12 октября 1946 г., № 131 (533),
	ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
	00 авиационной
‚ терминологии
	В печати все. чаше стали  подыматься
вопросы, связанные © культурой изшего
языка, 06 этом писал в своей статье 40
культуре речи преподавателя» инженер.
подполковник Маркеллов. Были в «Сталия-
ском соколе» высказывания и других то-
варищей. } }
	Авторы справедливо отмечают, что ната
авиационная терминология страдает весъиз
существенными Е О, A01-
жны быть изжиты..

Тов. Маркеллов Gran прав, говоря, 11
«необходимо выработать твердую  термн-
нологию». Он писал далее, что многие про-
подаватели и авторы учебников одинако-
вым понятиям часто присваивают различ-
ные наименования, И это тоже верно,
	В статьях, опубликованных в печати
ранее, речь шла oO преподавателях и 96
авторах авиационных вниг и учебни-
ков, то-есть о людях, от которых мы впра-
ве ожидать, чтобы они пользовались чет-
кими, правильными терминами. Что же
творится в учебных заведениях и Частях?,
Здесь сплошь да рядом в одни и те же тер-
мины вкладываются различные, & то и воз
весе противоречивые по смыелу понятия,
	Автор статьи «9 предварительной  подто-
товке к полетам в авнапионных училищах»
требует называть вещи. свонми имена»
ми. Это важно-не только с точки зрения
общей культуры, но’ и е точки зрения прак-
тической работы. Если; в примеру, офилер
тов. Полевой элементы’ предварительной
подтетовки смешивает с элементами Oper.
полетной, а другой офицер, тов. Олейник,
ка занятиях также допускает такую пута-
нипу, то, разумеется, нужных результатов
занятия не дадут. Ведь ясно, ‘что, прежде
чем приступить ® проведению‘ предвариа
тельной подготовки, надо знать, в чем еб
сущность, какие она преслелует цели и ка-
кие решает задачи. Когда же у человека нет
ясного  предетавления о ‘содержании этой
похготовки, можно ли рассчитывать на 19,
что’ она будет провелена ‘правильно и ¢
пользой? Конечно, нет.

А мало ли неясных понятий, терминов п
названий в нашей практике? К сожалению,
очень много. Кетати, о «подготовках». To.
ворят; «предполетная», «наземная», «BHe-
полетная», «предварительная», — «1посдез
полетная», «междуполетная» ит, х, Меж:
ду тем, следует руководствоваться наетав-
лениями, в которых даны четкие указания
на этот счет. и не заниматьея отеебятиной.
	Дальше, одни употребляют выражение!
«розыгрыш» полета, о другие — «прога
рыш», одни называют тренажер наглядных
пособием, другие наглядное пособиа — трё-
нажером ит. х. ит. п.
	_Сейчае, когда мы в учебных заведениях
стремимся в единству взглядов на практику
обучения, раздается много голосов о необ
холимости единого понимания общих и ч4-
стных вопросов методики. Но можно 28
добиться единого понимания этих вопро
сов, когла существует такой разнобой р
терминологии?

Я привел примеры путаницы © покятиа
ями схожими; А сколько у нас употреб-
ляется слов и выражений чисто жаргонном
происхождения, созданных вопреки правиз
лам фусского словообразования? Очень
много; От командиров часто можно слы-
тать, например, такие слова: ‘«перелал BO
ту» (кому?); «убрал мотор» (куда?) в
тг ити
	Приступая к наземной подготовке, кур:
сантам приходится, наряду © изучением
техники пилотирования, «осваивать» нашу
терминологию, так как, не зная ее, они не
могут понять того, о чем говорит инструг*
TOD. 4

Все эти обстоятельства настойчиво тре
буют, чтобы была об’явлена рептительная
борьба за чистоту и точность авизпиовой
терминологии, ибо «борьба за чистоту, 31
смысловую точность, за юстроту языка
есть борьба за орудие культуры» (A.
Горький).

Для нае это особенно важно, так кая
нередко термины, которыми ‘мы пользуем:
ся, определяют 0б ем и  волефжание нате
деятельности. Ибэтому точное знание 69:
хержания авиационных терминов имеет
большое практическое значение.
	Мне кажется, давно слелует взяться 32
еоздание твердой авиационной терминоло
гии и словаря -— сборника точных и 0пз
ределенных понятий, сборника, называю“
его вещи своими именами, В этом, #есом“
ненно. должны принять активное участие
компетентные лица и авиационные специ“
аисты. ;
	Лейтенант Г. НИЛОВ,
TN nee
	Комплексное упражнение
выполнено Ha „Отлично“
	На широкой площадке. собрались воины
Н-ской!авиачасти. Им предетоято, выпол“
нить. комплекеное упражнение. Авиаторы
должны были бросить.по три гранаты В
окол, затем перепрыгнуть его`и, с р43бега
поразив штыком мишень, лечь,  пригото-
вившись к ведению огня. Все это следовало
проделать быстро и ловко, как требу-
ет Наставление.

Руководитель занятий полковник Нико-
лаев дал команду приготовитьвя. Первым ©
исходному рубежу вышел Герой Советекого
Союза гвардии капитан  Часвык, Начав
бег, он перебросил винтовку в левую руку
и одну за другой метнул! гранаты в OBO.
Затем, перепрыгнув коп и поразив м
шень, летчик упал на землю и шелкнул
затвором винтовки, HOPoTOBMBUIACh &
стрельбе. Весь комнлеке упражнений м
выполнил на «отлично».
	Вслед за гвардии капитаном Часныком
на «отлично» выполнил упражнение real:
дии подполковник Мальцев. Таких же 4
зультатов добились гвардии старший лей-
ченант. Шиман и многие другие,

Воины Н-ской авиачасти показали #0
время этих занятий силу, ловкость, уме
ние пребдолевать препятствия, метко бро
сать гранаты.
	Лейтенант Н. СИДОРОВ,
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
		возлухе, он. указал Великанову ва допу=
менные ошибки и приказал повторить уп?
ражнение. Так продолжалось до тех пор,
поёа летчик. не ваучилея летать нА одном
моторе.

Разбирая этот случай, командир заме-
тил Великатову:

— Никогда не теряйте самообладания,
помните, что из самого трудного положе-
ния веть выход. .

Командир добилея того, Что все летчи-
ки полка, за исключением вновь прибыв-
ших, научились летать на одном моторе,
быстро и правильно производитв ’ нерест»
роения в воздухе. ориентироваться B He-
благоприятных метеорологических услови-
ax. °* ,

Тов. Калачиков° умело ‘офтанизует
запятия. Он постоянно учит  команлиров
эскадрилий выделять главное’ в теме, ли-
ференцировать учебный процесс,  полхо-
тить к летчикам с учетом степени подго-
товленности каждого в отдельности и де-
лать упор ваз слабые ТОН их подго-
TOBER.

Командир часто еам  провохит занятия.
Он интересно излагает материал, ‘умело
сочетает живой рассказ с показом, ©. де-
монстрацией наглядных пособий и тре-
важной аппаратуры, использует яркие, по-
учительные примеры из. боевого опыта,
вовлекает. обучаемых в самостоятельную
работу над темой.

Умелая постановка наземной и летной
подготовки в полку приносит замечатель-
ные плоды. Ма всех  летно-тактических
учениях и инепектореких смотрах, кото-
рые проходили в текущем году, полк 3a-
нимал первое место в соединении. р

Команлир требует от своих  подчинен-
ных соблюдения и ча земле и в воздухе
железной воинской диспиплины и уста-
новленного порядка. Он строго следит за
тем, чтобы не пропадал ни один час доро-
гого учебного времени, Он пунктуален.
Если построение назначено в 8.00, оя
аккуратно является к этому времени и
строго взыскивает с того, кто замешкается,
опоздает в строй.

Командир во всем служит для подчи-
ненных примером, Еели вы  епросите в
полку, ктосу них лучше всех летает, кто
проявил особую храбрость и умение драть-
сл е врагом, вам с гордостью ответят:

=— Гвардии полковник Калачиков!
	Солдаты и офицеры вилят в своем
командире не только требовательного, вяа-
CTHOTO начальника, чо и умного педагога,
заботливого отца. Он знает своих полчи-
ненных не только в лицо, во и по фамилии.
Ему известно, чем они живут, что их вол-
нует. Он заботится о том, чтобы в еол-
датской столовой было чисто и уютно,
чтобы обеды готовились сытно и вкусно,
беспокоится о семьях офицеров, 06 их
жилье. Ilo ero инициативе в гарнизоне
создана школа, и сейчас дети военнослу-
жаших имеют возможность учиться.
	Воманлир повседневно помогает в работе
партийной и комсомольской организациям,
торячо поддерживает их ‘инициативу, ча-
вто выступает с лекциями и докладами.

Переховой, всесторонне образованный
офицер; пламенный ‘советский патриот,
волевой и мужественный военачальник,
мастер обучения и. воспитания  подчинен-
ных — таков командир полка  твардии
по&ковник Калачиков.
			— Смотрите вперед, сбавьте таз, 610-
	войнее, спокойнее... —^ товорил OH TOT

quKy. о .
Посадка к ухивлению -camoro Янова,
	впервые получилась нормальной.  ,

— Поняли? — весело улыбнулея  ко-
мандир. — Теперь летите один и помните
мои указания, .

Пять раз в этот день поднимался лей-
тенант. Янов в’ возлух. Команлир добился
своего: мололой летчик ‹тал. точно выпол-
нять заданное упражнение.

Эпизод с лейтенантом Яновым является
характерным штрихом в учебной и воспи-
тательной работе, которую проводит в сво-
	ей части командир Валачиков, Он беспо-
койтея 38 кажлое подразделение, вника-
ет во все мелочи жизни и быта солдат
	и офицеров, требует от подчиненных отлич-
ных знаний и боевого мастеретва.
	Команлир торячо любит свою про-
фессию. Его редко можно увидеть в. каби-
нете. Он всегда на аэродроме, у самолетов
или в классе, где проводятея` занятия, Ни
один: полет не прохолит без его участия,
Й вместе с тем он не сковывает ининиа-
тивы командиров эскалрилий и звевъев,
не подменяет нх. Наоборот, он прелостав-
ляет им вее возможности для самостоятель-
чого обучения и воспитания подчиненных,
прививает им методические навыки в р4-
боте с людьми..

Полнимаясь с летчиком в воздух, ко-
манлир Калачиков стремится прежде вее-
го. разгалать причины, порождающие Te
или иные отибки, поморает летчику oco-
знать их. Затем он заставляет обучае-
мого, иногда по нескольку раз подряд,
повторять один и тот же элемент полета.
Так было с младшим лейтенантом Велика-
новым, лейтенантом  Сукач, которого не-
которые товарищи ©читали совершенно
неспособных, и многими другими. Вее оня
сейчас ввелены в строй и умело летают
на боевых машинах.

Командир Калачиков имеет больной
жизненный и боевой опыт. В авиацию on
пришел 20 лет назад. В ero летной
книжке числится более 5.000 часов нале-
та. On совершил 102 боевых вылета,
водил ввоих воинов на самые ‘ответет-
венные задания, искусными маневрами 06-
манывал вражеских истребителей и зенит-
чиков, точно ебрасывал бомбовый груз на
голову врага и всегда без потерь BoaBpA-
шелея на свой аэродром.

Полк Валачикова заелужил в боях гвар-
дейское звание.

Война обогатила команлирз и весь его
личный состав новыми знаниями и опы-
том, на основе которых строится сейчас
боевая подготовка части. Перел команди-
рами эскадрилий тов. Калачиков cra-
вит всегяа одно непременное условие:
учеба должна проходить в обстановке,
мажеимально приближенной к боевой дей-
етвительноети. Кажлый учебно-боевой по-
лет он стремится насытить упражнениями,
которые вырабатывают в летчике пособ-
HOCTh ве теряться при опасности, находить
выхол из любого положения.
	Однаждь командир поднялся в воздух
е младшим лейтенантом Великановым.
Когда самолет набрал  соответотвующую
высоту, он перекрыл газ левого мотора.
Машина пошла вниз, летчик растерялся.

— Лержи, держи! — енокойно указы»
вал командир, но, видя, что самолет про-
должает снижаться, быстро взял упра-
вление и выравнял машину. Здесь же, в
	ПО НЕИЗВЕСТНОМУ МАРШРУТУ,
	Мламний лейтенант Варнаушенко точне
вывел группу на поворотный пункт. 06
этом OH сигнализировал нокачиванием сво-
его самолета.

В полете каждый летчик сличает карту
с местностью, отмечает все характерные
ориентиры, лежащие непосредственно на
маршруте, а также находящиеся в стороне
в пределах видимости. Пользуяев компа-
сом, летчики определиля направление по-
лета. Над поворотным нунктом они запи-
сывали время и курс.

“Команлир звена в полете, чтобы прове-
	рить правильность расчетов, спрашивал по

ВОЛЕВО

Бомбарлировщик резко снизилея, кос-
нулея одним колесом земли, несколько раз
подпрыгнул и, пробежав до края полосы,
остановился.

— Опять неправильная посадка, —с ло-
садой произнее команлир эскалрильи гвар-
дии капитан Кашин. — Ну, что я © ним
буду делать? Учишь, учишь, & толку ня
wa гроша”

‘Ha кабины ‘самолета вылез лейтенант
Янов. До крайности огорченный очередной
неудачей, он подошел к команлиру.

— Не можете вы летать, тов. Янов, не
выйдет из вас настоящий летчик! — cy-
рово заключил командир эскадрильи. По-
том помолчал немного и уже более спокой-
ным тоном продолжал:
	  wm Бедь другие-то летчики пришли в
‘часть вместе с вами, а посмотрите ма них
-— летают, как положено. У Bac же ни-
Чего не получаетея.

В суровых словах командира была прав-
ла. Учили Янова лолго и терпеливо, мно-
го раз с ним вылетал командир эскадрильи,
‘об’яенял, показывал. 10 котла дело дохо-
дило ло самостоятельных полетов, повторя-
лась прежняя иетория.

Потеряв належду научить Янова летать
‘на боевом самолете, команлир эскадрильи
приказал заготовить ему документы для
перевота в другую Часть,

— Пусть поучитея на «10-2»; на бом-
бардировщике ему еще рано, — сказал
OH.
Локументы 0б отчислении. Янова из
части принесли на подпись командиру пол-
ка гвардии полковнику ЕКалачикову,

— Четать не может, не 61069бен? —
уливилея командир. — А не рано ли вы
сделали такое ‘заключение? — заметил оч
командиру эскадрильи. — Давайте прове-
рии еще раз.

Через чае поеле этого разговора на
старте. стоял «ПО-2», готовый к взлету.
В передней кабине сидел лейтенант Янов,
в задней — гвардии полковник Калачиков.

В возлухе командир не делал замеча-
ний молодому пилоту, не вмешивалея в
управление самолетом. Он молча внима-
тельно наблюдал за действиями лейтенанта
Янова, желая нонять, в чем корень его
онтибок. От опытного взора командира не
ускользнуло ничто. .

Когда самолет приземлилея, командир
поговория ¢ Яновым, ‹ подробно разоб-
вал вее его действия. Затем на самолете
показал, как нужно сидеть, регулировать
Газ.

— Теперь внимательно смотрите за
мной, — сказал командир лейтенанту.

Машина слелала короткий разбег и
плавно оторвалась от земли. Сделав ве-
сколько кругов, самолет пошел на посах-
ку. Янов обратил внимание на TO, что
команлир плотно прижалея к спинке си-
денья и напружинил ноги. Он как бы
слился с мантиной, и поэтому ему было
легко. управлять ею.

Затем они поменялись местами и снова
поднялись в воздух. Командир’ из беспри-
страстного наблюдателя, каким он был в
первом полете, превратился в требова-
тельного инструклора.

— Плавно полнимайте хвоет, не рвите,
	— Полеказывал он летчику, когда маптина
	начала разбег. Он поправлял его неверные
движения, об’яенял онгибки. Перед посад-
кей Янов невольно мнаклонилея вперед.
Вомандир взял его за плечи и притянул к
спинке силенья.
	После взлета командир звена лейтенаят
Буйкевич собрал группу, и самолеты лег-
ли на куре. Летчикам прелетояло совер-
шить полет Ha большой высоте по неиз-

вестному маршруту.
Векоре лейтенант Буйквевич подал по
радио команду:
— Карнаушенко, выполняйте зазание.
Младитий лейтенант Карнаушенко стал
на место ведущего и повел звено до пер-
вого поворотного пункта, который нахо
дилея на расстоянии 120’ километров.

релварительная подготовка
к учебно-боевому полету
	Летчикам-бомбардировщикам предстояло
отработать трупповую слетанность и про-
извести бомбомётание на полигоне. Учеб-
но-боевому полету предшествовала тща-
тельная подготовка экипажей.

Успех в выполнении упражнения зави-
сел от понимания особенностей полета. Но-
этому руководивший подтотовкой в поле-
там офицер тов. Сурмач обратил внима-
ние летчиков, штурманов и стрелков-ради-
стов на главные элементы полета и разо-
брал их со всей тщательностью. Чтобы
обеспечить строгое соблюдение дисципли-
ны в воздухе, он подробно ознакомил эки-
пажи е их местом: в строю дезятки, 0б’ях-
нил, какое звено будет итти еправа, какое
— слева. -

— Для облегчения маневрирования в 30-
We «зенитного отня» необходимо так но-
строять «клин» звена, чтобы ведомые шли
е принижением на 3—5 метров, —— 0б’яс-
нял руководитель, пользуясь макетами сва-
молетов.

Взлет звеньями —— ответственный этап
выполняемого упражнения: Говоря об этом,
лов, Сурмач проанализировал недостатки,
которые имелись у отдельных экипажей,
Вновь прибегая к макетам самолетов, он
об’яенил, в чем заключаются ошибки при
взлете звеном, и тут же рассказал летчи-
кам, как они должны действовать, чтобы
по возможности быстрее собраться в
	групиу. . 5
— Бомбометание” выполняется серией

из трех бомб с олното захода по сигналу
	ведущего девятки, —— говорит командир и
обращает внимание штурманов на соблю-
дение высоты бомбометания, которая долж-
на быть равна 2.000 метров.

В учебной практике имели место слу-
чаи, когда некоторые экипажи неправиль-
но заходили на стрельбу по конусу, 8
стрелки подчас вели неприцельный огонь.
Эти оптибки подверглись тщательному ана-
изу. Тут же были даны конкретные: ука-
зания, как правильно заходить на цель.

— Увеличив скорость, звено натоняет
букеирующий самолет и, поравнявшись с
ним, пзуеняет курс на 30 градусов. Огонь
по конусу нужно вести нод ракурсом 2/4
короткими очередями. Дальность откры-
	Самообразование
	Семь лет нрошло в тех пор, как младитий
лейтенант Таранов закончил институт. 3a
это время иногое выветрилось из памяти,
даже те формулы и правила, которые он
знал когда-то наизусть, вепоминались ©
большим трудом. Оч понял; что если не

повторит того, что знал, не углубит своих
знаний, то неизбежно отстанет. “

Летчик тверда решил учиться. Он обра-
тилея к командиру эекалрильи е просьбой
разрешить ноехать в город за небнижаыи.
Командир разрепгил.

Из гореда младший лейтенант Таранов
привез учебники но математике я физике.
Он составил личный план занятий на ме-
can. Прежде всего обратил внимание Ha
то, 976 елабо знал.
	Нужно восстановить в памяти забытое,
а потом перейти к новым темам. Поэтому
в плане почти в каждом пункте ветреча-
ось елово «повторить»: повторить пра-
вила и решить нееколько задач по пер-
вому разделу тригонометрии, повтерять и
законспектировать тему «Возлушные ВИН-
ты», повторить тему «Способы самолето-
вождения». В одном пункте было напиеа-
HO: «Изучить и законенектировать главы
	тия огня -— 250—500 метров, — сказал
тов. Сурмач.

Не обошел руководитель и такого важно-
то момента при стрельбе, как построение
доворотов, которые должны будут выпол-
зять буксировшики, этобы создать экила-
Жам для стрельбы условия, приближенные
к боевой действительности,

Положительной стороной подготовки Е
полетам было то, что руководитель не OT-
рывал практических вопросов выполняе-
мого упражнения от задач, которые долж-
ны быть выполнены на тактическом
фоне.

Летному составу на картах была пока-
зана обстановка: «противник» перегруп-
пировывает свои силы и готовится перей-
ти в наступление. Вводная говорила о том,
в каких пунктах разведкой обнаружено
скопление войск «противника», на каком
участке усилили активность бомбардиров-
шики, где патрулируют «вражеские» нет-
ребители, а также указывала пункты, 2-
сыщенные зенитной артиллерией.

Во время занятий летчики вспомнили
факт, когла однажлы труппа отбомбилась
не по своей пели. Офицер тов. Сурмач, ис-
пользуя миниатюр-полигон, показал обу-
чающимся характерные признаки, по ко-
торым легко можно определить свою цель.

В заключение предварительной подготов-
ки тов. Сурмач опросил летный состав.
выяснил, как усвоили экипажи все эле-
менты прехстоящего учебно-боевого полета.
Задаваемые им вопросы были конкрет-
ными. В этом прежде веего сказалась
серьезная подготовка руководителя в заня-
Умение найти главное и правильно
раз’яснить его слушателям,  етремление
внести в отдельные элементы учейно-бое-
вого полета крупицы боевого опыта —
характерная черта руководителя предва-
рительной подготовки офицера тов, Сурмач.

Экипажи усненено еправилиеь с учебно-
боевой задачей. И это в значительной ме-
ре нужно отнести за очет умело проведен-
	ной предварительной подготовки к ноле-
	Капитан A, KOCTEHHO.
	Южная группа войск.
	` ——. 3 oe
	летчика Таранова

В плане были проставлены дни и чаеы 3a-
нятий летчика.

Вомандир эскадрильи одобрил инициа-
тиву младшего лейтенанта Таранова.

Таранов стал жить по новому распорядку-
С утра до 14 часов он занимался вместе со
всеми летчиками, изучал программный ма-
териал, е 17 часов ло 20 часов, то-есть
до ужина, занималея по личному плану.
Затем вн шел в партийный кабинет, читал
свежие газеты, журналы. С 22 до 24 часов
—- снова занятия.

Занимался Таранов с большим напряже-
нием, по каждой теме делал записи, со
ставлял конспекты. По курсу математики
он даже составил нечто вроде краткого
справочника. Здесь он записывает основные
формулы, которые часто необходимы при
решении задач по теории полета, пои ео-
ставлении расчетов на стрельбу и

бомбометание. . :

Третий месяц самостоятельно занимается
летчик-штурмовик млалший лейтенант Та-
ранов. Срок. правда, чебольной, но лет-
чик за это время уже многое повторил и
изучил много новых вопросов.
	Забайкальско-Амурский военный округ.
	радио летчиков QO местонахождении и вурсе,
необходимом для выхода на свой аэродром,

Затем поочередно вели звено младшие
лейтенанты Бугров и Вишта. Все экипажи
держали радиосвязь © землей и между со-
	эвеное лейтенанта Буйкевича успешно
соверитило тренировочный полет на  пре-
дельный радиуе действия. Этот вызет по-
требовал от каждого летчика соблюдения
наивыголнейшего режима полета и умелой
эксплюатации мотора,
_ Н-ский авиагарнизон.

(От наш. корр.).
	сом в 68 тонн и выше бустерный привод
становится необходимым. В качестве та-
кого привода применяется гитравлическая
система с относительно большим давле-
нием, Устройство получается компактным,
вебольшого веса и малых габаритов и 33-
ключается в следующем, Тяга, идущая от
ручки управления, соединена < рычажными
«ножницами», которые в свою очерель свя-
заны 6 поршнем сервоклапана. Отелоняя
ручку управления, летчик возлействует на
поршень сервоклапана. Поршень, отолви-
гаясь, открывает находящейся пох давле-
нием в 100 атмосфер жидкости доступ в
бустерный цилиндр, отклоняющий: руль
высоты.

Установка сконструирована так, что ру-
ли реагируют на малейшее отклонение руч-
ки. Начальное давление в гидросистеме
создается специальным электромотором. На
самолете имеются две одинаковые бустер-
ные установки. Каждая из них В состоя-
нии заменить вторую, почему-либо выбыв-
ую из строя. Эта бустерная система мо-
жет быть включена в линию автопилота
й управляться им.

Делаются попытки усовершенствовать
систему управления и в другом. направле-
нии. Как сообщает журнал  «Америкэн
Авиэйшн», в США производились летные
испытания самолета с упрощенным упра-
влением, На этом самолете пожные педали
отсутствуют. Управление элеронами и пе-
халями об’единено в одном штурвале, co-
стоящем из вертикальной колонки, враще-
нием которой приводится в действие руль
направления, На колонке установлен гори-
зонтаЛЬНЫЙ вал. Передвитая этот вал взад
и вперех, приводят в действие рули высо-
ты. Вранюниеи вала осуществляется уп-
равление элеронами.

Перечисленные конструктивные ново-
введения на современных самолетах дале-
ко не исчерпывают того, что делаетея в
этой области. Они лишь частично показы-
вают, насколько обширен круг зазач, над
решением которых более или менее yonem-
но работают конструкторы различных
стран. Они также позволяют судить о том,
© чем летному составу, вероятно, придется
вотретиться в недалеком будущем.
  Инженер-капитан С. ВИШЕННОВ.
	Г —У «Враткого куреа истории ВЕП(б)». (От наш. корр. по телеграфу).
	етчик убрал газ и. перевел самолет в
планирование. С земли увидели, как от мз-
зпины отделилась черная точка и спустя
3—4 секунды раскрылея белый куцол па-
раппота. Это совершал свой 433-й пока-
зательный прыжок: начальник парашютно-
десантной службы мастер спорта капитан
Румянцев.

Етроеанты внимательно наблюдают за

ним. Биея на стропах, он показывает свои
действия после раскрытия парашюта.

Капитан Румянцев мастерски приземлил-
ся. Его окружили курсанты, которым пред-
стояло совершить прыжки, Тов. Румянцев
проинструктировал их. Все прыжки закон-
чились благополучно.

_ Курсанты В, ЛАРЬНОВ, 0. БАЛАЕВ.
	виаучилише имени Чкалова.
	д

Ония и возникают в момент посадки при
пробувсовывании колеса. В результате. но-
крышки колес подвержены весьма быстро-
му износу. При каждой посадке тяжелого
бомбардировщика вес стирающейся и его-
уазюшей резины колес равен нескольким
	устройства в современных
	самолетных конструкциях
	Новые
				пий претерпели серьезные изменения.
Соотватетвенно изменилиеь и летно-такти-
	ность механических разрушений колес,
ибо возникающие усилия на колеса боль-
щого диаметра могут оказаться больше
допустимых напряжений. Ухудшаются так-
же противокапотажные свойства’ самолетов
и амортизационные качества шасси., Цоэ-
тому в настояшее время разрабатываются
меры, которые дали бы возможность уст-
ранить пробукоовывание, возникающее
при посадке. Одной из таких мер являет-
ся раскрутка колес в воздухе перед по-
садкой.
	Раскрутка колес может производиться
несколькими способами. Так, например, по
сообщению «SAE Journal», американская
фирма Боинг прикрепляла к боковым по-
верхностям пневматиков гибкие резиновые
нопатки. При заходе на посадку, сразу же
после выпуска шасси, эти лопатки раскры-
валиеь вотречным потоком воздуха и ра-
скручивали колеса. 7

При испытании колес самолета Repracc
(-46 «Коммандо» через 80-—100 секунд
поеле выпуска шасси окружная скорость
колее достигала 40—54 прецелтов полет-
ной скорости, Веего удавалось раскрутить
колеса ло 70—80 процентов посадочной
скорости, В результате были созданы зна-
чительно лучшие условия для работы 5о-
лес. .

Как показали опыты, при окружной ско-
рости колеса, несколько меньшей, чем 19-
садочная, изнашивание пневматиков 38-
	ные свойства самолета с трехколеснои
ехемой шасси.

Посалка самолета ¢ реверсиввыми вин»
тами нееложна. Планирование произво-
AHTCH € залросселированным мотором и
установленными на малый шаг винтами.
На режиме выдерживания винт переклю-
чается на отрицательный угол установки,
и в начале пробега мотору дается газ.
Нробег происходит, таким образом, с отри-
нательной тягой, Меред оютановкой само-
лета таз убирается, иначе может насту-
пить момент, когда машина покатится на-
зад.

Область применения реверсявных винтов
ограничена  посленоеадочным пробегом.
Дело в том, что торможение винтами в0з-
душного потока приводит к резкому сни-
жению пох’емной силы крыла. Это обстоя-
тельство не дает возможности использовать
реверсивные винты в воздухе, но при по-
садке создает известные преимущества,
так как падение под’емной силы приводит
к увеличению нагрузки на колеса и сила
трения колес о землю возрастает. Увели-
чение погемной силы от выпущенных
щигков, наоборот, уменьшает силу трения
колес о землю.

Широкому внедрению реверсивных вин-
тов пока еще препятствуют конструктив-
ные трудности. Однако имеющиеся удачные
образцы таких винтов и результаты иепы-
таний их в раде стран дают основание
	изменения.  рону. обратную движению самолета.
	Режих работы винта. при котором полу-
	‘чёскив данные самолетов. Борьба за даль-   чаетея . отрицательная. тяга, называется
нейшее увеличение скорости, высоты и реверсом, а такие винты — реверсивными.
	лальности полета,
	непрерывное возраста-  Для перевода лопастей винта на отрица-
	ние размеров и веза машин поставили пе- тельный угол в конетрукцию винта вво-
ред конструкторами всех стран множество дитея специальный механизм переключе-
	Реверсивные винты значительно соЕра-
щают длину пробега самолета. Как ©09б-
	новых задач, осуществление RKOTODHIS
очень важно для дальнейшего развития
авиации.
	Решение этих задач привело к с034а-   шает амерпканекий журнал «ЗАЕ Journal»,
нию ряха новых агрегатов и устройств,

проводившиеся в США испытания серий-
ныне внедряемых в конструкцию самоле-   ного четырехмоторного самолета е полет-
тов. К чиелу таких агрегатов относятся   ным весом в 45 тонн, оборулованного вин-
реверсивные винты, механизмы расерутки   тами Кертиее диаметром 5,08 метра, пока-
‘колес в воздухе перед поездкой, бустер-  зали следующие результаты. Длина npose-
ный привод управления самолетом и дру- га, при пользовании одними лишь колес-
	ными тормозами, составила 824 метра,
при пользовании четырьмя реверсивными
	ИФ.
+++ .

Добиваясь увеличения максимальной
скорости горизонтального полета, конст-
рУкторы из года в год повышали улель-
‘пую нагрузку Ha крыло и довели ве к
настоящему времени почти до 300 кило-
траммов на квадратный метр. Это привело
х ухудшению взлетных и особенно иоса-
дочных ‘свойств вамолетов. Если бы не
цениальные конструктивные меры, пред-
ринятые для улучшения этих свойств,
то взлетные и посадочные дистанции до-
хтигли бы таких величин, что размеры
аэродромов пришлось бы увеличить в не-
сколько раз. Особенно важно умепьшить
‘носадочную дибтанцию самолета. Для этой
цели, как известно, применяются, шитки-
закрылки и колесные тормозы. Теперь в
раза стран разработано новое, весьма
эффективное устройство, резко уменьшаю-
чщее* длину послепосадочного пробега са-
молета. Речь идет о уеверсивных винтах.
	Принцич их работы завлючается в сле-
ующем, Если врашать вилт, У которого
лопасти установлены тюд отрицательным
углом, то этим создается отрицательная
	увеличения максимальной   винтами без колесных тормозов — 456
	уетров, а в использьванием колесных  тор-
мозов и реверсивных винтов — 336 мет-
ров. Те же испытания показали, что < уве-
личением скорости возрастает величина от-
рицательной тяги, Так, при окоростя
160 км/чае обратная тяга реверсивяого
винта составаяет 83 процента положи-
тельной таги на месте:
	Аородинамичесвое торможение © по-
мошью реверсивных винтов имеет ряд пре-
имуществ по сравнению © колесным тор-
можением. Так, например, в случаях по-
садки Ha скользкие аэродромы (обледене-
ние, грязь), когда колесные тормозы мало-
эффективны, можно пользоваться реверсив-
ными винтами. Действенность их неё зави-
сит от состояния аэролромного покрова. На
самолете, оборудованном  реверсивными
винтами, можно гораздо реже пользовать-
ся колесными тормозами, чем удлиняются
сроки службы пневматиков. Кроме того,
при аэродинамическом торможении само-
лет избавлен от «козлов» и капотирования.
Самолеты с хвостовым колесом в этом влу-
	полагать, что в скором времени РеЗер-ИВ-   мотно уменьшается, а работа всего шасси
ные винты найдут повсеместное распрост-   происходит в значительно лучших  усло-
	ВИЯХ.

a
	раноние,
	Увеличение размеров и полетного веса  Нагрузки на органы управления тяжелых
самолетов повлекло соответственно в уве- самолетов получаются настолько больши-
	мя, что для их преодоления. становится Ht
	личению и утажелению посадочных при-
	способлений и, в частности, колее шасси.   обходимым вводить: в проводку управления
Для того. чтобы раскрутить такие колеса   специальный механизм =—— бустерный при-
	10. ORDYRHOH скорости,
	соответствующей   вол. Как установлено рядом исследований
	поезлочной, требуютея большие усилия. за границей, для самолетов с полетным ве-