Ne 80 (2874)
	Д апреля 1948 г., воскресенъе,
			Указ Президиума Верховного Совета СССР
	CO присвоении звания Героя Социалистического Труда
передовикам сельского хозяйства Пензенской области
	В соответствии © Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 29 марта 1947
года за получение высоких урожаев ржи
при выполнении колхозом обязательных по-
ставок и натуроплаты за ‘работу МТС в
1947 году и обеспеченноети семенами
зерновых культур для весеннего сева 1948
года присвоить звание Героя Социалисти-
ческого Труда с вручением ордена Ленина и
золотой медали «Серп и Молот»;

1. Головяшнину Ивану Маркеловичу —
председателю колхоза «Путь Ленина» Ча-
злаевекого района, получившему урожай

Председатель Президиума
	ри 30 центнеров с гектара на площади
	68 гектаров.
9. Суконникову а Игнатьеви-
	К вопросу об ирано-американсгот
военном соглашении
	Бав известно, `31` января. посол. СОР. в
Ирзне И. В. Садчиков по поручению Совет-
ского Правительства вручил, Иранекому
Правительству ноту по ‘поводу ирано-амери-
канского военного соглашения от_6 октября
1947 г. В ноте также приводился ряд фак-
тов о деятельноети американских военных
советников, направленной. на превращение
территории Ирана в’ военно-стратегиче-
скую базу США. .

В своем ответе от 4 февраля Иранокое
Правительство пыталось отрицать факты,
	‘изложенные в вышеуказанной ноте Совет-
	окого Правительства, стараясь свести

соглашение к консультациям по админи-
стративным вопросам армии, вроде интен-
дантетва, ванитарной службы и т. п. Иран-
окое Правительство отрицало также, что
амезиканекие офицеры руководят иранской
армией, утверждая, чло на всей территории
Ирана, включая казармы и пр., не имеется
ни одного американекого солдата. Вместе ¢
тем, в указанной ноте Иранского. Прави-
	тельства содержались ковезшенно необос-
	кованные обвинения советских служащих В
Иране в поддержке и ое ORB
	зываемых якобы ими иранским «авантюряи-
	стическим элементам», и в причастности
советеких людей к событиям в  Иранском
Азербайджане.

24 марта советский посол в Иране вру-
чил премьер-министру Ирана ноту, в кото-
рой ‘указываетея, что: Советское Правитель-
стве не может признать удовлетворитель-
ными заявления Иранекого Правительства
0 том, что американокие военные советнлки
не занимают якобы руководящих постов в
цранской армии, и что им не дано будто бы
никакого права вникать в суть деятель-
ности Военного Министерства и других во-
енных учреждений. Несостоятельность этих
заявлений видна’ как из существа ` ирано-
американокого соглашения от 6 октября
1947 года, предусматривающего, что целью
американской военной миссии «является
сотрудничество © Военным Министерством
Ирана и с личным составом иранской а?-
мии на предмет увеличения боеспособности
иранской армии», так и из приведенных в
ноте. Сюветокого Правительства or 31 smpa-
ря фактов, подтверждающих руководящую
роль американских военных советников в
иранской армии,

В связи с попытками Иранекого Прави-
тельства отрицать факты, изложенные в
ноте Советского Правительства от 31 января
по поводу’ деятельности американских воен-
ных советников в Иране, Советское  Прави-
тельство не может не отметить, что в 1941
году Иранское Правительство. также пыта-
лось отрицать направленную против’ Совет-
ского Союза деятельность иностранных
представителей в Иране, в то время как, эта
	деятельность являлась общеизвестным фак-
	TOM, За
Не, соответствует действительности и ут-
	‘верждение Иранского Правительства 0 том,
	хамериханокому правительству ни в
коем случае но предоставлено монопольное
право на занятие руководящих постов аме-
риканекими военными чиновниками». Это
	утверждению Иранокого Правительства 4
ходится. в явном противоречии со ст. 24
вышеуказанного соглашения, в котором To
ворится: «В течение срока действия Hae
стоящего ‘соглашения, или в случае en
продления, правительство. Ирана не будет
принимать на службу никаких лиц, ©0сто*
ящих на службе какого бы то ‘ни был дру
гого иностранного правительства для вы
полнения каких бы то ни было обязанно-
стей, связанных с иранской армией, иначе,
как 00 соглашению между правительством
США и правительством Ирана». Бак видно
из- этой статьи, ирано-американокое согла-
шение -от- 6’ октября 1947 года не только
исключает возможность занятия руководя
HBX TOCTOR B иранской армии для’ воён-
нослужащих других стран, кроме США,
и вообще ‘лишает их’ возможности посту
пать на службу в иранокую армию 663 %0-
гласия Правительства США. !

: Советское Правительство. отволит, кан
злостные измышления, ззявления   Иран-
ского Правительства о том, Что советокие
предетавители будто бы были причастны в
событиям зв Иранском Азербайджане, при-
чина которых в действительности лежит во
внутренней политике ‘самого’ `Иранского,
Правительства.

Что ‘касается затронутого в ‘упомянутой
ноте вопроба о предоставлении Советским
Союзом убежища иранским гражданам, през
следуемым Иранским Правительством за nq
демократические ‘убеждения И за защиту
ими дела демократии и прогресса, то Совет«
ское Правительство отводит претензии
Иранокого Правительства в этом отноше
нии, как ‘лишенные всякого основания:
Предоставление права убежища  иностраня
ным гражданам, преследуемым за защиту,
интересов трудящихся, или научную деяч
тельность, или национально-освободителья
ную бюрьбу, предусмотрено Конституцией
СССР и в соответствии с этим. соблюдает
Советским Союзом. . .
` Утверждения xe Upatcxoro Ipaparerne
ства о том, что иранским  политэмигрантам
в СССР будто бы разрешается формированив
отряхов для вторжения на территорию Ира+
на, как и рждение о наличии якобы
на советской территории «тайной радио
станции иранских политэмипрантов», отно»
CATCH TARR к числу вымыелов провокапи
онного характера. Такой же. вздорный хаз
раклер носят и заявления относительно ка»
ких-то перебросок советских. воинских ча
стей и маневров, якобы, проводимых. совета
скими войсками в пограничных пунктах,

Попытку Иранокого Правительства a3
бразить ноту Советокого Правительства 0?
31 января, в которой указывается на нем
совместимость  ирано-американокого 1©огла*
шения от 6 октября 1947 r. © - добрососедя
CREME отнопюниями, как вмешательство в)
внутренние дела Ирана, нельзя рассматри
вать иначе, каклотремление уклониться от
ответственности за проводимую’ Иранским
Правительством политику, - опротиворечаз
щую положениям о. добрососедских отноше»
ниях, выраженным , в  советеко-иранскох
договоре от 26 февраля 1921 года. (ТАСС),
	Цена двадцати пяти минут
	_„ Командир боевой части руководит осмотром
  И проворачиванием механизмов
	Сразу после сигнала «осмотреть и про-ги проворачивание, находятся у механизмов
	верить оружие. и механизмы» старший ин-
	принимают доклады непосредственно на
боевых постах, Состояние техники, чистота
	‚механизмов и работа личного состава теперь
	заметно улучшились, , .

Старший ‘инженер-лейтенант  Копотилов
научил старшин правильно вести докумен-
тацию, Раныше неисправности,  обнару-
	женные при осмотре, не записывались. Ur-  ,
	сутствие записей затрудняло ‘и затягивало
составление ведомостей планово-предупре-
дительных ремонтов. Многие дефекты во0б-
ще забывались и поэтому своевременно не
устранялись. Такие дефекты, как правило,
вЫЯвлялиСь только после ремонта, при ра-
боте механизмов: Личный состав вынуж-
ден был устранять «забытые» поврежде-
ния в часы, отведенные нз боевую подго-
TOBRY.

Однажды на корабле произошел такой
случай. Боевая часть готовилаеь к похо-
	  ду. В главном котлё подняли пар. Вахтен-
	ный механик ‘приказал дать ‘пар в первое
машинное ‘отделение. Матрос  Чемадуров
подошел к цепному приводу стопорного
клапана и потянул цепь вниз, чтобы oT-
крыть клапан на требуемые два-три обо-
рота. Цепь подалась легко, и старшина
вахты доложил 06 этом вахтенному инже-
нер-механику, который внимательно сле-
дил 38 стрелкой манометра. Она почему-то
не двигалась.
° Из машинного отделения сообщили, что
пар по насыщенной магистрали не посту-
пает. Вызвали старшину котельной груп-
пы. Оказалось, что цепь соскочила и пере-
двигалась вхолостую, ‘не открывая клапа-
на. Пока.ее устанавливали на место, про-
пло‘ немало минут. Корабль не сумел’ во-
время сняться с якоря. ^^
При разборе этого случая выяснилось,
что матрос Чемадуров обнаружил указан-
ный дефект. при осмотре ий проворачивании
механизмов еще несколько дней назад. Но
старшина не записал об этом в журнал и
	  забыл. Невнимательное отношение к своим
	обязанностям. задержало выход корабля в
море.

_ Бомандир боевой части потребовал от
старшин: точного соблюдения правил записи
неисправностей. Теперь. каждый обнару-
женный дефект записывается ‘в экеплозта-
	‘ционный журнал. После устранения Je-
	фекта в журнале также делается соответ-
ствующая пометка, Такой порядок заметно
облегчает контроль 3& состоянием матери-
зльной части и улучшает качество ремонт-
ных. ведомостей.

Проверку осмотра п. я поворачивания ме-
ханизмов ‘старший инженер-лейтенант Ко-
потилов осуществляет строго по плану.
Вполне. понятно, что за 25 минут’ он не
может проверить все поеты своей ‘боевой
	  части. Поэтому он имеет график, в котором
	намечено, какой боевой пост еледует сегод-
ня проверить. В течение недели он деталь-
но осматривает все посты. делая при этом
	соответствующие TOMeTRH B записной
книжке.
В конце недели т. Копотилов собирает
	  таршин, подробно анализирует недостатки,
	дает конкретные указания по их устране-
Hut.

На-лнях состоялея очередной сбор. стар-
шин. Отметив, что уход за техникой улуч-
щилея, командир БЧ-У остановилея на
упущениях в работе в течение минувшей
недели.

Старшины внимательно. слушали коман-
цира и записывали его замечания. После
сбора они. беседовали с; матросами’ и заня-
лись устранением` недостатков в своих за-
ведываниях.

Работа командирз боевой части старшего
инженер-лейтенанта Копотилова по уходу
и сбережению техники’ дает поучительные
результаты. Механизмы и системы содер-
жатся в образцовой чистоте и всегда безот-
казны. Сэкономлено много топлива,  сма-
зочных и других. материалов. Образцово
содержатся запасные части.

Работа офицера  Копотилова — пример
для тех инженер-механиков, которые пыта-
ются оправдать свои слабые практические
навыки недостатком времени.
	Инженер-капитан-лейтенант
М. СОЛОВЬЕВ.

чу — бригадиру колхоза «Трудовик» Не-  женер-лейтенант. Вопотилов открыл. люки
веркинокого района, получившему урожай спустился в первое машинное отделение.
ржи 31,53 центнера с гектара на площади   Старший матрос Сапунов, хорошо зная точ-
		ность и требовательность командира Goe-
вой части, уже успел праготовитьея. в-его
ветрече. Он четко, по-уставному, доложил,
что матросы приступили к осмотру и про-
ворачиванию ‘механизмов; ‚

Действительно, личный состав  внима-
тельно исполнял свои обязанности. ‚ Воман-
дир боевой части подошел в старшему мат-
росу Черникову, который приводил в по-
рядок маневровое устройство: Черников ‘доз
ложил об исправности заведывания, ‘одна
ко офицер пожелал лично в этом убедить-
ся. Он полностью открыл маневровый кла-
пан заднего хода. Вначале клапан откры-
вался легко, но при последующих оборотах
опытный слух инженер-механика уловил
едва слышимое поскрипывание.

— Видно, вы‘ не заправляли масленки
после вчералинего похода, — сказал он,

— Так точно, — ответил матрос, — но
я их полностью заправил перед выходом в
море, Не мог же израсходоваться весь за-
пас за одни сутки!

— Масленки надо заполнять после ка-
ждого под’ема паров, — указал офицер. —
При ‘высокой температуре тавот плавится
и вытекает.

С этими словами командир БЧ-У открыл
крышку одной из масленок. Она оказалась
сухой:

— Вот видите, в ней совершенно нет
масла.

Матрос, не говоря ни слова, быстро ис-
правил упущение...

Офицер подошел к старшему матросу
Якушенко, одному из лучших  специзли-
стов электромеханической части. Он под-
тянут, дисцинлинирован, активно участву-
ет в культурно-массовой работе корабля.
Старший матрос обстоятельно отвечал. на
вопросы. Командир БЧ-У остался доволен.

— Молодец! — похвалил он. — Вы про-
сили У меня для чтения «Повесть о  на-
стоящем человеке»? Замечательная книга,
заходите. вечером ко мне в каюту, я вам ее
дам,

_ Старший инженер-лейтенант Копотилов
подошел к турбоциркуляционному. насосу,
тде матрос Коржавин. проверял уровень
масла. ,

— Какова соленость масляного  от-
стоя? — спросил командир БЧ-У. — Сколь-
ко градусов?

— Мы еще не замеряли, — ответил мМо-.
лодой матрос.

— А вы сами когда-нибудь производи-
ли замер солености масляного отстоя?
	‚  Матрос.
	— Никак нет, -—— смущенно отвечал
	- 3. Шабаеву Павлу Васильевичу —— пред-
седателю колхоза «Трудовик» Неверкин-
ского’ района, получившему урожай ржи
31,36 центнера с rexTapa на площади
56 гектаров.
	Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
	Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
	Москва, Кремль. 2 апреля 1946 г.
	- 0 присвоении звания Героя Социалистического Труда
_ передовикам сельского хозяйства Казахской ССР
	Я Начало см. «Красный Флот»
: г 30. 31 марта и 1 апреля)
	- 130. Пеоломанному Максиму Васильеви-
чу — бригадиру тракторной бригады Вуга-
линской МТС Талды-Курганской` области,
получившему в обслуживаемых колхозах
урожай пшеницы 22,29 центнера, с гектара
на площади 150 гектаров.

131. Примкулову Туйте — председателю
колхоза «Октябрь»  Джамбулекого. района
Джамбулекой области, получавшему урожай
сахарной свеклы 832 центнер» с гектара
на площади 11 гектаров.

‚132: Пукалову Андрею ‘Степановичу —
старшему механику Луговской МТС Джам-
булекой: области, получившему в обслужи-
ваемых колхозах урожай сахарной свеклы
400,9 центнера е гектара на площади 347,5
гектара: .

133. Пшембаевой Шолпане — звеньевой
колхоза им. Фрунзе Илийского района, Алма-
Атинской области, получившей урожай са-
харной свеклы 1033,5 центнера с гектара
на площади 2 гектара.

134. Раймнуловой Жамале — звеньевой
толхоза «Берлик-Устем» Чуйского района
Джамбулской области, получившей урожай
сахарной свеклы 809,4 центнера с гектара
на площади 5 гектаров.

135. Расщупкину Ивану’ Павловичу —
бригадиру тракторной бригады Меркенекой
МТС Джамбулекой области, получившему в
обслуживаемом колхозе ‘урожай сахарной
свеклы 402 центнера с гектара на площа-
ди 100 гектаров.

‘136. Руденко Павлу Зиновьевичу —
старшему ^ механику Джамбулекой MTC
Джамбулекой области, получившему в 0об-
служиваемых колхозах урожай сахарной
свеклы 496,4 центнера с гектара на, площа-
ди-295 гектаров.

137. Рудько Марии Ивановне — звень-
евой колхоза им. Петровского Лозовекого
района Павлодарской области, получившей
урожай пшеницы 30,6 центнера с гектара
на-площади 27-гектаров. .

138-. Рыскуловой Жамале — звеньевой
колхоза «Алга» Илийского района Алмз-
Атинской ‹ области, получившей урожай
пшеницы 31,28. центнера с гектара на. пло-
щади 10 гектаров.

_139. Рябинскому Степану Петровичу —
бригадиру тракторной бригады Луговской
обслуживаемых колхозах урожай сахарной
свеклы ‘412. центнеров © гектара на плогиа-
ди 66,3 гектара.

140. Рябивину Ивану  Гордеевичу —
бригадиру колхоза «Красное знамя» Сар-
кандекого- района Талды-Курганской обла-
сти; получившему урожай пшеницы 31,1
центнера с гектара на площади 20 гектаров.

- 141. Самареному Михаилу Алексееви-
чу — звеньевому колхоза им. Жданова Кок-
пектинского. района Семипалатинской o6-
ласти, получившему урожай пшеницы 30
центнеров © гектара на площади 10 гекта-

ров
142: Сатыбалдиеву Абилмажену — бри-
гадиру колхоза «Бель-басар» Чуйского рай-
она Джамбулекой области,’ получившему
уюжай сахарной свеклы 807,5 центнера с
тектара на площади 8 гектаров.
`143. Саурамбаеву Хати — председателю

Черты
	Заметки
	колхоза «Бель-басар» Чуйского’ района
Джамбулекой области, получившему урожай
сахарной свеклы 807,5 пентнера ©. гектара
на площади 8 гектаров.

144. Сборщиковой Анне Максимовне —
звеньевой колхоза «Коллективный труд»
Саркандекого района Талды-Курганской 0б-
ласти, получившей урожай пшеницы 30,3
центнера < гектара на площади 22 гектара.

145. Сейдалиеву Алимкулу — бригади-
ру: колхоза «Кок-Узек» Свердловского райо-
на Джамбулской области, получившему уро-
ma сахарной евеклы 808 центнеров с гек-
	тара на площади 9 гектаров.
	146. Серикову Давталы — звеньевому
колхоза «Джаналык» Талды-Курганекого
района Талды-Курганской области, полу-
чившему урожай сахарной свеклы 850
центнеров с гектара на площади 2 гектара.

147. Сероштану Федору Кузьмичу —
председателю колхоза им. Сталина района
им. 28 гвардейцев Талды-Курганской обла-
сти, получившему урожай пшеницы 31,33
центнера е гектара на площади 71 гектар.

148. Синицыну Александру Львовичу—
старшему  агроному Джамбулекой” МТС
Джамбулской области, получившему в 00-
свеклы 496,4 центнера с гектара на пло-
щади 295 гектаров.

149. Скоромному Данилу Ильичу — ди-
ректору Киевской МТС Карагандинской об-
ласти, получившему` в обслуживаемых кол-
хозах урожай пшеницы 22,3 центнера с
гектара нз площади 613 гектаров.

150. Смагулову Ибрагиму -— бригадиру
тракторной бригады Киевской МТС Карз-
гандинской области, получившему в обелу-
живаемых колхозах урожай пшеницы 23,1
центнера с гектара на площади 156 гекта-
	pos.

151. Смаглюку Дмитрию Силовичу —
бригадиру тракторной. бригады. Успеновекой
МТС Джамбулокой области, получившему в
обслуживаемом колхозе урожай пшеницы
22,2 центнера с гектара на площади 189
гектаров.

152. Сулейманову Исхаку — бригадиру
колхоза «Октябрь» Джамбулокого района
сахарной свеклы 835 центнеров с гектара
Ha площади 7 гектаров.
	— Томь давайте. замерим вместе, —
прехложил офипер,

Командир БЧ-У подробно“ рассказал: мат-
росу, как брать отетой из масляного KapTe-
ра насоса и безошибочно определять его
соленость, Свой pacenas он сопровождал
показом.

Так изо дня в день командир БЧ-У 0с-
матривает механизмы и устройства: Это
помогает ему изучать технику, держать
материальную чаеть в готовности к немед-
		В училище береговой обороны
	РИГА, 3 апреля. (Поз‘телеграфу).  На-
днях в Краснознаменномн: артиллерийском
учидище береговой обороны состоялась ли-
тературная конференция, посвященная про-
изведениям: Николая Островского: «Как за-
калялась сталь» и Бориса Полевого «По-
весть о настоящем человеке».

После доклада майора Мерцалова’ «Образ
советского воина в книгах Островского и
Полевого» выступили курсанты, Отлич-
ник учебы ИКсендзюк посвятил свое вы-
ступление теме «Образ Павла Корчагина
живет в образе Алексея Мересъева». Кур-
cant Букакин говорил о большевиках, ‘вос-
питывающих в советских людях стойкость,
героизм и беззаветную преданность партии
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 3 апреля. (По. теле:
графу). В Н-ском соединении регулярно
работает комсомольско-молодежный лекто-
рий. Он знакомит военных моряков с дости-
жениями науки. техники ш литературы.
	тросы стали вежливее относиться друг к
другу, появилось взаимное уважение, резко
сократились пререкания, повысилась дис-
циплина. Сделал я тогда еще. один полезный
вывод: если на корабле существует уваже-
ние матросов друг к другу, то ‘оно в ещё
большей степени проявляется н отношениях
матросов к старшинам и офицерам. -

Бакими бы выдающимися личными каче-
ствами ни обладал офицер, он, безусловно,
не сможет сам справиться с задачей воепи-
тания подчиненных. Ему нужно всегда они-
раться в этом деле на своих ближайших
помощников — на старшин, на’ партийную
и комсомольскую организации. Умение при-
влечь старшин к воспитанию личного со-
ставз, умение поставить правильную зада-
чу перед коммунистами и комееомольцами—
‘одна из непременных черт каждого офице-
ра-воспитателя. .

ечего греха таить, не все офицеры
обладают этим качеством. Иногда приходит-
ся наблюдать, как дисциплинированный
старшина, прекрасный специалист, прихо-
дит к офицеру и докладывает о проступке
матроса, Офицер накладывает на провинив-
шегося взыскание, з старшина только об’-
являет его от имени офицера. Так же по-
ступают некоторые старшины и тогда, ког-
Aa надо поошрить подчиненного.

В результате старшина в обоих случаях
остается в’ стороне от воспитательной рабо-
ты, в стороне от воспитательной практики.
Разумеется, виновен в этом прежде всего
офицер, недооценивающий роли старшин.

В практике своей работы я старался за-
ставлять старшин полностью пользоваться
своими правами. Провинившихся матросов
я лично наказывал только в исключитель-
ных случаях, За поведение матросов на ко-
рабле и нз берегу. в первую очередь несли
ответственность старшины. № такому по-
рядку привыкли на подводной лодке, и я
получил возможность уделить больше вни-
иания руководству офицерами, что особенно
важно для помощника’ командира.

Успех воспитания подчиненных во мно-
гом зависит от личного примера офицера.
Бак в бою. так и в мирной обстановке мо-
ральные качества командира, его твердость,
	енина—Сталина. «Корчагин и Мересьев-
сыны великой юоциалистической Po
вы». —— такова была’ тема выступления
т. Черепанова. В ‘обоужденни произведений
приняли участие тт. Варнауху Аксельрод
Шведов и другие.

Е. КИННАДЗЕ,
			153. Смыслину Василию Петровичу —   ленному действию, избегать преждевремен-
	ного износа механизмов. Вместе с тем офи-
цер изучает своих подчиненных, воспиты-
вает их в духе неуклонного. выполнения
	бригадиру тракторной бригады Востоганов-
окой МТС Джамбулекой области, получивше-
му в обслуживаемом колхозе урожай са-
	харной свеклы 438 центнеров с гектара на’! инструкций и наетавлений, прививает лю-
	бовь к технике, Такого же серьезного от-
ношения к делу старший ‘инженер-лейте-
нант требует от командира машинной
группы инженер-лейтенанта Зонна и стар-
	площади 245 гектаров.

4. Тарвердиеву Мамед-Салы — звенье-
вому колхоза «Hosa myth» Чуйского рай-
она Джамбулекой области. получившему
	урожай сахарной свеклы 807,5 центнера с шин электромеханической части.
	Старшему инженер-лейтенанту Вопоти-
лову пришлось много поработать со стар-
шинами групп. В евое время на корабле
едва не узаконили положения, при котором
старшины групи, бегло осмотрев свои заве-
дывания, уходили в свою каюту и там при-
нимали доклады 0б осмотре и проворачива-
нии механизмов. Это приводило в. ослабле-
нию контроля старшин за работой матросов.

Командир бозвой части запретил такой
«метод» работы. Теперь старшины групп
все 25 минут, отведенные уставом на осмотр
	гектара на площади 2 гектара.

155. Тергеуовой Калдыбале — звеньевой
колхоза «Джаналык» Талды- Курганского
района, получившей урожай сахарной овек-
лы 819 центнеров © гектара на площади
2 гектара.

156. Терлекпаеву Мурзахулу — бригади-
ру колхоза «Джаналык» Талды-Курганеко-
го района, получившему урожай сахарной
свеклы 833 центнера с гектала на площади
4 гектара.
	(П ‘родолжение следует).
	Весь личный ‘состав училища участво
вал в пешем переходе на 25 километров
Лучшие результаты показало ‘подраздо
ление т. Космачева. Курсанты закончили
дистанцию 38 4 часа 34 мин. Второе, место
заняло подразделение Героя Советского (01
за подполковника Почтарева.

Ф. МЕДВЕДЕВ,
	Для слушателей были прочитаны лек»
ции: «Пирогов-—основатель воснно-полевой
хирургии», «Советская наука за 30 лет»,
«О коммунистической морали и. нфавствена
ности» и другие.
	уверенность в действиях играют большую
роль. В боевом походе, когда подводной лод-
ка приходится преодолевать минные поля;
когда: за ‘ней. охотятся вражеские корабли п
авиация, когда она бывает порой на волосов
от гибели, экипаж © надеждой смотрит на
своего командира. В такие минуты ноявле»
ние его в отсеках, его спокойствие н 601008
©1030 прибавляют силы матроезм и. стар
шинам, вселяют в них уверенность в нобеде;

Вепоминается боевой. поход: Краснозна-
менной подводной лодки  «М-172». После
успешной торпедной атаки ее начали през
следовать корабли противолодочной 060р0-
ны; Противник сбросил: на лодку 320 глу*
бинных бомб. В- некоторых местах. прогу»
лись внутрь шпантгоуты. Положение было
тяжелое. И в тот момент, когда -бомбы рва-
лись особенно близко, командир подводной
лодки Герой Советского Союза капитан

ранга Фисанович спокойно прошел по
отсекам. Люди сразу ободрились, стали ра-
ботать спокойнее, увереннее. Лодка, несмо-
тря на тяжелые повреждения, благополучно
возвратилась в базу.

Офицер должен всегда помнить, что ем
подчиненные внимательно наблюлают 38 его
поведением. Его колебания в критическую
минуту неизбежно скажутся на действиях
личного состава. Как бы трудно вам ни при-
шлось, всегда будьте хладнокровны и
спокойны. Эти же качества надо BOCHATH-
вать и у подчиненных. В один из боевых
выходов нашу подводную лодку стали бом-
бить после торпедной атаки тлубиннымй
бомбами. Все работали хладнокровно, но м0*
лодой  матрос-радист несколько растерял-
ся. Я заметил это, подошел” к нему, спокой»
HO спросил о том, как он себя чувствует,
Говорил я таким тоном. словно все вругом
было спокойно и никто не бросал на наб
бомб. Мое хладнокровие передалось матросу»
В дальнейшем он вел себя так, как и подо»
бает себя вести в боевом походе,

Вера в правильность действий команз
дира, в его мастеретво нередко решает усз
пех выполнения задания. Стоит вспомнить,
например, как верил экипаж Краенознамена
ной подводной лодки «К-21» своему команя
диру Герою Советского Союза Лунику

воспитателя.
	рабль офицер, полный энергии, но не знаю-
щий, как применить ее. Подхода к своим
людям он не нашел. И вот мы увидели, что.
в боевой части, где‘диециплина была вее
время на высоком уровне, появились взы-
скания, наложенные и на матросов и на
старшин. Выяснилось, что он неправильно
осуществлял ‚дисциплинарную’ практику,
строго требовал, но не вел воспитательной
работы. Решили помочь товарищу,

Но замечания и советы более опытных
офицеров, вмешательство командира боевой
части воспринимались молодым командиром
как нечто, оскорбляющее его достоинство.
Он стал вступать в пререкания, грубить

‘старшим. Яено, что очень скоро офицер по-

терял авторитет не только в своей боевой
части, но и на всем корабле;

Мы не могли примиритьея е этим. Посове-
товавшись, решили воздействовать на моло-
дого товарища. С ведома командира корабля
в одной из кают собрались офицеры. Я рас-
сказал о создавшемся положении и попро-
сил каждого высказаться. Первое слово бы-
ло предоставлено самому младшему по зва-
нию, затем-—следующему по старшинству,
И так всем офицерам. Каждый анализировал
поступки товарища, указывал на его ошиб-
ки, говорил о том, как эти ошибки испра-
вить. И об этом молодому офицеру говорили
не начальники его, обязанные это делать в
силу своего служебного долга, а товарищи,
мнение которых оказалось весьма единодуш-
ным. Это произвело на офицера сильное
впечатление. Когда ему предоставили слово,
он заявил, что сделает все, чтобы служба
у него пошла иначе, так, как онз должна
итти. Свое слово офицер сдержал. Он стал
примерным командиром.
	о некоторых качествах офицера
	боевых кораблях, и к офицерам береговых
учреждений и частей, вепомогательных -ко-
раблей. Один и тот же офицер по-разному-
будет справляться. со своими обязанностями,
если его, скажем, перевести из одной об-
становки в другую. № сожалению, личные
качества как молодых, так и послуживших
Ha флоте офицеров часто не учитываются
при назначении их на должность. В резуль-
тате бывает так, что офицер за год — пол-
тора успевает побывать и минером, и штур-
маном, и штабным работником, и специали-
стом подразделения. Нет нужды доказывать,
что такая практика ничего хорошего не да-
ет ни ‘самому офицеру, ни его полчинен-
НЫМ.

В наших училищах почти не учат буду-
щих офицеров работать с личным составом,
веледетвие чего, придя на корабль, они по-
рой не имеют необходимых навыков. За го-
ды учебы курсант привыкает к строгой дис-
циплине. Его приучают — и, заметим, весь-
ма успешно — подчиняться воле и приказу
старших, Это очень важное качество любого
воина. Но, поскольку речь идет об офицере,
то, помимо умения подчиняться, он должен
обязательно обладать умением подчинять
других своей воле. Скажем прямо, в учили-
щах мало делается, чтобы воспитать у’ бу-
дущего офицера это ‘умение. з

В результате молодой офицер, придя нз
корабль, не знает, как руководить’ подчи-
ненными, как заслужить их любовь и ува-
жение; Такое незнание: приводит молодого
офицера к ошибкам. Чаиболее тиничные из
них: панибратство с подчиненными или, на-
оборот, чрезмерная, не вызываемая необхо-
димостью, строгость, В том и в другом слу-
чае офицер теряет свой авторитет. Служба
у него идет тяжело. Трудно и‘ему, трудно
и его старшинам и матросам.

Помню. пришел служить к нам на ко-
	редком. Гораздо чаще бывает так, что офи-.
цер делает промахи: в воспитании подчинен-
ных лишь потому, что никто не позаботился
о передаче ему опыта работы се подчинен-
ными, накопленного в коллективе офипе-
ров. Передача такого опыта должна быть
постоянной заботой членов дружной офицер-
ской семьи каждого корабля, каждой части. `

Одно из’ важнейших качеств офицера кзк
воспитателя — умение применять Дисцип-
линарный устав. Очень плохо, когда коман-
дир либо только взыскивает, либо очень
часто ‘раздает поощрения. В’ карточке
взысканий и поощрений подчиненных та-
вого командира можно ветретить благо-
дарности, об’явленные «за хорошую‘ рабо-
ту на камбузе», «за хорошую чистку кзр-
тофеля» и т. д. Бывает так, что матросы
и старшины поощряются не за усердие, по-
ABHTH и’ отличия по службе, а/за` обычное
выполнение своих уставных обязанностей.
Разумеется, воспитательное воздействие та-
кого поощрения ничтожно.

Поощрения и взыскания теряют свою
ценность также и в том случае, если их
об’являют с запозданием.

Долг офицера — неустанно воспитывать
у подчиненных чувство войскового товари-
щества. В Уставе внутренней службы сказ
зано: «Военнослужащий обязан... дорожить
‚войсковым товариществом, помогать това-
рищам словом и дедом, удерживать их от
дурных поступков и, не щадя своей жизни,
выручать их из опасности».

В связи с этим мне вспоминается поло-
жение, которое я застал на одной из под-
водных лодок, куда меня назначили помощ-
ником командира. Экипаж не мог похва-
литься высокой дисциплиной, Вскоре я убе-
дился в том, что одна из причин проступ-
ков — слабо развитое чувство товарищест-
ва среди матросов: Я обратил на это 060б0е
внимание, Помимо строгих взысканий, на-
лагавшихся на тех матробов, которые до-
пускали грубость в своей среде, я терпеливо,
на убедительных фактах, раз’яснял экипа-
	  RY огромное значение товарищества, спло-
	`Носле” Великой Отечественной войны пе-
ред советскими офицерами встала неотлож-
ная .и ответственная задача: «в совершен-
стве овладеть мастерством обучения и вое-
питания войск в мирной обстановке».
(Сталин). От успешного решения этой за-
дачи прямо зависит неуклонное повышение
боеготовности наших кораблей и частей.

Соверщенно очевидно, что освоение пере-
довых методов воспитания и-обучения нель-
зя рассматривать как процесс, имеющий
пределы, за которыми офицеру уже не по-
требуется прилагать усилия для обогащения
себя новыми знаниями, опытом и навыками.
Каким бы опытом командира-воспитателя
ни обладал офицер, он не имеет права оста-
навливаться на’ достигнутом.

Овладение мастерством обучения и вос-
питания подчиненных — задача, которую
офицер призван настойчиво решать на про-
тяжении всей своей службы. Разумеется,
основой воинского воспитания и обуче-
ния должны быть указания партии a
боевой опыт. Особенно важно это ‘усвоить
молодым офицерам, в большинстве своем
пришедшим на ‘корабли и в части после
войны.

Не рассматривая всего круга вопросов,
связанных с практикой воспитания подчи-
ненных; поскольку это и невозможно сде-
лать в пределах одной газетной статьи, ос-
тановимся на некоторых качертвах офицера
как воспитателя подчиненных.

Воспитание флотского офицера начинает-
ся в военно-морском училище, где первая
задача заключается в том, чтобы наиболее
полно выявить и оценить личные качества
курсанта. Сделать это полезно хотя бы уже
для того; чтобы правильнее определить ме-
сто выпускника при назначении на офицер-
скую лолжность. Ведь разные требования
	пред являются кв офицерам, служащим Ha
	Такова сила воздействия офицерского вол-   ченности и взаниной выручки в жизни и
лектива. Еще не везде пользуются этой си- - службе советских воинов.
	Результаты не замедлили сказаться. Ма-
	лой. Конечно, я рассказал о случае, весьма