11 июля 1946 г,, № 83 (485).

СУД НАД ГЛАВНЫМИ
ЯПОНСКИМИ ВОЕННЫМИ
ПРЕСТУПНИКАМИ
	ТОКИО. 9 июля, (ТАСС). Бчера на ут.
	реннем и вечернем заседаниях  Междуна-
родного военного трибунала продолжале
перекрестный допрос защитой свидетеля
	Танака, бывшего военного лидера и газ.
ного свидетеля обвинения,

Танака вышел в отетавку в селтябрь
1942 года в чине генерал-майора, До это-
то Танака находился в тесном коптакте ‹
японскими милитаристами, организовавши.
ми мукденский инцидент и созлавтими
«автономные режимы» в Северном lina
и Внутренней Монголии,

В: своих показаниях Тамака рассказы,
вает © разговорах, которые ом имел с Ми.
нами, Итагаки, Хасимото и другими.

Зашитники, задавая вопросы, пыталиси
	скомпрометировать свидетеля.
рее 7 ERR ete
	К ПРЕБЫВАНИЮ В МОСКВЕ ИРАНСКОЙ
ПРИНЦЕССЫ АШРАФ ПЕХЛЕВИ
	Находящаяся в Москве иранекая прин-
цесса Ашраф Пехлеви и сопровождающие
ее лица продолжали знакомиться с куль.
турными учреждениями столицы,

Тости осмотрели подмосковный canato-
рий «Архангельское», посетили дом ребен-
ка № 14. присутетвовали на спектаклях
	в Вольшом Театре ‘и в. Центральном Ге.
	атре Красной Армии.
Вечером 10 июля принцесса Ampud
Пехлеви. 1-р И. Марзебан, ген. И. Шафан
	и др. сопровождающие принцессу. Аштраф
	ПЦехлеви лица выехали в Ленинград.
анна Омь
	ПЕРВЕНСТВО СССР ПО ФУТБОЛУ
	Один из лидеров теряет очко
	Футболисты тбилисского «Динамо», вы-
ехавшие в Ленинград, ветретились там
вчера с местными одноклубниками,

Первый тайм выиграли ленинградцы (4
счетом 2:0.

После перерыва тбилисцам удалось срав.
нять счет и свести матч к ничьей.

В результате этой игры один из лидероз
футбольмого первенства — тбилисско
«Динамо» потеряло важное для него одпо
око.
	Победа московского
«Динамо»
	Вчера в Москве на стадионе. «Динамо
встретились столичиые футбольные коза:
ды «Динамо» и «Крылья Советов».

`В первом круге розыгрыша первенств
страны по футболу их встреча  закончиь
iach победой динамовцев со счетом 3:0,

Футболисты общества «Крылья (ве
тов» начали игру в хорошем темпе и чае
то подходили к воротам динамовцев, NO Hy
	нехватато заверитающего удара, Форварды
	ee
	«Динамо»; наоборот, играли в несзойствеи-
HOM им сниженном темпе, Сорок пять хи
нут игры так и не дали никаких резуль
татов.

Во втором тайме динамовцы решили
что бы то ми стало добиться победы. Om
почти не уходили с поля противника 1
мяч за мячом посылали в ворота. Но nee
их атаки разбивались о стойкую защиту
«Крыльев Советов», и только на 39-й м1.
нуте второго тайма динамовцам  удаетя
прорвать ее и открыть счет,

Вскоре Карцев передает мяч Соловьев,
и тот легко забивает второй гол.

За четыре минуты до конца игры (а
дунин подходит к’ воротам  комани
«Крылья Советов» и забивает третий г,

Матч закончился с тем же счетом, 1
и в первом круте, — 3:0 в пользу дива.
мовцев.

Теперь футболисты московского «Дина
мо» отстают лишь ‘на одно очко от Th
лисских одноклубников, занимающих вт.
рое место в таблице розыгрыша футбольное
	В последние месяцы войны немпы При.
меняли реактивный истребитель «Мессо.
шмитт-163», обладавший скоростью 1
950 км/час.

В Соединенных Штатах Америки, Англии
и в других странах осуществляется pel
проектов бесхвостых самолетов. ° Borne
	°твО ИЗ них находится в стадии произво
ства и испытаний.
	Но американским данным, фирма Нортри
заключила контракт на экспериментальнуи
партию в 15 тяжелых бомбардировщик
типа «Летающее крыло» под маркой
ХВ-35, УВ-35, УВ-49 и ХР-БЕ.
	Самолеты ХВ-35, УВ-35 и ХР-56 уже.
построены ‘и находятся в стадии летных.
	испытаний.
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	Манифест нитайской коммунистической партии по случаю
о девятой годовщины начала войны с Японией
	НАНКИН, 9 июля, (ТАСС). Цептральный   (включая Маньчжурию);

Комитет, китайской коммунистической пар-
тии опубликовал. манифест по случаю 9-й
годовщины начала войны © Японией, в
котором указывает, что «победа,  достиг-
нутая в народной патриотической войне,
не привела к национальной независимости,
к миру и демократии». °
_ «Национальный кризис, — говорится в
манифесте компартии, —— все еще носит
серьезный характер. Выполнение священ-
ных задач, которые не были разрешены в
‘войне против японцев, все еще требуют
‘наших постоянных усилий. В течение 7 ме-
‘еящев после капитуляции Лнонии на-
род, стоящий за независимость, мир и де-
‘мократию, ведет тяжелую и суровую борь-
бу с реакционными элементами, `ихущими
по пути предательства, гражданско вой-
ны и диктатуры..,».

Далее в манифесте говорится, что реак-
пионеры усилили свою активность ввиду
того, что правительство Создиненных. Шта-
тов нелойяльно выполняет решения Мос-
ковской конференции, ‘продолжая уснли-
вать военную помощь томиндану. .

`Еитайская компартия ‘требует: немезлен-
но опубликовать без веяких исключений,

созвать ВНОВЬ

консультативный совет;

Политический
принятые на

выполнить все решения,
прошлой еессий Политического консульта-

тивного. совета; реорганизовать, томинда-
новское однопартийное правительство в де-
мскратическое коалиционное правитель-
ство;  реортанизовать министерства на-
циональной обороны, иностранных дел,
финансов, экономики, внутренних дел,
коммуникаций и просвещения, раснуетить
все организации © специальной ° службы;
хиквидировать всё фантистекие, милитари-
слекие и коррумпированные элементы; нод
наблюдением Политического консультатив-
Horo совета в кратчайнеий срок провести
демобилизацию и максимальное сокраще-
ние численности войск; сократить  воен-
ные расходы до минимума; передать еум-
мы, предназначенные на военные расхо-
ды, в фонд оказания помощи пострадавитим
от войны и на расходы по’ просвещению;
прекратить покупку боеприпаеов; вернуть
Соединенным Штатам все полученное По
ленд-лизу вооружение; отказаться от по-
сылки в Китай американской военной кон-
сультативной миссии; ‘потребовать, ^ чтобы
Соединеяные Штаты немедленно вывели
все свои сухопутные; морские и воздуш-
	но опубликовать без веяких исключений,   все свои сухопутные, морские и воздунг
условий и ограничений приказ о прекра-   ные силы из Битая, и об’явить, что до 693-
мении военных ‘действий. прекращении дания демократического коалиционного
военных перевозок, прекращении сооруже-  правительства в Китае китайский народ
	военных перевозок, прекращении соофуже-  правительства в Китае китайский народ
ний укреплений и прекращении призыва   не признает ответственности за все амери-
в армию в национальных масштабах! канские займы Китаю.
	ПРОЦЕСС ГЛАВНЫХ НЕМЕЦКИХ ВОЕННЫХ
`’ ПРЕСТУПНИКОВ В НЮРНБЕРГЕ
	НЮРНБЕРГ, 9 июля. (ТАСС). На  ве-   ник развивает явную антисемитсвую про-
чернем заседании Трибунала продолжал  паганду, что вызывает протест главного
свою речь в защиту нодеудимого Каль-  обвинителя от ПОСР т. Руденко.
	— Господин председатель, —— заявил т.
Руденко, — я бы не хотел прерывать за-
шитника и отнимать время у Трибунала
Но то, что я услышал сейчас, переходит
вее границы допустимого. Когда  гитле-
ровские заговорщики, сидящие на скамье
‘подсудимых, пыталиеь здесь, на суде, вы-
  сказать свои фашиетские суждения, эти
‘попытки признавались неуместными и
пресекалиесь. Трибуналом. Тем более нетер-
пимо, когда защитник использует трибу-
ну суда для человеконенавистнической про-
паганды.

Я считаю своей обязанностью заявить
рентительный протест против использова-
ния защитником трибуны международного
военного Трибунала для фашистской про-
паганды. Я прошу суд обсудить это заяв-
ление и принять соответствующее решение.

Председатель Трибунала прерывает по-
пытку защитника возразить на этот про-
тест, заявляя, что защитник не должен
делать возражения по этому поводу.
	тенбруннера его адвокат Взуфман.

Защитник нереневает утверждение под-
судимого, будто последний лишь ‘фозмаль-
но был заместителем Гиммлера, а фахти-
чески занимался исключительно службой
информации.

После кратковременного. перерыва Три-
бунал приступил к заслушиванию защити-
тельной речи адвоката Тома по делу его
подзащитного Розенберга. .

НЮРНБЕРГ, 10 июля. (TACC). На ут-
реннем заседании Трибунала продолжалось
выступление ана м адво-
ната Фома Гы

Оперируя прострааными цитатами из
различных справочников и ссылками на
«международное право», адвокат Тома ста-
рается оправдать установление. рабекого
труда в оккупированных немпами странах,
угон жителей этих стран, в частности со-
ветских граждан, в Германию, разграбление
немцами предметов искусства и т. д.
` В процессе своего выступления защит-
	Вокруг „Нонферениии четыре“
	вопроеом для Франции. Заметим, кстати,
470, по сообщению сегодняшних Taser,
переговоры по поводу рурекого угля, кото-
рые в течение некоторого времени велись
в Париже в обетановке секретности между
представителями Франции; Англии и Сое-
диненных Штатов, окончились  безрезуль-
латно. На заседании Совета Миниетров
Иностранных ел Бидо заметил, что добы-
ча угля в Западной Германии в настоящее
время чрезвычайно низка, что эта добыча
дояжиа быть повышена и етраны-нотре-
бители. терманского угля должны быть 0бе5-
печены этим важнейшим видом топлива,
нехватка которото задерживает экономиче-
ское восстановление стран, пострадавших
от германской агрессии,

В своем заявлении английский министр
иностранных дел Бевин обошел молчанием.
важнейшие вопросы урегулирования rep-
мамской проблемы. Более подробно он оста-
новился лишь на той же проблеме «эконо-
мичеекого единетва» Германии, трактуя ее,
однако, етоль же односторонне и произ-
вольно, как и американский представи-
тель. По поводу проблемы утая глава
английской делегации высказалея за то,
чтобы этой проблемой занялся не Совет.
Министров Иностранных Дел, а Союзный.
Контрольный Совет в Берлине.
	После Бевина выступал В. М. Молотов,
который напомнил, что советская делега-
ция, считая необходимым обсудить амери-
канский проект лотовора о демилитариза-
ции Германии в Совеле Министров Иност-
ранных Дел; ео своей стороны наметила, в
каком направлении этот проект должен
быть ‘коренным 9бра30м ‚ переработан. С0-
ветская делегация не вилит основания для
отказа Франции в том, итобы обсудить
важнейший вопросе о терманском угле на
заседании Оовета Министров Иностравных
Дел. Велех за тем В. М. Молотов изложил
позицию Советского Союза по вопросу 0
сутьбах Германии и мирном договоре с ней;
	В конце заседания английская делега-
ция внесла свой проект по вопросам эконо-
уической политики в оккупированной. Гер-
мании. С советской стороны было замече-
но, что едва ли целесообразно обсуждать
вопрос об экономическом положении Tep-
	мании. не выслунтав предварительно мне-
	‘не. Тем не. менее _ советская. делегация вы-
разила готовность изучить антлийский про-
eT.
  Советская делегация на этом “me засе-
‘Дании внесла предложение о создании ко-
миеени по вопросам военного и экономи-
ческого разоружения Германии. Советская
делегация предложила, чтобы Союзный
Контрольный Совет по Германии безотла-
тательно создал специальную комиссию по
проверке выполнения решений союзных
правительств о разоружении вооруженных
сил Германии и ликвидации всех геёрман-
ских военных и нолувоенных организаций:
и учреждений во всех зонах оккупации
Германии. Эта комиссия должна в кратчай-
ний срок закончить свою работу и пред-
ставить свои выводы и предложения на
раесмотрение Союзного Roxrpomuaore Co-
вета.

Вторая часть советекоге предложения ка-
саетея вопроса 00 уничтожении военного

потенциала Германии. Имея в виду, что до!
	настоящего времени не было принято долж-
ных мер по уничтожению германского во-
енного потенциала и еще не имеется плана
ликвидации тех отраслей промышленности,
которые являлись базой вооружения  гер-
манской армии, советское  нравительетво
предложило, чтобы Союзный Контрольный
	Совет в Германии организовал специальную
	комиссию для разработки плана и порядка
проведения в. установленные сроки практи-
ческих мер по ликвидации всей германской
промышленности, которая может быть. ис-
пользована для военного производства и во-
оружения Германии.

Обсуждение германской проблемы будет
продолжено завтра.
	ПАРИЖ, 10 июля. (Спецкорр. ТАСС). В
ходе обсуждения германской проблемы с
заявлениями выступили главы веех деле-
таций. Еще на вчерапгнем заседании Сове-
та Министров Иностранных Дел после за-
явления В. М. Молотова выступил государ-
ственный секретарь Соединенных ПШаатов
Вирнс. Коснувитись критики американеко-
18 проекта договора 9 демилитаризации
Термании, содержащейся в советеком. заяв-
` лении, Бирне, охнако, оставил в стороне
ваиболее существенные вопросы.  Бирис
_ заявил, что он сотласен, чтобы срок дого-
вора был не 25, & 40 лет. Он взял под за-
щиту американского генерала Клея, неза-
конно  приостановивето  репарационные
- поставки для СССР из. эмериканокой зоны,
- эправдывая ‘эти действия ссымякой на необ-
< хадимость обеспечения «экономического
‚ влинства Германии». Однако при этом эко-
помическое единство Германии трактуется
весьма односторонне. Под этой формулой:
_ американекие власти, как, вирочем, и анг-
лийские власти, совершенно произвольно
понимают такую политику, при которой.
советская оккупационная зона Германии
была бы обязана снабжать продовольстви-
ем западные зоны, 6ез какой-либо компек-
сации с их стороны.
Заняв позицию оправдывающейся сторо-
вы, Бирне заявил, что основой своего про-
‚екта он сделал известный документ oT 5
июня 1945 тола_ — декларацию союзных
‚ тдавнокоманлующих в связи © оккупацией
`Термании, — обойдя, однако, тот факт, что
з Берлинских решениях трех союзных дер-
жав от 1 августа прошлого года была дана
белее полная программа мероприятий пр
демилитаризации Германии. Далев он зая-
вил, что его проект договора не претендует
на решение проблемы репараций и демо-
‘кратического обновления Германии, хотя в
18 же время известно, что никакого друго-
то проекта по этим вопросам е американ-
ской сторонъЕ не было внесено.
	Американский предетавитель пытался от-
рипать тот факт, что в представленном им
проекте договора ставилея вопросе о прекра-
щения оккупации Германии союзными вой-
сками. Однако в американском ‘проекте
прямо указывается, что для прекращения
союзнической оккупации Германии доста-
точно одного лишь принятия Германией
положений первых двух статей проекта
‘хотовера ‘о демихитаризации и разору-
жении Германия. Ири этом проект игно-
рирует те‘цели, которыв преследовали со-
юзники при установлении ‘оккупации
Термании;
=: Сегодняшнее заседание Совета Министров
открылось выступлением французского Ми-
нистра Иностранных Дел Бидо. Излатая
свою позицию по германскому вопросу, он
заявил, что, поеле того как на Берлинской
конференции было достигнуто соглашение о
восточной границе Германии, остается раз-
решить вопрос о Западной Германии, т. е. о
судьбе Рура, Рейнекой области и Саара. On
заметил при этом; что французская делега-
ция не изменила своей точки зрения в от-
вошении требовавия отделения от Германии
ее западных провинций.
	Далее французекий представитель выска-
залея в пользу сохранения оккупации Гер-
мании союзными войсками в течение дли-
тельного срока. Нерейдя к вопросу о буду-
шей судьбе Германии; Бидо заявил, что, по
его мнению, Германия должна обрести по-
литическую жизнь только в форме отдель-
вых государств. Причем центральная гер-
манская админиетрация сможет быть созда-
Ha, по его мнению, линь после ремения во-
проса ‘о’ границах Германии. Бядо заявил,
что” центральное правительство ‘сможет
быть создано, когда отдельные германские
тосударетва получат твердую ‘основу, при-
чем это должно быть, по мнению Биде; пра-
вительство не федерального, з конфедераль-
ного государетва.
< Французский представитель обратился к
Совету Миниетров Иностранных Лел ©
	просьбой рассмотреть вопрос о германском
	угле, который он назвал жизненно важным

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ
ИТОГИ РЕФЕРЕНДУМА
В ПОЛЬШЕ
	ВАРИГАВА, 10 июля. (ТАСС). Шо ичею-
щимся полуофициальным, данным, число
имеющих право голоса в Польше соетав-
ляет 13.160.451 человек. Принимало
участие в голосовании 11.856.986 чело-
век, или 90,1 проц. Признаны ‘действи-
	тельными 11:230.551 бюллетень:
	Ответили «да» на первый вопрое ‘рефе-
рендума 7.844.522 человека (58 процен-
	тов); «нет»—3.686,029 человек (32m прэ-
нента).
	Положительный ответ на второй вопрое
тали 8.896.105 человек (77.1 процента):
	отрицательный -- 2.634.446 человек
(22,9 процента). а

Ответили «да» на третий вопрое
10.534.697 человек (91 процент). «Нет»
	— 995.854 человека (8,6 процента).
	«АНДЕРС В НОВОЙ _
ФОРМЕ»
	АРШАВА, 9 июля. (ТАСС). Газета
«Тлос люду» в статье «Андерс в новой
форме» ставит вопрос, выполнит ли Анг-
лия евои обещания относительно ликвида-
ции армии Андерса.

«Вогда английское правительство, =
пишет газета, — сообщило о превраще-
нии армии Андерса в «польский пересе-
ленческий корпус», польская  обществен-
ность выразила опасение, не будет ли это
попыткой сохранения де-факто этой армии
в течение длительного периода».

Цитируя одно из ззявлений Андерса,
тазета приходит к заключению, чт под
названием польского учебного корпуса бу-
дет полностью сохранен тот самый корпуе
Андерса, который английское правительет-
во обязалось распустить. «Неужели, —
пишет газета, -— в Лондоне полагают, что
никто этого в Полыие не поймет?».

Сотласно недавнему заявлению Андерса,
указывает лалёе газета. этот «новый»
	указывает далее газета, этот «новый»
хориуе, входя в состав британских воору-
	внутреннем отношении свой польский ха-
`рактер. Это значит, что войска Андерса
‘будут незаконно пользоваться формой ’и
эмблемами, которыми могут  пользовать-
ея Только части,  подчиняющиеся полв-
кому правительству. «Английские вла-
сти, —— пишет газета, — осведомлены
а точке зрения Польши на этот”вопров,  и,
	сти, — пишет газета, — осведомлены
0 точке зрения Полышии на этот‘ вопроб, И,
судя по их многократным заявлениям, @ни
отдают себе отчет в этом; Как же можно
тогда об°яснить заявление Андерса?»

В заключение газета пишет, что «cOx-
	ранение польского корпуса означает 6х-
	ранение армии Андерса в кзчестве центра
подготовки гражданской войны в Поль:
ше». .
	СПОР МЕЖДУ ГВАТЕМАЛОЙ И АНГЛИЕЙ  .
	ИЗ-ЗА БРИТАНСКОГО ГОНДУРАСА .
	НЬЮ-ИОРК, 10 июля. (ТАСС). Rar ed-
общает корреспондент агентетва . Аесоши-
эйтед Пресе из Гвалемалы, министр ино-
странных дел Гватемалы в принциле 00*
тласился © английским прелложением пе-

‘редать вопрос о Британском Гондурасе в
	международный суд. Министр иностран-
ных дел заявил, однако, что он ожидает
заверений Англии в том, что она безогово-
рочно согласится с любым решением, «ох-
ватывающим все стороны этого. вопроса».
8 июля: президент Гватемалы Аревале
угрожал разрывом ‘отиотений с Анрлией,
если она не откажется от ` Британского
Гондураса. Гватемала; требует передачи ‘ей
Британского Гондураса на том основании,
что Англия не сумела выОлНиТЬ: условия
дотовара, по которому почти сто лет тому
назад Британский Гондурас был передан

СУД НАД МИХАЙЛОВИЧЕМ И ЕГО СООБЩНИКАМИ
	БЕЛГРАД, 10 июля. (ТАСС). Вчера на
утреннем заседании суда по делу Михай-
ловича и его сообщников продолжались
выступления защитников. После того как
закончил свою речь защитник подеудимо-
го Молевича адвокат Атанаескович, выету-
пил адвокат Радованович, защищающий
судимых заочно Младена Жуйовича и
Ж№ивко Топаловича. Свою защиту Жуй-
вича адвокат строил на том, что нодву-
димый явилея-де «жертвой событий».
«К сожалению, — сказал защитник, —
Жуйовича увлекла бурная река вотруд-
ничества с оккупантами, и он не мог вы-
браться из этого водоворота». Определяя
виновность Топаловича, защитник гово-
PHT, что он He намерен отстаивать эго
политические идей. Процесс, по. мнению за-

щитника, подтвердил, что Топалович. are.

рал одну из руководящих. ролей в opra-
низации Михайловича. Радованович з1-
кончил свою речь пространными’ рассуж-
дениями 9 «деятелях», утративших свою

волю «в ха0се событий» и взывал к
милосердию судей.

Адвокат Омчикус — защитник подсу-
димого Виловича — старалея преумень-
шить значение преступной пропагандиет-
ской деятельности своего подзалкитного,

Защитник подсудимого Радича — адво-
кат Вучетич утверждал, что его подза-
щитный не занимал значительного поло-
жения в четническом движении. Вучетич
обратил внимание суда на то, что его под-
защитный признался в том, что он руко-
водил действиями против народно-оево-
бодительного лвижения,

Выступивший затем адвокат  Радович
не отрицал вины своего подзащитного
Вранешевича, но старался изобразить его,
как человека «He . ориентирующегося в

политике».

Переходя к защите своего второго пол-
защитного Тлишича, адвокат  Радович
пыталея умалить его ответственность

ссылками на то, что Глишич был
леньким человеком».

«Ma-
	так как с уменьшением толщины. профиля
уменьшаются местные скорости нотока
около крыла и задерживается возникнове-

ние волны Маха. Олнако оочень тонкие
профили обладают преимуществами только
на очень больших скоростях, так как мах-
симальные величины
невелики, : an

Характерно, что на больших скоростях

имеет существенное значение не только

‚толщина
  BUSHEL профиля, то-есть кривизны
‘средней линии, явление сжимаемости воз-
духа на больших скоростях вызывает
нреждевременное возникновение волны Ма-
ха на верхней части профиля, тем самым
резко увеличивая: сопротивление. о Учиты-
вая влияние сжимаемости, -конетрукторы
пришли к применению в профилях острого
носка, переносу максимальной‘ толщины
профиля назад (до 50 процентов хорды) и
к уменьшению его кривизны. =

В настоящее врёмя считается: целесооб-
разным устанавливать симметричный про-
филь крыла, как нзиболее махоустойчи-
‚Кроме того, последними исследованиями
установлено, что вредное влияние сежимае-
мости воздуха на больших скоростях можно
уменьшить, придавая крылу стреловидное
очертание в плане.

Сопротивление трения 9 поверхность
самолета с увеличением скорости приобре-
тает возрастающее значение. Оно состав-
ляет у современных скоростных самолетов
около 50 процентов всего лобового сопро-
тивления, так что уменьшение его весьма
желательно.

Рассматривая, возможности увеличения,
скорости самолета, можно сделать вывод,

что для получения скоростей более 1.000
км/час у земли рекомендуется применять
махоустойчивый симметричный профиль
толщиной не более 12 процентов и етрело-
видное крыло в плане, а также уменыпать
поверхность трения за счет сокращения
чиела деталей, находящихся в потоке, Не-
трудно заметить, что указанным  требова-
ниях наиболее отвечает схема бесхвостого
самолета, так как применение симметрич-
ного профиля с мянимальным перемещени-
ву центра давления наиболее желательно
для данной схемы.

их под’емной силы

профиля. В случае большой кри-
его

Стреловидность в плане обеспечивает не
только наиболее благоприятное распреде-
ление нагрузки по размаху, но и помогает
осуществить достаточную устойчивость.

Благодаря отвутствию фюзеляжа, а так-
же горизонтального оперения, ’ площадь
поверхности трения у бесхвостого самоле-
та меньше, несмотря на возможное увели-
чение площади крыла.

Кроме того, в настоящее время — изве-
стно, что у самолетов обычной схемы при
числе Маха более 0,9 влияние сжимаемости
изменяет аэродинамические моменты ca-
мого крыла, резко влияя на продольную
устойчивость самолета, и оказывает небла-
гоприятное влияние на хвостовое  опере-
ние. Последнее обстоятельство заставит
обратиться к схеме бесхвостки, у которой
отсутствует влияние крыла и фюзеляжа на
хвостовое оперение.

_Не случайно исследовательская работа
10 бесхвостым самолетам типа «Летающее
крыло» в последние годы проводилась  ин-
женерами многих стран и сейчас ведется
в широких масштабах,

Так, например, немецким конструктором
Липиихлем разрабатывался проект сверх-
скоростного реактивного бесхвостого истре-
бителя с крайне малым удлинением кры-
ла. На самолете предполагалось установить
прямоточный реактивный двигатель Лорен.
Расчетная максимальная скорость самолета
— 2.410 км/час. К концу войны была ис-
пытана его модель и начата конструктив-
ная разработка самолета (рис. № 2).

Рис. 2.

_ Фирмами Юнкерс, Хортен и Мессершмитт
нараллельно велась разработка тяжелых
реактивных бесхвостых бомбардировщиков,

которые должны были поступить на воору-
жение votnaw TOAD nnween
		РЕДАНЦИИ; сенретариат — Д-1-31-28, коммутатор Д-3-25-00 10 03, доб. 1-62 (о
ООН
	Типография цевтральноге органа Министерства Вооруженных биз Союз ССР «Ерасная звезда», Москва,
	тей,
	Самолеты типа «Летающее крыло»
	ем скорости. Обычная схема в этом направ:
ления достигла большой стенени  совер-
нгечетва. м
	) лучшения могут итти исключительно
 за счет винтомоторной грунпы, применения
	новых типов двигателей, использования
новых авиаматериалов, то-есть решения
неаэродинамических проблем. т аэро-
	О р Е С OIE EINE OE EES sie ~ ase

= a BHIHE ИП И.
динамической схемы современного самолета POHIE,

a ce
	дополнительно ничего серьезного ожидать
не приходится. Поэтому повсюду взоры
конструкторов все чаще обращаются к но-
вым формам. Возможно, что именно самоле-
ты тина «Летающее крыло» смогут Дать
успешное решение пооблемы постройки
	вверхтяжелых и сверхекоростных  самоле-
		Весхвостый самолет типа «Летающее
	крыло» приобретает существенные преиму-
щества нри полетном весе. свыше 100
тонн, так как размеры крыла позволяют
	  тогда пеликом убрать в него моторы и все
	грузы. Бесхвостка типа «Летающее кры-
ло» наиболее экономична и проста, в эк-
сплоатации. При полетном весе в 180
тонн скорость полета па 20 процентов
	больше, чем У самолета обычной схемы г.
полетным весом в 27 тони — при той же
	нагрузке на лошадиную силу. /

Крупногабаритные десантные планеры
для перевозки таких грузов, как танки,
бронетранепортеры, автомашины, орудия,
также значительно выгоднее при бесхво-
стой схеме — в смысле аэродинамики, про-
стоты конструкции, веса и грузопод’емно-
‚сти. 7 .

Паковы же преимущества  бесхвостого
самолета перед обычной схемой при
полетах на больникх скоростях, порядка
1.000 — 1.200 км/час?

При полетах на-скороетях, близких Е
звуковым, приходится сталкиваться с 00-
вершенно новыми проблемами, связанными
в явлениех ежимаемости воздуха, которое
создает скачки уплотнения, или, иначе
говоря, волну Маха, увеличивая лобовое
сопротивление в несколько раз. Для умень-
шения его необходимо иметь спедиальный
махоустойчивый тонкий профиль крыла,
	ред или назад, е дополнительным закручи-
ванием.

В настоящее время вопрое ‘устойчивости
бесхвостого самолета решен, ив. большин-

В течение нескольких десятилетий
авиационные конструкторы многих стран
работают над нроблемой беехвоетого вамо-
лета типа «Летающее крыло». В подобной
лишенной вредного сопротивления схеме
инженеры усматривают идеальный самолет
будущего.

` Одна из первых схем принадлежит оено-
воположнику  самолетной аэродинамики
французу Альфонсу Нено, давшему 70 лет
назад прообраз такой машины.

С тех пор в разных странах было  по-
етроено свыше 50 типов бесхвостых само-
той и планеров.

-B Советском. Союзе большую. ‚работу. в
области исследований бесхвостых летатель-
ных аппаратов. проделал талантливый кон-
структор-орденоносец. Борис. Иванович Че-
рановский. Им проведены крупные экепе-
риментальные исследования летающих
крыльев, имеющих в плане. форму парабо-
лы и треугольника, а также аппаратов е
машущими крыльями, Построенный в 1926
тоду самолет БИЧ-3 был фактически. пер-
вым в мире нормально летавшим бесхво-
стым самолетом типа «Летающее крыло».
За 25-летний период своей деятельности в
этой. области Черановский создал около
двадцати конетрукций. Некоторые. из. них,
например, -БИЧ-7 (рие. № 0), БИЧ-7А,
БИЧ-13, БИЧ-20, обнаружили весьма по-
ложительные летные свойства. Удачные
зонструкции бесхвосток были также ‘по-
строены советскими инженерами  Беляе-
вым и Чижевским.

Олнако машины похобного типа до пос-
леднего времени не могли выйти на боль-
шую `«воздушную дорогу». Этому  препят-
ствовали многие причины. Вели, например,
еамолет липтить хвоста-и хвостовой части
фюзеляжа, обязательно уменьшатея л0бо-
30е сопротивление и вес конетрукции, но
одновременно ухултатся убтойчивоеть и
управляемость. Устойчивость «Летающего
крыла» восстанавливаетея за очет самого
крыла. В данном случае необходимо . либо
ставить самоустойчивый З-образный  про-
филь; либо изменять конфигурацию крыла
в плане, прилавая ему стреловидноеть впе-
			Фирма Нортрон предполагает после про:
ведения испытаний начать проектирование
транспортных самолетов тина «Летающе
	&рыло» с полетным весом 45.000 —-
90.000 кг.

На состоявшемся в июне 1945 rox
собрании, организованном CAMOTETOCTDOR:
	ельным . концерном Хоукер-Сидли, ди
представителей министерств Англии был
продемонстрированы модели  беехвостых
самолетов, проекты которых разрабатым
ются в настоящее время. Фирма Арметронь
Уитворт строит бесхвостый самолот ти
	о крыло» с реактивным двигате
де:
	По сообщениям лондонского parm, 3
Англии сконструирован и проходит летные
испытания бесхвостый самолет «Ласточка»
с реактивным двигателем. Скорость arord
самолета превышает скорость звука.

Незавиеимо от того, реальны ли ука
занные данные, характерно; что бесхвоетые
самолеты привлекают все больше внимания,

Успехи научно-исследовательской paso-
ты над созданием самолетов новых KOE
структивных форм дают вов основания п0*
тагать, что уже в ближайшие годы ME by
цем свидетелями широкого применения
этого типа машин.
	Гвардии лейтенант A. ПЬЕЦУХ,
а в
	Ответственный редактор
Н. И. МАКЕЕВ.
	сенретарь), 1-86 (издательство).
——ы—ы=—ы———
	стве случаев бесхвостые самолеты в этом
отношении мало отличаются от самолетов
обычной схемы,

Значительно сложнее обетоит дело с
продольной управляемостью. Олин из глазв-
ных недостатков бесхвостого самолета —
зависимость коэфициента потемной силы
всего крыла от отклонения руля’ высоты.
При расположении руля высоты у задней
кромки крыла бесхвостого самолета взаи-
мовлияние рулей и крыла порождает «про-
валивание», или так называемую искусет-
венную болтанку.

Устранить болтанк’ и лобитьея ие-
обходимой управляемости можно  ‘рацио-
нальным распределением нагрузки для
того, чтобы получить минимальный момент
инерции, а также расположениеу рулей по
размаху крыла с таким расчетом, чтобы
основная часть несущей поверхности ‘на-
холилаеь вне зоны влияния рулёй высоты.

Развитие  самолетостроения за поелел-
ние голы характеризуется значительных
увеличением грузопох’емноети и повышени-
	АПРЕС РЕДАКЦИИ: Моснза, 167, Ленинсрадсное шоссе,  Петровоно- Разумовская аллея, a. 26, ТЕЛЕФОНЫ