эй июля 1946 г., № 89 (491.

СТАЛИНСКИЙ сокол
			Порочны

(От коррее
	душный бой на вертикалях, .
Снимок сделан старшим лейтенантом А. Дмитриевым с борта самолета
Героя Советского Союза гвардии майора Г. Балашева.
		Морская тактическа
	ПРИМОРСКИЙ ВОЕННЫЙ О%8РУГ. (0т
наш. соб. корр. по телеграфу). Утром в
штабы авиачастей был - перелан условный
	сигнал — «Стрела». Не прошло и минуты,
	как в штабах уже кипела работа. Началась
штабная игра офинеров Н-ского авиасое-
динения на тему «Боевые действия штур:
мовиков над морем».

Игре предшествовала длительная и все-
сторонняя подготовка: Офицеры прослушали
цикл лекций о тактике военно-морских сил
иностранных государств и методах нанесе-
ния ударов с воздуха по кораблям и судам
флота. Перед началом игры вее офицеры на-
несли тактическую обстановку на карты.
Обстановка была сложной и требовала от
штаба гибкого руководства.

«Синие» транспортными самолетами про-
изводили интенсивную переброску своих
войск в ближайпгие порты, а оттуда на во-
енных кораблях намеревались высадить
морской десант на один из полуостровов.
«Противник» замышлял ‹ захватить плац-
дарм на суше и потом уже, по мере накоп-
ления сил, развить наступательные дейст-
	ВИЯ В ГЛУбЬ материка. Авиация «синих»:
	особой активности не проявляла. Только
разведчики производили усиленные поиски
мест сосредоточения войск и техники «крас
	я игра DITYPMOBHROB
	общения и оборонительные сооружения в
районе береговой черты.

Штабные офицеры во всех деталях изу-
чили обстановку и в любую минуту могли
дать командиру точную справку для приня-
тия наиболее правильного решения.

Один за другим командиры принимали
решения. Лучшим был признан боевой при-
каз офицера Терентьева, опытного коман-
дира, Участника многих сражений Ве-
ликой Отечественной войны.

Исходя из конкретной обстановки, офи-
пер Терентьев решил всеми  имею-
щимися у него средствами атаковать тран-
спортные суда с десантом в открытом море.
По его замыслу, удар наносился сосредото-
ченный, пятью группами «Ильюптиных» в
общей колонне. при дистанции между груп-
	своих‘пами в 400—600 метров, что позволяло
	при первой же атаке парализовать проти-
вовоздушную оборону «противника». Штур-
мовики должны были нагрянуть на «синих»
с тыла, используя солнце, и уйти от пели
под прикрытием дымовой завесы.

Морская тактическая игра штурмовиков
прошла организованно и многое дала офице-
рам штаба в изучении порядка обеспечения
ударов сухопутной штурмовой авиации при
действиях по кораблям и. транепортам «про-
	О тактике боя ресктивных
истребителей

Статья полковника Н. Шаурова «Неко-
торые особенности воздушного боя реак-
тивных самолетов», опубликованная неко-
торое время тому назад в «Сталинском со-
коле», поднимает важный, имеющий
большое практическое значение вопрос.

Реактивные самолеты стали действи-
тельностью! Они успели принять некоторое
‘участие в боевых действиях в последние
месяцы второй мировой войны и в настоя-
‘щее время получают все большее разви-
тие. В связи с этим вопросы боевого при-
менбёния нового вида воздушного оружия
пзедставляют немалый интерес.

Мне хочется поделиться некоторыми
соображениями о тактике воздушного боя
реактивных истребителей. ~

На первый взгляд может показаться,
что большая скорость полета, плохая ма-
невренность самолета и пока что неудо-
влетворительная приемистость реактивных
двигателей заставят отказатьея от груп-
повых действий и потребуют выработки со-
вершенно новой тактики боя этих ©змоле-
тов. Но если учесть, что один самолет не
обладает достаточной силой в воздухе и
ограничен противодействием истребителей
	противника, & повторные атаки из-за боль-
	ших скоростей и плохой маневренности 38-
труднены, то становится яеным, что. груп-
повое использование реактивных истреби-
телей неизбежно. ~

Однако использование истребительной
авиации будет базироваться на более со-
вершенных принципах как в организаци-
онном, так и в оперативном отношении. _

Основные тактические приемы ведения
боя — принципы поиска, выбора огневой
позиции, сближения и атаки — должны
сохраниться. Сохранятея также пары и
труппы, эшелонирование истребителей по
высотам и распределение сил на ударную
и прикрывающую группу. о

Несомненно, некоторые особенности те-
активных самолетов затрудняют групповой
полет и бой истребителей. Централизован-
ное управление командира своей группой
усложнится, так как она не будет такой
компактной, какой была прежде.

Й все же группа вряд ли вытеснится
из тактики. Она будет выглядеть, как фяд
боевых пар, растянутых по интервалам и
взаимодействующих между собой огнем и
маневром. Групповые полеты и воздушный
бой были и останутся высшим классом
тактики воздушного боя.

Сила группы заключается в силе пар.
Поэтому значение отработки действий пары
приобретает еще большую остроту, чем
это было раньше. Две пары составят зве-
но — наиболее маневренное подразделе-
ние, способное выполнять боевую задачу
и образующее основу ‘боевого порядка.

Усложнение централизованного управле-
ния группой потребует от каждого летчика
большей инициативы и грамотности в при-
нятии и проведении в жизнь решений, за-
ставит каждого воздушного бойца еще
лучше знать свое место и маневр при раз-
личных создавшихея в воздушном бою по-
ложениях.

Роль командиров групи в таком бою cBe-
дется к общему руководству и подаче по
радио команд 0 распределении сил для
атаки и прикрытия‘ своих самолетов, к
вызову (в случае необходимости) помощи,
к прекращению боя и подаче команд о пе-
ренацеливании, к сбору группы для воз-
вращения Ha свой аэродром. Однако
командир не сможет так полно руководить
боем и вникать во все его детали, как это
имело место раньше.

В процессе боя каждой паре предстоит
выполнять свое задание, сообразуя его с
интересами всей группы, так, как подека-
жет обстановка боя, и проявляя при этом
личную инициативу в выборе тех или иных
маневров.

Пары будут иметь большую связь oC
	словами, быть дисцинлинированным. Дис-
циплина является но только одним, из ис-
точников силы нашей армии, она, кроме
	того, определяет нравственное состояние
личного состава армии, так как наруше-
ние военнослужащими уставных требова-
ний на службе или вне еь представляет
	аморальное явление,
	командиром звена. Поэтому командир звена
должен умело использовать всю силу ©во-
их самолетов, не переставая ни на минуту
следить в процессе боя за складывающейся

в воздухе обстановкой, и вносить коррек-
тивы в действия своих летчиков, 8 также
держать связь с командиром группы и
выполнять его. указания,

На базе старых родятся новые тактичеы
ские приемы поиска, сближения и атаки,
наиболее подходящие для данных самоде-
тов и их оборудования.

‚ Сущноеть боя, как и. прежде, сведется
в тому, чтобы раныше обнаружить в в03-
духе противника, подойти к нему незаме-
ченным, маскируясь солнцем, облачностью,
дымкой и фоном местности, неожиданно
атаковать его и сбить. Еели же первая
‘атака была неудачной, то следующий сз»
‚молет должен немедленно атаковать про»
тивника, не давая ему уйти или опомнить-
ся, Конвейерность атаки взаимного прикры-
‘тия в паре и звене должна быть отрабо-
‘лана безукоризненно, Противник, обла-
‘дающий достаточной скоростью, может
предотвратить повторную атаку одного и
того же атакующего. Это особенно важно
для истребителей-перехватчиков, которые,
обладая `малой продолжительностью поле-

та, часто вторую атаку произвести не смо-
рут.

Поэтому воздушный бой реактивных ©8*
молетов, по нашему мнению, особых отли
чий от боя нереактивных самолетов иметь
в основном не будет. Его задачей является
завоевание превосходства в высоте, даю-
щего ряд преимуществ над противником.
А для этого необходимо располагать доста»
точным ‘запасом скорости и подойти в по-
лю боя с большим ее запасом, чем у про-
тивника. В процессе боя запас скорости
нужно расходовать экономно.

Реактивный самолет МЕ-262 за боевой
разворот е максимальной скорости полета
набирает до 2.000 м., а теряет в пикиро-
вании для набора этой же скорости, с уче-
том вывода в горизонтальный полет, зна»
	чительно больше. Пользоваться в 00ю пи
	кированием для разгона скорости невыгод-
	HO, так как это повлечет за собой потерю
преимущества в высоте над противником,
То же можно сказать и о применении в
бою переворотов. Начальная” скорость вво-
ца в переворот намного выше, чем у преж-
	них самолетов, и нарастание ее значитель- i
	ное, а резкий вывод из-за больших пере»
грузок невозможен. Это также повле-
чет за собой большую потерю высоты.

Волее выгодно после выполнения BO
ходящей эволюции набирать скорость по-
логим снижением с углом не более 10—
15°. Прирост скорости при этом вначале
будет значительный, а потеря высоты не-
большая.

Истребители-перехватчики © жЖидкост-
ным реактивным — двигателем, ‘° обла-
дающие большими вертикальными скоро-
	сетями, в бою широко применят вертикаль-
	ный маневр, затягивая истребители C тур-
бореактивными двигателями на высоты,
неблатоприятные для их работы.

Так как  бамолеты-перехватчики ©
жидкостным реактивным двигателем  рас-
полагают малой продолжительноетью  по+
лета, a 0б0р большой группы тре-
бует определенного времени, то наиболее
целесообразно применять их парами. Пара
самолетов явится. основной ‘тактической
единицей. Это усилит ударную силу и 606-
способность таких самолетов. Для отраже-
ния больших налетов в район операции
будет высылаться достаточное число пар
этих истребителей, способных отразить
нападение.

Реактивные самолеты из-за отсутствия
винтов и других вредных сопротивлений
медленно гасят скорость, Но опасаться то-
го, что при атаке реактивный самолет
может проскочить противника и попадет
под его огонь, не приходится. С ростом
скоростей истребителей растут и скорости
бомбардировщиков. Разница их попрежне-
му составит 150—200 км/час.

Реактивный бомбардировщик будет рас-
полагать максимальной скоростью, близкой
К скорости истребителя, хотя пользоваться
ею в строю и при выполнении боевого за-
дания он не сможет, так как при работе
мотора на максимальных оборотах потре-
буются значительные расходы горючего,
Это сильно сократит дальность его полета,
тедовательно, в группе бомбардировщики
вынуждены держать скорость не более
0,7—0,8 от максимальной.

Скорость сближения при этом вполне
позволит, начиная с дистанции 600 ми
	кончая дистанцией 200 м, дать по UDO)
	тивнику от 5 до 8 прицельных очере-
дей. Поэтому гасить скорость для пристре-
ливания к бомбардировщику нецелесооб-
разно. Такой избыток лучше использовать
для занятия удобной по высоте огневой
позиции перед повторной атакой и для
сближения © врагом, Правда, выход из
атаки из-за худшей маневренности само-
лета необходимо будет начинать немного
раньше. -

Для атак по наземным целям примене-
ние тормозных щитков может оказаться
необходимым. Если учитывать, что нара
стание скорости при планировании и пи
кировании значительное, а потеря. высоты
на выходе из атаки болыная, то дейст-
вительно, для успешной атаки цели, воз-
можно, и потребуются тормозные щитки,
Но говорить 06 этом пока трудно. Ведь
цель не обязательно атаковать под углом
50—80°, Мы знаем из опыта боевой прак-
тики закончившейся войны, что атаки
углом пикирования (вернее — планирова-
ния) в 15—2()° имели не меньший уепех,
чем атаки под углом 80°. Так что вопрос
0 целесообразности применения щитков
окончательно разрешится в процессе экс-
плоатации самолетов.

Большой радиус горизонтального манев-
ра даст возможность противнику, при не-
благоприятных для него условиях, ото-
рваться от атакующего и выйти из боя.
Поэтому принцип внезапности приобретает
еще большее значение. Наиболее благо
приятной для уничтожения врага нужно
считать первую атаку.

Детализировать бой реактивных истре-
бителей сейчас еще рано, но общие черты
тактики боя этих самолетов, нам кажется,
такие, как мы их здесь описали.

Герой Советского Союза
	гвардии майор И, ТИМОФЕЕНКО.
	ий метол обучения
	«Сталинского сокола»)
	— У меня ие горят лампочки (речь идет
о выпуске шасси). Что делать? — запра-
шивает по радио лейтенант Малютин. Тут
же по радио он получает”от своего команди-
ра готовый «рецепт»:

— Наберите высоту 600 метров, сделай-
те аварийный выпуск. Сообщите, как по-
HANH.

При наблюдении таких фактов невольно
возникают вопросы: была ли здесь предва-
рительная подготовка, изучалась ли на тео-
ретических занятиях материальная часть
самолета? Где были командиры, когда с
летчиками отрабатывалась индивидуальная
техника пилотирования? И имеет ли право
летать самостоятельно и тем более выпол-
нять учебно-боевыё задания тот воздушный
воин, который не знает, кзЕ ему дейетво-
вать в воздухе; и не в состоянии в нужную
минуту принять решение об аварийном вы-
пуске шасси?

Эфир забит ненужными указаниями, и
радио используется главным образом не для
деловых, коротких и ясных команд того
или иного руководителя полетов, з для бее-
конечных подсказок. Было бы куда лучше,
если бы командир эскадрильи капитан Кры-
лов спросил по радио у младшего лейтенан-
та Малютина, какое он принял решение
при затруднении © выпуском шасси. Й
только в том елучае, если бы это решение
было явно ошибочным, подсказал бы летчи-
ку; что ему делать. Вуда больше пользы
принесло бы такое руководетво командира.

Следить за каждым шагом летчика, зани-
маться все время ненужной опекой — по-
рочная практика.

Мы беседовали с младшим лейтенантом
Смирновым о том, помогают ли ему различ-
ные советы и подсказки в то время, когда
он идет на посадку.

— Нет, — чистосердечно признался тов.
Смирнов, — они только мне мешают. Я дол-
жен в этот момент строго следить за CKO-
POCTLIO, за приближением земли, сосредото-
чить рее внимание на расчетах при погад-
	KO, а тут меня перебивают по радио много-
	численные указания, и подчас Не онаеть,
что делать, и думаешь, ты ли сажаешь са-
молет или тот командир, который находится
на земле.

Ничему не научил руководителей боевой
учебы и такой анекдотический случай, про-
исшеднтий с младшим лейтенантом Cepre-
евым. Сажая самолет по подсказке с земли,
он совершил ряд ошибок, причем самолет
выкатился за пределы аэродрома и уткнул-
ся носом в землю. Такая посадка только по
счастливой случайности не кончилась серь-
езной поломкой. Когда командир, дававший
по радио советы и приказания, спросил
Сертеева; что с ним случилось, лейтенант
ответил:

— Я тут не при чем; все делал так, как
вы приказывали. Я вас так понял.
	Почему же все это происходит? Команди-
	ры эскадрилий, занимаясь боевой подготов-
кой летного состава, ошибочно полагают,
что таким методом можно привить летчику
больше навыков и знаний, а главное — из-
бежать поломок и аварий. Эти товарищи
глубоко заблуждаются. Именно такая онека
может породить поломки и аварии, ибо лет-
чик, привыкиий к подсказкам, оставшись
без няньки и не зная, что ему делать, 6у-
дет допускать грубые ошибки.

Не следует забывать, что авиационная
техника быстро развивается, растут скоро-
сти самолетов, усложняется техника пило-
тирования. Значит, в учебе надо возможно
больше обращать внимания на изучение
техники, прививать летчику инипиативу.
сообразительность, выращивать из него ма-
стера воздушного боя. Только тогда летчик
и командир пофразделения будут находиться
на высоте стоящих перед ними задач.
	Подполновник Г. ЗАЛУЦКИИ.
Майю Г. СОЖИН.
	корреспондентов
	Летчики H-crok штурмовой авиационной
части, летая на «Ильюшин-10», пере-
шли к отработке более сложных комплек-
еных упражнений по Куреу боевой подго-
TOBRE. ,

Мы присутствовали на учебно-трениро-
вочных полетах экипажей эскадрилий май-
ор& Рябцева и ‘капитана Крылова. Штурмо-
вики звеньями уходили на полигон, делали
в воздухе различные построения, после чего
с нескольких заходов обрабатывали цель —
наносили удары по артиллерии и живой
силе «противника». Таким образом, одновре-
менно проверялись техника пилотирования
и групповая -слетанность; & также умение
летчиков и воздушных стрелков поражать
цели бомбами и пушечно-пулеметным ог-
нем.

Летный хдень был в полном разгаре.
Наблюдая за полетами, мы заметили, что
большинство летчиков и даже некоторые
командиры звеньев, как, например, старший
лейтенант Рукавишников, плохо произво-
дили взлет и посадку. Вазалось странным
что, отрабатывая упражнения Курса боевой
подготовки, связанные с бомбометанием,
стрельбой и групповой елетанностью, лет-
чики не умеют выполнять элементарных
требований начальных упражнений. Еще
более странным было то обстоятельство, что
на этот явный недостаток в технике пило-
тирования руководители учебы не обраща-
ли должного внимания.

На вопрос, знает ли об этом инспектор по
технике пилотирования и какую помощь
оказывает он летчикам, мы получили ответ.

— Инепектор по технике пилотирования
подполковник Заплетняк был здесь около
месяца ‘назад; походил по аородрому и
больше ничего не сделал.

Оказывается, инспектор не только не по-
интересовался, как идет учеба летного со-
става, но и не проверил техники пилотиро-
вания у руководящего состава части; & это
вхолит в крут его прямых обязанностей.
	Здесь укоренилось вредное убеждение в
том, что все недостатки при взлетах и по-
салках зависят от плохого аэродрома. Но
при нас это положение было наглядно оп-
ровергнуто некоторыми летчиками, в ча-
стности командиром эскадрильи капитаном
Крыловым, по всем правилам посадившим
самолет. Кроме того, никогда не следует за-
бывать: что во время Великой Отечествен-
ной войны наши воздушные воины вели
успешные боевые действия, летая со зна-
чительно более худших аэродромов, & подчас
с совершенно неблагоустроенных площа-
док.

Значит, причина не в плохом аэродроме.
Корень зла заключается в том; что здесь
укоренилея порочный метод обучения, со-
стоящий в чрезмерной опеке над летчиком.

Приведем для наглядности такой пример.
На горизонте появляется самолет, возвра-
щающийся с боевого задания. С этого мо-
мента командир эскадрильи или руководи-
тель полетов считает своим долгом давать
указания летчивку, как ему производить по-
cary. Интенсивно начинают работать пря-
емная и передающая рации; и командир
превращается в няньку. Только и слышны
возгласы и команды: «Гасите скорость».
«Выпустите  Щитви!», «Подтяните!»,
«Больше крен!», «Прибавьте газ!» ит. д.

Можно было подумать, что летчики при
такой подсказке будут производить взлет и
посадку отлично. Отнюдь, нет. Большинетво
самолетов садится плохо, © промазом, донус-
каются какие-то невероятные «козлы».
	Приходится удивляться; что опытный ме-
тодист командир эскадрильи майор Рябцев
так опекает не только рядовых летчиков, но
и командиров звеньев. Как может майор
дать об’ективную оценку посадки летчика,
если тот совершает ее по его же подсказке?
Эти же недостатки присущи хорошему,
опытному командиру эскадрильи капитану
Атылову.
	}
	мать. =
	ных», фотографировали аэродромы, пути с0- тивника» на море.
	Беседы о славных делах русских моряков

В Липецкой высшей офицерской летно:
тактической иколе деятельно готовятся ‘kK
встрече -Дня : Военно-Морского Флота.
всех подразделениях проходят лекции,
доклады и беседы о славных победах рус;
ских моряков, об их героических подвигах,
о наших великих флотоводцах.

В части, где парторгом офицер Синель-
щиков, лекцию на тему «Петр [ — OCHOBO=

положник русекото военното флота» прочи:
	тал гвардии майор Малыженков. В подраз-
делении лейтенанта Артюх доклады о Дне
Военно-Морского Флота сделают офицер
Илясов и старший сержант Еторов. Ряд
бесед будет проведен в  отлельной авиа-
эскадрилье, где парторгом капитан Суздаль-
Wes.

Летчики, техники, авиамеханики, ору-
жейники и мотористы школы свято чтут
память основателя русского военного флота
Петра I, ube uma связано с историей Ли-
пецка. Для осуществления замысла
Петра   — создания «могучего морского
каравана» — нужно было много леса,
пеньки, железа, Beem этим был. богат
	  район Липецка, А самое главное-— отсюда
грузы легко было водным путем перепра-
злять в Воронеж; где ‘находились ©удо-
строительные верфи; Поэтому Петр Г оено-
вал в. Липецке. «железные заводы», кото-
рые делали для флота ядра и пушки,
`цепи и якоря, твозди и скобы.

В Липецке, на горе, недалеко от реки
  Воронеж, возвышается трехгранный шпиль
  — памятник Фетру I, построенный на
  средства жителей города. Хорошо сохрани-
  лась канцелярия Петра 1. В парке стоят
  корабельные орудия и ядра к ним. В крае-
ведческом музее собраны якоря, пушки
разных калибров, различное оружие, ста-
ринные предметы домашнего обихода.
`В связи е приближением Дня Военно-
Морского Флота число посетителей музея и
мест, связанных с жизнью Петра Т, значи-
тельно возросло. Сюда. часто приходят авиа-
 торы. Они подолгу. рассматривают экепо-
наты, внимательно изучают исторические
JORVMCHTEL.

ЛЕШИН.
	Ленинградский военный округ.
	Честь и достоинство советского воина.
	a aad
Полковник В. ГРИШИН
	груди и не заставляет таращить глаза.
Он смотрит на геройство без панибратства
и, очевидно, понимает, что это совсем не
такая заурядная вещь, которую можно
всегда носить с с0б0й, в числе прочей
амуниции».

Высокий моральный дух советских
солдат и офицеров был одной из тлавных
предпосылок нашей победы.

Полководцы всех времен придавали ог-
ромное значение роли морального фактора
на войне. Известный французский  воен-
ный историк Мальяр в своей книге «Эле-
менты войны» писал: «Неть сила, старая,
как мир, и тем не менее вечно юная —
сила, более страшная, чем пушка и
ружье, способная к порождению  всевоз-
можных сюрпризов, ибо она мгновенно
создает самые неожиданные средства для
действия, чрезвычайно разнообразные и в
то же время удивительно  соответетвую-
щие обстановке. Эта сила, разлившиеь В
_зассах, возбуждает, одушевляет HX  U
делает их способными к принесению вели-
чайших жертв для победы. Нраветвенная
сила заставляет склоняться счастье по-
беды на свою сторону».

Наполеон свое отношение к роли мо-
рального фактора выразил следующей
красноречивой формулой: «На войне нрав-
ственный элемент относитея к физическо-
му. как 3: 1».
	Ленин и Сталин; анализируя причины
успеха Красной Армии в гражданской
войне, много раз отмечали, что успех обес-
печиваетея благородством и мужеством,
высоким нравственным обликом  краено-
армейцев и командиров. В 1920 году,
выступая на расширенной рабочей и крас-
ноармейской конференции Рогожеко-Симо-
новского района Москвы, Ленин говорил:
«Во всякой войне победа в конечном ече-
те обусловливается состоянием духа тех
масс, которые на поле брани проливают
свою кровь. Убеждение в справедливости
войны, сознание необходимости пожертво-
вать своей жизнью для блага своих брать-
ев поднимает дух солдат и заставляет их
переносить неслыханные Тяжести. Ilap-
	ские генералы говорят; что наши вкрасно-
армейцы переносят такие тяготы, какие
никогда не вынесла бы армия - царекого
строя. Это об’ясняется тем, что каждый
рабочий и крестьянин, взятый под ружье,
знает, за что он идет, и сознательно про-
ливзет свою кровь во имя торжества спра-
велливости и социализма».
	Партия Ленина— Сталина на протяже-
	нии всей своей истории неустанно зани-
мается воспитанием высоких моральных
качеств в нашем народе. Еще. в годы под-
полья марксистская пропаганда о нашей
партии в рабочей среде пробудила классо-
вое самосознание пролетариата и воспи-
тала в нем такие нравственные качества,
как честность перед своим классом, дис-
циплинированность, взаимная поддержка,
самоотверженность в‘ борьбе и организо-
ванноеть. Это были основы новой проле-
тарской революционной морали.
	Великая Октябрьская социалистическая
революция подняла мораль всех. народов
России на неизмеримую высоту. Она пре-
вратила обездоленных людей в рав
ноправных членов многомиллионного кол»
леклива строителей социзлистического го
сударства, сделала их совладельцами всех
богатств страны. Любовь к труду, к под-
вигу во имя счастья и процветания co-
циалистической Родины стала одним из
главных элементов нравственности наше-
то народа, принципом коммунистической
морали.

Воспитанные в духе коммунистической
морали; солдаты и офицеры Врасной Ар-
мии в борьбе с немецкими захватчиками
продемонстрировали отвагу и блатород-
ство, правдивость и честность. Это яви-
лось одним из важнейших факторов побе-
ды над гитлеровекой Германией.
	Даже в самое трудное для нашей стра-
ны время, когда военные специалисты за
рубежом предрекали быстрое и неминуе-
Moe поражение Советского Союза, наш
народ был уверен в своей окончательной
победе над врагом. И он победил.

_С победоноесным завершением войны
перед советеким народом встали ответ-
ственные задачи, которые заключаются в
том, чтобы закрепить победу и двинуться
дальше вперед, к новому хозяйственному
под’ему. Большевистская Партия подняла
	Приказом Министра Вооруженных Сил
Советского боюза Генералисвимуеа И; В.
Сталина введен в действие Дисциплина? -
ный устав Вооруженных Сил Союза ССР.
В нем огромное внимание уделяется воин-
ской чести и достоинетву.

«Каждый начальник, — говоритея в
уставе, — обязан решительно и твердо
требовать соблюдения воинской дисципли-
ны, постоянно воспитывать своих подчи-
ненных в духе неуклонного выполнения
всех ее требований, развивать и подкер-
живать у них сознание воинской чести и
воинского долга».

В главе «05 офицерских судах чести»
сказано: «Суды чести создаются для ох-
ранения достоинства и чести офицерского
звания. На них возлагается рассмотрение
поступков, недостойных звания офицера,
роняющих воинскую честь или несовме-
стимых с понятием о нравственности».
	Воспитанию чести и достоинства Y
солдат большое значение придавали вели-
кие русские полководцы. Суворов в своих
заветах к солдатам говорил: «Обывателя
не обижай... Солдат — не разбойник»,
«Покажи на деле, что ты русский», «Доб-
poe имя должно быть у каждого честного
человека, лично я видел это доброе имя в
славе своего отечества: мои успехи имели
исключительной целью ero благоденст-
_вие».

Русский воин всегда отличалея  благо-
родетвом, честностью и скромностью.

Великий писатель Салтыков-Щедрин
писал:

«Котда я прохожу мимо берлинского
офицера, меня всегда берет оторопь... Не
потому жутко, что я боялея, что офицер
кликнет городового, & потому, что он всем
своим складом, повадкой, устоем, выпя-
ченной грудью, выбритым подбородком так
и тычет в меня: я герой! Мне кажется,
что если 0 вместо того он сказал: я раз-
бойник и сейчас начну тебя свежевать, —
мне было бы легче. А то «терой», штука
оказать...

Наш русский офицер никогда не произ-
водил на меня такого удручающего  вие-
чзтления. Прежде всего, он положительно
никому не тычет в глаза: я герой! Pyc-
ский человек способен быть действитель-
ным героем, но это не выпячивает ему

массы на выполнение грандиозного плана
новой сталинской пятилетки.
	Перед Брасной Армией стоит сейчас за-
дача «...бдительно охранять мирный с0зи-
дательный труд’ советского народа, Ha-
дежно обеспечивать государственные ин-
тересы Советского Союзь и сделать недо-
ступными для врагов рубежи нашей  ро-
дины» (бталин).

Чтобы с честью и достоинством слу-
жить советскому народу, чтобы не только
поспевать за развитием военного дела, но
и двигать его вперед, каждому воину нуж-
но непрерывно совершенствовать свои зна-
ния, добросовестно и глубоко изучать
военное дело, творчески использовать опыт
минувшей войны, осваивать военную куль-
туру, крепить организованноеть и дисцип-
лину.

В нашей армии сосредоточены огром-
ные ценности в виде самолетов, танков,
орудий, обмундирования и снаряжения.
Во время войны эти ценности являлизь
	  материальной основой победы. Сейчае они
	являются материальной ‘основой нашей
боеспособности, нашего военного могуще-
ства. С честью и достоинством служить
советскому народу — значит, как зеницу
ока, охранять материальную основу на-
шего военного  могущества и: вести ‘6ес-
нощадную борьбу ‘со всеми, кто’ подрыва-
ет эту основу. В Дисциплинарном уставе
Вооруженных Сил Союза ССР сказано:
«Если военнослужащий обнаружит TS-
либо хищение или порчу военного иму-
щества, незаконное расходование денеж-
ных средств или другие явные злоупот-
ребления в снабжении войск, то он 0бя-
зан доложить об этом по команде и может
направить письменное заявление высшь-
му начальнику.

Офицеры, генералы и адмиралы, кроме
того, имеют право подавать заявления по
команде о злоупотреблениях и недостаг-
ках в состоянии техники, снабжения и
с фактах, наносящих ущерб боеспособно-
сти Вооруженных Сил, а также о своих
предложениях по устранению этих недо-
статков. Одновременно с подачей заявле-
ния по команде разрешается в этих слу-
чаях подавать заявлениё высшему началь-
нику, включительно до Министра Воору-
женных Сил Союза ССР».

С честью и достоинством служить
Родине — значит етрого и точно соблю-
дать порядок и правила, установленные
законами и воинскими уставами’ иными
	Для советских войск, находящихся 35
рубежом, вопросы дисциплины, чести и
достоинства приобретают особое значение.
По делам, поведению и поступкам каждо-
го военнослужащего, находящегося за гра-
ницей, судят не только лично о нем и
в его части, но и о его Родине. 06 этом
нужно веегда ПОМНилЬ.
	Не один раз на протяжении многове-
ковой истории русская армия выходила
за пределы своего отечества. Сегодня
уместно вспомнить о традициях лучшей
части русского офицерства, связанных с
пребыванием их на чужой земле. В конце
прошлого века вышли в свет «Воепоми-
нания офицера о военных действиях па
Дунае в 1853 и 1854 гг.» Автор их —
гвардейский офицер, пожелавший скрыть-
ся под инициалами «П. В.». Любопытны
его замечания о жизни в Букуреште
(Бухаресте), тогдашней столице Валахии,
куда русские войска вступили после
изнурительной ° зимней ’ кампании ‘под
Калафатом. Офицеры, в том числе
«П. В.», после всех тягот похода хотели
вознаградить себя «городскими удоволь-
ствиями». Но вскоре, как пишет в евопх
воспоминаниях «П. В.», они убедились,
что эти удовольствия следует отложить
до возвращения на. родную землю. Ha-
блюдательный гвардейский офицер заме-
тил, что за внешней угодливостью, поч-
тительностью скрываются презрение и
ненависть побежденных иностранцев.

Каждый советский воин, — находящий-
ся за границей, должен быть  бдитель-
ным. Нужно всегда помнить об згентуре
врага, которая зорко следит за нравами,
бытом, за моральным обликом солдат и
офицеров и в своих целях использует
каждый аморальный поступок их.
		Советские воины продемонстрировали
перед всем миром свои выдающиеся мо-
рально-боевые качества. Долг каждого
воина — и впредь еше выше подымать
свою честь и достоинство, как этого Tpe-

бует Дисциплинарный устав  Вооружен-
ных Сил Союза ССР -