СООБЩЕНИЯ. Съемка лунного затмения

16 октября 1921 года.

В ночь с 16 на 17-е сего октября произведена впервые в России кинемато
графическая съемка частного лунного затмения. Семка эта, запечатлевшая на пленке кинематографа свыше 500 от
дельных моментов затмения, является крайне важной в научном отношений.
рез известные промежутки времени. Ввиду этого, было установлено приспособление, позволявшее с достаточ
ной точностью перемещать камеру между каждыми 2-мя снимками да 3 45“ но время более частой и на 7 30“ во время более короткой съемки.
далеко превосходящее обычные астрофотографические съемки. Фотографирование этого же затмения на Арши
новской обсерватории дало 48 фотографий. Таким, образом она представ
ляет собой весьма полную документацию затмения, дающую возможность подробного и тщательного изучения.
Во 2-х, серия из 500 снимков на кинематографической ленте может быть продемонстрирована на экране в те
чение 35 секунд, что дает возможность вполне ясно проследить движение луны через конус земной тени, в действительности продолжающеяся ча
сами, и делает такую съемку ценным педагогическим пособием. Значитель
ная величина изображения на пленке обусловлена применением длиннофокусного объектива, позволит изучать
явление затмения заметным во всех деталях.
Во 1-х, она дала серию свыше 500
отдельных моментов затмения, число Н. Тихонов и Н. Берштейн у аппарата.
Выдержка равнялась 0,5 в начале и конце затмения, достигая к моменту наибольшей фазы 8 и во все время работы, в особенности же в течении первой ча
сти затмения, когда небо было облачным, варьировалось фотометриче
ски, в зависимости от условий освещения.
Установка и фокусирование изображения производились при по
мощи оборачивающего
окуляра непосредственно по самой пленке, непре
рывно проверяясь во время работы.
От 11 ч. 30 м. вечера
16- го до 1 ч. 5 м. утра 17- го небо было покрыто легкими, клочковаты
ми, облаками, ввиду чего приходилось „ловить луну и в те моменты, когда она более или менее прояснилась, что
побудило операторов, для сохранения равно
мерного 15 секундного периода съемки сделать 2 двухминутных перерыва.
После 1 ч. 5 м. небо
совершенно очистилось и оставалось в этом состоянии до конца затмения.
Научное значение произведенная съемка имеет в следующих отношениях.
Съемка произведена кино-камерой Дебри, к которой был укреплен большой раздвижной тубус. Для фотогра
фирования применен объектив К. Цейсса
апохромат 1:10 для всех частей спектра, с фокусным расстоянием в 420 мм, что опять таки, является первым слу
чаем применения в кинематографиче
ской съемке столь длиннофокусного объектива.
Семка производилась через каждые 14“ в течении первой трети затмения, и через каждые 30“ в течении послед
них 2/3. Семка велась непрерывно впродолжении 4-х часов, от 11 ч. 30 м. вечера 16-го до 3 ч. 30 м, утра 17-го октября.
Для того чтобы следить за движением луны по небу, не было надобности в непрерывном перемещении ка
меры вокруг своей оси подобно тому, как это делается в телескопах-эквато
риалах, вследствие того, что самые снимки делались не непрерывно, а че