8 апреля 1948 г., четверг, № 83 (2877)

КРАСНЫЙ ФЛОТ
	От проверки до проверки
	На этот раз флагманский специалист
вапитан-лейтенант Корнев решил побывать
на больших катерах-охотниках. Он’ хотел
проверить, как на катерах реализуют его
указания. Правда, об учебе ему регулярно
‘докладывает капитан-лейтенант Чурсин, но
доклад — одно, а личные наблюдения —
совсем другое.

Прибыв на место, т. Борнев ознакомил-
ся с практикой старшинекой учебы. Учеба
в общем проводилась целеустремленно, но
не все старшины вели на занятиях кон-
спекты. Кроме того, т. Корнев установил,
что почти все старшины весьма слабо зна-
комы е методикой проведения занятий. 06-
наружил т. Корнев и такой существенный
недостаток: занятия с матросами но специ-
альности проводятся в кубриках, а не у ме-
ханизмов; конструкции деталей и их рабо-
та изучаются только ло’ чертежам и опи-
саниям. —

В результате после’ посещения катеров
капитан-лейтенантом Корневым в журнале
боевой подготовки ноявилась запись, Hepe-
числяющая все векрытые недочеты. Спустя
несколько дней был издан приказ о немед-
ленном устранении недостатков. Капитан-
лейтенант Корнев считал себя вполне удов-
летроренным.

Несколько иные чувства вызвали резуль-
таты проверки у капитан-лейтенанта Чур-
сина. Глядя на записи в журнале, он раз-
мышлял: откуда появилея столь длинный
перечень различных недостатков? Тов. Чур-
син отнюдь не снимал с себя ответетвен-
ности за упущения, но ‘невольно возникал
вопрос: почему т. Корнев не пришел на
катер раньше, не начинается ли снова про-
шлогодняя история?

И т. Чурсин вопомнил о том, как в тече-
ние прошлого лета работа флагманских спе-
циалистов на катерах сводилась, главным
образом, к проверкам. Предетавители штаба
лично почти не присутствовали на заняти-
ях и учениях. Разумеется, такая порочная
практика отрицательно сказывалась на Ka-
честве боевой учебы.

Между тем большую пользу могло бы
принести проведенное флагманским специа-
листом показательное занятие, на котором
молодые офицеры и старшины наглядно
увидели бы правильную методику обучения.
Следовало бы создать и лучшие условия для
тренировок командиров катеров. В такой
конкретной помощи, в личном практиче-
ском показе, в. четких указаниях и должно
заключаться руководетво флагманского спе-
цизлиста боевой учебой.

Этого и ждет т. Чурсин. Этого же ждут
or t. Корнева и другие офицеры. И если
капитан-лейтенант Чурсин только гадает о
том, повторится или нет прошлогодняя
практика, то у других командиров, уже ело-
жилось на этот счет определенное мнение.

Факты таковы. В первых числах января
капитан-лейтенанта Филимонова назначили
на должность командира корабля. Он o6pa-
тился кт. Корневу с просьбой: :
	Стрелковые состязания
	RPACHOSHAMEHHAH AMYPCRAH: O10-
ТИЛИЯ, 7 апреля. (Корр. «Красного Фло-
та»). Проведены двухдневные соревнования
лучших стрелков кораблей и частей флоти-
лии. В первый день моряки состязались в
скоростной стрельбе из винтовки на ди-
станцию 300 метров. Лучших результатов
добился старшина Шимолин, Командное
первенство присуждено стрелкам подпол-
ковника Кумарова, второе место заняли
представители об’единенной школы.
	В Н-ской части состоялись стрелковые
соревнования офицерского состава по
стрельбе из винтовки, ручного и станково-
Го пулеметов и пистолета.

Мастерское умение владеть оружием по-
казали офицеры Федотов, Прокопов, Вомо-
торцев. Все упражнения из винтовки и пу-
леметов они выполнили с отличной оцен-
кой. При стрельбе из пистолета отличились
	лейтенанты Нетесов и Сарпулов,
	Подпольщики сохранили написанные для
него дневники и письма Волошиновой, Лео-
нид бережно хранит эти письма, где мать
завещает ему честно и самоотверженно
служить своему народу.
	Вончает Медицинский ‘институт связная
партизан Женя Островокая. Ее муж —
Гриша  Гузий — работает ° инструктором
облисполкома. Бывший член поднольного
комитета комсомола Женя Лазарева заве-
дует. сейчас отделом кадров в облоно...
	— Меня продолжает волновать тема
крымского подполья,-— говорит Козлов.—
В ряде тородов Крыма были подпольные
организации, они вели большую работу в
тылу у врага. В настоящее время я пишу
повесть о подпольщиках Севастополя.

Иван Андреевич показывает материалы
0 деятельности севастопольских патриотов.
Вот: выпущенные в дни оккупации листов-
ки севастопольцев, подписанные «КПОВТН»
(коммунистическая подпольная организация
в тылу немцев), Одним из организаторов и
руководителей большевистского подполья в
Севастополе был гвардии старшина комму-
нист Ревякин.
	Ревякин и жена его Лида были схваче-
ны и зверски убиты немцами, но остав-
шиеся в живых продолжали работу. Иван
Андреевич Козлов, изучая севастопольекое
подполье, нашел дневник Ревякина и ряд
других документов. Подпольщики замуро-
вали эти материалы в стене дома близ
своей подпольной штаб-квартиры.

Ееть документы, есть живые люди, и
это поможет восстановить для потомства
картину славной борьбы севастопольских
патриотов, в мрачный ‘период фашистской
оккупации, .

— Такие книги нужны,— говорит И. A.
Возлов. —Я вижу свою почетную обязан-
ность в том, чтобы по горячим &ледам ието-
рии работать над произведениями, которые
запечатлеют подлинные события народной
борьбы, ярко зарисуют облик людей, при-
мер которых будет служить образцом доб-
лести и геройства для будущих поколений.
	. В, АКОВЛЕВ,
Симферополь.
	Апрель,
	— Я начал прием дел. Прошу вас прит-
ти и помочь мне ‘обследовать третью б0е-
вую часть.

С таким же предложением т. Филимонов
обратился и к другим флагманским специа-
листам. Но откликнулся на это предложе-
ние только офицер Лебедев. Он явилея на
корабль, тщательно обследовал артиллерий-
скую боевую часть, Дал командиру не-
сколько дельных ‘советов.

Другие флагманские специалисты не при-
шли. В числе их был и т. Корнев. Он при-
шел на корабль только месяц спустя после
приглашения т. Филимонова, да и то для
участия в смотре. Вак и полагается в таких
случаях, капитан-лейтенант Корнев обеле-
довал механизмы, ‘проверил документацию,
даже заглянул в рундуки в Кубрике. При
подведении итогов смотра общее состояние
корабля было признано хорошим. Нот. Кор-
нев сделал ряд замечаний по адресу моло-
дого офицера командира БЧ-Ш лейтенанта
Дьяконова.

Командир корабля высказал тогда капи-
тан-лейтенанту Корневу мнение 0 том, что
недостатки в деятельности третьей боевой
части можно‘ быстро изжить, если поможет
в этом и он-—= флагманский специалист,
Тов. Ворнев согласился с этим.

Прошла неделя, другая... Капитан-лейте-
нант Филимонов сумел выполнить многие
указания, сделанные во время смотра, A
т. Корнев так больше и не зашел.

Что касается самото т. Дьяконова, то он
заявляет:

—- Вомандира соединения я вижу на ко-
рабле чаще, чем своего непосредственного
руководителя по специальности т. Корнева.
А ведь командир занят куда больше, чем
флагманские специалисты.

Пришлось нам побывать еще на одном
корабле, rye минная специальность счи-
тается основной. И здесь в журнале боевой
подготовки мы. увидели те же длинные за-
писи, ‘сделанные знакомой рукой. Указывая
на них, старший лейтенант Метелкин резю=
мировал:

— Если бы флагманский специалист по-
чаще к нам заглядывал, поглубже вникал
в суть дела, то записи были бы короче.
Дело от этого только выиграло бы. А то
записей с каждым разом” становится все
больше и’ больше, ‘а конкретной помощи
флагманского специалиста не видно.
	Так работает флагманский специалист
т. Корнев. Для ясности добавим, что два
корабля, о которых идет речь в этой кор-
респонденции, стоят: борт о борт с кораблем,
где постоянно находится капитан-лейтенант
Корнев. На некотором удалении расположе-
ны большие катера-охотники:; И если yx
на рядом стоящих кораблях редко видят
т. Борнева, то вояд ли канитан-лейтенант
Чурсин скоро енова увидит флагманского
специалиста: Придется, очевидно; ждать 0че-
редкой ‘проверки.

‚Лейтенант -А;. ГОРЮНОВ.
	Под’ем затонувших
судов
	На Днепре, реках Прибалтики и других
водных артериях страны приступили к ра-
боте судопод’емные отряды Министерства
речного флота. В нынешнем’ году перед
ними поставлена ‘исключительно важная
задача: закончить под’ем всех затопленных
во время Отечественной войны судов i
этим полностью расчистить фарватеры рек
и озер для плавания.
	На-днях в Москве закончился сбор руко-
водителей отрядов судопод’емщиков. Целью
сбора явились обмен опытом, выявление
лучших технических. методов работы п
организации труда.

На еборе были подведены итоги дея-
тельности судопод’емных‘ отрядов.

Немецко-фапеистские захватчики причи-
нили громадный урон речному флоту Co-
ветекого Союза. Они потопили и взорвали
тысячи судов. Многие реки превратились в
подводные кладбища затопленных парохо-
дов, барж, буксиров и т. д., важнейшие
водные магистрали оказались веледствие
этого несудоходными,

Благодаря самоотверженной работе водо-
1830в и других специалистов за прошед-
шие годы было поднято со дна’рек и 03ер
весьма значительное число судов. Многие
из них уже’ восстановлены и находятся в
эксплоатаций.
	О размахе производившихея работ гово-
рит. следующий факт: только в прошлом
году были извлечены сотни судов. — от не-
больших буксиров до нефтебарж водоизме-
щением восемь—десять тысяч тонн. Так,
например, отряд т. Озерова поднял за год
66 судов. Особенно большое мастерство
проявил личный состав этого отряда на
Онежском ‘озере. Работая на значительной
глубине, нередко в ‘штормовых условиях,
водолазы и другие специалисты подняли
много затопленных ‘пароходов. Образцы са-
моотверженного труда показали также судо-
под’емщики отрядов тт. Арэ, Болгова и
других.

Особенно большие работы развернутся в
нынешнем году на реках Прибалтики, на
Днепре, Онеге и на Ладоге, где водолазы ис-
следуют весь маршрут «Дороги жизни», пи-
тавшей в годы войны блокированный врагом
Тенинграх,
	Присуждение премии
имени Ю. М. Шокальского
	Под руководством старшего научном
сотрудника Ленинградского отделения Госу-
даретвенного океднографического — инсти-
тута В. П. Александрова был составлен
«Атлас течений восточной части Белого
моря». Этот атлас представляет собой npak-
тический итог весьма крупных по масштабу
исследований течений горла и воронки
Белого моря,
	Приказом начальника Главного управле-
ния гидрометеорологической службы пи
вете Министров СССР тов. Александрову
присуждена премия имени Ю. М. Шокаль-
ского за лучшую научную работу в области
	морской гидрометеорологии, выполненную
3 1947 году.
	Порочный стиль работы флагманского
спениалиста
		турмана учатся в море
	Из опыта сборов-походов
	Рассказ о боевых традициях
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 7 апреля. (По   воспоминаниями выступили бывалые моря-
телеграфу). В матросском клубе Н-ского с0-  ки, участники многих смелых операций
	главный старшина Мерхалевский, старшина
1 статьи Сазонов и другие.

На вечере присутствовали шефы. Они
подарили личному составу подразделения
библиотечку художественной литературы.
	единения состоялся вечер личного состава
кораблей и частей, посвященный боевым
‘традициям краснознаменного подразделения
кораблей. Доклад о боевом пути подразде-
ления сделал офицер Трофимов. Затем с
	ЛАУРЕАТЫ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ
	Среди
	героев
	В прошлом году на нашем флоте было
проведено немало штурманских сборов-по-
ходов. Они помогли штурманам кораблей
и подразделений приобрести практические
навыки кораблевождения и использования
техники, изучить условия и . особенности
плавания на нашем театре. Опыт этих по-
ходов заслуживает внимания, поскольку
такая форма учебы применяется ‘и сейчас
на всех флотах.

Известно, что корабли чаще терпят на-
виганионные аварии не в море, а в базах,
при входе и выходе из них. ели штурман
нетвердо знает навигационные условия
плавания в районах баз, не имеет лоцман-
ских навыков, то ему очень трудно обеспе-
чить безопаеноеть: кораблевождения.
	В наших училищах не обучают лоцман-
ским навыкам вождения кораблей. Молодой
штурман с первых. ве дней своей службы
который “He может восполнить отличное
знание им навигации, астрономии и радио-
навигации. Для безаварийного плавания
	-По акваториям портов и при входе в базы
	штурману требуются практические лопман-
ские знания И Навыки.
Устранить этот пробел в подготовке
питурманов оказалось возможным следую-
щим ©10с0бом: проводить штурманские по-
ходы на катерах и мотоботах. На этих су-
дах без риска потерпеть аварию, не затра-
чивая большого количества топлива, можно
«облазить» весь район. ‘зайти в. любую
	«облазить» весь район, зайти в’ любую
-узкость. обойти весе причалы и места якоТ-
	ных стоянок. Такие походы помогли петур-
	‘манам,” особенно молодым, хорошо изучить
районы баз и, главное, приобрести лоцман-
	ские навыки.

Проводили мы штурманские походы и на
рейсовых транспортах местного каботажно-
го плавания. В этих походах штурмана
	‘изучали условия прибрежного плавания на
	театре и в отдаленных портах и базах,
недоступных для катеров и мелких судов.
Особенно целесообразно пользоваться рей-
совыми транспортами для сборов-походов
	офицезов соединений малых кораблей, а
	также кораблей, находящихся в ремонте.

_ Инициативу в этом деле на нашем флоте
проявил флагманский штурман капитан
3 ранга Винокуров. Под его руководством
проводилиеь штурманекие походы на двух
	пароходах и на транспорте. С разрешения
капитанов на судах были оборудевены
	штурманекие столы для ведения провладьи.
Офицерам: предоставили для работы  игтур-
манские приборы. Благодаря тщательному
предварительному изучению маршрутов и
условий плавания, занятиям в штурманеком
кабинете и тренировкам в измерении выеот
светил все участники походов смогли пло-
дотворно учиться в море и приобрести хоро-
пгую штурманскую практику. Они решили
много астрономических задач, сделали за-
рисовки побережья и замечания но коррек-
туре лоций. Конечно, рейсовый транепорт
	не может взять большое количество учает-
	ников похода, но. посылать на нем 6—5
штурманов вполне возможно:
	Результаты каждого сбора-похода зави-
	CAT от подготовки в нему штурманов Н
‚самого корабля. Без такой подготовки офя-
	церы мало чему научатся. В январе этого
тода-два корабля ходили в штурманский по-
ход. В числе других задач от участников его
требовалось: потренироваться в астрономиче-
ских определениях. К похолх’ не подготови-
	лись. Молодые штурмана очень неуверенно
‘определялись в море. Там им пришлоет
засваивать то. что они должны были освоить
	в .базе. Спрашивается: зачем же выходили
в море, зачем напрасно жгли топливо?
Разве нельзя было еще в базе натрениро-
вать штурманов в измерении высот, рептить
	с ними две-три задачи? Вонечно, можно.
Тогда поход закрепил бы знания офицеров,
полученные в базе, обогатил бы их прак-
тическими навыками.

Важно обратить внимание перед походом
на подготовку штурманской части. В соеди-
нении, о котором мы говорили, в феврале
запланировали очередной штурманский по-
ход на корабле, где командиром т. Стрель-
бицдкий. Накануне же выхода в море обна-
ружили, что на корабле неисправны эхо-
лот. лаг и  ненадежен радиопеленгатор,
	Отнако эти неполадки не смутили флагман-
	ского штурмана т. зорицева. Он поставил
теред участниками похода следующие. за-
дачи: практика в плавании по счислению,
астрономическая практика, определение по
‘радиопеленгам, изучение заливов и бухт,

’ №Командир. соединения выпустил корабль
в штурманский поход. Когда офицеры ста-
ли решать астрономические задачи, тосока-
залось, что поправка палубных часов ©
28 сентября прошлого года не определялась.
Поправку определили по сигналам, которые
передаются для сверки времени. В резуль-
тате штурманам пришлось решать задачи
заново. На походе удалось залтустить лаг,
но его. поправка веледствие неисправности
все время менялась. Отсутствие исправного
эхолота и небольшая видимость исключили
возможность захода в Уузкоети. Таким обра-
зом, учебные задачи штурмана не выпол-
нили. Почти никакой пользы этот поход им
не принес, Вывод: если материальная часть
БЧ-[ корабля не в порядке, то на нем
нельзя посылать офицеров для. штурман-
ской практики.

Каждый сбор-поход, кроме решения по-
ставленных учебных задач, должен пресле-
довать также цель повышения штурман-
ской культуры, Поэтому служба в первой
боевой части корабля, на котором проводит-
ся поход, должна быть образцовой. Ведь
трулно говорить о повышении культуры в
работе штурмана, если его обучают на та-
ком корабле, где неисправны приборы, где
полгода не сверяются часы и т. д.

Укажем еще на один недочет некоторых
штурманских походов. Иногда стремятся
решить в одном походе большое количество
задач. В результате ни одна из. них не ре-
шается полностью. У штурманов просто
нехватает времени на это. Перед участни-
ками похода на корабле т. Стрельбицкого
были поставлены четыре задачи: счисле-
ние, астрономическая практика, радионавн-
гационная практика и изучение театра. И
все это надо было сделать за 48 часов.
плавания! Если бы даже штурмансокие нри-
боры на корабле находились в исправности,
все равно решить столько задач офицеры
не смогли бы.

Мы считаем, что на. каждый поход надо
ставить одну—две задачи, но зато полно-
стью решать их. Занятия по астрономии
нельзя сводить только к измерению высот
и решению задач. Целесообразно охватить
И такие вопросы, как изучение звездного
неба, определение квадратической опеибки,
привитие навыков в определении. поправки
часов и т. д. Вроме того, надо обучать
штурманов анализировать в походе свои
ошибки, находить-иИх причины.
	В заключение отметим, что те корабли,
которые в. прошлом тоду имели неудов-
летворительные ° оценки по проведению
штурманских походов, стремятся в этом
году наверстать упущенное, сделать как
можно больше походов. Это хорошо; но нало
обращать более серьезное внимание на под-
готовку к ним. Тогда еборы-походы стануг
действенным средством углубленной прак-
тической подготовки штурманов и повыше-
пия культуры их работы.
	Капитан 2 ранга Б. ЦЕЗАРЕВИЧ.
	Черноморский -флот. Вахтенный офицер корабля Н. старший лейтенант Л. Хари-
		Фото М, Покатило.
	Славное десятилетие
	воспоминаний: у развернутого боевого зна-
мени, увенчанного’ двумя орденами.

В другой раз вечер состоялея в подраз-
делении, носящем имя его бывшего коман-
дира Героя Советского Союза-Василия Хряе-
ва. На вечер были приглашены авиаторы
из других подразделений. Имя Василия
Хряева дорого и памятно каждому, кто слу-
жил и елужит в этом подразделении. Это
был боевой командир, искусный истреби-
тель. Он лично ‘уничтожил 14 вражеских
самолетов. Окодо шести десятков машин
врага сбили под его ‘руководством летчики.
Василий Хряев геройски погиб-в воздут-
ном. бою. На аэродроме, с которого поднял-
ся в последний бой -на. своем истребителе
	Василий Аряев, установлена мемориальная
	доска. Имя Хряева ‘присвоено подразделе-
нию, которым он командовал, и навеки за-
несено в списки личного состава части.
Тепло и проникновенно: прозвучали речи
товарищей, выступивших с’ воспоминания-
ми о любимом герое Ha вечере, ЙосвЯщен-
ном памяти Хряева. Летчики. воевавние
	  вместе с ним, рассказали, как постигал он
	искусство. сочетания огня и маневра, Как
учил и воспитывал своих подчиненных.
Беззаветная преданность Родине, мужество
и отвага Хряева, его стремление к посто-
янному совершенствованию своего мастер-
ства служат образцом для всех летчиков п
авиаспециалистов.

В дни подготовки” к празднованию деся-
тилетнего юбилея в общежитиях личного
состава, в комнатах политико-просвети-
тельной работы проводились .беседы из
истории авиачасти, Один из старейших лет-
чиков— капитан  Безлатний. рассказал. моло-
дежи о боях истребителей в небе Черно-
морья. Офицеры Игнатов, Тараканов и дру-
гие выступили с докладами о боях в При-
балтике.

Не так давно в ‘авиачасти был подготов-
лен большой монтаж «Как это было». Фо-
тографии и документы рассказывали о том,
	как были заслужены в боях два орлена и
	почетное наименование. Вырезки из газет
периода войны, плакаты, посвященные
истребителям, фотоснимки, запечатлевитие
эпизоды боев и фронтовой жизни, расска-
зывали о пути части. _Пропаганла боевых
традиций, проводимая по инициативе ком-
мунистов и комсомольцев,. способствовала
общему под’ему боевой и политической
подготовки личного состава. Сейчас авиа-
часть занимает одно из первых мест в со-
	единении. .
Hanwraw И. ЦАРТ.
	На-днях морские летчики торжественно
отметили десятилетний юбилей своей ча-
сти. Боевое крещение они получили в пер-
вый же день войны. Летчики этой части
дрались за Родину до самого Дня Победы-—
9 изя 1945 года. Они уничтожали враже-
скую авиацию над Черномореким побе-
режьем и водами Балтики. Они героически
обороняли Севастополь, вели бои за оево-
бождение Советской Эстонии, Латвии, Лит-
вы от немецких захватчиков, участвовали
в сражениях за взятие Клайпеды и ряда
городов и военно-морских баз на Балтий-
ском и Черноморском побережьях. Сотни
штурмовок и воздушных боев провели лет-
чики. Они уничтожили большое количество
техники и живой силы врага, сбили и
уничтожили на земле 348 немецких само-
летов. т

Правительство высоко оценило воинский
труд личного состава. Часть за годы войны
награждена орденами Красного Знамени и
Ушакова. Четырем наиболее умелым и от-
важным летчикам было присвоено звание
Героя Советекого Союза.

В самом начале войны один из лучших
истребителей Юрий Шитов первым в авиа-
части сбил самолет противника. В послед-
ний день войны офицер Шитов закрыл
боевой счет, уничтожив в воздушном бою
немецкий самолет, Это был ‘406-й боевой
вылет Шитова и 17-й вражеский самолет.
	сбитый им.
	Истребители свято чтят боевые. тради-
ции своей авиачасти, бережно хранят свет-
лую память о своих боевых друзьях, совер-
шивших героические подвиги во имя Ро-
дины. На боевых традипиях, на примерах
мужества, героизма и высокого воинского
мастерства лучших воздушных бойцов вос-
питываются сегодня молодые летчики. Под-
линной дупюй в организации воспитатель-
Ной работы на боевых традициях являются
партийная и комсомольская организации
(секретарь партбюро т. Синякинский).

...В этот вечер авиаторы в парадных ко-
eTw Max, украшенных орденами и медалями,
собрались в назначенный чае. В торжеет-
венной обстановке было вынесено боевое
знамя. У развернутого знамени  летчик-
истребитель Нлешков рассказал собравшим-
ся о боевом пути, пройденном под этим зна-
менем. С воспоминаниями о минувших де-
сяти годах выступили и другие летчики.
Они призвали молодых авиаторов следовать
	примеру героев, беречь славу сталинской
	авиации и умножать славу своей части.
Надолго запомнился молодежи этот вечер
	В Н-ской части Краснознаменной Васпий-
ской флотилии состоялось вручение орденов
и медалей большой группе. военных моряков,
награжденных за долголетнюю и. безупреч-
ную службу. .

Орденом Ленина награждены капитзн
2 ранга Лотоцкий и капитан 3 ранга Заи-
ченко: медалью «За боевые заелуги». —
	CHRO, медалью Koa DOEBBIC заслуги» —.
дважды Герой Советского Союза капитан-
	удалось обмануть их, укрыться в комнате,
на двери которой подруга навесила замок,
& затем — пробраться в лес...

- — Герои моей книжки — простые со-
ветские люди. Они вели борьбу © вравом,
не думая о похвалах и наградах, сознавая
лишь, что выполняют ©вой долг, — говорит
И. А. Козлов. — Они хоропю знали, что у
врага для них нет меньшей меры, чем
смерть. В каждом городе в Крыму были
сотни славных патриотов. Имена многих из
них остались неизвестными. В своей книж-
ке я описываю славных людей, которых
все мы, подпольщики, знали. Таковы по-
тибшие учителя Волошиновы, герой желез-
нодорожник Ефремов...

С трогательной теплотой вспоминает
Возлов 0 сапожнике Филиппыче и ето
жене — хозяевах главной конспиративной
квартиры, замечательных патриотах, по-
гибших в Гестаповеком застенке.

—-В их делах, — говорит он,— раскры-
вается величественный моральный облик
советских людей, способных ‘на великие
подвиги.
	После краткой речи Возлова перед ©о-
бравшимися выступали живые герои ‘его
книги. Они рассказывали о различных эпи-
зодах борьбы, вспоминали товарищей, с
глубоким волнением говорили, какие это
были славные, сердечные, чистые вердцем
люди. И 10, что знакомо читателям из кни-
ги И. А. Козлова о крымских подпольщи-
ках, ожило и засверкало в рассказах этих
молодых людей, прошедших суровую шко-
лу борьбы под руководством большевиет-
ского подпольного комитета...
	...Чоздно вечером мы пришли на квартиру
И. А. Козлова. В комнате, служащей Ивану
Андреевичу рабочим кабинетом, завязалась
беседа,

Крымский художник Михаил Щеглов
посвятил Козлову свою картину. Немощ-
ный старик, обросший бородой, в очках, в
засаленной тужурке и старенькой шапке-
ушанке, опираясь на клюшку, передвигает-
ся по тротуару: Он устало тащит рабочий
ящик и несколько стекол. В отдалении, 38
углом, виден немецкий патруль.

— Вот таким я был в № дня,— гово-
рит Козлов.

Иван Андреевич продолжает работать нал
темами крымского подполья. У него нако-
	Вручение орденов и медалей
	лейтенант Леонов; капитан-лейтенант Cy-
этин, Надточий, Якубовский и многие дру-
гие,

Вручавший правительственные награды
капитан 1 ранга Серебренников’ горячо по-
здравил награжденных и пожелал им даль-
нейших успехов в службе.

Капитан-лейтенант Н. КИРПИЧЕВ.
	Краснознаменная Каспийская флотилия.
	пилея большой фотоархив. С фотографий
смотрят славные лица юношей и девушек.
Многие из них — в школьных платьях и
курточках. Так выглядели они тогда. Иван
Андреевич с нежностью ‘перебирает фото-
графии, затем он извлекает связку писем
своих читателей.
	Лиля Никонова, учащаяся московской
школы, пишет:

«Я недавно прочитала книгу «В крым-
ском подполье», она оставила у меня очень
сильное впечатление Какие замечатель-
ные люди были члены поднольной органи-
зации! Я не могу забыть Бориса Хохлова,
Виктора Ефремова, Николая Долетова, Зою
Рухадзе, Ольгу Шевченко, супругов Воло-
шиновых, Я желала бы быть такой He, Kak
НИ».
	Демобилизованный Юрий Михайловский
пишет:

«Я три года был на фронте в танковых
частях. Был в боях под Орлом, Минском,
Вильнюсом, Ёаунаеом, воевал в Восточной
Пруссии. Но то, что вам пришлось пере-
жить,-— это труднее и опаснее. Образы ге-
роев крымского подполья запечатлелись у
меня навсегда. Мужественные, смелые, вы-
носливые рядовые. советские люди. В том,
что вы рассказали о них, видна огромная
сила советекого народа...»
	Писем много, В каждом из них содер-
житея просьба рассказать о ‘дальнейшей
судьбе отдельных, описанных в книге лю-
дей: живы ли они, как устроилась их
жизнь после войны? Читатели полюбили
героев повести, волнуются за их судьбу.
	Иван Андреевич расоказывает о судьбе
живых участников полполья.
	Бывший командир диверсионной группы
Вася Бабай учится на 4-м курсе Энергети-
ческого института в Москве. Участник ряда
диверсий Анатолий Бас служит на Черно-
морском флоте, заочно он кончает Сельеко-
хозяйственный институт. Жена славного
Ефремова — организатора железнодорожных
диверсий — Людмила работает в прокура-
туре города Симферополя.

Мы узнаем, что в Крым приехал сын Во-
лоиновой Леонид, © котором она так вел-
 НОВЬЗОСЬ. Всю войну он пробыл на фронте.
  Теперь он демобилизовался и заканчивает в
Симферополе  Педатотический — инетитут.
	замечательной повести
	`. Старый большевик, руковолитель симфе-
	POHOFECROTO поднолья в дни оккупации
Крыма, автор книги «В крымеком под-
‘олье» == Иван Андреевич Козлов удостоен
звания “лауреата Сталинской премии.

Внига Козлова является одним из заме-
чательных, ярких повествований 0 борьбе
советеких людей в период ‚немецкой ORRY-
пации. Все описанное в ней происходило в
действительности так, как рассказывает
автор. В ней нет вымышленных фами-
`лий — все ее герои или существовали и
‚погибли в борьбе, или существуют и по сей
‘день, Хотя сам автор <кромно говорит в
‘книжке 0 своей роли, он сам — также ге-
рой повести. Именно эти особенности книги
И. А. Козлова сделали ее популярной и лю-
	бимой у читателей.
< ar - mf
	умители Симферополя хоропю знают Ива-
нА Андреевича, и почти каждый сможет
указать его квартиру, расположенную на
‘улице Горького. Прошло четыре года co
времени описанных Козловым в книге со-
бытий, но и по сей день судьба героиче-
ских людей, действовавших в тылу У вра-
та, продолжает волновать читателей. Дея-
телей крымекого подполья часто пригла-
шают в школы, на предприятия, в учре-
ждения, чтобы повидаться с вими, побесе-
девать. Они приезжают на корабли сева-
	стопольской базы флота, в части бойцов
Таврического военного округа. \^
	Тлубоко волнующи эти встречи © живы-
ми героями книги.
°С Иваном Андреевичем и некоторыми ге-
‘POAMH крымского подполья мы ‘познакоми-
лись на вечере, организованном Крымеким
облисполкомом. В зале было тесно. Среди
собравшихся можно было увидеть предета-
вителей разнообразных елоев нахеления—
И престарелую чету гучителей, и семью ста-
`рого’ симферопольского кустаря из артели
«Прогресс», и отставного военного, при-
зпедшего сюда с сыновьями, и домашних

хозяек, и рабочих ремонтных автомастер-
CRUX.
	Иван Андреевич — пожилой человек, но
далеко не старик, каким мы помним его по
повести. У него открытое, смелое лицо и
добрый, немного задумчивый взгляд. Прой-
дя к столу президиума, он назвал несколь-
ко имен и попросил участников подполья
сесть к нему поближе. Один за другим из
зала к нему начали протискиваться люди,
и вскоре он был уже окружен молодежью,
горячо пожимавшей ему руку.
	Среди молодых людей возле Козлова мы
увидели коренастого Гришу Гузия и Женю
Островскую, известных по повести бесемен-
ных и храбрых связных партизан © под-
польщиками. Мы вспомнили, Kak много
важных донесений, рискуя жизнью, про-
носили они, как много взрывчатки, мин,
гранат доставили они в Симферополь, как
много подпольщиков провели из города в
партизанские леса.

Вот один из °бывших подпольщиков —
Владимир Енджияк, учаетник, многих дерз-
ких операций, спасшийся от рук гестапо
в момент обыска благодаря своей сестренке
Викторине, Она, рискуя жизнью, помогла
Тогда бежать ему через окно, но он вер-
нулся с товарищами, перебил допрашивав-
ших Викторину немцев и выручил евою
раненную немцами сестру. С радостью мы
узнаем, что Викторина осталась жива. Пос-
ле войны она окончила в Симферополе тех-
никум консервной промышленности и pa-
ботает сейчас на прелприятии.
	Мы видим подле Возлова юную, светло-
глазую Лидию Трофименко. Котда немцы
пришли в Симферополь, она была учени-
цей 14-й средней школы. Среди ее одно-
клаесников было много елавных героев
подполья, Одни из них стали жертвами ге-
стаповских палачей, другие живы, учатся
н работают. Лида участвовала во многих
смелых. операциях — расклеивала листов-
ки, поддерживала связь се партизанами, Ее
и Шуру Цурюпу искали немецкие шпики.
	  Но девушкам, как мы знаем из повести,