3 апреля 1948 г;, суббота, Ne 79 (2873)
	бообщение министерства
иностранных дел Чехословаки,
	ПРАГА, 2 апреля. (ТАСС). Министеретво
иностранных дел Чехословакии опублико-
вало следующее сообщение относительно
обстоятельств, ши которых пытались бе.
жать за границу бывшие  чехословащкие
министры Шралмеек и Гала.

«При расследовании ‘попытки доктору
Шрамека и Галы нелегально бежать за гра-
ницу, — говорится в сообщении, — были
обнаружены факты, доказывающие, что эм
попытка тшалельню ‘подготовлялаюь Пи
прямом участии некоторых сотрудников.
французокого посольства и некоторых фран-
цузоких граждан. Расследование показы.
вает, что сотрудники французокого посоль-
ства были посредниками в передаче лись:
менного распоряжения довтора Духачека
обоим бывшим министрам, в котором Top.
рилось, чтобы они во-время были на аэро
дроме. Сотрудники французкого  посоль-
ства снабдили чехословацкую автомащину
новым номером и литерами дипломатия.
ского корпуса. В Чехословакию был послан
самолет, который должен был доставить
обоих бывших министров за границу, yen
не могло бы случиться без прямого участия
французекого посольства в Праге и офит-
альных лиц вне Чехословакии. В. связи. о
этим ‘чехословацкое правительство заявило
протест французекому правительству и Lo-
требовалю отзыва провинивигихея чиновни-
ков французского посольства и  принятих
других необходимых мер».
	Международная конференция
помощи Демократической
Греции
	ПАРИЖ, 2 апреля. (ТАСС). Вак передает
агентство Франс Пресс, 10 и 11 апреля
в Париже будет происходить международная
конференция помощи Демократической Гре-
ции. В конференции примут участие более
60 делегатов, в том числе’ представители
США, Англии, Польши, Дании, Югославии,
Бельгии, Швейцарии, Люксембурга и
Австралии. Член английского парламента
Зиллизкус сделает доклад 06 иностраннох
вмешательстве в Греции.
	Прибытие в Афины турецкого
министра иностранных дел
	ПРАГА, 2 апреля. (ТАСС). Афинский
корреспондент агентства Texenpecc cool-
щает:

Турецкий министр иностранных дел (а-
дак прибыл сегодня в Афины и пробуде
здесь 4 дня. Он будет обсуждать вопрос о
средиземноморском блоке и о военном вме-
Шательстве Турции в греческую граждак:
	скую войну.
А —ы=——А———
	МОРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ
ХРОЧИКА
	# Английское морское министерство об
явило, что группа английских бомбардиров-
щиков в сопровождении самолетов, имеющих
на борту наземные войска, вылетит в уче-
ный полет со своих баз в Линкольне в Пал
луфу (зона Суэцкого’ канала). Маршрут са
молетов цуоходит над Мальтой, и находя
щиеся там английские самолеты-истребите-
ли будут пытаться ‘перехватить ‘тяжелые
бомбардировщики, направляющиеся в Ё-
стель Бенито (Северная Африка).

*# Комиссия палаты  предотавителей
США одобрила асситнование дополнитель-
ных фондов на строительство дороги, свя.
зывающей Анкерем (Аляска) © морем, и из
растиирение военно-морской базы на 06тро-
ве Гуам.

* В порту Деринлже (Турция) pasrpy-
жается судно, доставившее из США мате:
риалы для турецкого флота.

№ сообщению печали, голландекий
военно-морской флот усиливает блокаду
Индонезийской республики. 31 марта в
Индонезию вышел пароход «Кота бару», а
котором находятся новые контингенты гол:
ландеких войск. На-днях из Голяандии B
Индонезию отиравилея эскадренный мино-
носец «Кортенар» для несения патрульной
службы у берегов острова Ява.
	`Нет ни одной ссылки в этом учебнике и
на то, какой вклад внесли в радиотехнику
советские ученые и изобретатели. Зато
почти на каждой странице отдается дань
тому или иному зарубежному авторитету,
На стр. 16 читаем; «Эта формула Hasbl-
вается формулой по имени английского уче
ного: Томсона»; на стр. 54 — лай
ученый Хивисайд предположил...»; На
стр. 61 — «Американский ученый р
произвел следующий оныт»; на стр. 129 —
«Анодная модуляция была впервые предло“
жена Хиссинтом» ит. д.

Выходит, что название формулы, произ»
веденный опыт, предположение, сделанное
тем или иным иностранным ученым, и дру-
гие малозначащие детали имеют для авторов
учебника большее значение, чем, скажем,
такие факты, как изобретение радио Попо-
вым, постройка в Советском Союзе самой
мощной в мире радиостанции, как создание
оригинальных отечественных схем радио“
евязи и т. д.
	При чтении «Учебника радиста флота» У
матросов невольно возникнут законные во
просы: неужели советскими учеными и и30=
бретателями не сделано никакого вклада в
ралиотехнику? Неужели все, что связано
с радиотехникой, открыло только запално-
европейскими и американскими учеными?
«Учебник радиста флота» составлен плохо
и зря издан в таком виде,
	Таковы некоторые недостатки, на кот-
рые мы считали необходимым обратить вни-
мание. Большинство учебников заслужило
положительную оценку обучающего с0стд-
ва школ и учебных отрядов, а также флот-
ской общественности. Однако было бы
неправильно умалчивать о сказанных вы
mie недостатках, тем более, что работа по
написанию новых и переработке изданных
учебников продолжается.
	Майор А. МАКУШКИН.
	CHbIO-AGPH AMOPHOS ЭНД АМЕРИКЕН»
  0 СЕКРЕТНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ
МЕНДУ АНГЛИЕЙ И США
	НЬЮ-ЙОРК; 2 апреля. (ТАСС). Вашинг-
тонекий корреепондент газеты «Нью-Йорк
джорнэл энд Америкен» ‘пишет, что четверо
высокопоставленных представителей анг-
лийского. министерства иностранных дел и
государетвенного., департамента.  Соединен-
ных Штатов ежедневно проводят секретные
совещания в -Ваптингтоне. Эти совещания,
по словам корреепондента, посвящены «под-
готовке нового. договора, по которому Анг-
лия с согласия и при военной поддержке
Соединенных Штатов будет господствовать
в. Европе».. Сообщалют, что Англия стремит-
ся к достижению следующих целей: во-пер-
вых, заложить основы для заключения во-
енного и экономического союза` между Анг-
лией, Канадой и Соединенными Штатами;
во-вторых, обеснечить себе положение
«высшего руководителя американской по-
мои =— военной или экономической — лю-
	бой. европейской стране»; в-третьих, урегу-
	лировать разногласия между Соединенными
Штатами и. Англией в предвидении пред-
	‘ставления Трумэном конгрессу ‘предполахга-
	емого военного плана, вытевающего из
«плана. Маршалла»:
	Полагают, что 0б ‘англо-американских
	‘переговорах, возможно, будет. об’‘явлено в
	течение двух недель. Газета  «Нью-Иорк
джорнэл энд Америкен» приписывает 06-
становку тайны, окружающую эти перего-
воры, тому, что малые европейские стра-
ны не хотят английского господства. Газета
утверждает, что договор будет представлен
в виде совершившегося факта и европей-
ским странам будет предложено присоеди-
HUTBCA Е Нему.
	`Планы США в отнощении
германских вооруженных сил
	Ю-ИОРЕ, 2` апреля. (ТАСС). Газета
«Дейли ньюс» опубликовала статью; посвя-
щенную главным образом ‘решению палаты
представителей о включении франкистской
Испании. в «план Маршалла». В статье го-
ворится, в частности, что Соединенные Шта-
ты. собираются «разумно и реалистически»
провести «план Маршалла» в жизнь «на
хладнокровной эгоистической основе». Пер-
‘вое доказательство этого состоит в том, пи-
шШет газета, что Франко будет участвовать
в борьбе Соединенных Штатов «против
коммунизма». Вторым доказательством
является намерение США. укрепить герман-
ские вооруженные силы. «Несмотря на то,
что некоторые источники опровергают
это, — пишет газета, — мы собираемся
возродить некоторые ‘высокобоеспособные
германские бронетанковые и эсэеовекие ди+
визии, дать им много продовольствия и
первоклассное американское вооружение и
позволить им под руководством американ-
ских офицеров вести арьергардные бои»...
	Увеличение численности
американских войск
‘в Южной Корее
	НАНКИН, 1 апреля. (ТАСС). Вак 0000-
шает нанкинокое радио, ссылаясь на авто-
ритетные круги из Сеула, численность аме-
риканюких войск в Южной Корее увеличи-
лась на 50 процентов.
	Согласительная ‘комиссия одобрила
законопроект «о’ помощи
`’иностранным государствам»
	ВАШИНГТОН, 2 апреля.(ТАСС). Вчера на
заседании сотласительной комиссии палаты
представителей и <ената был приняг зако-
нопроевт об ассигнования 6.098 млн. дол-
ларов «на оказание помощи иностранным
государствам».

В окончательном виде законопроект‘ пре-
дусматривает ассипнование 5,3. млрд. дол-
ларов на первый год оказания «помощи»
странам Западной Европы по «плану Мар-
шалла», 275 млн. — на дополнительную
военную помощь правительствам Греции и
Турции, 463 млн. — на. военную и эконо-
мическую «помощь» китайскому правитель-
ству и 60 млн. долларов — на нужды меж-
дународного чрезвычайного фонда помощи
детям.
	В Совете безопасности
	НЬЮ-НОРЕ, 2 апреля. (ТАСС). На ве-
чернем заседании 1 апреля Совет безопас-
ности единогласно принял предложение (%-
елиненных Штатов, призывающее к немед-
ленному установлению перемирия в Пале-
стинё. Девятью голосами при  воздержав-
пихея представителях Советекого Союза и
Украины былю принято предложение Co-
единенных Штатов о ©озыве ‘специальной
сессии Генеральной Ассамблеи для пере-
‹мотра вопроса о будущем правительстве
Палестины.

Поеле голосования председатель Совета
представитель Колумбии Лопес сообщил о
созыве спбпиальной сессии 16 апреля в
соответствии с правилом, требующим 15-
дневного срока.

Затем Лопес предложил Совету безопае-
ности наметить процедуру до созыва cec-

=
сии и поднял вопрос, считает ли Совет без-
опасности себя уполномоченным инетрук-
тировать палестинскую комисеию, этобы
CHa прекратила свою деятельность в ожи-
дании созыва специальной сессии.

Громыко заявил, что любое указание,
дапиое Советом безопаености палестинской
комиссии, за исключением оказания помо-
щи в осуществлении раздела, будет pacxo-
диться с резолюцией Генеральной Ассам-
блеи. Громыко сказал, что, хотя предетави-
тель Соединенных Штатов Остин, внося
предложение о перемирии, заявил, что вся-
кая политическая деятельность лхолжна пре-
кралиться в Палестине и, возможно, так-
жеи в других местах, он, Громыко, не мо-
жет согласиться с этой точкой зрения или
© полобным толкованием. В заключение
Громыко ‘указал, ‘что советская делегация
пюлдерживает ‘установление перемирия и
считает, что палестинская комиссия будет
продолжать свою работу.

Французский представитель Пароди и ар-
гентинекий представитель Арсе признали,
что Совет не располагает полномочиями от-
дать распоряжение палестинской комиесии
о прекращении ее работы, но выразили
мнение, что на комиссию «можно  поло-
житься», что она сделает  «соответетвую-
шие выводы» из решения Совета безепас-
носли и прекратит повеление  пракличе-
ских мер, направленных к осуществлению
раздела. р

После дальнейшей диекуссии по про-
цедурным вопросам Совет постановил разре-
шить председателю определить срок созы-
Ва слелующего заседания по палестинскому
‘вопросу. Тажим образом, в’ этношении. про-
цедуры установления перемирия не приня-
то никакого решевия,
	Перед закрытием заседания Остин при-
гласил всех членов Совета прилять участие
вечером Б апреля в неофициальном совеща-
ний в помещении американекой делегации
е целью обсудить вопрое о «временной опе-
ке» над Палестиной, установление которой
Соединенные Штаты намереваются . тредло-
жить на специальной сессии Генеральной
Ассамблеи.

Во время прений, прелшествовавиих
принятию двух. американских резолюпий,
представитель Англии Кадоган заявил, что,
хотя Соединенное Королевство будет голосо-
вать за перемирие и созыв специальной
сессии, оно наряду с этим будет твердо при-
держиваться 0об’явленного срока прекраще-
ния мандата 15 мая и установленных ©ро-
ков эвакуации войск.

После того как Оетин соглаюилея © пред-
	ложением украинокого представителя Тара-
	сенко относительно незначительных изм®-
неннй, Совет единогласно принял  следу-
ющую резолюцию о перемирии: «Совет 0ез-
опасности, выполняя свою первоочередную
обязанность по поддержанию международ-
ного мира и безопаюности, отмечает увели-
чение насилий и беспорядков в Палестине
и считает крайне необходимым, чтобы в
Палестине было немедленно установлено
перемирие; призывает Еврейское арентетво
и Арабекий верховный комитет послать
представителей в Совет безопасности для
достижения перемирия между афабоким и
еврейским населением в Палестине; под-
черкивает тяжелую ответственность, кото-
рая падет на любую сторону, не соблюдаю-
щую этого перемирия; призывает воору-
женные группы арабов и евреев в Па-
лестине немедленно прекратить акты на-
силий».

Резолюция о созыве епециальной сессии
Генеральной Ассамблеи гласит:` «Совет без-
онасности, получив 9 декабря 1947 года
резолюцию Генеральной Аесамблеи © Пале-
стине, датированную 29 ноября 1947 года,
и учтя первый и второй ежемесячные до-
клады Палестинской комиссии Генеральной
Ассамблеи и первый специальный доклад
по ‹° проблемам безопасности, попросив
5 марта 1948 тода постоянных членов (9-
вета безопасности ю проведении конеульта-
ций, учтя доклады, сделанные по поводу
этих консультащий, — просит Генерально-
го. секретаря в соответелвии co статьей 20
Устава организации 0б’единенных наций
созвать специальную сессию Генеральной
Ассамблеи для дальнейшего ‘обсуждения во-
проса о будущем правительстве Палеети-
НЫХ. 4
	Неустанно
		спортивную. работу
	К окончанию сбора специалистов физической подготовки
	циалиетов физической подготовки лолжно
		сменов. Соревнования должны развивать у
воинов флота волевые качества, помогать
становлению опытного моряка. Между тем
есть ряд примеров, когда молодые епорт-
смены, включенные в число участников
соревнований, нерадиво относятся‘ к служ-
бе, отстают в боевой подготовке.

Специалиеты физической подготовки в
своих выступлениях справедливо указыва-
ли на вредность отрыва молодых спортеме-
нов от службы на. длительный срок. При-
чем делаетея это без нужды. Так, лыжни-
ки воздушных сил Северного флота прове-
ли. в Этом году ‘тренировочный coop... HOA
Ленинградом. На Севере для этого «не на-
шлось» енега!

Длительный отрыв от части плохо ска-
залея на боевой учебе участников лыжно-
To сбора, тогда как’ можно было провести
его в. масштабе соединений и в более 5О-
роткий срок.

Предетавитель Дунайской флотилии ка-
питан-лейтенант Горский рассказал о’ том,
как. на кораблях проходит обучение плава-
нию. Насколько важно, чтобы каждый ма-
трос, старшина и ‘офицер умел. хорошо
плавать, показывает пример; приведенный
	т. Гореким. Во время сильного волнения
	на реке перевернулся катер. ВБ кубрике и
У машин осталось 12. человек. Умение
плавать помогло всем двенадцати морякам
без посторонней помощи аа из пе-
ревернувшегося ` катера.

Вапитан-лейтенант Горский рассказал, 0
состязании силачей нз флотилии. Сорев-
нования силачей вызвали значительный
интерес всего личного состава и привлекли
в спорту многих ‘MaTpOCOB, старшин и офи-
перов.

Следует метить, что соревнования си-
лачей, в которых участвовали вее ©пор-
	тивные общества Советекого Союза, Mp0-
	шли незамеченными на флоте. Лишь епорт-
смены Дунайской флотилии, не дожидаясь
указаний, без которых некоторые инепек-
тора физической подготовки и шагу не
сделают, приняли участие в этой массовой
борьбе за звание лучшего силача корабля
й флотилии.

Важный вопрос © подтотовке внештат-
ABIX руководителей „физкультурной работы
поднял старший лейтенант Губин (Днен-
ровская флотилия). Он рассказал, как ра-
ботают внештатные инструкторы, в какой
помощи они нуждаются, как он строит их
учебу. _

— Перед’ нами задача — добиться ©19-
процентной сдачи личным составом норм
ГТО,— сказал т. Губин.— Это очень боль-
тая задача, и решить ее ‘мы одни, без ра-
ботоспособнотмо актива, без внештатных
инструкторов, без помощи партийных и
комсомольских организаций, не сможем.

Представитель Политического ‘управле-
ния ВМС подполковник Вайнер обратил
внимание на слабый контакт с Домами
офицеров и на необходимость политической.
учебы специалистов физической подготов-
ки. без которой невозможна целеустремлен-

-  ная работа по воспитанию советских спорт-
	сменов. .

Нз эт0 же указал представитель управ-
ления физической подготовки при главно-
командующем сухопутными войсками майор
Орлов. ‘

— Болышое и благодарное поле: деятель-
ности перед вами,— сказал т. Орлов.— Но,
чтобы добиться успеха ‘в физическом вос-
питании военных моряков, недостаточно
быть просто специалистом. Надо неустанно
повышать свой политический уровень, хо-
рошо понимать, для чего нужна ваша ра-
бота.

Выступавшие на совещании подчерки-
вали, что партия, ‘правительство, лично
товарищ Сталин постоянно заботятся 0
развитии епорта в нашей стране. Это 0бя-
зывает нас работать так, чтобы ряды физ-
культурников Военно-Морских Сил непре-
рывно росли, чтобы неуклонно р
их мастерство.

Старший лейтенант М. ШЛЕСБЕРГ .

В Ленинграде в течение десяти дней про-
ходил учебно-методический chop специали-
стов физической подготовки Военно-Мор-
ских Сил.

После доклада полковника Красникова
© состоянии и задачах физического воспи-
Tanna Bp ВМС участники сбора поделились
опытом своей работы.

Нодполковник Золотарев рассказал of

организации массовых звездных заплывов
Ha Черноморском флоте. Опыт чрезвычайно
поучительный. Чтобы матросы и старши-
ны овладели мастерством плавания в строю,
На кораблях флота проводятся массовые за-
плывы. По сигналу командира моряки 6po-
.саются в воду, затем строятся по’ подраз-
‚делениям в колонну по четыре и во главе
© офицерами в четком порядке совершают
проплыв воБруг корабля.

Спортивные коллективы. береговых ча-
стей выводят в море шлюпку, ставят на
нужное расстояние буйки и совершают
тренировочные заплывы в таком же по-
рядке, как. на кораблях.

Массовые заплывы повышают интерес
всего личного состава к стильному плава-
нию на большие. дистанции. Люди. учатея
плавать в четком строю, без шума, и
всплесков.

Заплывы, проводящиеся на _ Черномор-
ском флоте, а также вечерние карнавалы
на ‘воде привлекают тысячи зрителей.

Опыт организации массовых заплывов
на Черном море должен стать достоянием
других наших флотов и флотилий.

(строительстве стадионов, спортивных
городков, площадок и полос препятетвий
рассказал в своем выступлении подполков-
ник Плотицын (Тихоокеанский флот). Ти-
хоокеанцы построили значительное число
площадок и непрерывно расширяют” спор-
тивную базу. Своими силами они изготов-
IAT необходимые снаряды, спортинвен-
‘Tapb.

Tos. м считает нецелесообраз-

ным вызов в Москву с Тихого океана спор-
тивных команд, показывающих лишь ря-
довые результаты по тому или иному виду
спорта.
_ -— Зачем в обязательном порядке посы-
лать в Москву команды, — замечает он,/—
если мы заведомо знаем, что они не могут
занять классные места? Люди: без пользы
для дела отрываются на несколько меся-
ues от боевой учебы. Надо посылать в сто-
лицу лишь тех спортеменов, технические
результаты которых равны достижениям
мастеров. Что касается молодых физкуль-
турников, то они могут совершенствовать
свою технику на соревнованиях, проводя-
щихся на флоте.

Предложение тов. Плотицына поддержа-
ли и другие специалисты физической под-
готовки.

Майор медицинской службы Долинский.
Рассказал о том, как в результате тесного
контакта врача Званцова © инструкторами
физической подготовки спортемены гвар-
дейской авиационной части ‘добились боль-
ших успехов. В спортивных соревнованиях
здесь участвует почти весь офицерский со-
став. .

Крупнейший недостаток выступлений —
слабая критика недостатков в области фи-
зического воспитания моряков. Многие. вы-
ступавшие расхваливали то и дело про-
водимую работу, но ничего не сказали о
пробелах, 06 имеющихся недочетах. Капи-
тан Панков, инспектор физической подго-
ТовкИ главной базы Балтийского флота, в
своем выступлении хвастливо заявлял, что
он сам, без помощи партийной и‘ комоо-
Мольской организаций, проводил массовые
соревнования, в которых участвовали ты-
сячи спортсменов. Конечно, это не так. Ва-.
питан Панков явно переоценил свою роль’
в проведенных соревнованиях. Зазнайство.
инспектора ^ физподготовки главной базы.
Балтийского флота пагубно отражаетея и
на спортивных. коллективах, которыми он
призван руководить. Не чувствуют. его
серьезной помощи в подразделениях Я
ников и в других частях.
	Больнюе место в дальнейшей работе-епе-
	‚ Отправка американских кораблей
и самолетов в Турцию
		’ ВАШИНГТОН, 2 апреля. (ТАСС). Морекое
министерство заявило представителям пе-
чати, что для отправки самолетов в Турцию
в течение ближайших нескольких месяцев
	  будут использованы три. эекортных ариз-
	носда. Эти самолеты входят в программу
«помощи» Турции. Министерство  ничэго
не сказало о количестве или типах самоле-
тов, которые предполагается отправить в
Турцию, но агентство Ассошиэйтед Пресе
указывает, что. эскортные авианосцы водо-
измещением в 12 тысяч тонн каждый
обычно имеют на борту 30 самолетов и в
случае необходимости могут перевозить
свыше ста’ самолетов каждый.
Морское министерство заявило, что авиа-
*

Все три эскортных авианосца — «Рендо-
ва», «Сибоней», и «Палау» принадлежат к
кораблям типа «Коммеёнсмент Бей». Всего
построено 19 таких авианосцев. Их тактико-
технические данные следующие: длина —
168,5 м, ширина — 22,8 м, осадка — 9,3 м,
скорость хода — 20 узлов. Вооружение со-
стоит из двух 127-мм орудий, шестнадцати
40-мм и тридцати 20-мм пушек. Мощность
механизмов — 16.000 л, с. Экипаж — 1.000
человек.

Четыре подводные лодки носят наимено-
вания «Блюбек», «Борфиш», «Брилл» и
«Чаб» и относятся к большим лодкам типа
«Балао». Они вступили в строй в 1944 году
и представляют собой современные корабли.
Их тактико-технические элементы следую-
щие” длина — 95 м, ширина — 8,25 м, осад-

! Особенно ‘много`недосталков в ‘учебниках
в части популяризации отечественной нау-
ки и техники. Многие ‘из них не дают ма-
тросам широкого представления о месте. и
роли руеской научно-технической мысли, ©
выдающихся достижениях русских ученых
и изобретателей, внесших огромный вклад в
науку п технику, в том чиеле в военно-
морское дело. Умалчивая о `достижениях
отечественной науки и техники, авторы
учебников принижают тем самым их зна-
чение, не способетвуют воспитанию У мз-
тросов чувства советекого патриотизма’ и
национальной гордости, уверенности в пре-
восходетве нашей военной техники, любви
в евоему оружию. Некоторые авторы допу-
скают низкопоклонетво перед буржуазной
наукой и техникой. Подтвердим soe это
примерами.

В <Учебнике  машиниета-турбиниета
флота» приводится история развития пар9-
вых машин и турбин. Но напрасно вы бу-
дете икать здесь имя выдающегося русеко-
го изобретателя о Ползунова — создателя
первой паровой машины. Ничего не гово-
рится в учебнике и о ведущей роли Совет-
exoro Союза в современном турбостроении.

Веему миру известно, что прямоточный
котел изобретен русским ученым профес-
сором Рамзиным, получившим за это
Сталинскую премию. Однако автор ‘«Учеб-
ника котельного машиниста флота», ни сло-
ва не сказав об этом, а также © достоин-
ствах котла, счед нужным остановиться
только на недостатках его. Говоря о. сепара-
торе, который устанавливается в прямо-
точных котлах, автор лишь в скобках
упоминает, что есть такой котел системы
Рамзина. Причем в подниеи к рисунку это-
го котла имя Рамзина не указывается. в то
время как под рисунком друтото котла чи-
таем: «Схема котла Ля-Монта». Дальше
автор пинцет: «...Современные прямоточные
котлы © сепараторами по существу явля-
ются котлами © принудительной циркуля-
цией (типа Ля-Монта)...». Таким образом по
прочтении «Учебника котельного машини-
	носец «Рендова» должен прибыть в Тур-
цию 28 апреля, авианосец «Сибоней» от-
правляется из Норфолка (штат Виргиния)
1 мая и должен прибыть в Турцию 15 мая,
авианосец «Палау» выходит из Норфолка
15 июня и прибудет 1 июля.

Морское министерство также заявило,
что четыре американские подводные лодки
покинут американские порты в начале
алреля, направляясь в Турцию. Они будут
пегеданы Турции. по соглашению, 0б’яв-
ленному в январе этого года; Кроме. гого,
соглашение предусматривает передачу
Турции одного танкера, одного ‘ремонтного
судна, воеьми тральщиков и одного сетевого
заградителя.
	ка — 3,2 м.. Водоизмещение: надводное —
1.525 т, подводное — 1.825 т, Скорость
хода наибольшая надводная — 21 узел,
наибольшая подводная — 10 узлов. Для
надводного хода имеются четыре дизеля
мощностью по’ 1.625 л. с. каждый, для
подводного — два ‘электродвигателя мощ-
ностью по 2.700 л. с. каждый. Дальность
плавания. надводная — 10.600 — 12.000 ‘миль
при скорости хода 10 узлов, а подводная —
95 миль при скорости хода. 5 узлов. Тор-
педное вооружение — десять 533-мм тор-
педных аппаратов. Запас торпед — 24 шту-
ки; вместо них могут принимать до 40 мин.
Артиллерийское вооружение — одно 102-мм
орудие и два; 20-мм. зенитных автоматов.
Экипаж в военное время — 75 человек. (Соб.

ста’ флота» создается” неверное’ предотавле-
ние. Получается, что ничего выдающегося
в прямоточном котле Рамзина нет. что он
по существу является котлом типа Ля-Мон-
та.
	В «Учебнике общей электротехники»
(авторы А. С. Сафонов м ВБ. В. Смелов)
умалчивается O TOM, что электричество
впервые было применено на русеком флоте.
Ни слова не сказано об этом и в «Учебни-
ке электрика флота» (авторы А. С. Сафонов
и В. Е. Еторов). Говоря о транеформаторах,
лампах накаливания, вольтовой дуте, элек-
тролизе и генераторах переменного тока,
авторы названных учебников не сочли нуж-
ным пояснить,‘ что трансформатор изобрели
русские ученые Усагин и Яблочков, первую
лампочку накаливания — Лодыгин, вольто-
ву дугу впервые получил Петров, начало
техническим применениям электролиза по-
ложил русский ученый Якоби, что Яблоч-
ков первым построил технический генера-
тор переменного тока. В то же время почти
в каждом учебнике можно найти большое
количество ссылок на иностранных ученых,
причем часто по третьестепенным вопро-
сам. Обилие иностранных имен и отсут-
ствие ссылок на русских ученых и изобре-
тателей создают у читателя неверное пред-
ставление © роли и разтитии отечественной
науки и техники.
	Неуважение к достижениям русских уче-
ных и изобретателей и низкопоклонетво
перед иностранщиной явно видны в «Учоб-
нике ралиста флота» (авторы Н. Лаврентьев
и В. Жаров). В нем читатель ничего ве
узнает не только о развитии средств евязи,
но и о том, что впервые в мире: изобрел ра-
дио русский ученый Попов, внесший неоце-
нимый вклад в науку, что русский флот яв-
ляется колыбелью радио. Может быть, имя
Попова незнакомо авторам учебника? Труд-
Но этому поверить, ибо они являются пре-
подавателями той самой школы связи, где
многие годы работал Попов, где он впервые
сделал: свое научное открытие, и имя кото-
того ныне носит эта школа.
	КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Об учебниках для матросов
	выводы‘ выли ими сознательно и прочно
усвоены. От каждого автора требовалось ог-
раничить глубину освещения той или иной
научной истины, упростить ее, сделать до-
ступной для понимания. Но при этом нуж-
но было иметь в виду, чтобы упрощение
не шло в ущерб правильности‘ изложения
существа вопроса, его научности. Надо ска-
зать, что многие авторы с этой задачей не
справились. В большинстве случаев мате-
риал подан в’ недоступной для матросов
форме, а отдельные упрощения привели к
противоречиям с основными выводами COB-
ременной науки.
	’Носится в виде готовых определении H BBI-
волов без указания сущности тех явлений
и процессов, по. которым эти выводы и-опре-
деления даются. Так, автор «Учебника ко-
тельного машиниста флота» И. Х. Факиров,
говоря 0 теплоте, ни словом не. обмолвилея
о сущности тепловых. процессов. Авторы
«Учебника машиниста морских паровых
поршневых машин» Б. А. Альбокринов и
Е. И, Дешевов, рассказывая о массе, мате-
рии и движении, не раскрывают смысл
этих понятий.

Автор «Учебника машиниста-турбинистя
флота»; неправильно применяя термин «ма-
терия»,` вводит читателя в заблуждение.
«Почти. вое ‘вещества, — читаем мы наз
em. 64,— могут находиться в твердом,
жидком и газообразном состояниях. Иеклю-
чение составляют дерево, материя (Toy Tepe:
нуто нами. — А; М.) и рад других органи:
Ческих веществ, которые обугливаются илт
оторают прежле, чем превралщаютея в RAL
кость». В этом же учебнике дается тако
определение грамма: «За единицу меры ве:

тб oe ани   ‘чей плеск nan 14 aw
	химически чистой воды при 4 С, если она
находитея на 45° географической широты и
на уровне моря» (стр. 13). Но поскольку
далее автор совершенно не поясняет, что
такое химически чистая вода, почему она
должна браться при 4°С, что станет, если
она будет находиться на другой широте и
другом уровне,— то такое определение мо-
жет только запутать матросов.
	Совершенно неправильно поступают не-
которые авторы, котла упрощают зотрос
о строении вещества. Вот как, например, в
«Учебнике малниниета морских  пафовых
портневых машин» трактуется понятие
атома: «Атом, — это наименьшая частица
данного элемента, которая при любых реак-
циях остается неизменной и не может дро-
биться на более мелкие части (слово атом
значит неделимый)» (стр. 35). В «Учебни-
ьё трюмного машиниста надводных ко-
раблей» на-стр. 96. читаем: «Мельчайшуто
неделимую частицу простого вещества, или
элемента, назвали-атомом, что значит неде-
лимый». Напрасно мы будем искать в этих
учебниках ссылки на 10, что атом тоже
дедится на более. мелкие частицы. 06 этом
авторы ‹овершенно умалчивают. В резуль-
Tale у матросов. может сложиться ‘непра-
вильное представление о строении веще-
ства, представление. от. которого человече-
ство намного ушло вперед.
	Серьезным недостатком большинства
учебников является их абетрактноеть, от
сутетвие связи ‘Излатаемого материала’ с

‚жизнью нашего общества, задачами, етоя-

щими перед советским наролом и его Воо-
руженными Силами, с боевой деятельно-
стью флота. Почти совертенно отсутствуют
в них примеры из опыта Великой Отече-
ственной войны ^
	Во флотокой печати уже не раз. подни-
мался вопрос об учебниках для матросов. И
это не случайно, так как’в подготовке спе-
циалистов флота учебник занимает исклю-
чительно важное место. Он помогает мат-
рогам лучше овладеть специальностью,
усвоить и прочно закрепить определенный.
ЕрУГ знаний. Хороший учебник. будет на-
стольной книгой матроса на корабле. Имея _
такое пособие, матрос всегда сможет полу-.
чить нужную справку: Наконец, учебник.
является важным средством воспитания мо-
лолежи.

Нало оказать, что многие учебники, из-
данные 3а последнее время, современным
требованиям удовлетворяют не в полной.
мере. Скажем, во многих пособиях даются
краткие изложения основ физики и химии.
Очень ‚важно сделать это так, чтобы у чи-
тателей не возникало никаких сомнений от-
носительно материальности мира и его
диалектического развития. Однако в ряде
учебников по этим вопросам допущено много
неверных положений, которые лают непра-
вильное представление об окружающей при-
pore.

0 строении’ вещества можно найти, на-
пример, такие определения: «С точки зрения
современной науки природа состоит. из Ma-
терии» («Учебник химиота флота», ч.  ,
стр. 41). Из этого определения следует чи.
сто идвалистический вывод: выходит, ITH
материальность природы. зависит от научной
точки зрения, а не существует об’ективчо,.
вне человеческого сознания.

Для авторов учебников наибольшая труд-
ность заключалась в том, чтобы изложить
сложные законы и вывоты современной нау-
_ ки и техники применительно к уровню.

знаний матросов, так, чтобы эти законы. и
		Ответственный редактор
П. МУСЬЯКОВ,
	Издателы МИНИСТЕРСТВО
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР.
	тдел ‘боевой полготовки —

отв. секретарь редакции — К 3-89-68;

+. отдел
К 0-96-80.
		КЛРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Большой Козловский пер., дом 6. Телефоны: для справок — К 9-05-37;
К 2-05-90: отдел авиании - К 9-07-53: отдел вмузов — К 0-26-80, доб; 65; отдел партийной и комсомольской жизн
пропаганды — К 0-26-80, доб. 1-27; отдел культуры — К 0-26-80, доб. 52; отдел информации — К 0-96-80, доб. 1-04; отде

лоб. 1-22; бухгалтерия — KF 9.07.09. acnen nanidcernm — 9
	‚02; отдел информации — К 0-96-80, доб. 1-04: отдел писем — К 0-26-80, доб. 1-31; начальник издательства —
-22; бухгалтерия — К 9-07-09. отцел подниски — К 9-05-17.
			Типография газеты «Правда» имени Сталина.