о января 1947 г., четверг, №2 (2453) ..

кая промышленность

Литовской ССР
		Беседа с министром легкой
промышленности Литовской ССР
Ф_Т. ТЕРЕШИНЫМ
	ВИЛЬНЛОС, 1 января. (ТАСО), Больтин-
«тво предприятий лервой промышленности
Литовской ССР встретило новый год досрот-
ным выполнением годовой программы, На
текстильных фабриках Литвы в прошлох
году было установлено много нового обору-
дования, что позволило, по сравнению с
1945 годом, втрое увеличить выпуск шеу-
стяных И льняных тканей, в два раза —
шелковых. На Клайпедеком хлопчатобумаж-
ном комбинате вступили в строй 8 тысяч
веретен. Это дает возможность отказаться от
ввоза пряжи в Литву.

Больших успехов добились кожевенно-
обувные предприятия. Изготовлено 18 мил-
лионов квадратных дециметров хрома вме:
сто 10 миллионов в 1945 году. Значитель-
но расширено производство обуви. Швейно-
трикотажные фабрики вдвое увеличили
выпуск чулочно-носочных изделий и белья,
в три раза — верхнего трикотажа.

На предприятиях Министерства легкой
промышленности республики в истекшех
году было подготовлено более 2.000 специа-
листов разных профессий.

Сейчас в республике идет большое строп-
тельство. В Шауляе сооружается крупней-
ший в Прибалтике кожевенно-обувной ком-
бинат. В, гор. Биржай началось строитель-
ство льнокомбината «Сюлас», на оснаще-
ние которого ассигновано 50 миллионов
рублей. Раньше срока закончено строп-
тельство новой текстильной фабрики «Дро-
бе» в Каунасе. В начале 1947 тода возоб-
новит выпуск шерстяной ткани восета-
навливаемый в Клайпеде комбинат «Гуль-
бе», вступит в эксплозтацию новый пря-
дильный цех на комбинате «Триничяй».
	Нредприятия легкой промышленности
Литовской ССР выпустят продукции в
1947 тоду на 18 миллионов рублей боль-
ше, чем в истекшем году.
		Не забывать о средствах
‘навигационного
ограждения
	Bee более ширское применение в корабле-
вождении находит радиолокация. В свя:
зи с этим командиры кораблей, на которых
установлены  радиолокационные станции,
нередко пренебрегают средствами навитаци-
онного ограждения. Это приводит к тому, что
и отдельные работники службы ограждения
иногда призадумызаются: & нужны м
теперь визуальные, акустические радиотех-
нические и специальные средства навига*
ционного ограждения? Ведь командир кораб-
пя, штурман и без них могут по «радарух
узнать евое место.
	Подобная точка зрения в корне! непра-
вильна: Необходимо и в дальнейшем cTpe-
миться к развитию средств навигационного
ограждения.

В’ ‘газете «Красный Флот» 19 moss
1946 г. была помещена статья инженер-май-
ора И. Гесюка под заголовком «Использова-
ние радиолокаторов в навигации». В эй
статье кратко сформулированы  оснонные
принципы действия радиолокационных стана
ций в навигации. Мне хотелось бы выска-
зать свои замечания по поводу отдельных
положений т; Гесюка, причем считаю нух-
ВЫМ Отметить, что Не во всех своих рассуж
дениях автор прав. .
	Прежде всего остановлюсь на обобщен
ном выводе статьи. Правильно указывая,
что «радиолокаторы не могут самостоятель-
‚ню решить BCS навигационные задачи»,
‘т. Гесюк заявляет, что «лишь с помощью
других современных штурманских приборов
они (радиолокаторы) способны полностью
обеспечить безопасность кораблевождения»,
При этом автор статьи совершенно забывает
о существовании средств навигационного ог-
раждения. Между тем должно быть понят:
но, что лишь при умелом сочетании штур-
‘манского вооружения кораблей и техники
средств навигационного ограждения можно
лействительно обеспечить безопасность плз-
вания.
	Вак известно, действие «радара» основа-
HO Ha свойстве ультракоротких волн рас-
пространяться прямолинейно.  Дальноств
действия корабельной радиолокационной
станции не превышает дальности видимо-
эти горизонта. Следовательно, когда Seper
не виден, станция, находящаяся на кораб-
ле, не дает возможности определиться. Здесь
на помощь приходят радиомаяки кругового
излучения, радиопеленги, определение сво“
его места по небесным светилам.
	Не всегда следует пользоваться «тала:
	ром», если корабль и нахюдится в видимости.
	EE EE TE EEE EE

берега. Ведь при ясной погоде проще опре-
делиться визуально. Другое дело, когда bee
рег затемнен, покрыт туманом. В этом слу-
Tae целесообразнее воспользоваться радио“
локационной станцией. Если же корабль на-
ходится в зоне действия ралиоакустических
и подводных средств навигационного ограж-
дения, имеет смысл воспользоваться и по-
следними для лучшего и более точного оцре-
деления своего места.
	Вогда берев низменный, как это нередко
бывает при высадке десанта, применять
«радар» надо осторожно. Свое местонахож-
дение необходимо также проверить по эхо-
лоту или визуально.
	Нужно всемерно использовать активные
радиоориентиры и всевозможные средстра
назигалуионното ограждения.
	Ю. ЯКУБОВСНИЙ-ЛИПСЧИЙ.
	466 китов
	АСНЫЙ ФЛ

Обучение командиоов: катеров
	3 иВвВучесть
	_ борьбе за
	Как мы о
военно- мор
	› В подготовке офицеров корабельной
юлужбы немаловажную роль играет знание
ими районов плавания и всего военно-мор-
ского театра, на котором им придется слу-
жить. Как бы хорошо в военно-морских
учебных заведениях ни готовили офицер-
ский состав, все же там не дают и не могут
дать исчернывающих знаний 060 всех Ha-
ших морях и океанах. Молодой офицер,
придя на корабль, обязан заняться систе-
матическим и кропотливым изучением те-
атра.

Служба не требует от всех офицеров
одинаковых знаний в этой области, Все за-
висит от того, какая специальность у офи-
пера, на корабле какого класса он служит.
Совершенно очевидно, что офицеру крейсе-
ра нужны одни знания, командиру катера—
другие, монитора-— третьи. Штурман, изучая
район плавания, будет обращать. больше
внимания на те вопросы, которые, быть
может, и не всегда заинтересуют офицера
другой специальности. Вот почему, приету-
пая к изучению военно-морского театра,
надо прежде всего точно себе представить
те требования, которые пред’являются к
кораблю в бою. Разумеется, что мы далеки
от мыели отрицать пользу детального изу-
чения районов плавания всем офицерским
составом, независимо от специальности и
класса корабля, на котором он служит. Но
то, что для одних является желательным,
для других становится крайне необходи-
мым, без чего они не могут плодотворно
выполнять свои прямые служебные обязан-
ности.

Возникает в0прос: как лучше изучать
военно-морской театр? Существуют, на наш
взгляд, два основных способа: первый —
изучение по лэпеям и описаниям и вто-
рой — практическое плавание е посеще-
нием бухт и якорных стоянок.
	Преимущества второго способа очевидны.
Офицер лично видит всю панораму побе-
режья, все приметные знаки на нем, делает
себе необходимые пометки и зарисовки и
таким образом практически обогащает свои
знания, Однако нельзя отказываться и от
лоций и от описаний. Работа с ними дол-
жна предварять личные наблюдения. Чем
подробнее и глубже знает офицер лоцию
или описание, тем ему легче будет прак-
тически изучать побережье и весь район
плавания. Вроме того, нельзя забывать и
того обстоятельства, что не всегда имеется
возможность посетить все те пункты и ба-
Зы, которые желательно было бы изучить.
	Мы совмещаем оба метода освоения рай-
онов плавания. Весь свой военно-морской
театр мы разделили на районы и точно
определили последовательноеть их изуче-
ния. Офицерам давались индивидуальные
задания. Перед этим мы проводили специ-
альные занятия, на которых рассказывали
0б основных приметных пунктах в том или
ином районе, бухтах, навигационном ограж-
дении. В дальнейшем каждый офицер изу-
чал район самостоятельно по лоциям и опи-
саниям и сдавал зачеты. Их принимал
штурман подразделения. На этом в основ-
вом заканчивалось теоретическое изучение,
й мы переходили к практике.
	С этой целью организовывались штур-
манские походы, во время которых решались
различные задачи боевой подготовки: Поучи-
телен штурманекий поход в один из районов
Балтийского моря. ‘Сложная  навигапи-
онная обстановка этого района  потребо-
вала детальной организации на походе и
тщательной подготовки офицерского соста-
ва и материальной части. Флагманский
штурман капитан 3 ранга Журавлев тша-
тельно проверил перед выходом в море все
ыриборы и уровень специальных знаний
команлиров кораблей. Лично участвуя в
походе, он безукоризненно вел прокладку,
обеспечивая безопасное плавание в слож-
ных навигационных условиях. `
	ВРАСНОЗНАМЕННАЯ ДНЕПРОВСКАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 1 января. (По телеграфу от
корр. «Красного Флота»). Демонстрацией
кинокартины «Клятва» в офицерском клубе
главной базы Краснознаменной Днепров-
ской флотилии началеа кинофестиваль,
	В аварийно-
	спасательном отряде
	БАЛТИИСКИЙ ФЛОТ, 1 января. (По те-
леграфу от корр. «Нрасного Флота»). Транс-
порт, совершивший переход, попал в силь-
ный шторм и потерпел аварию: его бросило
на камни. Подошедшее на помощь другое
судно также было повреждено.
	Но радиовызову к месту аварии сразу
	прибыла группа моряков Н-ского аварийно-
спасательного отряда.
	В тяжелых зимних условиях, при пят-
надцатиградусном морозе и все усиливав-
шемся шторме, начались спасательные pa-
боты. Было принято решение — снять
команду с потерпевиего транспорта. Это
было нелегким делом: волны могли смыть
людей за борт. Руководство операцией по-
ручили опытному моряку, главному стар-
шине Владимиру Филиппову.
	Вместе с матросом т. Филиппов осторож-
HO стал переводить людей от средней части
транспорта к шторитрапу, а затем по
штормтрапу на соседний корабль. Но вот
сорвало штормтрап. Филиппов  смастерил
тогда деревянный трап, однако и он был
вскоре смыт волной. На транспорте осталось
еще несколько человек. Военный моряк на-
чал сооружать новый тран. В это время
tr. Филиппова волной ударило о леер. В
таких условиях приходилось действовать.
Ho pee же работы были продолжены и вея
команда спасена. .
	Теперь требовалось устранить поврежде-
ние парохода. Спуститься под воду в
таких условиях вызвался старшина водо-
лазной станции комсомолец Владимир Ры-
бак. Его спустили со стрелы ва талях.
Волны бросали его из стороны в сторону,
не давали водолазу подобраться к пробоине.

исключительным упорством  боролея
т. Рыбак с волной и добился своего. Он
сумел законопатить пробоину. Когда после
этого воду откачали, корабль был приведен
в гавань.
	...ЭТО один из многих случаев в деятель-
ности Н-ского аварийно-спасательного от-
ряда. Новыми успехами в боевой и поли-
тической подготовке встречает личный со-
став отряда предстоящие выборы в Верхов-
ный Совет республики. Годовой план под’-
ема судов моряки выполнили еще в третьем
квартале. 3a год были подняты суда общим
водоизмещением до 30 тысяч тонн. Водола-
зы пробыли в этом году под водой в общей
сложности ло 15 тысяч часов.
	Коммунист Филиппов и комсомолец Ры-
бак — участники операции по спасению
транспорта — являются сейчас агитато-
рами. Слово их, примерных моряков, авто-
ритетно. Филитюв часто беседует © моря-
ками, раз’ясняет им избирательный закон.
	Проведенные в отряде политические за-
HATHA, посвященные выборам. прошли ¢
	большим успехом. При отряде организо-
	ван агитпункт. В плане работы агитпунк-
та — лекции и доклады о советской изби-
рательной системе, о борьбе Советского Co-
1038 за прочный мир, о задачах Е
ных Сил Советского Союза.
	По страницам

флотских газет
	< На-днях начала свою работу школа
партийного актива Н-ского соединения. В
ней обучаются секретари партийных и ком-
сомольских организаций, их заместители и
члены бюро. В первый день занятий со-
стоялись лекции: «Борьба за создание со-
циал-демократической рабочей партий в
России», «Основные задачи нового пяти-
летнего плана» и «Политическая карта
мира накануне первой мировой войны».
Программа школы рассчитана на 208 ча-
сов («Подводник Балтики”).
	*: Старший преподаватель школы юнгов
А. В. Витязев, имеющий 47 лет недагоги-
ческого стажа, провел интересную беседу е
воспитателями школы. Беседа была посвя-
щена работе с подростками. Старый педа-
тог поделился со слушателями своим бо-
татым опытом, рассказал о значении
диспиплинарной практики воспитателя
(«Северная вахта»).
	соблюдения полной беспристрастности при
выборах.

Не позднее чем за 30 дней до выборов
вое общественные организации и общества
трулящихея, выставившие кандидатов в
депутаты, должны зарегистрировать их в
окружной избирательной комиссии. Окруж-
ная комиссия обязана зарегистрировать
всёх выставленных в установленном зако-
HOM порядке кандидатов и включить их в
избирательный бюллетень.

Для того чтобы кандидат был зареги-
стрирован и затем включен в избиратель-
	  ный бюллетень, общественная организация,
	общество трудящихся или общее собрание,
выставившие кандидатуру того или иного
гражданина, представляют в окружную из-
бирательную комиссию протокол собрания
или заседания, на котором было решено вы-
ставить на выборы Кандидата, и его пиеь-
менное согласие баллотироваться по данно-
му избирательному округу. В этом протоко-
те фикопруются наименование выставивией
кандидата организации, место, время и ко-
личество участников собрания или заседа-
ния, фамилия, имя и отчество кандидата,
его возраст, мастожительство, партийность
и занятие. Эти сведения окружная из-
бирательная комиссия затем (не позднее
25 дней до выборов) опубликовывает в пе-
чати для того, чгобы все избиратели округа
могли с ними заранее ознакомиться.

Отказ окружной избирательной комис-
CHH зарегистрировать кандидата может
быть обжалован в двухдневный срок в Цен-
тральную избирательную комиссию по вы-
борам в Верховный Совет союзной (или ав-
теномной) республики.

Кандидат в депутаты, выставленный у
нас на выборах, никаких расхолов в связи
6 выборами ке несет. Все расхолы, связан-
ные с выборами в Верховные Советы  с0ю3-
	сваиваем
ской театр
	Участники штурманского похода произ-
водили зарисовки береговой черты, примет-
ных мест и знаков, расположенных на бе-
регу. Они также корректировали навига-
ционное ограждение. Все это выполня-
лось, когда корабли находились в бухтах.
На переходе же офицеры зарисовывали ©
больших расстояний маяки, башни и
другие приметные места, & затем воспро-
изводили их в своих блокнотах с малых
расстояний, Такая последовательная зари-
совка помогает опознать участок берега, Ha-
ходяеь влали от него.
	Во время якорных стоянок участники
похода замеряли глубины, вычерчивали
расположение гавани, пирсов, молов, де-
пали необходимые письменные пояснения,
которые помогали закрепить 8 памяти све-
дения о том или ином районе,
	Штурманский поход принес офицерам
несомненную пользу. Заметим, что в таком
походе иногда можно рекомендовать не
только самостоятельное изучение района, но
п коллективную работу. в этой области.
Например, двум— трем офицерам поручается
вычертить гавань, замерить глубины, на-
рисовать расположение пирсов и знаков на-
вигационного ограждения, описать все эти
зарисовки и свести весь материал в одно
целое. Правда, такой с10с0б имеет тот недо-
статок, что у офицера отсутствует система-
тизированный материал по описанию базы
или бухты. Но его вполне можно рекомендо-
вать в том случае, когда требуется ©оста-
ть общее описание района.
	Изучение театра мы не ограничиваем
штурманскими походами. Весь материал,
собранный в плавании, систематизируется.
На основе его делается альбом зарисовок,
Дается описание бухт, баз и подходов к
ним. В этой Таботе не следует привлекать
всех участников похода, Целесообразнее
создать группу в четыре — пять человек
из наиболее подготовленных офиперов.
	Такая группа была нами создана. В нее
входили капитан-лейтенант Ганкин, стар-
шие лейтенанты Щербаков и Тодоров и ру-
ководитель группы капитан 3 ранга у-
равлев. Все эти’ товарищи использовали
не только свои зарисовки, но и зарисовки,
сделанные всеми участниками похода. Весь
материал был обобщен, тщательно оформ-
лен в виде альбома с пояснительными за-
писками.
	По разным причинам не всегда удается
привлечь весь офицерский состав к штур-
манекому ноходу, особенно если он плани-
руется на длительное время. Ясно, что со-
ответствующая часть офицеров всегда вы-
нуждена оставаться в базе. Однако и для
них не исключается возможность изучения
района. После того как закончен поход, мы
проводим несколько занятий, на которых
подробно разбираем маршрут плавания и
сообщаем все сведения о тех базах и
бухтах, которые мы посетили. Весь марш-
рут разбивается на участки. По каждому
из них. докладывает заранее назначенный
офицер — участник нохода. Докладчик, из-
лагая собранные им сведения, демонстри-
рует в крупном масштабе зарисовки, пла-
ны, чертежи,— все то, что помогает лучше
усвоить материал. Обычно докладчика до-
полняют другие участники похода. В кон-
це занятия выступает руководитель и
делает выводы о том, насколько хорошо и
полно изучен район.

Мы практически убедились в большой
пользе изложенного здесь способа изучения
военно-морского театра. Разумеется, работа
в этой ‘области далеко еще не закончена, но
и то, что уже сделано, помогло офицерам
значительно повысить уровень своих воен-
но-морских знаний.
	Балтийский флот.
	Капитан 2. ранга Г. ТИМЧЕНКО.
	Теоретические знания
	подкрепдяют
	ся практикой
	Борьба за живучесть корабля — дело не
только личного состава пятой боевой части.
В ней есть доля участия всего экипажа, 0ео-
бенно это важно иметь в виду на малых Ео-
раблях. Их экипаж небольшой, и в любой
момент боя может получиться так, что от
каждого моряка, независимо от его епеци-
альности, потребуется быстро и ловко заде-
лать пробоину, устранить неисправноеть в
механизме или ликвидировать очаг пожара.
Все это весьма убедительно подтвердилось
во время войны.

Специфика борьбы за живучесть на ма-
лых кораблях состоит также и в том, что
возглавляет это дело сам командир корабля.
Он должен целеуетремленно руководить под-
чиненными в те моменты, когда кораблю
	упрожает гибель, грамотно ислюльзовать все.
	активные и пассивные средства борьбы 3a
жизнь корабля. Ясно, что для этого он дол-
жен знать, как организовать борьбу с пожа-
ром и водой не только теоретически, HO
Практически. Возможно, что от командира
корабля и не требуется, чтобы он знал точ-
ные математические выражения мореходных
качеств поврежденного корабля, ное окон-
чЧательными выводами, с критическими зна-
чениями этих величин он должен быть зна-
ком. Точно так же от командира не требует-
ся умения производить расчеты прочности
корабля, но понятие of этом он должен
иметь.

Все эти обстоятельства полностью учи-
тываются при обучении командиров катеров
Н-ского соединения. Офицеры хоропю пони-
мают необходимость такой учебы и относят-
ся к ней с большим вниманием и интере-
сом.

Одно из занятий было посвящено борьбе
с пожарами. Офицеры изучили противопо-
жарные средетва на катерах, принции дей-
ствия этих средств и правила пользования
ими. На занятиях приводились примеры
борьбы с пожарами в боевой обстановке. За-
тем слушатели приступили к практическому
освоению материала. Командиры самостоя-
тельно тушили пожар на учебном катере.
Выяснилось, что некоторые из них недо-
статочно знают это дело. Например, млад-
ший лейтенант Блинов не умел правильно
разрядить огнетушитель и не знал, как луч-
ше направить струю на огонь. Действия
офицеров здесь же подправлялиеь руксво-
дителем.

Следующее занятие было посвящено во-
просам теории корабля и элементам борьбы
за живучесть. Оно носило форму собеседо-
вания с учетом того, что основные положе-
ния знакомы офицерам и требуется их толь-
ко напомнить и уточнить.

Руководитель поставил вопрос:

— Из каких элементов складывается
борьба за живучесть катера?
	Отвечает лейтенант Летемин.
— В основном из борьбы за непотопляе-
		дит борьба за живучесть корабля в тех ме-
стах, где нет людей но боевому расписанию.
Разумеется, что в бою эти группы могут
быть использованы там, где болыше всего
требуется их помощь, Однако нетрудно себе
представить случай, когда аварийная груп-
па целиком или частично выведена из строя,
а корабль одновременно получил пробоины
в разных местах корпуса. Очень пагубно
все это может закончиться для корабля, ес-
ли борьбе с водой и пожарами не обучен весь
экипаж.

На занятиях был приведен пример, когда
корабль, имея боевые средства в полной со-
_хранности, оказался небоеспособным и едва
не затонул лишь потому, что его экипаж
был плохо обучен. Недалеко от корабля ра-

зорвалась мина. В корпусе образовались
пробоины. Часть аварийной группы вышла
из строя. Внутрь корабля начала поступать
вода, но в таком количестве, с которым лич-
ный состав вполне мог бороться. Поврежде-
ния ‘быти не столь значительны. Но корабль
едва не затонул. Оказалось, что его экипаж
вее надежды возлагал на аварийную группу.
“Людей не учили боротьея за непотопляе-
мость. Командио корабля также не имел
опыта в этом деле и не сумел возглавить
личный состав в борьбе за жизнь корабля.

Факты, приведенные руководителем, убе-
дили лейтенанта Самохвалова и других офи-
церов в необходимости учить борьбе за жи-
вучесть веех людей на корабле, независимо
от их специальности. В сожалению, еще не
все командиры катеров хорошо понимают
это.

Особое внимание на занятиях было уде-
лено сохранению в образцовом состоянии
палуб и волоненроюницаемых переборок.
	  На занятиях с большим интересом обсуж-
дались вопросы остойчивости корабля. Бы-
ла практически изучена диаграмма Рида.
Опытные офицеры тт. Фомин, Волков и Вы-
стров тут же подтвердили, что их корабли
в штормовую погоду имели предельно допу-
стимые углы крена, как это указано на диа-
трамме Рида, и снова возвращалиеь в ноТ-
мальнов положение.

Командиры заинтересовались вопросом за-
паса пловучести. Несложный расчет, про-
изведенный тут же, сразу дал яеный ответ.
Офицеры задавали вопросы о том, сколько
отсеков может быть затоплено на корабле с
таким расчетом. чтобы он оставался на пла-
ву, как изменяются при этом оетойчивость,
осадка, диферент, как составляют таблицы
непотопляемости и т. п. На все это был дан
четкий ответ.

Затем все теоретические сведения были
закреплены и дополнены практическими
упражнениями. Командиры отправились на
учебно-тренировочный катер. Здесь они из-
учили, как надо ставить подпоры, каж зак-
реплять их клиньями, как конопатить разо-
щедшиеся швы, заделывать небольшие круг-
	лые отверстия деревянитьми пробками-чоп а-
	MH, число Которых на малых кораблях дол-
жно быть не менее сотни. На учебном катере
имеется специальный ящик с пробоинами,
«пульными отьерстиями» и разошедитимея
швом. В ящик под большим налтором подае-
тея забортная вода и с шумом вырывается
из отверстий. Инструкторы, быстро и ловко
заделывают их. Офицеры перенимают опыт
и сами делают то же.
	В программе следующих занятий предус-
мотрено пропустить через тренировочный
катер веех офицеров, с тем чтобы практиче-
ски обучить их самостоятельно конопатить
швы, заделывать пробоины и ставить под-
поры. Кроме того, будут освещены вопроеы
составления и решения аварийных задач,
будет изучаться опыт борьбы за живучесть
кораблей того типа, которых командует тот
или иной офицер. Большой материал по это-
му вопросу собрал флагманский специалиет
пнженер-капитан 3 ранга Бессантин. Ему
и поручено проводить следующие занятия.

Такая учеба помогает командирам кате-
ров стать полноценными руководителями
личного состава в борьбе за жизнь вверен-
ных им кораблей.

Инженер-капитан 3 ранга
fi. CATAHOBCKHA.
	ральная партия, впитавшая в себя вее ре-
акционные силы. Либералы имели в своем
распоряжении миллионные суммы, которые
они использовали на выборах для поддерж-
ки выставленных ими кандидатов в парла-
мент. Только президент партии Хатояма
внес в ее фонд на предвыборные расходы
1.100 тысяч иен. В ходе избирательной
борьбы либералы не брезговали никакими
средствами, практикуя подкуп избирателей,
жульнические махинации и даже органи-
зуя бандитские нападения на прогрессив-
ных деятелей,
	В избирательной практике капиталиети-
ческих стран не редки явления, когда по-
лицейские власти разгоняют предвыборные
митинги трудящихся, запрещают агитацию
за кандидатов пролетарских организаций.

В нашей стране организациям или кол-
лективам трудящихся, выставившим свое-
го кандидата в депутаты, закон предостав-
ляет право вести беспрепятетвенную широ-
кую агитацию. Это право обеспечено и каж-
дому советскому гражданину.

В Советеком Союзе вся кампания выбо-
ров проходит под контролем общественно-
ети. Окружные и участковые избиратель-
ные комиссии состоят из представителей
рабочих, крестьян, интеллигенции, военно-
служащих. И в этом — одно из важных
преимуществ нашей подлинно демократи-
ческой организации выборов перед буржу-
азной. Во многих странах, как, например,
в США и Англии, избирательных комиссий
вовсе не бывает. В других странах они го-
ставляются не из представителей общест-
венности, а из чиновников, для которых
организация избирательной кампании слу-
жит своего рода искусством «делать вегбо-
ры»:

Рыборы в Верховные Советы союзных и
автономных республик — одно из ярких
проявлений подлинно народной демократии,
возможной только в стране победившего с0-
циализма, в стране, где нет капиталистов
и некому поэтому давить на народ для
того, чтобы исказить его волю.
		Ответ неточный, и он здесь же исправ-
		диром подразделения капитан-леитенантом
Эллиович. Слушателям напоминают, что в
борьбу за живучесть входят также испраз-
ление повреждений технических средетв, пе-
реключение магистралей, борьба е пожаром.
Командир Эллиович обладает немалыми зна-
лиями в этой области. Он много сам учится
й требует того же от подчиненных.
	Руковолитель товорит и о том, что мето-
	‘дам борьбы с водой должны быть обучены
	все моряки на катере, независимо от их епе-
цизльности. Лейтенант Самохвалов задает
вотрос:

— Значит, в бою я должен буду снять
людей с пушек и послать их заделывать
пробоины?
	Чейтенанту Сомохвалову и другим офи-
церам, для которых этот вопрос не вполне
ясен, раз’ясняют, что с повреждениями кор-
пуса будут боротьея прежде всего люди, ко-
торые расписаны на том боевом посту, где
произошло повреждение. Значит, личный
воетав всех боевых постов должен уметь
правильно использовать аварийные средства
и быстро заделать пробоину или’ разошед-
шийея шов. Правда, на кораблях имеются
аварийные группы, в задачу которых вхо-
	ных и автономных республик, производятся
за счет государства. Это обобо оговорено в
Положениях о выборах.

Иной порядок существует в капитали-
стических странах. Там избирательные за-
оны ставят всевозможные рогатки выдви-
жению в качестве кандидатов. в представи-
тельные учреждения простых людей, рядо-
вых тружеников. Одним из таких препят-
ствий служит в ряде стран обязательное
внесение кандидатом денежного ‘залога.
При этом кандидат, не собравший на выбо-
рах определенной части всех голосов, теряет
свой залог. Следствием такой системы
штрафных залогов является ограничение для
малоимущих групп населения возможноети
выставлять своих кандидатов на выборах.
Это ограничение птироко используют в своих
классовых интересах политические партии,
финансируемые капиталиетали.
	Бидный деятель английской либеральной
партии Р. Мюр в своей книге «Вак управ-
ляется Британия» по этому поводу пишет
‘следующее: «Выбор кандидатур произво-
дится местными организациями различных
партий. Очень часто для проведения выбо-
ров специально создаются небольшие коми-
теты. Таким образом, рядовой избиратель
обычно не имеет никакого или почти ни-
какого представления о том, как проиехо-
дит выбор кандидата. Поскольку выборы
влекут за собой очень крупные издержки,
эти избирательные комитеты часто отдают
предпочтение какому-нибудь лицу, гото-
вому взять эти издержки на евой счет, даже
в том случае, если это лицо и не является
достаточно подходящим».

В США ни одна кандидатура не может
быть выставлена и поддержана на выборах
без крупных денежных затрат. На органи-
зацию кампании в пользу того или иного
вандидата вносят огромные суммы пар-
тийные организации, крупные капиталн-
стические фирмы или их об’единения, пол-
держивающие кандидата, а ‘также и сам
кандидат.

На’ последних выборах в Японии бель-
пинство мест в парламенте получила либе-
			посвященный предстоящим выборам в Вер-
ховный Совет РСФСР.

Днепровцы. проемотрят фильмы, рассказы-
Вающие 0 жизни советекого народа. и его
	_ консиия [ТОрядок выставления
кандидатов в депутаты
	В Советском Союзе выборы в органы

государственной власти являются поистине
всенародным делом. Организация выборов
ностроена таким образом, что дает полную
возможность каждому советскому гражда-
Нину не только осуществить свои демокра-
тические права у избирательной урны, но и
быть активным участником всей избира-
тельной кампании, предшествующей выбо-
рам.
-`В этом отношении весьма показателен
тлубоко демократический порядок выетав-
ления кандидатов в депутаты Верховного
Совета, установленный Конституцией СССР
н конетитуциями союзных и автономных
республик.
	Б избирательных законах союзных и
звтономных республик говорится, что пра-
во выставления кандидатов в депутаты
верховного органа этих республик обесле-
чивается за общественными организациями
и обществами трудящихся: коммунистиче-
екими партийными организациями, upod-
союзами, кооперативными организациями,
организациями молодежи и культурными
обществами. Право выставлять кандидатов
в депутаты Верховных Советов ocymect-
вляют как центральные органы обществен-
ных организаций и обществ трудящихся
(например, ЦЕ профсоюза рабочих судостро-
ительной промышленности, ЦС общества
Осоавиахим и т. п.), так и их республикан-
ские, краевые, областные и тайонные
органы: Право, выставлять кандидатов в
равной степени принадлежит общим собра-
ниям рабочих и служащих— по предприя-
тиям и учреждениям, общим собраниям во-
еннослужащих— по воинским частям, кре-
CThAE——110 колхозам и селам, рабочих и
служащих COBKOSOB——110 COBLOGAM,
	На окружных предвыборных совещаниях
представители коллективов трудящихся до-
говариваются 0б общем кандидате.

Таким образом, в выдвижении кандида-
тов участвуют миллионы советских людей,
состоящих членами професюзов, партии и
комсомола, членами различных научных,
культурных, оборонных и спортивных об-
ществ, широчайшие массы рабочих, служа-
щих, крестьян, воинов Советской Армии и
Военно-Морского Флота, На предвыборных
собраниях, где выставляются кандидаты,
народ. обсуждает деловые и политические
качества будущих депутатов.

По избирательным законам союзных и
автономных республик депутатом Верхов-
ного Совета республики могут быть избраны
каждые ее гражданин и гражданка, достиг-
шие 21  года, независимо от того, к какой
расе или национальности они принадлежат,
какое имеют образование, каково их соци-
альное происхождение, имущественное по-
ложенияе и чем они занимались в прошлом.
Только личные способности и личный труд
каждого гражданина определяют его поло-
жение в советском обществе.

Каждый кандидат в депутаты может бал-
лотироваться только в одном избирательном
округе, хотя бы его кандидатура и была
выставлена в нескольких округах. Это
правило установлено прежде веего в инте-
ресах избирателей. Ведь если бы: кандидат
мог баллотироваться и, следовательно, быть
избранным в двух или нескольких округах
данной республики, это снизило бы его
ответственность перед избирателями, его
завчеимость от них.

Сотлаено избирательному закону, канди-
дат в депутаты не может состоять членом
окружной или участковой избирательной
гамтесни того округа, гте Рыставлена его
кондидатура. Это условие необходимо для
	ВЛАДИВОСТОК, 1 января. (По  теле-
графу от норр, «Красного. Флота»), На mpo-
сторах Тихого океана промыслом гитов за-
нимается специальная флотилия. Она coc-
тоит из трех промысловых судов, плавза-
Вода, разведчика и китобойной матки,

Успешно. закончив путину нынешнего
года, китобойная флотилия на-днях возвра-
тилась во Владивосток. Несмотря на 10,
что условия промысла были неблагоприят-
НЫ, план добычи жира перевьгполнен Все

Зв ЕСО
	Е В ne
vr one сезона флотилией убито 466,
it}