18 июля 1946 г.. № 86 (488)
			Политическая работа на учениях   0’недостатках одной
	_ лекторской группы
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРУППА ВОЙСК: (0т
	наш. спец, корр. по телеграфу). Паши ча- =
ети и подразделения, паходяниеся за ру06-
		жом, живут и учатея в специфической 00-
становке. Их окружает чужой, буржуазный
мир. Цонятно, что в этих условиях агита-
ционно-пропагандистская работа должна
отличаться особой остротой и направлен-
ностью.

Когда советские воины, преследуя про-
тивника, освобождали от него родную зем-
лю, они видели разрушения, причиненные
врагом нашей стране. Теперь их волнует
в01рое 0 том, как налаживается жизнь
после войны, что уже удалось восстано-
вить, каковы успехн в первом году новой
пятилетки.

Агитация и пропаганда должны строить-
ся так, чтобы удовлетворять запросы вои-
нов. Однако об этом очень часто забывают.
Почти единетвенной темой для пропаганди-
стов лекторской группы Н-ского авиацион-
ного соединения служит международное
положение; все же другие темы, призван-
ные повышать идеологическую закалку
бойцов, сержантов и офицеров, лекторами
обходятся, }

Пропаганда нового пятилетнего плана —
тлавнейшая задача партийно-политической
работы, но лекторы этого соединения —
майоры Сербин, Гурычев, Гойко за поелед-
ние два © половиной месяца ни разу не
выступали © лекциями о пятилетке. Здесь
ограничилиеь лишь двумя докладами, про-
читанными вскоре после окончания пер-
вой Сессии Верховното Совета СССР.

Не только пятилетка выпала из поля
зрения лекторов. Майору Гойко было пору-
чено подготовить лекцию «0 моральном
облике советского воина». Это задание оста-
лось невыполненным. В плане значилась
тема «Пути завершения социалистического
строительства и постепенного перехода от
социализма к коммунизму». Однако и она
была отодвинута на неопределенное время,
а Потом вообще вычеркнута из плана.

‚ Задача лекторов соединения состоит в
том, чтобы обслуживать главным образом
офицерский состав в частях. Но лекторы
тт. Сербин, Гурычев и Гойко заняты пре-
имущественно на различного рода семина-
рах и сборах политработников. Они лревра-
тились в штаткых преподавателей. учебной
евти `политотлела/ ‘а офицеры» „частей
видят их крайне редко. Лектор майор
Форманчук в ‘лечение месяца выступил
всего’ два ‘раза в автомобильном батальо-
не — перед рядовым и сержантеким. соста-
вом. Да и это произошло, видимо, потому,
что батальон находится рядом в политотде-
лом, к тому же аудитория здесь менее взы-
скательна, чем в строевых частях.

Контроля за подготовкой лекторов нет,
Редко случается. чтобы лекция была зара-
нее написана и обсуждена на совещании
труппы. Как правило, лекторы составляют
только план, в лучшем случае конспект, и
каждый читает лекцию по своему усмот-
рению. :
` Разумеется, при такой постановке труд-
но ожидать хороших результатов в работе
лекторекой группы.
	анны А. МУРАШЕВ.
	Памятник фельдмаршалу
Кутузову
	Совет Министров РСФСР удовлетворил
хохатайство общественных организаций
	гор. Смоленска о сооружении памятника ве-
	ликому русскому полководцу М. И. Вутузо-
ву. Установленный здесь в 1912 ду
бронзовый бюст фельдмаршала был похи-
щен немецкими захватчиками.

Новый памятник фельдмаршалу Вуту-
зову будет вооружен в 1947 году.
	Согласно плану партийного бюро, с0-
стоялись партийные собрания в эскад-
риньях. В’ эскадрилье Героя Советского
Союза капитана Сухарева,  получив-
шей приказание быть в боевой готовно-
сти номер один, вместо собрания было
проведено совещание коммунистов. Каж-
дую удобную минуту парторги, комеорги
и згитаторы использовали для бесед с
отдельными летчиками, механиками, ору-
жейниками и стрелками, напоминали им
0 их долге и задачах, показывая при этом
пример дисциилинированности,  органи-
зованности и четкости в работе.

В б часов утра в полку была об’яв-
лена боевая тревога. Летчики и техники
быстро собрались на аэродроме. Спустя
несколько минут самолеты стояли уже
рассредоточенно, готовые подняться в
воздух по первому сигналу. Технический
состав отлично подготовил а
часть к вылету. -

В это время на старте вышла  газета-
стартовка. Она напоминала правила при-
ема самолетов летчиками от техничеекого
состава, порядок осмотра материальной
части перед взлетом и после полета, о6-
новные правила эксплоатации мотора в
воздухе. На газетном листе были вычер-
чены схемы аэродрома и полигона.

Вскоре тут же, на етарте, вышел бое-
вой листок. Помешенные в нем небольшие
корреспонденции рассказывали 0 задачах
учения, результатах работы техническо-
TO состава по подготовке материальной
части, указывали имена лучших техни-
ков, механиков, оружейников, мастеров
по приборам. Kak только какой-нибудь
экипаж возвращался © задания, члены
редколлегии боевого листка старший лел-
тенант Шевченко, младший сержант
Щербинин и старший сержант Гоношилов
готовили и выпускали очерелной номер
с материалом об итогах полета.

Партийное и комсомольское бюро внч-
мательно следили за ходом учения, за
тем, как коммуниеты и комсомольцы вы-
полняют задачу, направляли работу аги-
таторов и стенной печати. Случаи недис-
циплинированности или неточного выпол-
нения приказаний командиров разбира-
лись немедленно тут же; на аэродроме.
Так, комсомолец механик по вооружению
сержант Афанасенко He вычистил. ‘пуле-
мета. Комеорг’ Семенов созвал “в перерыве
заседание партбюро и поставил на obcy-
ждение вопросе ‘о невыполнении приказа
командира комеомольцем Афанасенко. Бю-
ро предупредило нарушителя диепиплины
и потребовало от него впрель точно и ак-
куратно выполнять свои обязанности.

Во время учений весь летный и техни-
ческий состав полка работал напряженно.
Каждый старался как можно лучше вы-
полнить CBO задачу. Коммунисты и ком-
сомольцы показывали пример диеципля-
нированности и организованности.

Полк успешно справилея с учебно-
боевой задачей.

По окончании учения парторганизация
подвела итоги партийно-массовой pa-
боты. Наряду © положительными фрезуль-
татами были выявлены и недостатки.
Плохо знали свои обязанности на учении
заместители парторгов  эскадрилий. Им
не были даны своевременно указания. Ва-
пример, когда парторг одной из эскадри-
лий летчик лейтенант Халин был на 3a-
дании в воздухе, заместитель его техник-
лейтенант Панферов бездействовал, Tak
хак не знал, что ему надо делать. В ре-
зультате  партийно-массовая работа в
этой эскадрилье была по сравнению 6
другими организована слабее.

Партийное бюро учло выявленные не-
доетатки с тем, чтобы на следующих лет-
но-тактических учениях добиться более
успепеной организации партийно-массовой
заботы.
	Недавно в МН-скои  штурмовом авиа-
полку проходили летно-тактические yue-
ния: Командование получило задачу —
подготовиться к нанесению удара по же-
лезнохорожным станциям и нерегонам
«противника».
	Обстановка на участке была  следую-
Wad: части «красных» со дня на день
должны были перейти в наступление.
«Синие», догадываясь 06 этом, спешно
подтягивали резервы, подвозили рооруже-
ние и боеприпасы, чтобы быстро соерело-
точиться и контрударом сорвать планы
*красных». Пункты сосредоточения своих
резервов и железнодорожные станции
«синие» прикрывали мощным огнем зе-
HuTHOH артиллерии. Над передним краем
непрерывно патрулировали их истребите-
ли. Чтобы предупредить контрудар «еи-
них», «красные» решили срочно парали-
зовать коммуникации «противника» нане-
вением ударов с воздуха по его железно-
дорожным станциям и перегонам.
	Выполнение поставленной перед штур-
мовиками задачи требовало от всех эки-
пажей высокого летного мастерства, уме-
вия точно бомбить и стрелять в составе
группы. Много внимания нужно было
уделить подготовке самолетов и вооруже-
HEA Е вылетам.

Как только стало известно о предстоя-
шемх летно-тактическом учении, парторг
чолка старший техник-лейтенант Рыжен-
	Ко и комсорг младший лейтенант Семенов
	вместе с заместителем вомандира полка
по политической части определили еодер-
жание и направление партийно-маесовой
работы в период подготовки и в дни уче-
ния. На специальном заседании партий-
ного бюро с участием парторгов эскадри-
лий был разработан и утвержден план
партийно-массовой работы нь летно-так-
тическом учении,

Партбюро полка решило провести обще-
полковое партийное. собрание, & затем пар-
тийные собрания в эскалрильях.

На полковом партийном собрании c
докладом о задачах коммунистов в пред-
стоящем летно-тактическом учении вы-
ступил командир. Он детально ознакомил
присутствующих © очередной задачей и
указал на недостатки в подготовке к. уче-
нию. Докладчик подверг справедливой
критике работу партийных организаций
тех эскадрилий, которые не реагировали
на факты несерьезного отношения от-
дельных коммунистов в своему елужеб-
ному долгу.

Собрание потребовало от членов и кан-
дилатов партии образцовой подготовки Е
учению и примерного выполнения задз-
ний. Чтобы помочь командирам эскадри-
лий и звеньев лучше довести до сознания
всего личного состава важность  летно-
тактического учения, собрание обязало
коммунистов и комсомольцев — агитато-
ров провести в эскадрильях специальные
беседы о значении учения и задачах пред-
полетной подготовки.

По предложению партийной организа-
ции бывалые летчики-коммунисты Герои
Советского Союза майор Кочетков, капи-
тан Сухарев и другие поделилиеь в моло-
дежью своим боевым опытом по штур-
мовке железнодорожных станций и пере-
тонов. На эту же тему была прочитана
всему офицерскому составу квалифицио-
ванная лекция. :

Наконец, колкретная боевая задача бы-
ла получена. Командир полка тотчас же
информировал 0б этом своего заместителя
по политической части и парторга. Штаб
начал готовиться к учению.  Олновре-
менно приступили к своему делу члены
партийного и комсомольского бюро. Парт-
орги, комсорги и атитаторы эскадрилий
пошли в подразделения, чтобы раз’яснить
всему личному составу прелетоящую .38-
	ЛЕНИНГРАДСКИИ ВОЕННЫЙ. ОКРУГ. На снимке:
с летным составом.
	майор В. Костерин
	(справа) проводит  политинформацию
Снимок Л. Чистяковой.
	ВАЖНЕЙШИЕ ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА В НОВОЙ ПЯТИЛЕТКЕ

В области ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ -—
форсировать восстановление и. строи-
тельство электростанций & тем, что-
бы рост мощностей электростанций
опережал восстановление и развитие
других отраслей. Создать в энерго-
системах постоянный резерв мощно-
стей, обеспечивающий высокое каче-
ство электрической энергии, не допу-
ская работы электростанций на пони-
женной частоте. Установить выработ-
ку электроэнергии на 1950 год на
70 процентов больше, чем в 1940 го-
ду.

Полностью восстановить электро-
‘станции в районах, подвергавшихся
оккупации, и ввести в действие на
всех электростанциях СССР за пяти-
летие 11,7 млн. киловатт, доведя уста-
новленную мощность электростанций
до 22,4 млн. киловатт в 1950 году.

(Из Закона о пятилетнем

тлано ролотаиплар папта ow пардон _

(Из Закона о пятилетнем
плане восстановления и разви-
тия народного хозяйства СССР
на 1946—1950 гг.).
	электростанций е 1942 по 1946 г. вос-
становлено 58 электростанций.

Новая сталинская пятилетка предус-
матривает полное весстановление электро-
станций в районах, подвергавшихся ок-
купации.

Восстановление электростанций одновре-
менно сопровождается улучшением их
технико-экономических качеств, внедрени-
ем самой передовой техники. Так, напри-
мер, гидротурбины, изготовляемые сейчас
для Днепрогэса, будут более мощными и
более экономичными, чем ` американские,
которые были установлены здесь до Ве-
ликой Отечественной войны. Первый аг-
регат Днепрогэса даст энергию в декабре
1946 года, а вся станция войдет в строй
в 1949 году.

ИГирокое применение получает такое
новейшее достижение современной техники,
как автоматика. Гитроэлектрическая стан-
ция близ Еревана обслуживается техни-
ком, который находится у центрального
пульта -— в двух километрах от станции.
Непосредственно на станции состояние
механизмов проверяется только один раз в
неделю. Остальное время здание  заперто
на замок. Шо мере развития техники ко-
личество автоматических станций будет
все время увеличиваться.

Применение автоматических регулято-
ров горения. на. теплоэлектроцелтралях
даст возможность. улучшить работу етан-
ций, экономить топливо, сократить обелу-
живающий персонал: для ‘использования
его на других учаетках промышленности.
Автоматизация котлов на электростанциях
будет давать к концу пятилетки экономию,
равную примерно 700 тысячам тонн yc-
ловного топлива.

В новой пятилетке будет практически
решена проблема передачи энергии посто-
янным током высокого напряжения. Пере-
дача переменным током возможна на рас-
стоянии до 400 километров. При резком
сокращении потерь энергии в сети переда-
ча постоянным током позволит увеличить
это расстояние до тысячи и более .кило-
метров.

На всех электростанциях СССР за пя-
тилетие предстоит ввести в действие 11,7
миллиона киловатт, установленная мощ-
ность электростанций дойдет в 1950 году
до 22,4 миллиона киловатт, т. е. улвоитея
по сравнению с 1940 годом. Это значит,
что за пять лет будет создано столько
мощностей, сколько их было создано в
стране со времени появления первой элек-
тростанции. Всего будет построено 120
электростанций. Рост мощностей электро-
энергии опередит темпы восстановления
и развития других отраслей народного хо-
зайетва.
	0с0обое внимание в пятилетке уделяется
строительству и развитию гидроэлектростан-
ций — получению электроэнергии на 0с-
нове использования энергии рек, этого са-
мого дешевого вида топлива, так назы-
ваемого «белого угля». По запасам гидро-
энергии Советский Союз стоит на первом
месте в мире. По далеко не полным, ориен-
тировочным подсчетам, гидроэнергоресурсы
СССР доходят до 280 миллионов киловатт,
США — 82,2 миллиона киловатт, Фран-
ции — 8,9 миллиона киловатт, Германии
— 3,7 миллиона киловатт. Предполо-
жительно водная энергия нашей страны
	АВИАТОРЫ ВОССТАНОВИЛИ ЛИНИЮ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
	построена линия электропередачи  протя-
женностью в 32 километра. Отремонтиро-
вано 27 километров электролинии. Строи-
телям пришлось поставить свыше 200
опорных столбов, заменить 1318 изолято-
ров, натянуть и закрепить 81 километр
провода.

Много энергии затратили авиаторы на
ремонт подземного кабеля. Во время войны
он был’ сильно поврежден в восьми ме-
стах. В распоряжении строителей не име-
лось плана, поэтому работать часто при-
	Нет ни одной отрасли народного хезяй-
ства, которая не была бы связана с пот-
реблением электроэнергии. Рост выработки
электроэнергии — это ключ к развитию
всех отраслей социалистической промыш-
лености и сельского хозяйства. Поэтому
в планах новой пятилетки ocoboe место
уделяется восстановлению и строительству
новых электростанций, в частности гид-
роэлектроетанпий.
	Электрификация в России стала разви-
ваться с конца ХХ столетия. Первая
электрическая станция была построена в
1888 тоду в Царском селе. Затем. ежегод-
но в среднем строилось около 10 элеклтро-
станций. Электрохозяйство России разви-
валось главным образом за счет иност-
ранного капитала, которому принадлежало
до 50 процентов всех капитальных вло-
жений в этой отрасли. По количеству вы-
рабатываемой энергии Россия занимала в
1913 году тринадцатое место в мире.
	После Великой: Октябувекой сопиалиети-
	ческой революции началась у нае под
руководством партии Ленина-—Сталина
успешная электрификация. Это создавало
прочную материальную базу социализма.
	План электрификации страны В. Й. Ле-
нин назвал второй программой нашей
коммунистической партии, определяющей,
«как перевести Россию на настоящую
хозяйственную базу, необходимую для ком-
мунизма». Он неоднократно указывал, что
создание крупной машинной индустрии
означает прежде всего электрификацию
всей страны.
	‘Ленинские положения 06 электрифика-
ции ‘страны, являющиеся составной частью
учения Шенина о строительстве. социализ-
ма, развиты дальше товарищем Сталиным.
Он указал, что под электрификацией стра-
ны Ленин понимает^ве изолированное по-
строение отдельных электростанций, а по-
слоянный «перевод хозяйства страны, в
тем числе и земледелия, на новую техни-
ческую базу современного крупного произ-
водства, евязанного так или иначе, прямо
или косвенно, с делом электрификации».

‚Электрификация промышленности дол-
жна была дать высокопроизводительные
и-легко управляемые маптины, резко улуч-
шить условия труда рабочих и способет-
вовать поднятию. производительности тру-
да. Только на ` основе электрификации
можно широко применять новые, передо-
вые в техническом отношения метолы про-
	  ИЗВвОдСтТВа.
	равняется 400 миллионам лошадиных
сил.

За пятилетку будет восстановлено шееть
гидроэлектростанций, в том числе такой
гигант, как Днепровская имени Ленина
(Днепрогэе) мощностью почти в миллион
лошадиных сил. Закончится сооружение
тридцати гидроэлектростанций. Начнется
строительство пяти новых крупных гидро-
электростанций, будут проведены  про-
ектно-изыскательекие работы для строи-
тельства новых станций на реках Днем
и Аму-Дарья.

Перед Отечественной войной у нас на-
считывалось более 7 тысяч малых  сель-
ских электростанций, вырабатывавших до
450 миллионов киловатт-часов  электро-
энергии. В истекшем году было сдано в
эксплоатацию 1.472 малые электростан-
ции. Это дало возможность электрифини-
ровать вотни МТС и тысячи колхозов.
Только в одной Свердловской области
электрифицировано более тысячи колхо-
зов. В нынешнем году здесь будет закон-
чена электрификация всего сельского хо-
зяйства. Крупные успехи достигнуты в
Московской, Горьковской, Ярославской,
Ленинградской областях и на Украине. В
настоящее время в процессе строительства
находятся 726 малых . гидроэлектростан-
ций.

3a пятилетие электрификация деревни
достигнет грандиозных размеров. В течение
трех лет намечено электрифицировать все
машинно-тракторные станции, мастерские и
мотороремонтные заводы,

Одно из важнейших мероприятий в 00-
ласти рациональной эксплоатации энерге-
тического хозяйства страны — кольцева-
ние энергетических систем, включение всех
станций районов в единую электрическую
сеть. Это дает возможность более равно-
мерно использовать станции и более эффек-
тивно и правильно распределять энергию
среди потребителей. До войны в нашей
стране имелось восемь основных крупней-
ших энергосистем: Московская, Ленинград-
ская, Горьковеко-Ивановская, Днепровская;
Донецкая, Бакинская, Уральская и Бузбас-
ская.

Московская энергосистема по своей мощ-
ности равнялась мощности всех станций до-
революционной России и давала элевтро-
энергии в три раза -больше, чем все стан-
ции России в 1913 году.

Воестанавливается ленинградекая энерго-

система, которая в 1949 году достигнет до-
военного уровня. Донецкая и Днепровская
‘системы в течение ‘пятилетки -будут-вос-
становлены на полную довоенную мощ-
ность. Вроме того, начнется строительство
нескольких новых станций. Создается но-
 вая энергосистема, об’единяющая ‘электро-
‘станции Донбасса, Приднепровья и Ростова.
Мощность ев-увеличиваетея против довоен-
ной в полтора раза.
’— В течение. нескольких пятилеток будет
‘решена крупнейшая  народнохозяйствен-
‘ная залача — строительство «Большой
Волги». Масштабы «Большой Волги»
‘исключительно велики. Мощность  всвх
волжеких гидростанций будет равняться
примерно двадцати пяти  Днепротэсам.
Электроэнергия волжеких электростанций
призвана заменить десятки миллионов тонн
угля. Началом работ по выполнению плана
«Большой Волги» служат сооружение ка-
нала Москва — Волга и бтроительетво Уг-
личекого и Рыбинского гидроузлов.

До войны было начато строительство у
Жигулевских гор величайшего в мире Куй-
бышевсвого гидроузла ‘мощностью до
3,4 миллиона киловатт. Электроэнергия
куйбышевских гидростанций должна была
передаваться на Урал и в Москву — на
сотни и тысячи километров. Куйбышеве
ский гидроузел должен был давать до
15 миллиардов киловатт-часов  электро-
энергии, что почти в семь раз больше, чем
вырабатывали электроэнергии все стан-
ции дореволюционной Росеии,

Осуществление плана электрификации
CCCP в новой пятилетке обеспечит всем
районам страны энергетическую базу для
быстрейшего развития производительных
сил. ПШод руководством великой партии
Ленина— Сталина наша страна успешно
выполнила и перевыполнила план ГОЭЛРО.
На этой основе была ликвидирована веко-
вая отсталость России. Нет никакого сом-
нения, что и предстоящие задачи по даль-
нейшей электрификации страны будут pe-
шены так же успешно.

А. ПРЯАМНОВ.
	ходилось почти велепую. Цабель восста=
новлен на протяжении 12 кил’ ‘етров, при
этом выброшено 2000 кубических метров
земли, поставлено 24 соединительных
муфты.

Линия электропередачи восстановлена
на всей территории Земландекого полу-
острова. На строительстве особенно отли-
чились гвардии младший лейтенант Dop<
тунатов,: механик авиавооружения старши-
на Малышев, рядовые Наживной, Варто-
вич, Мартьянов.
			План ГОЭРЛО, разработанный при учас-
тии Ленина и Сталина, был рассчитан на
15 лет. Он намечал постройку 30 круп-
ных районных  электроцентралей общей
мощностью в 1,7 миллиона киловатт. С0-
ветский народ значительно перевыполнил
этот план. В 1935 году мощность район-
ных электростанций выросла до 4,5 мил-
лиона киловалт, общая мощность всех
электростанций достигла 7 миллионов ки-
ловатт. В 1939 году по производству
электроэнергии Советский Союз © тринад-
цатого места выдвинулея на третье меето
в мире и второе место в Европе, опередив
такие передовые и промышленно развитые
страны. как Англия и Франция.
	Ь началу Великой Отечественной войны
электростанции Советского Союза выраба-
тывали до 50 миллиардов киловатт-часов
электроэнергии в год, что более чем в 25
раз превышало производство электроэнер-
гии в России в 1913 году.

Великая Отечественная война показала,
что осуществление  ленинско-сталинского
плана электрификации страны явилось
одной из важнейших предпосылок нашей
победы над врагом. Во время войны со-
ветекий народ We покладая рук строил
новые и расширял существующие стан-
ции. В результате мощность станций
Урала, Новосибирска, Ташкента, Вазах-
стана возросла почти в два раза, Омска,
Куйбышева, Красноярска и Караганды —
в три и более раза.

Начиная © 1942 тода, вслед за победо-
носным наступлением Ирасной Армии, (о-
ветская страна энергично восстанавливала
электростанции, разрушенные ‘ немцами. №
концу 1945 года было введено в строй
много районных станций, среди них такие
мощные, как Зуевская, Сталиногорская,
Днепродзержинская и другие. Восстанов-
лены электростанции в Ленинграде, Харь-
кове, Киеве, Ростове, Грозном, Севастопо-
ле, Минске. Только по Министерству
	ВАЛИНИНГРАД. (От наш. норр. по теле-
графу). В молодом советском ropoge Вали-
нинграде идут большие восстановительные
работы. Деятельное участие в них прини-
мают воины-авиаторы. Группа строителей
Н-ского авиасоединения недавно закончила
восстановление и ремонт высоковольтной
линии электропередачи, идущей от кали-
нинградской электростанции в города, гар-
	низоны и населенные пункты  эемланд-
ского полуострова.
В течение короткого’ времени заново
	Радиотехничеение средства наведения бомбардировочной авиации
и бомбометание по закрытым целям
		(Окончание. Начало на 2 crp.).
	дают возможность непосредетвенно наблю-
дать местность, над которой пролетает ca-
молет. Поэтому слехует искусственно вос-
производить ее изображение на экране.
Проблема получения схематического изоб-
ражения местности, над которой пролетает
самолет, была успешно разрешена с помо-
щью электромагнитных волн вантиметрово-
го диапазона. Применение столь коротких
волн позволило разработать самолетный па-
норамный радиолокатор. Моявление на во-
оружении английских  военно-воздупных
сил панорамного радиолокатора, известното
под маркой Н2$, привело к  значитель-
ному повышению эффективности действий
дальнебомбардировочной авиации по круп-
нейшим промьпиленным районам Германии.
Имея эту аппаратуру, экипаж самолета
уверенно мог ориентироваться в темноте‘ и
в сложной метеорологической обстановке.
Панораиный  радиобомбоприцел  Н25
ппезставляет собой ралиолокапионную ye-
		центра экрана, то за время распространения
электромагнитной энергии от самолета до
точки М и обратно луч развертки переме-
стится из центра экрана в некоторую точ-
ку В. которая и будет первой точкой изоб-
ражения. Таким образом в центре экрана
появится «слепое», так называемое альти-
метровое, пятно, радиус которого тем боль-
ше, чем выше летит самолет.
	Для стягивания альтиметрового пятна,
	затрудняющего сличение полученного и300-
	ражения © картой местности, электромаг-
	нитный импульс посылают несколько ранее
того момента, когда луч, прочерчивающий
	развертву, проходит через центр экрана.
`Опережение излучения устанавливается
оператором. в зависимости от высоты полета.
	В руках умелого оператора такая аппа-
	ратура представляет собой серьезное ору-
	жие. На ее экране можно различить ост-
рова, характерные очертания побережья,
караваны судов, черные змейки рек, . пере-
черкнутые светлыми полосами мостов, же-
лезнодорожные магистрали и населенные
пункты. Сличая изображение, полученное
на экране, с картой местности, штурман в
		данному курсу, рассчитать требуемое ул-
реждение и произвести прицельное бом-
	бометание.
Инженер-капитан В. ВЛАСОВ.
	электромагнитных волн;  посылаемых на
землю с самолета. Облучение местности
производится последовательно, импульсами,
причем одновременно облучаетея не вся
местность в пределах радиуса действия ус-
тановки, а лишь весьма узкий сектор ее. В
момент излучения импульса на экране ин-
дикаторной трубки запускается радиальная
развертка.

Точки А и В (рие. 3) облучаемото сек-
тора различно удалены от самолета, и, сле-
довательно, электромагнитное излучение до-
стигает их неодновременно; Поэтому в ка-
кой-либо данный момент облучается лишь
один элемент сектора. Вторичное излучение,
отраженное различными элементами секто-
ра, достигает самолета также не одновре-
менно. Следовательно, вторичное излучение
оказывает воздействие на индикаторную
	трубку тем позже, чем дальше находится
	предмет, вызвавший это излучение. На
экране трубки появляется серия светлых
точек, расположенных по радиусу. Яркость
их еоответствует интенсивности вторичного
излучения, а расстоянием от центра экра-
на характеризуется удаленность отражаю-
щих предметов от самолета (рис. 4).

Для того, чтобы можно было одновремен-
но обозревать под самолетом всю местность,
приводят во вращение антенну, создающую
клинообразный радиолуч. Важдый предмет,
находящийся в зоне действия установки,
тогда будет периодически облучаться и ста-
нет источником импульсов вторичного из-
лучения.

Импульсы воздействуют на приемную
	‘антенну установки Н25, проходят тракт
	приемника и поступают в индикатор. Ра-
тиальная развертка, воспроизводимая на
экране индикаторной трубки, вращается
синхролно е антенной. Таким образом, ка-
ждому направлению излучения соответет-
вует свое направление развертки. Этим ис-
ключается наложение изображений различ-
ных секторов местности друг на друга. На
экране индикаторной трубки, обладающей
способностью в течение некоторого времени
фиксировать воспроизведенное изображение,
получится схематическое изображение ме-
етности, находящейся под самолетом, Одна-
ко, если не принять специальных мер, это
изображение будет искажено.
	БВ самом деле, если импулье излучается
в момент начала радизльной развертки из
		тановку телевизионного типа, позволяющую
получить на экране индикаторной трубки
грубое изображение плана местности, над
Которой пролетает самолет. Изображение
возникает благодаря неодинаковой ©пособ-
ности различных предметов & отражению