13 августа 1946 г., № 97 (499),
	awe

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ 1 ам уз ol

отокинопулемет В Министерстве Иностранных Дел СССР
в. учебном бою

О Конвенции в

альной тактической ‘обстановке. Воздушные
«бои» и «штурмовка» наземных целей про-
	исходили в районе одного железнодорожно-
	го узла. Имея на бортах самолетов фотоки-
нопулеметные установки, летчики фотогра-
фировали не только истребители «против-
ника». но и наземные цели в движении при
	CTITYPMOBRE»., Отпечатанные снимки дали
	возможность На этот раз определить мастер-
ство летчиков и в воздушной стрельбе, ив
прицеливании.

Использование фотокинопулеметных ус-
	тановок. приносит наибольший эффект в тех
эскадрильях, в которых методически гра-
MOTHO и умело организована последующая
	работа со снимками. Мало сфотографировать
цель и увидеть на пленке ее изображение,
	нужно уметь пользоваться полученными
онимками, правильно разобрать и оценить
	действия летчиков, выполнявших в возду-
хе упражнение по воздушной стрельбе. Это
	особенно важно для командиров звеньев и
эскалрилий.
	Старший лейтенант сахарченко приучил
летчиков своего подразделения  самостоя-
	тельно дхетифрировать снимки. Это не толь-
	KO повысило заинтересованность летчиков В
обработке материалов фотографирования, но
и помогло им по имеющимся кадрам учить-
ся правильно определять такие элементы
стрельбы, как дистанция, ракурс, упреж-
дение.

Проемотрев полученные кадры, командир
эскадрильи отбирает наиболее характерные
из них и проводит своеобразный разбор, на-
глядно подтверждая свои заключения демон-
	страцией снимков. Сначала он показывает
	летчикам наиболее удачные кадры, на ко-
торых зафиксировано такое положение
«противника», при каком он был бы сбит
в настоящем бою. Свой показ он сопровож-
дает подробными об’яснениями. Затем по-
казывает неудачные кадры и подробно, с
теоретическиги  обоснованиями, разбирает
наиболее типичные ошибки.

Описанный метод разбора приносит хоро-
шие результаты. Пользуясь им. летчики-ис-
	требители опенивают действия ЛУЧШИХ В03-
	душных стрелков и причины промахов. У
младшего лейтенанта Васина на одних
снимках изображение «противника» ‘было
маленьким, а на других — силуэт ефото-
	графированного самолета не умещалея на
пленке. Летчик установил, что это проиехо-
	ДИЛО HOTOMY, ЧТО он ве умел правильно вы-
	брать дистанцию для ведения огня. В одном
случае она была слишком большой, а в дру-
гом — настолько короткой, что при малей-
	шей ошибке в технике пилотирования гро-
зила столкновением. Поэтому в дальнейшем
Васин стал более внимательно относиться к
выбору дистанции. В одной из недавних
стрельб по конусу он показал отличные ре-
зультаты, ведя огонь © наиболее удобной
дистанции.

Цоложительную роль сыграл и разбор от-
дельных снимков. сделанных в учебном бою
старшим лейтенантом Волышкиным. Pac-
сматривая эти кадры, летчики увидели, ка-
ковы должны быть дистанция и упреждение
при эффективной воздушной стрельбе.

С молодыми летчиками, еще не успевиги-
ми приобрести навыки стрельбы по быетро
	движущемуся самолету, успешно была при-
менена стрельба из фотокинопулемета по
истребителю, идущему по прямой. Догоняя
самолет, молодой летчик, маневрируя, ебли-
жается с ним ис различных направлений
фотографирует его пох разными ракурсами.
Это упражнение стало ступенью при пере-
	ходе от стрельбы по конусам к учебным
BOSTVINHE боям.

Тетчики эскадрильн Захарченко выпол-
HAT учебные задания 10 воздушным
втрельбам в основном на «хорошо» и. «от-
лично», Опыт этой эскадрильи говорит о
TOM, какую огромную помошь может ока-
зать В возлушно-стрелковой подготовке
летчиков-истребителей применение фото-
	Капитан Г. СЕМЕНИХИН.
	винолулеметных установок.
	Настоящим мастером воздушного боя
никогда не станет тот летчик, который не
овладеет искусством стрельбы в воздухе.
Чтобы  сбить’! противника, ‘недостаточно
уметь отлично пилотировать, обладать хо-
рошей реакцией и осмотрительностью.
Нужно еще уметь вести огонь в воздухе.

Сейчас в боевой учебе истребительных
авиачастей больное внимание обращено
на воздушно-стрелковую подготовку. Одна-
ко далеко не везде хорошо продумана
методика обучения ведению огня по воз-
душным целям. В некоторых частях слиш-
ком увлеклись  стрельбами по конусам.
Значения их, как первоначальной формы
обучения воздушной стрельбе, конечно,
нельзя умалять. Однако нужно постоянно
помнить 0 Том, ЧТо основные навыки в вы-
боре дистанции, в определении pakypea, B
умении быстро поймать противника в пере-
крестие летчик вырабатывает во время
учебных воздушных боев.

Большим подспорьем для члучшения
огневой подготовки истребителя в этих
боях является фотокинопулемет. Вспомним
боевой опыт выдающегося мастера воздуш-
ного боя трижды Героя Советского Союза
твардии` майора Кожедуба. Очень ° много
своих боев он зафиксировал на пленке
фотокинопулемета. Пленка становилась не
только беспристрастным свидетелем его
нобед. Она всякий раз помогала устанавли-
вать причину ошибки, если атакованный
им самолет противника уходил подбитым
или непораженным.

Внхмательно рассматривая отпечатанные
кадры, \етчик задумывался над тем, как в
следующем бою ему совершенствовать ма-
певр, прицеливание.

° Такая своеобразная учеб оказывала в
дни войны неоценимую помощь даже нашим
лучшим асам.

Теперь же, в дни напряженной боевой
учебы, использование фотокинопулеметов
для тренировок и обучения воздушной
стрельбе получило самое широкое распро-
странение.

Особенно успешно применяютея фотоки-
нопулеметы в Н-ской авиачасти. В эекад-
рилье старшего лейтенанта Захарченко ни
один учебный бой, ни одна атака: по букси-
руемому’ конусу: не проводится без исполь-
зования фотокинопулеметов. Здесь серьез-
но продумана вся система их применения.
Даже при выполнении стрельб по буксируе-
мому конусу летчики теперь, помимо веде-
ния огня из пушек, включают фотокинопу-
леметные установки,
	Что это дает? Как правило, всякий от-
стрелявшийся по конусу. ‘раньше получал
оценку в зависимости от количества про-
боин. Однако при этом у командира не было
возможности достаточно полно и ясно ана-
лизировать ето действия при определении
упреждения, установить с точностью ра-
курс, под которым находилась цель в мо-
мент открытия огня, ит. д. Если же летчик
не сделал ни одной пробоины, командиру
звена было еще более затруднительно обна-
ружить причину промаха. С тех пор как
летчики стали параллельно е пушечной
стрельбой применять фотографирование.
	положение резко изменилось. Раслоложение
цели на лешифрированном снимке позволя-
ет правильно определять дистанцию, взя-
тое упреждение, ракурс. Вооруженный эти-
ми данными, командир звена или эскад-
рильи знает уже ошибки летчика и может
указывать пути их устранения.

Когда в эскадрилье перешли к отработке
учебных боев и комплекеных упражнений,
тов. Захарченко добился от евоих летчиков,
того, что они стали фототрафировать в воз-
душном бою не только противника, нои на-
земные целн. Интересным в этом отношении
было упражнение на тему «Прикрытие же-
лезнолорожных об’еютов».

Звено истребителей, состоящее из етар-
Mero лейтенанта Захарченко, лейтенанта
Исаева, старшего лейтенанта Колышкина и
лейтенанта Василенко, выполняло задачу
прикрытия, а четверка. возглавляемая стар-
шим лейтенантом Латун, должна была за-
ниматься «охотой» < попутной  «штурмо-
вкой» наземных целей. Полет протекал в ре-

Герои Советского Союза ‘(слева направо) гвардин майор Г. Зуев, майор Г. Они-
	осматривают город Ригу.
Снимок капитана М; Рунова,
	скевич и гвардии майор М. Погорельцев
	Идет урок по теории воздушной стрель-
бы. Тема: «Определение ракурсов воздуш-
ных целей». Урок проводит старший пре-
подаватель капитан Шаповалов.

Несколько поверочных вопросов по прой-
денному, краткое вступление к новой те-
ме — и внимание слушателей обращает-
ся к небольному сооружению под назва-
нием «Тренажер-контролер».

Офицер об’ясняет его назначение и поря-
док пользования им. После этого слушатели
один за другим подходят к незатейливому
сооружению на деревянной раме, чтобы про-
контролировать свои знания по пройденной
теме, проверить, правильно ли определяют
ракурс воздушной цели и расстояние до
нее.

Раздается звук, папоминающий тихий
выстрел. Макетик самолета быстро движет-

ся вперед, затем резко останавливается,
Стрелок вематривается в прицел и, убе-
дившись в положительном результате сво-
его «выстрела», докладывает: j

— Самолет сбит!

Действительно, «самолет» точно пришел,
к перекрестию прицела пулемета. Значит,
все было рассчитано безошибочно и «пу-
ли» стрелка безусловно «поразили» цель.

У некоторых курсантов модель самолета
не достигает перекрестия или проскаки-
вает его. Значит, ракурсе определен ими не-
верно, поэтому и в упреждении допуще-
на ошибка, которая тут же устраняется.

Изобретателем и конструктором этого
интересного прибора является капитан Ша-
повалов. Раньше определение ракурсов
воздушных целей происходило по немым
силуэтам самолетов, нарисованным на бу-
маге. Курсанты и слушатели смотрели на
них, прикидывали ракурс того или иного
CHAYOTS, сомневались, спорили между со-
бой, тратили много времени, а когда дело
доходило до стрельбы — сплошь и рядом
ошибались.

Определение ракурса воздушных целей
и дальности их — одна из наиболее труд-
ных для курсантов тем при изучении в03-=
	душной стрельбы. Нужно было облегчить
	слушателям и курсантам усвоение

этой
		ШО черноморским проливам
	судов), участвовавших в военно-морских
операциях в Черном море.

Из вышеприведенных фактов явствует,
что во время минувшей войны против
Германии и ee союзников Конвенция о
проливах не помешала вражеским держа-
вам использовать проливы в военпых це-
	лях против Советского Союза и других
союзных государств, причем Турецкое
Правительство не может не нести ответ-
	ственности за такое положение.

Ввиду этого Советское Правительство
предложило на Берлинской Конференции
	3-х держав — Великобритании,  Соеди-
ненных Штатов Америки и Советском
Союза. состоявшейся. в июле-августе
	1945 гола, обсудить вопрос 0 тду, ‚ что ре. .
	жим проливов, установленный Вюнвенцией
в Монтре, не’ ‘соответствует современным
условиях и что необходимо установить
новый режим проливов. Как известно,
Берлинская Конференция Трех Держав
приняла решение, состоящее в следующем:

а) Три Правительства признали, чо
Конвенция о проливах, заключенная в
Монтре, должна быть пересмотрена, как не
отвечающая условиям настоящего вре-
мени, $

6) Три Правительства согласились, что
в качестве следующего шага данный воп-
рос будет темой непосредственных зиере-
говоров между каждой из трех держав и
Турецким Правительством.
	Советское Правительство ознакомлено
также с содержанием ноты от 2 ноября
1945 гола Правительства. США и снотой
Британского Правительства от 21 ноября
1945 года на имя Правительства Турцин
по ланному вопросу.
	Со своей стороны Советекое Правитель:
	ство. предлагает установить для проливв
новый режим, исходя из. следующих и
ЦИПОВ:

1. Проливы должны быть веегла от-
крыты для прохода торговых судов всех
стран.

2. Hpommest 2 должны быть всегда откры:
ты для прохода военных судов Черномор-
ских Держав.

3. Проход через проливы для военных
судов не черноморских держав не допу-
скается, за исключением особо предусмот-
ренных случаев.

4. Установление режима проливов как
единственного морского пути, ведущего из
Черного моря и в Черное. море,   должно
являться компетенцией Typ и других
Черноморских Держав.

5. Турция и Советский Союз, как дер-

жавы наиболее заинтересованные и Ci
собные обеспечить свободу торгового море-
	плавания и безопасность в проливах, 0р-
ганизуют совместными средствами 06909-
	HY проливов для предотвращения истоль-
зования проливов другими государствами
во враждебных Черноморским  Лержавах
	целях.

Советское Правительство уветомтяет о
настоящем заявлении Правительства (09-
диненных Штатов Америки и Великобри-
тании».

Охновременно Советское Празительетв
через посольства СССР в. Лондоне п Ва-
шингтоне довело о вышеизложенном 10
сведения Правительств Великобритании и
Соединенных Штатов Америки.

Ответ Турецкого Правительства на ян:
шеупомянутую ноту Советским Правитель-
ством еще не получен,

Как известно, ‘на Берлинской  ВоНфе-
ренции Трех Держав руководители Прави-
тельств (Соединенных Штатов, Великобри-
тании и Советского Союза признали, что
Конвенция в Монтре о черноморских про-
ливах должна быть пересмотрена, как не
отвечающая условиям настоящего време-
ни. При этом Три правительства согласи-
лись, что в качестве следующего шага
данный вопрое будет темой  непосредет-
венных переговоров между каждой из Трех
Держав и Турецким Правительством.
соответствии с этим Поверенный в Делах
СССР в Турции по поручению Советского
Правительства 8 августа сего года вручил
Турецкому Правительству ноту  следую-
щего содержания:

«Министерство Иностранных Дел СССР
имеет честь поставить Турецкое Прави-
тельство в известность о нижеследующем:

События, имевшие место во время ми-
нувшей войны, ясно показали, что режим
черноморских проливов, установленный
Конвенцией о проливах, подписанной в
1936 году в Монтре, не отвечает интере-
сам безопасности Черноморских Держав и
не обеспечивает условий, при которых
предотвращалось бы использование этих
проливов во враждебных Черноморским
Державам целях.

Достаточно будет привести ряд случаев
в период этой войны, когда державы оси
проводили через проливы в Черное море и
из Черного моря свой военные и вепомога-
тельные военные суда, что вызвало в свое
время соответствующие демарши и проте-
сты, заявленные Советским  Правитель-
ством Правительству Турции.

9 июля 1941 года германское командо-
вание провело через проливы в Черное
море немецкое сторожевое судно «Зеефаль-
ке», что явилось грубым нарушением
Конвенции о проливах и вызвало  пред-
ставление со стороны Советского Союза
Турецкому Правительству.

В августе 1941 года турецкие власти

дали разрешение на проход через проливы
в Черное море итальянекому  вепомога-
тельному военному судну «Тарвизио», что
также вызвало представление со стороны
Советского Правительства, обратившего
внимание Турецкого Правительства на то,
что проход итальянского вепомогательного
судна в Черное море явился нарушением
Конвенции о проливах.
’ 4 ноября 1942 года Советекое Прави-
тельство вновь обратило внимание Турен-
кого Правительства на то, что Германия
намерена провестл через проливы в Чер-
ное море вспомогательные военные вуда
под видом торговых судов общим водоизме-
щениех 140.000 тонн. Эти суда предна-
звачалиеь для переброски военных слл и
военных материалов стран оси в Черное
море. В своем представлении Советекое
Правительство подчеркнуло, что «пропуск
означенных судов через проливы в Черное
море будет являться явным нарушением
Конвенции о режиме проливов, заключен-
ной в Монтре, поскольку эти суда предо-
ставляютел в распоряжение германского
правительства и по существу являются
вспомогательными военными кораблями».

В пюне 1944 года Советское  Прави-
тельство заявило протест против того, что
в конце мая и в начале июня 1944 года
пмел место ряд случаев прохода через про-
ливы из Черного моря в Эгейское море
немецких военных и военно-вепомога-
тельных судов различного тоннажа типа
«ЭМС» (8 судов) и «Кригтранепорт» (5

Рационализаторы
	темы: Вапитан Шаповалов придумал п
сконструировал такой прибор, который мог
бы наглядно и точно контролировать пра-
вильность решения задач — определения
ракурса и расстояния до воздушной пели.
	Тренажер удобен для сбучения не только в
	классе, его можно вынести в поле, на
старт, на полигон.

Вомиссия по рационализации и изобре-
тательству в училище, возглавляемая ин-
женер-подполковником Гурьяновым, 0д0б-
рила изобретение и выразила пожелание
размножить его для всех подразделений.
	Изобретателю предложили изготовить под-
	робное описание и чертежи для посылки
соответствующей комиссии в Южно-Ураль-
ский военный округ на рассмотрение. Ка-
питан Шаповалов сделал все, что от него
требовалось. Это было еще в начале прош-
лого года. Однако ло сих пор в училище
	Имеется лишь один экземпляр «тренажера-
контролера», сделанный руками изобуе-
	свою
ОН
		Запитан Шаповалов продолжает
рационализаторскую работу, Недавно
изготовил новый прибор  показыват
	изготовил новый прибор, показывающий
изменение формы траектории полета пули
в зависимости от изменения угла места
	цели.
До этого курсантов обучали также
	АУ 914919 курсантов 99учали табло U0
«мертвым» схемам, требующим длительно-
	го об’яснения каждого отдельного явления,
связанного с прицельным огнем. Скоистру-
ированный же прибор решает все эти яв-
	ления одновременно и в более короткое
	Активно участвуют в рационализатор-
ской работе и другие преподаватели учи-
лища: майор Кичко, капитан _ Терентьев
	лища: манор цичко, капитан Терентьев,
капитан авиационно-технической службы
	Филиппов и другие.

Е сожалению. инициатива офицеров не
‘moompserca, Созданные ими наглядные
пособия не стали достсянием всех подраз-
делений как внутри училища, таки в
других учебных завелениях.
	Старший техник-лейтенант
		Ворошиловградское авиаучилище.
		При Центральной научно-эксперимен-
тальной базе (ЦНЭБ ВВС) состоялиеь еборы
начальников авиамастереких ремонтной се-
	Эначительное время отводилось на изу-
чение новой технологии обработки металлов.
	Ча занятиях были освещены вопросы 06
	ти Военно-Воздушных Сил. Участпики сбо-   электроискровой обработке металлов и прак-
	тическом применении ее, 0 микропориетом
хромировании авиационных деталей и т. д,
	и и-  Одновременно при ЦНЭВ ВВС закончили
	работу сбопы начальников самолетных це-
хов авиамастерских и инженеров по воору-
жению. Самолетчики обменялиеь опытом
паботы по пемонту бомбарлировщиков. по-
	бывали на Н-ском авиационном заводе. где
	изучали производственный процесс изготов-
ления и сборки самолетов.
	Капитан Н. НРЫЛО
		ров ознакомились с работой лабораторий й
цехов ЦНЭБ, передовым опытом ремочтни-
ков. посетили научно-иснытательные и Wes}
слетовательские учреждения.

Много внимания было улелено изуче-
нию новой авиационной техники. Инже-
нер-майор Егоров прочел доклад о <овте-
менном состоянии и  иерепективах разви-7
тия реактивных самолетов, инженер-пол-
полковник Прокофьев сделал доклад на
тему «Основы теории воздушно-реактивие-
то лвигателя». Е
	Группа советских оккупационных войск
в Германии,
	(От наш. соб. корр. по телеграфу).
	Стратегические авиационные базы США толи о,

что тлят за 7 Аа
	Во время второй мировой войны появи-
лась и развилась стратегическая авиация
Это вызвало создание США и Anr-
лией военно-авиационных 6аз, расположен-
ных за пределами их континентальной
Tepparopua и представляющих передовые

азы.
	Командующий военно-воздушными  си-
лами США генерал Спаае в статье «Стра-
тегические воздушные силы»,  помещен-
ной в журнале «Форейн Аферс», указыва-
ет, что одним из условий действия амери-
канской стратегической авиации против
Германии и Японии явилось создание
авиационных баз на европейском и тихо-
океанском театрах военных действий.
	Военно-авиационные базы представляют
собой обширный район се разветвленной
системой аэродромов и посадочных  пло-
шадок, с многими специальными сооруже-
ниями, ангарами, радио- и метеостанция-
ми, радиолокационными установками, скла-
Jama горючего и боеприпасов, ремонтно-
восстановительными мастерскими, под’езд-
НЫМИ НУТЯМИ И Т. НП. Они имеют етационар-
ный гарнизон с артиллерией частями
противовоздуитной обороны для отражения
воздушных налетов и борьбы с воздушны-
ми десантами противника. Те из них, кото-
рые расположены вблизи побережья, име-
ют также береговую артиллерию для отра-
жения нападения е моря.
	Аарактерным для ссвременного периода
являетея сочетание военно-морских и
военно-авиационных баз. Военно-морские
базы, за редким исключением, располагают
также аэродромами, причем те, которые
находятся на важнейших воздушных ма-
тистралях, имеют аэродромы  стратегиче-
ского назначения, являясь, таким образом,
одновременно военно-авиационными базами.
В связи с тем, что все передовые авиаци-
онные базы США и Англии находятся за
	преследуя далеко идущие цели на после-
военный период, создали большое количест-
во аэродромов и посадочных плошадок в
различных странах. В числе их — базы,
расположенные на арендованной у Англии
территории в районе Караибского моря, в
Центральной и Южной Америке, а также
построенные в зоне военных действий —
в Африке, в районе Средиземного моря, в
	западной Ивропе, в бассейне Тихого oKea-
	Ha.

Глаптатаи новой послевоенной гонки во-
оружений в США требуют закрепления
за американскими вооруженными силами
наиболее важных стратегических баз. с03-
	данных во время войны, а также приоб-
петения и созлания новых передовых баз.
Олин из наиболее откровенных предста-
вителей — американского империализма
Штраус-Гюне в книге «Баланс завтра»,
выиедией в 1945 г., питтет: «Стратегиче-
ским императивом для США являетея за-
щита системы аванпостов в Атлантиче-
ском и Тихом океанах».

Реакционная американская печать счи-
тает, что одна лишь их континентальная
система баз обрекает американскую авиа-
цию на стратегию пассивной обороны п
что для завоевания мирового  господетвз
СТА должны создать «мировую систему
баз».

Дислокация как существующих пере-
довых баз, так’ и тех, на создании кото-
рых настаивают представители  агрессив-
ных кругов, выдает  экспансиониетские,
захватнические замыслы их авторов.

(Охематично американские передовые ба-
	ЗЫ Можно разделить на пять груип.
	Группа арктических баз, по мысли ‘не-
которых американцев, должна полукольцом
охватывать северные ‘районы Европы и
Азии. Она включает в себя Канаду, яв-
ляющуюся как, бы географическим центром
этого района и вдоль северной границы
которой американцы хотят построить воен-
ные базы, а также Алеутекие острова и
Аляску со стороны Тихого океана. (о с1о-
роны северной Атлантики сюда входят ба-
зы в Нью-Фаундлэнде и в Лабрадора. ,
	В соответствии со своей внешнеполити-
ческой установкой англичане создалот но-
вые базы и опорные пункты. 0с0б0е вни-
мание обращают они на создание новых
баз на Ближнем и Среднем Востоке. В
английскую базу превращена Транеиорда-
ния, которая получила формальную «неза-
висимость». Новая база строится в Газе,
Палестине.
	Сотласно сообщениям иностранной прес-
сы, имперекая конференция преуьер-мини-
стров британских доминионов в Англии
пришла к заключению о необходимости
реорганизовать систему баз. Очевидно, в
дополнение к ныне существующим и рае-
ширяющимся английским базам, лежащим
между 15°и 30° северной широты, будет
создан второй пояс баз между экватором
и 15° северной широты. Этот второй пояг
простирается от Батерста (Тамбия) в 3a-
падной Африке через Нигерию и Кению в
Восточной Африке, Цейлон и Сингапур, а
затем отклоняется еще южнее с тем, что-
бы сомкнуться с системой баз на Тихом
океане, в Австралии и Новой Зеландии.
	№ западу от метрололии английские
базы расположены в Гвиане, Вест-Индии
и Канаде, что позволяет установить связь
с американской системой баз на Тихом
океане, а с помощью этих последних уста-
НовиТЬ связь также со своей системой баз]
в южной части Тихого оквана (расстояние
между Канадой И английсчимй островами
Рождества в 3.200 миль практически недо-
ступно для  беспосадочных перелетов)

Таким образом. снглийская система баз
в целом будет состоять из двух поясов,
обращенных к Европе и Азии, причем
крылья их на западе и востоке сходятся в
ОДНУ ЛИНИЮ.

США до второй мировой войны вне своей
континентальной территории обладали
лишь небольшим количеством 9аз. Vite vt
	и Британской империи
	океаном, защита и снабжение их обеспечи-
ваются военно-мореким флотом.

Наряду с передовыми военно-воздушны-
уи базами большую роль 0 стратегиче-
ской точки зрения играют аэропорты
гражданского воздушного флота, которые
Англия и США создают и стремятея соз-
дать на территории иностранных rocy-
дарств. Эти аэропорты и проложенные воз-
душные трассы имеют потенциально воен-
ное значение.

Существует известное отличие В поло-
жении США и Британской империи с точ-
ки зрения военно-воздущной стратегии.
Англия, чьи колониальные владения рас-
свяпьгпо всему миру и которая обладает
широкой сетью военно-морских баз, ока-
залась в самого начала в весьма выгодном
положении. Блатодаря своим колониальным
владениям Англия обладает почти замкну-
той цепью авиабаз вокруг света. Все ча-
сти Британской империи находятся друг
	от друга в пределах досягаемости го-
временного самолета.

Английская система состоит из баз.
	расположенных вдоль «главной  британ-
ской жизненной артерии» — морского и
воздушного пути из метрополии через
Средиземное море в Индию и Тихий океан.
Их можно схематически разделить на три
труппы: ередиземноморекую, ближневос-
точную, базы в Индийском и Тихом окез-
нах. В важнейшим английским базам от-
носятся — Гибралтар (только военно-
морская), Мальта, yan, Agen, Бомбей,
Коломбо, Сингапур, Гонконг, Дарвин, Сид-
ней, Окленд и др.

Проблеме баз англичане уделяют  мно-
го внимания. В английской «Белой книге»,
посвященной военным вопросам, говорит-
ся: «Охрана наших коммуникаций и за-
щита наших баз имеет существенное зна-
чение для эффективности и мобильности
наших сил на море, на сушеи в воздухе».
	Американцы стремятся закрепить за сэ-
бой базы в Исландии и Гренландии, имею-
щие весьма важное стратегическое значе-
ние, и таким образом замкнуть цепь баз
co стороны Арктики.

Наряду с этим американцы создают
сеть метеорологических станций в Аркти-
ке и снаряжают специальные военно-мор-
ские и авиационные экспедиции в север-
ные и арктические районы для изучения
их с военной точки зрения.

На Тихом океане и на азиатском мате-
рике США располагают густой сетью баз.
Они расположены веером вокруг азиатеко-
го материка и с помощью ‘ вепомогатель-
ных баз соединены с базами на американ-
ском континенте. В числе их — базы на Га-
	вайских островах, островах Уэйк, Гуам,
Сайпана (Марианские острова), Гильберха,
Маршальеких островах (Эниветок, Квал-
	желейн), Варолинских островах (Трук, Па-
лау), японских островах Бонин-Волкано,
Иводзима, Окинава, а также на Филиппи-
нах. На азиатском материке, в Китае,
американцы построили значительное °кл-
личество аэродромов.

Американцы стремятся укрепить свой
позиции в южной и юго-западной части
Тихого океана, выдвигая требования 0
приобретении суверенитета над принадле-
жащими Англии тихоокезискими островама
Кристмас (Рождество) и Фунафути, а так-
же принадлежащим Англии совместно с
США островом Каитон. Американцы на-
стаивают на передаче им острова Manye,
	принадхежащего Австралии, на котором
имеется их военная база.

Эти требования вызвали разногласия
между США и британскими. доминионя-
	  ми — Австралией и Новой Зеландией. ко-
	“орые считают эти острова своей внут-
ренней линией обороны. Очевидно, вопрос
0б этих островах явится предметом пере-
говоров между США и Англией.

В американской печати выдвигаются
требования организовать базы на Kanap-
ских островах, принадлежащих Испании,
и на принадлежащих Портуталии остро-
вах Зеленого мыса, а также в Кассаблан-
ке и в других пунктах у западно-европей-
ского побережья.
	Американские стратегические авиацион-
ные базы на Ближнем и Среднем Восток
и в восточной части Средиземного моря
показыватот, что США проявляют спе-
циальный интересе к этому весьма отдален-
ному от их территории району. Американ-
ские военные базы имеются уже в Саудов-
ской Аравии (в Дхаране). Г

Действуя через американские авиатранс-
портные компании, США стремятся проло-
жить воздушные магистрали. и построить
аэропорты во всех странах Ближнего ff
Среднего Востока.

Между Турцией и США уже заключево
соглашение о создании воздушной. маги-
страли, идущей на Индию, и постройке
аэропортов в Анкаре, Стамбуле, Эрзеруме,
Измире и других пунктах.

Ведутся переговоры с Ливаном о Ie
стройке аэродрома около Бейрута (в Xoub-
Де), а также в Джунии, Триполи и Cype.

мериканская авиатранепортная компа“
ния «Трансуорлд эйрлайнс» заключила до-
говор с Италией о создании смешанной
итало-американской компании для экспло-
атации 15 внутренних итальянских воз
душных линий,

ихоралочное строительство новых стра-
тегических баз Англией и США вызывае
тревогу у прогрессивной печати за рубе-
жом, которая рассматривает это как 10
пытку создать потенциальную угрозу жиз-
ненным центрам других, миролюбивых №*
сударетв.

частности, американский _ журнал
«Нью Масэс» указывает, что Исландия на
XOMUTCH на расстоянии 3.500 миль OT
американской территории и. что она в два
раза ближе к территории Советеком (0:
03а, а американская база в Дхаране (Сау-
довская Аравия) находится на расстояний

Тыс. миль ‘от США и меньше чем 13
	расстоянии 1 тыс. миль от Советекого
Союза.
Создание

PITA oh ir а.

английских и американеких
	Усах ва: af
отратегических авиапионных баз является
одним из важных показателей после
военной  тонки вооружений в. Англии п
США

} Подполковник В. ЧЕПРАКОВ,
кандидат экономических наук,