ФЛОТ

`. ВЕТуПЛеНИе В СИЛУ -
‘торговых соглашений
между СССР и Швейцаркей `
	Правительство Союза COP п Федераь-
ный» Совет” Швейцарии: ‘одобрили подписана
ные в Москве 17 марта сего года Соглаше-
ние 6 товарообороте между Союзом ССР
и Швейцарией и Соглашение о Торгово
Представительстве. CCCP в Швейнарии.

Тем самым указанные Соглашения всту-
пили‘в силу с 1 апреля 1948 года.

, (TACC).
on о
	Шахматный
чемпионат мира
		8 торговых судов, полученных по ленд-лиз),
`` возвращены Соединенным ` Штатам” ^
	Как ранее сообщалось ‘в советской печа-
ти, в связи с происходящими советско-
американскими‘ переговорами по урегулиро-
ванию расчетов 0 ленд-лизу ‹ между
правительствами СОСР и США в январе сего
года была достигнута дотоворенность о в03-
врашении Соединенным Штатам в течение
февраля — марта 7 танкеров и одного сухо-
труэного судна из числа торговых суУдоз,
	переданных Советскому Союзу по ленд-лизу
	во время воины.
По свелениям. полученным ТАСС из авто-
	титетных источников, передача указанных
	8 судов представителям правительств“
Соединенных Штатов осуществлена В
период между 20 февраля и_27 марта в

портах Триест, Гонконг и Иокогама.
(TACC).
	В английском
	парламенте
	  ЛОНДОН, 5 апреля. (1400). Вчера в ан-
глийском парламенте представитель прави-
тельства ответил на вопросы о размерах
потерь, которые понесла Англия, направляя
50 время войны караваны своих судов в бо-
_ветский’ Союз. Предотаватель правительства
указал, что эти потери выразились в 19 во-
енных судов-из числа кораблей, конвоиро-
‘вавших караваны “английских судов. Потери
торгового флота по тоннажу превысили
200 тысяч тонн. Людские потери составали
2.055 военных моряков и 525 человек из
‚экипажей сулов торгового флота.
	Демонстрации трудящихся
° во Франции
	ПАРИ, 9 апреля. (1А00). Вчера по
всей Франции происходили демонстрации
рабочих «троительной и лесообрабатываю-
шей промышленности. Трудящиеся, пишет
  гавета «Юманите», заявили о своей едино-
 на воле бороться за удовлетворитель-
  ную зарплату и против безработицы. Они
‚ выразили свое презрение к раскольникам из

«Форс увриер» и французской конфелера-
пии христланеких трудящихся.
° В.Париже на митинге на бирже труда со-
бралось более 15 тые. строителей. Генераль-
ный секретарь профооюза. рабочих строи-
тельной и лесной промышленности Брике
ваявил о требованиях строителей: прожи-
точный минимум в 12.900 франков и проч.
Брике призвал к борьбе с безработицей, ко-
торая свирепствует в этой отрасли пюмыш-
ленности, несмотря на то, что во Франции
наблюдается острый жилищный кризис (в
стране нехватает 5 млн, квартир).

-Участниви. митинга направились затем
5 парижекому муниципалитету.

Работники лесообрабатывающей промыш:
ленности .собрались. на митинг В здании
своего ппофсоюза и передали свои требо-
‘вания ‘0б’единению предпринимателей, ле-
сообрабатывающей промышленности. = _

Всего в Париже в демонстрациях при-
няло участие более 25 тыеяч человек.

Многочисленные митинги состоялись
также по всему Парижекому району и в
крупных пентрах Франции: Марселе, где
На митинге присутствовало $ тые. человек,
в Гавре, Клермон-Ферране, Нанте, Калэ,
Нипце, Лиможе, Арле, Сен-Назере и др. В
Лилле все рабочие превратили на время де-
‘монетрации работу.
	Чехословацкое ‘правительство
приняло ряд законопроектов
.о национализации
	НРАГА, 9 апреля. (TACO). Чехословац-
koe правительство одобрило ряд законопро-
ектов, касающихся национализации про-
мышленных и других предприятий, на ко-
торых занято более 50 человек. Эти
законопроекты были предложены замести-
телем премьер-министра Запотопким ‘во
исполнение решений с’езда представителей
-фабрично-заволевих советов и профсоюзных
‚организаций, состоявшегося 22 февраля
1948: года. Приняты также законопроекты
0 национализации  промьянленных  пред-
приятий, имеющих важное значение для
промышленного производства, независимо
от числа рабочих и о национализации ou-
‘товых торговых об’единений,

Одобренные правительством законопроек-
ты ‘предусматривают выплату возмещения
влалельнам предприятий, ‘торговых и дру-
гих об’единений на основе декрета’ прези-
‚лента, изданного в 1945 году в связи с
‘национализацией крупной промышленно-
CTH, рудников: и шахт.  ‘
	‚решение австралииского
парламента
	СИДНЕЙ, 9 апреля. (ТАСС). После почти
двухдневных обсуждений 8 зпреля-аветра-
лийокий федеральный парламент 40. голо-
сами против.27 отклонил требование либе-
ральной и абрарной партий о запрещевльи
коммунистической партии.
	Ha совещании заместителей министров
иностранных дел пло Австрии
	ЛОНДОН, 9 апреля: (ТАСС). Ца вчераш-
нём заседании _ заместители  мипистров”
`‘ивостранных дел по’ Австрии перешли к

обсуждению 7-го н 9-го пунктов” советекого
предложения о германских активах в Abe
етрии.

Как известно/ ‘советские предложения.
‘предусматривают, что предприятия, переда-
заемые ОССР. не должны подвергаться’ от-_
чуждению без сотласия Советекого Союза и.

`что’ они будут действовать в соответствии с
австрийским законодательством при условий,
то австрийское правительство не будет чи-
НИТЬ препятствий к вывозу прибылей п

иных доходов, получаемых от деятельноети
этих предприятий. Согласно’ советским.
‘предложениям, вве передаваемые. Советскому
Союзу активы должны быть свободны от
обременений, возникших до -момента ях

фактического перехода в управление СССР.
	„На более ранней стадии обсуждения этих
вопросов французевая лелегапия заявила 0
“своем согласии с принципами, изложенными
в этих пунктах советского предложения, в
оговорила лишь право внесения редакцион-
‘ных поправок. Американская делегация так-
ке заявила в свое время о принципиально
‘согласии с советским предложением по
‘этим вопросам, предложив лишь установить
	Г определенный cpoR для неотчуждаемости
  советских предприятий. Вчера эти делегации.
пытались пересмотреть свои собственные по-_
зиции. В частноети, французский представи-_
тель вновь вернулся к вопросу о необходи-_
  мости установления порядка вывоза валюты
Гв счет прибылей п товаров. Американский
делегат вновь поднял неоднократно обсуж-
  чавшийся ранее вопрос о том, что выраже-_
ние <иные доходы» будто бы не является
ясным и что нужно вновь обсудить вопрос
0б обременениях, которые он сам тогда оха-
рактеризовал как маловажные и не пмею-
  щие существенного значения.

Советский делегат Коктомов напомнил

ji другим делегациям об их прежних позициях.

Анализируя то, что произошло на этом заее-

дании, сказал. Коктомов, можно сделать
заключение, что некоторые ‘делегации под-
‘вергают пересмотру хаже свои собственные
‘позиции и пытаются отойти от них назад.

Вместо того чтобы окончательно решать
бое. по которому уже почти не осталось
существенных разногласий, сейчас начи-
нается выискивание новых поводов для то-
то, чтобы осложнить разрешение этого во-.
проса всевозможными деталями, не имею-,
щими никакого отношения к согласованию
главных вопросов.
	`В. Великом Национальном собрании Румынии
BYXAPECT, 9 апреля. (ТАСС). На вче- дания и выступает против любой формы
	рашнем вечернем заседании Великого На-
ционального собрания Румынской Народной
республики под бурные аплодисменты при-
сутствовавших ‘председатель совета мини“
стров д-р Петру Гроза внес на обсуждение
Великого. Национального собрания . предло-
женный Фронтом народной демократии
проект новой конституции, В своем выступ-
лении Гроза сказал:
	«Бсе великие завоевания. румынского на--
	рода нашли свое. яркое выражение в. проек-
те конституции, составленном Фронтом на-
родной демократии и одобренном советом
министров. Проект конституции опирается
на румынскую действительность. - Предло-
женная Фронтом народной демократии кон-
ституция, олицетворяющая. собой установ-
ленный. в Румынии. строй народной .демо-
вратии, защищает интересы подавляющего
большинства населения страны вне зависи-
мости от пола, национальности, вероиспове-
	эксплоатации и утнетения. Новая. консти-
туция. обеспечит укрепление и дальнейшее
развитие Румынекой Народной республики,
как единого народного нёзависимого госу-
дарства, активного: фактора в деле защиты
и укрепления’ мира в этой части земного
mapa. ЕР

Новая конституция должна стать отра-
	  жением борьбы румынского народа за де-
	мократию, отражением могучей и счастли-
вой Румынии: С этой мыслью я пПредстав-
ляю на ваше обсуждение проект конетиту-
ции Румынской Народной республики. Ва-
ша залача будет частично облегчена тем,
		период был подвергнут широкому обсужде-
нию всего народа, а блестящие результаты
выборов являются свидетельством того, чго
подавляющее большинство нашего нарэда
одобрило проект конституции, предложен-

НЫЙ: Фронтом народной демократии». -
. yy
	Сегодня — в Колонном зале
Дома союзов
	Сегодня, 10 апреля, в Волонном зале
Дома союзов состоится торжественное от-
крытие московской половины розыгрыша
первенства мира пб шахматам. Вчера закан-
чивались последние приготовления к ту}-
ниру: Над эстрадой установлены две боль-
шие демонстрационные доски, сделанные по
эскизу художника Уманцева. Особенность
их в том, ‘что шахматные фигуры не на-
вешиваются, как обычно; а вставляются в
прорези ‘с--тыловой` стороны без видимой
помощи демонстратора. Началась продажа
билетов на турнир.
	В фойе Вюлонного зала в дни туров 0у-
тут выступать с комментариями . партий,
с лекциями и сеансами одновременной игры
гроссмейстер Г. Левенфиш, заслуженные
мастера спорта П. Романовский и Ф. Дуз-
Хотимирский, мастера В. Панов, Е. Загорян-
ский, В. Симагин, Ю. Авербах и друтие,
	Сеголня поступит. в продазву специально
изданная брошюра, в которой помещены
биографии М. Ботвинника, `П.  Кереса,
В. Смыслова, С. Решевского и М. Эй,
справка об их лучших епортивных. дости-
жениях, наиболее интересные партии. Вы
ходит из’ печати и специальная программа
московской половины турнира. :

Иностранные ‘участники чемпионата —
С. Решевский и М. Эйве, а также главный
судья профессор М. Видмар, секунданты и
корреспонденты использовали свободное
время для ознакомления ©. достопримеча-
тельностями Москвы. Они побывали на
Красной площади, на Ленинских горах, в
тезтрах, Третьяковской галлерее, осмотрели
станции метро. ``
	Завтра, 11 апреля, фовно в 17 часов
30 минут по московскому времени будут
пущены. шахматные часы — начнется 1-й
тур третьего круга чемпионата. Встретятся
Смыслов — Решевский и Эйве — Керес.
Лидер турнира гроссмейстер Ботвинник в
Этот день от игры свободен.
		_ Американский план создания
западно-германского ‘правительства
	_ официальное создание нового. западно-
терманского правительства.
«Полагают, — указывает обозреватель, —
что план США является главной темой про-
исхолящего сегодня совещания в Берлине
Newly представителями США. Англии,
Франции, Бельгии, Голландии и Люксембур-
га. которые как известно из достоверных
	1 источников. обсуждают положение в [ep-
	мании». Цо словам обозревателя, план
претставляет собой «официальную позицию
Вапиингтона и американских оккупацион-
ных властей во Франкфурте и Берлине.

Английские. представители на совещании
экопертов в Берлине, как это достоверно
известно, в основном поддержали инициа-
тиву США в вопросе о пересмотре сроков
слияния зон». в:
	 Трумэну и Ёларку
	IGHIOH, 8 апреля. (ТАСО). Вак. с00б-
maer areatcTso Рейтер. в Лендоне 8 ‘апреля
стало’ известно, что США’ предложили <0-
стоящую из’5 пунктов программу’ ‘создания
в течение: года западно-геруанокого прави-
тельства.

По утверждению липломатическог 0б03-
ревателя ‘агентства Рейтер, план преду-
сматривает: .

eosqaHne © временного. правительства jaa
нынешней англо-американской Бизонии и
французской зоны оккупации;

территориальную. реорганизацию земель,
	нынешние гранипы которых определяются
	зональным разделением Германии; ‚

‚избрание учредительного собрания и Co-
ставление этим собранием проекта KOHCTEH-
туции;
	’Открытое письмо
	`Протест против американского вмешательства
° в предвыборную кампанию в Италии
	Беседа Тэйлора с де Гаспери
	РИМ; 9 апреля. (ТАСС). Бюр` печати
Всеобщей итальянской конфедерации труда
(ВИБТ) сообщает, что’ предеедатель Нацио-
нального профеоюза портовых и складских
рабочих США Гарри Бриджес обратилея Е
ВИЕТ < письмом, в. котором выражает. от
имени членов этого профсоюза протест про-
тив вуешательслва представителей прави-
	тельства. США, включая самого - государ-
	ственного секретаря‘ тенерала Мариталла, в
предвыборную борьбу в Итални. Эти  дей-
ствия, роворится во письме; «нарушают
основное. право ‘народов’ голосовать на вы-
борах так, как ови сами считают нужным».

В своем письме: Бриджес разоблачает про-
вохимую в США кампанию, которая имеет
пелью заставить американских граждан
итальянского происхождения посылать ©во-
им друзьям и родным в Италию письма,
Убеждающие их голосовать так, как’ этого
хотят правительственные круги США. .

В ответном письме секретарь ВИЕТ Ди
Витторио выразил «чувство глубокой сим-
патии итальянских трудаящихея к тем’ тру-
дящиамея Америки, ‘которые проявляют му-
жество, сопротивляясь чудовищному дазвле-
нию империалистов и солидаризируяеь с
итальянскими братьями».
	указывает, что; о сведениям из политиче-
ских кругов, бёседа де Гаспери с Тэйлором
касалась выборов в Законодательное собра-
ние Италии, предстоящих 18 апреля.
		от американских работников просвещения
	ВАШИНГТОН, 7 апреля. (ТАСС). Делега-
ция работников просвещения, в которую
	входят профессора Нью-Иоркекого универеи-.
	тета’ Брэдли и Фейрчайлд и директор про-
грессивной организации «Джефферсоновская
школа сонйальных наук» Сельсам, передала
для опубликования в печати открытое писъ-
vo Трумэну и министру юстиции Кларку,
потписанное 150 американскими работни-
ками просвещения, преподающими в
университетах.

В: письме выражается тревога по поводу
Того, что «каждый чиновник правительства
США берет на себя право официально 0б’-
являть преподавание и изучение экономиче-
ской философии подрывной деятельностью.
Мы ечитаем, что всякая группа, в том: чис-
ле марксисты, имеет право, согласно амери-
ханской конституции, преподавать и про-
	пагандировать свои идеи, а тавже, что сту-
денты, независимо от того, являются ли они
марксистами или нет, имеют право изучать
марксизм».

„В письме говорится,  a0, когда министр
юстиции клеймит такие учреждения, как
«Джефферсоновская школа», в качестве под-
рывных, в особенности без расследования их
деятельности или суда над ними, это пред-
ставляет собой чрезвычайно опасный шаг
по: установлению контроля над мыслями и
созданию. полиции для контролирования мы-
сли. Если марксистевие школы можно 06’-
являть подрывными, тогда преподавателям
социальных наук, пользующимся маркеист-
скими материалами или выражающим марк-
систекие взгляды, можно быстро приклеить
тот же ярлык. Свобода изучения будет по-
‘ставлена под серьезную угрозу.
	РИМ, 9 апреля. (ТАСС). Газеты ео0б-
щают, что премьер-министр Италии де Гас-
пери принял’ личном представителя Тру
мэна Майрон Тэйлора, прибывшего в Рим
тля. совещания .c папой. Газета «Паэзе»
		Кубинская газета о межамериканекой коншеренции в Боготе.
	НЬЮ-ЙОРВ, 7 апреля. (ТАСС). Выходя-
Wad. B. Гаване газета «Нотисиас де ой»
подвергает критике конференцию в Боготе.
Газета пишет, что парагвайский, чилий-
ский, доминиканский, бразильский и ника-
рагуанский. диктаторы, & также кубинский
представитель в Вашингтоне Вельт «бешено
аплодируют знтикоммунистическому пред-
ложению США и, таким образом, послушно
выполняют. директивы Трумэна и Маршал-
ла». Шо словам газеты, конференция в
	* Вак передает агентство Рейтер, англий-
ский авианосец «Трайэмф» в сопровозкдении
эскадренного. миноносца «Чевиет» вышел из
Мальты. в Венецию и Триест..

Рабочая, социалистическая и. кресть-
янская партии Ямайки об’явили о своем от-
казе поддержать законодательство о предо-
ставлении Соединенным. Штатам в аренду
на 99 лет военных баз. на Ямайке, Это. за-
явление последовало за. ренением о. ‘иродле-
нии прав Соединенных Штатов. на: авиа-
ционные базы еще на один тод в ожидании
принятия постоянного закона. Е
	ния. Цомимо <ерьезных конструктивных
недостатков он отличался незначительной
скорротрельноствью ` и плохой `кучностью.
Естественно, что создатели ручных пулеме-
тов не пользовались конструктивными прин-
ципами пулемета Шоша.
	_Н. Коржов очень скупо и бледно расска-
зывает о таких корифеях: в области разви-
тия автоматического оружия, ‘какими явля-
ются В. Г. Федоров и Ф. В. Токарев. Оба кон-
структора создали. оригинальные. конетрук-
ции оружия. Руками: В. Г. Федорова был ‘с0-
здан. первый автомат и написано: первое ру-
ководство, . по: которому ‘училиеь наши- кон-
структоры. За время своей научной деятель-
ности профессор В. Г. Федоров. опубликовал
более двалцати трудов о руеском автомати-
ческом оружии. За выдающиеся заслуги в
области научной разработки основ конструи-
рования автоматического оружия правитель-
	ство наградило В. Т. Федорова орденом
	Ленина и присвоило звание генерала. hak
же можно умолчать об этом в статье об авто-
матическом оружии?
	Невнятно. ‘расоказывается в статье и о
работах В. А. Дегтярева. Автор. отводит этим
работам всего полтора десятка строк: Здесь
уместно напомнить слова В: Е: Ворошилова:
«В разрешении ‹ пулеметной проблемы
сыграл наряду © другими конструкторами
главнейшую роль конструктор :Дегтярев...»:
Столь высокая оценка заслуг т. Дегтярева
обязывала Н. Коржова более подробно рас-
сказать о сконструированном им ‘ручном
пулемете, а также листолете-пулемете. об-
разца 1940 года; наконец, о создании им в
соавторстве е Г. С. Шпагиным мощного зе-
нитного морского пулемета; В 1941 году,
когда враг рвался к столице нашей Роди-

ны — Москве, В: 4. Дегтярев в кратчайший
срок разработал и поставил на производство
простое в изготовлении и в обращении ‘©
	Вим; HO CHIbHOG противотанковое ружье.
	Известно, какую большую, роль сыграло это
ружье в отражений атак’ вражеских танков.
Советские воины-бронебойщики в любовью
	Боготе «созвана ве целью распространить
и укрепить финансово-экономическое гос-
подетво Соединенных Штатов в Латинской
Америке». Газета обвиняет правительство
СПГА в поошрении военно-фашистских клик
в Латинской Америке в их наступлении на
интересы ‘народа. Вашингтон пытается,
пишет газета, насадить во всей Латинской
Америке «демократические режимы», по-
добные паратвайскому режиму Мориниго
и доминиканскому режиму Трухильо.
	= В США официально об’явлено, что
американская аруия, флот и авиапия раз-
работали совместный проект создания сети
военных баз на Алеутских островах.

% Крейсер «Акилез», купленный Ин-
дией у Англии, прибудет в Индию осэнью
и будет называться «Дели».

# На верфи «Коккум» в Мальме (Шве-
ция) заканчивается вооружение эскадренно-
го. миноносца «Эланд»о водоизмещением
1809 тоян. Е :
	назвали его «золотым ружьем». Стоило’ хо-
тя немного сказать и об:этом ружье.

В том разделе статьи, тде речь идет об
автоматических винтовках, автор’ называет
имена только двух наших конструкторов —
Симонова и Токарева. В качестве даты с03-
лания такой винтовки называется 1936 год
(винтовка Симонова). Но так ли это? Разве
только в 1936 году русские” оружейники
занялись автоматическими винтовками?
Ведь еще в 1889 ‘оду оружейный мастер
Двоеглазов’ разработал конструкцию первой
автоматической: винтовки. £5 лет спустя
русский солдат Яков Рощепей в полковой
мастерской: изготовил” модель автоматиче-
ской винтовки: В дальнейшем на’ различных
конкурсах и испытаниях участвовали об-
разцы автоматических. винтовок Токарева,
Дегтярева; Федорова, Щукина, Фролова и
других русоких конструкторов. Пытливая
конотрукторская. мысль наших  соотече-
ственников предвосхищала развитие техние
ки оружейного дела за рубежом. Это и сле-
довало подчеркнуть автору статьи: «Автома-
тическое оружие».

Сравнение нашего’ автоматического ору-
жия © нноотранными образцами показывает
превосходотво его над ними. В частности,
неоценим вклад, внесенный в эту область
знатным советоким оружейником лауреатом
СОталинокой премии локлором технических
наук ©. В. Токаревым. Он сорок лет непре-
рывно создает различные системы автома-
тических винтовок и других образцов
стрелкового вооружения. Весь офицерский
состав хорошо знает, в частности, боевой
пистолет «ТТ» (Тульсклй-Токарев), приня-
тый на вооружение в Советской Армин.
Нелишне подчеркнуть, что разборка и сбор-
ка этого пистолета не требуют никаких пн-
струментов. Тем более странно видеть в
статье Н., Коржова всего девять бледных
строчек, посвященных этому русскому уче-
HOMY.
	2; иностранный отдел — & 2-03-52; отдел пропзганды —
К 0-26-80. доб. 1-31; начальник издательства — К 0-96-80.
	МОРСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ХРОНИКА
	(По сообщениям иностранной печати иградио)
	Новые книги
	Вышел из печати   том Дипломатиче-
ского словаря. Главная редакция А. Я. Вы-
шинокого и. С. А, `Лозовского. (Госполитиз-
дат, 1948, 856 стр., цена 40 руб.).
	Дипломатический. словарь содержит Ha-
учно-справочный материал по дипломатии,
главным образом нового и новейшего вре-
мени, и охватывает. события до 1 мая
1947 т. r 2

Словарь дает основные сведения 0 меж“
дународных конгрессах и ‘конференциях,
излагает содержание договоров, конвенций
и других дипломатических актов, об яеня-
ет основные понятия из области междуна-
родного права, имеющие непосредетвенное
отношение к вопросам внешней политики
и дипломатии: содержит краткие данные 0
наиболее крупных дипломатах различных
стран:.

Дипломатический словарь издается в двух
томах. В Гтом включены статьи от А ло В;
	Сухо и отвлеченно рассуждает Н. Воржов
о напболее массовом виде автоматического
	оружия, получившем. распространение
всех родах войск. — пистолете-пулемете. А
	именами:

ее
	лантливейших  советеких конструкторов.
Всему миру известен автомат «ПД» образ
цз 1940 г.— В. А. Дегтярева. Автором зна-
менитого «ПШ» образца 1941 г. является
ученик Дегтярева, лауреат Сталинской пре-
мии Г. С. Шпагин. Отличную оценку полу-
чили пистолет-пулемет образца 1943 г.
«ПС» — инженера Судзева. Пистолеты-
пулеметы полностью оправдали себя в боях
на дальних подетупах к Москве, ‘у стен
Ленинграда, в уличных боях в Сталинграде,
при штурме Берлина. Создание советских
образцов. пистолета-пулемета представляет
с0бою значительный вклад в дело воору-
жения нашей армии. .

Н. Коржов, столь старательно описываю-
щий устарелые иностранные системы ору-
HUA, Jaws не вопомнил, кто же создавал
советские пистолеты-пулеметы.

Не нашлось в статье Ч. Коржова слов по
таком новаторе, как Герой Социалистическо-
го Труда Б. Г. Шпитальный. Созданное им
замечательное оружие широко известно всем
воинам нашей страны.
	Проверка, которую пропьло советское. ав-
томатическое. оружие в: сражениях Великой
Отечественной войны, показала его велико-
лепные качества. Широко применялось оно
н в военно-морских силах, особенно в мор-
ской пехоте. Рассказать об этом оружии на-
шей молодежи — осоавиахимовцам — боль-
шая ‘и почетная задача: К сожалению,
Н. Коржов не справился с этой задачей. Ем
путанная, а местами просто ошибочная,
статья не. может. обогатить читателя полез-
ными знаниями. Она вызывает лишь чув-
ство досады и’ недоумения.
	Майор С. ЮРЧУН.
	‚ Ответственный редактор
---П. МУСЬЯКОВ.
	К отказу в выдаче паспорта Изаксону.
для выезда в Париж.
	ВАШИНГТОН, 9 ‘апреля. (ТАСС). 106у-
дарственный департамент США вновь отка-
зал в выдаче паспорта члену палаты пред-
ставителей от американской рабочей пар-
тии Изаксону (от города Нью-Йорк) для
поездки в Париж в качестве наблюдателя
на ‚ Международную конференцию помощи
демократической Греции. В связи с этим
член палаты представителей демократ Е Блейн
(от штата Нью-Йорк) осудил действия гд-
сударственного департамента как «ярчай-
ший пример произвольных Методов». «По-
	моему, —— сказал он, — настало время
правительству вернуться к основным прин-
ципам свободы’ личности».

Изакеон выступил с заявлением, в ко-
тором ‘указал, что он будет продолжать
борьбу за принцин свободы передвижения и
«право американцев знать правду, а не вос-
принимать насильно  навязываемую пм
одностороннюю пропаганду, распространяе-
мую печатью. и радио, находящимися в ру-
ках крупных дельцов, возглавляемых
Уолл-стритом и нефтяными картелями»:
	В защиту русских оружейников

ве вниго мы находим и сведения © том, что
скорострельная батарея капитана: Головина
в. бою под Турну-Магуреле- открыла мет-
кую стрельбу и через четверть часа подави-
ла огонь противника: Как видим, Н. Коржов
неправильно оценивает роль картечниц в
боях того времени.
	Автор весьма подробно рассказывает о
взаимюдействии частей пулемета, «Максим».
Зачем это сделано — нензвестно. Ведь об
этом самым подробным образом написано в
многочисленных наставлениях; брошюрах,
пособиях и ‘учебниках. Другое дело, еели
бы Н. Воржов ознакомил читателей в тем
новым, что’ внесли русские оружейники в
конструкцию пулемета. Правда, в статье
упоминается о надульнике, изобретенном
Капитаном Н.`Н. Жуковым. Но’только та-
ким напоминанием нельзя было огравичи-
ваться. Огромный вклад в дело освоения
станковых пулеметов и в ‘их конетрувдию
внесли тульские оружейники, в частности
известный мастер И. А. Пастухов, Но © его
работе. автор статьи также ничего не’ то-
_ворит, .
	В статье подробно рассказывается ©
французском ручном пулемете Шоша. «Ти-
пичным представителем оружия этого ро-
да— пишет Н. Коржов,— явился ручной
пулемет Шоша». Больше того, Н. Коржов
утверждает, что все появившиеся впослед-
ствий ‘ручные пулеметы были построены на
принципе пулемета Шоша. Такое утвержде-
ние противоречит истине. Известно, что этот
пулемет отличался громоздкостью, 8 его де-
тали, например, коробка, мешали работе
стрелка. Вот ‘почему даже во. французской
армии пулемет Шоша был снят с вооруже-
	Русские ‘инженеры и изобретатели внес-
ли большой и ценный вклад во все области.
военного дела. Много и плодотворно они по-
работали также и над развитием всех видов
‘автоматического орузкия. ‚ Великая Отече-
ственная война со всей наглядностью 1по--
казала превосходство советского автемати-
ческого оружия над иностранными образ-
пами. В этом заслуга наших талантливых
оружейников, имена которых пользуются
заслуженным  уваженлем в признатель-
ностью у воинов армии и флота. Наш народ
веегла славился мастерами оружейного дела,
такими самородками-изобретателями, как,
набример, московокий пушкарь Андрей Чо-
хов и многие другие талантливые люди на-
шей страны:
	Вотественно, что: каждый, кто взялся бы
	расеказать в нашей печати 00 автоматиче-
	ском оружии, должен был бы прежде всего
	обратиться к трудам в этой области ©ооте-
чественников, подчеркнуть их влияние на
	чественников, подчеркнуть их влияние Н&
деятельноеть иностранных военных изобре-
тателей. № сожалению, этого нельзя сказать
0$ Н. Коржове — авторе статьи «Автомати-
ческое оружие». напечатанной в журнале
«За оборону» (№ 12 за 1947 гол). Почти
три четверти статьи посвящены довольно
обстоятельному показу иностранного авто-
матического оружия. расхваливанию заве-
домо устаревших образцов его. В то же вре-
мя 06 отечественном оружии, о его изобре-
тателях и вонструкторах  Н. Воржов говорит
BGKOJB3b. MHMOXOIOM, TOM самым принижая
		По поводу. неправильной статьи в’ журнале. «3a - оборону»
	сии. Но автор ничего не говорит © других
устройствах подобного рода, например о
«Ермаковой пушке», применявшейся, как
это‘видно из названия, еще Ермаком, о мно-
гоствольной батарейке, ‘находившейся на
вооружении гарнизона Царево-Городище,
Тобольской губернии, в ХУГ веке, о скоро-
_стрельной батарее русского изобретателя
Нартова, состоявшей из 44 мортирок. Но
зато  Н. Боржов считает необходимым на-
помнить читателю о «рибодекенах» и «орга-
нах» — первых многоствольных  устрой-
ствах, сконструированных за границей. Та-
кое неполное и одностороннее перечисление
‘первых образцов автоматического оружия,
безусловно, принижает роль русских ору-
жейников.

’. Говоря-© дальнейшем развитии оружия,
автор не всегда правильно излагает псто-
рические факты. Например, он весьма поло-
жлтельно отзывается ©’ карфтечнице Bapa-
новского, но тут же делает неправильный
вывот: «большой вес значительно снижал
	их (картечниц. -— С. Ю.) ценность в 601».
	Вюнечно. если сопоставлять вес картеч-
ницы Барановокого © весом современных 96-
разцов оружия, то можно наввать ее тяже-
‘лой. Однако во времена боевого использо-
вания картечниц их вес по сравнению с дру-
‘гими видами такого же оружия не считался
очень большим. ‘Вартечницы действовали
	весьма эффективно. Чтобы убедитвея в этом,
достаточно напомнить, кав русские войска
	удачно применяли хартечницы Барановеко-
‘ro пол Плевной в русско-турецкой войне
	‘ro под Млевной в русско-турецкой войне
1877—1878 rr. Как свидетельствует
‚В, Федоров в своей. книге «Пулеметное де-
‘10», изданной в 1907 году, огонь картеч-
ниц. был <убийственен и страшен». В:той
	Рассказывая 00 истории создания авто-
уалического оружия, Н. Коржов упоминает
только «вороку» — одно из первых много-
ствотьных устройств, изобретенных в Рос-
	Издатель: МИНИСТЕРСТВО
ВООРУЖЕННЫХ. СИЛ СОЮЗА ССР.
		Москва. Большой Козловский пер., дом 6. Телефоны: пля справок — К 2-05-37; отв. cexpeTape редакции — К 3-89-68;

чел вмузов — К 0-96-80, доб 655: отдел партийной ‘и. комсомольской жизни = K 2-09-02; иностранный бтдел— К:

ы = К 0-26-80, доб. 52: отдел. информации — К 0-26-80, доб. 1-04; отдел писем — К 0-26-80. доб, 1-31;. началь
Е coe ‘поб 1-29; бухгалтерия — К 9-07-02: отдел poanucka — K 2-05-17,
	АДРЕО РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЕСТВА: Москва, Большой
К 2-05-90; отдел авиации — К 2-07-53; офдел вмузов — КО
г HORAN пк‘ 197. атлоп vvuaetTvonT => К 0-96-80.
	Типография газеты ‹Правда» имени Сталина: