СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	15 августа. 1946 г., № 98 (500).
		ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ
В ДЕЙСТВИИ
	Н-ский авиационный полк находит-
в 060бых условиях. Личный co-
	CH В л 05600ыЫХ условиях. пианый 69-
став его обеспечивает боевую учебу мно-
гих авиасоединений и выполняет спепиаль.
ные залания командования. Люди постоян-
	но находятея в разлете, и собрать всех
вместе — нелегкая. задача. .- Ноэтому.
командование части и парторганизащия
стремятся найти наиболее  эффектив-
ные в таких условиях формы пропаганды
	‘Нового Дисниплинарного устава среди лич-
		Повыми успехами в боевой подготовке

встречают летчики День стали,

НА ФРОНТОВОМ ОПЫТЕ
	В Н-ской истребительной
долго и. старательно готовились к летно-
тактическому учению на тему «Отражение
налета мелких групп бомбардировщиков на
охраняемый об’ект».

Штаб тщательно разработал необходимую:
документацию: Командир специальным при-
казом назначил своих помощников на зем-
ив воздухе, а также посредников.
Кроме действующего командного пункта,
откуда предстояло вести ‘управление, был
подготовлен запасной командный пункт.
Для всестороннего ‘обеспечения посадки
самолетов была дана заявка на работу при-
водной станций и пбленгатора.

Время взлета,
их действия, время следования по маршру-
ту егламентировались плановой  табли-
цей. Кроме того, был составлен навигаци-
онный расчет полета, предусматривавший,
когда н какой летчик должен ‘быть над
об’октом, а также курс следования к не-
му, продолжительноеть полета, скорость по
этапам маршрута. Данные 9 «противни-
ке» обязаны были сообщать посты ВНОС
и станции радиообнаружения.

На самом учении все происходило Tak,
хак бывает на войне.

‚Метчикам, пилотировавшим самолеты
«противника», маршрут был вручен лишь
за полчаса до вылета. В 9 часов утра стар-
товал самолет № 1 — разведчик, взявший
курс к пункту Н., удаленному от аэродрома
примерно на 150 километров. На обратном
пути он должен был разведать один из
os eRTOR, охраняемых истребителями. 1 Че-
рез полчаса в воздух поднялея разведчик
№ 2 и взял курс к другому пункту, в на-
правлении, противоположном маршруту
первого самолета.

истребителям. ‘

В 9 часов 30 минут, когда уже поступи-
ли сведения о разведчике, поднялась пара
истребителей. Через 35 минут на подету-!
пах К 0б’екту он был «атакован» ими. По-
сле двух «атак» разведчик распустил Ko-
ну, по которому летчики вели огонь, вы-
полняя одно из упражнений Курса‘ боевой
подготовки.

Через полчаса на другом участке все это
поледовательно повторялось разведчиком
№ 2 и другой парой истребителей, выле-
тевшей на перехват его. Заметим, кетати,
что на ведущих ‘самолетах были установле-
ны фотокинопулеметы. Практическая тре-

авиачасти

состав трупп и порядок

Путь следования этих!
одиночных разведчиков не был известен’

нировка с ними составляла одну из задач
учения.

В боевой “’обетановкв через некоторое
время после разведчиков обычно появля-
лись вражеские самолеты — для бомбоме-
тания;. Так было и здесь. На командный
пункт. поступили сообщения о приближе-
нии мелких групп бомбардировщиков «про-
тивника», шедших под прикрытием своих
истребителей. В каждую группу входило
пе три самолета. На отражение налета бы-
ла поднята эскадрилья истребителей. Вско-
ре завязался групновой воздушный «бой»,
также завершившийся стрельбой по кону-.

су. Для того, чтобы наблюдать в воздухе;

с одной. из этих групп следовал командир
части, с другой — инспектор по технике.
пилотирования Герой. Советского Союза.
майор  Яхнов.

На разборе. учения, явившегося серьез-
ной проверкой боевой. готовности авиаци-
онных подразделений, прежде всего были
отмечены успехи, достигнутые на старте.

Милоты ¢ помощью технического персона-

ла использовали все возможности для того,
чтобы сжать сроки взлета. Все истребите-
ли уложились в нормативы, А летчики
гвардии старшие лейтенанты Петровичев
и Вопарь сумели даже сократить положен-
ное время.

`Среди летчиков, самолеты которых 0бо-
значали разведчиков и бомбардировщиков
«противника», ‘выделились бывалые вой-
ны-гвардейцы майор. Мартынов, капитан
Зуев, старший лейтенант Бирюк.

Качество. учения - несколько сенижала
недостаточно четкая организация наведе-
ния. В целях тренировки управление осу-
ществлялось с запасного командного пунк-
та, но здесь не сумели полностью исполь-
зоватв ‘ередства` наведения. ‹ В результате.
не все летчики: получали соответствующие
команды. По вине техника по радио тов.
Ворочаева у одного из пилотов отказал B
‚полете шлемофон.

В целом. это. учение принесло Soasmyto
пользу личному. составу. Командиры и. на-
`чальники штабов приобрели практику в.
организации управления боевыми дейетви-
ями истребителей. Летный состав выпол-
HHI pal упражнений Вурса боевой подго-
товки. В учении был широко использован.
опыт войны.

< Старший лейтенант, Я. ШВАРЦМАН.

Прибалтийский военный округ.
	В небе над аэродромом.
	(‘восхода ло захода солнца в небе над
зародромом слышен рокот моторов. Bee
летние дни в Н-ской гвардейской авиа-
цнонной части заполнены напряженной
(оевой учебой. Последовательно одно за

YUM отрабатываются упражнения Курса,

боевой подготовки.

На-днях летчики-истребители выполня-
ли упражнения по групповой слетанно-
сти и совершали полеты по маршруту.

К этим полетам много и тщательно го-
чавились. Во время предварительной подго-
mary Tanok Соретокого Союза гвардии

зультатах полетов. Молодой летчик твар-
дии младигий лейтенант Арченко летал по
маршруту ведомым у Героя Советского
Союза капитана Плеханова.

Эта пара Успешно выполнила все эле-
менты задания и точно уложилась BO
времени. Этот полёт дал хорошую трени-
ровку молодому гвардейцу в самолетовож-
дении с помощью радиосредетв и пилоти-
ровании машины в составе пары.

ГЮсадку гвардии младший лейтенант

ГАрченко произвел самостоятельно и при-

землил машину в пределах  ограничите-
	товки Герой Советского Союза  гвардии  землил машину в пределах oO pennue
майор Морозов рассказал. об ‘особенностях лей. © : : Е

изупрутных полетов, правилах пользова-  Успешно выполнили упражнение и дру-
ния радиосредетвами, обязанностях. веду-   гие. молодые летчики. =. Отличным выпол-
шего и ведомого. Затем был  произведен  нением упражнений  Курса “ боевой Чолго-
розыгрыш полета, НЕ товки встречают  истребители-гвардейцы
Хорошая подготовка сказалась на ре-  Веесоюзный день сталинской авиации.

ое  У Заииниг, a   ae ke ЕВ

КР В

ae Se
	Самолеты недалекого
ии стран, участвовавших во второй Генерал-майор. авиации
ой войне, были оснащены огромным . П. СТЕФАНОВСКИЙ,
	Армин стран, участвовавших во второй
уировой войне, были оснащены огромным
количеством боевой техники. В ходе вой-
HH эта техника развивалась бурными тем-
пами. К моменту окончания боевых дейст-
BA новые образцы различных видов во-
оружения коренным образом отличались от
образцов, имевшихся к началу войны.

(еобенно разительные перемены произош-
ли в авиации, так как новейшие научные
открытия находили практическое примене-
Hue прежде веего в боевой технике Вовнно-

тенерал-майор. авиации
П. СТЕФАНОВСКИЙ,

летчик-испытатель 1-го класса
<

возросла © 385—755 кг до 2800—3400
кг и продолжает далее расти. Если эту
тягу пересчитать на мощность, то получит-
‹я, что резктивный мотор, развивающий
тягу 1000 кг при скорости подета 800
км/час, будет эквивалентен мотору мощ-
ностью в 4250 л. с. Если же взять тягу,
равную.‹3000 кг, то.при скорости полета

AAA, Гл nNnanovvaamed мнатталетЕе пар.
	пе А АЕ И”

Возлушных Сил. И теперь, в мирных усло-
виях. авиация продолжает шагать вперед
семимильными шагами.

Каким будет. завтрашний день авиации
Что нового сулит в ближайшем будущем
эта отрасль”техники? Ведь авиация ‘имеет
не только военное применение, она все 6б0-
1её входит в наш повседневный быт, ста-
вовится такой же неот’емлемой его частью,
как влектричество, автомобиль, радио, и т. п.

На эти вопросы можно ответить только
после тшательного анализа последних дос-
тижений авиационной науки и техники.

Мотор — сердце самолета. За последние
тоды моторостроение слелало огромный ска-
tox вперел. Если до войны лучшие авиа-
Моторы имели мощность около 1000 л. ¢.,
то уже в первые годы войны.было произве-
дено форсирование двигателей до, 1250—
1500 л. с.. а вскоре были построены но-
вые моторы, облалавшие мощностью В
2000—2500 л. с. На смену 12-цилинд-
ровым двигателям жидкостного охлаждения
пришли. 18- и-24-цилинлровые
тели. Помимо развития новых типов, жид-
костных поршневых авиамоторов, продол-
жали быстро совершенствоваться  38е3400б-
разные моторы воздушного охлаждения.

Вместо 7- и 9-цилиндровых звезд: мощ
ностью порядка 800—1200 л. с. появились
слвоенпые 14—18-цилиндровые звезды ©
соответствующей мощностью 6600—2200
д. с К концу войны. появились четырех-
рядные 28—36-пилиндровые звездообраз-
ные моторы мощностью до 3500—5000
af,

Таким образом мощность серийных порш-
НОВЫХ моторов за время войны возросла В
2—3 раза, а опытных —= в 4-5 pas.

Авиационное моторостроение не ограни-
Чилось только совершенствованием имев-
Maxeq panos моторов. Появились и начали
бурно развиваться реактивные лвигатели.
Тяга таких двигателей за короткое время

такими двигателями обычно

Интересно отметить, что
yanra-,

равную..3000 кг, то.ири. скорости полета

в 1000 км/час развивается мощность, рав-

ная 15850 л. с.
Правда, ‘расход горючего у этих ‘двига-

телей по сравнению © поршневыми мотора.
ми значительно больший, Так, расход. горю-

чего турбореактивным двигателем  колеб-
лется от 1 до 1,5 кг на килограмм тяги

в час. Следовательно, такой двигатель е тя-
той в №000 ur трёбует на ‘один час полета

де 1500 кг. - горючего чвиесто 300—600.
кг/час. расходуемых  одномоторным истре-

бителем обычного тина.

В качестве горючего для воздушно-реак-

THBHEIX двигателей применяется керосин.

настоящее время лелаются опыты по при-

менению бензина. Еще больший расход топ-

лива имеют жидкостные реактивные дви-
татели. Они затрачивают на 1 кг тяги в.Чае
16—18 кг топлива, поэтому самолеты с
снабжаются
горючим на 3-12 минут моторного полета.
вес жидкостно-ре-
активных ‘двигателей ¢ тятой’ от
300 хо 2000 кг составляет от 70 хо
200 кг. Соответственно габариты жидкост-

`но-реактивных двигателей невелики. Приз
 менение жилкостно-реактивных двигателей

дает возможность резко повысить высоту

полета.

Потолок самолета с воздушно-реактив-
пым двигателем лишь несколько превы-
шает потолок обычного самолета. Примене-
ние же жидкостно-реактивных двигателей
делает возможным достижение любой высо-
ты полета, так как жидкозтно-реактивный
двигатель не нуждается в кислороде.

Резкое повышение мощности авиацион-
ных моторов, появление новых типов авиа-
двигателей позволили создать новые конст-
рукции самолетов, обладающих огромной
скоростью, скоропол’емностью, гигантскими
размерами, больштим полетным весом, значи-
тельной дальностью полета,

При составлении плана изучения Дис-
циплинарного устава упор был сделан на
то, чтобы охватить учебой всех военноелу-
жащих: как тех, кто в данный момент на-
ходитея на месте базирования полка, так
И тех, кто отеутствует. С этой целью вы-
делено достаточное количество агитаторов
из числа наиболее подготовленных офине-
ров.

Большую пропагандистекую работу по
внедрению. Дисциплинарного устава прово-
дят партийная и комсомольская организа-
ЦИИ.

Во второй половине июля состоялось
полковое Комсомольское собрание. В этот
лечь на месте базирования полка находи-
лось большинство комсомольцев. Коммуни-_
сты во главе < парторгом полка майором
Мураповым помогли комсомольцам подго-
товить собрание так, чтобы но’ прошло
активно и на высоком идейном уровне.
После доклала развернулись прения. Штур-
ман корабля лейтенант Цукманов. механик
по приборам старший сержант Латыпов и
другие подвергли резкой критике тех, кто
опаздывает в строй, нарупгает порядок, па-
нибратеки относится в старшим по служ-
бе. Выступавшие призывали улучшить
учебно-боевую подготовку, равняться на
отличников полка.

После собрания в тот же день был
проведен инструктаж руководителей полит-
занятий.

Лучшие агитаторы полка штурман звена
лейтенант А. Безногов, рядовой А. Безде-
нежный, проводя занятия, пользуются ма-.
териалами из истории боевых действий.
полка в годы Великой Отечественной вой-
ны, когда высокая дисциплина и самоот-
верженность личного состава обеспечивали
отличное выполнение боевых заданий.

Было проведено и партийное собрание
полка; Коммунисты прирли. на это, собра-
ние хорошо подготовленными. Изучив у5-
	тав; они. практически , применяют его в.
	повседневной службе. Вомандир 1-Й эс-
кадрильи коммунист гвардии майор Васи-
ленко, а также летный состав ето эскад-
рильи в два-три раза перевышолняют план
налета, не имея никаких происшествий.
Вапитан А. Мельников на последней инс-
пекторской проверке показал лучшие ре-
зультаты по технике пилотирования и тео-
ретической подготовке. Командир подразде-
ления коммунист твардии старший лейте-
нант В. Скоков, штурман парторр эекад-
рильи старший лейтенант М. Мамедов от-
лично выполняют любое задание команло-
	вания, летают днем и ночью, в любую
погоду.
Благотворное влияние нового устава
	сказываелея на каждом шагу. Врепнет
воинская дисциплина, резко упало число
проступков, улучшилась  учебно-боевая
подготовка. Вее задания командования вы-
полняютея отлично. За 20 дней июля лич-
ный состав полка почти вдвое перекрыл
месячный план налета, не имея ни одного
происшествия. Офицеры, ‘старшины, ‘<ер-
жанты ий рядовые множат завоеванные в
тоды Отечественной войны’ славные тра
диции части. В первых рядах идут комму-
нисты и комсомольцы‘ полка.

Напитан
		ГРУППА СОВЕТСКИХ ОККУПАЦИОННЫХ ВОЙСК. В ГЕРМАНИИ. На снимке: над полигоном Н-ской штурмо-
‚авиачасти. Группа самолетов `«ИЛ-2», ведомая гвардии подполковником А. Завражным, штурмует скопление «танков».
Снимок сделан с борта самолета старшим лейтенантом А. Дмитриевым.
	Крепкая доужо2
	В августе 1944 тода в Н-ский истре-
бительный авиаполк, готовивитийся в от-
правке на фронт, прибыла делегация из
Харькова. Железнодорожники Южной же-
лезной дороги привезли летчикам замеча-
тельный подарок — эскадрилью самоле-
тов «Ла-7», построенных на собственные
сбережения.

В коние августа полк выехал на фронт.
На самолетах одной из его эскадрилий
красовалась надпись: «Железнодорожник
Южной».

3a 7 месяцев боевых действий Н-ский
истребительный полк сбил несколько де-
сятков вражеских самолетов, уничтожил
	  немало. живой. силы. и техники противни-
	ка. Особенно широкую известность завое-
вали своими геройскими подвигами лет-
THRE эскадрильи «Мелезнолорожник
Южной». о

После окончания войны командир час-
ти послал железнодорожникам Харькова
письмо, в котором подробно рассказал о
боевых усцехах и о славных делах летчи-
ков-истребителей, сражавшихея на само-
летах, подаренных харьковчанами. В от-
ветном письме начальник Южной железной
дороги генерал-директор движения 3 ран-
га Дмитрюк выразил восхищение уснеха-
ми воздушных воинов и от имени всех
железнодорожников пригласил лучших
летчиков к себе в гости. Делегация летчи-
ков посетила Харьков в мае этого года,

Из рассказов железнодорожников лет-
	чики узнали, какая колоссальная работа
	проводится во всех отраслях народного
хозяйства нашей страны. Авиаторы про-
никлись стремлением неуклонно повышать
свое воинское мастерство, умножать 0б0-
роноспособность нашей страны, быть вер-
ными стражами мирного созидательного
труда советского народа.

°‘„.Уезжая, делегация Н-екого истреби-
тельного полка горячо. поблагодарила
	  харьковчан за. радушный прием. и в свою
	очередь пригласила их на празднование
Дня. авиации. Железнодорожники Южной
зкелезной лороти лали обелтаниые 18 авгус-
	  та обязательно быть в гостях у летчиков.

Старший лейтенант.

Лучшая эскадрилья части
	оыетро принял решение и подал сигнал.
	Увилев взвившуюся в небо ракету, лет-
	чики запустили моторы. Четверка штур-
MOBHKOB, построивиеиеь в правый пеленг,
легла на куре. Вел ее опытный командир
эскадрильи участник Великой Отечествен-
ной войны старший лейтенант Дратинский.
	Б условном месте штурмовиков ветрети-
ли истребители прикрытия. Группа летела
	зал сопками и болотами. На цель она вы-
	шла. внезапно. Став в замкнутый круг,
WITYDMOBNER начали бомбить переправу, а
истребители, прикрывая их с воздуха, ве-
р те. же время огонь по. зениткам, .KO-
торые. мешали работать  штурмовикам
	`После второго захода переправа была
выведена из строя: и штурмовики ‘начали
расстреливать плоты пулеметно-пушечным
огнем. СОфотографировав результаты, груп-
па улетела. Вскоре сюда пришла вторая
группа «ИЛов», ведомая лейтенантом
Демидовым.
	Летчики строго соблюдали боевые по-

рядки, умело строили заходы на цель,
бомбили и стреляли с  УчЧетом всех
условий. Высокое мастерство и выучку
показали и остальные группы, ‚ вылетав-
шие в этот день бомбить переправу.
‚ Фотоаппараты зафиксировали нескольз
ко прямых попаданий в мост. Это сделали
мастера точного бомбометания лейтенант
Белов ий младший лейтенант Поддубный:
Отлично бомбили младшие лейтенанты
Клочихин и Бородич. Всем им командир
части об’явил благодарность.
	Всенародный праздник — День сталин-
ской авиации — летчики Н-ской штур-
мовой авиачастн встречают отличными
показателями во боевой и политической
учебе. Особенно высокие результаты: име-
ет эскадрилья старшего лейтенанта Дра-
тянекого. Она — ‘лучшая 8 части fo .
	Капитан В: ЖУКОВ...
	 Забайкальско-Амурский военный. округ.
(От наш. корр. по телеграфу).
	таким оборудованием, которое позволит ‘про-
изводить полеты в любое время дня и но-
чи; в любых метеоусловиях, при макси-
мальной безопасности полетов.

Дальнейшее увеличение скорости полета,
что особенно важно для самолетов-истреби-
телей, окажется возможным благодаря при-
менению реактивных двигателей. .

При. дозвуковой скорости полета коэфи-

циент полезного действия реактивных дви-
гателей значительно выше, чем у винто-
моторных установок. С последующим уве-
„личением скорости этот коэфициент еще
больше повышается. Поэтому усилия конет-
рукторов многих стран направлены на усо-
вершенствование и создание новых конст-
рукций реактивных двигателей: В этой об-
‘ласти достигнуты огромные успехи. За ка-
‘ких-нибудь три года максимальная тяга
‘турбо-реактивных двигателей возросла 60-
‘лее чви в четыре раза.
° Но для некоторых типов истребителей
‘может оказаться необходимым иметь в03-
можность производить _ длительный полет
при скорости в 650—700 км/час. В этом
случае винтомоторная установка выгоднее
реактивной. Поэтому весьма вероятно, что
самолеты-истребители будут развиваться в
двух направлениях. В то время как один
тип будет чисто реактивным, другой будет
‚иметь комбинированную силовую установ-
‘RY, работающую и как реактивный, и как
винтовой двигатель. Такие моторы уже соз-
‘даны и будут развиваться впредь.

Олнако решение проблемы скорости пой-
дет еще и другими путями. Потребуется вне-
‘CTH изменения и в конструктивные формы
‘самых самолетов. Лело в том, что уже при
дозвуковой скорости полета обтекание воз-
Душного потока перестает быть плавным
й становится волновым, причем сопротивле-
ние воздуха резко возрастает, увеличива-
чер в несколько раз. Поэтому конструкто-
D4 стремятся придать новым самолетам та-
кие аэродинамические формы, при которых
<опротивление было бы наименьпитм. В этом
отношении большой интерес прелетавляют
самолеты тина’ «Летающее крыло». Они ли-
шены хвостового оперения и вызывают
значительно меньшее л0б0в0е сопротивле-
ние. Долгое время не удавалоеь решить мно-
гих весьма трудных вопросов, связанных с
устойчивостью и управляемостью. В тече-
ние ряда лет велись большие исследования
в этой области. Существует также множе-
тво других причин. вынуждающих созла-
вать самолеты звуковых и сверхзвуковых
скоростей по типу “«Летающего крыла».
Так. например. уничтожается весьма вред-

Солнце  только-что  поднялосъ, но Ha
аэродроме уже шла -кипучая работа. Меха-
ники самолетов — старший сержант Llo-
нов, сержанты Атяжкин, Никулин и дру-
гие — опробовали моторы, еще раз оема-
тривали машины, проверяли отдельные аг-
регаты. Оружейники заряжали боеприпа-
сами пушки и пулеметы, подвешивали бом-
бы, ввёртывали  взрыватвли. Стартовый
	нарял. разбивал старт,. выкладывались. цо-
	садочные знаки. Младший сержант Абра-
менко прикленвал. Ha ‘досну сосвежий но-
мер стенгазеты, ‘посвященный сегодняш-
ним полетам. Рядом ¢ ней появились схе-
мы полигона, целей, маршрута и боевых
порядков.
a 5`‘часам 30 минутам все были гото-
. Летчики, получив последние указания
от а, части, пришли на аэродром.
Внимательно осмотрев самолеты, они
расписалиеь в тетрадях приема и сдачи,
надели параниоты и заняли евои места в
кабинах. В любую минуту воздушные вои-
ны готовы были подняться в воздух. Но
сигнала не было.
	В- это время самолет, пилотируемый
старшим. лейтенантом Ерохиным, произво-
дил разведку «еиних», которые под на-
THCKOM «красных» отходили В направле-
нии города Н. Достигнув реки, «синие»
спешно наводили через нее переправу,
чтобы перебросить на противоположную
сторону свои войска, перегруппировать их
и произвести контрудар.
	Переправа прикрывалась зенитной ар-
тиллерией, но она молчала, когда в в03-
духе появилея  самолет-разведчик  «крае-
ных». «Синие», видимо, He хотели
обнаруживать себя раньше времени. Pac-
	смотрев. что делается на реке, старший`
	лейтенант Ерохин передал’ по ‘радио:
	‚ квадрате. Н. наведен мост через
„берега. . стоят. замаскированные,

плоты». rey to
Командир части, Получив ВО

будущего
	_ В настоящий момент на вооружении ВВС
ряда стран состоят реактивные самолеты-
истребители, имеющие <корость полета
850—950 км/час. Отдельные самолеты по-
казали рекордную <корость, близкую к
1000 км/час.

Скоропод’емность самолетов, оборудован-
ных жидкостно-реактивными двигателями,
достигает 710—100 м/сек. (лучшие истре-
бители с поршневыми моторами имеют ско-
ропод’емность 25—28 м/сек.).
	Размеры некоторых типов самолетов рез-
ко возросли. Полетный вес увеличилея с
50 тонн до 100—150 тонн и в отдельных
случаях доходит до 200 тонн. Построенный
в последнее время одной из американских
	звиафирм транспортный -<амолет «набжен
	8 - моторами - Пралт-Уитни мощностью
3500. Л; с. каждый иоимеет полетный Bec
190000 кг.. Другой американский самолет
	«Консолидейтел»- ©... шестью моторами по
	5000 mc, каждый и; толкающими винта-
ми’ весит. 150000. кг. Эти-<амолеты могут
покрывать. без посадки ‘огромные. расетоя-
HHA, .
Наряду с гигантскими самолетами пгиро-
кое: распространение во веех странах полу-
чил особый вид летательных аппаратов =—
геликоптеры. ‘Они позволяют вертикально
взлетать и набирать высоту. вертикально
снижаться, стоять на месте, двигаться впе-
ред, Назад, в стороны, поворачиваяеь во-
круг своей собственной оси. Такие аппара-
ты ‹овершенно не требуют аэродромов и по-
садочных площадок-и практически могут
взлетать и садиться в любом месте, ‘имею-
шем ровную площадку величиной в 15—
20- метров. В: настоящее время известно до
	тридцати типов’ огеликоптеров, ‘начиная от
	небольнтих одноместных и кончая-крупными
мноРоместными пассажирекими машинами.

Хостигнуты большие успехи в ‘управле-
нии самолетами по радио. Управляемые ‘по
радио американекие самолеты «Летающая
крепость», не имея на борту экипажа, ле-
тали над ‘районом” взрыва атомных ‘бомб’ во
время экспериментов и производили там ки-
нос’емку.

Опираясь на последние достижения нау-
ки, совершенствуя их, ученые и инженеры
будут и впредь работать в области повы-
шения скорости, высоты и дальности поле-
та, в области повышения грузопод’емности
и габаритов летательных аппаратов. Само-
леты ближайшего времени будут оснащены
	будут иметь герметические кабины, позво-
ляющие экипажам переносить длительные
полеты на большой высоте и быструю пе-
ремену давления. Полеты из низших слоев
атмосферы перейдут в верхние и. будут про-
исходить на выюотах порядка 10000 —
20000. м, где всегда отличные метеоусловия.
Скорости военных самолетов с турбо-реак-
тявными двигателями вплотную подойдут
к скорости звука. Самолеты, снабженные
жидкоетно-реактивными двигателями, на
больших высотах превысят скорость звука
и достигнут. скоростей порядка 2500—
3000 км/час. Полеты на таких больших
скоростях: повидимому, будут невозможны
без опециального охлаждения поверхности
самолета.
	Наряду с этим будет развиваться тяжелая
многомоторная авиация, снабженная боль-
шим запасом топлива и всевозможным до-
полнительным оборудованием; позволяющим
производить полеты без видимости земли, в
любое время гола, днем и ночью и при лю-
бых метеоусловиях. Пассажирские экспрес-
сы позволят в весьма комфортабельных ye-
ловиях безопасно‘ ‘перемещаться в любом.
направлении. $

Новый вид летательных ‘аппалатов —
геликоптерь--—получит широкое примене-
ние. Возможность производить” посадку,
взять или высадить пассажира в любом
месте позволит широко использовать гели-
коптер на пассажиреких линиях, производя
взлет и посадку на площадях городов, на
лесных полянах, в горах ит. д.

Возможность перехода  геликоптеров на
реактивную ‘тягу резко повысит диапазон
их скорости. Не исключена возможность
применения в дальнейшем геликоптеров как,
боевых машин в военной авиации. Напра-
пгивается развитие ` «воздушно-наземных.
машин», то-есть такого геликоптера, кото-
рый после посадки сможет складывать л0-
пасти ротора и превращаться в автомобиль,
продолжая дальше маршрут по улицам го-
рода.

Таковы ближайшие перспективы coBpe-
менной ‘авиации.

Разумеется, новые успехи авиапионной
науки и техники будут получены лишь в
результате упортого труда многочисленной
армии ученых, инженеров, летчиков,

Советекие авнаторы внесли неоненимый
вклад в дело развития этой отрасли науки
и техники.

Ощущая повседневную заботу и помошь
вождя наротлов великого Сталина, они не-
устанно трудятся и теперь, чтобы Hama
авиация была лучшей авиацией в мире. ,
	ное влияние крыла на хвостовое оперение
	ит. п.

Поэтому есть все основания полагать, что
часть самолетов-истребителей, летающих на
звуковой скорости, будет бесхвостой. Ha
последнем этапе войны немцы выпуетили
реактивный истребитель «Ме-163», не
имевший горизонтального оперения. Недав-
но в иностранной авиационной печати ©о-
общалось, что в Англии построен бесхво-
стый реактивный вамолет «Ласточка», ле-
тающий со скоростью: звука: Созданы про-
екты бесхвосток го скоростью ‘лолета свы-
ше 2400 км/час.

Особенно сказывается преимущество «Ле-
тающих крыльев» при постройке самолетов-
гигантов. В этом случае удается избавить-
ся от фюзеляжа, который воздает большое
вредное сопротивление. При больших разме-
рах крыла в нем. можно. разместить все не-
обходимые грузы, экипаж, винтомоторные
‘установки и т. п. Все это дает значитель-
ные выгоды. Поэтому.во многих странах ве-
детея. интенсивное проектирование и строи-
‘тельство гигантевих самолетов тина «Лета-
‘ющее. крыло», Уже в ближайшем будущем
мы увидим в воздухе самолеты новых кон-
структивных форм.

В то же время ведется интенсивная рабо-
та по усовершенетвованитю существующих
типов самолетов. Все основные части, из
‘которых состоит самолет, подвергаются кон-
«труктивным изменениям. Так как на боль-
шой скорости нолета большое значение име-
вт сопротивление трения, то в целях его
уменьшения создаются новые крыльевые
профили, так. называемые ламинизирован-
ные крылья. ‘Однако они дают наиболь-
ший эффект лишь в-том случае, если на-
холятея вне возмущенного воздушного по-
тока: Для этого устанавливают винтомотор-
ную группу позади крыла. В ряде стран уже
построены такие самолеты. У одних толка-
ющие винты расположены у задней кром-
ки крыла, У других. толкающий винт
пахотитея позади короткой кабины между
двумя балками, поддерживающими хвосто-
вое: оперение. Наибольшие выгоды пред-
ставляет ’ размещение винта в конце фю-
зеляжа, позали хвостового оперения. Такие
меры позволили улучшить многие лет-
но-тактические данные самолетов.

Производятся и другие конструктивные
изменения. В ближайшем будущем оконча-
тельно исчезнет двухколесная схема шас-
си. На eweny придет ‘трех- и четырех-
колесное шасси.

Совершенно очевидно, что все новейшие
самолеты, кав’военные, так, и гражданские,