Командир звена учит
молодого пилота
	. В эскадрилью гвардии кзпитана Демки-
на прибыл молодой летчик младший лей-
	тенант’ Чалышев. Восемь месяцев прошло ©
тех пор, ‘как он в последний раз летал на
‚ истребителе. Ему нужна была помощь, им
надо было руководить. .

Тов. Чалышева назначили в звено rBap-
дии лейтенанта Янгаева. Командир звена
прежде всего побеседовал несколько раз с
новичком, подробно расепросил, откуда он
прибыл, где училел, где его родные, что
его интересует, какие книги он читает:

На первых порах тов. Чалышев допустил
ряд проступков. Командир как в личных
беседах, так и в присутствии всех летчи-
ков звена: разбирал эти проступки. Таким
образом, весь офицерский состав был при-
влечен к работе по воспитанию нового то-
варища.

`Ни один промах младшего лейтенанта не
ускользал от внимания летчиков. Ему де-
лали замечания, его поведение обзуждалось
на собраниях и во время товарищеских бе-
cer. :

—щ Неудобно мне как-то перед товари-
шами: только и фазговоров 060 мне, —
сказал однажды Чалышев командиру. =—
Я хотел бы и летать и вообще быть  не
хуже других.

При выполнении первого задания в в0з-
духе — полета в зону — командир учил
тов. Чалышева правильно распределять
внимание. Перед каждым вылетом он не
забывал проверить, знает ли молодой лет-
Чик, что и как ему делать в воздухе, ра-
зытрывал е ним каждый полет. В дни по-
летов, находяеь на старте, тов. Янгаев вни-
мательно следил за действиями летчиков и
подробно анализировал причины ошибок
Чалышева. Олновременно он об’яснял, как
правильно взлетать, как строить маршрут
полета, производить посадку на боевом са-
молете.

— Идя на посадку, — говорил он, —
летчик должен сделать правильный подход,
учесть силу ветра, выдержать нормальную
скорость на планировании.

Вскоре тов. Чалышева выпустили само-
отоятельно в возлух. Однако в первом же
	В чтению лекпий привлекаются опытные
лекторы‹ и пропагандисты из политотдела
соединения и учебных заведений города.

Руководители политических ‹ Занятий
старшие техники-лейтенанты Семенов и
Герциг. лейтенанты Генкин`и Жагорников
уже провели первые занятия по изучению
Конституции РСФСР. Рядовые. и сержанты
проявляют живой интерес в изучению 0е-
новного Закона Российской Федерации.

Значение наглядной агитации общеиз-
вестно. Партийное бюро ‘уделяет этому воп-
росу большое внимание. В каждой эскад-
рилье силами коммунистов и комсомольцев
оборудованы епециальные стэнды, отра-
жающие завоевания советского народа, до-
стижения первого года новой“ сталинской
пятилетки. На больших щитах нанисано
«Положение о выборах в Верховный Совет
PCOCP». Во всех эскадрильях имеютея
библиотечки, в которых подобрана литерз-
тура о выборах, о нашем государственном
строе. Всюду — в штабе части, в обще
житии и столовой, в комнатах для прове-
дения политико-просветительной работы—
висят лозунги, призывающие воинов озна-
меновать день выборов отличными успе-
хами в боевой и политической учебе.

Мы добиваемся того, чтобы массово-по-
литическая работа была непрерывной,
чтобы ни один коммунист и комсомолец не
стоял в стороне от подготовки в выборам.
Большинство экипажей нашего полка ле-
тает по длительным маршрутам. Нередко
они отлучаются от места базирования ча-
ети на продолжительное время. Чтобы луч-
ше охватить предвыборной атитацией лет-
чиков, штурманов, радистов, механиков,
везде, где бы они ни находились, партий-
ное бюро выделило из состава экипажей
агитаторов и снабдило их специальной биб-
лиотечкой. В ней имеются: «Положение о
выборах», Конституция СССР и Консти-
туция РСФСР, речь товарища Сталина на.
предвыборном собрании избирателей Cra-
линского избирательного округа города Мо-
сквы 9 февраля 1946 года, доклад това-
рища Сталина о проекте Конституции 00-
за ССР на Чрезвычайном УПТ Всесоюз-
ном с’езде Советов, брошюра «Братское с0-
дружество народов’ СССР».

Одной из испытанных форм предвыбор-
ной агитации являются встречи избирате-
лей со знатными людьми нашей страны.

Бомсомольское бюро на-хнях организова:
ло встречу со знатной работницей rer-
стильной фабрики тов. Жаровой. В бли-
жайшее время мы организуем ветречи с
видными учеными, артистами, писателями.

Агитационно-пропагандистская работа,
проводимая коммунистами и комсомольца-
ми, тесно увязывается © жизнью и учебой
личного состава, с мобилизацией летчиков,
  штурманов, радистов, техников, механиков,
мотористов на успешное вынолнение з2-
дач, поставленных товарищем Сталиным
перед Военно-Воздушными Силами.
	Майор Г. СЕМЕНЧЕНКО, —
	полете нё& боевой машине он допустил

а ил

т их ттт main barren enn rite fan
	ошибку: при посадке высоко выровнял са-
	молет и сел с «промазом».

=— Ваша ошибка состоит в том, —
0б’яснил ему командир на старте, — что
вы на планировании держали большую ско-
рость. Видя, что не удастся сесть в огрз-
ничителе, вы анергично взяли ручку Ha
себя. Что же получилось? Самолет еще не
успел потерять скорость, а вы уже приве-
ли его в трехточечное положение. Машина
взмыла и приземлилась далеко за посадоч-
‘ным знаком. Вам лучше было бы уйти на
второй круг.

Были у молодого летчика ошибки и на

взлете: он уклоенялея от намеченного ори-

ентира, неправильно строил маршрут поле-
та. В классе, личным показом в воздухе,
указаниями по радио со старту — пюль-
зуясь любой возможностью командир
разбирал ошибки летчика, вскрывал их
причины и раз’яэнял, как надо отработать
тот или иной элемент техники пилотирова-
НИЯ.

После одного из полетов командир звенз
собрал своих летчиков в классе тактиче-
ской подготовки. Он начертил на доске
схему распределения сил, действующих на
самолет, растолковал, почему нельзя взле-

тать с неполностью поднятым хвостом и

«подрывать» самолет на малой скорости.
— Самолет, не имеющий достаточной

скорости, — сказал везаключение коман-

дир, — обычно еваливается на Ерыло.

Это может привести к катастрофе. Особен-

но важно учесть это тов. Чалышеву.
Труды твардии лейтенанта Янтаева не

пропали даром. Младший лейтенант Чалы-

шев хорошо овладел техникой пилотирова-

ния и стал успешно выполнять упражне-

ния Курса боевой подготовки.

В настоящее время молодой летчик Ча-

лышев — отличник боевой и политиче-
ской подготовки; дн полон стремления про-
должать в новом учебном году совершен-
ствование своего летного мастерства.

Лейтенант А. КАНУБРИКОВ.
		‘Ha доутой лень поеле опубликования
Указа о проведении выборов в Верховный
Совет РОФСР секретарь парторганизации
капитан. Верещагин собрал партийный ак-
тив полка. Коммунисты обсудили свои за-
дачи в агитационно-пропатандистекой ра-
боте. Каждый из присутствовавших на ©0б-
рании получил конкретное задание, необхо-
диную литературу. С такой же повесткой
дня состоялось ‘и собрание комсомольского
актива. Коммунисты и комсомольны в`сво-
их выступлениях делились опытом агита-
ционной работы во время проведения’ выбо-
ров в Верховный Совет СССР, говорили о
том, как надо вести раз’яенительную работу
в нынешней избирательной кампании.

В части был еоздан крепкий коллектив
агитаторов. Первым шагом нашей агитапи-
онной работы явилось раз’яснение «Поло-
жения о выборах». От каждого агитатора мы
потребовали, чтобы он не только переска-
зывал статьи Положения, а проводил содер-
жательные беседы, в которых раскрывал бы
перед слушателями существо советской де-
мократии, политику большевистской  пар-
тип, ее организующую и вдохновляющую
роль в осуществлении грандиозных задач,
стоящих перед страной.

Пример показал дейутат Верховного Со-
вета СССР дважды Герой Советского Союза
твардии майор Муса Гареев. Он системати-
чески проводит беседы с летчиками, штур-
изнами, техниками и механиками своей эс-
кадрильи.

Накануне Дня Сталинской Бонституции
в офицерской комнате ©обрались молодые
избиратели — авиационные специалисты.
Тов. Гареев рассказал им © хозяйственном
в культурном расцвете Башкирекой респуб-
лики, В конце беседы он призвал авиато-
ров множить успехи в боевой и полюти-
ческой учебе, крепить диециялину, поря-
до и организованность.

Тов. Гареев повседневно оказывает по-
мощь секретарю партийной организации и
комсоргу. Зная, что рядовые Смирнов и 30-
тов имеют слабую общеобразовательную
подготовку и что они впервые будут уча-
ствовать в выборах, тов, Гареев посовето-
вал комеоргу эскадрильи старшему  сер-
жанту Цареву постоянно вести © ними раз’-
яенительную таботх. _ .
	Старший сержант о Царев помогает
тт. Смирнову и Зотову изучать «Положе-
ние о выборах в Верховный Совет РСФСР».
Он часто беседует с ними по вопросам те-
кущей политики.

В части уже прочитан ряд лекций и док-
ладов. С докладом на тему «Конетитуция
СССР — конституция победившего социа-
лизма» выступил старший  техник-лейте-
нант Герциг.
	В ближайшие лни будут прочитаны лек-
пии на темы: «Избирательная система в
CCCP — езмая демократическая в мире»,
«Общественное и’ государственное устрой-
ство СССР». «Партия Ленина—Сталина —
	По ‘нескольку вылетов в день делали летчики подразделения Героя Советского
Союза гвардии майора С. Харламова, успешно выполняя ‘учебно-боевые задачи. на
летно-тактических учениях. Благодаря заботам техников и авиамехаников материаль-
ная часть работала безотказно. Ha снимке: подготовка самолетов к очередному
вылету.
	Снимок капитана Т. Мельника.
		Групповой «бой» истребителей
	В минувшей войне ярко былое выра-
жено стремление авиационного командова-
ния использовать авиацию . MaccEpo-
ванне, наносить удары большими груп-
пами. Есть много оснований утверж-
дать, Что метод массированных действий и
впредь найдет шпрокое применение.
Естественно, что против больших грунй
бомбардировщиков будут высылаться боль-
шие групцы ‘истребителей, тах как только
при этом условии можно будет париро-
звать удары противника © воздуха и тем
самым ‘обеспечить свои войска и военные
0б”екты от воздействия вражеской авиации.
Следовательно, групповые воздушные бои
будут возникать неизбежно.

Из личного боевого опыта я сделал вы-
вод, что успех груйпового воздушного боя
решают высокая подготовка рядовых летчи-
ков и умение командира группы управлять
боем. От. летчика-истребителя требуются
мастерство в технике пилотирования, уме-
ние вести меткий огонь и отличная такти-
ческая подготовка. `
	Особенности группового воздушного боя
	на самолетах .с большими скоростями на-
кладывают отпечаток и на методы подго-
товки летчиков“истребителей. Под отличной
техникой пилотирования мы понимаем те-
‘перь умение делать все фигуры, которые
отюсобен выполнять самолет. Летчик-ист-
ребитель должен твердо’ помнить, что отны-
не не существует разделения фигур на
боевые и небозвые. Любая фигура или да-
же часть ее может составить нужный ма-
Hepp B Oo. A достижения наших летчи-
ков-новаторов говорят о том, что пределов
	мастерства нет и совершенетвовать его
нужно постоянно.

`До недавнего времени мы считали, на-
пример, что на самолете «ЯЁ-3», кроме
ругих фигур, можно выполнять и иммель-
маны. но только одинарные, & нё двойные.
	Теперь вее наши летчики свободно выпол-
	НЯЮТ 14 том. самолете двойные . иммель-
	маны. Другой пример: в характеристике
самолета «ЯВ-3» говорится, что он _с10е0-:

бен выполнить глубокий вираж за 18 ce-

кунх. Тенерь же хорошо натренированный

летчик выполняет на этом самолете тот же

вираж не за 18 секунд, а за 13.
Летчик-истребитель обязан не только

владеть мастерством пилотирования,  HC-

кусетвом маневра, но и уметь вести при-
цельный огонь на скоростях от максималь-
ной до минимальной © разных направле-
ний и дистанций, должен уметь с первой
атаки сбивать противника. И здесь систе-
матическое обучение и тренировка дают

исключительно хорошие ‘результаты. Не-

давно, например, лейтенант Пеликин при
стрельбе по щитам е сазюлета «ЯВ-3». из

14 снарядов уложил в зачетный квад-

]тат 12.

Умелый поиск противника — также
весьма важный фактор, влияющий на ус-
пех. лействий группы. МЧало постоянно
	‘учить кажлого летчика вести поиск, при-1

‘меняя основные и вопомогательные епо-

собы обнаружения противника. № основным
способам обнаружения относятся визуаль-
ное наблюдение и действия е помощью
специальных радиолокаторных установок:
‚Е вспомогательным — наблюдение за ог-
‚нем зенитной артиллерии, по разрывам
нарядов которой определяется приближе-
ние самолетов противника.

Групповой воздушный бой основан на

тактическом взаимодействии входящих в
состав группы подразделений, которые, в
зависимости от обстановки и указаний
командира, атакуют сами,  поддер-
живают или прикрывают атаки других.
Хорошее взаимодействие, основанное на
взаимной выручке, позволяет последова-
тельно и непрерывно наносить удары по
вражеским самолетам. Если нарушается
взаимодействие в группе, то групповой бой
распадается ‘на отдельные очаги, возника-
ют индивидуальные  схвалки эвинажей.
При встрече с опытным противником это
ведет к поражению. _
  Надо помнить также, что выход из боя
одиночных самолетов даже в тех случаях,
когда кончились боеприпасы или ‘не-
исправно оружие, недопустим. Не имея
боеприпасов, истребитель угрозой атаки
заставляет противника маневрировать и
этим может оказать существенную под-
держку товарищам. :

При обучении летчиков групповому $oe-
AYOTHOMY 6010 KOMAHARp следит за тем, как
взаимодействуют истребители, как коман-
дифы групп управляют боем. Учебный воз-
хушный бой следует проводить в зонах,
	  находящихся на таком удалении, чтобы ко-
	мандир мог свободно наблюлать за ним с

земли. Но он ни в коем случае не должен

НЕЕ отстранять командиров. групи
равления боем.

ев также проводить групповые
воздушные: бои-на разнотицных самолетах,
например, «Якозлевых» и «Лавочкиных»,
Если сделать. это нет возможности, то са-
молеты одной группы следует красить в
цвет, отличный от цвета самолетов другой
группы, или наносить на плоскости белые
полосы таких размеров, чтобы на удале-
нии до 2-х километров можно было разли-
Чить машины «противника».

В учебных, групповых воздушных боях
нужно широко практиковать стрельбу из
фотокинопулемета. Это позволит определять
дистанцию ведения огня и умение летчика
‚метко стрелять.

Вполне понятно, что групповым’ воздут-
ным «боям» лолжна предшествовать тща-
тельная наземная подготовка. Затем нуж-
но делать подробный разбор «боя». анали-
зируя действия его участников. При. этом
следует продемонетрировать полученные
фотопленки и в заключение выступить
командиру. а учебный в03-
душный 60%.

\ Гвардии ‘старший лейтенант
И НАМИНСНЦИЙ.

В передовой эскадрилье
	Усленино проходит марксиетско-ленинекая
подготовка офицерского состава. Все сер-
жанты, посещающие политзанятия в груп-
пе лейтенанта Васильева, получили отлич-
ные оценки.

Высокая теоретическая подготовка в ©0-
четании с постоянной тренировкой на зем-
леи в воздухе положительно сказывается
на выполнении летных заданий. Так, на-
пример, во время <мотра огневой подго-
товки пять воздушных стрелков из шести
стреляли на «отлично» и один — на «хо-
ротю>.

На емотре материальной части командир
0б’явил благодарность всему личному с06-
	таву за образцовое состояние боевой техни-
ки. Одним из первых получил благодар-
ность моторист сержант Колесниченко, ис-
полняющий обязанности механика самоле-
та. Командир отметил также образповую
работу етаршин Чернышева и Леоненок.
Авиаторы тотовятея сейчас к новому
учебному году. Весь личный состав эекад-
	  рильи старшего лейтенанта Волкова, неус-
	танно совершенствуя евои специальные и
политические онания, будет и впредь 60-
роться за первенство. _
Старший лейтенант А. ЛЬВОВ.
Закавказский военный округ.
	В подразделениях Н-ской авиачаети за-
_ кончилась инспекторекая проверка боевой
подготовки. Проверка показала, что летный
и технический состав хоропю справляется
Со своими задачами.

Особеню отличилась эскадрилья старше-
го лейтенанта Волкова. Все ее летчики на
«отлично» и «хоролю» сдали зачетьё по
материальной части, тактике ВВС, обще-
войсковой тактике; радиосвязи, штурман-
ской стрельбе, уставам Советской Армии.
Лейтенанты Васильев и Комаленко- имеют
по воем дисциплинам только отличные
OUCHEE.
	Отдельные летчики за летний период ла-
	леко шатнули вперед в совершенетвований
своего мастерства. На первой инепектор-
ской проверке весной. этото года : младииий
лейтенант Спирин обнаружил недостаточ-
ные знания теории полета. Молодой пилот
стал настойчиво учиться и добился отлич-
ного выполнения всех элементов пи-
	лотажа, за что награжден часами. Сей-
час тов. Спирин хоропю  внает теофию
полета, тактику истребительной авиации,
материальную часть,
	Заметно повысился идейно-политический
уровень офицеров и сержантов эскадрильи.
	ОРЕХОВО-ЗУЕВО. (Наш корр.). В этом
подмосковном городе текстильщиков роди-
лись и выросли отважные сталинские со-
колы. Герои Советского Союза Алекеей
Флюшкин, Федор Тургенев, Вавилий dona-
тин и другие.

Свой отпуск они часто проводят в родных
местах. Недавно в Орехово-Зуево приехал
Терюй Советского Союза капитан Алюшкин.
	Он посетил завод «Варболит», где до при-
зыва в ряды Советской Армии работал то-
карем. Радостно встретили рабочие знат-
ного земляка. Они рассказали ‘ему о своих
труловых подвигах, о том, что завох «Вар-
	вдохновитель и организатор наших побед».1 Московский военный округ, ›
	Бечером в авиагарнизоне
	выборы в. поездах и на судах, находящих-
ся в плавании. Капитан Филатов подробно
отвечает на все вопросы.
	В комнате для политико-просветитель-
ной работы подразделения старшем лей-
тенанта Артюха собрались на беседу мо-
лодые избиратели-комсомольцы.  Лей-
тенант Толстой рассказывает им о самой
демократической в мире советской изби-
рательной системе.
	В этот же вечер коммуниет-агитатор
капитан Микулин пришел в дом, где жи-
вут семьи офицерского состава. В одной
из квартир собрались жены офицеров. На
прошлых занятиях они изучали «Поло-
жение о выборах». Сегодня. згитатор pac-
сказывает им о системе выборов в бур-
жуазных государетвах.
	Многолюдно в библиотеке и парткаби-
нете Дома офицера. Агитаторы получают
здесь литературу, готовятся в докладам
	и беседам. АЕ
Старшина Б. ИЛЕШИН.

————=—=—=н3ы=—————
	Четырехлетний юбилей
	Н-ская авиатранепортная часть на-днях
отметила свой четырехлетний юбилей. За
эти`годы летчики провели немалую работу.
В Великую Отечественную войну они до-
ставляли боевые грузы войсковым частям
и партизанам, сражавшимся в тылу врага.

В полку хороию известны подвиги лет-
чиков. На самолете «По-2» ‘тов. Дегтярев
совершил перелет через линию фронта. Он
вез партизанам боеприпасы, радиостанцию,
продукты. Самолет был перегружен. Нехва-
тило горючего. Пришлось сделать посадку.
Аэродрома у’партизан не было, но летчик
мастерски приземлился на снег. В это вре-
мя к стану нартизан noxortan немцы. Они
пытались захватить Дегтярева, но он успел
заправить самолет и, невзирая на обстрел,
благополучно возвратилея в часть.

Во время блокады Ленинграда летчики
части совершили свыше десяти тысач 60е-
вых вылетов, перевезли 306 тонн грузов и
8.274 человека. Экипажи вели себя терои-
чески. Однажды старший лейтенант Нефе-
дов и штурман Юклеевских получили зада-
ние доставить боеприпасы войскам, нахо-
дившимея в тылу противника. Но Когда
летчик Нефедов поднял нагруженный са- \
молет в воздух, он был атакован немецкими
истребителями и тяжело ранен в правую
руку. Но он все же привел самолет к пели,
	Большую славу завоевали себе летчики
на одном из Прибалтийских фронтов, Здесь
они совершили около 11 тысяч вылетов,
перевезли 11.500 пассажиров, 127 тонн
боевых грузов.

Летчики ‘настойчиво совершенствуют
свою боевую выучку. Ветераны полка де-
тятся своим опытом < молодежью, воспиты-
вают ес на славных традициях. 1
	Инженер-капитан С. ВИШЕННОВ.
	Закончился. учебный день. В комнате
для  политико-просветительной работы
подразделения офицера Исаева собирают-
ся авиамеханики, моториеты, оружейни-
ки и другие авиаспециалисты,

Здесь секретарь партийного бюро
капитан Филатов дает консультацию по
выборам в Верховный Совет РСФСР. Сол-
даты и сержанты собрались заранее. Они
просматривают газеты“ и журналы, лите-
ратуру о выборах. ‘Многие е интересом
рассматривают красочный монтаж «По-
ложение о выборах в Верховный Совет
РСФСР». .

Началась консультания. Рядовой Воло-
хов просит подробнее раз’яснить ему тех-
нику голосования и порядок. выдвижения
кандидатов в депутаты Верховного Совета
РСФСР. Старшего сержанта Христенко
интересует вопрос, как будут проходить
	, }
жается и надо добирать ручку, я, тем не
менее, не мог этого сделать, так как не
знал, нужно ли это. Мелькала мысль о том,
что, может быть, самолет уже давно на-
ходится в трехточечном положении и, сле-
довательно, брать ручку на себя не только
бесполезно, но и. опасно.

Анализ действий” летчика при посадке
показывает, что он выбирает ручку на
себя. или дает. ее от. себя не только потому,
что самолет_снижается или взмывает. Эти
действия находятея в тесной связи с. оцен-
БОЙ положения самолета. Только оценка
выеоты, скорости и положения машины да-
ет возможность летчику. на нужной высоте
придать ей правильное трехточечное (поса-
дочное) положение.
	В конце концов. у каждого: курсанта BH-
рабатывается способность действовать имен-
HO Tak, но это чаще всего происходит без
активного. вмешательства ‘инструктора, и
поэтому увеличивается сроки снижается
качество обучения.
	Чтобы научить курсанта правильно и
во-время придавать <амолету посадочное
положение, инструктор не должен требо-
вать от обучаемого, ‘чтобы тот время’ от
времени переносил взгляд на капот. или
крыло. Ведь для определения крена куреан-
ты не смотрят на крыло. На посадке ка-
пот мотора, передняя часть фюзеляжа и
крыла находятея в поле зрения курсанта.
а их положение входит в его перифериче-
ское поле. зрения,. Воспринимать это поло-
жение нужно не механически. а сознатель-
но. Этого должен требовать инструктор от
курсантов, учитывая, конечно, индивиду-
эльные особенности каждого из них.
	оначительную. пользу ‘окажет курсанту
наземная тренировка. Сидя в кабине. са-
молета, стоящего на земле, и смотря на то
место, куда он обычно смотрит при по-
садке, обучаемый запоминает трехточечное
положение самолета. Эффективным -мето-
дом является также рулежка с опушенным
хвостом, но-при условии,.если курсант бу-
дет смотреть. не па капот-горизонт, а на
место, куда юн обычно смотрит при по-
Садко. / :
	Старший лейтенант A, КАТАЕВ.
	На побывке в родных местах
	болит» BO всесоюзном социалистическом
соревновании завоевал переходящее красное
знамя и получил в ноябре первую премию.
Сейчас в заводских цехах парит огромный
политический под’ем. Рабочне, служалщие,
инженерно-технические работники решили
ознаменовать предстоящие выборы в. Вер-
ховный Совет РСФСР новыми успехами.

Капитан Влюшкин в свою очередь поде-
лилея с карболитовцами воспоминаниями о
боевых делах в годы Отечественной войны,
рассказал 00 успехах молодых курсантов
летной школы, в которой он теперь рабо-
тает преподавателем.
	- Обучение курсантов выполнению посадки
	Извеетно, что посадка является одним
из самых сложных элементов пилотирова-
ния самолета. Трудно бывает обучить кур-
санта грамотно производить посадку, и
сравнительно быстро он теряет приобретен-
ные навыки, если перестает евистемати-
чески тренироваться. Не случайно большой
процент летных происшествий проиеходит
именно в момент приземления.
	Очевидно, что условия приземления са-
молета весьма своеобразны и создают зна-
чительные затруднения для летчика. Ана-
лизируя эти условия, мы убедились в том;
что трудности в данном случае можно
об’яснить необычностью восприятия дви-
жения человека в момент посадки,
	Человек перелвигается по земле CO CKO-
	р

ростью 5 километров в час пешком и 30
	— 40 километров в чае на всех видах
транепорта. Эти скорости являются для
Hat обычными; наши органы чувств (глав-
ным образом глаза) приспособилиеь Е
ним. Как показали наблюдения, проведен-
ные в полетах на высоте 100 метров и вы-
ше, оценка движения при скорости до 700
километров. в час по зрительному воспри-
ятию перемещения самолета относительно
земных предметов лишь незначительно от-
личается от обычного, если можно так вы:
разиться, «наземного» восприятия движе-
ния. 06 истинной скорости своего движе-
ния летчик может судить, конечно, не по
наблюдениям за перемещением земных
предметов.
	Иначе обстоит дело ‘при посадке. Любой
	современный ‘самолет прогоситея над зем-
	лей на’ высоте от 0,5 до 2 метров на <ко-
‘рости от 100 до 200 километров в час.
Угловое пеземещение на этих выеотах на-
	метров в час создает иллюзию <«сколЬ-
жения взгляда» по земле.

Вурсанту же, особенно в начальный пе-
рисд обучения, для тото; чтобы разглядеть
предметы, нужно больше времени, и, сле-
довательно, ему приходится дальше про-
вожать их глазами. Это также вполне
закономерное явление. Требование сколь-
зить взглядом по земле некоторые кур-
санты понимают буквально и, стараясь вы-
полнить его, еще хуже определяют высоту
полета. Это приводит к удлинению срока
обучения и увеличению часов. налета.

Какие советы следует дать курсанту при
‘обучении технике выполнения посадки?

Требование скользить взглядом по земле,
конечно, бессмыюленно, и рано или поздно
курсант все равно станет «провожать пред-
меты», убедившись в невозможности иным
‘61060б0м определить высоту полета. Но ес-
ли он начинает делать это без м

руководства со стороны инструктора, ‚
могут произойти нежелательные т
вия. Кроме того, надо иметь в виду, что не
следует провожать взглядом предметы до
самого крыла, так как это обязательно вы-
зовет ошибки при посадке.

Курсант должен знать условия odcTa-
новки, свои пеихофизиологические возмож-
ности, понимать необходимость TeX или
иных действий и тверло помнить, что про-
вожать землю воглядом можно лить в пре-
делах расстояний, указанных Курсом лет-
ной . подготовки для направления взгляда
во время посадки. Эти расстояния, прове-
	ренные на опыте обучения, являются наи-
	посадке. Над совершенно ровным и чистым
снежным покровом, не имеющим ориенти-
ров, нельзя установить высоту. В этих ус-
ловиях, как выражаются летчики, им «не
за что зацепиться». Курсанты же в нача-
ле обучения не умеют «цепляться» даже
за видимые предметы и поэтому допускают
ошибки в определении высоты. А не умеют
они «зацепиться» Потому, что предметы
слишком быстро уходят под самолет. Иног-
да сами инструктора бывают виноваты в
этой ошибке, ставя перед курсантами тре-
бование во что бы то ни стало екользить
взглядом по земле, не провожать глазами
предметов. Было время, когда вешали спе-
циальные кольца, через которые курезнты
должны были смотреть на землю во время
посадки.

При этом забывалась одна простая иети-
на, говорящая о том, что летчик, сажая ма-
шину, не просто смотрит, & вематривает-
ся в предметы на земле с целью оценить
видимую величину прёдметов и определить,
на какой высоте находится самолет. Вемат-
риваясь в предметы, летчик обязательно
будет провожать их глазами. Наблю-
дения показали, что взгляд в это время пе-
ремещается не только вдоль линии посадки,
провожая предметы, но и в поперечном
	 Направлении, — то удаляясь от фюзелажа,
	то приближаясь к нему. Это вызвано не-
обходимостью вемотреться в предмет и тем
обстоятельством, что измеление условий
восприятия заставляет летчика, в поисках
наилучших условий, менять направление
взгляда.

У опытного летчика зрение настолько
натренированю, что он может переносить
взгляд и далеко вперед и в сторону (правда.
Это возможно лишь при условии система-
тической летной практики, в противном
же случае даже опытный летчик теряет эту
способность). Для «вематривания» в пред-
	при обучении технике выполнения посадки.

Инструктора требуют, чтобы во время
выравнивания ‘внимание ‘курсанта было
сосредоточене H& определении высоты,
тав как от этого зависит и качестве выпол-
нения посадки и ее безопасность.
	Во время выдерживания внимание лет-
чика распределяется и между другими 0б’-
ектами, но определение высоты остается
наиболее важной задачей,

Признавая правильными эти указания,
мы считаем, однако, что при этом упускает-
ся одно очень важное обстоятельство, кото-
рое было вскрыто при исследовании влия-
ния ограниченном поля зрения Ha точ-
ность определения высоты при посадке. С
этой целью инструктор старший лейтенант
	 Дикий проводил полеты летчиков с 38-
	клеснными очками, в которых были двух-
миллиметровые отверстия против зрачков.

Во время испытаний мы заметили, что
все. летчики, несмотря на трудности
в определении ‘высоты,  выравнивали
самолет более или менее правильно,
но после выравнивания не делали
даже попыток ‘ero посадить. В 1е6-
зультате машина или тяжело  стука-
лась колесами о землю в конце выдер-
живания, или ее «досаживал» контроли-
рующий. ‘Это происходило не потому, что
летчив не мог определить высоту. Видимое
пространетво позволяло более или менее
правильно судить о том, что высота выдер-
живания находится в пределах нормы и
грубых отклонений нет. 0 снижении само-
лета на выдерживании сигнализировали п
другие ощущения (ощущения падения,
проваливания самолета). Но летчик вее-
таки даже не пытался добором ручки поса-
дить машину. \
		лучпими: J Вав выяснилось. причиной этого была
	Наиболее эффективным методом тренн-
ровки в определении высоты при посадке
были и остаются полеты на низкополетной
полосе на высоте выдерживания. Причем
после показа курсант обязательно должен
попытаться самостоятельно выдержать ука-
	энную высоту.
Перейдем Е другому, не менее важному
вопросу, который необходимо учитывать
	полная невозможность определить положе-
ние самолета в пространетве. В поле зре-
ния летчика не находилась ни одна часть
самолета, по положению которой относи-
тельно в земле можно было бы судить о
‘проетраветвенном. положении самолета.
	Я лично в этих полетах испытал нелов-
Кое ощущение: чувствуя, что самолет ени-
	столько велико, что предметы на земле  тической летной практики,
мелькают чрезвычайно быстро и раеемот-! же случае даже опытный ле
реть их можно только при наличии извест-   способность). Для «вематри
	ной ° натренированности. Рассмотреть же мет умелый пилот затрачивает так мало
посадочную полосу (траву, цветы, пятна и  времени, что провожает взглядом предметы
колен: на ней) летчик обязан, иначе он не  всего лишь на несколько метров, & это
сможет правильно определить высоту при! при скорости полета в 100 — 200 кило-