20 июля 1946 г., № 87 (489).
			Против формализма в пропаганде  Гвардейцы совершенству“
Пизе плато verara с 5 о абоевое мастерство:
		В штабе Н-ского полка считают, что
текстуальное изучение Дисциплинарного
устава в подразделениях полностью закон-
чено. От большинства сержантов и рядо-
вых уже принимаются зачеты. В качестве
важного аргумента, говорящего: об’ уснеш-
ном претворении в жизнь нового устава,
штабные работники приводят такой при-
мер, как наблюдающееся за последний ме-
сяц снижение диспиплинарных проступков.

— Если раньше, — сказал один из
штабных офицеров, — многие проступки
проходили безнаказанно, то теперь даже
малейшие нарушения дисциплины не 0с-
таются незамеченными. Повысилась тре-
бовательность командиров звеньев,  кото-
рые с введением нового ‘устава поняли,
наконец, свою роль как ближайших и
непосредственных начальников летчиков,
механиков; прибористов.
	Во многом можно согласиться © 00и-
перами пгтаба. Новый Диецинлинарный
устав, безусловно, возымел свое  блато-
творное действие. Личный состав воспри-
нял его, как закон повседневной воинской
жизни. Тем более, что речь идет о людях
передового твардейского полка. Не одну
славную страницу вписали они в .исто-
рию Великой Отечественной войны. В
полку воспитались и выросли десятки
первоклассных летчиков — бесстрашных.
сталинских соколов. Здесь и сейчае MHO-
то отличников боевой и политической под-
тотовки, подлинных мастеров своего дела.

Однако в полку немало и недостатков.
Нам пришлось убедиться, что в подразде-
лениях He Bee так хорошо обстоит с вы-
полнением Дисциплинарного устава, как
кажется работникам штаба.

Мы побывали в эскадрилье гвардии
старшего лейтенанта Шандер. Известно,
что внутренняя жизнь воинского подраз-
деления регламентируется  распорядком
дня и учебным расписанием, составленным
ий утвержденным командиром. Это явля-
ется’ для всего личного состава подразде-
ления приказом, нерушимым законом.
Каждый пункт, каждый параграф  раело-
рядка дня и учебного расписания должен
выполняться‘ безукоснительно, точно и в
спок. Этого требует Дисциплинарный ус-
тав.

Согласно расписанию занятия в эска-
лоилье в этот день должны были начать-
ся в 8 часов утра. Веем было известно
также, что у летного состава первые два
урока посвящены тактике, а у сержан-
тов — политической учебе. Ровно в 8
часов в классе, где должно было уже на-
чаться политзанятие, мы увидели IRS
небольтую группу сержантов во главе ©
руководителем младшим лейтенантом Яков-
левым. Занятие ме начиналось, люди
жлали прихода залержавшихся, и только
пять минут девятого руководитель присту-
пил к беседе.

На nam вопрос, почему политзанятие
началось с опозданием, исполняющий обя-
занности парторга эскадрильи гвардии
старший техник-лейтенант Капустин ©
недоумением ответил:

— Как с опозданием? Занятие началось
во-время. Пять минут — разве это опоз-
дание?

В эскадрилье, оказывается, не ценят
времени. Здесь забывают о том, что время
во многом определяет успех любого дела.
Опыт войны наглядно показал, какую ог-
ромную роль играют минуты в выполнении
боевой задачи. Это особенно важно для
авиаторов. Умение ценить и чувствовать
время всегда и в любом деле — первосте-
пенная задача летчика. В этом. заключает-
ся олно из его главнейших профессиональ-
	Дисциплинарного устава. Ознакомили лич-
ный состав с текстом устава и на этом
успокоились. Политический смысл ново-
го Дисциплинарного устава, огромное зна-
чение его для дальнейшего укрепления 60-
евой мощи вооруженных сил до сознания
каждого бойца, сержанта и офицера еще-не
доведены. Еще меньше внимания обращено
здесь на выполнение устава, на повышение
дисциплины, организованности и порядка
в боевой учебе.

С момента введения нового Дисципли-
нарного устава, помимо читки его текста, в
эскадрилье состоялось только несколько по-
литинформаций с сержантами. 0 офицерами
проведена лишь одна беседа.

Нетрудно понять, Что для глубокой и
всесторонней пропаганды такого важнейше-
го документа, каким для советских воинов
является новый Дисциплинарный устав,
этой работы далеко не достаточно.

Чтобы довести до сознания личного со-
става политический смысл Дисциплинарно-
го устава, неббхотимы квалифицированные
лекции и доклады, нужна кропотливая
работа партийных и комсомольских органи-
заций. К сожалению, здесь даже не прове-
ли еще партийных и комсомольских 60б-
раний. Не видно и наглядной агитации.
Пи в классах, ни в общежитиях нет ни
специальных плакатов, ни выдержек из
устава.

Слабая работа по разяснению  но-
Boro Дисцинлинарного устава, отсутетвие
подлинной заботы о внедрении его во
все стороны воинской жизни и привели к
тому, что в эскадрилье гвардии старшего
лейтенанта Шандера попрежнему разбаза-
ривают драгоценное учебное время, не 90-
ращают внимания на факты  грубейшего
нарушения распорядка дня и учебного
расписания.

Майер М. МАНОВЕЕВ.
	Командир эскадрильи Герой Совет-
ского Союза капитан А. Кобесской ста-
вит задачу летчикам перед учебно-тре-”
`нировочным полетом.

Снимок старшего лейтенанта
А. Дмитриева.
	ПРИМОРСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. (От
наш. cod. Kopp. по телеграфу). На краю
зэродрома широко раскинулся полотняный
городок. Bor уже-три месяца летчики,
штурманы, механики,  стрелки-радисты
Н-секого  краснознаменного гвардейского
бомбардировочного полка учатся в лагере.
У стен легендарного Порт-Артура rsap-
дейцы изо дня в день совершенствуют свое
боевое мастерство.

Близость моря наложила овой отпеча-
тов и на характер учебы авиаторов. Боль-
тинство полетов сухопутных бомбардиров-
щиков проходит над морем, вдали от бе-
pena, вне видимости земных ‚ориентиров.

Темная южная ночь подходила Е
концу, когда над лагерем прозвучал сиг-
нал боевой тревоги. Люди спешно надевали
комбинезоны. Через несколько минут 8эро-
дром огласился шумом моторов. Техники
раньше всех прибежали к самолетам, что-
бы перед вылетом еще раз проверить ра-
боту материальной actu. Об’емистые
бомболюки скрыли в себе первые тонны
боевого груза. Подвешивать бомбы помо-
тали оружейникам и летчики и стрелки-
радисты — вее, вто был на аэродроме.

В это время командир полка в послед-
ний раз уточнял с летчиками и штурма-
нами ведущих экипажей тактическую 0б-
становку. Еще в день, когдь было дано
предварительное распоряжение, экипажи
знали, что надо быть готовыми для дей-
ствий по артиллерийско-минометным бата-
реям. Бомбардировщиков должны были со-
провождать группы истребителей прикры-
THA.

Командир коротко охарактеризовал так-
тический фон учений.

Части «синих» после боев в районе В.
отошли на второй оборонительный рубеж
и производят инженерное  усовершенот-
вование своей обороны. Одновременно по
шоссейным и железным дорогам они до-
ставляют к линии фронта живую силу, 60е-
припасы и технику. Станции выгрузки
прикрываются патрулями истребительной
авиации по 4—6 самолетов на высотах
от 2 до 4 тысяч метров.

«Красные», на стороне которых и дол-
	  жен был действовать гвардейский бомбар-
1 хировочный полк, после перегруппировки
	сил имеют целью с расовета сегодняшнего
дня после часовой артиллерийской подго-
	 товки прорвать оборону «противника» и
	развивать наступление вглубь. Неред Som-
бардировщиками стоит задача — сразу же
после окончания артподготовки нанести
бомбовый удар по артиллерийско-миномет-
ным позициям «синих», а затем по мере
продвижения войск перейти на авиацион-
ное преследование отходящего «противни-
ка».

Летчики и штурманы быстро нанесли
последние данные на карты. Собственно,
оперативно-тактическая обстановка была
изучена ими еще раньше, в процессе под-
готовки к учению. Ёроме того, летчики
прослушали несколько лекций Но теме
учения. Гвардии подполковник Черново-
ленко прочитал лекцию «Действия бом-
бардировочной авиапии в условиях мор-
ского театра». Поучительное занятие про-
вел штурман гвардии майор Иляшенко. Он
	  рассказал 0 способах и методах восстано-
	вления ориентировки над морем. Во время
	  подготовки к летно-тавктическому учению
	широко использовались ©борники боевого
опыта действий нашей авиации на фрон-
	  тах Великой Отечественной войны.
	..утренний воздух рассекла серия зе
леных ракет. Это дана команда на запуск
		прикрытия майора Макарова. Самолеты
	взяли курс на море.

Не успели бомбардировщики взлететь,
Rak их аэродром подвергся нападению
авиации «синих». Несколько групп тяже-
лых бомбардировщиков «противника» с
разных направлений обрушились на аэро-
дром. Это был так называемый звездный
«неприятельской» авиации. Все

налет
противовоздушные средства аэродрома бы-
ли приведены в готовность. Посродники,

наблюдавшие за действиями технического
состава по обороне аэродрома, дали вы-
сокую оценку работы многих авиамехани-
ков при отражении воздушного налета.

Тем временем бомбардировщики «крас-
ных» были уже вдали от берега. Они шли
в маленькому островку, затерянному в от-
крытом море.

Штурману ведущего корабля гвардии’

капитану. Домонову, штурманам ведущих
групп гвардии лейтенантам Колосову и
Подосинову пришлось в полете особенно
трудно. На сотни километров кругом рас-
стилалась вода. А ведь надо было не только.
найти маленький островок в море, но и
точно в заданному времени выйти на
цель. Дорогу бомбардировщикам прегради-
ли «неприятельские»  истребители-охот-
НИКИ,
— Плотнее строй! — дал команду
твардии подполковник Горшунов.
Самолеты шли крыло к крылу, готовые
в решительную минуту  ощетиниться
огнем. Охотники «синих», встретив друж-

В Н-СКОЙ АВИАЧАСТИ. На снимке:
предполетный осмотр самолета «Ла-7».

Снимок старшего лейтенанта
А. Дмитриева.

NI,

Бывалые вовны

помогают молодому

механику

Техник эскадрильи старший техник
лейтенант Степкин вызвал к себе старшеги

НЫЙ if -
отпор истребителей прикрытия, OT-  сержанта Дубровина.

стали.

Под плоскостью мелькнул силуэт остро-
ва. Собственно, это был даже не остров,
а, скорее, большая скала, одиноко торча-
щая из воды. Бомбардировщики разверну-
ие AA гереу.

— ЕЁ нам в подразделение, — сказал
он, — прибыл из школы механик сержант
Новгородов. Молодой, опыта у него еще ма-
ло. Надо помочь.

На другой день Дубровин встретился с
	лись На север. iG APPLE AeA Е
Когда перед взором штурманов в ту-  прибывшим сержантом. После непринуж-
ee eee enaria чраоные   ленной беседы между ними завязалась X0-
	манной дымке мелькнули первые неясные   донной Cee о ee ack ““Iv6ponun fk
очертания земли, бомбардировщики стали рошая товарищеская дружба. Дубровин по-

Е сть О баае   На ыы че а ее Ча... ЗА УВ д аа
	Vapi aie сует ee eee ee ee ee ae oe
Yeap казывал молодому механику, как в Часы

перестраиваться в кильватер звеньев.
была близко. : подготовки к полету надо осматривать ма-
OR ome
	оыле@е Ush HOU. зе Вт 7 at 0
Первым сбросило бомбы флагманское шину, мы ее к безотказной работе
aT у : в воздухе. Послеполетный осмотр они прр-

звено. (еро-бупые` папки взрывов накрыли   CVA eee ima
	Viiv. WYNN YI reeeee oe ра Лам Е
exh: ocTpon ¢ W300pameHHHIM Ha HeM GexTbIM изводили также вместе.
крестом затянуло дымом.   Новгородов внимательно прислушивался
	Лучше всех бомбило звено твардии  к словам товарина.
старшего лейтенанта КЖозляева со штурма- Шли дни. Сержант Новгородов настой.
aia {lope Ta Dura ыы чиво овладевал профессией авиаспециалие-

. Перед целью штурман дал №03лЯеВУ  . (Он полюбил эскадрилью, в которой
	команду дважды довернуть самолет, и) —

когда пель точно пошла по курсовой чер- стал служить, за то, что она прошла боль-
те, а центр перекрестия прицела точно шой боевой путь, за то, что в составе ee
совместилея © белым крестом на острове,   нахолятся летчики, штурманпы, стрелки
	радисты, техники и механики — участии»
ки `Великой Отечественной войны. Товари
щи посоветовали ему почитать историю их
части.

Вскоре сержант `Новгородов познакомил»
ся с бывалыми механиками — старшиуи
сержантами Караваевым, Иванцовым, [лу-
щенко и другими. Они охотно отвечали на
вопросы новичка, помогали ему в работе и
учебе.

..Мерез месяц механика самолета стар-
шего сержанта Дубровина снова вызвал
техник эскадрильи старший техник-лейте-
нант СОтепкин.

— Как успехи сержанта Новгородова?
епросил он. —— Доволен его работой?

— Да, товарищ старший техник-лейте-
нант, — коротко ответил Дубровин.

— За усердную помощь молодому меха»
нику от лица службы об’являю вам благо-
дарность.
	Глубоков нажал на боевую кнопку. Че-
тыре бомбы пошли вниз. Вдогонку им по-
неслись бомбы ведомых твардии лейтенан-
тов Кавешникова и Цысина. С первого же
захода гвардейцы сделали 7 прямых попа-
даний по островку, общая площадь кото-
рого не превышала 100100 метров в
длину и ширину. На втором заходе гвар-
дейцпы дали еше три прямых попадания.
10 прямых попаланий зафиксировал фо-
тоаппарат. Гвардейцы бомбили отлично!
Для высшей оценки достаточно было пора-
зить цель только шестью бомбами.

Больше двух часов продолжалея TPYI-
ный полет нах морем. Гвардейцы © честью
справились © трудными заданиями, & не-
которые из них проявили настоящее ма-
стерство. На самолете Героя Советского
Союза гвардии капитана Бочина далеко в
открытом море отказал левый мотор. Лет-
чик умело развернул тяжелую машину на
паботающий мотор и взял курс к берегу,
Больше. 60 километров бомбардировщик
	‘летел на одном моторе. Бочин произвел от-
	ЛИЧНУЮ посадку
	От специального корреспондента
«Сталинского сокола»
		ных качеств. Но это качество ие разви-
вается в эскадрилье тов. Шандера. Забы-
вают о нем и в полку.

Но вернемся к вопросу о порядке и дис-
циплине. Расписание занятий — это при-
каз командира, и никто из подчиненных не
имеет права нарушать его. В данном же
случае мы столкнулись в прямым наруше-
нием приказа. Олнаке находятся люди,
которые этого не только не замечают сз-
ми, но и готовы возражать, если им на
это указывают.
	Большинство командиров и начальников
строго следит за точной и своевременной
реализацией тех приказов и pacnhopa-
жений, которые связаны © выполнением
отдельных поручений. Иначе обстоит дело
с такими приказами и распоряжениями, в
соответствии в которыми живут, учатся,
работают подчиненные и сегодня, и завтра,
и послезавтра. Надо прямо сказать, что сле-
дить за точным и своевременным выполне-
нием таких приказов, в частности расно-
рядка дня и учебного расписания, некото-
рые начальники иногда забывают. З& заме-
ну одного урока другим без согласования с
командиром, за поздание с началом урока с
виновных нередко не только не взыскива-
ют, но этих нарушений подчас даже не за-
мечают.
	Общеизвестно, что от малого проступка
10 большого — один шаг. Если политзаня-
тие сержантов началось. © пятиминутным
опозданием, то занятие летного. состава
началось в опозданием на 40 минут. Руко-
водители эскадрильи пытались оправдаться
об’ективными причинами: заболел руково-
дитель. Но ведь об этом было известно
воще накануне вечером. Следовательно, вре-
мени было достаточно для того, чтобы пре-
тупрехить другого руководителя. Но этого
никто не сделал, и драгоценное время
большой групвы летчиков, пришедиих на
занятие. пропало зря.
	Нераспорядительность и неорганизован-
ность обнаружились и в последовавшие за-
тем часы занятий летного состава эскад-
рильи. После несостоявшихея занятий по
тактике расписанием  предусматривалиеь
стрельбы в тире из личного оружия. В
самую послелнюю минуту хватились, что
нет пистолетов, что они сданы на склад,
& там без письменного приказания их не
выдают. Наконец, пистолеты были получе-
ны. Но теперь выяснилось, что к занятиям
все же приступить нельзя — нет мише-
ни. На скорую руку пришлось рисовать
требуемую мишень. Расписание вновь на-
рушено. Приказ командира в срок не вы-
полнен, и за это нарушение дисциплины
никто из виновных к ответственности прив-
лечен не был.

Так обетоит дело с выполнением Дис-
циплинарного устава. В штабе полка го-
ворят и думают об одном, а в эскадрильях
дела идут по-другому. Где же причина? По-
чему в полку не борются за дисциплину
п порядок, установленный законом воин-
ской жизни?

Причина в Том, что здесь формально
полошли к пропаганде и выполнению

Первым оторвался OT земли флагман-
ский бомбардировщик твардии подполков-
ника Горшунова. Одна за другой старто-
вали в воздух группы Героев Советского
Союза твардии майора Склярова-и гвар-
	\хии капитана Бочина. На кругу к 00м-
	бардировщикам пристроилиеь истребители

то дальность действия установки «H2S8»
при полете по импульсным маякам весьма
велика. Система импульсных маяков дает
возможность решить задачу вождения с8-
молетов велепую на большие расстояния.

Аппаратура «На» основана на ис-
пользовании принципов радиолокации и
телевидения. Практическое ссуществление
вв оказалось возможным благодаря успеш-
ному разрешению ряда сложнейших радио-
технических проблем, среди которых сле-
дует в первую очередь отметить вопросы,
связанные с тенерированием и приемом
электромагнитных волн сантиметрового диа-
пазона. Благодаря этому удалось получить
изображение достаточно высокого качества.
Используя аппаратуру «Н23», можно про-
изводить с большой высоты бомбометание по
крупным депо, фабрично-заводеким построй-
кам, мостам, караванам судов ит. п.
Уменьшение высоты в некоторых случаях
даже неблагоприятно сказывается на ка-
честве получаемого изображения местности,
Tak как веледствие интенсивного отраже-
ния излучений землей на экране появляет-
ся фон.
	Нанорамные радиолокаторы типа «H2S8»
весьма успешно применялись союзниками
во второй мировой войне. Эффективность
действий дальнебомбардировочной авиации
союзников по промышленным центрам
Германии и ее сателлитов наводила немцев
на мыель 0 том, что у противника имеется
новая весьма точная аппаратура. Некото-
рое время немцы не могли получить до-
остаточной информации относительно этой
аппаратуры. Но в начале 1943 года им
удалось сбить английский бомбардировщик,
оборудованный панорамным  бомбоприце-
лом «Н25». Не располагая подобного рода
аппаратурой, немцы мобилизовали большие
средства для того. чтобы скопировать анг-
лийскую установку. Вместе ¢ тем она
разработали самолетную аппаратуру, пред-
назначенную хля обнаружения и указания
координат бомбардировщиков, °оборудован-
ных установками типа «Н25». Такая an-
	паратура устанавливалась на немепких
истребителях-перехватчиках.

Появление ее натолкнуло английских
	специалистов по радиолокации на мыель э
целесообразности периодического действия
радиобомбоприцела в течение небольших
интервалов времени. Это затруднило бы об-
наружение его противником. Но надо
	Поздно вечером закончился учебный   — Служу Советскому Союзу! — отве-
день в лагере гвардойцев. Он принес боль-   тит Дубровин.

ую пользу воздушным бойцам в деле
my! MOXbSy BOSXYMTADIM OOuNaM BX Вокоре за отличную учебу благодар-
	совершенетвования боевого мастерства.
Старший лейтенант В. СМОЛИН.

ность получил и сержант Новгородов,
Гвардии ефрейтор И. ГРЕЧКИН,
	Одесский военный округ.
	иметь В ВИДУ, ЧТО При выключении Anilapa-
	турьЕ «Н2э» облучение земли е самолета
	прекращается, а полученное На экране
изображение исчезает, так что экипаж мо-
жет не успеть ориентироваться по мест-
ным предметам. Для предотвращения этого
следует применять экран, способный сох-
ранять воспроизведенное на нем изображе-
ние в течение длительного времени, исчис-
ляемого минутами и даже десятками ми-
нут. Тогда установку «H2S» достаточно
включить лишь на один полный оборот ан-
тенны, в течение которого на экране будет
записано изображение местности. По исте-
чении некоторого времени штурман может
в помощью электричества «етереть» стз-
рое изображение и, включив установку,
получить новое. Неизвестно, чтобы такими
‘установками кто-либо пользовался, но вон-
рос 06 их пелесообразности поднимался.

Панорамные радиолокаторы успешно при-
менялись стратегической авиацией союзни-
ков во время налетов на Берлин, Гамбург
й другие индустриальные и политические
центры Германии. «Применяя это радарное
устройство («Н25»), — сообщает журнал
«Аэроплен» (август 1945 года), — коман-
`дование бомбардировочной авиации в июле
1943 года произвело атаку Гамбурга, ropo-
да, равного по площади Бирмингаму и Ман-
‘Честеру, взятым вместе. В результате че-
тырех следовавших друг за другом маеси-
рованных налетов, во время которых 2.630
самолетов сбросили свыше 8 тысяч тонн,
было разрушено 10 кв. миль застроенной
площади — 34 всей цели — и причинен
ущерб больший. чем испытанный города-
ми Англии от всех немецких самолетов».

Так же весьма успешно  применалиоь

Радиотехнические средства паведения боглоардировочной
	ЫТЫ Целяг
	авиащии и бомбометание по зам
		ПО МАТЕРИАЛАМ
ИНОСТРАННЫХ
ЖУРНАЛОВ
		Ценные подарки отличникам
боевой и политической
подготовки
	ПРИКАРПАТСВИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
(От наш. соб. корр. по телеграфу). Раз.
ведывательная эскадрилья гвардии майор
Суворова долгое время удерживает перв
место в полку по боевой и политической
подготовке. Летчики этой  эсцадрильй
успешно отработали упражнения по тех»
нике пилотирования, групповой слетан
ности и воздушной стрельбе,

Недавно Н-ский гвардейский разведыва
тельный авиационный полк, в состав. ко-
торого входит эскадрилья гвардии майорз
Суворова, посетил генерал армии Еремей
ко. За отличные успехи в боевой и поли
тической подготовке генерал наградил
командира звена гвардии капитана Анос0е
ва и командира экипажа гвардии старшего
лейтенаита Рогачева золотыми часами,
	УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ
ПРИОБРЕЛИ НОВЫЕ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
	ЧЕВИНГРАД, 19 июля. (TACC), Co
стоялея очередной выпуск в профиколе
№ 2. Здесь приобретают новые профессии
бывшие воины, которых ранение лишило
	возможности работать по своей старой
специальности.
	чивается один из радиусов, отмечающий
направление продольной оси самолета. Эта
курсовая черта образуется вследствие за-
мыкания специальной пары контактов
всякий раз, когда направление излучения
вращающейся антенны совпадает ве про-
тольной осью самолета.
	Бембометание. Данные, получаемые
помощью аппаратуры «Н25», достаточны
для определения упреждения по скорости
и высоте и осуществления  прицельногь
бомбометания. Задача сводится & точному
установлению момента сбрасывания бомбы
или расстояния до цели.

Обнаружив цель, штурман должен опре-
делить ее координаты относительно само-
лета, а также путевую скорость самолета.
Упреждение получается полуавтоматическя
в помощью таблиц, нанесенных на специ-
альные барабаны. Каждому типу бомб со-
ответствует определенный барабан, выбор
требуемой таблицы определяется высотой
и путевой скоростью самолета. Установка
упреждения производится вращением 6a-
рабана, причем это вызывает изменение
радиуса светящейся окружности на экране
индикатора. После того, как требуемое уп-
реждение найдено, штурман наблюдает за
перемещающимся изображением пели и в
момент, когда оно набегает на вепомога-
тельную светящуюся окружность, OCBO-
бождает самолет от бомбового груза.
	Остановимся, наконец, на использовании
радиобомбоприцела для вождения самолета
по импульсным маякам.

Возможность. ориентировки B воздухе
по местным предметам при отсутетвии He-
посредственной видимости их, а также зна-
ние скорости и высоты полета позво-
ляют осуществить полет вслепую. Он зна-
чительно облегчается применением импуль-
CHEIX МАЯКОВ, .
	При этом импулье, посланный антенной
самолетного радиолокатора, воспринимается
маяком, и тот излучает ответный импульс.
Так как мощность ответного импульса зна-
чительно превосходит интенсивность излу-
чения, отраженного местными предметами,
	Схематическое воспроизведение местно-
сти, над которой пролетает самолет, дает
возможность решать ряд вспомогательных
задач навигационного характера. Остано-
вимея на некоторых из них.
	Круговой обзор местности. На экране
трубки кругового обзора воспроизводится
изображение местных предметов. Поиск пе-
IM осуществляется сличением изображе-
ния, получаемого на экране, с картой
или, что значительно удобнее, с фотогра-
фическим снимком экрана, выполненным
при предварительном полете по той же
трассе и заранее дешифрованным. Однако
это не обязательно, особенно для штурма-
на, имеющего некоторый навык в работе с
радиобомбопринелами. Обычно карту под-
вергают предварительной обработке, кото-
рая состоит в выделении ориентиров; даю-
щих хараклерные изображения на экране.
Один или несколько подобных ориентиров
всегда можно найти в зоне действий са-
молетного радиолокатора.

Чтобы, используя при бомбометании
установку «Н25», удобнее было  еличать
карту местности в изображением на экра-
не. это изображение ориентируют, подобно
карте, то-есть таж, чтобы верхний обрез
его соответствовал северу, независимо от
курса самолета. Конструктивно это дости-
тается сопряжением развертки индикатор-
ной трубки с дистанционным электрическим
компасом.
	Определение неординат цели относитель-
но самолета. Прибегая к аппаратуре «Н25»,
можно определить азимут цели, дальность
до нее (наклонную и по горизоптали) и вы-
спту полета.

После того. как изображение цели на
экране опознано, определение ее азимута
не представляет труда и производится про-
стым отечетом по лимбу. Задача определе-
ния расстояния до пели сводится в измер»-
нию интервала времени между излучени-
ем зоплирующего импульса а приемом сиг.

*) Окончание. Начало см. «Сталинский
сокол» № 86 от 18 июля 1946 г.
	нала, отраженного целью, или, ITO TO KC,
самое, к измерению расстояния изображе-
ния цели от центра экрана ¢ помощью
подходящего масштаба. Для этого на том
же экране серией вспомогательных им-
пульсов воспроизводят светящуюся ок-
ружность, радиус которой можно изменять
вращением специальной рукоятки (ручки
дальности). Рукоятка связана с лимбом,
проградуированным в единицах  раестоя-
ния. Изменяя радиус вспомогательной ок-
ружности и совмещая ее с изображением
цели, можно измерить интервал времени
между излучением и приемом импульса.
Это время однозначно определяет наклон-
ную дальность, которую оператор может
прочитать на лимбе.

Дальность до цели по горизонтали, зна-
ние которой необходимо для прицельного
бомбометания на больших расстояниях
(порядка 50 км и выше), практически не
отличается от наклонной дальности, но их
различие становится вполне ощутимым на
расстоянии меньше 20 км, то-есть на ди-
станциях, где производится бомбометание и
где необходима поэтому наивысшая  точ-
ность. Она обеспечивается полуавтомати-
ческим пересчетом наклонной дальности в
горизонтальную — соответствующими таб-
лицами.

Высота полета определяется специальной
‘ивликаторной трубкой, на экране которой
‚воспроизводятся, в виде ряда воплесков,
отражения от местных предметов. Первый
из них соответствует отражению от точки,
нахолящейся непосредственно под самоле-
том; положение его зависит от высоты по-
лета, Манипулялия определения высоты
состоит в совмещения изображения вепомо-
гательного импульса с первым  отражен-
НЫМ ИМПУЛЬСОМ.

Для определения курса самолета на эк-
ране основной индикаторной трубки заеве-
	зов же весьма успешно применялись
панорамные радиолокаторы против подвол-
ных лодок противника. Налводные суда п
всплывшие на поверхность подводные
лодки изображаются па экране радиолокато-
ра в виде отчетливых светлых пятен. Этим

облегчается обнаружение их с самолета, Во
pnouwa Вили онл О ЕАН:

Rammer mye

Б этом выпуске школа подготовила 2
нормировщика для  машиностроительных
заводов, 7. слесарей-ремонтников, 22 порт
ных, 13 фотографов, 38  сапожников
Многие из выпускников получили 00168
высокую квалификацию, чем имели 10
войны. Бывший рабочий завола «Больше
	вик» Шустров возвращается на свое род
ное предприятие работником отдела глав
	время Бискайской битвы ан:лийская авиа-
ция, оборудованная панорамными  радиоло-
каторами, сковала маневр вражеских пол-
	с DE OAROU AEA TO Ae   OPO TeX WOTOra,

толок. Они были вынуждены действовать На трубочном заводе имени Калинин
группами, чтобы иметь возможность отра- будет работать вновь ето старый рабочий
жать атаки с возлуха. В результате анг.

mans 2%
	ТОВ. АЛЕКСАНТИОВ.
	осел ононов, Награжденный орленаме
зеного Знамени и Отечественной войны,

Школа работает два гола. За это врем
	она вернула к труду около 350 инвалид
Отечественной войны.
	личане выиграли битву с подводными лод-
аи Ч ЗАО Не и о pat
	ками и застраховали Великобританию от
морской блокады.
	Инженер-капитан В. ВЛАСОВ.