3 октября 190 Г. Ne Toe 39991).

9 стАЛИНСКИЙ СОКОЛ oe ORO a ее

ИЗ ОПЫТА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НОВОЕ ПОЛОЗНЕНИЕ

Почему подразделение  106 овобенностях взлета   = i OT SCS ее Ь

отстранено
	Длительное время в частях Н-ского с0ое-
динения шла подготовка в летно-
тактическому учению. Тема и хараЕ-
тер его требовали особенно — тщатель-
ной и серьезной подготовки. Истребите-
лям и штурмовикам предстояло действовать
на малознакомом «театре военных дей-
ствий». Авиация должна была нанести не-
сколько сокрушительных ударов 10

«вражеским» портам, судам, a после
высадки десанта — по наземным войскам
«противника».

Такая сложная и новая по своему ха-
равтеру задача мотла быть успешно реше-
‘на лишь при хорошей и умелой подготов-
ке и для этого имелись все условия —
достаточный срок, детально разработанная
задача.

Подразделения, в том числе и то, 0 KO-
тором идет речь, находились в боевой
готовности. По первому сигналу  лет-
чики обязаны были подняться В воздух.
Лишь плохая метеорологическая обстанов-
ка задерживала начало учения.

Когда старший авиационный начальник
прибыл на Н-ский аэродром, командир
подразделения четко доложил ему © TOM,
что они готовы в выполнению задания, что
в боевой готовности находится группа ис-
пребителей, возглавляемая старшим лейте-
нантом Тайновым. «Дело лишь в погоде»,
— заключил свой рапорт майор Ефремов.

Олнако оказалось, что деле не только в
погоде. В подразделении несерьезно отнес-
лись Е учению, понадеявштись, видимо, на
TO, что недоделки останутся незамеченны-
ми. Но получилось не так...

Известно. какую отромную. роль в про-
цессе боевой учебы и, тем более, в подго-
товке к летно-тактическому учению игра-
ют распорядительность и четкое уяснение
задачи и методов ее осуществления.
Но командование подразделения, 0
котором идет течь, ‘формально отнеслось
к выполнению своих обязанностей. Вместо
того; чтобы глубоко и серьезно разобрать
с летным составом всю тему учения, за-
мысел ero, тактические особенности дей-
ствий авиации на морском театре, здесь
отраничились постановкой частной зада-
чи, которую предстояло выполнить только
летчикам этого подразлеления.
	Вомандование подразделения, Fak
видно и we было в состоянии
подойти к учению © более  ши-
роких позиций, ибо оно по-делячески от-
неслось к своим обязанностям. Например,
капитан Клюсс не емог ответить на вопрос
о сложившейся оперативной обстановке в
момент исхотного положения, о намерениях
	Пара истребителей, ведомая  твардин
капитаном Онопченко, с получила учебно-
боевую залачу — разведать и сфотогра-
фировать аэродром «противника». Выпол-
нение этой задачи усложнялюсь тем, что
погоха неблатоприятствовала полетам: низ-
кая облачность и дымка ограничивали ви-
димость. Опытный воин гвардии капитан
Опопченко использовал один из наиболее
удачных тактических приемов, применяв-
тихся в лни Великой Отечественной вой-
ны. Маскируясь в кромке облачности, 08
полошел в пели и, енизившись в приглу-
шенным мотором, повел самолет вдоль
@эролрома.
	Сделав два захода на фотографирование,
тов. Онопченко развернулея, чтобы пройти
нал пелью еще раз.
	Б это время над аэродромом появилась
четверка истребителей «противника». 8а-
MOTHB HX, гвардии капитан вместе со св-
им напарником вступает с «противником»
в «бой». Таким образом пара гвардии ка-
питана Онопченко нарушила правило раз-
ведчиков = при встрече с истребителями
противника не вступать е HEME B 60H.

в учении —
	Ошибка разведчика

от участия
	и замысле «противника»; методах отра-
жения его атак.

— На каком радиусе от аэродрома вы
надеетесь перехватить «вражеские» само-
леты? — спросили капитана Алюсс. —
При подходе их к.щели или на маршруте?
Как вы подготовили средства связи, чтобы
во-время поднять экипажи в воздух?

Капитан Клюсс молчал: он ждал приказа
«сверху», полагая, что ето обязанность
заключается лишь в том, чтобы передать
этот приказ летчикам. Не потому ли 183-
диостанция на КП не использовалаеь для
связи © вышестоящим штабом, для уточне-
ния обстановки в воздухе и на земле?
	Насколько беззаботно командование под-
разделения отнеслось к учению, говорит и
тот факт, что даже поступившие и пере-
данные немногочисленные тадиотраммы,
как и некоторые другие документы, не были
оформлены.

Но беспечность была проявлена не толь-
ко в этом. На командный пункт был вызван
старший лейтенант Тайнов, которому здесь
лолжны были сообщить боевую залачу. Но
сделать этого нельзя было при всем же-
лании, так как командование пользовалось
одним вилом карт, а на руках у летчиков
были совсем другие.

Непохготовленными в участию в летно-
тактическом учении оказались и некото-
рые экипажи, так как вредная условность
пронизала всю боевую учебу в подразделе-
НИИ.

—- На вакую максимальную высоту емо-
жет подняться ваш экипаж? — спросил
старший начальник старшего лейтенанта
Тайнова.

— До 5.000 метров, — ответил он.

— А если «противник» будет проби-
ваться в цели на 7.000 метров, тотда что?

Старший лейтенант Тайнов не нашелся,
что ответить.

Короткая бесела © летчиком млалитим
лейтенантом Соколовым лишний раз под-
твердила неподготовленность подразделения
к выполнению боевой задачи. Летчик не
знал условных сигналов, не умел пользо-
ваться кислородной маской, которая Е то-
му же оказалась неподогнанной.

Старший авиационный начальниЕ спра-
ведливо отстранил подразделение майора
Ефремова от участия в летно-тактическом
учении. История эта должна стать поучи-
тельной для всех тех, кто несерьезно отно-
сится к боевой учебе и в процессе ее наса-
	дает условности.
Майор Г, СОЖИН.

Ленинградский военный округ.
	Имея численное превосхолетво, истреби-
тели «противника» неоднократно атаковали
пару Онопченко и, видимо, зафиксировали
на пленке фотокинопулеметов «обитыми»
двух разведчиков. Вскоре гвардеец Оноп-
ченко отказался от ведения воздушного боя
и продолжал производить визуальную раз-
ведку аэродрома. Ето вновь атаковали ис-
требители, но это. мало обеспокоило фаз-
ведчика, которой пренебрег уставными
правилами и забыл об элементарном тре-
бовании при выполнении учебно-боевой за-
дачи — максимально приближать учебу к
боевой действительности.
	Вернувшись на аэродром, командир па“
ры подробно доложил о своем полете офи-
перу штаба твардии майору Заблотскому.
Но тот He нашел нужным доложить по
	команде 06 ошибочных действиях гвардии
капитана Онопченкю, & ограничился по-
дробным описанием тактического приема
разведки аэродрома и только вскользь упо-
мянул о проведенном воздушном «бое».
Н-ский авиагарнизон.
(От наш. спец. корр. по телеграфу).
	В. инструкции по технике пилотирова-
	На основании приказа Миниетра Воору-
женных Сил С0103а ССР. Военный Совет
ВВС утвердил и ввел в действие Положе-
ние об академиях Военно-Воздушных (ях
Союза ССР. Назначение академий — ro-
товить кадры выеокой квалификации для
строевых частей, школ, училищ, управле-
ний ВВС и военных представителей в
промышленность.

Правом” поступления на командный,
штурманский и тыловой факультеты Брас-
нознаменной Военно-воздупгной академии,
а также в инженерные академии пользу-
ются офицеры, нрослужившие на офипер-
ских должностях не менее двух лет и име-
ющие образование в 0об’еме десяти классов
средней школы,

Слушатели, которые сдали все установ
ленные. экзамены ‘© оценками 5 и 4 ипо-
лучили в Государственной. экзаменацион-
ной комиссии по всем статьям оценку 5,
получают дипломы с отличием и награж-
даютея золотыми медалями. Их фамилии
заносятся на мраморную доску академии,

Выпускникам-отличникам приказом по
академии устанавливается «старшинство»
(окончил факультет первым, вторым к
т. д.). Им предоставляется в порядке
«старшинства» право выбора  должностк
из числа предложенных вакантных долж-
ностей, право быть назначенными в а;
юнктуру академии, а также быть вклю
ченными в число кандидатов для направ-
ления в научные командировки в‘пределах
Советского Союза и за границу. Выпуск-
ники-отличники пользуются также правом
присвоения воинских званий вне очереди:

—— ыыы ы5,.—.—.„...
	Как мы
оборудовали класс
	horza нам показали комнату, отведён
ную под технический класс, мы невольно
приуныли: где и как в таком маленьком
	Применение светящих авиабомо
при обороне об‘ектов. ночью
	крупного калибра. Они горят довольно
продолжительное время и лают достаточно
много света, Мелкие САБ’ы дают слишком
слабый свет, и время горения их очень
ограниченное.

2. Посылать истребитель с одной светя-
шей бомбой нерационально. Для подвеска
же двух и больше бомб требуется установ-
ка дополнительных агрегатов, а иногда и
усиление конструкций. Сделать это доволь-
но сложно, поэтому вопрос о подвеске све-
тящих бомб под истребитель еще требует
изучения. . ,

Существуют в основном два способа
применения светящих бомб. Первый—сбра-
сывание САБ’ов истребителями над само-
летами противника в соответствии с дан-
ными, полученными © земли от радиостан-
ций обнаружения. Олнако этот 61060б не
является в полной мере эффективным, Так
как станции пе всегда точно наводят ист-
ребителей на противника и потому бомбы
иногда оказываются сброшенными в сто-
роне от линии полета вражеских бомбарди-
ровшиков, с ошибкой более 1—2 километ-
ров. Если же САБ’ы сброшены в стороне
от вражеских самолетов или сзади них, тг
противник быстро выходит из освешенного
пространства и истребитель не уесчевает
его зтаковать.

Второй споеоб применения  светящих
бомб является более приемлемым и 3а-
ключаетея в следующем: САБ’ы — «подве-
шиваются» в воздухе серией, перпенлику-
лярно маршруту противника в 10—25 ки-
лометрах от об’екта, Это расстояние, ко-
нечно, может быть увеличено в зависи-
мости от характера обороняемого  об’екта,
наличия боевых средств и направления
ветра.

Особенно важно осветить и уничтожить
головную труппу вражеских  самолетов-
осветителей, возглавляемую командиром
группы. Это. как правило,  дезорганизует
	ния самолетов «а-5» и «]а-7» недоста-
HEI TREE
точно подробно рассмотрены действия пи- Особенности почных боевых действи

Я Е аи А
	OO rr ne See SE Le

лота, если на взлете самолет отклоняется
влево или вправо. А опыт истребительных
частей показывает, что известный процент
летных происшествий падает именно на
взлет. Это происходит отчасти и потому, что
У молодого летного состава подчас нет яс-
ного и твердого представления о том, что
нужно делать при уклонении на взлете.
Больше того, ‘нередко от летчиков можно ус-
лышать разные мнения о причине уклоне-
ния самолета на взлете и способах его пре-
дотврашения.

В практике обучения летного состава
мы в своей части строго придерживаемся
следующего принпипа: если в первой поло-
вине разбега самолет уклонилея более чем
на 10 градусов; то летчик должен плавно
убрать газ и выдерживать самолет в ‹оз-
давшемся новом направлении.

Однако некоторые истребители считают,
что в этом случае убранный газ якобы
усугубляет тенденцию машины к развороту
влево и поэтому убрать газ в такой момент
— значит подломать самолет. Это оши-
бочное и глубоко неверное мнение. И вот
почему.

В первой половине ‘разбега, когда ©ко-
рость у истребителя еще не набрана, руль
поворота не является достаточно эффектив-
ным средством для парирования возросшей
от. максимальных оборотов мотора реакции
винтомоторной группы,  способотвующей
развороту самолета влево. Пользование же
тормозами здесь категорически запрещает-
ся, так как при одновременном развороте и
торможении шасси получает нагрузку, ко-
торую оно не в состоянии вынести.

Следовательно, убирая газ, летчик тем
самым ликвидирует первопричину  разво-
рота влево и помогает самолету сохранить
прямолинейность в направлении.

Приведу один пример. Гвардии лейтенант
Черный, излишне парируя правой ногой
левый разворот, начал уклоняться вправо.
ЗКелая исправить ошибку, он отпустил пра-
вую ногу, и самолет сразу же резко пове-
ло влево, причем создалось уклонение в 15
градусов, Тогда летчик плавно убрал газ,
прекратил взлет и выдержал новое на-
правление. Самолет спокойно закончил

ee

истребителей. обусловливаются различной
степенью темноты. Ночью истребитель
‘«близорук»: расстояние, с которого летчик
может заметить признаки самолета про-
тивника, не превышает в темную ночь 200
метров, а в лунную — 800—1.000 мет-
рев.

Для того, чтобы в этих условиях облег-
чить встречу истребителей с самолетами
противника, применяют прожектора и
светящие авиапионные бомбы. При отра-
жении бомбарлировочного налета нель-
зя перебрасывать зенитные  прожекто-
ра с одного участка на другой. Поэтому
для освешения целей, появляющихся в
секторах, менее васышенных световыми
средствами, в Н-ской авиачасти широко
использовалея метод сбрасывания с само-
летов САБ%в лля освещения вражеских
бомбардировитикюв, направляющихся в 06”-
екту. Этот метод дал хорошие результаты.

Вот олин из примеров улачного примене-
ния САБ’ов во время войны.

В одну из ночей для отражения налета
авиации противника на железнодорожный
узел Н. поднялись в воздух истребители-
ночники офицеры Киселев, Шикалев и
Азаров. На самолетах тт. Киселева и Ши-
калева были полвешены САБ’ы. 0ба они
направились в одну зону, причем тов. Ви-
селев летел на высоте 4.000 метров, & тов.
Шикалев — 3.000 метров.

Бомбардировщики противника шли 2
высоте 2.000—2.500 метров в направле-
нии зоны патрулирования наших истреби-
телей. При подходе немпев к зоне истре-
бители по сигналу с ВП командира авиа-
части сбросили САБ’ы, которые осветили
несколько «Хе-111».

Летчик  Шикалев, заметив ниже
себя один «Хе-111», атаковал его сверху
сзади, строго в хвост < дистанции 50—
25 метров. После первых же очередей врз-
жестий самолет загорелся и врезалея в
землю.

(бросив САБ’ы, летчик Киселев тоже
обнаружил один «Хе-111». Энергично
спикировав, тов. Киселев атаковал и
сбил немецкий самолет.

Плесо Anannapd плтатлтурттн  а > Эта
	пробежку, пилот зарулил на старт и вто-
рично произвел взлет.

Иное положение бывает при уклонения
самолета во второй половине разбега, когда
руль поворота эффективен уже в полной
мере. Опыт показывает, что в. этом случае
летчик должен всеми силами сохранить но-
в06 направление и продолжать взлет.

06 этом говорит такей пример. Гвардии
‘младший лейтенант Бубнов во второй поло-
вине разбега уклонился на 10 — 15 гра-
дусов влево, но, своевременно парируя раз-
ворот правой ногой, сохранил новое напра-
вление взлета и бларополучно ‘оторвался.

Мне кажется, что в инструкции по тех-
нике пилотирования самолетов <4а-5» и
«la-7» должны быть тщательно разрабо-
таны все детали взлета. Это во мнотом 0б-
легчит обучение молодых летчиков одному
из самых сложных элементов техники пи-

7s ere oS ee 7

время в соседней зоне и наблюдавший бой

летчиков Киселева и Шикалева на фэ-
не света САБ’ов, заметил на одной
высоте © собой лва «Хе-111». Сблизив-
wach с бомбардировщиками ` противника,
тов. Азаров сзали еверху, под ракурсом 14
с дистанции 100-—50 метров атаковал од-
ного из них.

После первой атаки истребитель, про-
скочив мимо вражеского самолета, оказал-
ся между ним и горящей САБ и потерял
бомбардировщик из виду. Противник ot-
крыл прицельный огонь по нашему истре-
бителю, который был отчетливо BHOH Ha
осветенном фоне.

Опыт ночных воздупитых боев. с приме-
нением САБ’ов позволяет сделать следую-

щие выводы:

1. Наилучшими следует считать САБ’Ы
nL
	VD VUAIIVINE FILAVUVULALRI

лотирования. - 7
Герой Советского Союза‘   JIETHOTO

Я rot noe майор И. БЛОХИН. Война показала, что авиации Часто
рекарпатский BOCHHHH OKDPYT. приходится выполнять боевые задачи не
er ee только в интересах наземных войск, но

также и Военно-Морского Флота. Между

АРУ РЕ Ба TET eee Atk те #20: я
	ИЗУЧАЮТ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗ  [тем вопроеы взаимодействия авлашии с

МОСЕОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. 3 ок-   Военно-Морским Флотом в наших  частах
	тября. (От наш. корр.). Летчики Н-ского  не изучаются. 6 результате этого ор-
истребительного полка настойчиво повыша-   ганизация частей Воснно-Морекого Фло-
ют свои знания. Несколько месяцев назад та. его материальная часть, боевые в03-
	лейтенант Русанов и младший лейтенант
Игнатов поступили в Московский заочный
ипетитут иностранных языков. Им присла-
ли программу занятий и необходимые учеб-
НИКИ.

Сейчас, несмотря на боленгую загружен-
ность работой, тт. Русанов, Игнатов и дру-
гие летчики находят свободное время для
того, чтобы самостоятельно изучать aH-
ГлЛИЙекий ЯЗЫК.

можности и тактика действий остаются
вне поля зрения личного состава Военно-
Воздушных Сил. Эти вопросы почти не
изучаются и в наших авиационных шШко-
лах, училищах и академиях.
Авиапионные части, дислоцирующиеся
на морском побережье, в своей практичес-
кой деятельности сталкиваются © необхо-
димостью отрабатывать темы во взаимодей-
ствии с Военно-Морским Флотом (orpame-

В повседневной жизни бывают случаи,
когда военнослужащие нарушают правила
поведения. Попадаются еще офицеры, от-
вечающие на приветствие младшего по зва-

рые вание ДИ У, ности

И лс бе из боры Вне оч ANE ANA AD BD TNS ath

всю группу бомбардировщиков противника   помещении разместятся многочисленные
и приводит к срыву валета. Ставя переда тлялные пособия робити ар
	наглядные пособия, необходимые для заня-
THH по самолету и мотору?
Действительно наши первые шаги были
неудачными. Мы разобрали мотор и; есте-
ственно, не смогли в нужном порядке рас-
ставить все его части, В хаотическом на-
громождении деталей трудно было бы pas
зобраться и обучаемым и преподавателю.
	Еще раз тщательно продумав планиров-
ку класса, мы приступили к его переобору-
дованию. Авиамеханики старший „сержант
Лесников, сержант Murai и авиамоторист
сержант Рева в короткий срок закончили
работу; заслужив высокую оценку . коман-
дования части. Е

Класс. разбит на две части —* самолем
ную и моторную, прим последняя зание
мает треть всей площади. Для удобства мы
решили оставить в разобранном виде толь
ко левую часть мотора. От него были от
делены и установлены на пирамиде нижняй
половина картера и коленчатый вал. Px
дом, на другой пирамиде, помещена верх-
няя половина картера, на которой полно
стью смонтирована правая сторона мотора
RK ней гайками прикреплены редуктор в
валом и нагнетатель, которые легко. сни
матот.
	Детали левой части мотора разложены
на стеллажах вдоль стены. Каждая деталь
снабжена надписью. На этой же стене виз
сят схемы системы смазки мотора, управле
ния газом; кинематики, регулятора посто-
янства давления, бензиновой помпы, кары
бторатора, схемы кривых наддува. На до
ске — магнето в разобранном виде. Xopo-
Mea nocoéne’ mpexctapaser cobow действукн
щая модель связи регулятора с управаенин
ем мотора. мы
	Влоль противоположной стены’ размещен
самолетный отдел. Части самолета «Иль
юшин-2» разложены по группам на стеллая
	max. Воздушная система смонтирована 8.
	том виде, в каком она стоит на самолете,
Стрелками указано направление движения
воздуха. Рядом дана бензиновая система —
баки в разрезе; система трубопроводов i
друтие агрегаты,

Далее идут стеллажи с деталями Me
сляной системы, водяной, органов призео
мления, воздушного винта. 0с0б0е внима
ние уделено показу системы управления
самолетом. Над каждым разделом висят
схемы.

Жроме этих пособий, В классе имеется
еще одно, очень ценное — полностью об
рудованная кабина самолета. Ее бронекор-
пус был обрезан автогеном.

В техническом классе летчики занимаы
ются группами и индивидуально, Вдееь Co
браны фазличная техническая литература:
учебные пособия. По отзывам летчиков и
инженерно-технического состава, класс в
том состоянии, в каком он нахолится сей
час; вполне Удовлетворяет требованиям
программы обучения.
	Капитан С. КУЗНЕЦОВ.
Приморский военный округ.
	ПИСЬМА ЛЕМОБИЛИЗОВАННЫХ
	Демобилизованные воины в письмах 3
свои части сообщают 00 успешной pabore
на колхозных полях, фабриках, заводах, в
учреждениях. Демобилизованные тт. Клюев,
Голубев, Закиров, Юртаев работают <ейтав
поферами на автобазе гор. Шадринска, Ру
рганской области. Приобретенные в армии
навыки четкости и диспиплинированноети
помотли им выйти в число лучших работ
	Курсант А. ЗАЙЦЕВ.
	По страницам
авиационных
2a3em
	ЧЕ Конференция рационализаторов и изо
бретателей состоялась в М-ской Части.
Представители творческих коллективов
подразделений обменялись опытом cpoed
работы по усовершенствованию методов
эксплоатации материальной части, pace
сказали о технических новшествах, прет
воренных в жизнь. («Советский _ пилот»).

яя

+ Отличных результатов в стрельбе по
конусу добился летчик млалший лейтенат
	Ботов. Выполняя 18, 19. 20-е упражнения.
	он из тридцати возможных слелал оли“
	надцать попаданий. («Босвая травога»),
	собой залачу осветить головной самолет и
последующие машины, летчик опретлеляет
расстояние от места сбрасывания САБ до
ведущего бомбарлировшика с такям расче-
том, чтобы первые самолеты противника
не могли обойти или проскочить район,
освощенный САБ’ами.

Так как светяшие бомбы горят вехохго.
	может возникнуть необходимость в подлез-
жании освещения. Для stor в район
нахождения самолетов противника сбря-
сываются дополнительные САБ’ы, но ‘уже
	© новой поправкой на ветер.

После сбрасывания светящей бомбы
истребитель, как правило, переходит т
планирование, чтобы к моменту загорания
САБ быть немного выше нее.

Опыт показал, что нало дополнительно
выделять наряд истребителей без бомб.
Патрулируя в евоих зонах и пользуяст
	выделять наряд истребителей 6e3 bond.
Патрулируя в евоих зонах и пользуясь
созданным освещением, эти летчики тоже
зтакуют и уничтожают обнаруженные са-
	молеты противника.
Капитан В. СИЗОВ.
	ОБ ОДНОМ НЕДОСТАТКЕ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
		ние морского десанта «противника» и
др.). Но вся эта работа проводится веле-
пую, так как даже руководящий состав
как следует не знает структуры и органи-
зации флота, его’тактики, типов кораб-
лей. В частях нет нужной литературы,
которая помогала бы офиперскому соста-
ву самостоятельно восполнить этот про-
	ву самостоятельно
бел.
	На мой взгляд, во все учебные програм-
	мы авиационных школ, училиш и акаде-
мий, а также в систему учебно-боевой
подготовки частей следует ввести специ-
альный раздел. посвященный Военно-Мор-
скому Флоту и взаимодействию авиации с
НИМ. >
	Гвардии капитан А. АЛГУНОВ.
Приморский военный округ.

Об офицерской вежливости
	Мораль или нравственность = это пра-
вила поведения, сложившиеся как одна из
форм общественного сознания. Важдому
классу присущи свои нормы морали. В
буржуазном обществе мораль имеет свой
классовый, насквозь лживый характер.
Она служит пелям экоплозтации и подав-
ления трудящихся. Ей противостоит про-
грессивная мораль пролетариата, зовущая
к борьбе за новое, коммунистическое об-
шество. С победой коммунизма; писали
Маркс и Энгельс, люди будут строить свои
отношения друг к другу на основе товари-
щеской солидарности и дружбы. Подлин-
ная нравственность, учит нас Ленин, со-
стоит в беззаветном служении трудящему-
ся человечеству, в познании законов 0об-
шественного развития и использовании по-
лученных знаний в интересах борьбы и
победы трула над капиталом.
	Моральный облик обицера Созетской
Армии выражается прежде всего в
его  беззаветном служении советской
Родине, своему народу, в преданности ве-
ликому делу большевистской партии и ее
вождю Генералиссимусу Советского Союза
товарищу Сталину. Достоинство и честь ©о-
ветекого офицера определяются образцовым
выполнением своего воинского долга перед
отчизной. Но коммунистической моралью,
нравственноетью определяются и другие
нормы поведения офицера. Эти нормы по-
ведения требуют, чтобы поступки офицера
на слубе и вне ее, в быту, соответствова-
ли его высокому воинскому званию. Не
случайное поэтому Устав внутренней служ-
бы Вооруженных Сил Союза ССР уделяет
такое большое внимание поведению воен-
нослужащих и воинской вежливости.
	Повеление военнослужащих -—— один из
	наиболее заметных для народа показателей
дисциплины и организованности армии.
Советская общественноеть —= строгий и
взыскательный сулья, Наш народ любит
свою родную армию. Он дорожит ее честьго
Tak же, каки своей, и он вправе требовать
от каждого воина, а тем более офицера,
такого повеления, которое целиком отвечало
бет славе нашето гопиалистического отече-
	ства, достоинству наруда-побелителя,
	меется. заблуждение. Всякий начальник
	имеет много средств п достаточно прав для
того, чтобы заставить подчиненных выпол-
нить его волю, не оскорбляя их чувства
	личного достоинства. Вежливый и тактич-
	ный начальник сумеет так выразить CBO
неудовольствие, что подчиненному и в го-
лову не придет обидеться. Ему будет ясно,
что © ним обрашаются не в зависимости от
настроения, & в соответствии с требования-
ми диспиплины, поралка, службы.
	Мы говорили до сих nop of уважении
военнослужащих друг к другу, 0 воинеком
такте. Но и за пределами своей части, во
взаимоотношениях с гражданским населе-
нием, нельзя считать себя свободным от
исполнения воинского долга. И влесь надо
дорожить добрым именем товарищей-одно-
полчан, славой и честью ‘части, строго
придерживаться общегражданских правил
повеления.
	Можно ли, скажем, назвать вежливым
военного человека, если он нецочтительно
относится в женщине! И, наоборот, нам
доставляет удовольствие видеть, как моло-
дой лейтенант в поезде, трамвае, метро бы-
стро встает и уступает свое месте офице-
ру, старшему по звакию, или просто граж-
данину, старшему по возрасту.
	Вежливость должна быть законом для
советского офицера в его отношениях к
старикам и инвалидам, к женщинам и хе-
тям. Где бы ни находился военный чело-
век, воюду он должен проявлять воинский
такт, скромность, показывать пример бла-
гопристойного поведения, не давая никако-
го повода для критических - замечаний
граждан.
	Советский офицер — представитель са-
мой передовой и самой культурной армии в
мире, носитель ео славных боевых тради-
ций. Вместе с тем он является передовым
членом нашего сопиалистического общества
и занимает Чочетное место в первых шерен-
гах советской интеллигенции. Все это обя-
зывает его быть не только безупречно ис-
полнительным воином, но и примерным
гражланином своей страны.
	Генерал-майор Н. НОРИЦКИЙ.
				Одним из OCHOBHHIX законов COMMAIACHH-  po небрежным взмахом руки. Другие, при-
ческого общежития, важнейшим принцином   pase быетро руку к головному убору, тот-

ee М РЕ, Ре ОМА ее: 2
	Ig Ne

поведения граждан CCOP ABIMCTCA В3ЗИМ-  чае же опускают её, не дожидаясь ответ-
ное уважение к правам людей и их 410- пцого приветствия старшего пю званию.
	а а w wannpagy  oro UPHBeTCTBHA старшего по званию.
стоинству. Уважение человека к человеку Правда, как редкое исключение, но вее еше
— выеший принцип социалистической м0-  ветречаются — военнослужащие, — в006-
	ралй. Он узаконен великой Сталинской
Конституцией. Она требует от граждан
СССР... «уважать правила социалистиче-
ского общежития». Право на уважение че-
ловеческого достоинства — одно из наи-
более драгоценных прав, завоеванных тру-
дящимися нашей Родины. Это право про-
возглашено Великой Октябрьской социали-
стической революпией и закреплено созда-
нием первого в мире социалистического 0:
сударства.

ще не отвечающие на приветствия
младших по званию. Иногда можно на-
блюдать, как равные по званию не
отдают чести друг другу, ожидая, ETO Ke
первым проявит долг вежливости.

РЕТОНА ОРУ

Воинская вежливость совершенно исклю-
чает всякое проявление небрежности, рас-
пущенности. Речь идет не только о распу-
щенности внешней, в обмундировании.
Если офицер позволяет себе в разговоре со
	Элементарной формой, которой люди ВЫ- старшим по званию или начальником же-
ражают свое уважение друг в другу, яв- о аа ben net и Е
ляется вежливость. Вежливый человек ое on om ah 10>, TO Hexbas oan
вправе рассчитывать И На уважение к ЕР BOPATS «x POHIO>, TO — ar nar.
	а ее. лас,   тать, что он просто невежлив, — H Pace

себе. Грубость — признак невоснитанно-
едостой овет-
сти. показатель того. что человек не В НЕ аа HO совет
	ЗВ о ЗО ЗЕЕ, ВЕНЫ. > НЕ aa

уважает собственного достоинства и He
признает ега в других. Олна из форм ува-
жения к правам и достоинству чёловека
— это предупредительность. Она заклю-
чаетвя в том, что один человек стремится
упредить другого в вежливости, выражая
ему свое уважение.

Принции взаимного уважения и преду-
предительности находит яркое выражение и
в нашем воинском общежитии. Это — одна
из замечательнейших традиций Советской
Армии. В самом деле, чем, как не выраже-
нием принципа взаимного уважения, яв-
ляется требование Устава внутренней слу-
жбы 06 отдании всеми военнослужащими
друг другу чести при встрече. Подчинен-
ные и младшие по званию отдают честь
первыми. Отдание чести есть оказание по-
чета воинскому званию, символ  принад-
лежности к Вооруженных Силам Советско-
го Союза, яркое проявление вежливости,
Отдание чести, как удачно выразился ге-
нерал старой русской армий Драгомиров,
есть внешнее выражение того, что люди
принадлежат к великому воинскому тозва-
риществу, «назначение коего — полагать
душу свою за други своя».

oe ~~

ского офицера.

г

На первый взгляд многое из того, что
сказано выше, может показаться мелочью,
на которую не стоит обращать внимание.
Но ведь из мелочей складывается крупное,
из малого вырастает большое. Сегодня  че-
ловек не уступит места старшему офицеру
и поведет себя с ним  запанибрата, a
завтра он может не выполнить точно и в
срок приказания начальника. А это будет
уже не проявлением невежливости, & прег
ступлением. Важдый военнослужащий обя-
зан строго соблюдать правила поведения,
установленные уставами, ‘всегда и всюду
быть носителем порядка, организованности
и отменной вежливости,

Неизменно вежливым должен быть на-
чальник 00 отношению к подчиненному.
Если начальник проявляет груботь и
нетактичность, он унижает достоинство
подчиненного и позрывает собетвенный ав-
торитет. Наложенное им взыскание не
всегда достигнет цели,

Некоторые полагают, что их безукориз-
ненная вежливость может быть неправиль-
но истолкована подчиненными. Это, разу-
	Еще в 1926 году, определяя основные
особенности Врасной Армии, товарищ
Сталин говорил, что наша армия имеет
все основания быть самой лучшей армией
в мире. Эти пророческие слова вождя со
всей силой подтвердились на полях сраз
жений в тоды Великой Отечественной
войны. На весь мир прогремела слава Co-
ветских Вооруженных Сил, достойно вы-
полнивших свою историческую миссию и
освободивших народы мира от смертельной
угрозы фашизма. С полным основанием
мы можем сказать; что никакая армия в
‚мире не пользуется такой признательно-
стью со стороны свободолюбивых народов,
как Советская Армия.
	Бозспособность армии, указывает т6-
варипг Сталин, определяется не только ко-
личеством дивизий, качеством вооружения
и обученностью войск, но и высоким мо-
ральным духом личного состава. Мораль-
ное же состояние войск проявляетея в
поведении воинов и в 60, и в условиях
мирной жизни. По тому, как держат себя
солдаты; сержанты и офиперы, обычно
судят о дисциплине и боеспособности ap-
MI, © е6 культуре и традициях.
	Советские офиперы составляют основной
костяк нашей арии. Они выращены й
воспитаны партией большевиков и великим
пояковолнем Генералисеимусом Советского
Союза товарищем Сталиным. Офицерство у
нас подлинно народное: оно вышло из на-
рола и связано с ним бесчисленными ни-
тями. В гигантской битве за честь, ©вобо-
ду и независимость Родины советские офи-
перы сыграли выдающуюся роль.
	Большие государственные задачи стоят
перед офицерами и теперь, в мирных усло-
виях. На них лежит огромная ответетвен-
ность перед народом, перед Родиной. Офи-
церу вверяется воспитание десятков, с0-
тен и тысяч воинов, & это в первую оче-
редь обязывает его самого образцовое вы-
полнять воинскую присягу, быть примером
хисниплинированности, TOATAHYTOCTH, BEK-
ливости и тактичности, Иначе говоря, офи-
пер должен быть носителем высоких м0-
тальных качеств.