2 февраля. 1947 Г., воскресенье.

№ 28 (2515).
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Практическая ‘учебе
	@ паруснь
	Среди различных учебных кораблей на-
шего флота имеются и парусные. Трудно пе-
реоценить пользу практики на таких Ko-
раблях, особенно с точки зрения воспитания
слель ценных качеств для каждого моряка,
как выносливость, расторопность, физиче-
ская закалка. Плавание на парусниках дает
курсантам богатую морскую практику, и
роль таких кораблей остается очень важной.

Зетом 1946 года парусные корабли ис-
пользовались как учебные. Однако загрузка
их была недостаточной. Надо полагать, что
в предстоящую летнюю кампанию они будут
. использованы более эффективно, и училища,
‚ Боторые пришлют на них своих курсантов,

перестроят программу практики.
Ирежде всего надо устранить из про-
. Трамм лекции и особенно по тем предметам,
по которым их можно читать в училище, но
‚ Ев на учебном корабле.

Чем должны заниматься практиканты на
учебно-парусных кораблях?

На наш взгляд, летняя практика там дол-
Жна состоять из изучения парусного дела
(рангоута, стоячего и бегучего такелажа,

° парусов, команд), изучения боевой и повее-
дневной организации корабля. обязанностей
но общекорабельной и специальным служ-
бам корабельных нарядов, освоения штур-
‚ манской прокладки и астрономических опре-
делений и, наконец, привития курсантам
тех качеств, без которых немыелим моряк, а
именно—надо приучить курсантов испол-
‚нять службу и в самых трудных условиях.
Обучение курсантов парусно-такелажно-
му делу будет проводиться под руководет-.
_вом офицеров, старшин и матросов кораблей,
которые. уже достаточно для этой цели под-
готовлены. Предиолахаем, что прежде чем
курсанты выйдут на корабле в море, они
еще на стоянке в базе детально изучат
свои обязанности при работах с нарусами.
iB ator же период целесообразно проводить и
занятия на шлюпках. Продолжительность
такого периода зависит от успехов курсан-
10в: чем быстрее они изучат парусное дело
при стоянке корабля на якоре, тем быстрее
их можно выпустить в море. Время стоянки
на якоре можно сократить, если курсанты,
еще будучи в училище, постараются деталь-
но изучить шлюцшку и твердо выучить на-
звания частей вооружения больнюго парус-
кого корабля. }

Рекомендуется все работы на корабле, а
тавже и занятия на, шлюпках, проводить при
любой погоде. Неправильно лелают там. гле
	ннохую погоду используют для чтения лек-
	ций и таким образом оберегают будущих
морских офицеров от ненаетья, -воспитывая
из них людей, трудно переносящих шторм,
ливень и т. ип.

Йри выходе корабля в море занятия кур-
сантов лучше всего распределять таким об-
разом: одна треть личного состава занята
на вахте у парусов, одна треть -—— на штур-
манской прокладке и одна треть отдыхает.

Сейчас учебно-парусные корабли готовят-
сл к летней кампании. В связи с этим уме-
CTHO поставить вопрос о внимании к этому
	Командиру тральщика капитан-лейтенан-
ту Козлову было приказано оказать помошь
севшему на мель кораблю. Терпящий бед-
ствие корабль находился близ берега. Глу-
бина 6 позволила тральщику подойти к
нему ближе чем на полкабельтова. Траль-
щик отдал якорь. На корабль завели бук-
сирный конец и нопробовали стянуть его
с банки. Однако буксировка не удавалась.
Тогда командир тральщика рёшил приме-
нить другой спо6об.

На корабль вновь завели буксярный ко-
нец. Тральщик заработал винтами, и силь-
‘ная струя воды размыла грунт нод кормой
и3а нею метров на 5—7. Затем машины бы-
ли застопорены. На тральщике начали вы-
	Хх кораблях
	делу. Как это ни странно, но интереса к па-
русным кораблям не проявляют как раз те
ортанизации, которые должны были бы не-
посредственно быть заинтересованы в них.
Мы имеем в виду военно-морские училища.
Больше того, некоторые руководители учи-
лищ склонны думать, что современное раз-
витие технических штурманских средств
исключает всякую необходимость приобре-
тать практику на парусных кораблях. По-
добные доводы лишь подчеркивают, к сожа-
лению, как далеки эти руководители от фло-
та, от его запросов и требований.
	Отметим, что недооценка учебы на парус-
ных кораблях отрицательно сказалась на
практике курсантов в минувшем году. Прак-
	THR прошла не совсем так, как, хотелось бы.
	Бо-первых, программа не учитывала спе-
цифики парусного корабля: во-вторых. лиз-
	НЫЙ состав кораблей не был достаточно пох-
	готовлен для обучения, курсантов; в-треть-
их, руководители практики курсантов. от-
носились с большим недоверием к высотам,
на которых закреплены паруса и где при-
	холится работать их питомнам.
	понечно, работать на парусном корабле—
дело сложное и трудное. Но разве можно из-
34 этого отказываться от практики? Вывод
должен быть иным. Надо добиваться серь-
езного отношения к делу, безупречной дие-
	циплины, развивать вообразительность КУр-
	сантов, здоровье и ловкоеть людей, рабо-
тающих на реях. Поэтому каждый курсант,
которому предстоит плавать на учебно-па-
русных кораблях, должен теперь же поду-
мать 0б этом и подготовить себя, особенно
повысить свою физическую культуру. Без
железной хватки в руках нечего лезть на
мачту. Надо приучить себя и к высоте. так
	как придется бегать, ходить, ползать и ра-
ботать в пятидесяти метрах над палубой,
	когда корабль качается и к тому же лует
	сильный ветер. В училищах хватает средетв
(турников, брусьев, вертикальных канатов
и других спортивных снарядов), чтобы вы-
работаль у курсантов необходимые физиче-
ские качества. Надо лишь с толком исполь-
зорать эти средства.

В заключение заметим, что успех практи-
ки на учебных кораблях в немалой степени
зависит от того, как они снабжены имуще-
ством соответствующего качества и pas-
мера, в достаточном ли количестве. Нельзя
давать на них случайные вещи. Если на Ко-
рабле имеется, скажем, блок, то и трос к. не-
му должен быть соответствующего размера
и качества, иначе и без того сложная рабо-
та с парусами еще более усложнится. Надо
полагать, что при подготовке к летней кам-
нании обеспечивающие органы флота так-
же не останутся в стороне и своевременно
сделают все для того, чтобы наши парусные
корабли ни в чем не нуждались. Личный
состав этих кораблей всегла может подска-
зать, что ему нужно от офицеров флотского
тыла, чтобы обеспечить успех будущей лет-
ней практики.
	Капитан 2 ранга А. ПАВЛОВСКИЙ.
		талинградская битва

В то время, когда немцы, остановленныее
советекими войсками у стен Сталинграда,
изматывали свои силы в бесплолных по-
пытках взять город, советекое Верховное
командование подготовило решающие ула-
ры © северо-запада и е юго-востока от го-
рода. Важнейшими предпосылками для осу-
	ществления этих ударов явились своевре-
менное сосредоточение мощных группиро-
BOK COBETCKEX войск и выбор момента для
перехода в решительное . стратегическое
контрнаступление. Нервое было обусловле-
	Ю наличием свое

пемен о тюлтотовленных
	тылу страны стратегических фезервов:
	81т0008 — искусством командования Совет-
ской Армии, блестяще оценивтиего вею опе-
ративно-стратетическую обстановку и су-
мевшего использовать ее с целью нанесения
врагу смертельного удара. Германекое
командование, наоборот, не сумело разо-
браться в обстановке и лишний раз проде-
монстрировало этим дефективность своей
стратегии и шаблонность тактики.

В ноябре 1942 года наступил новый,
решающий этан в битве пол Оталингра-
дом — началось стратегическое контрна-
ступление Советской Армии. Шосле раз-
грома немцев под Москвой это было второе
стратегическое контрнаступление налрих
вооружезных сил за, первые голы Великой
Отечественной войны. Направлением глав-
ного удара был избран сталинградекий
платам.
		дальше. Тогда германокое командование из-
менило направление удара и предприняло
наступление в юго-восточном направлении,
избрав об’ектом действий своих войск
Сталинград.

Выходом к Волге и захватом историче-
ского города немцы ‘расечитывали вбить
тигантекий клин в расположение советских
‘войск и Тазорватв их коммуникации е
ютом. Перорезав Дони Волгу, они хотели
лишить Советский Союз важнейших транс-
портных артерий. У Сталинграла немцы
прелполатали замкнуть круг своих войск,
чтобы затем фазвить намеченный страте-
гический маневр на Москву. Наступлением
на Кавказ имелось в виду отвлечь совет-
ские резервы от ‘направления главного
удара. В ситу этого борьба за Сталинград
приобретала, решающее стратегическое зна-
чение. о

В середине июля 1942 года группировка
немецко-фаптистеких войск, состоявшая из
6-Й и 4-й танковых армий, прорвала фронт
наших войск южнее Воронежа и вышла
в болышую ивлучину Дона. Благодаря #н0-
давляющему численному и техническому
	превосходству в силах и вооружении, 060-.
бенно в танках и авиации, немцам улдалоеь
	оттеснить советские войска и захватить
районы Кантемировки, Миллерова, Морозов-
ской и Боковекой. Со второй половины июля
начинается ожесточенная ‘борьба на даль-
них подетупах к Сталинграду.
	ВБ тот момент, когда противник вел на-
ступление в излучине Дона, Верховное
Командование Советской Армии свосвремен-
но приняло ряд мер по ортанизации оборо-
ны Сталинграла и молетупов к нему. Олно-
временно. Ставкой Главного Командования
был выработан стратегический план раз-
грома противника. Войска, оборонявшиеся
на сталинпрадеком налравлении, были по-
полнены свежими силами, в между Доном
и Волгой созланы оборонительные рубежи.

Борьба на дальних подступах в Сталин-

гралу прололжалась весь август и дорого
обошлась гитлеровцам. Десятками тысяч
трупов нембцких солдат и офицерев был
 устлан путь продвижения противника.
Немпы подтянули свежие резервы пехоты
и танков, усилили авиацию. Ценою огром-
ных потерь им удалось пролвинуться вие-
ред. С первых чисел сентября завязыва-
ются бои на ближних подступах к Сталин-
граду.

Атаки немцев не прекращались ни днем,

чи ночью. С пелью найти уязвимые моета
в обороне советских войск противник не-
однократно менял направления своих уда-
pos, Оначала гитлеровцы попыталиеь про-
рваться в город с юга, но. потерпев неуда-
чу, предприняли такив же нопытки про-
рваться с запала. Наконеп немцы сесредо-
точили почти все свои усилия на северо-
западной и северной окраинах города. Рай-
он заводов стал ареной наиболее обжесточен-_
ной борьбы. Не ограничиваясь наетупле-
нием наземных войск, немцы бросили на
волжекую тверлыню более тысячи самоле-
тов. 100 тысяч самолето-атак произвела,
вражеская авиация, Немецкие самолеты
ебросили на Сталинград около 100 тысяч
тонн бомб. Однако втату не удалось ело-
мить сопротивление. защитников. города и
поколебать их стойкость.

Чем ближе полходили немцы к Оталин-
траду, тем медленнее становилось их про-
движение вперед. Советские войска в улво-
енной силой встречали каждый натиск
противника и наносили ему тяжелые поте-
ри, Только за десять дней сентября немцы
потеряли убитыми свыше 24 тыеяч чело-
век; Наступлению ‘противника советекие
войска противопоставили искусно органи-
зованную многоэшелонную и глубокую 060-
рону, которая носила активный характер
и сопровождалась мощными контратаками
наптих пехотных и танковых частей. Ё обо-
роне торода были привлечены вее виды
оружия. Активно содействовала, сухопутным
войскам Волжекая флотилия. Под пок-
ровом ночи, » нередко и днем через
Волгу переправлялись резервы советских
BOLCK HW немедленно вливались в ряды за-
шитников гола.
	(управляющим) Главной палаты мер и ве-
	сов. ‘Это учреждение он полнял на исклю-
	чительную высоту ий впервые ортанизовзл
в нем большую научно-исслеловательскую
	OTy.

В 1906 т. вышла его книга «К позна-
нию России», содержащая многочисленные
мысли Менделеева © путях, дальнейшего
развития отечественного народного хозяй-
ства. В течение трех месяцев эта книга
была несколько раз переиздана.

2 февраля 1907 г., 73-х лет от роду, Мен-
делеев умер.

Литературное наследие Д. И. Менделеева
составляет 421 печатную работу.

хх
	Бессмертным творением Менделеева яв-
ляется периодический закон химических
элементов (1869—1887 тг.), являющийся
и поныне основой основ для всех химиков.

Периодический закон показал, что вое
	химические элементы завлномерно связаны
	между с0бою. Вели элементы расположить
‚в послеловательноети возрастания их атох-
ных весов, как это сделал Менделеев, ‘te
оказывается, что они периодически. через
правильные промежутки проявляют сход-
ные свойства. Этим было впервые показано,
что все многообразие. химических элементов
и их соединений в природе образует строй-
ную систему, причем их свойства зажоно-
мерно зависят от атомного веса элементов
или ще, как было установлено позднее,
от их атомного номера. В результате поис-
ков закономерностей и взаимозависимостей
известных во время работ Менделеева
64 химических элементов он расположил
их в виде таблицы, которую принято назы-
вать таблицей Менделеева.

Периодический закон не только устано-
вил четкую систему физических и химиче-
ских свойств элементов, но и дал Менделее-
ву возможность предсказать существование
ряда новых, до того времени не известных
элементов. В течение последующих лет ис-
следователи открыли элементы: гелий,
сканлий, германий и другие, подтвердив
предсказания Менделеева.

На основании периодического закона
Менделеев внес фяд исправлений в величи-
ны атомного веса и в данные о свойствах
некоторых элементов, которые ло того бы-
ли неточны или’ неправильны.
	Сегодня исполняется четвертая  годов-
щина заключительного этана Сталинград-
ской битвы, завершившейся исторической
победой советекого оружия. Характеризуя
значение Сталинградекого = сражения,
товарищ Сталин отметил, что оно явилось
закатом немецко-фашистской армии, которая
после разгрома, под Сталинградом не смог-
ла уже чправиться.

Ни одно самое крупное сражение про-
TOL не может итти ни в какое сравнение
< величайшей операцией на окружение,
осуществленной советскими войсками под
Сталянграиом по  тенналыному  замыелу
	Сталинградом по  гентальному замыслу
товаритца Сталина.

Бах известно, маневр Ha окружение яв-
ляется наиболее сложной и эффективной
формой борьбы, осуществлением которой
доститается полное уничтожение или пле-
нение живой силы противника. В Великой
Отечественной войне проблема окружения
ий полного уничтожения крупных вражо-
ских группировок была разрешена Совет-
ской Армией на более высокой теоретиче-
свой и технической базе и в уелювиях, рез-
ко отличавшихся от принлого. Наступа-
тельные операции, заверитаемые окруже-
нием и полным уничтожением противаилеа,
стали закономерным явлением в развитии
советского военного иокусства. 0 них
товарищ Сталин говорил:

«Нельзя очитать случайностью тот факт,
что командование Красной Атмии не только
ссвобождает от врага Советскую землю, но
и не выпускает врага живым с налей зем.
`ли, осуществляя такие серьезные операции
‘по окружению и ликвидации вражеских
армий, которые ‘могут послужить образпом
военного искусства. Это, несомненно. —
признак зрелости наших командитов»-

Прежде чем перейти к изложению оенов-
ных событий Сталинградской битвы, отме-
Тим. что её и последовавшие за ней оте-
рации на окружение вражеских груштиро-
вок отличали следующие особенности:

— большой размах операций й учаетие
в них огромной массы войск и техники;

— глубокое построение‘ боевых порядков
наступающих:

— ведущая роль подвижных войск на
определенных эталах операции.

Все эти операции протекали в условиях
большой активности окруженного против-
ника, оснащенного первоклаесной техникой
и имевшего большую глубину обороны. С
целью оказания помощи своим окруженным
войскам противник часто предпринимал
крупный маневр извне, стремясь контруда-
рами как с земли. так и с возлуха, про-
рвать кольцо окружения.

Все перечисленные особенности и усло-
вия наших крупнейлих опералий на ору-
жение особенно ярко проявились под
Сталинградом. Здесь Советская Армия име-
ла перед собою в высшей степени актив-
пото противника, оснашенного всеми вида-
ми современного вооружения. Окруженные
немелкие армии отчаянно дрались до по-
глетнего момента. имея активную поддерзк-
ку извне. Но противник не устоял перех
могучей силой Красной Армпи и военно-
стратегическим тентом ee PYROBOICTBA..
	Оталинграл занимал исключительно важ-
ное место в замыслах немепко-фаптистеких
захватчиков.

Летом 1942 года терманекое команли-
вание разработало новый стратегический
план, в основу которото была поставлена
весъма ретительная цель — захлестываю-
шим улалом се юго-запада обойти Москву
	в востока, отрезать ‘ее от волжекого и
уральского тыла и потом ударить на Моек-
ву и таких образом в течение одной летней
кампании разгромить Советекую Армию и
сокрушить Советекий Cons. Отеутетвие
второго фронта в Европе дало возможность
немцам собрать большие вилы и состедото-
чить их поотив Советокого Союза. Эти силы
летом 1942 года немпы бросили в направ-
лении на Воронеж. После кровопролитных
боев е советокими войсками противнику
удалось подойти втлотную к городу. Одна-
ко войска Воронежского фронта упорной
обороной, проходившей в сочетания с ре-
шительными  контрудафами, — остановили
продвижение немпев и не пустили их
	© 10 янзаря 1948 года начинается зач
влючительный этап Сталинградекой битвы
ий вместе © тем ее кульминационный
пункт — операция пю ликвидации окружен-
ных терманеких армий. Советекое команз
дование, желая избежать излииинего` крово-
пролития, предложило немцам сдаться. 0д-
нако германекое командование’ отказалось
капитулировать. “Тогда советокие войска
рых приказ товарища Сталина —

иквидировать сопротивляющегося врага.
Е приказ был выполнен.

Важнейшими условиями успеха операции
явились массированные удары арутиллезии
	и решительное наступление стрелковых и
пругих родов войск, задача которых со-
стояла в том, чтобы раздробить окружен
ную груипировку` противника и уничто-
ЖИТЬ 66 по частям. феобенно большая роль
отволилась артиллерии. Ее плотность до-
стигала внушительных размеров, местами
ORS равнялась 200 и более орулиям на ONE
километр. Мощным артиллерийским огнем
в сочетания с ударами оггурмующей пе-
‘XOTH и авнациц группировка немецких
войск под Сталинтралом была в очень ко-
фоткий срок разлроблена Ha лве части —
певерную и южную. Наступавитие е запала,
войска Донского фронта соединились с чае-
тями генерала Чуйкова, нахолившимиея в
Сталинграде. Сначала была ликвидирована,
южная группировка противника, a вслед
за ней и северная. Поняв безналежноеть
гоздавтегося положения, немцы больнтизги
группами стали сдаваться в плен. 2 фев-
раля 1943 тода величайшая в мировой
истории битва завериеилась полной и бле-
стящей победой советокого оружия,

За время операции по ликвидации окру-
женното противника было уничтожено и
пленено до 22 дивизий и ряд других частей
немцев. Свыше 91 тысячи человек и в пх
числе 2.500 офицеров и 24 генерала во гла-
ве с фельдмаршалом Паулюсом были взяты
в плен: Вее воотуженив и военная техника
	противника стали трофеями наших войск,
зах
	Операция по разгрому немецко-фалиет-
ских войск под Сталинградом проходила
одновременно с наступлением  Советекой
Армии и на друтих направлениях фронта,
Немцам было нанесено решительное пора-
жение на Кубани и Северном Кавказе. В
то же время советокие войска разгромили
гитлеровцев под Воронежем и Касторнюой;
прорвали вражескую блокаду пол Ленин-
градом. Юто-восточнее Новгорода был лик-
видирован Демянский выступ, который
` немцы удерживали до последнего момента,
как один из исхолных плацдармов для ва-
ступления. В марте 1943 года советекие
войска овладели фжевско-гжатеко-вязем-
оким плацдармом обороны протявника и
основательно выравняли линию фронта.

Таким образом, битва под Сталингралом
‘явилась генеральным. решающим еражени-
@м, знаменовавшим собою великий. перелом
в ходе Отечественной войны. Этот корен-
ной перелом в войне был подготовлен ин
организован сталинским полководческим
гением, Товарищ Сталин предвилел разви-
тие событий и подчинил своей воле ги-
тантекую битву, завершивигуюся юлным
разгромом войск противника.

_ Победа, одержанная Советокой Армией
пох Сталинградом,—это самая вылающаяся
победа в истерии великих войн. Она была
не случайным, а закономерным явлением
и обусловлена всем ходом войны и преиму=
щеетвами советокой стратегии и тактики
над немецкой стратегией и тактикой.
	Оталингралекое сражение — это венец во-
CHHOTO искусства. великий исторический
пример совершенетва переловой советской
военной науки. Победа пол Сталинградом —
яркое торжество сталинской стратегии и
TARTHRA, торжество тениального плана и
мудрого предвидения товатища Сталина,
проницательно раскрывтиего замыслы врата
и использовавщего слабости его apanriopu-
стической стратегии.

В историю Великой Отечественной вой-
ны, в историю нашей Родины сталинград-
ская победа вошла бессмертным символом
могучей силы советского ‘народа. и величия
стратегического гения товарина Сталина,

Полковник И. КОРОТКОВ
	ным Донец, развить в Донецком бассейне
железную промышленность.

Д. И. Менделеевым была выдвинута идея
подземной газификации каменного угля.
На этот вопрос обратил 06060е внимание
Владимир Ильич Ленин. Ныне подземная
газификация угля в СССР практически
изучается и осваивается.

Пытливый ум Менделеева заинтересо-
вывается атгрохимией, применением удоб-
рений, качеством  сельскохозяйственной
продукции ит. п. К тому, что перечислево
выше, можно было бы прибавить еще его
блестящие работы в области взрывчатых
веществ, кристаллографические и минера-
логические, математические,  педагогиче-
ские, исторические, социологические и да-
же искусствоведческие сочинения.

Характеризуя Менделеева, нельзя не от-
‘метить ето могучий энтузиазм,  иеключи-
тельную трудоспособность, научный опти-
мизм и смелость, которыю так помогали ему
преодолевать неоднократно встававшие па
пути огромные трудности.

Менделеев— естествоиспытатель и ма-
териалист. Его основные химические и фи-
зические труды насыщены материалистиче-
ской диалектикой. Он ненавидел схоласти-
ку и метафизику, хотя в некоторых своих
высказываниях проявлял дуалистичность
своих философских взглядов. Менделеев —
автор самых передовых, революционных
предложений в области науки и техники,
индустриализации страны, планирования
хозяйства — не понимал революционного
движения и классовой борьбы.

Эти противоречия во взглядах Менлелее-
ва однако, не мотут умалить его значе-
ния как революционера в науке, как твор-
ческого тения, не могут уматить его нео-
ценимых заслуг перед нашей Родиной и
наукой, >

К роднику творчества Менделеева обра-
щаются ныне миллионы людей во всех кон-
цах евета, Его труды указывают пути бес-
численным ‹ исследователям.

Великая Октябрьская Социалистическая
революция позволила воплотить в жизнь
	многие мечты Д. И. Менделеева. Правитель-
	ство и общественность Советского Союза не
раз отмечали великие заслуги Менделесва
перед нашей страной.
	Академик С. И. ВОЛЬФКО

He
	Боевые действия в районе Сталинграда
с первых же дней контрнаступления. Совет-
ской Армии приняли небывало пирокий
размах. Войска Юго-Западного и Донского
фронтов из района южнее Серафимовича
19 ноября 1942 гола перешли в наступле-
ние, нанося главный удар в ют0-восточ-
ном направлении. На следующий лень,
20 ноября, навстречу им двинулись войска,
Сталинградекого фронта. нанося удар в се-
веро-залталном налравлении. Через три дня
передовые части всех трех фронтов еоеди-
  НИлИСЬ В районе ‚торода Калача. Величай-
шая в истории войн операция на окружение
крупнейшей группировки противника за-
вершилась. Две лучшие германекие армии,
руководимые генерал-фельдмаршалом Пах-
люсох, были обложены плотной стеной со-
ветских войск.

Немепкое командование заметалось в по-
исках выхода. Оно поставило задачу вой-
скам своих союзников — итальянпев и ру-
мын—во что бы то ни стало удержать в
своих руках среднее течение Дона. Соере-
доточенным в районе Котельникова войскам
фон-Манштейна и труппировке немецких
войск, находившейся в районе Тормосина
и Нижне-Чирской, была поставлена зада-
ча — пробиться к Иаулюсу. Охнажо коман-
дование. Советской Армии своевременно
предупредило маневр противника.

В период с 16 по 30 декабря 1942 года
войска Юго-Западного фронта наголову раз-
били итальянцев. румын ‘и значительное
количество немецких частей на среднем
течении Дона. Тормосино-нижне-чирская
трупитировка немцев была разгромлена и
	лишена возможности прорваться к Oanpy-
	женным ‘под Сталинградом германским
войскам Наулюса. Такая же участь по-
стигла и группировку войск Манттейна на
котельниковском направлении. В фезуль-
тате обе группировки, потеряв значитель-
ное количество убитыми и почти вею тех-
нику, стали поспенино отетупать на юг и
юго-запад, ‘оставив На произвол еульбы
	окруженные под, Сталинградом немецкие
		“Корабль снят с `мели
	бирать буксирный конец, стравливая одно-
временно якорь-цень. Тральшщик вошел в
своеобразный «собственный фарватер». Так
он почти вплотную приблизился к терпя-
щему бедствие кораблю, а затем своими
винтами размыл песчаный грунт под его
килем. Потом. не отлавая буксира более
	3—4 метров, тральщик дал ход, выбирая
одноРременно шиилем якорь-цепь, и снял
корабль с мели.

‚ Капитан-лейтенант Козлов об’явил бла-
тодарность экипажу тральщика за успеш-
ную работу по енятню с мели корабля в
трудных условиях.

fl. ЗЫБУНОВ, В. ДОБРОЖАН,
		Балтийский флот.
	Таким образом, Ударами против группи-
ровок противника в районах Котельникова»
Тормосина и Нижне-Чирской советскими
войсками с большим успехом была осуще-
ствлена новая и весьма сложная форма
маневра-—оперативное обеслечение. Суще-
ство ее заключалось в том, что, не ослабляя
борьбы против окруженной немецкой груп-
пировви, советское командование не толька
отразило маневр пругитировок противника,
пытавитихся прорватьея к окруженным
войскам, но и втребезги разбило их, плот-
Нео тем самым захлоинув еталингралекий
		Накануне турнира сильнейших шахматистов страны
	ЛЕНИНГРАД, 1 февраля. (ТАСС). &
февраля в Ленинграде начинается розыг-
рыш ХУ первенства СССР но шахматам.
20 сильнойтих шахматястов Советского
	Союза ветупают в борьбу за звание чем-
пиона страны.

Сегодня. проведена. жеребьевка участни-
ROB. у

Открытие явления радиоактивности в
Х веке резко изменило предетавления о’
строении атомов. показав их сложность,
наличие в их составе ядер и электронов.
Атомные ядра в свою очередь оказались
сложными образованиями, состоящими из.
протонов, нейтронов и других частиц. Из
их комбинации состоят‘атомы всех элемен-
тов. Далее последовало открытие изотопия
элементов (наличие у одних и тех же эле-
ментов разных атомов, отличающихся по
массе’ и энергии), открытие искусственной
DALHOARTHBHOCTH, возможности деления зто-
мов и взаимных превращений элементов.
Так, в настоящее время найдены в приро-
де и искусственно синтезированы несколько
сот разновидностей атомов химических эле-
ментов, из которых около 330 искусетвениз_
	радиоактивных.
	] ениальньыйй русский ученый
		ческого технологического института, а за-
тем и Петербургекого университета, препо-
давая куре органической, неорганической
и технической химии,

В 1869.7. Менделеев открывает периоди-
ческий закон, выпускает знаменитый труд
«Основы химии», выдержавший эноточис-
	Многие даже выдающиеся научные тво-
рения со временем тускнеют, утрачивают
свое значение. Время — самый стротий
и для научных идей и откры-
TH .

2 февраля исполняется 40 лет co дня
смерти тениальното русского химика Дмит-
рия Ивановича Менделеева. Со времени ог-
врытия им периодического закона и опуб-
ликования труда «Основы. химии» прошло
около 80 лет (книга была опубликована в
1869 г.). И тем не менее творения Менде-
леева светят нам все ярче и ярче. В ието-
рии русской науки и культуры его имя за-
нимает такое ‘же место, как имена Пуш-
кина и Л. Толстого — в литературе, Чай-
ковского и Глинки — в музыке.

Менделеев прежде всего творец одно-

TO из основных законов естествознания.
Своей периодической системой химических
элементов и «Основами химии» он зало-
Жил мощный фундамент для строительства
современного здания химической науки.
° Обладая кипучей инициативой, отром-
ОЙ трудоспособностью, глубокими знания-
ун в самых разнообразных областях химии,
физики, техники и экономики, Менделеев
Целиком отдавал свой силы служению науке
И своей стране.

Менделеева можно назвать провозвест-
НИКОМ и отцом химизации нашего народного.
хозяйства. В своих многочисленных печат-
ных трудах и проектах он о96тро ставил.
задачу превращения нашей страны в эко-
номически независимую, могучую,  инду-
стризльную державу.

x жж \*
	Менделеев родился 27 января 1834 г.
в Тобольске, 15 лет от роду Дмитр
Иванович окончил гимназию. Высшее обра-
зование он получил в закрытом учебном
заведении со строгой дисциплиной — B Пе-
тербургском педагогическом институте на
физико-математическом  факульлоте, дав
обязательство по окончаяии курса прослу-
Жить восемь лет по назначению началь-
ства.

В 1854 г. когла студенту Менделееву
	хУУНУБЬ АНШНЕЙ, DOLAU RGGI МНОРОЧИХ-
ленные издания на русском, & также Ha
английском, немецком, французском и дру-
гих языках. .

Некоторые германские химики пытались
приписать приоритет открытия периотиче-
ского закона Лотару Мейеру. Однако неос-
поримые данные свидетельствуют о том,
что Мейер стал заниматься вопросами пе-
рнодичности элементов не только позднее
Менделеева, но и не сделал тех обобщаю-
щих выводов, которые позволили Менделее-
ву предсказать открытие новых элементов
И свойств. .

В 10—90 годах, на основании личных
поездок и детального изучения минерально-
сырьевой и топливной базы России, Менде-
леев публикует ряд  техно-экономических
  исследований и. статей 0 необходимости
под’ема отечественной каменноугольной,
нефтяной и металлургической промышлен-
ности, намечая многочисленные и смелые
мероприятия для скорейшей реализации его
` проектов. Желая исследовать верхние слои
атмосферы, Менделеев в 1887 г. исполь-
зовал полем воздушного шара для наблю-
дения солнечного затмения. Он отважно
поднялся один и полностью выполнил свою
програми исслелования.

В 1890 г. Менделеев покинул универси-
тет из-за конфликта ¢ министром на-
родного просвещения Деляновым, отказав-
где работал’ учителем гимназии. После за-   шимся во время студенческих волнений
щиты диссертации на степень магистра, в  принять переданную ему Менделеевым пеё-
1859 г. он отправился на два года за гра-  тицию студентов Петербургского универ-
ницу в научную командировку, тде провел   оитета.
исследования над капиллярностью, расши-   В 90-х годах труды Д. И. Менделеева по-
рением жидкостей и температурой абсолют-   лучают мировое признание: он пригла-
ного кипения. Там он впервые установил   шается в Лондон для прочтения фарадеев-
существование критической температуры   кой лекции, избирается членом многочие-
кипения жидкостей. ленных иностранных академий и обществ,

По возвращении Д. И. Менделеев сталю-   получает почетные звзния и медали.
влтся профессором Петербуртекого практи-! В 1893 г. он назначается хранителем

было всего 20 лет, появилась его первая
печатная работа о составе двух минералов.
В 1355 г. Менделеев окончил институт с
золотой медалью. Из-за слабого здоровья
он уехал в Симферополь, а потом в Одессу,

К 40-летию со дня смерти
Д. И. Менделеева
			Многим казалось, что закон Менлелее-
	ва в свете новых открытий рушится. Олна-
	Ко это не так. Наоборот, все эти открытия
литиь утлубили и развили закон Менделее-
ва; в новом виде каждая колонка таблицы
	Менделеева включает, кроме атомного веез
	И порядкового номера, также число элек-
	тронов атома и другие характеристические
константы.
	Периодический закон как общий закон
	природы глубоко диалектичен. Энгельс в
	«Диалектике приролы» писал, что Менде-
	леев, применяя бессознательно тегелевекий
закон о переходе количества в качество,
совершил научный полвиг,
	Непосредственно и тесно связанной с пз-
риодическим законом явилась его книга
«Основы химии», в которой воплощено
столько творческого, обобщающего и на-
правляющего мысль К новым исканиям, что
несмотря на 77-летний ее «возраст», она
продолжает оставаться и сейчас выдаю-
щимся трудом, изучение котсрого является
обязательным для кзждого химика.

В 1863 т. Менделеев приступает к изу-
чению нефтяного дела в Баку. Он страстно
пропагандирует необходимость всемерного
развития добычи и химической переработ-
ки нефти. \
	Менделеев детально изучает. каменно-
угольную промышленность. Он едет в До-
нецкий бассейн, предлатает срочно строить
новые железные хороги, слелать сулохол-