8 онтября 1946 г., № 136 (55%).
		СТАЛ

инский сокол

Oo А

see
		ль занятия — ПодНолвовник
HH BKIN(6)>. Ha вопросы ру-
Снимок капитана М. Рунова,
	Сборы воздушных —
«охотников» и разведчиков
	ВЗАКАВКАЗСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 7
октября. (От наш. корр. по. телеграфу), В
Н-ском соединении недавно были проведе
ны сборы воздушных «охотников» и. раз-
велчиков: Участники сборов изучали опыт
действий «охотников» и разведчиков coc.
динения в наступательных операциях в
Восточной Пруссии.

‚ Интересную лекцию о методах брыы
нашей авиации за господство в возлухо
на опыте’ восточно-прусской операции п».
читал подполковник Терещенко, Фекпия
была насыщена поучительными примерзии
успешных полетов «охотников» и разве,
чиков, эпизодами, наглядно показывающи-
ми тактику их действий при поисках, eno.
собы атаки воздушных и наземных целей,

После окончания сборов перед звенья
разведчиков и «охотников» были поетав-
лены учебно-боевые задачи по разведке н
полетам Ha свободную охоту. Отличные
знания и успешные действия по испол:
нию заданных упражнений показало звено
лейтенанта Бабичева.
	Гвардии лейтенант А. ШЕМЕНЕВ,
	Мотористы стали
механиками
	ПРИБАЛТИИСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 7
октября. (От наш. корр. по телеграфу). В
частях Н-ского авиасоединения много №-
тористов, оружейников и других младших
авиационных специалистов осталось па
сверхсрочную службу. В дни войны дни
самоотверженно работали по’ обслуживанию
боевых вылетов, помогали механикам н
техникам в подготовке боевых машин. к
воздушным CXBATKaM с врагом, приобрел
богатый боевой опыт. Сейчае они решая
посвятить еебя любимому делу, овладеть
специальностью механика самолета.
	‘На-днях в частях были ‘проведены
вборы младших  спепиалистов-свертероч-
ников, Участники сборов знакомились $
конструкцией самолета, агрегатов мотора;
его эксплоатапией в различных условиях.
	Занятия со сверхерочниками проводили
лучшие техники, умеющие хорошо об’яся
нить слушателям теоретические вопросы 1.
увязать их с практикой. Так, например, з

-ской авиачасти лекции читали гвардия
техники-лейтенаиты Михайлов и Матиз
хин. Они особенно доходчиво и тлубоко оз
ветили такие вопросы, как режимы раб
ты мотора, устройство карбюратора, ман
нето, регламентные работы, подготовка с1з
молета к полетам. Слушатели ‘получили
практические навыки в затгуске мотора и
оппобовании его. }
	На зачетах младшие авиационные зе.

пиалисты добились хороших показателей,

личные оценки получили гвардии стёр“
пгие сержанты Татьянин и Лашин, сержана
ты Мансуров, Прохоров, Мещеряков, №
мандир об’явил отличникам блатохарность

Сейчас гвардейцы работают метлниклия
	самолета, самостоятельно обелужирают 695
вые машияы.
	Гвардии младший лейтенант
Tl. УЛЫБЬИЕВ,
		От величины избытка мощности зозисят(лкя на ручку 0т  олетонов, Ухущаются

На занятиях по марксистско-ленинской подготовке офицеров Н-ской авиачасти. гуководиь
М. Дегтярев (слева) проводит классно-групповое занятие по УИ главе «Краткого курса истор
ководителя отвечает отличник учебы старший лейтенант И. Кожанов. а
	Еще свежи в памяти инженер-капитана
Яхонтова торжественно волнующая обста-
новка защиты диплома, напутствия профес-
COPOB, пожелания начальников, прощание
с товарищами... Это было после окончания
военно-воздушной академии.
	Он не собиралея работать преподавате-
	лем. Он мечтал о научно-иселеловательеком
	институте. «Только там шировие воз-
можности для творческого труда»,— думал
молодой офицер, осматривая  зудиторию
звиационного училища летчиков, куда его
направили для прохождения дальнейшей
службы.

Шли дни. Яхонтов посещал занятия пре-
подавателей. Сначала многое в методике
преподавания офицеров ему быле непо-
HATHO.

Ha контрольно-показательном занятии
одного из преподавателей тов. Яхонтов не-
ожиданно увлекся лекцией, стал невольно
‘следить за всеми действиями офицера, де-
‘`монстрировавшего тренажерную аппарату-
ру, за тем, как он производил расчеты на
классной доске. Все было для Яхонтова но-
во и интересно, Его отвлек только звонок,
известивший © конце занятия. Он поднялся
с необычным настроением, понял искуест-
во преподавателя владеть  курсантекой
аудиторией, излагать свои мысли так про-
сто, доходчиво и вместе с тем так необыч-
но. Ведь изложение этой темы ему неодно-
кратно приходилось слушать, но сегодня
она звучала но-новому.

На разборе занятия начальник цикла
спросил офипера Яхонтова, понравилось ли
ему занятие. Яхонтов восторженно отозвал-
ся о прослушанной лекции.

—- Вот видите, вы Кое-что раньше не
понимали... — с улыбкой заметил стар-
ПТИЙ офицер.

Наконец, Яхонтову поручили вести за-
пятия в двух групиах.

„.Первое занятие. Рапорт старшины
класеного отделения принят. Перед Яхон-
товым — групна курсантов. На столе —
журнал, план занятий, конспект и прог-
рамма, но они как-то еще неудобно разме-
тены, рассеивают внимание. Яхонтову ка-
жется очень дтитной пауза, пока он залол-
няет журнал, отмечая отсутетвующих. По-
сле знакометва с курсантами молодой пре-
нолаватель перехолит в изложению темы,

Кропотливая подготовка, указания
старших дали свои плоды. Лекция прошла
интересно. Время первого урока, к удивле-
нию, пролетело быстро. и перерыв наету-

также скороподл’емность самолета. Совре-
менные истребители © винтомоторными ус-
тановками набирают высоту 10.000 —
11.000 метров за 15—25 минут. Истреби-
тель «Ме-262» с двумя турбореактивными
двигателями набирает высоту 10.000 мет-
ров за 15 минут, американский истреби-
тель Локхид Р-80 «Шутинг Стар» —
4.580 метров за 3.8 минуты, а 9.150’ мет-
ров — за 9.5 минуты. Дальнейший набор
высоты у этого самолета происходит более
медленно, Уменьшение  скоропод’емноети
ограничивает вертикальную маневренность
самолета на больших высотах. Поэтому для
выюотных истребителей в настоящее вре-
мя приобретает очень больное значение
увеличение мощности двигателей, улучше-
ние аэродинамических форм и уменьшение
веса. От веса в значительной степени за-
висит скоропол’емность самолета,

Несколько иначе обстоит деле с самоле-
тами, на которых установлены жидкостные
резктивные двигатели. Для них характер-
но заметное увеличение вертикальной ско-
рости с высотой. Это об’ясняетея тем, что
тяга, создаваемая двигателем, < высотой
остается неизменной, & вое самолета по ме-
ре израсходовання горючей смеси умень-
шается. В связи с тем, что расходы горю-
чей смеси довольно велики, изменение
веса двигателя из-за выгорания горючей
смеси способствует увеличению  верти-
кальной скорости. Следует отметить, что
пол’ем самолетов с жидкостными реактир-
ными двигателями происходит под боль-
шими углами, причем имеются самолеты ©
углом под’ема 90°, т. е. двигатель этого ca-
молета развивает тягу, превышающую вес
его плюс лобовое сопротивление,

На больших высотах ухудшается гори-
зонтальная маневренность самолетов. Раз-
вороты и виражи получаются большего ра-
диуса и более продолжительны. Происходит
это поетому, что потребная скорость и мощ-
ность виража с высотой возрастают, а мак-
симальный угол крена, при котором воз-
можен вираж в горизонтальной плоскости,
уменьшается, так как уменьшается избы-
ток мощноети. Величина радиуса и времени
виража находится в прямой зависимости
от скорости и в обратной зависимости от
угла крена.
	пил, как оказалось,  преждевременео.
Яхонтов не успел изложить весь заплани-
рованный материал. Он Недоволен собой;
слишком много ходил по классу во время
лекции, неумело пользовался доской, не
знал, усвоен ли курсантами прочитанный
им материал, Между тем курсовой коман-
дир потом расеказал, что куранты оста-
лись довольны его занятием.

Жазждое новое занятие вселяло уверен-
ность в свои силы. Вскоре у молодого пре-
подавателя появилось желание рационали-
зировать учебный процесс. Он начал раз-
рабатывать и внедрять  тренажно-демон-
страционную аппаратуру.

Охнажды < группой преподавателей и
инженеров-экеплоатационников Яхонтов
был вызван в кабинет начальника учили-
ma. Предстояла срочная командировка на
авиационный завод для изучения и освое-
ния новой боевой машины, Было начало
Великой Отечественной войны, и страже
нужны были отлично обученные летчики
для боевой работы на новой материальной
части. .

Яхонтов и другие преподаватехи раньше
срока овладели новой материальной частью
и, приняв первый` эшелон самолетов, в03-
вратилиеь в училище. Еще несколько тд-
	ких командировок на авиазаводы обогати-
	ли знания молодого инженера. Эти знания
он передавал летчикам.

В разгар войны Яхонтов был на боевой
стажиревке в Лействующей армии. On
стал участником подготовки боевых выле-
тов, помогал быстро восстанавливать пов-
режденные машины. Это были большие
дни в жизни офицера-преполавателя.
		Преподаватель училища
		Эзлет самолета ночью
	так как отсутствие видимости земли и есте-
ственного горизонта не позволяло удержи-
вать машину на высоте 1—2 метров 01
земли. Самолет мог <«вопухнуть» на
‚малой скорости или же грубо удариться
колесами о землю. Набор скорости произ-
водился с одновременным, незначительным
  набором высоты, с вертикальной скоростью
по вариометру не более 1 м/сек. Попереч-
MOO положение самолета удерживалось по
авиагоризонту.

Эти приемы значительно облегчили пи-
лотирование самолета по приборам после
отрыва: во-первых, имея большую  ско-
рость, машина лучше слушалась рулей; во-
вторых, летчику не нужно было сохранять
постоянную высоту. В его задачу входило
не допустить снижения и чрезмерного
пол’ема сазголета.

Этим методам волета и пилотирования
самолета по приборам в. непосредственной
близости земли’ летчики обучались днем,
производя взлет пол колпаком. Обрашалось
внимание и на то, чтобы летчики не
переподнимали хвоста езмолета на разбеге.
Натренированные в условиях отсутствия
видимости земли и окружающего проест-
ранства, летчики спокойно и уверенно
производил взлет ночью, когда кое-что
все-таки можно было различить.

Методику производства взлета пох кол-
паком разработали и успенгно еее в
Н-еком авиасоединении.

Искания в этой облаети не прекрашща-
лись. Командиры-летчики прибегали Е
различным приемам для того, чтобы облег-
чить ночной взлет. Команлир Н-ского coe-
‘динения с успехом применял освещение
	взлетной полосы посадочными прожекто-
	‘рами. В другой части стали устанавливать
‘на границе аэродрома в направлении
взлета две электрические °— «елочки»,
ограничивающие взлетную полосу. Боль-
шое распространение получила установка
зенитного прожектора в 2-—3 километрах
от траницы аэродрома. Прожектор давал
туч вертикально вверх. Ориентируясь по
нему, легко было вохранить направление
и поперечное положение самозета. .

Многие летчикн при взлете ночью поль-
зовались и пользуются самолетными фа-
рами.

Из всех перечисленных метохлов усовер-
шенствования ночного взлета наиболее
приемлемы как в мирное, так и в военное
время следующие:

обучение летчиков взлету под кохнаком
с пол’емом хвоста несколько больших, чем
при дневном взлете;

включенное в схему ночноте старта зе-
ниТного прожектора. помогающего выхер-
живать направление и поперечное положе-
ние самолета, и нвух электрических «ело-
чек», ограничивающих ширину взлетной
полосы.

Обычно включение и выключение ноч-
ного старта производится с 9 командного
пункта руководителя полетов.

При достаточной натренированности лет-
чиков в полетах по приборам и наличии
хорошего ночного етарт& пот’ем в BOSTYX
ночью тяжелых самолетов не составит
больших затруднений.
	Подполковник А. ЛЕБЕДИНСНИЙ.
	Известно, что взлет состоит из таких
элементов, как разбег, отрыв и выдержи-
вание самолета над землей для набора ско-
рости. Произвести взлет в условиях, когда
земля хорошо просматривается и летчик
видит вперед хотя бы на 500-—600 метров,
He составляет большого труда.  Горизон-
тальная видимость дает возможность
летчику  выдержирать прямолинейность
разбега. Видимость земли под самолетом
после его отрыва необходима при выдер-
живании самолета. Все это легко эсущест-
вимо днем.

Взлет же ночью — это наиболее труд-
ный элемент техники пилотирования. Дело
в том, что не всегда ночью хорошо виден
естественный горизонт и очень редко видна
земля после отрыва самолета. По каким же
признакам нужно выдерживать направле-
ние самолета при разбеге и иметь постоян-
ную выеоту при вылерживании?

Тут на помощь летчику приходят пило-
тажные приборы. Однако одно дело—нило-
тировать самолет по приборам высоко от
земли, на больной скорости, котла самолет
хорошо слушается рулей и легко  подчи-
няелея воле летчика, когла колебания в
высот не представляют опасности для
экипажа. Это сравнительно легко. Но когда
загруженный хо предела самолет, оторвав-
тись от земли, имеет скорость, близкую к
минимальной, когла увеличение угла ата-
ки ведет к потере скорости и падению
самолета на землю, зо  уменьпение угла
атаки велет к резкому уменьшению пот’ем-
HOH силы и снижению самолета, пило-
тировать самолет пе приборам весьма за-
труднительно, — нужиз особая тренировка’
летчика.

Во время Великой Отечественной войны
нам пришлось много поработать нах тем,
чтобы обезопасить и облегчить пилотирова-
ние самолета при взлете ночью.

В первый период войны применение на-
правляющих огней ограничивалось пост-
янной опасностью воздействия авиации
противника. Поэтому огней выставлялось
мало и главным образом вблизи старта,
чтобы в случае налета их можно было
быстро приквыть. Пилотировать самолет
при взлете и особенно после отрыва его
от земли приходилось исключительно по
приборам:

Техника взлета была несколько измене-
на. Вели при нормальном дневном взлете
разбег самолета произволитея с углом ата-
ти, несколько большим, чем установочный
угол крыла, т. е. хвест самолета не подни-
мается ло горизонтального положения, то
нь разбеге ночью мы стали поднимать
хвост самолета больше, почти до горизон-
тального положения, совершая разбег с
углом атаки, близким к установочному
углу крыла. Это привело. с одной стороны.
к увеличению длины разбега, что, конечно.
было нежелательно, но, с другой стороны,
самолет при это№ отрывалея на ббльшей
скорости, что намного облегчало его пидо-
тирование.

Вонечно, при этом учитывалаеь  хлина
вэлетной полосы. С аэрохромов ограничен-
ных размеров взлеты ночью И огобенно
перегруженных самолетов не произволи-
ЛИСЬ. a

Затем притилось OTRASATECH OT BEILEDRA-
вания. самолета над землей‘ после отрыва,
	Методический кабинет школы
	Преподаватели ‘учебноге отдела 2-Й резками из газет по вопросам обучения и
Вольекой школы авиамехаников оборудова-  воспитания.
ли новый методический кабинет. В услу- В кабинете можно познакомиться с об-
там офицеров здесь специальная библиоте-  разцами личных планов занятий, провохи-
ка, в которой собрано болыное количество! мых офицерами с курсантами, В отдельной
книг по авиации, педагогике и психоло- витрине выставлены технико-методические
гии. Имеются словари по различным 0т- бюллетени, выпускаемые преподавателями
раетям знаний, справочники и методиче-  циклов.
ские разработки Интересны альбомы с вы-  Humenep-s -майор И. SEABANC.

МОЛОДЫМ ВОИНАМ
О БОЕВЫХ ТРАДИЦИЯХ
	Славный боевой путь прошли воины-ави-
аторы Н-ского подразделения. В дни войны
они бесперебойно снабжали летные части
босприпаеами, техническим имуществом.
Многие бойцы и офицеры за самоотвер-
женный труд награждены орденами и ме-
далями.

На-днях в подразделении состоялось с0б-
рание личного состава в участием  моло-
дых воинов, Доклад о боевых” традициях
сделал капитан Поляков. После этого сво-
ими воспоминаниями поделились ветераны
подразделения офицеры т.т. Ткачев, Гусев,
Черненко и старшина Белоус.

Вапитан Ткачев рассказал © трудовых
подвигах воинов вони боев на Курской
дуге и в районе Корсунь-Шевченковекий.

Много интересных боевых эпизодов из
фронтовой жизни рядовых Соколова. Ходоч:
вова, Назарпева вспомнил старший. лейте-
нант Черненко. Сейчас т.т, Соколов, Хо-
дочков и ’Назарцев демобилизовались и
трудятся на различных участках сопиа-
листического строительства.

Старшина Белоус свое выступление по-
святил работе молодых воинов. Недавнл
опи своими силами оборудовали склад, сде-
лали стеллажи, произвели раскладку ий
перекопсервацию авиапионного оборудова.
ния и имущества. Работать приходилось
очень много. Образцы труда показали стар-
ший сержант Будко, сержанты Белоногов,
Казанцев, молодые бойцы Середа, Гудзь и
Дорошенко. }

Все выступавшие на собрании призыва-
ли молодых воинов множить боевые тради-
ции подразделения, озладевать военными
 НАаниями.
		Прикарпатский военный округ.
	Го слелам выступлений
	<Сталинского сокола»
	«ПОЧЕМУ ИСТРЕБИТЕЛИ
ПРИКРЫТИЯ НЕ ВЫПОЛНИЛИ
СВОЕМ ЗАДАЧИ»
	Под таким заголовком в нашей газете
№ 106 от 31 августа была напечатана
ворреспонденция капитана И. Ложкина,
рассказывающая © том, что Н-ский гвар-
	дейский истребительный авиаполк. участ-
	вуя в летно-тактическом учении, плохо вы-
полнил свою залачу по прикрытию назем-
ных войск. Опубликованный в газете мате-
риал вскрывал основные причины, поме-
шавшиеё полку хоропю выполнить учебно-
боевое задание.

Как сообщили редакпии, корреспонден-
ция была тщательно обсуждена и изучена
с летным <оставом полка. На беседах, про-
веденных офицерами — участниками Ве-
ликой Отечественной войны,  рассказы-
Baloch 00 опыте прикрытия наземных
войск, изучались материалы из газет и
журналов по этому. вопросу: На совеша-
НИЙ летчиков-—Коммунистов и комеомоль-
Hes были разобраны недостатки  прош-
лого учения И. ноставлены  конкретные
задачи по улучшению  учебно-боевой
подготовки.  Состоялоеь также  совеша-
ние инженерно-технического состава: 2
	подготовки. Cocroizocs Tare  совеша-
ние инженерно-технического состава; Ha
котором обсуждались недаетатки в подго-
товке материальной части и были намече-
ны меры по их устранению. Организована
передача опыта подготовки материальной
части к полету бывалыми механиками м0-
лодым. Приняты меры по улучшению ра-
боты штаба части.

В результате проведенных коуандовани-
ем и шлитичееким аппаратом: полка мерю-
	приятии указанные в корреспонденции не-
хостатки устранены, На последнем. летно-
	Теперь на занятиях с курсантами Яхон-
тов пользуется материалом, добытым ‘на
боевой стажировке.

Инженер-капитан Яхонтов несколько
лет работает в Н-ском авиационном: учили-
ще. Правительственной наградой, ценны-
ми подарками и благодарностью отмечен
ero труд. Сейчас в его похчинении -—— не-
сколько офиперов, которых on 06у-
чает искусству преподавания. Всякий раз,
когда молодой преподаватель являётея к
нему в цикл, он вспоминает свои прежние
настроения и захает новому подчиненному
вопрос:

— Хотите быть препотавателеи? — п
добавляет: — Это благодарная и увлека-
тельная пробессия.

Инженер-капитан Н. ЮРКЕВИЧ.

бюллетени, выпускаемые преподавателями   тактическом учении часть. по оценке
		гоманлдира соединения,
с поставленной задачей.
	ae Pe 15° В

Особенности высотного и скоростного полета
	горючей
	В развитии авиации большое значение   сора, являющегося первой ступенью  над-   двигателем для высотных позетов,
имеет дальнейшее повышение высоты и  дува. Поджатый воздух поступает в нагне-  пренебречь большим расходом 1
	Не меньшую трудность представляет
обеспечение нормальных условий работы
экинажа самолета на больших высотах.
Известно, что не только «кислородное №-
лодание» отрицательно сказывается на 0р-
танизме летчика, но и падение давления
резко снижает работоспособность его, a
на больших высотах он полностью выбы-
вает из строя. Эти обстоятельства требуют
создания специлдльных герметизированных
кабин, в которых поддерживалось бы нор-
мальное атмосферное давление, при котором
летчик может выполнять CBO функции:
Такие кабины оборудуются специальными
компрессорными установками, которые на-
гнетают воздух в кабину и создают там
нужное давление. В настоящее время на-
считывается, уже большое количество раз-
личных. типов высотных самолетов. Внедре-
ние же реактивных двигателей в авиацию
послужит дальнейшим толчком для еще
большего повышения потолка и скорости
самолетов.

Летно-тактические свойства самолетов
на больших высотах претерпевают ряд из-
менений,

Максимальные скорости на больших вы-
сотах достигаются при больших углах ата-
ки, чем на малых высотах, если раесма-
тривать один и тот же самолет. Проиехо-
лиг это потому, что при одной и той же
скорости велелетвие падения плотности
возлуха каэфиниент под’емной силы дол-
жен быть большим. Известно, что махеи-
у\альная скорость соответствует углу ата-
ки, при котором потребная мощноеть го-
ризонтального полета равна максимальной
мощности, развиваемой винтомоторной груп-
nok Ha полном газу и при номинальных
оборотах мотора на этом режиме.

Диапазон летных углов атаки, а слехо-
вательно, и скоростей горизонтального по-
лета уменьшаетея с высотой.

При скоростях полета порядка 700—
800 км/час дальнейший рост максималь-
ной скорости замедляется вследствие  до-
полнительного так называемого волнового
сопротивления. На преодоление этого compo-
тивления потребуется резкое увеличение
мощности мотора. Волновое сопротивление
увеличивается с понижением температуры
возлуха. Поэтому ве увеличением высоты
	екорости полета. уже сейчае достигнуты   татель мотора, крыльчатка которого при-   смеси,
	Бруцные успехи в пвышении мавксималь-
ных скоростей, эксплоатациенных высот
и потолка самолетов. Внедрение резктив-
ных двигателей открывает перед авиацией
огромные возможности в этой области.

Преимущества полета на больших высо-
тах общеизвестны. Уменьшение  плот-
ности воздуха позволяет увеличить макси-
мальную скорость полета. Полет на’этих
высотах, в частности в стратосфере, почти
не зависит от метеорологических условий,
так ках для стратосферы характерно нол-
ное отсутствие облаков, а ветры отличают-
ся большим постоянством, чем в тропо-
сфере.

Для военных самолетов, например, бом-
бардировшивов, увеличение экеплоатацион-
ных выеот уменьшает опасность пораже-
ния их зенитным огнем противника. оли
к этому добавить, что усовершенствование
специального оборудования самолетов  по-
зволяет с больной точностью производить
бомбометание с болыних высот, а совре-
менные радиолокапионные средетва‘ дают
возможность производить бомбометание при
полете над облаками, то станет очевидным
значение увеличения эвсплоатационных
высот бомбардировщиков.

‚ Олнако полет на больших высотах ©9-
пряжен е рядом трудностей, над разреше-
нием которых сейчае напряженно работает
авиационная техническая мысль. В настоя-
ее время часть этих трулностей разре-
шена, но многое остается еще сделать,

Прежде чем перейти к разбору особен-
ностей полета на больших высотах и из-
менениям летно-тактических данных само-
летов с высотой, остановимся вкратце на
вопросе о том, что ограничивает возмож-
ность увеличения высоты полета.

_ Выше отмечалось, что падение плотно-
сти воздуха с увеличением высоты умень-
шает еопротивление самолета и дает воз-
можность увеличить скорость полета.

Уже сейчас имеются преекты самолетов,
которые епособны развить скорости, зна-
чительно превьыиающие скорости звука.

lina TIOBLIMT CH EA эюсплоатационных ВЫ-
сот и потолка самолетов в настоящее вре-
мя применяются двигатели с двухетупен-
-чатыми нагнетателями и двигатели с ком-
бинированным надлувм. Последние обору-

зодится В Движение КОЛЬНЧАТЬЫМ валом MO-
а чем создается вторая ступень надду-
Это дает возможность сохранить боль-
my мощность мотора до значительных
высот. В диапазоне высот между расчетной
высотой нагнетателя мотора и. расчетной.
высотой турбокомпреесора мощность двига-
теля уменьшается весъма незначительно.

Установка турбокомпрессоров — не един-
ственный способ повышения высотности
поршневых двигателей. Во время войны
боевое применение получили моторы, вы-
сотность которых удалось повысить приме-
нением высотного впрыска кислородосодер-
HAMAX веществ, в частности закиси а30-
та и водоспиртовой смеси, в цилиндры дви-
гателей.

Насколько эффективны енособы ‘увели-
чения высотности моторов, можно видеть
из следующего: двигатель «Дабл Уосп»
№ — 2900-С, установленный на самоле-
те Рипаблик ХР-47 2 «Тандерболт», раз-
вивает мощность 2.800 лошадиных сил на
высоте 10,400 метров: построенный фир-
мой Блом и Фосе (Германия) опытный ист-
ребитель, на котором был установлен мо-
тор Даймлер Бенц ДВ603, по сообщениям
английской печати, развил скорость 694
км/чае на высоте 17.000 MeTPOB, a-MAKCH-
мальная мощность. мотора на высоте 15.000
метров равна 1.410 лошадиных сил.

Воренным недостатком винтомоторной
двигательной установки является умень-
шение коэфициента полезного действия
винта на больших скоростях и больших
высотах, Это об’ясняетея вредным  влия-
нием сжимаемости воздуха, которое возра-
стает с высотой и скоростью,

Вели сравнить современные — само-
леты с реактивными двигателями, имею-
щими винто- моторные установки, то первые
имеют значительно больший практический
потолок. Так, английский истребитель Д. Н.
100 «Вампир» ¢ турбореактявным двига-
телем ДЛе-Хэвиленд «Гоблин» имеет эк-
сплоатационный” потолок 14.000—15.000
метров. Американекий истребитель Лок-
хид Р-80 «Шутинг Стар» ¢ реактивным
двигателем фирмы ‹ Дженерал-Электрик
имеет практический потолок 15.000 метров,

Наиболее удобным ‘двигателем. тяга
которого не зависит от окружающей в03-
	тованы турбокомпрессорами. Для привода   тушной среды, является жидкостный реак-   полета увеличению максимальной скорости
	выеотой.   сильно препятствует волновое сопротив-
	турбины турбокомпрессора в движение иб- тизный двигатель. У него тяга -
	пользуется энергия выхлопных газов MoTo-   pochme говоря. остается постоянной, dro   yee.
	HA. Турбина врашает крыльчаткву компрее-1 лает оспование считать его наилучшим
	условия пикирования: при достижении
большой скорости в процессе пикирования

У самолета появляется тенденция к затя-
тиванию в пикирование, и самолет трудно
вывести из пикирования.

’ Летчик: Райт-Филла (научно-исследова-
тельский центр ВВС США) майор Фред
Борсоди при испытании истребителя P-51
«Мустанг» на пикирование обнаружил, что
при вводе в пикирование с высоты 19.000
метров самолет быстре набрал скорость
1.000 км/час и летчик наблюдал волну
сжатого воздуха. В описанном выше слу-
чае летчик обнаружил вибрации горизон-
тального ‘оперения (скоростной  бафтинг).
Это было одной из причин трудности вы-
хода из пикирования, почему в реко-
мендациях фирмы по эксплоатации ca-
молета в воздухе отмечается, что перехо-
дить в крутое пикирование на высоте вы-
ше 12.000 метров нельзя. Быстрое нара-
стание скорости при крутом пикировании
высотных самолетов можно об’аснить не
ТОЛЬКО Малой плотностью воздуха. но и
значительным весом их, причем коофици-
ент лобового сопротивления с увеличением
веса уменьшается при прочих равных ye-
ловиях.

Таким образом, целый ряд свойств ист-
ребителей, ив первую очередь их манев-
ренность, на больших высотах хуже, . чем
на малых и средних выеотах..

Это особенно благоприятствует действи-
ям боибархировщиков с больших высот.

В заключение следует отметить, что
высотный полет выгоден с точки зрения
увеличения дальности и продолжительно
сти полета самолетов с реактивными лви-
тателями. Для них характерно уменьше-
ние расхода горючего при увеличении
скорости и выеоты полета. Из опублико-
ванных данных английского реактивного
истребителя Де-Хэвиленд Д. Н. 100 «Вам:
пир» следует, что продолжительность поле-
та его при крейсерской скорости возрастает
с 1,8 часа у земли до 2,25 часа на высоте
9.100 метров, а дальность возрастает с
800 километров У земли до 1.700 километ-
ров на высоте 9.100 метров. Таким об-
разом высотный бомбардировщик имеет
преимущества в дальности и продолжи-
тельности полета по сравнению с теми,
	СОСТЯЗАНИЯ КОМНАТНЫХ И
МОЛЕЛЕЙ
	В честь 29-й годовщины ‘Октября 4053
KOBCREN городским советом - Осоавнахкя
совместно © городским комитетом ВЛЕСМ в
отделом народного образования в ближам
шее время будут проведены состязания
комнатных летающих моделей. Состяза“
ния организуются с целью популяризаций
авиамодельного спорта, широкого привле
чения к нему. пионеров и школьнико
толицы и установления новых достиже
ний. Предварительно пройдут отборейные
районные соревнования, на которых буду
отобраны схематические, фюзеляжные им
дели и модели самолетов.

Впервые на этих, состязаниях будет т
зыграно звание чемпиона Мосдвы Kak
по, схематическим, так и по фюзедяжный
моделям. Победители получат ценные 19
	П, КОРЖ.
	ПО СТРАНИЦАМ
АВИАЦИОННЫХ. ГАЗЕТ
О НАЗ
	Ж Литературный вечер по инициатив
комсомольской организации состоялся в
Н-екой части. Комеомольцы активно ol
суждали книгу Б. Горбатова «Непоке
пенные». С докладом «Русский парж 8
Отечественной войне» выступил член ROM
сомольского бюро старший сержант Мак:
ров. Ихя навстречу запросам молодых в
Нов, комсомольская организация готовит
новый литературный вечер, . посвященяый
обсуждению романа А. Фалевва «Молодя
гвардия» («Советский летчик»).

Ж Метко бомбить по различным целя%
неустанно учатся летчики и штурмалн
эскадрильи, которой командует  каПИТаЕ
Левченко. Недавно звено лейтеданта Войну
Ha получило четыре отличные и одну хор:
шую оценки 38 успешное выполнена
упражнений по бомбометанию. («Отвага»»
				Выше отмечалось, что на больших зы-   Которые летают на малых. рабочих BhICo-
	сотах влияние  сжимаемости ‹ возлуда
ведет к увеличению устойчивости езмо-
	лета и к увеличению усилий, которые! вой нагрузки.
	необходимо приложить к ручке управления
и к педалям для того или иного поворота
рулей и улержания их в положении, при
котором самолет сбалансирован в 503-
духе. Так же сильно возрастают  уси-
	воздуха: тел, пря этом рысотные домоардировщики
и <амо-  Имеют возможность не уменьшать бомбо-
eanonte  BOW Нагрузки.
	Особенности полета самолета на боль-
ших высотах и изменение его летно-тахти-
ческих свойств в значительной степени
определяют способы боевого применения
различных вилов авиации.
	Имтженер-капитан А. ПАВЛОВСКИЙ.