напряжением,  pas-
думывая, вспоминая, читает Петр  одно-
сложные слова: «Па-па... Но-га...».
	Идет напряженная борьба врачей, пеи-
хологов, логопедов 38 возвращение ра-
неному фронтовику Japa речи, снособ-
ности ошущать пространство. Трудно. опи-
сать радость, которую испытывает весь
этот дружный коллектив врачей и педа-
гогов, когда больной впервые. произносит
свое имя и фамилию, когл& он начинает
	уверенно водить карандашом. по бумаге.
	С каким сияющим лицом рассказывала
своим коллегам педагог:

— Представьте, сегодня  Сухоручкин
письмо в свою часть написал. Первое
письмо! Я читала и плакала. Он там все
описал.

В Москве, на Большой Серпуховке,
расположился этот чудесный институт —
Институт неврологии Академии медицин-
ских наук СОСР, где человеку в0з-
вралщается дар речи. В тиши сада высит-
ся с6р0ё здание корпуса отделения. кор-
ковой патологии. Шесть ‘лет назад по
инициативе нынешнего директора HHCTH-
тута действительного члена Академии ме-
дицинских наук СССР Н. И. Гращенкова
была создана лаборатория клиРИческой
психологии. Вначале ученые шли по пути
диагностики сложнейших заболеваний,
связанных с повреждением коры голов-
ного мозга. А когда началась война и
институт превратился в Госпиталь, врачи
в содружестве с педагогами взялись и за
восстановление ввех тех нарушений функ-
ций человеческого организма, которые
происходят в результате черепной травмы.
Во главе коллектива, взявшегося за реше-
ние этой трудной задачи, стал професеор
Александр Романович Лурье — доктор
медицинских и педагогических наук.

Уже сейчас можно говорить о первых
результатах состязания науки’ в приро-
	—а ЗН > 5
		->^ с + ew Be 7.