2 января 1947 г., четверг, № 2 (2489)
	КРАСНЫМ ФЛОТ
	Шередовики соревнования
	В цехах Кронштадтского ‘ордена Ленина морского завода
	Из писем в редакцию
	Загляните в устав!
	В годы Отечественной войны ни на один
день не останавливались станки в цехах
Вронштадтекого ордена Ленина морского
завода. Ремонт боевых кораблей продолжал-
ся, несмотря на обстрел и на ожесточенную
бомбежку. Героичеекий труд коллектива был
высоко оценен страной. Многиз работники
награждены орденами и медалями Советско-
To Союза. а завод удостоен ордена Ленина,

Закончилась война. Рабочие, техники и
инженеры не снижали темпов, стремясь вы-
соко держать славу завода, завоеванную ге-
роическим трудом’

В июле нынешнего года коллектив завода
обратился к работникам родственных прёд-
приятий © призывом развернуть социали-
стичеекое соревнование за досрочное вышол-
нение плана первого года новой сталинекой
пятилетки. Работники завода взяли на себя
ряд обязательств, в том числе ностроить и
ввести в эксплоатацию кислородную стан
цию, восстановить весельную и блочную
мастерекие, установить новое станочное 066
рудование.

Обязательства были очень серьезные. Их
выполнение потребовало напряжения всех
сил. Опыт предыхлущих лет подеказывал, что
коллектив завода сумеет сдержать свое сло-
BO TOABKO B TOM случае, если соревнованием
будут охвачены. все до одного человека, если
график етанет незыблемым законом, если
работа будет вестись в четком ритме.

Руководители цехов внимательно прислу-
ивались к голосу рационализаторов и изо-
бретателей. В июле от них, поступило 13 .ра-
ционализаторских. предложений; в августе—
15, в сентябре — 25, в октябре — евыше
	Дисциплинарный устав Вооруженных Сил
Союза ССР предусматривает создание судов
офицерекой чести. В Уставе точно опреде-
лено, как, создаются такие суды.

В статье 122-й говорится:

«Суд чести для расемотрения дел млад-
ших офицеров состоит из пяти членов. из-
	бираемых на собрании офицеров части (ли-
	нейного корабля, бригады кораблей, им со:
ответетвующих соединений и выше) из чис-
ла старших офицеров (кроме командиров от-
дельных частей; кораблей), а также капита-
нов (капитан-лейтенантов), прослуживиих
в части ко дню выборов не менее года. При
этом в суд чести для младигих офицеров
должен быть избран хотя бы один старший
офицер».
	Большую работу по оборудованию классов
наглядными пособиями проводят’ преподава-
тели и инструкторы 0б’единенной школы
учебного отряда Балтийского флота. Чер-
тежная мастерская школы изготовила в
1946 году около четырехсот схем и черте-
жей по различным учебным циклам.

Мичман Титаренко изготовил действую-
щий макет носовой части корабля. Па ма-
кете воспроизведены в миниатюре все ме-
	ханизмы носовой части. Комиссия штаба
	30. Наиболее ценные предложения, позво-
лившие значительно ‘уветичить производи-
тельность труда, внесли токарь Лотков, сле-
сарь Антонов, мастер Стурберг и др.
Инициатор соревнования токарь Орлов
первым выполнил, свою годовую норму —
почти на месяц раньше им же самим наме-
ченного срока. Скоро коллектив поздравлял
уже целую группу последователей Орлова—
стахановцев Евтеньева, Смаркевич, Леснть-
ева, Груничева. Вместе с0 старыми произ-
водственниками больших успехов добились
и молодые рабочие. В их числе — недавно
демобилизованный из армин токарь Алек-
сандр Аристархов, бригадир комеомольско-
молодежной бригады Николай Туманский,
бригади» корпусников Алексанир Щемелев
и другие. a
Самоотверженный труд коллектива дал
свои птоды. План 1946 года был перевы-
полнен уже к 5 декабря — Дню Сталинской
Конституции. В этот день группа стаханов-
цев обратилась ко веем рабочим е призывом
ознаменовать выборы в Верховный Совет
РСФСР новыми производственными победа-
ми. Призыв стахановцев был горячо поддер-
жан. В соремнование включились все цехи.
На заводе широко развернулась полготов-
	“Ra к выборам в Верховный Совет РСФСР.
‚Десятки агитаторов раз’яеняют Положение
	о выборах. Вечерами в агитпунктах изби-
ратели слушают доклады и лекции пропа-
гандистов. Коллектив завода стремится но-
выми произволетвенными победами встре-
тить день выборов в Верховный’ Совет
РСФСР.

Капитан 2 ранга В. ФИЛИППОВ.
	Кажется, ясно. Но вот в аварийно-епа-
сательном учебном отряде военно-морских
сил нарушили это требование. В состав су-
да для рассмотрения дел младшего офицер-
ского состава избраны старшие лейтенан-
ты Ниценко и Смольников.

Цочему, на каком основании? Трудно ска-
зать, чем руководствовались в аварийно-
спасательном учебном отряде, избирая в с0-
став суда чести старших лейтенантов, но
одно совершенно понятно: руководители от-
	рада, приступив в созданию суда чести, да-
	же не потрудились затлянуть в Устав..
Лейтенант К. ВАСИЛЬЕВ.
	Черноморский ‘флот.
	друг и старший товарищ
	Вакуленко закончил свой paccKa3, BO3-
	HARM неожиданно за вечерним. “чаем.
	`огда, казалось, и не было повода для его
возникновения.
	Б тот же памятный вечер после оконча-
ния беседы подошел к Вакуленко молодой
матрос Меркулов и попросил у него что-ня-
будь’ почитать. С удивлением ВЗГЛЯНУЛИ
	в Меркулову. Он знал, что. как ни инте-
	ресна и хоропга беседа, одной ее мало, что-
бы завоевать человеческое сердце. .Для на-
стоящего агитатора самое главное — па-
	нять матроса, проникнуть в его думы и.
мысли, заставить  разговориться. Иногда
такой человек, как Меркулов. годами мол-
чит, Беседуешь с ним, случается, и харак-
	теристику о нем даешь, а по-настоящему
ничего 0 человеке не знаешь. Вель счита-
	ли же в кубрике Меркулова человеком, ко
	всему безразличным и даже безучастным, а
оказалось, что этот малограмотный матрос
многим интересовался, многое хотел знать.
Вакуленко с огромной радостью взялся за
просвещение Меркулова. Он помогал ему
разбираться в сложных явлениях и про-
цессах жизни, приобщал к книгам, по-дру-
жески. наставлял.
	Впервые Меркулов . почувствовал живой
	интерес к книге — к той, которую он по-
лучил от Вакуленко. Это была замечатель-
ная книга Николая Островского «Как эза-
	калялась сталь». Меркулов читал, не отры-
	ваясь. Павел Корчагин пленил его неукро-
тнмой настойчивостью, упорством в дости-
жении цели. Образ Павла прояснил Мерку-
лову душевный мир товарищей, окружав-
ших его на корабле. Все они, как и Корча-
гин, горячо любили Родину, вручали ей
свои мололые жизни.
	Прочитав книгу, Меркулов разговорился
	с Вакуленко об Октябрьской революции, о
той борьбе, которую вели современники
Павла Корчагина за родную советскую
власть. Вакуленко об’яснял молодому мат-
росу все, что его интересовало. Он расска-
зывал ему, что советский общественный
строй открыл ничем не ограниченные воз-
можности для роста народных талантов, для
проявления творческой активности, что в
нашей стране любой труд Ученого, рабо-
чего, колхозника, художника одухотворен
великими идеалами строительства комму-
низма.

Tak изо дня в день упорно и настойчиво
воспитывал Вакуленко Меркулова. По все-
му было видно, что Меркулов становится
другим, что гораздо осмысленнее ‘он пони-
Maer свой воинский лолг. А в этом. 60об-
	стыеннюо говоря, и была цель всех усилий
агитатора-большевика.

Нет, пожалуй, в пятой боевой части че-
ловека, который не уважал бы Вакуленко.
	Его любят за простоту и сердечность, за.
самобытный украинский юмор. Он общи-.
телен с людьми, с ним приятно поговорить;
его слушают с уважением.

Котельный машинист Пономарев — один.
из тех, с которыми Вакуленко: часто ведет:
свой бегеды на различные темы. Пономарев,
в отличие от Меркулова, — человек начитан-
ный. Он нередко захаживает в агитпучцкт
на лекции, старается быть в курсе всех
событий, Пономарев помотает Вакуленко в
азпитащионной работе. Такими же активными
собеседниками Вакуленко являются молодые
матросы Богданов, Чернышов и Алешин.

Авторитет Вакуленко среди своих cofe-
седников зиждется также и на прочном
фундаменте знаний, которые он. имеет. Ва-
куленко много читает, изучает произведе-
ция классиков марксизма-ленинизма, одним
из первых на корабле знакомится с новин-
ками художественной литературы, посту-
пающими в корабельную библиотеку. Ваку-
ленко — культурный и политически под-.
готовленный агитатор-коммунист, слово `ко-
торого постоянно зовет молодых моряков к
беззаветному служению любимой Отчизне.
	Подполковник В. КНЯЗЕВ.
	С тех пор, ках коммунист Вакуленко стал
агитатором, он не изменяет своей привыч-
ке всегда быть там, ‘где требуется вселять
бодрость в сердца, где нужно в трудную
минуту поддержать человека, поднять у не-
го уверенность в своих силах. Вакуленко
прекрасно понимает, как сложна и много-
образна деятельность агитатора. Агита-
тор — это солдат партии на идейном фрон-
те, ее боец. Он всегда должен быть во всв-
‘ружии, уметь убежденно и страстно рас-
сказывать своим собеседникам, чего от них
требует обстановка, ответить на вопросы.

а В ok...
	бус ка ес.

которые в данный момент сильнее всего их
ВОЛНУЮТ.
	Прочитав у Ленина 0 том, что атитатору,
работающему в массах, полезно принимать
во внимание и педагогическую точку зре-
ния, ставить себя в положение своих слу-
шателей, больше раз’яснять,  убеждаль,
Вакуленко старается в своей работе следо-
вать этому принципу. Беседуя е матросами
на агитпункте, в кубрике, он обращаетея
прежде всего к мыслям и чувствам своих
‘тушателей, Вакуленко всегда помнит, что
у каждого из них — свой жизненный путь,
свои воспоминания, свои мечты, Внима-
тельно и чутко вникнуть в эту жизнь, за-
трэнуть воспоминания, всколыхнуть мысли
человека — это значит добиться того, что
живое большевистское слово падет на бла-
годатную почву.

Атитатору очень важно знать свою ауди-
торию, понимать ее, жить ее жизнью, чув-
ствовать се интересы. У каждого агитатора
на корабле есть постоянные. собеседники —
тот круг людей, с которыми он вместе про-
ходит флотскую службу. Вот и здесь, на
THHKOpe, в пятой боевой части создалась
своеобразная боевая семья. Их постоянный
собеседник и старший товарищ-—моряк, Ва-
куленко, прослуживший на линкоре восемь
лет. Собеседники Вакуленко — пазные по
своим  характерам, по уровню знаний
аюди. И том сложнее их воспитание. Оно
и в постоянном общении с матросами, и в
переписке с их родителями, и в непоинуж-.
донной беседе в кубрике за кружкой горя
чего чая, оно и во многом другом, что не
веетда порой уловить.

Вот как-то вечером в кубрике пили чай.
Вакуленко рассказывал молодым морякам
0 войне, о том, как победили советские лю-
ди лютого врага, как пронесли они через
страны Европы свои алые знамена. И пе-
рел каждым, кто слушал в тот вечер рас-
сказ Вакуленко, вставали незабываемые
суровые будни войны.

Вспомнилось, как нескончаемыми эшело-
нами, двигавшимися. с запада на восток,
везли оборудование. станки. как на восточ-
	ных пространствах вырастали новые за-
воды, фабрики, мастерские, верфи, лабора-
тории, шахты, вставали новые домны. И
av) BOO сделали обыкновенные советские
люди, И тут во всем сказался тот великий
новый стиль работы, который больше чет-
RAPT века воспитывала в народе ем
большевиков.
	~~ Читал я в одной книжке, — говорил
в тот вечер Вакуленко, — как сталевар Кузя
нецкого завода Александр Чалков за два’ го-
да столько еварил стали, что из нее можно
сделать 24 мощных танка, 36 пушек,
15.000 минометов, 100.000 гранат и
18.000 автоматов, Это поистине патриоти-
ческий подвиг человека, котопый беспре-
дельно любит свою Родину. Запомнились
мне из этой книжки и елова одного. ленич-
градекого старика-токаря. Он сказал: «Мы
спали с лица, недосынали, недоедали, но
что значит, когда металлическая стружка
меняется в цвете? Это значит, что металл
	накален. Так и наши сердца. Они накале-.
	ны». Вот чт.) значит, дорогие мои друзья,
упорство созватеких лтодей.
	Бакуленко на секунлу остановился и по-
смотрел на сидящих за столом моряков, Они
уже не пили чай, они были под впечатле-
нием его волнующого. рассказа о мужеет-
венных советских людях, не жалевших ни
своих сил, ни жизни для счастья Родины.

(От. специального корреспондента «Красного Флота» j
	День у корабельных
зенитчиков
	«Красного Флота»)
		(От корреспондента
	оенитчики корабля Н. за последнее
время провели пять стрельб. Три из них
они выполнили на «отлично» и две на «хо-
рошо». Сейчас, в зимнее время, зенитчики
продолжают учиться с прежним упорством
и настойчивостью, используя каждую. воз-
можность для того, чтобы еще выше под-
нять свое воинское мастерство.
	Так было и в этот день. Как только сиг-
нальщики доложили о появлении в возду-
хе самолетов, на корабле прозвучал сигнал
воздушной тревоти. Не успела умолкнуть
трель колоколов громкого боя, как орудий-
	‘ные расчеты старшины   статьи Горячева
и старшины 2 статьй Хорунжего’ уже за-
	вяли свои места у зениток.

Пушки расчехлены, ях дула поверну-
лись в сторону приближающихся самоле-
тов.

— Орудия к бою готовы, — докладыва-
ют. Хорунжий и Горячев старшему лейте-
нанту Слухай.

Началась тренировка.

—щ Какой тип самолета, который идет
На нае?— спрашивает офицер Слухай у
наводчика старшего матроса Овчинова.

— Скоростной — бомбардировщик, — до-
кладывает Овчинов.

— А по-вашему? — обращается офицер
к установщику прицела старшему матросу
Черезову.

— Скоростной бомбардировщик.

_ — Правильно, — говорит т. Слухай.—
	  А какая у него скорость?
	Зенитчики выполняли десятки самых
разнообразных вводных. На место «ране=
ного» горизонтального наводчика старшего
	матроса Овчинова вотал установщик при-о
	цела матрос Черезов. Старлший малтое Цет=
	ров заменил командира орудия, замочного _
	и молодой матрос подносчик м
мель. _-
	Все команды и вводные ВыНолнялись _
быстро и слаженно при неполном составе.
артиллерийской прислуги. Орудие не сни.
			эдесь же, на корабле, проходила трениз.
ровка и эрликонщиков. Наводчик старши-.
на 2 статьи Немцев и заряжающий стар.
mu матрос Джаумитов получили BBOT-
		В обычных условиях на эту довольно
	сложную процедуру дается по нормативам
несколько минут. На двадцатипятиградуеном
	морозе тт. Немцев и Джаумитов перекрыли.
	этот норматив боле чем в два раза:
	После окончания учений командир Ko- -
	рабля приказал выстроить личный состав
	зенитных расчетов и произвел детальный
	разбор. Он указал на ряд допущенных не-
точностей в подаче команл. отметил отлич-
	ную выучку и натренированность старлтего ©
матроса Джаумитова и поставил его в при- _
	мер остальным.

Co старшим матросом Джаумитовым нам.
пришлось В этэт дэнь ветретиться еше раз
вечером пэеле напряженного дня боевой
	учебы. Матросы и старшины собрались в.
	корабельном агитнункте. Ожидался доклад.
Матрое Джаумитов сидел за столом, погру-
	зившиеь в чтение книжки. Я взглянул на *
	обложку. Это оказалась брошюра «Права и
обязанности граждан СССР». Разговори-
лись, и я попросил Джаумитова рассказать
0 ‘себе, о своей ‘учебе, о том, как он гото-
вится к выборам в Верховный Совет.
	Старптий матрос Лжаумитов — по на-
циональности казах. Отеп и мать ero.
	старики-пенсионеры, живут в городе Гурь-.
		— Ну, и как часто вы с ними перепи=.
	сываетесь? — зэпроеил я.
	Все опрошенные матросы ответили пра-
ВИЛЬНО.
	Самолеты быстро приближались. Сделав
круг над кораблем, они скрылись за при-
брежной! сопкой, а через несколько минут
появились снова. Команды на’ орудия сле-
довали одна за другой. Офицер Слухай ста-
рался как можно больше усложнить обста-
HOBKY, давая различные. вводные, выводя
из строя то командира орудия, то одного из
наводчиков, то установщика прицела.

Командир корабля стоял в стороне и мол-
ча наблюдал за ходом учения.
	Не успели артиллеристы левого орудия
сделать несколько выстрелов, как последо-
вала вводная: «Заряжающее приспособле-
ние вышло из строя».
	— заменить заряжающее приспособле-
ние, —отдает приказание старшина 2 статьи
Хорунжий.

Заряжающего в этот момент заменял на-
водчик матрос Белых. Ок только два ме-
сяца тому назад прибыл на корабль.

(бросив рукавицы, Белых быстро отвер-
нул выбывший из строя механизм, затем
снова вставил его на место и доложил:

— Заряжающее приспособление’  заме-
нено.

— Отставить,— приказал офицер Слу-
хай—Вы какое приспособление вставили?

— То, которое и было, но я все сделал
по правилам, — пыталея оправдаться ма-
трос. oo.

-~ Het, не по: правилам. Нужно. поста-
вить запасное. Где ono y Bac?

Оказалось, ‘что, выходя на тренировку,
зенитчики не взяли с собой запасных ча-
етей, мотивируя это тем, что они будут
отпотевать и их снога нужно чистить и
смазывать. Офицер Слухай сделал стар-
шине Хорунжему строгое замечание и при-
казал сейчас же доставить в орудиям весе
запасные части.

— Вы выводили личный состав по
тревоге и должны были предуемотреть вее
мелочи. Это нужно запомнить вам самому
и строго приучать своих подчиненных. А
теперь продолжайте занятия.

Запасные части к орудиям были достав-
лены, и тренировка продолжалась. Дав
вводную о выходе из строя командира пер-
вого орудия Горячева, офицер поставил на
его место старшего матроса Бушуева и при-
казал управлять огнем.

— А как же, пишу регулярно и от них
	получаю по незкольку писем в месяц. Ни-
шут, что живут неплохо,—сказал Джаумич
тов.—Вот я сейчас читаю камгу и думаю,
как жили прежде. Разве стал бы кто-нибуть
раныине заботиться об инвалиде-казахе? При
	паризме нашим казахам очнь плохо жи- о
	лось. Отец расеказывал, что в их селении.
	ни одного грамотного не было, школы были
только в городах, да и то на русском языке,
и попасть учиться туда могли только
богачи. А теперь y нае своих школ
много, и вся молодежь учится. Я cam
окончил  семилетку и тчилея в тех-
	никуме на судоводителя. Из техникума и на.
	военную службу пошел, сам во флот пэ-
	просился. Третий год на корабле служу,
	здесь и в комсомол вступил. Сейчас в пар-
THI тотовлюсь. В этом году три благодар-
ности от командира боевой части получил
за отличную стрельбу. Да и не только я, у
нас все старослужащие зенитчики’ благо=
дарности имеют. Скоро зимние стрельбы.
	Вот и хочется так подготовиться, чтобы,
	выполнить их не хуже, чем летние. это
будет нашим боевым подарком ко дню вы-
боров.
	Казах матрос Лжаумитов тотовитея ко.
	дню выборов в Вэрховный Совет РОФСР,
как к великому празднику. Он обстоятель-
но изучил Положение о выборах, Вонститу-
пию, знает порядок и технику голосования.
	Комеомолец Джаумитов ведет на корабле.
	аэгитационную работу. Недавно он расска-
зал товарищам по службе о Казах-
	стане, 0 том, как под руководетвом партии
	Ленина — Сталина казахский народ В
дружной сплоченной семье братских наро-
дов. Советского Союза строит радостную и
счастливую жизнь, создает свою экономи-

КУ, НАУКУ И КУЛЬТУРУ.
		Cp =

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЫХ МАТРОСОВ.
	флота дала высокую оценку работе т. Ти-
таренко.

За отличное качество наглядных пособий,
	предназначенных для обучения молодых
матросов, командующий флотом  об’явил
	благодарность ряду преподавателей и ин-
	CTPVRTOPOB шЕолы и выдал им денежные
	премии. .
М. ДУДИНОВ.
	Балтийский флот.
	Крестьяне переселяются в новые дома
	РИГА, 1 января. (ТАСС). Сотни крееть-
яноких семейств встретили 1947 год в но-
вых домах. В селах и хуторах республики
отстроено и восстановлено за-год около 12
тысяч жилых ломов и хозяйственных по-
строек. Началось сооружение еще 4300 жя-
лых домов и около 10 тысяч различных хо-
зяйственных построек. -

Тосударетво оказывает крестьянам-за-
стройщикам большую помощь. Им выланы
сотни тонн цемента, гвоздей, кровельного
железа, оконного стекла, лесоматериалов;
Застройщики получают значительные ле-
	‚нежные крелиты. За 11 месяцев протилого
	года им выдано кредитов на сумму 15 мил-
лионов рублей — на 6 миллионов рублей
больше, чем в 1945 году.

ОРЕЛ, 1 января. (ТАСО). Славно пора-
ботали в первом году новой сталинской пя-
тилетки сельские строители. Более 12 ты-
сяч колхозных семей области встретили
1947 год в новых домах.

Перевыполнен план строительства хозяй-
ственных помещений. Сооружено 2.139 по-
строек, в том числе 1500 животноводческих,
224 кузницы, 315 зернохранилищ.

es. Теперь, когда «пришла пора приме-
нить ученье к делу», он внешне так же
спокоен, как был в учебных походах «для
практики и эволюции». И так же внима-
телен ко всему, что существенно для доети-
жения успеха.

Таким и был живой Нахимов-— человек,
которого Тотлебен, считая недостаточными
	иные сравнения, уподоблял легендарным
	героям знтичного мира. Да только таким и
мог быть тот, на кого, по единодушному
свидетельству современников, любовались в
бою офицеры и матросы, которые ‘сами вели
себя, как герои.

Бой окончен. Вражеская эскадра—<семь
фрегатов, три корвета, пароход и четыре
транспорта-—уничтожена. Скелеты полуза-
тонувших кораблей охвачены пламенем.
Плененного Осман-папгу ведут к победиге-
лю. «Ну вот. Все это заняло три часа и
пять минут», —произносит Нахимов, взгля-
дывая на часы. И это не бахвальство, ко-
торое в Нзхимове просто невозможно пред-
ставить. Тут та же привычка к точности,
то же величавое спокойствие, побудившие
его перед самым началом боя поднять повсе-
дневный сигнал о том, что наступил пол-
день.

Лучше, чем кто-нибудь, знал Нахимов,
что на подготовку к этим трем часам сра-
жения ушли годы. Но по своей исключи-
тельной скромности он, вероятно, меньше,
чем кто-нибудь, думал, что. совершенное за
эти три часа будет жить века. Однако. уже
	современники оценили значение синопской.
победы. Встреча нахимовской. эскалры в.
	Севастополе вылилась ‘в народное. торже-
ство. Кадры, показывающие эту встречу, ==
едва ли не самое волнующее место фильма.
	Но. Нахимову и ето морякам, всем сева-
	стопольцам, да и всему русскому народу
готовились новые испытания. В сентябре
1854 года об’единенный флот вражеской
коалиции вошел в Черное море и высадил
десант в Крыму,
	Чтобы защитить севастопольские бухты.
	потребовалось затопить боевые корабли.
Приказ 06 этом, об’явленный флагманам,
вызывает недоумение и возмущение у
моряков, готовивиихея к морскому бою.
Нахимову, все помыслы которого по-
овящены служению родине Ha ‘море,
исполнить этот приказ еше тяжелее, чем
	любому другому. Для него, месяцами не.
	стунавшего ‘на берег, находившего в мор-

ахимов»”
	нечто полезное адмиралу. Лейтенант Буру-
нов; проходящий через весъ-фильм и явля-
ющийся как бы вторым его героем, — на-
глядный пример того, какие плоды прино-
сит внимание Нахимова к способному моло-
дому офицеру.

Ошушщает на себе необычное по тем вре-
	менам сочуветвенное внимание здмирала и
	матрос Вошка—впоследетвии легендарный
севастопольский герой, один из тех, кого
по праву называли «нахимовскими льва-
ми». Его задорные, исполняющиеся затем
мечты о точном попадании в крюйт-камеру
вражеского корабля, его одухотворенность
в бою и неистошимая изобретательность—=
тоже плоды нахимовской школы воспита-
ния военных моряков.
	Синопекий бой, которому в фильме: по-.
	священы наиболее запоминающиеся кадры,
явился исторической проверкой этой шко-
лы. Номинальное соотношение сил на Чер-
ном море складывалось отнюдь не в пользу
русских. В Синопекой же бухте турки чув-
ствовали себя особенно сильными блато-
даря присутствию мощных береговых бата-
рей. Когда эскадра Нахимова появилась на
подходах к бухте, турецкий флагман не со-
мневался, что выиграет предстоящее‘ сра-
жение. Но Нахимов всегда готовил себя. и
своих питомцев к победе над сильнейшим
врагом; Иду на противника, превосходяще-
го нас в силах, однако, уверен в успехе,
уверен, что каждый выполнит свой долг, —
такова основная идея приказа, с которым
обралцается адмирал к своей эскадре. неза-
долго za Синопа.
	Сцены сражения при’ Синопе сделаны в
фильме тщательно, с показом деталей бое-
всй службы на парусных сулах прошлого
века. Зритель вилит, как выбегают наверх
барабанщики, чтобы пробить боевой сиг-
нал, слышит старинную команду «Орудия
от борта!». Нельзя не залюбоваться надхи-
мовскими кораблями, когда они под пару-
CIMH двумя колоннами входят на Синоп-
ский рейд.

Детали боя, однако, не заслоняют фигу-
ры Нахимова. Он--душа сражения. Здесь,
в грохоте пальбы, среди огня и дыма, иро-
является во всей красоте его самоотвержен-

дости за предка, который был таким Secs
страшным в бою и © таким достоинством.
	отвечал тем, кто прочил ему славу «рус-
	ского Нельсона»: «Иноземным лаврам не
завидую-с! Сояту за честь называться про-
сто Нахимовым, учеником адмирала Лаза-

рева!». Е
	Как известно, фильм «Адмирал Нахимов»
в первоначальном своем виде справедливо
подвергся суровой критике со стороны
Центрального Комитета нашей партии.
Фильм искажал историческую правду. В по-
становлении ЦК ВКП(б) «О кинофильме
«Большая жизнь» товорится: «...киноре-
жиссер В. Пуловкин взялся ставить фильм
	0 Нахимове, но не изучил деталей дела. и.
исказил историческую правду. Получился.
	фильм не о Нахимове, а о балах и танцах
е эпизодами из жизни Нахимова. В резуль“
тате из фильма выпали такие важные исто
рические факты, что русские были в Сино=
	пе и что в Синопском бою была взята в плен
		целая группа турецьил адииралов В9 глава
с командующим»,
	Творчезкий коллектив сумел слелать.
	правильные выводы из этой критики и в
короткий ерок исправить свои ошибки, при-
чиной которых было недостаточное знание
событий изображаемой эпохи, Правда, не-
которые погрешности против исторической
истины остались и в нынешнем варианте
картины (например, встреча эскадры в Cex
вастополе после Синопекого боя происходит
	по фильму жарким летним днем, хотя это.
было 4 декабря: непонятно также. почему.
	Нахимова ветречает на Графской пристани
Корнилов, который в действительности еще
во время боя пришел с подкренлением в
Синопу). Однако при всей досадности этих
ляпеусов они не могут испортить общего
впечатления.

Советский зритель скажет авторам филь
ма спасибо за хорошую картину о боевом
поошлом. нашего флота. Надо только; чтобы
эта картина быстрее дошла и до флотских
экранов,— не так, как иногда дохолят Hd<
вые фильмы.

И еще одно пожелание. Пора бы по-наз
стэящему показать на экране героику и
традиции советского флота, почти еще не
нашедшие отражения в нашем киноискуся
стве. А фильм об этом (и не один!) очень
нужен, особенно молодому пополнению флоч
Та и всей советской молодежи,
		ской службе высшую радость жизни, пото-
пить эскадру своими руками — не только
уязвление самолюбия, но и огромное чело-
веческое горе.

Но душевная боль не затуманивает со-
знания адмирала. Он понимает, что иного
выхода ‘нет. и что на суше он будет драться
8a то же море—за Черное море для России,
которая сумеет создать взамен затопленного
новый, еще более мощный флот. Нахимов
поистине велик, когда он говорит об этом
боевым друзьям, заглядывая далеко в бу-
дущее, Еще‘отнюдь не старигий начальник
в Севастополе, он уже становится главным
организатором обороны.

Воохушевляя на новые подвиги сошед-
гих нз сушу синопеких героев, вновь и
вновь подавая им пример бодрости, неуетра-
шимости, презрения к смерти, Нахимов
знает, что это делается для России, лля ро-
лины, Вот в чем источник его. храбрости,
его энергии. «Неприятель кампанию уже
проиграл — шел на Россию, а мы не пу-
стили! »,— говорит он в один из самых тя-
желых моментов борьбы. И это——историче-
ский факт. Героическое сопротивление 33-
щитников Севастополя ошеломляло врага,
истощало силы неприятельской армии,
срывало ее планы.

Но это еще не все. Отетанвая севасто-
польские бастионы, отнимая у противника
день за днем, неделю за неделей, месяц за
месяцем, Нахимов и его питомцы создавали
для потомков вёликое наеследие—елэвные
традиции, которые не умерли и не могли
умереть со смертью бесстрашного адмирала.

Фильм 06 адмирале Нахимове и есть
фильм об унаследованных нами боевых тра-
дициях русского народа. Так он и. воспри-
нимается зрителем. Как, символ прееметвен-
ности этих традиций, приумноженных под-
вигами советских людей ленинско-сталин-
ской эпохи, появляются на экране в конце
фильма советские боевые корабли, и «Орден
Нахимова», учрежденный в нашей стране в
ДНИ Великой Отечественной войны.

Трудно, да вряд ли и нужно сейчае спо-
рить 0 том, донес ли артист А. Дикий до
зрителя во всей полноте подлинный образ
Нахимова. На наш взгляд, А. Дикому не
вполне удалось раскрыть причины нразет-
венного обаяния Нахимова — обаяния, с0-
вершенно беспримерного в старом русском
флоте. Но созданный артистом образ Нахи-
мова-воина, Нахимова-патриота вызывает
У советского воина и натриота чуветво гоз-
	R/O) ava Pad [Cl ou
	лой, где вырабатывались опытность и хлад-
нокровная энергия флотоводца, которого
судьба готовила для дальнейших подвигов».

Эти подвиги —— синопекая победа, изу-
мившая заграницу неожиданным для мно-
тих боевым совершенством русского флота,
и Севастопольская оборона, еще более по-
разившая мир величием русского духа, —
составляют тлавное содержание фильма,
O6pas Нахимова— замечательного военного
организатора, патриота, передового чело-
века своей эпохи— раскрывается на экра-
не. как он раскрылся и в жизни, на фоне
грозных исторических событий, навеки сде-
лавших его русским национальным. героем.
	Нахимов раныше многих своих современ-
ников понял серьезность опасности, нави-
савшей над югом России. Лучше многих ви-
дел он-—во всяком случае, в том, что ка-
салось флота— и способы отразить эту
опасность. Но сиятельные. царедворцы, вро-
де князя Меншикова, для которых на пер-
вом месте всегда было собственное благопо-
зучие, а не интересы России, помешали
Павлу Степановичу упредить врага смелым
ударом в самое чувствительное место. Там,
rye Нахимов, не колеблясь, готов был для
блага родины пожертвовать жизнью, они,
остававшиеся при всех условиях в безопас-
нести, боялись рискнуть своей карьерой.
Их одинаково пугали и гнев царя в случае
неудачи предложенного Нахимовым удара
по Босфору и, слава Нахимова в случае
успеха. Сцена у Меншикова напоминает
зрителю 0б этих непримиримых противоре-
чиях между Нахимовым и теми, кому хоте-
лось вести войну, «не нарушая традиций
	бала».

Олнако меншиковы, от которых Нахимов
зависел в принятии оперативных решений,
не могли помешать ему готовить эскадру к
войне в соответствии с его собственными
взглядами-—«возвыпшать, учить матросов,
возбуждать в них смелость, геройство», раз-
ивать самостоятельность в каждом офицере.
	Нахимов, который` когда-то на Балтике,
булучи еще молодым офицером, поднял свое-
му флагману сигнал «Эскадра идет к опас-
ности», всегда верил, что и среди его под-
чиненных есть люди, способные подсказать
	Аочется начать с того, что этот фильм—
не кинобиография замечательного русско-
то флотоводца, которая, вероятно, когда-
нибудь будет создана. Сценарист и поста-
новщик не задавались целью показать, как
Павел Степанович Нахимов стал тем, кем
он вошел в историю нашей Родины и на-
шего флота. Ограничив время дейетвия дву-
мя последними годами жизни своего героя,
авторы картины представляют зрителю На-
хиуова уже готовым к евершению самых
великих его дел и затем — совершающим
эти дела. Цель фильма — сказать языком
кино самое главное об адмирале  Нахимове,
и эта цель достигнута.

хх жж
	Впервые Нахимов появляется в Фильме
на мостике линейного корабля «Великий
князь Константин», в жестокий шторм воз-
вращающегося в Севастополь во главе эс-
кадры после переброски войск на кавказ-
скоэ побережье, Это осень 1853 года,
сень Синопа, преддверье Севастопольской
эпопеи.
	За плечами адмирала, ведущего флатман-
ский корабль, уже тридцать четыре. камиа-

м оо В
	Пе РН. ‚ЧУДЕ У ГР р

нии. треть века морской службы. И какой

ee бе:
	eee EN RN EE

службы! Были в ней и трехлетний круго-
бое ua mnerate «hpelcep» ПОД
	светный вояж на фрегате «