13 июля 1946 г., № 84 (486).
		‚ Экеплоатация авмациониой технико .)
		Заметки
формами технической учебы
	Основными формами зав

экеплоатационников являются плановые

классные занятия, ежедневные разборы,
	УЕ РЕВЕ Ве ОУ > _—_

периодические конференции, которые про-
водятся, главным образом, во время се-
зонной подготовки материальной части.
Кроме этого, летчикам, техниками меха-
никам, самостоятельно работающим a
самолетах, следует давать индивидуаль-
ные задания по определенной програм-
ме изучения техники эксплоатации.
Старший инженер Части 10 материа-
лам комплексного осмотра разрабаты-
`` тогралнт наиболее актуальных тех-
	м 93 ТИ 2 <

нико-эксплоатационных вопросов и направ-

. Получив
в летные подразделения П
IseT HK B tC rie ee enantie.  WHReHED
	личное индивидуальное заданве, Peeve’
или старший техник эскадрильи по этому
перечню вопросов и по собственным Ma-
териалам комплексного осмотра совместно
командиром эскадрильи распределяет во-
просы по звеньям. В свою очередь старший
техник звена вместе с ‘командиром звена
раздает вопросы летчикам, техникам и ме-
ханикам, самостоятельно обслуживающим
самолеты.

Каждый из них по индивидуальному 38
данию разрабатывает к установленному
сроку ответ на вопрос в письменном виде.
Этот документ служит конспектом во время
устного ответа на очередном специальном
техническом разборе в эскалрилье. Разбо-
ры проводятся отдельно с летным составом
(под’ руководством командира и инженера
эскадрильи) и с техническим составом —
под ‘руководетвом инженера или старитего
техника эскадрильи.

Разбор индивидуальных тем устраивается
в эскадрильях примерно раз в неделю. Пос-
ле каждого доклада нужно организовать об-
мен мнениями: Разбор желательно проводить
непосредственно на самолете (если позво-
ляют условия), в ходе доклада демонстрируя
агрегаты или системы в действии.

Для младших авиаспениалистов полезно
организовать ежедневные технические бе-
седы У самолета до начала работы.

Большую пользу приносит также инди-
видуальная проверка знаний в процессе
комплексного осмотра материальной части,

Технические конференции с летным и
техническим составом — одна из форм тех-
нической. учебы. В настоящее время конфе-
ренции устраиваются при переводе матери-
альной части с летней эксплоатации. на
зимнюю и © зимней на летнюю. Эти конфе-
ренции не дают желаемого эффекта по той
‘причине, что основными докладчиками вы-
‘ступают лица руководящего состава, вслед-
ствие чего конференции превращаются в
служебные совещания.

Конференции следует созывать не посе-
зонно, а систематически, раз в месяц, при-
влекая в качестве докладчиков рядовых
специалистов.

Особенно следует остановиться на работе
инженера части. В круг его, обязанностей
входит: -

подготовка технических кадров;

улучшение условий работы технического
	состава, внедрение новых приемов и с1посо-
бов работы;
совершенствование системы подготовки
самолетов к полетам: .
введение контроля над содержанием,
ПолРОТОВКОЙй и эксплоатанией самолетов:
	личный контроль над работой техническо-  бу
			Начало см. «Сталинский

Отличники yt ебы о своем опыте

Хак я освоил высотный полет
		Недавно на «Петляков-2» я со своим
экипажем совершил учебно-тренировочный
полет на большой высоте. Известно, что
высотные полеты отличаются многими 0со-
бенностями, о которых я и хочу коротко.
рассказать, поделитьея своим опытом и
	соображениями. Loe,
Некоторым летчикам не всегда удается
установить правильный режим работы .мо-
торов при наборе высоты —= моторы пе-
регреваютея или переохлаждаются, а вме-
сте с тем перерасходуется горючее. Поэто-
му я перед полетом тщательно продумал
этот вопрос, посоветовался е инженером
полка, определил свое`поведение в воздухе.
При наборе-высоты до 2.500 метров я
выдерживал обороты порядка 2.100—2.150
и шел со скоростью 290 километров в Час.
На 2.500 метрах переключил моторы” на
вторую скорость и на этом режиме: летез
10 полного набора высоты: Когда’ самолет
	достиг заланного ‘потолка, я поставил 000-1
	роты ‘Моторов на 1.870, допуская. `незна-
чительные. изменения только тогда, Когда
выполнял. элементы техники ‘пилотирова-
ния. При температуре атмосферы минус 19
градусов поддерживалась температура во-
ды в 75 градусов, а масла — 80 градусов.
Чтобы: предотвратить переохлаждение мото-
ров на большой высоте, я регулировал тем-
пературу моторов посредством шторок, со-
ответственно их открывая или закрывая.
Такой режим полета позволил сэкономить
свыше 100 килограммов горючего. Моторы
работали нормально.

Высотный полет требует от экипажа
большой выносливости и, я бы сказал,
привычки. Во время боев мне приходилось
летать на высоте 8.600 метров. Первый
раз чувствовал себя весьма неважно —
слабость всего организма и даже физичес-
кие боли в; некоторых частях тела. Конечно,
при следующих полетах этих ощущений
почти не было.

В процессе боевой учебы, готовясь к
высотным полетам, мы отлично овладели
кислородной аппаратурой, научились уме-
ло ею пользоваться. Мы пришли к выводу,
что командир и остальные члены экипажа
в полете должны наблюдать друг за дру-
гом; взаимно  осведомляться о самочув-
CTBUIL: р a :

На 4500 метрах я приказал экипажу
надеть кислородные маски. Затем через
каждые 500 метров набора высоты. по рз-
дно спрашивал: «Как чувствуете -себя?» У
самого потолка производил опрос через
каждые пять минут. Самочувствие у всех
было отличное, и полет проходил нормаль-
HO.

По условиях задачи я должен был про-
изводить левый и правый виражи на 30
градусов, хождение на одном моторе, раз-
вороты в сторону работающего и нерабо-
тающего мотора.

На большой высоте машину пилотиро-
вать гораздо труднее, чем в нормальных
условиях: она менее послуптна и имеет
	тенленцию в срыву. Движение рулями уп-
	равления я производил несколько. реши-
тельнее и резче, чем обычно, но обязатель-
но смягчал их контрдвижением, чтобы не
было срыва самолета.

Мне помнится такой случай во время
войны. Летчик из соседнего полка шел на
развелку на большой выеоте. Он. заметил
	Теоретическая конфе
	В Серпуховекой школе авиационных ме-
хаников состоялась теоретическая конфе-
ренция по методике воспитания и обуче-
ния ^ курсантов. Начальники циклов, пре-
полаватели ий инструктора дали положи-
тельную оценку проведенным в школе ме-
роприятиям, содействующим повышению
качества боевой и политической  подго-
товки, ©

С большим интересом участники конфе-
ренции обсудили вопрое 06 изучении и
практическом применении опыта Великой
Отечественной войны в школьной работе.

Конференция отметила, что серьезным
	групну истребителей противника. и. резким
движением. хотел развернуть ‘машину —
самолет перевалилея вА_ Крыло и начал
беспорядочно падать. Только благодаря сво-
ей твердой воле’ летчик ‘сумел пиве
самолет в горизонтальное положение: -

С большими трудностями сопряжен по-.
лет при одном неработающем моторе:-и, в
частности, во время разворота в сторону
этого мотора. На большой высоте мне при-
ходилось смотреть за землей, так как ори-
ентировка при условии хорошей видимости
значительно облегчается, но одновременно
я тщательно ‘следил за работой моторов,
техникой пилотирования и состоянием эки-,
пажа.

Побле ‘того как были’ выполнены все
заданные   элементы. по. технике пилотиро-
вания, мы взяли Куре Ha полигон; чтобы
	произвести‘ _ фотобомбометание. Ha.
зашел. CO. STOPOHEI....cozatia, Dio .
	же маневром я возяал” нескольке затрудни-
тельные условия для противовоздущной
обороны «противника». . ’Противозенитный
маневр произвел также по высоте и на-
правлению. ,

Известно, чте наиболее интенсивный
огонь зенитные батареи ведут в то время,
когда самолет ложится на боевой КУ
и это понятно: ведь здесь выдерживают-
ся направление, высота; скорость, то-есть
как раз то, что необходимо для точных
расчетов на’ стрельбу.
	Я решил полет на боевом курсе произво-
дить со снижением. Меред началом боевого
курса У меня имелея запас ‘высоты 500
	курса у меня имелся запас ‘высоты 5090
метров. Идя со снижением, я`у цели достиг
заданной. для бомбометания высоты,
скорости. после чего выравнил машину.
	Штурман старший лейтенант Ермоленко
	уточнил расчеты и «6бросил» бомбы. 3а-
тем я снизился метров на 200 и левым
	разворотом вышел из  «обстреливаемой»
Зоны. ;
	Следует отметить, что для выдержива-
	ния режима полета на боевом курсе мне
пришлось основное внимание уделить
	пришлось основное внимание. уделить
именно технике пилотирования.

Учебная ‘задача была выполнена, и мы
стали снижаться. Опыт” высотных: полетов
учит тому; что ‘не следует торопиться” со
снижением самолета. Это отрицательно ска:
	зываетея как на экипаже, так и на маши-
	не. Я снижался примерно со скоростью O
метров в секунду. Экипаж при этих усло-
виях чувствовал себя хорошо. Затем я не-
много убрал газ и уменьшил обороты мото-
pa ло 1.700. прикрыл высотный кран и
	шторки. На 4.500 метрах мы сняли кис-
	лородные маски, и дальше полет уже‘ про-
должалея в нормальных’ условиях.

У летчика, побывавшего на большой вы-
соте, несколько притупляется чуветво зем-
ли, & это при посадке приводит к высокому
выравниванию машины. Чтобы совершить
нормальную посадку, я сделал над аэрод-
ромом два круга на высоте 150—200
	метров, присмотрелся в земле и нормально.
	посадил самолет. . _ 4 аэродром.
	Пооявленные снимки показали. что фо-
	тобомбометание нами произведено точно.
	При разборах полетов командир дал высо-
кую оценку действиям нашего экипажа.
Старший лейтенант П. ПАНАСОВ.

‚ Ленинградский военный округ.
	ренция в авиашколе
	недостатком в обучении курсантов  яв-
ляется ‘отсутствие учебников по матери-
альной части.

Инженер-майор Фингер указал, что но-
вейшие образцы материальной части по-
ступают в школу с большим опозданием.

— Нельзя забывать, — сказал он,— что
мы готовим специалистов, которые долж-
ны в совершенстве знать все достижения
современной авиатехники. Стало быть,
нужно, чтобы новая материальная часть
поступала в школу еразу же после пуска
ее в серийное производство,
	Капитан В. КОПТЕВ.
	контроль над применением горюче-сма»
	зочных и других материалов, }
руководство ремонтом материальной The

сти;
совершенствование системы  планировз»
ния работы технического состава и доку»
ментации по учету и отчетности при. раб.
‘те на материальной части ит. д.
’ Четкое планирование работы инженер
совершенно обязательно, Инженер имеет ме,
сячный план, который охватывает ряд тру.
доемких работ, и ежедневный план. В пла.
нах указаны реальные сроки. Инженер ч-
сти добивается от своих заместителей п
ближайших помощников плановости и точ.
ности в работе, требовательности к подчи,
ненным и аккуратности, развивает в них
инициативу и самостоятельность,

Инженер части должен регулярно прове»
рять, как эксплоатируется материальная
часть, имея продуманный план каждом
своего посещения,

Техническое обеспечение не входит в круг
основных ‘обязанностей инженера. Однако
ему обязательно нужно этим заниматься,
чтобы вскрыть все недостатки в технйчез
ском снабжении, Необходимо периодически
собирать работников снабжения, совместно
е ними намечать пути устранения недоче:
тов. Весьма полезно по каждому виду снаб.
жения или обеспечения (обеспечение запас:
ными частями и расходными материалами,
горюче-смазочными материалами ит, д.)
разрабатывать ктаткие письменные иног-
рукции и указания,

Очень важно проводить обмен опытох
между  инженерами-эксплоатационникамя,
	Мой двадцатилетний опыт экеплоатаци»
онника и проведенный мною анализ неко-
торых вопросов эксплоатации заставляет
сделать вывод 0 том, ‘FTO методы обелу-
живания боевых самолетов еще. не вполне
отвечают требованиям времени. Система of-.
служивания и экеплоатации самолетов 33.
	] метно отстает от развития авиационной тех.
	ники. В результате современные сх.
ные по конструкции и оснащению с3\0де.
ты нередко обслуживаются, отсталыми 1
кустарными средствами. На

В свете наиболее эффективного использо»
вания самолетов встает на. очередь дня. во»
прое:о создании особого научного эксплоата=
ционного ‘центра. Он должен заняться obof-
щением опыта обелуживания и экспаоата-
ции самолетов, накопленного во время Be
ликой Отечественной войны и в мирное вр».
мя, разработкой наилучших методов. содер .
жания, обслуживания и эксплоатации ма,
териальной части.
	Изучая отечественные и иностранные 06.
разцы аэродромного оборудования, научный
центр должен организовать изготовление
лучших современных агрегатов и инстру-
ментов, внедряя их в практику работы чз,
стей.

Олна из актуальнейших залач этого цент»
	ра — разработка методики обучения летно-
технического. состава. изыскание метолов
	наиболее эффективного обслуживания, MA-
териальной части.
	Научно-экоплозтационный центр необхо-
Дим, так как только при этом условии мы
сможем развивать и совершенствовать служ.
бу эксплозтации самолетов, не отставая
от роста авиапионной техники.
	Г вардии инженер-полковник
А. ПЛАТОНОВ.
	Командир Н-ской‘авиачасти Герой Советского Союза гвардии майор А. Пашке-
вич (слева) руководит учебно-тренировочными полетами.
Снимок старшего лейтенанта А. Дмитриева.
	„Наглядные. пособия по’ изучению
‚опыта войны —
	врагу опомниться, снова переходила в ата-
ки. В этом бою отважные истребители сби-
ли пять «Юнкерсов», принудив остальных
	сбросить бомбы на головы своих же войск
	Выполнив задачу, пятерка без потерь вер-
	нулась на свой аэродром.

В ‘целях ‘тлубокого изучения опыта! врагу опомнитье
	войны ‘в Н-ской истребительной авиача-
	сти изготовлены схемы наиболее характер-
ных воздушных боев, проведенных летчи-
ками части в годы Великой Отечественной
войны. Личный состав получил прекрас-
ные наглядные пособия по тактике воздуш-.
ного боя.

В правом верхнем углу одного из плака-
тов — фотография Героев Советского Сою-
з» Дмитрия Калараш и Сергея ШЩирова.
Схема воспроизводит воздушный бой двух
«Яковлевых» против десяти  «Мессер-
шмитт-109». Эта схватка происходила Hal
Северном Кавказе. Советские летчики дра-
лись дерзко и умело. Двадцатипятиминут-
ная борьба завершилась победой наших!
летчиков -—— они сбили два немецких ист-
	ребителя и без потерь
	возвратилиеь на свой
	На красочном плакате нарисованы дета-
ли этого боя. Здесь все воспроизведено так,
как было в действительности. Дано крат-
кое описание боя, названы его участ-
ники — офицеры Попов. Качалов, Члачил-
	зе, Корнев и Илюев.
	Другая схема раскрывает Тактические
	‘приемы боя десяти «Яковлевых» против
семидесяти двух немецких бомбарлировши-
	Ков, шедших под прикрытием двенадцати
	-«Мессеригмитт-109»,
’ Командир группы майор Черкашин и ег
	товарищи не дрогнули перед численно пре-
восходящим противником. Они знали, что
успех воздушного боя решает не число, а
уменье, решают внезапность и смелость.
В этом неравном бою советские летчики
сбили шесть «Юнкере-87» и «МЕ-109»,
не потеряв со своей стороны ни одного са-
молета. На плакате названы имена героев:
	Черкашин, Морозоз, Корнев. Ишоев, Анти-
	пов, Погорелов и другие.

‘Особое ‘внимание привлекает плакат
«Пять против шестидесяти трех». Возле
	Него подолгу задерживаются не только м9-
	лодые летчики, но и опытные воздушные
	  вины, совершившие за время воины сотни
	боевых вылетов. Умело выполненная схема
и краткое описание этого боя раскрывают
тактическое мастерство пятерки истребите-
лей, которая под командованием майора
Попова выиграла сражение © 63 немеп-
кими самолетами.

Сущность этого эпизода такова. Пятерка
«Яковлевых» барражировала над перенра-
вой, когда с земли радировали, что на ох»
раняемый об’ект в сопровождении шести
истребителей держат курс 57 «Юнкер-
	сов». «ЯЁ’и» набрали высоту в 5.000 мет-
	ров и усилили. наблюдение. Пользуясь пре-
имуществом выготы, майор Попов внезаль:
но атаковал. строй «Юнкерсов». В первой
же: атаке. командир лично сбил ведущего
немца. Второй. вражеский: бомбардировщик
поджег младший лейтенант Качалов. Строй
немцев рассыпался, а пятерка. не давая
	*) Окончание. Нача
сокол» № 89 от 9 июля.
	Схемы изображают также многие другие
интересные воздушные бои, проведенные
старшим лейтенантом Морозовым, младшим
лейтенантом Зайцевым и другими летчи-
	ами части.

Плакаты и схемы выполнены летчиком
старшим лейтенантом А. Александровским.
Они оказывают немалую помощь молодым
летчикам в изучении боевого опыта,
приобретенного за годы войны.

Гвардии лейтенант
Д. НАМЕННОВИЧ,
	Закавказский военный округ.
	ков всех типов и видов во время войны
заключалась в выполнении. профиля поле-
та до района цели (зоны противозенитного
маневра) по восходящей кривой с прямо-
	„с Яинейными. ступеньками-для промеров. За-

‘тем, используя маневр по ‘высоте и ско-
рости путем снижения, бомбардировщики
выполняли последнюю ступень  прямоли-
нейного горизонтального полета на боевом
курсе (или перед вводом в пикирование) и
дальше шли по нисходящей кривой.

На последнем этапе войны, в связи с
развитием радиолокационных средств обна-
ружения самолетов, профиль маневра стал
изменяться. Эти изменения должны быть
особенно учтены в тактике действий ближ-
них бомбардировщиков, & также штурмо-
виков и истребителей. Учитывая, что ра-
диолокаторы дальнего обнаружения на со-
временном этапе могут установить все дан-
ные о полете бомбардировщиков на рас-
стоянии, в зависимости от высоты их еле-
дования необходимо резко изменить про-
филь полета.

Еели аэродром”или район: сбора бомбар-
дировщиков удален от линии фронта более
чем на 100 километров, то группы могут
выполнять 6б9р над ним на высотах око-
ло 1.000 метров, не рискуя быть обнару-
женными еще в полете над своей террито-
рией.

По мере приближения в линий фронта
необходимо для достижения внезапности
снизиться до 50—100 метров. Если пере-
лет линии фронта на малой выюоте невоз-
можен, то, не доходя ло нее 30—40 ки-
лометров, бомбардировщики должны про-
извести резкий набор высоты, выйти на
цель и внезанно атаковать ее. При этом
виде маневра и профиля полета — внезап-
ность удара может быть лостигнута па
всех об’ектам’ на поле боя и ближнего THe
ла противника, уталенным до 40—50 ки-
лометров от линии боевого соприкоенове-
ния. Это доказывается расчетом возможной
хальности обнаружения современными pa-
диолэкаторами, равной отоло 25 километров

для высоты полета в-50 метров, Имеется
также ‘в-вИТу, что воемя пот’ема говремен-
ных бомбардировщиков на 1.000—1.500
метров равно одной минуте, а вылет
истребителей противника навстречу бом-
бардировщикам производитея спустя 4—5
	18 РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЗА ПОЛГОДА
	летов; Преподаватель инженер-капитак
Пелишенко работает над макетом прибора
для бомбометания с пикирования. Над 60-
зданием наглядных пособий работают тах-
же преподаватели Ледащев, Задоров, Сапов,
За первое полугодие 1946 года пренола:
ватели самолетного цикла внесли и резли.
зовали 78 рационализатореких предложе
НИЙ. . у
	цели и ориентиры отыскивались сравни.
тельно легко, и в То жб время прицельный
огонь ЗА противника был затруднен, (
развитием использования  радиолоканион.
ных средств в системе ПВО, и в частности
в приборах управления огнем ЗА, on
приемы маневра уже теряют свое значение,

При выборе маршрута бомбардировщи:
ков не следует намечать его вдоль линей-
ных ориентиров, стараться обходить райо-
ны, прикрытые средствами ПВО противин-
ка, избегая повторения одних и т
же маршрутов и высот полета.
	При действиях по об ектам, находящим:
ся на большом расстоянии от линии por
та, маршрут полета должен быть ломаным,
Чтобы ввести противника в заблуждение
предноследний отрезок маршрута целесоов:
разно направлять на другой важный об’окт
и, не доходя до него, резко повернуть 14
заранее выбранный об’ект, подходя К пос
теднему иногда с тыла. В сочетании с раз
личными противолокаторными  средетвами
Этот вид маневра может быть одним 13 Ot
новных. Из опыта боевых действий #03-
ной ночной бомбардировочной авиация из*
вестно, что большая концентрация 6а%046-
тов по месту и времени, когда в течение
15—30 минут несколько сот бомбардиров»
щиков наносили удар по одной пели, поз-
воляла также наиболее успешно против
действовать радиолокационных средствах
немцев. — Бомбардировщики действовали
группами на разных высотах, подходя в
9б’екту корипором птириной ne 60108
15 километров.

Совершенствование приемов маневра в
соответетвии с новейшими средствами ПВО
—— одна из важнейших задач.
	Б учебном групповох полете днем пля
при эшелонированных действиях одиноч
ных бомбардировщиков ночью следует учи!
тывать значение маневра,  выполняемом
при этом с самого начала последовательно
10 программе. При проведении же летво:
тактических учений отработке маневриос-
	зания должно уделяться исключительн
большое внимание.
		Преподаватели самолетного цикла Лу-
гинской школы  авиамехаников проводят
большую рационализаторскую работу. Ин-
женер-капитан Ловцов сконструировал при.
боры для демонстрации гидравлической
аномалии и действующие макеты бензино-
мера. Эти приборы оказывают большую по-
мощь в обучении курсантов. Старший тех-
ник-лейтенант Свенцицкий создал трени-
	минут после обнаружения их радиолокато-
ром.
	Таким образом, профиль маневра, начи-
ная от пункта сборё бомбардировщиков,
должен ‹ итти по нисходящей кривой, a
перед линией фронта или районом цели
снова переходить на резкий под’ем. Затем
наступает снижение в интересах противо-
зенитного маневра, ступенька горизонталь-
ного полета или планирования  (пологого
пикирования) при бомбометании. Уход про.
изводитея обычно во снижением. Не иск-
лючен и такой вариант маневра для даль-
них дневных и ночных бомбардировщиков,
которые после перехода линии фронта и
районов, насыщенных ПВО противника,
на безопасной высоте затем для выхода из
зоны действия радиолокаторов обнаруже-
ния могут снова снижаться и лететь над
пустынными районами на малой высоте.
Этот вид маневра появился на войне еще
в начале развития радиолокационных
средств.

Для правильного выбора вида маневра
или комбинирования их (использование ме-
теоусловий, выбор маршрута) необходимо
знать условия обстановки, в которой ведет
боевые действия бомбардировочная авиа-
ИЯ.
	Б изучении обстановки большую ‘роль
играет воздушная разведка.

Выясняются состояние ПВО противника,
погода на маршруте и в районе цели, на-
мечаются способы и средства борьбы с ра-
диолокаторными установками.
	В соответствии с метеорологическими
условнями `выбираетея наиболев выгодный
вид маневра. Таким образом, удается зна-
чительно снизить эффективность ПВО про-
тивника. Так, в облачную Погоду ‘при вы-
полнении полета в составе г

рупп или оди-
ночными самолетами подход к цели будет

выгодно иногда осуществлять за обла-
ками или в облаках. Боевой опыт пока-
зал, что при выходе бомбардировщиков на
цель со стороны солнца зенитная артилле-
рия, не вооруженная раднолокаторами, от-
крывала огонь уже после прохождения са-
молетов над целью. В сумерки Успеттно
наносились удары группами в 6—10 ма.
шин с высот 2.500—3.000 метров. все
	ОТКЛИКИ НА СТАТЬЮ Г ЕНЕРАЛ-МАЙОРА АВИАЦИИ В. СОКОЛОВА
ини ии
	_Совершенствовать приемы маневра.
	В статье генерал-майора авиации В. (0-
колова «Маневр и бомбометание», опубли-
кованной в «Сталинском соколе» № 62,
подвергались критике существовавшие пё-
ред Отечественной войной и в начальный
ее период взгляды на’ бомбометание е про-
тирозенитным ‘маневром и высказывался
ряд мыслей относительно маневра одиноч-
ных ночных бомбардировщиков. С некото-
рыми из утверждений автора упомянутой
статьи трудно согласиться.

/Так; например, генерал Соколов ечитает,
Чт0’ маневр, совершаемый для преодоления
средств противовоздушной обороны про-
тивника на пути к пели, ‘относится к
элементам техники пилотирования. Полб-
жение это неверно. Маневр — одна из ос-
новных составных частей тактики бом-
бардировочной авиации. Важнейшая разно-
видность его — противозенитный маневр
— является обязательным элементом так-
тики и техники бомбометания. Поэтому
командир части и его штаб должны учесть
тактическую обстановку на маршруте и в
районе цели, чтобы в соответствии с ней
выбрать наиболее действенные приемы ма-
невра,

Умелое пилотирование самолетом долж-
но сочетаться с правильной оценкой обста-
новки: Этоособенно необходимо при дей-
ствиях одиночных экипажей ночью или
днем в сложных метеорологических уело-
виях; Выбор приемов маневра произволитея
с учетом уровня подготовки летчиков. Чем
выше мастерство летного бостава в технике
пилотирования, тем, естественно, разнооб-
разнее могут быть приемы вылолнения ма-
невра, которые изберет командир . не-
ред вылетом и в полете. Возможны, на-
пример, при полете днем, резкие развороты
грунпой (даже девяткой) по направлению,
значительное снижение или набор высоты
с уходом в облака и т. д. Однако при. кон-
центрированных ночных налетах боумбарди-
 ровшиков. действующих в группах war
	PU GUIENUD, депотьующиА в рупнах или
одиночно C интервалом менее одной
минуты, приемы маневра в основном наме-
	чаются перед вылетом. В иных случаях и  подходе к цели соблюдаются такие условия:
	бомбардировщики должны выйти на
учаеток прямолинейного боевого пути -про-
должительностью от 2.0. секунд до 2 минут
—щ в зависимости от. конструкции прицела;

несмотря на те изменения в. направле-
нии и высоте, которые происходили в про-
цессе маневрирования, бомбардировщики
должны были выйти на заданный боевой
курс и высоту;

на боевом пути бомбардировщики обязз-
ны быть в компактном боевом порядке,
Последнее необходимо также для  достиже-
ния кучности бомбометания при действиях
труппой. При бомбометании одиночных е8-
молетов ночью самый главный фактор —
это соблюдение точного времени удара.
	Kak TOUBRO самолеты подошли к ориен-
тиру начала боевого пути (НБП), они пере-
стают совершать противозенитный. маневр.
Поэтому противозенитный маневр, как. и
все виды маневра, являясь основным эле-
ментом тактики, в то же время входит в
качестве такового и в технику бомбомета-
ния. Нельзя выполнить прицельное 60мбо-
метание без учета характера и продолжи-
тельности противозенитнотго маневра, а
также конструкции бомбардировочных пря-
целов. Повидимому, не учитывая этой ис-
тины, «часть самолетов неожиданно попа-
	дала в зону интенсивного 00стрела» и

«быстро освобождалась от б0мб, не забо-

тясь о меткости попадания».
Американские летчики, имея  синхрон-
	ный прицел, работа которого связана в ав-
TOUHAOTOM и требует  продолжительно-
сти боевого пути в 2 — 3 минуты, 34-
канчивали противозенитный маневр в 20
километрах от цели, & затем следовали по
прямой. ,

Чротивозенитный маневр-—важный эле-
мент бомбометания, зависящий от’ конет-
рукции бомбардировочных прянелов и при-
боров. Он должен изучаться на веех этапах
боевой полготовки бомбардировщиков (тео-
ретической и’ практической).

Основная черта маневра бомбардировщи-
	днем также нужно ограничиться плавными
и медленными изменениями режима полета
групп, чтобы не потерять компактный бое-
вой порядок соединения, огневую поддерж-
ку или управление им при подходе к цели,
уходе от нее и на маршруте.

Едва ли возможны на практике приемы,
предложенные генералом Соколовым, —вы-
жидание прекращения стрельбы ЗА про-
тивника, повторные заходы с  предвари-
тельным уходом от цели при «неожиданном
попадании» в зону интенсивного обстрела
И в «вилку» и т. п. Эти приемы нзиболее
подходят для самостоятельных действий
‘одиночных = самолетов-«охотников» или
мелких групп. То; что противозенитный
маневр — обязательный элемент прицель-
ного бомбометания, явствует и из статьи
тов. Соколова, хотя он и пыталея отрицать
эту истину. В статье указывается, что,
«если самолеты неожиданно попадали в так
называемую «вилку» или «взону CHIB-
ного зенитного обстрела или прожекторов»,
они «етарались быстро освободиться от
бомб, не заботясь о меткости попадания».
Но ведь это доказывает, что данные экина-
жи, бомбившие неприцельно, не совершали
противозенитного маневра, так как иначе
они не попали бы неожиданно в «вилку»,
в «зону сильного зенитного обстрела или
прожекторов».

Противозенитный маневр относится к
‘основным способам обеспечения бомбарди-
ровщикюв от действия зенитных средств
противника. Он выполняется путем ‘изме-
нения высоты, направления и скорости
полета. Наилучший результат достигается
сочетанием` всех видов противозенитного
маневра в разных комбинациях, исключзю-
щих повторяемость и однообразие приемов.
Маневр лолжен применятьея бомбардиров:
щиками днем и ночью не только. в районе
цели, но и при полходе к ней, если можно
ожидать обетрела зенитной артиллерией
противника. >

Во время противозенитного маневра при